РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК Российский патент 2022 года по МПК F16C17/02 F16C27/02 F16C32/06 

Описание патента на изобретение RU2769038C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин, в частности в турбогенераторах и турбокомпрессорах.

Известен радиальный лепестковый газодинамический подшипник (см. Патент США 3615121, 1971 г.), содержащий охватывающий цапфу вала корпус с расположенными на его внутренней цилиндрической поверхности продольными прямоугольными пазами, перекрывающие друг друга лепестки с крепежными штифтами, вставленными в пазы корпуса и последующего закрытия концов пазов кольцевыми фиксаторами (тонкими дисками), которые крепятся к корпусу с помощью винтов.

Недостатком данного подшипника является снижение рабочей зоны подшипника из-за наличия кольцевых фиксаторов с крепящими их винтами и сложность его изготовления.

Наиболее близким к данному изобретению является радиальный лепестковый газодинамический подшипник (см. Высокоскоростные газодинамические лепестковые подшипники с перекрывающимися лепестками. / Сигачев С.И., Захарова Н.Е., Румянцев М.Ю. // Сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве». - Протвино, Управление образования и науки Администрации г. Протвино. 23-27 июня 2014 г. стр. 923-927), где для осевой фиксации лепестков в кольцевые проточки по краям корпуса устанавливаются упругие разрезные кольца.

К недостаткам прототипа относится то, что использование для осевой фиксации лепестков двух пазов по краям корпуса с установленными в них разжимных колец приводит к увеличению минимально необходимой длины цапфы вала и, как следствие, к снижению изгибной жесткости вала, которая может оказаться ниже рабочей частоты вращения вала, что недопустимо для работы лепесткового газодинамического подшипника.

Кроме того, при работе данный подшипник допускает только одно направление вращения, и обслуживание подшипника затруднено.

Техническим результатом, на решение которого направлено изобретение, является расширение зоны работоспособности подшипника, в т.ч. путем увеличения изгибной частоты колебаний вала в следствие уменьшения длины вала за счет исключения нерабочей зоны подшипника, используемой для крепления лепестков в осевом направлении.

Дополнительными техническими результатами являются:

- облегчение процессов обслуживания подшипника, в т.ч. его сборки и разборки;

- исключение возможности неправильной установки лепестков (в обратном направлении);

- обеспечение возможности работы подшипника в обоих направлениях вращения вала.

Также техническим результатом является расширение области техники и создание именно такого подшипника, как он охарактеризован в формуле изобретения.

Заявленный технический результат достигается тем, что радиальный лепестковый газодинамический подшипник, содержащий корпус с расположенными на его внутренней цилиндрической поверхности продольными пазами, в которые вставлены профилированные по незамкнутому коробчатому профилю крепежные хвостовики перекрывающих друг друга лепестков, охватывающих в статическом состоянии цапфу сопрягаемого вала, снабжен кольцевой проточкой, выполненной на внутренней цилиндрической поверхности корпуса в месте охвата цапфы вала и установки лепестков, и упругим разжимным кольцом для установки в кольцевой проточке, а крепежные хвостовики снабжены прорезью для прохода упомянутого упругого разжимного кольца, установленного, в собранном состоянии подшипника, в кольцевой проточке цилиндрической поверхности корпуса в области центра симметрии лепестка или на некотором расстоянии от него.

В частных случаях выполнения:

Крепежные хвостовики и/или выполнены преимущественно из сплавов на железоникелевой основе.

На сторону лепестков, обращенную к цапфе сопрягаемого вала, может быть нанесено антифрикционное покрытие, например, фторопласто-полиимидная твердая смазка.

Относительная длина каждого из лепестков преимущественно находится диапазоне 1,5-1,9 (безразмерная величина).

Относительный радиус лепестка преимущественно находится в диапазоне 1,3-2,0 (безразмерная величина).

Рабочая часть, как минимум, одного из лепестков, может быть спрофилирована по радиусу.

Глубина прорези крепежного хвостовика преимущественно выполняется не менее ширины соответствующей прорези.

Упругое разжимное кольцо может быть выполнено с круглым или прямоугольным сечением.

Упругое разжимное кольцо установлено с зазором или с натягом.

На прилагаемых чертежах показан предложенный радиальный лепестковый газодинамический подшипник в различных разрезах, а также его составная часть.

На фиг. 1 показан осевой разрез подшипника.

На фиг. 2 показан поперечный разрез подшипника.

На фиг. 3 показан лепесток подшипника.

Радиальный лепестковый газодинамический подшипник содержит корпус подшипника 1, внутри которого располагается цапфа вала 2, перекрывающие друг друга лепестки 3. На внутренней цилиндрической поверхности корпуса подшипника 1 равномерно по окружности размещены несколько продольных пазов 4, преимущественно прямоугольного сечения (на чертежах представлен один из возможных вариантов с пятью пазами).

На внутренней цилиндрической поверхности корпуса подшипника 1 в месте охвата цапфы вала 2 и установки лепестков 3 в области центра симметрии или на некотором незначительном расстоянии от него выполнена кольцевая проточка 5, в которую в собранном состоянии вставлено упругое разжимное (например, разрезное) кольцо 6. В пазы 4 вставлены профилированные по незамкнутому коробчатому профилю крепежные хвостовики 7 лепестков 3, причем хвостовики 7 имеют прорезь 8 для прохода кольца 6, выполненную преимущественно в центральной части хвостовика.

Глубина прорези 8 хвостовика 7 преимущественно выполняется не менее ширины соответствующей прорези.

Крепежные хвостовики 7 (как и все лепестки в целом) выполнены из сплавов на железоникелевой основе, например, причем преимущественно используется сплав 36НХТЮ.

Рабочая часть лепестков 3 спрофилирована по радиусу, относительная длина лепестков 3 находится в диапазоне 1,5-1,9 (безразмерная величина), а относительный радиус - в диапазоне 1,3-2,0 (безразмерная величина).

Лепестки 3 установлены таким образом, что в статическом состоянии охватывают цапфу вала 2 без зазора, а в динамическом состоянии - с зазором. На сторону как минимум, одного из лепестков 3, обращенную к цапфе сопрягаемого вала, может быть нанесено антифрикционное покрытие, например, фторопласто-полиимидная твердая смазка.

Упругое разжимное кольцо 6, которое может быть выполнено разрезным, имеет круглое или прямоугольное сечение, и может быть установлено в проточке 5 с зазором или с натягом.

Заявляемый радиальный лепестковый газодинамический подшипник работает следующим образом.

Лепестки 3, частично перекрывая друг друга, образуют непрерывный ряд клиновых поверхностей. Когда вал неподвижен, лепестки 3 касаются цапфы вала 2 и стремятся удержать его в центре подшипника. Вращающийся вал увлекает воздух из зоны с большой толщиной воздушного зазора между цапфой вала 2 и лепестком 3 в зону с малой толщиной воздушного зазора. При этом в зазоре между цапфой вала 2 и лепестком 3 возрастает давление. При определенной частоте вращения вала давление воздуха становится достаточным для отделения лепестков 3 от цапфы вала 2. Между цапфой вала 2 и лепестками 3 на всем протяжении возникает несущий газовый слой, чтобы воспринимать всю нагрузку от вала.

От осевого смещения лепестков 3 относительно корпуса подшипника 1 предохраняет упругое разрезное кольцо 6, вставленное в кольцевую проточку 5 таким образом, что крепежный хвостовик 7 прорезью 8 обхватывает кольцо 6 и удерживает лепесток 3 от осевого смещения относительно корпуса подшипника 1.

Причем установка кольца 6 по центру симметрии лепестка или близко от указанного центра симметрии не препятствует возможности проворота лепестка 3 в пазах 4 корпуса подшипника 1, лепесток 3 принимает такое положение, что результирующая сила от возникающего давления всегда проходит через центр цапфы вала 2, исключая условия для образования приводящих к потере устойчивости движения вала сил.

Таким образом, благодаря новой совокупности существенных признаков в заявленном устройстве, решается полностью поставленная задача, вытекающая из уровня техники, и, следовательно, оно соответствует критериям, предъявляемым к изобретениям.

Похожие патенты RU2769038C1

название год авторы номер документа
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2015
  • Сигачев Сергей Иванович
RU2658260C2
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) 2016
  • Шестаков Александр Леонидович
  • Карипов Рамзиль Салахович
  • Карипов Денис Рамзилевич
  • Левина Галина Абрамовна
RU2649280C1
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК 1991
  • Ермилов Ю.И.
  • Равикович Ю.А.
  • Захарова Н.Е.
  • Адлер Ю.Р.
RU2010119C1
Радиальный газодинамический лепестковый подшипник скольжения 1988
  • Пешти Юлий Викторович
  • Левчук Наталья Валентиновна
  • Калинкин Виталий Николаевич
  • Равикович Юрий Николаевич
  • Кобулашвили Александр Шалвович
SU1588933A1
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2006
  • Ящелтов Андрей Владимирович
  • Маркин Александр Константинович
RU2309304C1
Радиальный лепестковый газодинамический подшипник 1988
  • Кревсун Эдуард Павлович
  • Иванов Алексей Алексеевич
  • Наганов Александр Валерианович
SU1656214A1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Дидов Владимир Викторович
  • Сергеев Виктор Дмитриевич
RU2539403C1
Газодинамическая лепестковая опора 1988
  • Пешти Юлий Викторович
  • Борисов Андрей Александрович
SU1687949A1
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2007
  • Ермилов Юрий Иванович
RU2350794C1
Лепестковая газодинамическая опора 1991
  • Маханьков Евгений Петрович
  • Баранов Павел Игоревич
  • Иванников Валентин Григорьевич
SU1796784A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 769 038 C1

Реферат патента 2022 года РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин. Радиальный лепестковый газодинамический подшипник содержит корпус с расположенными на его внутренней цилиндрической поверхности продольными пазами, в которые вставлены профилированные по незамкнутому коробчатому профилю крепежные хвостовики (7) перекрывающих друг друга лепестков (3), охватывающих в статическом состоянии цапфу сопрягаемого вала. Подшипник снабжен кольцевой проточкой, выполненной на внутренней цилиндрической поверхности корпуса в месте охвата цапфы вала и установки лепестков (3), и упругим разжимным кольцом для установки в кольцевой проточке. Крепежные хвостовики (7) снабжены прорезью (8) для прохода упомянутого упругого разжимного кольца, установленного, в собранном состоянии подшипника, в кольцевой проточке цилиндрической поверхности корпуса, выполненной в области центра симметрии лепестка (3) или на некотором смещении от упомянутого центра симметрии. Технический результат: расширение зоны работоспособности подшипника, в т.ч. путем увеличения изгибной частоты колебаний вала вследствие уменьшения длины вала за счет исключения нерабочей зоны подшипника, используемой для крепления лепестков в осевом направлении. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 769 038 C1

1. Радиальный лепестковый газодинамический подшипник, содержащий корпус с расположенными на его внутренней цилиндрической поверхности продольными пазами, в которые вставлены профилированные по незамкнутому коробчатому профилю крепежные хвостовики перекрывающих друг друга лепестков, охватывающих в статическом состоянии цапфу сопрягаемого вала, отличающийся тем, что подшипник снабжен кольцевой проточкой, выполненной на внутренней цилиндрической поверхности корпуса в месте охвата цапфы вала и установки лепестков, и упругим разжимным кольцом для установки в кольцевой проточке, а крепежные хвостовики снабжены прорезью для прохода упомянутого упругого разжимного кольца, установленного, в собранном состоянии подшипника, в кольцевой проточке цилиндрической поверхности корпуса в области центра симметрии лепестка или на некотором расстоянии от него.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что крепежные хвостовики выполнены из сплавов на железоникелевой основе.

3. Подшипник по п. 1 или 2, отличающийся тем, что на сторону лепестков, обращенную к цапфе сопрягаемого вала, нанесено антифрикционное покрытие.

4. Подшипник по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что относительная длина каждого из лепестков находится в диапазоне 1,5-1,9.

5. Подшипник по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что относительный радиус лепестка находится в диапазоне 1,3-2,0.

6. Подшипник по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что рабочая часть как минимум одного из лепестков спрофилирована по радиусу.

7. Подшипник по любому из пп. 1-6, отличающийся тем, что глубина прорези крепежного хвостовика выполнена не менее ширины соответствующей прорези.

8. Подшипник по любому из пп. 1-7, отличающийся тем, что упругое разжимное кольцо выполнено круглого или прямоугольного сечения.

9. Подшипник по любому из пп. 1-8, отличающийся тем, что упругое разжимное кольцо установлено с зазором.

10. Подшипник по любому из пп. 1-8, отличающийся тем, что упругое разжимное кольцо установлено с натягом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2769038C1

РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2015
  • Сигачев Сергей Иванович
RU2658260C2
Лепестковая газодинамическая опора 1989
  • Баранов Игорь Алексеевич
  • Брагин Арсений Николаевич
SU1796783A1
0
  • Ф. Жигач, М. В. Соболевский, П. Сорокин, И. Г. Саришвили,
  • В. С. Шпак М. С. Вилесова
SU185487A1
US 4795274 A, 03.01.1989.

RU 2 769 038 C1

Авторы

Булат Павел Викторович

Булат Михаил Павлович

Сигачев Сергей Иванович

Даты

2022-03-28Публикация

2021-02-12Подача