Заявляемое решение относиться к области судостроения, в частности к средствам повышения эффективности винто-рулевого комплекса на судах. Решение применимо в качестве перемещающих (как движитель) и подруливающих устройств для плавательных средств.
Известно устройство водомета (патент RU116462U1, МПК B63H 11/08, B63H 11/10, опубл. 27.05.2012), который содержит водометный движитель с осевым насосом, включающий в себя статор, который обеспечивает вращение ротора водометного движителя, вращающийся полый ротор, установленный соосно в статоре с зазорной полостью, и несущий на внутренней поверхности гребные лопасти, установленные на центральном валу, и сопло камеры нагнетания. В зазорную полость введен пароподводящий патрубок, на наружной поверхности ротора в зазорной полости смонтированы рабочие лопатки паровой турбины, на внутренней поверхности статора в зазорной полости в порядке чередования с рабочими лопатками установлены спрямляющие лопатки паровой турбины, центральный вал выполнен составным, несущим на себе лопасти гребного винта, сопло выполнено подвижным. Данный патент принимаем за прототип.
Это устройство имеет следующие недостатки: 1) пар есть не на каждом судне, 2) прототип целесообразно применять только для подруливающих целей, 3) наличие поворотного подруливающего сопла усложняет конструкцию самого водомета и создает высокие гидравлические сопротивления потоку.
Техническим результатом разработанного решения является улучшение технологических характеристик водомета (движителя-двигателя, т.е. движителя с осевым насосом), устраняющие недостатки прототипа за счет встраивания электродвигателя в корпус водомета.
Технический результат достигается тем, что электроводомет, содержащий водометный движитель с осевым насосом, включает статор, полый ротор, несущий на внутренней поверхности гребные лопасти, спрямляющие лопатки, согласно изобретению, гребные лопасти снабжены на периферии магнитами, спрямляющие лопатки установлены внутри корпуса и соединяют ось вращения обтекателя с корпусом, а электродвигатель встроен в систему охлаждения.
Система охлаждения встроенного электродвигателя максимально эффективная, т.к. магниты и корпус обмотки охлаждаются потоком проходящей воды, что в конечном счете снижает массогабаритные характеристики водомета. В данной конструкции отсутствует механическая муфта для передачи крутящего момента от двигателя к гребному колесу и отсутствуют длинные валы (дейдвуд), карданы и т.д., что исключает дополнительные потери мощности.
Технический результат достигается тем, что в разработанном решении движущая сила обеспечивается за счет мощности электродвигателя, который компактно встроен в корпус водомета, нет поворотного подруливающего cопла и, соответственно, водомет проще и имеет меньшие гидравлические потери при прохождении водяного потока, а сама функция подруливания осуществляется поворотом всего водомета в сборе на нужный угол относительно продольной оси судна. За счет компактности водомета, заявляемое устройство применимо для любых быстроходных, в том числе, маломерных судов, насосов для перекачки воды и водометов для плавающих средств.
Конструкция электроводомета представлена на графическом материале, на котором представлена условная схема устройства, продольный разрез, где 12 -корпус устройства, 1 - магниты на гребных лопастях ротора, 2- гребные лопасти, 3 - передний обтекатель, 4 - уплотнение, 5 - подшипник, 6 - ступица гребного винта, 7 - подшипники, 8 - задний обтекатель, 9 - упорное кольцо, 10-электрическая обмотка (статор встроенного электродвигателя), 11 спрямляющие лопатки.
Электроводомет работает следующим образом. Корпус 12 водомета крепится к судну (серфу) снизу. При подключении электрического тока от источника питания к обмотке 10, за счет вращающегося электрического поля начинают вращаться гребные лопасти 2 ротора, снабженные магнитами 2 гребные лопасти, крепятся к переднему обтекателю 3. Вода перемещается от входа к выходу водомета по обтекателям 3 и 8, струя спрямляется спрямляющими лопатками 11, крепящимися к корпусу 12. За счет реактивного движения воды перемещается корпус водомета и судно, к которому он прикреплен снизу. Корпус 12 водомета выполнен с возможностью поворачиваться на нужный угол относительно продольной оси судна, выполнять функцию для подруливания.
Предлагаемый электроводомет может применяться для любых быстроходных, в том числе, маломерных судов, насосов для перекачки воды и водометов. В перспективе может распространённо использоваться на многих плавающих средствах, насосах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВОДОМЕТНОЕ УСТРОЙСТВО | 2011 |
|
RU2492104C2 |
СУДОВОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2018 |
|
RU2700080C1 |
ВОДОМЕТНОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2020 |
|
RU2760247C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ | 2013 |
|
RU2523862C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - ГРЕБНОЙ ВИНТ | 1992 |
|
RU2045448C1 |
СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ НА ВОДЕ И СКОРОСТНОЕ СУДНО ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ НА ВОДЕ НА ВЕКТОРАХ УПОРОВ ВОДНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2364544C2 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С ЗАБОРТНЫМ ВОДОМЕТОМ ДЛЯ МОРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2019 |
|
RU2782398C2 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2256583C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2012 |
|
RU2540188C2 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2047539C1 |
Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам повышения эффективности винторулевого комплекса на судах. Электроводомет содержит водометный движитель с осевым насосом, статор, полый ротор, несущий на внутренней поверхности гребные лопасти, спрямляющие лопатки. Гребные лопасти снабжены на периферии магнитами, а спрямляющие лопатки установлены внутри корпуса и соединяют ось вращения обтекателя с корпусом. Электродвигатель встроен в систему охлаждения. Достигается улучшение технологических характеристик водомета. 1 ил.
Электроводомет, содержащий водометный движитель с осевым насосом, включающий в себя статор, полый ротор, несущий на внутренней поверхности гребные лопасти, спрямляющие лопатки, отличающийся тем, что гребные лопасти ротора снабжены на периферии магнитами, спрямляющие лопатки установлены внутри корпуса и соединяют ось вращения обтекателя с корпусом, а электродвигатель встроен в систему охлаждения.
Высокочастотный диапазонный генератор | 1955 |
|
SU116462A1 |
ВОДОМЕТНОЕ УСТРОЙСТВО | 2011 |
|
RU2492104C2 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2204502C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСЛЕННОГО ГРАФИТА, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ЕГО ВАРИАНТ | 2003 |
|
RU2264983C2 |
Авторы
Даты
2022-04-14—Публикация
2021-07-28—Подача