СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "КОМПЛЕКС ФИГУР ПИЛОТАЖА" Российский патент 2022 года по МПК A61B5/00 

Описание патента на изобретение RU2765674C1

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов.

Из уровня техники известно устройство для определения психофизиологического состояния человека (патент на изобретение RU №2001130178), содержащее датчик электрокожного сопротивления (ЭКС), подключенный к измерительному блоку, отличающееся тем, что в устройство дополнительно введен датчик фотоплетизмограммы (ФПГ), установленный с датчиком электрокожного сопротивления в одном блоке, выходы датчиков подключены через двухканальный измерительный блок к соответствующим каналам блока обработки сигналов, выходы которого соединены с анализатором психофизиологического состояния, а выход его соединен с блоком тест-стимулов воздействия на человека, каждый канал измерительного блока выполнен в виде последовательно соединенных шумоподавляющих фильтров, усилителей и аналогоцифровых преобразователей, а блок обработки сигналов выполнен в виде последовательно соединенных по каналу каждого датчика цифровых фильтров, дифференциаторов, компараторов, причем выход компаратора канала датчика ЭКС соединен с блоком определения психоэмоционального состояния человека, а выход компаратора канала датчика ФПГ соединен с вариометром RR интервалов, выход которого через анализатор RR интервалов соединен с определителем состояния сердечно сосудистой системы, выходы каждого канала блока обработки сигналов соединены с анализатором психофизиологического состояния человека, выход которого соединен с блоком выбора тест-стимулов, воздействующих на человека. Недостатком этого технического решения является невозможность увязки (комплексирования) компонентов профессиональной и функциональной надежности профессиональной деятельности.

Техническая задача, решаемая с помощью заявляемого изобретения, заключается в расширении арсенала методов психофизиологического обеспечения профессиональной подготовки летного состава.

Решение технической задачи состоит в способе нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении пилотажа, который заключается в том, что не позднее, чем за 10 минут до начала выполнения не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса - х1ф - и частоты - х2ф - дыхания;

затем в четкой последовательности выполняют:

1 - разгон скорости, до начала выполнения которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения «разгон скорости» так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х13р, курса - х14р, тангажа - х15р, высоты - х16р;

до начала разгона скорости задают указывают начальную - минимальную - скорость, требуемую - максимальную - скорость - х17з - и требуемое время ее достижения - х18з,

а при выполнении разгона скорости с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей: частоту пульса - x11 - и частоту дыхания - х12 - летчика, крен - х13, курс - х14, тангаж - х15, высоту - х16,

текущую скорость - х17 - и время от начала выполнения разгона скорости - х18, фиксируя величину х18 при выполнении условия х17 = х17з, а по завершении разгона скорости:

1.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ11 = |х11ф - x11| / х11ф, Δ12 = |х12ф - х12| / х12ф,

Δ13 = |х13р - х13| / х13р, Δ14 = |х14р - х14| / х14р,

Δ15 = |х15р - х15| / х15р, Δ16 = |х16р - х16| / х16р;

1.2 - из каждого массива величин Δ11 … Δ16, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

1.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ11 … Δ16 усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m11 … m16;

1.4 - рассчитывают величину m18 как частное модуля разности между текущим - х18 - и заданным - х18з - значениями показателя и его заданным значением - х18з;

1.5 - среднее арифметическое значение величин m11 … m16, m18 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении разгона скорости - IPLN1;

2 - горку, при выполнении которой с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х23р, тангажа - х24р, курса - х25р - и максимальной вертикальной перегрузки - х26р;

при выполнении горки с момента начала до момента окончания ее выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частоту пульса - х21 - и частоту дыхания - х22 - летчика,

крен - х23, тангаж - х24, курс - х25 - и максимальную вертикальную перегрузку - х26,

а по завершении горки:

2.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ21 = |х21ф - х21| / х21ф, Δ22 = |х22ф - х22| / х22ф,

Δ23 = |х23р - х23| / х23р, Δ24 = |х24р - х24| / х24р,

Δ25 = |х25р - х25| / х25р, Δ26 = |х26р - х26| / х26р;

2.2 - из каждого массива величин Δ21 … Δ26, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

2.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ21 … Δ26 усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m21 … m26;

2.4 - среднее арифметическое значение величин m21 … m26 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении горки - IPLN2;

3 - пикирование, при выполнении которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х33р, тангажа - х34р, курса - х35р - и минимальной вертикальной перегрузки - х36р;

при выполнении пикирования с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частоту пульса - х31 - и частоту дыхания - х32 - летчика,

крен - х33, тангаж - х34, курс - х35 - и минимальную вертикальную перегрузку - х36,

а по завершении пикирования:

3.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ31 = |х31ф - х31| / х31ф, Δ32 = |х32ф - х32| / х32ф,

Δ33 = |х33р - х33| / х33р, Δ34 = |х34р - х34| / х34р,

Δ35 = |х35р - х35| / х35р, Δ36 = |х36р - х36| / х36р;

3.2 - из каждого массива величин Δ31 … Δ36, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

3.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ31 … Δ36 усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m31 … m36;

3.4 - среднее арифметическое значение величин m31 … m36 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении пикирования - IPLN3;

4 - вираж левый, при выполнении которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения виража так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х43р, вертикальной скорости - х44р, приборной скорости - х45р - и высоты полета - х46р;

при выполнении виража с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частоту пульса - х41 - и частоту дыхания - х42 - летчика,

крен - х43, вертикальную скорость - х44, приборную скорость - х45 - и высоту полета - х46,

а по завершении виража:

4.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ41 = |х41ф - х41| / х41ф, Δ42 = |х42ф - х42| / х42ф,

Δ43 = |х43р - х43| / х43р, Δ44 = |х44р - х44| / х44р,

Δ45 = |х45р - х45| / х45р, Δ46 = |х46р - х46| / х46р;

4.2 - из каждого массива величин Δ41 … Δ46, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

4.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ41 … Δ46 усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m41 … m46;

4.4 - среднее арифметическое значение величин m41 … m46 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении виража левого - IPLN4;

5 - вираж правый, при выполнении которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения виража так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х53р, вертикальной скорости - х54р, приборной скорости - х55р - и высоты полета - х56р;

при выполнении виража с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частоту пульса - х51 - и частоту дыхания - х52 - летчика,

крен - х53, вертикальную скорость - х54, приборную скорость - х55 - и высоту полета - х56-,

а по завершении виража:

5.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ51 = |х51ф - х51| / х51ф, Δ52 = |х52ф - х52| / х52ф,

Δ53 = |x53p - x53| / x53p, Δ54 = |x54p - x54| / x54p,

Δ55 = |x55p - x55| / x55p, Δ56 = |x56p - x56| / x56p;

5.2 - из каждого массива величин Δ51 … Δ56, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

5.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ51 … Δ56 усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m51 … m56;

5.4 - среднее арифметическое значение величин m51 … m56 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении виража левого - IPLN5;

6 - спираль левую восходящую, при выполнении которой с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х63р, вертикальной скорости - х64р, приборной скорости - х65р;

до начала выполнения спирали задают высоту спирали в максимальной точке - х66з - и время набора этой высоты - х67з,

а при выполнении спирали с момента начала до момента окончания ее выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частоту пульса - х61 - и частоту дыхания - х62 - летчика,

крен - х63, вертикальную скорость - х64, приборную скорость - х65,

высоту полета - х66 - и время от начала выполнения упражнения - х67, фиксируя величину х67 при выполнении условия х66 = х66з,

а по завершении выполнения спирали:

6.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ61 = |х61ф - х61| / х61ф, Δ62 = |х62ф - х62| / х62ф,

Δ63 = |х63р - х63| / х63р, Δ64 = |х64р - х64| / х64р,

Δ65 = |х65р - х65| / х65р;

6.2 - из каждого массива величин Δ61 … Δ65, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

6.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ61 … Δ65 усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m61 … m65;

6.4 - рассчитывают величину m67 как частное модуля разности между текущим - х67 - и заданным - х67з - значениями показателя и его заданным значением - х67з;

6.5 - среднее арифметическое значение величин m61 … m65, m67 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении спирали левой восходящей - IPLN6;

7 - спираль правую нисходящую, при выполнении которой с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения спирали так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х73р, вертикальной скорости - х74р, приборной скорости - х75р;

до начала выполнения спирали задают высоту спирали в минимальной точке - х76з - и снижения до этой высоты - х77з,

а при выполнении спирали с момента начала до момента окончания ее выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частоту пульса - х71 - и частоту дыхания - х72 - летчика,

крен - х73 вертикальную скорость - х74, приборную скорость - х75,

высоту полета - х76 - и время от начала выполнения упражнения - х77, фиксируя величину х77 при выполнении условия х76 = х76з,

а по завершении выполнения спирали:

7.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ71 = |х71ф - х71| / х71ф, Δ72 = |х72ф - х72| / х72ф,

Δ73 = |х73р - х73| / х73р, Δ74 = |х74р - х74| / х74р,

Δ75 = |х75р - х75| / х75р;

7.2 - из каждого массива величин Δ71 … Δ75, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

7.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ71 … Δ75 усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m71 … m75;

7.4 - рассчитывают величину m77 как частное модуля разности между текущим - х77 - и заданным - х77з - значениями показателя и его заданным значением - х77з;

7.5 - среднее арифметическое значение величин m71 … m75 и m77 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении спирали правой нисходящей - IPLN7;

после чего среднее арифметическое значение величин IPLN1 … IPLN7 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении комплекса фигур пилотажа IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как:

«адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5,

«неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1,

«существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1 -

считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения пилотажа и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Технический результат, достигаемый указанной совокупностью признаков, заключается в обеспечении возможности оценить летную нагрузку летчика вертолета с учетом компонентов его функциональной и профессиональной надежности.

Реализация заявляемого изобретения заключается в следующем.

Не позднее, чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика.

Зарегистрированные значения частоты пульса и частоты дыхания усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф=х11ф=х21ф=х31ф=х41ф=х51ф=х61ф=х71ф) и частоты (х2ф=х12ф=х22ф=х32ф=х42ф=х52ф=х62ф=х72ф) дыхания.

1)

С помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения «Разгон скорости» так, чтобы в любой i-и точке этой траектории были известны величины крена (х13р), вертикальной скорости (х14р) и приборной скорости (х15р).

до начала выполнения упражнения задают высоту спирали в минимальной точке (х16з = 10 м) и в процессе выполнения упражнения фиксируют время снижения до этой высоты (х17з).

При выполнении упражнения «Разгон скорости» с момента начала до момента окончания выполнения упражнения с частотой 2 Гц:

регистрируют текущие величины частоты пульса (x11) и частоты дыхания (х12) летчика, применяя для этого датчики, встроенные в снаряжение летчика либо биорадиолокатор, закрепленный в кабине так, чтобы его излучатель и приемник были направлены на лицо летчика,

с помощью бортового оборудования вертолета либо по послеполетному анализу материалов объективного контроля определяют величины крена (х13), вертикальной скорости (х14) и приборной скорости (х15) с привязкой значений к точкам регистрации частоты пульса и частоты дыхания.

По завершении выполнения упражнения:

1.1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения каждой величины от фоновых или расчетных (рассчитанных по математической модели) значений (получая, соответственно значения Δ11, Δ12, …, Δ15):

для x11 и х12 (величины Δ11 и Δ12) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением:

Δi = |хiф -xi| / хiф, i = {11, 12},

для х13, х14 и х15 (величины Δ13, Δ14 и Δ15) - это частное модуля разности между текущим и расчетным (рассчитанным по математической модели) значением показателя:

Δi = |xip-xi| / xip, i = {13, 14, 17};

1.2) из каждого массива величин Δ11 … Δ15, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя, исключают по две максимальных и две минимальных величины. Если имеется несколько одинаковых величин, подлежащих исключению, то из рассмотрения исключают столько их значений, чтобы в итоге были исключены всего две максимальных и две минимальных величины;

1.3) величины, оставшиеся в массивах Δ11 … Δ15 после выполнения предыдущего этапа усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m11 … m15;

1.4) рассчитывают величину m17 как частное модуля разности между текущим и заданным значением показателя и его заданного значения х17;

1.5) среднее арифметическое значение величин m11, m12, m13, m14, m15, m17 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN1

IPLN1 = (m11 + m12 + m13 + m1 + m15 + m17) / 6.

Пример реализации показан в таблицах 1.1-1.4.

До начала выполнения упражнения задали текущую скорость (х17 = 5 ед.) требуемую максимальную скорость (х17з = 40 ед.), время достижения требуемой максимальной скорости (х18з = 50 ед.) и время от начала выполнения упражнения (х18), фиксируя величину х18 как интервал от начала выполнения упражнения до момента выполнения условия х17 = х17з = 40 ед. На основании этого рассчитываем величину m18.

Для каждого показателя x11 … x18 указаны их фоновые (для x11 и х12),расчетные (для х13, х14, х15 и х16) и заданные (для х17 и х18) значения (таблица 1.1). Для простоты изложения значения всех показателей указаны в условных единицах.

Считаем, что число точек регистрации показателей при выполнении упражнения - 10. Зарегистрированные значения показателей представлены в таблице 1.2.

Для каждого значения показателя xi в каждой точке регистрации рассчитана и показана в таблице величина Δi (таблица 1.3).

Затем для каждого массива величин Δ11 … Δ15, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя (величины Δi, указанные в одной строке таблицы), исключаем по две максимальных и две минимальных величины - в таблице исключенные величины зачеркнуты. Таким образом, из каждого массива Δi, содержащего 10 величин (по числу точек регистрации) в рассмотрении остаются 6 величин (таблица 1.3).

Усредняя оставшиеся после исключения величины из каждого массива Δi, рассчитываем их средние арифметические значения, которые являются величинами m11 … m15 (таблица 4).

Величину m17 рассчитывают как частное модуля разности между текущим (х17) и заданным (х17з) значениями показателя и его заданным значением (х17з) (таблица 1.4).

Усредняя величины m11 … m15 и m17, получаем величину IPLN1 (таблица 4). Рассчитанная величина IPLN1 = 0,37.

2)

С помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения «Горка» так, чтобы в любой i-й точке этой траектории были известны величины крена (х23р), тангажа (х24р), курса (х25р) и максимальной вертикальной перегрузки (х26р).

При выполнении упражнения «Горка» с момента начала до момента окончания выполнения упражнения с частотой 2 Гц:

регистрируют текущие величины частоты пульса (х21) и частоты дыхания (х22) летчика, применяя для этого датчики, встроенные в снаряжение летчика либо биорадиолокатор, закрепленный в кабине так, чтобы его излучатель и приемник были направлены на лицо летчика,

с помощью бортового оборудования вертолета либо по послеполетному анализу материалов объективного контроля определяют величины крена (х23), тангажа (х24), курса (х25) и максимальной вертикальной перегрузки (х6), с привязкой значений к точкам регистрации частоты пульса и частоты дыхания.

По завершении успешно выполненного упражнения:

2.1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения каждой величины от фоновых или расчетных (рассчитанных по математической модели) значений (получая, соответственно значения Δ21, Δ22, Δ26):

для х21 и х22 (величины Δ21 и Δ22) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением:

Δi = |хiф - xi| / хiф, i = {21, 22},

для х23, х24, х25 и х26 (величины Δ23, Δ24, Δ25 и Δ26) - это частное модуля разности между текущим и расчетным (рассчитанным по математической модели) значением показателя и его расчетным значением:

Δi = |xip - xi| / xip, i = {23, 24, 26};

2.2) из каждого массива величин Δ21 … Δ26, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя, исключают по две максимальных и две минимальных величины. Если имеется несколько одинаковых величин, подлежащих исключению, то из рассмотрения исключают столько их значений, чтобы в итоге из каждого массива Δi, i = {21, 22, … , 26}, были исключены всего две максимальных и две минимальных величины;

2.3) величины, оставшиеся в массивах Δ21 … Δ26 после выполнения предыдущего этапа усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m21 … m26;

2.4) среднее арифметическое значение величин m21 … m26 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN2

IPLN2 = (m21 + m22 + … + m26) / 6.

Пример реализации показан в таблицах 2.1-2.4.

Для каждого показателя х21 … х26 указаны их фоновые (для х21 и х22) и расчетные (для остальных показателей) значения (таблица 2.1). Для простоты изложения значения всех показателей указаны в условных единицах.

Считаем, что число точек регистрации показателей при выполнении упражнения - 10. Зарегистрированные значения показателей представлены в таблице 2.2.

Для каждого значения показателя xi в каждой точке регистрации рассчитана и показана в таблице величина Δi (таблица 2.3).

Затем для каждого массива величин Δ21 … Δ26, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя (величины Δi, указанные в одной строке таблицы), исключаем по две максимальных и две минимальных величины - в таблице исключенные величины зачеркнуты. Таким образом, из каждого массива Δi, содержащего 10 величин (по числу точек регистрации) в рассмотрении остаются 6 величин (таблица 2.3).

Усредняя оставшиеся после исключения величины из каждого массива Δi, рассчитываем их средние арифметические значения, которые являются величинами m21 … m26 (таблица 2.4).

Усредняя величины m21 … m26, получаем величину IPLN2 (таблица 2.4).

Рассчитанная величина IPLN2 = 0,27.

3)

С помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения «Пикирование» так, чтобы в любой i-й точке этой траектории были известны величины крена (х33р), тангажа (х34р), курса (х35р) и минимальной вертикальной перегрузки (х36р).

При выполнении упражнения «Пикирование» с момента начала до момента окончания выполнения упражнения с частотой 2 Гц:

регистрируют текущие величины частоты пульса (х31) и частоты дыхания (х32) летчика, применяя для этого датчики, встроенные в снаряжение летчика либо биорадиолокатор, закрепленный в кабине так, чтобы его излучатель и приемник были направлены на лицо летчика,

с помощью бортового оборудования вертолета либо по послеполетному анализу материалов объективного контроля определяют величины крена (х33), тангажа (х34), курса (х35) и минимальной вертикальной перегрузки (х36), с привязкой значений к точкам регистрации частоты пульса и частоты дыхания.

По завершении успешно выполненного упражнения:

1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения каждой величины от фоновых или расчетных (рассчитанных по математической модели) значений (получая, соответственно значения Δ31, Δ32, Δ36):

для х31 и х32 (величины Δ31 и Δ32) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением:

Δi = |хiф - xi| / xiф), i = {31, 32},

для х33, x34, x35 и x36 (величины Δ33, Δ34, Δ35 и Δ36) - это частное модуля разности между текущим и расчетным (рассчитанным по математической модели) значением показателя и его расчетным значением:

Δi = |xip - xi| / xip, i = {33, 34, 35, 36};

2) из каждого массива величин Δ31 … Δ36, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя, исключают по две максимальных и две минимальных величины. Если имеется несколько одинаковых величин, подлежащих исключению, то из рассмотрения исключают столько их значений, чтобы в итоге были в каждом массиве Δi, i = {1, 32, 36} исключены всего две максимальных и две минимальных величины;

3) величины, оставшиеся в массивах Δ31 … Δ36 после выполнения предыдущего этапа усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m31 … m36;

4) среднее арифметическое значение величин m31 … m36 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN3

IPLN3 = (m31 + m32 + … + m36) / 6.

Пример показан в таблицах 3.1-3.4.

Для каждого показателя х31 … х36 указаны их фоновые (для х31 и х32) и расчетные (для остальных показателей) значения (таблица 3.1). Для простоты изложения значения всех показателей указаны в условных единицах.

Считаем, что число точек регистрации показателей при выполнении упражнения - 10. Зарегистрированные значения показателей представлены в таблице 3.2.

Для каждого значения показателя xi в каждой точке регистрации рассчитана и показана в таблице величина Δi (таблица 3.3).

Затем для каждого массива величин Δ31 … Δ36, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя (величины Δi, указанные в одной строке таблицы), исключаем по две максимальных и две минимальных величины - в таблице исключенные величины зачеркнуты. Таким образом, из каждого массива Δi, содержащего 10 величин (по числу точек регистрации) в рассмотрении остаются 6 величин (таблица 3.3).

Усредняя оставшиеся после исключения величины из каждого массива Δi, рассчитываем их средние арифметические значения, которые являются величинами m31 … m36 (таблица 3.4).

Усредняя величины m31 … m36, получаем величину IPLN3 (таблица 3.4).

Рассчитанная величина IPLN3 = 0,27.

4)

С помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения «Вираж левый» так, чтобы в любой i-й точке этой траектории были известны величины крена (х43р), вертикальной скорости (х44р), приборной скорости (х45р) и высоты полета (х46р).

При выполнении упражнения «Вираж левый» с момента начала до момента окончания выполнения упражнения с частотой 2 Гц:

регистрируют текущие величины частоты пульса (х41) и частоты дыхания (х42) летчика, применяя для этого датчики, встроенные в снаряжение летчика либо биорадиолокатор, закрепленный в кабине так, чтобы его излучатель и приемник были направлены на лицо летчика,

с помощью бортового оборудования вертолета либо по послеполетному анализу материалов объективного контроля определяют величины крена (х43), вертикальной скорости (х44), приборной скорости (х45) и высоты полета (х46) с привязкой значений к точкам регистрации частоты пульса и частоты дыхания.

По завершении успешно выполненного упражнения:

1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения каждой величины от фоновых или расчетных (рассчитанных по математической модели) значений (получая, соответственно значения Δ41, Δ42, Δ46):

для х41 и х42 (величины Δ41 и Δ42) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением:

Δi = |xi - xi| / хiф, i = {41, 42},

для х43, х44, х45 и х46 (величины Δ43, Δ44, Δ45 и Δ46) - это частное модуля разности между текущим и расчетным (рассчитанным по математической модели) значением показателя и его расчетным значением:

Δi = |xip - xi| / xip, i = {43, 44, 45, 46};

2) из каждого массива величин Δ41 … Δ46, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя, исключают по две максимальных и две минимальных величины. Если имеется несколько одинаковых величин, подлежащих исключению, то из рассмотрения исключают столько их значений, чтобы в итоге из каждого массива Δi, i = {43, 44, … , 46} были исключены всего две максимальных и две минимальных величины;

3) величины, оставшиеся в массивах Δ41 … Δ46 после выполнения предыдущего этапа усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m41 … m46;

4) среднее арифметическое значение величин m41 … m46 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN4

IPLN4 = (m41 + m42 + … + m46) / 6.

Пример показан в таблицах 4.1-4.4.

Для каждого показателя х41 … х46 указаны их фоновые (для х41 и х42) и расчетные (для остальных показателей) значения (таблица 4.1). Для простоты изложения значения всех показателей указаны в условных единицах.

Считаем, что число точек регистрации показателей при выполнении упражнения - 10. Зарегистрированные значения показателей представлены в таблице 4.2.

Для каждого значения показателя xi в каждой точке регистрации рассчитана и показана в таблице величина Δi (таблица 4.3).

Затем для каждого массива величин Δ41 … Δ46, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя (величины Δi, указанные в одной строке таблицы), исключаем по две максимальных и две минимальных величины - в таблице исключенные величины зачеркнуты. Таким образом, из каждого массива Δi, содержащего 10 величин (по числу точек регистрации) в рассмотрении остаются 6 величин (таблица 4.3).

Усредняя оставшиеся после исключения величины из каждого массива Δi, рассчитываем их средние арифметические значения, которые являются величинами m41 … m46 (таблица 4.4).

Усредняя величины m41 … m46, получаем величину IPLN4 (таблица 4.4).

Рассчитанная величина IPLN4 = 0,27.

5)

С помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения «Вираж правый» так, чтобы в любой i-Pi точке этой траектории были известны величины крена (х53р), вертикальной скорости (х54р), приборной скорости (х55р) и высоты полета (х56р).

При выполнении упражнения «Вираж правый» с момента начала до момента окончания выполнения упражнения с частотой 2 Гц:

регистрируют текущие величины частоты пульса (х51) и частоты дыхания (х52) летчика, применяя для этого датчики, встроенные в снаряжение летчика либо биорадиолокатор, закрепленный в кабине так, чтобы его излучатель и приемник были направлены на лицо летчика,

с помощью бортового оборудования вертолета либо по послеполетному анализу материалов объективного контроля определяют величины крена (х53), вертикальной скорости (х54), приборной скорости (х55) и высоты полета (х56) с привязкой значений к точкам регистрации частоты пульса и частоты дыхания.

По завершении успешно выполненного упражнения:

1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения каждой величины от фоновых или расчетных (рассчитанных по математической модели) значений (получая, соответственно значения Δ51, Δ52, Δ56):

для х51 и х52 (величины Δ51 и Δ52) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением:

Δi = |хiф - xi| / хiф, i = {51, 52},

для х53, х54, х55 и х56 (величины Δ53, Δ54, Δ55 и Δ56) - это частное модуля разности между текущим и расчетным (рассчитанным по математической модели) значением показателя и его расчетным значением:

Δi = |xip - xi| / xip, i = {53, 54, 55, 56};

2) из каждого массива величин Δ51 … Δ56, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя, исключают по две максимальных и две минимальных величины. Если имеется несколько одинаковых величин, подлежащих исключению, то из рассмотрения исключают столько их значений, чтобы в итоге из каждого массива Δi, i = {53, 54, 55, 56} были исключены всего две максимальных и две минимальных величины;

3) величины, оставшиеся в массивах Δ51 … Δ56 после выполнения предыдущего этапа усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m51 … m56;

4) среднее арифметическое значение величин m51 … m56 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN5

IPLN4 = (m51 + m52 + … + m56)/6.

Пример показан в таблицах 5.1-5.4.

Для каждого показателя х51 … х56 указаны их фоновые (для х51 и х52) и расчетные (для остальных показателей) значения (таблица 5.1). Для простоты изложения значения всех показателей указаны в условных единицах.

Считаем, что число точек регистрации показателей при выполнении упражнения - 10. Зарегистрированные значения показателей представлены в таблице 5.2.

Для каждого значения показателя xi в каждой точке регистрации рассчитана и показана в таблице величина Δi (таблица 5.3).

Затем для каждого массива величин Δ51 … Δ56, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя (величины Δi, указанные в одной строке таблицы), исключаем по две максимальных и две минимальных величины - в таблице исключенные величины зачеркнуты. Таким образом, из каждого массива Δi, содержащего 10 величин (по числу точек регистрации) в рассмотрении остаются 6 величин (таблица 5.3).

Усредняя оставшиеся после исключения величины из каждого массива Δi, рассчитываем их средние арифметические значения, которые являются величинами m51 … m56 (таблица 5.4).

Усредняя величины m51 … m56, получаем величину IPLN5 (таблица 5.4).

Рассчитанная величина IPLN5 = 0,27.

6)

С помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения «Спираль левая восходящая» так, чтобы в любой i-й точке этой траектории были известны величины крена (х63р), вертикальной скорости (х64р) и приборной скорости (х65р).

до начала выполнения упражнения задают высоту спирали в максимальной точке (х66з = 50 м) и в процессе выполнения упражнения фиксируют время набора этой высоты (х67з).

При выполнении упражнения «Спираль левая восходящая» с момента начала до момента окончания выполнения упражнения с частотой 2 Гц:

регистрируют текущие величины частоты пульса (х61) и частоты дыхания (х62) летчика, применяя для этого датчики, встроенные в снаряжение летчика либо биорадиолокатор, закрепленный в кабине так, чтобы его излучатель и приемник были направлены на лицо летчика,

с помощью бортового оборудования вертолета либо по послеполетному анализу материалов объективного контроля определяют величины крена (х63), вертикальной скорости (х64) и приборной скорости (х65) с привязкой значений к точкам регистрации частоты пульса и частоты дыхания.

По завершении выполнения упражнения:

1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения каждой величины от фоновых или расчетных (рассчитанных по математической модели) значений (получая, соответственно значения Δ61, Δ62, Δ65):

для х61 и х62 (величины Δ61 и Δ62) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением:

Δi = |хiф - xi| / хiф, i = {61, 62},

для х63, х64 и х65 (величины Δ63, Δ64 и Δ65) - это частное модуля разности между текущим и расчетным (рассчитанным по математической модели) значением показателя:

Δi = |xip - xi| / xip, i = {63, 64, 65};

2) из каждого массива величин Δ61 … Δ65, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя, исключают по две максимальных и две минимальных величины. Если имеется несколько одинаковых величин, подлежащих исключению, то из рассмотрения исключают столько их значений, чтобы в итоге из каждого массива Δi, i = {63, 64, 65} были исключены всего две максимальных и две минимальных величины;

3) величины, оставшиеся в массивах Δ61 … Δ65 после выполнения предыдущего этапа усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m61 … m65;

4) рассчитывают величину m67 как частное модуля разности между текущим и заданным значением показателя и его заданного значения х67;

5) среднее арифметическое значение величин m61, m62, m63, m64, m65, m67 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN6

IPLN6 = (m61 + m62 + m63 + m64 + m65 + m67) / 6.

Пример реализации показан в таблицах 6.1-6.4.

Для каждого показателя х61 … х67 указаны их фоновые (для х61 и х62) и расчетные (для х63, х64 и х65) и заданные (для х66 и х67) значения (таблица 6.1). Для простоты изложения значения всех показателей указаны в условных единицах.

Считаем, что число точек регистрации показателей при выполнении упражнения - 10. Зарегистрированные значения показателей представлены в таблице 6.2.

Для каждого значения показателя xi в каждой точке регистрации рассчитана и показана в таблице величина Δi (таблица 6.3).

Затем для каждого массива величин Δ61 … Δ65, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя (величины Δi, указанные в одной строке таблицы), исключаем по две максимальных и две минимальных величины - в таблице исключенные величины зачеркнуты. Таким образом, из каждого массива Δi, содержащего 10 величин (по числу точек регистрации) в рассмотрении остаются 6 величин (таблица 6.3).

Усредняя оставшиеся после исключения величины из каждого массива Δi, рассчитываем их средние арифметические значения, которые являются величинами m61 … m65 (таблица 6.4).

Величину m67 рассчитываем как частное модуля разности между текущим (х67) и заданным (х67з) значениями показателя и его заданным значением (х67з) (таблица 6.4).

Усредняя величины m61 … m65 и m67, получаем величину IPLN6 (таблица 4). Рассчитанная величина IPLN6 = 0,83.

7)

С помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения «Спираль правая нисходящая» так, чтобы в любой i-й точке этой траектории были известны величины крена (х73р), вертикальной скорости (х74р) и приборной скорости (х75р).

до начала выполнения упражнения задают высоту спирали в минимальной точке (х76з = 10 м) и в процессе выполнения упражнения фиксируют время снижения до этой высоты (х77з).

При выполнении упражнения «Спираль правая нисходящая» с момента начала до момента окончания выполнения упражнения с частотой 2 Гц:

регистрируют текущие величины частоты пульса (х71) и частоты дыхания (х72) летчика, применяя для этого датчики, встроенные в снаряжение летчика либо биорадиолокатор, закрепленный в кабине так, чтобы его излучатель и приемник были направлены на лицо летчика,

с помощью бортового оборудования вертолета либо по послеполетному анализу материалов объективного контроля определяют величины крена (х73), вертикальной скорости (х74) и приборной скорости (х75) с привязкой значений к точкам регистрации частоты пульса и частоты дыхания.

По завершении выполнения упражнения:

7.1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения каждой величины от фоновых или расчетных (рассчитанных по математической модели) значений (получая, соответственно значения Δ71, Δ72, Δ75):

для х71 и х72 (величины Δ71 и Δ72) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением:

Δi = |хiф - xi| / хiф, i = {71, 72},

для х73, х74 и х75 (величины Δ73, Δ74 и Δ75) - это частное модуля разности между текущим и расчетным (рассчитанным по математической модели) значением показателя:

Δi = |xip - xi| / xip, i = {73, 74, 75};

7.2) из каждого массива величин Δ71 … Δ75, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя, исключают по две максимальных и две минимальных величины. Если имеется несколько одинаковых величин, подлежащих исключению, то из рассмотрения исключают столько их значений, чтобы в итоге из каждого массива Δi, i = {73, 74, 75} были исключены всего две максимальных и две минимальных величины;

7.3) величины, оставшиеся в массивах Δ71 … Δ75 после выполнения предыдущего этапа усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m71 … m75;

7.4) рассчитывают величину m77 как частное модуля разности между текущим и заданным значением показателя и его заданного значения х77;

7.5) среднее арифметическое значение величин m71, m72, m73, m74, m75, m77 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN7

IPLN7 = (m71 + m72 + m73 + m74 + m75 + m77) / 6.

Пример реализации показан в таблицах 7.1-7.4.

Для каждого показателя х71 … х77 указаны их фоновые (для х71 и х72) и расчетные (для х73, х74 и х75) и заданные (для х76 и х77) значения (таблица 7.1). Для простоты изложения значения всех показателей указаны в условных единицах.

Считаем, что число точек регистрации показателей при выполнении упражнения - 10. Зарегистрированные значения показателей представлены в таблице 7.2.

Для каждого значения показателя xi в каждой точке регистрации рассчитана и показана в таблице величина Δi (таблица 7.3).

Затем для каждого массива величин Δ1 … Δ5, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя (величины Δi, указанные в одной строке таблицы), исключаем по две максимальных и две минимальных величины - в таблице исключенные величины зачеркнуты. Таким образом, из каждого массива Δi, содержащего 10 величин (по числу точек регистрации) в рассмотрении остаются 6 величин (таблица 7.3).

Усредняя оставшиеся после исключения величины из каждого массива Δi, рассчитываем их средние арифметические значения, которые являются величинами m71 … m75 (таблица 7.4).

Величину m77 рассчитывают как частное модуля разности между текущим (х77) и заданным (х77з) значениями показателя и его заданным значением (х77з) (таблица 7.4).

Усредняя величины m71 … m75 и m77, получаем величину IPLN7 (таблица 7.4).

Рассчитанная величина IPLN7 = 0,36.

После расчета IPLN1 … IPLN7 рассчитываем их среднее арифметическое значение (IPLN):

IPLN = (0,37 + 0,27 + 0,27 + 0,27 + 0,27 + 0,83 + 0,36) / 7 = 0,38.

По величине IPLN = 0,38 летную нагрузку при выполнении комплекса фигур пилотажа оценивают как «адекватная».

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-013-00306.

Похожие патенты RU2765674C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ВИРАЖ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Шишов Анатолий Анатольевич
  • Загребина Софья Александровна
RU2764053C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ФОРСИРОВАННЫЙ ВИРАЖ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Солдатов Евгений Сергеевич
  • Конкина Александра Сергеевна
RU2765532C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ГАШЕНИЕ СКОРОСТИ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Солдатов Алексей Сергеевич
  • Бычков Евгений Викторович
RU2765531C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "РАЗГОН СКОРОСТИ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Романов Роман Валерьевич
  • Замышляева Алена Александровна
RU2765535C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "СПИРАЛЬ ЛЕВАЯ ВОСХОДЯЩАЯ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Кисляков Юрий Юрьевич
  • Котлованов Константин Юрьевич
RU2764052C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "СПИРАЛЬ ПРАВАЯ НИСХОДЯЩАЯ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Хабибуллин Наиль Абдулхакович
  • Манакова Наталья Александровна
RU2764054C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ПОСАДКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОКОМПЛЕКСА" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Карпова Татьяна Михайловна
  • Свиридюк Георгий Анатольевич
RU2765537C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Солдатов Сергей Константинович
  • Свиридюк Георгий Анатольевич
RU2765530C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ГОРКА" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Дворников Михаил Вячеславович
  • Бычков Евгений Викторович
RU2765534C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ПИКИРОВАНИЕ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Филатов Владимир Николаевич
  • Замышляева Алена Александровна
RU2765533C1

Реферат патента 2022 года СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "КОМПЛЕКС ФИГУР ПИЛОТАЖА"

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов. Предложен способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении упражнения «Разгон скорости», состоящий в том, что не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф) и частоты (х2ф) дыхания; затем в четкой последовательности выполняют семь упражнений: 1) упражнение «разгон скорости», до начала выполнения которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения «разгон скорости» так, чтобы в любой точке этой траектории были известны необходимые величины, и получают оценку интегрального показателя летной нагрузки при выполнении упражнения «разгон скорости» - IPLN1; 2) упражнение «горка», при выполнении которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны необходимые величины, и вычисляют оценку интегрального показателя летной нагрузки при выполнении упражнения «горка» - IPLN2; 3) упражнение «пикирование», при выполнении которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны необходимые величины, и получают оценку интегрального показателя летной нагрузки при выполнении упражнения «пикирование» - IPLN3; 4) упражнение «вираж левый», при выполнении которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны необходимые величины, и получают оценку интегрального показателя летной нагрузки при выполнении упражнения «вираж левый» - IPLN4; 5) упражнение «вираж правый», при выполнении которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения и получают оценку интегрального показателя летной нагрузки при выполнении упражнения «вираж левый» - IPLN5; 6) упражнение «спираль левая восходящая», при выполнении которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны необходимые величины, и получают оценку интегрального показателя летной нагрузки при выполнении упражнения «спираль левая восходящая» - IPLN6; 7) упражнение «спираль правая нисходящая», при выполнении которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны необходимые величины, и получают оценку интегрального показателя летной нагрузки при выполнении упражнения «спираль правая нисходящая» - IPLN7; после чего среднее арифметическое значение величин IPLN1…IPLN7 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении комплекса фигур пилотажа IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как: «адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1, считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения упражнения и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором. Изобретение обеспечивает возможность оценить летную нагрузку летчика вертолета с учетом компонентов его функциональной и профессиональной надежности. 28 табл.

Формула изобретения RU 2 765 674 C1

Способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении пилотажа, заключающийся в том, что не позднее чем за 10 минут до начала выполнения не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса - х1ф - и частоты - х2ф - дыхания;

затем в четкой последовательности выполняют:

1 - разгон скорости, до начала выполнения которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения «разгон скорости» так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х13р, курса - х14р, тангажа - х15р, высоты - х16р;

до начала разгона скорости задают указывают начальную - минимальную - скорость, требуемую - максимальную - скорость - х17з - и требуемое время ее достижения - х18з,

а при выполнении разгона скорости с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частоту пульса - x11 - и частоту дыхания - х12 - летчика,

крен - х13, курс - х14, тангаж - х15,

высоту - х16,

текущую скорость - х17 - и время от начала выполнения разгона скорости - х18, фиксируя величину х18 при выполнении условия х17 = х17з,

а по завершении разгона скорости:

1.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ11 = |х11ф - x11| / х11ф, Δ12 = |х12ф - х12| / х12ф,

Δ13 = |х13р - х13| / х13р, Δ14 = |х14р - х14| / х14р,

Δ15 = |х15р - х15| /х15р, Δ16 = |х16р - х16| / х16р;

1.2 - из каждого массива величин Δ11 … Δ16, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

1.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ11 … Δ16, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m11 … m16;

1.4 - рассчитывают величину ml8 как частное модуля разности между текущим - х18 - и заданным - х18з - значениями показателя и его заданным значением - х18з;

1.5 - среднее арифметическое значение величин m11 … m16, m18 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении разгона скорости - IPLN1;

2 - горку, при выполнении которой с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х23р, тангажа - х24р, курса - х25р - и максимальной вертикальной перегрузки - х26р;

при выполнении горки с момента начала до момента окончания ее выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частоту пульса - х21 - и частоту дыхания - х22 - летчика,

крен - х23, тангаж - х24, курс - х25 - и максимальную вертикальную перегрузку - х26,

а по завершении горки:

2.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ21 = |х21ф - х21| / х21ф, Δ22 = |х22ф - х22| / х22ф,

Δ23 = |х23р - х23| / х23р, Δ24 = |х24р - х24| / х24р,

Δ25 = |х25р - х25| / х25р, Δ26 = |х26р - х26| / х26р;

2.2 - из каждого массива величин Δ21 … Δ26, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

2.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ21 … Δ26, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m21 … m26;

2.4 - среднее арифметическое значение величин m21 … m26 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении горки - IPLN2;

3 - пикирование, при выполнении которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х33р, тангажа - х34р, курса - х35р - и минимальной вертикальной перегрузки - х36р;

при выполнении пикирования с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частоту пульса - х31 - и частоту дыхания - х32 - летчика,

крен - х333, тангаж - х34, курс - х35 - и минимальную вертикальную перегрузку - х36,

а по завершении пикирования:

3.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ31 = |х31ф - х31| / х31ф, Δ32 = |х32ф - х32| / х32ф,

Δ33 = |х33р - х33| / х33р, Δ34 = |х34р - х34| / х34р,

Δ35 = |х35р - х35| / х35р, Δ36 = |х36р - х36| / х36р;

3.2 - из каждого массива величин Δ31 … Δ36, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

3.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ31 … Δ36, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m31 … m36;

3.4 - среднее арифметическое значение величин m31 … m36 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении пикирования - IPLN3;

4 - вираж левый, при выполнении которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения виража так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х43р, вертикальной скорости - х44р, приборной скорости - х45р - и высоты полета - х46р;

при выполнении виража с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей: частоту пульса - х41 - и частоту дыхания - х42 - летчика,

крен - х43, вертикальную скорость - х44, приборную скорость - х45 - и высоту полета - х46,

а по завершении виража:

4.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ41 = |х41ф - х41| / х41ф, Δ42 = |х42ф - х42| / х42ф,

Δ43 = |х43р - х43| / х43р, Δ44 = |х44р - х44| / х44р,

Δ45 = |х45р - х45| / х45р, Δ46 = |х46р - х46| / х46р;

4.2 - из каждого массива величин Δ41 … Δ46, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

4.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ41 … Δ46, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m41 … m46;

4.4 - среднее арифметическое значение величин m41 … m46 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении виража левого - IPLN4;

5 - вираж правый, при выполнении которого с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения виража так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х53р, вертикальной скорости -х54р, приборной скорости - х55р - и высоты полета - х56р;

при выполнении виража с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частоту пульса - х51 - и частоту дыхания - х52 - летчика,

крен - х53, вертикальную скорость - х54, приборную скорость - х55 - и высоту полета - х56-,

а по завершении виража:

5.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ51 = |х51ф - х51| / х51ф, Δ52 = |х52ф - х52| / х52ф,

Δ53 = |х53р - х53| / х53р, Δ54 = |х54р - х54| / х54р,

Δ55 = |х55р - х55| / х55р, Δ56 = |х56р - х56| / х56р;

5.2 - из каждого массива величин Δ51 … Δ56, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

5.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ51 … Δ56, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m51 … m56;

5.4 - среднее арифметическое значение величин m51 … m56 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении виража левого - IPLN5;

6 - спираль левую восходящую, при выполнении которой с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х63р, вертикальной скорости - х64р, приборной скорости - х65р;

до начала выполнения спирали задают высоту спирали в максимальной точке - х66з - и время набора этой высоты - х67з,

а при выполнении спирали с момента начала до момента окончания ее выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частоту пульса - х61 - и частоту дыхания - х62 - летчика,

крен - х63, вертикальную скорость - х64, приборную скорость - х65,

высоту полета - х66 - и время от начала выполнения упражнения - х67, фиксируя величину х67 при выполнении условия х66 = х66з,

а по завершении выполнения спирали:

6.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ61 = |х61ф - х61| / х61ф, Δ62 = |х62ф - х62| / х62ф,

Δ63 = |х63р - х63| / х63р, Δ64 = |х64р - х64| / х64р,

Δ65 = |х65р - х65| / х65р;

6.2 - из каждого массива величин Δ61 … Δ65, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

6.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ61 … Δ65, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m61 … m65;

6.4 - рассчитывают величину m67 как частное модуля разности между текущим - х67 - и заданным - х67з - значениями показателя и его заданным значением - х67з;

6.5 - среднее арифметическое значение величин m61 … m65, m67 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении спирали левой восходящей - IPLN6;

7 - спираль правую нисходящую, при выполнении которой с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения спирали так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена - х73р, вертикальной скорости - х74р, приборной скорости - х75р;

до начала выполнения спирали задают высоту спирали в минимальной точке - х76з - и снижения до этой высоты - х77з,

а при выполнении спирали с момента начала до момента окончания ее выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частоту пульса - х71 - и частоту дыхания - х72 - летчика,

крен - х73, вертикальную скорость - х74, приборную скорость - х75,

высоту полета - х76 - и время от начала выполнения упражнения - х77, фиксируя величину х77 при выполнении условия х76 = х76з,

а по завершении выполнения спирали:

7.1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

Δ71 = |х71ф - х71| / х71ф, Δ72 = |х72ф - х72| / х72ф,

Δ73 = |х73р - х73| / х73р, Δ74 = |х74р - х74| / х74р,

Δ75 = |х75р - х75| / х75р;

7.2 - из каждого массива величин Δ71 … Δ75, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

7.3 - величины, оставшиеся в массивах Δ71 … Δ75, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m71 … m75;

7.4 - рассчитывают величину m77 как частное модуля разности между текущим - х77 - и заданным - х77з - значениями показателя и его заданным значением - х77з;

7.5 - среднее арифметическое значение величин m71 … m75 и m77 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении спирали правой нисходящей - IPLN7;

после чего среднее арифметическое значение величин IPLN1 … IPLN7 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки при выполнении комплекса фигур пилотажа IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как:

«адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5,

«неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1,

«существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1,

считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения пилотажа и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2765674C1

RU 2001130178 A, 20.06.2003
CN 104133473 B, 05.11.2014
JP 4813058 B2, 09.11.10211
US 9950112 B2, 07.11.2013.

RU 2 765 674 C1

Авторы

Коронков Сергей Олегович

Хабибуллин Газинур Абдулхакович

Богомолов Алексей Валерьевич

Оханов Владимир Николаевич

Ткачук Артём Викторович

Даты

2022-02-01Публикация

2021-01-27Подача