СИСТЕМА ЗАПРАВКИ БАКОВ ОТ ОБЩЕЙ ЗАПРАВОЧНОЙ МАГИСТРАЛИ Российский патент 2022 года по МПК B64D37/16 

Описание патента на изобретение RU2764861C1

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности, к системам и устройствам для заправки баков жидкостью.

Известна система заправки баков от общей заправочной магистрали по патенту №133093 RU, содержащая промежуточный и конечный заправляемые баки, общую заправочную магистраль, дренажные магистрали баков, сужающее устройство с зоной пониженного давления, установленное в заправочной магистрали, причем промежуточный бак соединен с заправочной магистралью перед сужающим устройством, а конечный бак соединен с концевой частью заправочной магистрали, дренажная магистраль промежуточного бака соединена с зоной пониженного давления общей заправочной магистрали, созданной сужающим устройством, принятая за прототип предполагаемого изобретения.

Недостатком прототипа является отсутствие в верхней части заправленного промежуточного бака свободного газового объема, необходимого для компенсации температурного расширения жидкости в процессе длительного хранения. Отсутствие свободного газового объема в заправленном баке снижает надежность системы заправки при использовании ее в пневмогидравлической системе ракеты (см. стр. 72 книги «Пневмогидравлические системы двигательных установок с жидкостными ракетными двигателями». Под редакцией академика В.Н. Челомея. М., «Машиностроение», 1978. 240 с.).

Задачей предполагаемого изобретения является устранение указанного недостатка прототипа, а техническим результатом - повышение надежности системы заправки путем компенсации температурного расширения жидкости в баке за счет образования в верхней части заправленного бака свободного газового объема.

Указанная задача решается и технический результат достигается тем, что концевая часть дренажной магистрали промежуточного бака заглублена в промежуточный бак на некоторое расстояние h, обеспечивающее требуемый свободный газовый объем Vсв в верхней части заправленного бака.

Заглубление дренажной магистрали в промежуточный бак на некоторое расстояние h обеспечивает неполную заправку бака с образованием в верхней части бака свободного газового объема, соответствующего расстоянию h, т.к. при достижении уровня заправляемой жидкости конца заглубленной в бак дренажной магистрали заправляемая жидкость будет поступать в дренажную магистраль бака и переливаться по ней в общую заправочную магистраль.

Техническая сущность предполагаемого изобретения поясняется чертежом, на котором приведена его принципиальная гидравлическая схема.

Система заправки содержит промежуточный 1 и конечный 2 баки, общую заправочную магистраль 3, концевая часть которой соединена с конечным баком 2, сужающее устройство 6 с зоной 7 пониженного давления, установленное в общей заправочной магистрали 3, заправочную магистраль 8 промежуточного бака 1, соединенную с общей заправочной магистралью 3 перед сужающим устройством 6, дренажную магистраль 4 конечного бака 2, дренажную магистраль 5 промежуточного бака 1, соединенную с зоной 7 пониженного давления общей заправочной магистрали 3, созданной сужающим устройством 6. Концевая часть 9 дренажной магистрали 5 промежуточного бака 1 заглублена в промежуточный бак 1 на некоторое расстояние h, обеспечивающее при заправке неполную заправку бака 1 и образование в верхней части бака свободного газового объема Vсв, необходимого для компенсации температурных расширений жидкости в заправленном баке при длительном хранении. Наличие свободного газового объема в промежуточном баке повышает надежность системы заправки при использовании ее в пневмогидравлической системе ракеты.

Система заправки работает следующим образом.

При заправке баков 1 и 2 заправляемая жидкость по заправочным магистралям 3 и 8 поступает в конечный бак 2 и промежуточный бак 1 соответственно. Дренаж газов из бака 2 осуществляется в дренажную магистраль 4. Газы из промежуточного бака 1 по его дренажной магистрали 5 поступают в зону 7 пониженного давления заправочной магистрали 3, созданную сужающим устройством 6, далее по общей заправочной магистрали 3 в конечный бак 2 и в его дренажную магистраль 4. Благодаря тому, что концевая часть 9 дренажной магистрали 5 заглублена в промежуточный бак 1 на некоторое расстояние h, заправка жидкостью промежуточного бака 1 будет неполной. При достижении уровня жидкости в баке 1 среза 10 концевой части 9 дренажной магистрали 5 жидкость по дренажной магистрали 5 будет переливаться в общую заправочную магистраль 3, уровень жидкости в баке 1 не поднимается выше среза 10 концевой части 9 дренажной магистрали 5, в верхней части бака 1 остается свободный газовый объем Vсв, соответствующий глубине h заглубления в бах 1 концевой части 9 дренажной магистрали 5. Расстояние h выбирается исходя из условия обеспечения в заправленном баке 1 требуемого свободного газового объема Vсв. В зависимости от геометрической формы промежуточного бака 1 расстояние h, соответствующее свободному объему Vсв, определяется расчетно-графическим способом по чертежу бака 1 или только расчетом. Например, в случае выполнения бака 1 сферическим, расстояние h определяется из решения уравнения Vсв=π(Rh2-h3/3), где R - радиус сферического бака 1. Величина свободного газового объема в баке обычно выбирается равным (4…5) % от общего объема бака [1].

Таким образом, предложена система заправки баков от общей заправочной магистрали, содержащая промежуточный и конечный заправляемые баки, общую заправочную магистраль, дренажные магистрали баков, сужающее устройство с зоной пониженного давления, установленное в заправочной магистрали, причем промежуточный бак соединен с заправочной магистралью перед сужающим устройством, а конечный бак соединен с концевой частью заправочной магистрали, дренажная магистраль промежуточного бака соединена с зоной пониженного давления заправочной магистрали, созданной сужающим устройством, концевая часть дренажной магистрали промежуточного бака заглублена в промежуточный бак на некоторое расстояние h, обеспечивающее требуемый свободный газовый объем Vсв в верхней части заправленного промежуточного бака.

Техническим результатом предполагаемого изобретения является повышение надежности системы заправки путем компенсации температурного расширения жидкости в баке за счет образования в верхней части заправленного бака свободного газового объема.

Литература

1. Пневмогидравлические системы двигательных установок с жидкостными ракетными двигателями. Под редакцией академика В.Н. Челомея. М., «Машиностроение», 1978. 240 с.

Похожие патенты RU2764861C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЗАПРАВКИ РАБОЧИМ ТЕЛОМ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ МАГИСТРАЛИ ЗАМКНУТОГО ЖИДКОСТНОГО КОНТУРА, СНАБЖЕННОЙ ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ КОМПЕНСАТОРОМ ОБЪЕМНОГО РАСШИРЕНИЯ РАБОЧЕГО ТЕЛА, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Цихоцкий Владислав Михайлович
RU2509695C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ ЖИДКИМ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2006
  • Безруких Алексей Дмитриевич
  • Федорычева Ирина Валентиновна
RU2317925C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ЖИДКИМ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2005
  • Безруких Алексей Дмитриевич
RU2300492C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ ГИДРОМАГИСТРАЛИ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2008
  • Тестоедов Николай Алексеевич
  • Косенко Виктор Евгеньевич
  • Бартенев Владимир Афанасьевич
  • Халиманович Владимир Иванович
  • Данилов Евгений Николаевич
  • Близневский Александр Сергеевич
  • Акчурин Владимир Петрович
  • Алексеев Николай Григорьевич
  • Загар Олег Вячеславович
  • Гупало Виктор Кузьмич
  • Воловиков Виталий Гавриилович
  • Колесников Анатолий Петрович
  • Сергеев Юрий Дмитриевич
  • Трубкин Петр Иванович
  • Туркенич Роман Петрович
  • Шилкин Олег Валентинович
RU2392200C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА, СНАБЖЕННОЙ ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ КОМПЕНСАТОРОМ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Цихоцкий В.М.
RU2252901C1
СПОСОБ ЗАКРЫТОЙ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВНОГО БАКА ЖИДКИМ ТОПЛИВОМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Бетковский Юрий Яковлевич
  • Глебов Владимир Васильевич
  • Кликодуев Николай Григорьевич
  • Кучеренко Юрий Стефанович
  • Мищенко Анатолий Петрович
RU2489327C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОЗАПРАВКИ В ПОЛЕТЕ РАБОЧИМ ТЕЛОМ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ МАГИСТРАЛИ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА, СНАБЖЕННОЙ ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ КОМПЕНСАТОРОМ ОБЪЕМНОГО РАСШИРЕНИЯ РАБОЧЕГО ТЕЛА, И СПОСОБ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ 2006
  • Цихоцкий Владислав Михайлович
RU2324629C2
СПОСОБ ЗАПРАВКИ РАБОЧИМ ТЕЛОМ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАГИСТРАЛЕЙ ДОСТАВЛЯЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 2004
  • Цихоцкий Владислав Михайлович
RU2271969C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ ЖИДКИМ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2007
  • Безруких Алексей Дмитриевич
RU2339552C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРЬ РАБОЧЕГО ТЕЛА ИЗ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ МАГИСТРАЛИ СИСТЕМЫ ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ ГЕРМЕТИЧНОГО ОБИТАЕМОГО ПОМЕЩЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ 2012
  • Цихоцкий Владислав Михайлович
RU2497731C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 764 861 C1

Реферат патента 2022 года СИСТЕМА ЗАПРАВКИ БАКОВ ОТ ОБЩЕЙ ЗАПРАВОЧНОЙ МАГИСТРАЛИ

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, в частности к системам и устройствам для заправки баков жидкостью. Система заправки баков от общей заправочной магистрали содержит промежуточный и конечный заправляемые баки, общую заправочную магистраль, дренажные магистрали баков. Конечный бак соединен с концевой частью заправочной магистрали. Дренажная магистраль промежуточного бака соединена с зоной пониженного давления заправочной магистрали, созданной сужающим устройством. Концевая часть дренажной магистрали промежуточного бака заглублена в промежуточный бак на расстояние h, обеспечивающее требуемый свободный газовый объем Vсв в верхней части заправленного промежуточного бака. Промежуточный бак может быть выполнен сферическим. Достигается повышение надежности ракеты. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 764 861 C1

1. Система заправки баков от общей заправочной магистрали, содержащая промежуточный и конечный заправляемые баки, общую заправочную магистраль, дренажные магистрали баков, сужающее устройство с зоной пониженного давления, установленное в заправочной магистрали, причем промежуточный бак соединен с заправочной магистралью перед сужающим устройством, а конечный бак соединен с концевой частью заправочной магистрали, дренажная магистраль промежуточного бака соединена с зоной пониженного давления заправочной магистрали, созданной сужающим устройством, отличающаяся тем, что концевая часть дренажной магистрали промежуточного бака заглублена в промежуточный бак на расстояние h, обеспечивающее требуемый свободный газовый объем Vсв в верхней части заправленного промежуточного бака.

2. Система заправки баков от общей заправочной магистрали по п. 1, отличающаяся тем, что промежуточный бак выполнен сферическим, а глубина h заглубления в бак концевой части дренажной магистрали определяется из решения уравнения Vсв=π(Rh2-h3/3), где R - радиус сферического бака.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2764861C1

Устройство для преобразования однофазного тока 1959
  • Березовский А.Ф.
SU133093A1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Челяев В.Ф.
RU2220062C2
US 8490812 B2, 23.07.2013.

RU 2 764 861 C1

Авторы

Елюкин Николай Никанорович

Козлов Алексей Сергеевич

Никулин Владимир Дмитриевич

Старостенко Владимир Григорьевич

Даты

2022-01-21Публикация

2021-02-12Подача