Система для проведения интерактивных игр Российский патент 2022 года по МПК A63F13/00 

Описание патента на изобретение RU2770655C1

Изобретение относится к устройствам для проведения интерактивных игровых мероприятий, в частности, к устройствам и системам, предназначенным для проведения интерактивных игр, лотерей и спортивных тотализаторов.

В настоящее время все информационные системы, предназначенные для проведения интерактивных игр и имеющие, по крайней мере, один центральный компьютер и связанные с ним (постоянно или периодически) терминальные устройства можно разбить на два больших класса. К первому классу относятся системы, в которых фиксация информации, связанной с проведением игровых мероприятий, не производится непосредственно в самом терминальном устройстве. Это объясняется тем, что такие системы работают в режиме "on-line", т.е. имеют постоянное подключение к центральному компьютеру, в котором и производится вся обработка информации и, если необходимо, то с учетом времени ее ввода, зафиксированным в центральном компьютере. Обработка информации производится в центральном компьютере, как правило, путем ее сравнения с истинной информацией, которую участник игрового мероприятия получает из ее источника. Информационные системы первого класса описаны в ряде патентов и различаются между собой в основном алгоритмами обработки информации, а также принципами ее формирования и защиты от преднамеренного изменения участником игрового мероприятия. В качестве примера можно привести, описанную в патенте US №6287199 интерактивную игровую систему, в которой телевизор используется в качестве дисплея терминала. Отличительной особенностью этой системы является то, что вся предполагаемая информация может вводится участником путем выбора соответствующего графического изображения, сформированного на экране телевизора. Основным недостатком систем первого класса является необходимость постоянного подключения всех терминальных устройств к центральному компьютеру, что при большом числе участников может привести к его перегрузке и возникновению различных временных задержек в процессе обработки информации. Второй класс включает в себя информационные системы, в которых каждый участник игрового мероприятия использует работающие в режиме "off-line" терминальные устройства, каждое из которых выполнено в виде индивидуального запоминающего устройства, получившего название "Омнилайнер", в котором производится запоминание информации и времени ее записи. Название "Омнилайнер" и его английское написание "Omniliner" широко применяется в различных игровых мероприятиях, например, проводимых на сайте www.omniliner.ru, и зарегистрировано в таких странах как Российская Федерация (свидетельство RU №374592 на товарный знак "Омнилайнер" и свидетельство RU №766091 на товарный знак "Omniliner"), Австралия, Финляндия, Греция, Япония, Великобритания, Бенилюкс, Китай, Франция, Сингапур, Турция, Украина и Италия (международное свидетельство №966795). Второй класс можно разбить на две группы. В первую, наиболее распространенную группу, входят системы, в которых источник точного времени или источник сигнала его синхронизации находится вне пределов омнилайнера, но связан с ним постоянно или периодически посредством соответствующих каналов связи. В таких системах обработка записанных в омнилайнер данных сводится к обработке записанной информации с учетом зафиксированных с помощью вышеуказанного источника точного времени реальных времен ее записи. Эта обработка проводится по заданным организаторами игровых мероприятий правилам непосредственно в самом омнилайнере или в связанном с ним центральном компьютере. Типичные информационные системы первой группы описаны в патенте US №4592546 и в патенте US №5526035. Во втором из этих патентов синхронизация внутреннего таймера омнилайнера достигается путем периодической передачи специального сигнала через телевизионный канал передачи данных. В патенте US №4592546 данные о реальном времени передаются на вход цифрового FM приемника, входящего в состав омнилайнера. После преобразования эти данные используются для временной коррекции его таймера. Основным недостатком систем первой группы является необходимость наличия в них дополнительного канала связи между омнилайнером и источником сигналов точного времени. Можно отметить, что наличие дополнительного канала связи не только удорожает систему и сам омнилайнер, но и усложняет его использование в тех местах, где прохождение по дополнительному каналу связи сигналов точного времени производится с большим затуханием. Информационные электронные системы второй группы не имеют вышеотмеченных недостатков, так как входящий в их состав прецизионный измеритель времени, отсчитывающий текущее время, вообще не связан с омнилайнерами. Это обусловлено тем, что расчет точного времени записи информации, связанной с игровым мероприятием, производится после его проведения в средствах вычислительной техники по временным данным таймеров, входящих в омнилайнеры. Из второй группы можно привести интерактивную систему, описанную в следующих патентах US №7037193, CN №201180040336.5, RU №2417812.

Последний патент является ближайшим аналогом (прототипом) заявленного изобретения, как наиболее близкий ему по совокупности существенных признаков. Данный аналог представляет собой систему для проведения интерактивных игр, содержащую центр идентификации омнилайнеров, включающий подключенный к каналу передачи данных и к датчику точного времени центральный компьютер, связанный через канал связи с подключенным к обратному каналу операторским центром, и омнилайнеры, каждый из которых предназначен для запоминания сформированной участником интерактивной игры связанной с ней информации, и включает связанные между собой микропроцессор, память, таймер и устройство ввода-вывода, согласованное с адаптером обмена данными блока управления, имеющего вспомогательный микропроцессор и связанный с ним сетевой адаптер, согласованный с каналом передачи данных и с обратным каналом.

Недостатком прототипа является возможность изменения, например с целью мошенничества, времени записи информации, вычисляемого в средствах вычислительной техники. Это объясняется тем, что текущие временные данные, на основании которых и рассчитывается время записи информации, могут быть легко считаны из памяти омнилайнера и спрогнозированы в течение определенного промежутка времени. Таким образом, заранее передав в средства вычислительной техники сформированные не в омнилайнере спрогнозированные текущие временные данные можно уменьшить в пользу участника интерактивной игры время записи информации.

Другим недостатком прототипа является его низкая защищенность от спама (нежелательных сообщений в любой форме), связанного с поступлением в средства вычислительной техники, например, с целью снижения их надежности и быстродействия, текущих временных данных, сформированных в виртуальном омнилайнере.

Основной задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание такой системы для проведения интерактивных игр, в которой исключена возможность незаконного изменения времени записи информации, рассчитываемого в средствах вычислительной техники. Другая задача изобретения - повышение защищенности системы от спама

Поставленная задача решается за счет того, что система для проведения интерактивных игр, содержащая центр идентификации омнилайнеров, включающий подключенный к каналу передачи данных и к датчику точного времени центральный компьютер, связанный через канал связи с подключенным к обратному каналу операторским центром, и омнилайнеры, каждый из которых предназначен для запоминания сформированной участником интерактивной игры связанной с ней информации, и включает связанные между собой микропроцессор, память, таймер и устройство ввода-вывода, согласованное с адаптером обмена данными блока управления, имеющего вспомогательный микропроцессор и связанный с ним сетевой адаптер, согласованный с каналом передачи данных и с обратным каналом, при этом каждый омнилайнер содержит подключенное к устройству ввода-вывода средство симметричного шифрования и связанный с ним блок выбора шифруемых данных, причем блок управления имеет переключатель каналов связи, связанный с сетевым адаптером и со вспомогательным микропроцессором блока управления, а также с блоком выбора шифруемых данных, при этом центр идентификации омнилайнеров содержит средство симметричного дешифрования, согласованное со средством симметричного шифрования омнилайнера и связанное с центральным компьютером и с каналом передачи данных.

Технический результат изобретения состоит в техническом свойстве системы для проведения интерактивных игр, обеспечивающем исключение возможности незаконного изменения времени записи информации.

Другие особенности и преимущества данного изобретения будут ясны из подробного описания, а также из пунктов 1-10 формулы изобретения.

Изобретение поясняется прилагаемыми чертежами, на которых:

фиг. 1 изображает схему взаимодействия участника интерактивной игры с блоком управления с подключенными к нему омнилайнерами;

фиг. 2 изображает общую схему системы для проведения интерактивных игр;

фиг. 3 изображает первую схему системы для проведения интерактивных игр;

фиг. 4 изображает вторую схему системы для проведения интерактивных игр;

фиг. 5 изображает структурные схемы блока управления и омнилайнера;

фиг. 6 изображает структурную схему блоку управления;

фиг. 7 изображает структурную схему омнилайнера;

фиг. 8 изображает схему подключения омнилайнера к блоку управления, выполненному в виде персонального компьютера;

фиг. 9 изображает вариант подключения двух омнилайнеров к блоку управления, выполненному в виде смартфона;

фиг. 10 изображает вариант пользовательского интерфейса, формируемого блоком управления без подключенных к нему омнилайнеров;

фиг. 11 изображает вариант пользовательского интерфейса, формируемого блоком управления с подключенными к нему омнилайнерами;

фиг. 12 изображает схему алгоритма создания значений параметров, необходимых для расчета времени записи информации;

фиг. 13 изображает схему алгоритма взаимодействия омнилайнера и участника интерактивной игры;

фиг. 14 изображает схему первого алгоритма взаимодействия омнилайнера и блока управления со средствами вычислительной техники;

фиг. 15 изображает схему второго алгоритма взаимодействия омнилайнера и блока управления со средствами вычислительной техники;

фиг. 16 изображает схему первого алгоритма дополнительной защиты передаваемых из омнилайнера данных;

фиг. 17 изображает схему второго алгоритма дополнительной защиты передаваемых из омнилайнера данных.

При описании лучших вариантов реализации данного изобретения, а также с целью удобства его дальнейшего рассмотрения, все сокращения, стоящие в скобках после одного или нескольких слов, будут относиться к их начальным буквам.

На фиг. 1 цифрой 1 обозначен источник истинной информации (ИИИ). При этом истинная информация (ИИ) I(M)=I1(M), …Ig(M), …IG(M) содержит совокупность g (g=1, 2, …, G) действий Ig(M) или мероприятий, относящихся к М (М=1, 2, …) интерактивной игре или просто к М игре. В качестве ИИИ 1 можно использовать телевизор 2, радиоприемник 3, персональный компьютер (ПК) 4, подключенный к Глобальной сети Интернет, а также другие устройства, связанные с ИИИ 1 через соответствующие каналы связи. В качестве еще одного ИИИ 1 может быть также любая М игра, например, футбол, проводимый на футбольном поле 5. Посредством телевизора 2, радиоприемника 3 или ПК 4 участник 6, например, шахматной викторины, передаваемой, например, по Глобальной сети Интернет, может получать истинную информацию Ig(M) о текущей шахматной позиции и посредством блока управления (БУ) 7, работающего в режиме "off-line" или "on-line", формировать информацию, предназначенную для записи в омнилайнер (ОМН) 8. Число "q" блоков управление может быть любым, т.е. q=1, 2, …, при этом отличительной особенностью каждого блока управления является возможность одновременного подключения к нему заданного числа v (v=1, 2, …) омнилайнеров. Каждый из них имеет серийный номер k и предназначен для запоминания сформированной в q-ом блоке управления информации I(М, k)=I1(M, k), …, Ii(M, k), …, Ir(М, k), состоящей из определенного числа "r" записей Ii(М, k), относящихся к М игре (i - номер записи).

Обработка записанной информации I(М, k) проводится, как показано на фиг. 2, в средствах вычислительной техники (СВТ) 9. Термин "средства вычислительной техники", согласно стандартному определению, обозначает совокупность программных и технических элементов систем обработки данных, способных функционировать самостоятельно или в составе других систем. В нашем случае основная обработка информации I(М, k), связанная с определением результатов М игры проводится в е (е=1, 2, …, Е) операторских центрах (ОЦ) 10, предназначенных для определения выигрыша в М игре в зависимости от рассчитанного в СВТ 9 значения времени записи информации I(М, k) и результата ее сравнения с истинной информацией I(М). Причем для нескольких интерактивных игр (М>1) каждый из этих ОЦ 10 может осуществлять обработку записанной информации I(М, k), связанной только с одной игрой. Также в СВТ 9 входит центр идентификации омнилайнеров (ЦИО) 11, который выполняет функции по идентификации и авторизации ОМН 8, а также по участию в расчете моментов записи времени хранящейся в них информации I(М, k). Каждый ОЦ 10 подключен к ЦИО 11 посредством канала связи (КС) 12. При этом соответствующие БУ 7 имеют возможность подключения к любому ОЦ 10 и к ЦИО 11 посредством обратного канала (ОК) 13 и канала передачи данных (КПД) 14. Под терминами КС 12, ОК 13 и КПД 14 здесь понимается совокупность технических средств и физических сред, предназначенных для передачи информации (сигналов) от отправителя к получателю. Так как каналы КС 12, ОК 13 и КПД 14 в данном изобретении выполняют разные функции, они имеют и разные названия. Здесь можно также отметить, что все эти каналы могут входить в Глобальную сеть Интернет. Тогда эти каналы (называемые также виртуальными каналами) будут отличаться между собой маршрутом, по которому передаются все пакеты от отправителя к получателю, а также их номерами - по одному номеру на каждый канал, образующий маршрут. При этом, для определения получателя каждой оконечной системе, входящей в СВТ 9, присваивается уникальный адрес, так называемый IP-адрес, выраженный, как правило, 4 байтами. Здесь можно отметить, что в общем случае центров 11 идентификации омнилайнеров может быть несколько.

На фиг. 3 приведена более подробная схема системы для проведения интерактивных игр, в которой используется только один ОЦ 10 (е=1) и один ЦИО 11. В этой схеме ОЦ 10 содержит компьютер обработки информации (КОИ) 15, связанный через КС 12 с ЦИО 11. Связь КОИ 15 с центром 11 идентификации омнилайнеров может быть осуществлена через первый терминал 16 асимметричной криптосистемы шифрования. Центр 11 идентификации омнилайнеров содержит центральный компьютер (ЦК) 17, подключенный к датчику точного времени (ДТВ) 18. Выполнение ДТВ 18 может быть осуществлено в виде атомных часов, выдающих время в формате даты, часов, минут и секунд. Также, как и в вышеприведенном варианте, связь ЦК 17 с ОЦ 10 может быть осуществлена или через второй терминал 19 асимметричной криптосистемы шифрования, или непосредственно. Выполнение согласованных между собой терминалов 16, 19 известно из многих источников, описывающих асимметричную криптосистему шифрования. Впервые эта система была описана в патенте США №4405829. В состав терминалов 16, 19 в этом патенте (патент США №4405829, фиг. 4) входят кодирующие и декодирующие устройства. В нашем случае в состав первого терминала 16 входит декодирующее устройство (ДУ) 20 и кодирующее устройство (КУ) 21, в состав второго терминала 19 - КУ 22 и ДУ 23. Обязательными элементами, входящими в кодирующие и декодирующие устройства, являются блоки хранения открытых ключей (БХОК) 24, 25, блоки хранения закрытых ключей (БХЗК) 26, 27, блоки асинхронного шифрования данных (БАШД) 28, 29 и блоки асинхронного дешифрования данных (БАДД) 30, 31. Можно отметить, что в данной асимметричной криптосистеме шифрования используются следующие ключи (представляющие собой файлы или массивы данных): хранящийся в БХЗК 26 первый закрытый ключ Кс1, хранящийся в БХЗК 27 второй закрытый ключ Кс2, хранящийся в БХОК 24 первый открытый ключ Ко1 и хранящийся в БХОК 25 второй открытый ключ Ко2. При этом первый открытый ключ Ко1 вычисляется в специальном вычислителе (на фиг. 3 не показан) из первого закрытого ключа Кс1, после чего высылается по КС 12 в ЦИО 11 и используется в нем для шифрования информации, предназначенной для передачи по КС 12 в ОЦ 10. Расшифрование этой информации посредством первого закрытого ключа Кс1 осуществляется в БАДД 30. Второй открытый ключ Ко2 вычисляется из второго закрытого ключа Кс2, после чего высылается по КС 12 в ОЦ 10 и используется в нем для шифрования информации, предназначенной для передачи по КС 12 в ЦОИ 11. Расшифрование этой информации посредством второго закрытого ключа Кс2 осуществляется в БАДД 31. Вышеуказанная обработка записанной в ОМН 8 информации I(М, k) проводится после передачи из ОМН 8 в СВТ 9 соответствующих данных, связанных с этой информацией. Последние передаются в ЦИО 11 и в ОЦ 10 через соответственно КПД 14 и ОК 13. Причем в центр идентификации омнилайнеров эти данные поступают из ОМН 8 в зашифрованном виде или непосредственно в ЦК 17, или через блок симметричного дешифрования (БСД) 32. Последнее содержит блок дешифрования данных (БДД) 33, подключенный к блоку хранения ключей (БХК) 34. В БХК 34 хранятся ключи для всех выпущенных омнилайнеров. Передача истинной информации от ИИИ 1 в операторский центр осуществляется через канал передачи информации (КПИ) 35. Кроме того, в состав СВТ 9 входит пункт идентификации (ПИ) 36 омнилайнеров 8, связанный через канал без потерь (КБП) 37 с операторским центром. Пункт 36 идентификации включает в себя компьютер идентификации (КИ) 38, к которому необходимо подключить омнилайнер с целью его дополнительной идентификации.

На фиг. 4 представлен второй вариант схемы системы для проведения интерактивных игр. В этом варианте центральный компьютер и КОИ 15 связаны между собой через КС 12 непосредственно. При этом терминал 19 асимметричной криптосистемы шифрования и БСД 32 входят в состав ЦК 17, а терминал 16 - в состав КОИ 15. Можно отметить, что если в состав системы входит только один операторский центр, то в нем, как показано на фиг. 4, может содержаться также и БСД 32.

Функционирование БУ 7, как показано на фиг. 5, обеспечивается вспомогательным микропроцессором (ВМП) 39, связанным посредством многоразрядной шины 40 с такими элементами как: устройство ввода (УВ) 41; управляющая память (УП) 42; сетевой адаптер 43, согласованный с КПД 14 и ОК 13; переключатель каналов связи (ПКС) 44, связанный с сетевым адаптером 43; дисплей 45; заданное число Ω (Ω=1, 2, …) адаптеров обмена данными (АОД) 46. Формирование информации I(М, k) осуществляется участником 6 с помощью УВ 41, выполненного, например, в виде клавиатуры. Управляющая память 42 предназначена, в частности, для хранения программы управления (ПУ) и может включать различные виды памяти, например, оперативную память и постоянную память. Оперативная память предназначена для хранения данных и программ текущих вычислений, а также программ, к которым следует быстро перейти, если в ходе вычислительного процесса возникло прерывание. Режим прерывания позволяет взаимодействовать ВМП 39 с множеством подключаемых к БУ 7 омнилайнеров и использовать стандартные подпрограммы без их повторения при разработке основной программы, связанной с управлением несколькими ОМН 8. Питание элементов, входящих в БУ 7, а также подключенных к АОД 46, осуществляется от источника питания (ИП) 47. На дисплее 45 производится отображение информации I(М, k). Переключатель 44 каналов связи предназначен для подключения сетевого адаптера 43 к КПД 14 или ОК 13. Выбор одного из этих каналов осуществляет участник 6 посредством УВ 41. Как было отмечено, БУ 7 может быть выполнен с возможностью подключения к нему заданного числа ОМН 8. Указанное подключение ОМН 8 осуществляется через устройство ввода-вывода (УВВ) 48. Последнее выполнено с возможностью подключения к БУ 7 посредством входящего в него соответствующего АОД 46. Кроме УВВ 48 омнилайнер 8 имеет связанные через внутреннюю шину 49 данных следующие элементы: микропроцессор (МП) 50, память 51, таймер 52, блок выбора шифруемых данных (БВШД) 53 и блок симметричного шифрования (БСШ) 54, содержащий блок шифрования данных (БШД) 55, подключенный к блоку хранения ключей (БХК) 56. В БСШ 54 используется один из известных симметричных алгоритмов шифрования, в котором применяется один и тот же ключ Кs для зашифровывания информации и для ее расшифровывания. Ключ Кs шифрования, представляющий собой файл или массив данных, хранится в БХК 56. Последний выполнен таким образом, при котором невозможно произвести считывание ключа. Можно отметить, что в настоящее время созданы устройства, имеющие в своем составе такие БХК 56, в которых при попытке получить ключ Кs происходит его автоматическое уничтожение. При этом формирование самого ключа Кs может происходить автоматически в процессе производства ОМН 8. В блоке БШД 55 производится процесс шифрования. Например, при использовании симметричного алгоритма шифрования DES, который был принят в качестве федерального стандарта США в 1977 году, в блоке БШД 55 осуществляется процесс шифрования, который включает в себя начальную перестановку битов исходной информации, шестнадцать циклов шифрования посредством ключа Кs и, в заключение, конечную перестановку битов. Процесс дешифрования в этом случае осуществляется в БДД 33 и является операцией, обратной шифрованию, т.е. выполняется путем повторения операций шифрования в обратной последовательности. Можно отметить, что необходимость использования в ОМН 8 симметричного алгоритма шифрования обусловлено его высокой скоростью шифрования. Причем проблема сохранения секретности ключей Кs решается за счет их хранения не в ОЦ 10, которых может быть достаточно много (е>>1), а только в ЦИО 11. Этим достигается также высокая секретность ключей Кs за счет отсутствия процесса их пересылки в большое число ОЦ 10. Из других возможных (но необязательных) элементов ОМН 8 отметим вспомогательный дисплей (ВсД) 57, предназначенный, в частности, для индикации объема памяти 51, необходимого для запоминания информации I(М, k), поступающей из подключенного к ОМН 8 блока 7 управления. Кроме того, АОД 46 и УВВ 48 могут быть выполнены в виде согласованных между собой адаптеров беспроводной связи, использующих, например, такие распространенные беспроводные технологии как Wi-Fi или Bluetooth. В другом варианте один АОД 46 может взаимодействовать посредством беспроводной связи с несколькими ОМН 8. Питание таймера 52 осуществляется от внутреннего источника питания (ВИП) 58. Другие элементы ОМН 8 питаются через АОД 46 и УВВ 48 от ИП 47, входящего в БУ 7. В некоторых вариантах выполнения ОМН 8 его ВИП 58 может быть выполнен в виде солнечной батареи или в виде накопителя электрической энергии, имеющего возможность соединения с ИП 47 через АОД 46 и УВВ 48. Если конструкции АОД 46 и УВВ 48 не предоставляют возможности питания элементов 48, 50, 51, 53, 54, 57, 58 от ИП 47 (например, при использовании беспроводной связи), то питание этих элементов производится от отдельного источника, входящего в состав ОМН 8.

На фиг. 6 показан вариант выполнения ПКС 44. В этом варианте ПКС 44 включен между ОК 13, КПД 14 и сетевым адаптером 43. При этом ПКС 44 содержит внутренний регистр 59, подключенный к демультиплексору 60. Последний подает данные, подводимые к его входу, на две информационные шины 61, 62, одна из который подключена к ОК 13, а вторая - к КПД 14. Управление демультиплексором 60, т.е. подключение к нему ОК 13 или КПД 14 осуществляется сигналом управления, который формируется в ВМП 39 после подачи в него соответствующей команды с УВ 41. Внутренний регистр 59 предназначен для временного хранения данных, поступающих с выхода сетевого адаптера 43. Это необходимо для синхронизации информационных и управляющих сигналов. Можно отметить, что если сетевой адаптер 43 выполнен в виде двух сетевых адаптеров, каждый из которых предназначен для работы только с одним каналом связи (ОК 13 или КПД 14), то ПКС 44 выполнен в виде простого переключателя соответствующего сетевого адаптера.

На фиг. 7 показан вариант выполнения БВШД 53. В этом варианте БВШД 53 состоит из мультиплексора 63 и подключенного к нему буферного регистра 64 данных. Мультиплексор 63 выбирает данные от двух входных информационных шин 65, 66 и подает эти данные на свой выход, подключенный к буферному регистру 64 данных, предназначенному для их временного хранения. Выход буферного регистра 64 данных подключен к входу БСШ 54. Управление мультиплексором 63 по подключению к нему соответствующих информационных шин 65, 66 осуществляется сигналами управления, поступающим на управляющий вход (на фиг. 7 показан односторонней стрелкой) из МП 50 после подачи в него соответствующей команды с УВВ 48. Информационная шина 65, связанная с памятью 51, является первым входом БВШД 53, а информационная шина 66, связанная с таймером 52 является его вторым входом. Таким образом, вход БСШ 54 связан с выходом БВШД 53, а выход БСШ 54 посредством МП 50 подключен к УВВ 48. При этом первый вход БВШД 53 подключен к памяти 51, а его второй вход подключен к таймеру 52. Необходимо отметить, что как показано на фиг. 7 пунктирными линиями, БВШД 53 и БСШ 54 могут входить в состав МП 50 омнилайнера 8. Таймер 52 может состоять из задающего генератора и счетчика. Для обеспечения высокой стабильности задающий генератор выполняют с кварцевой стабилизацией частоты. На выходе задающего генератора формируются импульсы с периодом, лежащим в пределах от 0,01 до 0,1 с. Эти импульсы поступают на вход счетчика, выдающего временные данные (ВД) N таймера с частотой следования равной f(k). База данных частот f(k) для всех зарегистрированных, например в ЦК 17, омнилайнеров может храниться как в ЦК 17, так и в ОЦ 10. Можно отметить, что конкретный пример построения таймера 52 и его взаимодействия с памятью 51 и МП 50 представлен в патенте США №7037193. Временные данные таймера, которые считываются для передачи в центральный компьютер с выхода таймера 52, входящего в ОМН 8 с серийным номером к, будем называть текущими временными данными (ТВД) и обозначать в виде Nt(j, k), где j - номер считывания (j=1, 2, …). Временные данные таймера 52, которые снимаются с его выхода и записываются одновременно с информацией Ii(М, k) в память 51 будем обозначать в виде N(i, k), где i - номер записи (i=1, 2, …). Как уже было отмечено, отличительной особенностью описываемой системы является возможность использования такого БУ 7, который является наиболее подходящим для участия в М интерактивной игре. Например, при нахождении участника 6 на футбольном поле 5 наиболее удобным блоком управления, как будет показано ниже, будет являться устройство, которое обладает высокой прочностью, минимальными размерами, а также высокой экономичностью и низкой стоимостью. В настоящее время известно достаточно большое число электронных изделий, построенных по схеме БУ 7, связанного с определенным числом ОМН 8. В частности, к таким изделиям можно отнести такие устройства как персональный компьютер, ноутбук, смартфон, планшетный компьютер. В качестве примера рассмотрим особенности подключения ОМН 8 к блокам управления, выполненным в виде персонального компьютера и смартфона.

На фиг. 8 показан вариант подключения омнилайнера 8 к персональному компьютеру, например, к ПК 4. Последний состоит из системного блока 67, подключенного к видеомонитору 68, выполняющему функции дисплея 45 и к отделяемой клавиатуре 69, выполняющей функции УВ 41. Другим устройством ввода персонального компьютера является мышь 70. Корпус 71 обоих ОМН 8 представляет собой вытянутый параллелепипед. На его лицевой панели расположен ВсД 57. Отличительной особенностью конструкции корпуса 71 является его невскрываемость. При этом могут использоваться различные известные способы, определяющие факт механического вскрытия. Одним из таких способов является использование различных идентификационных средств, встроенных в корпус 71 таким образом, при котором попытки их извлечения из корпуса 71 заканчиваются их разрушением. Отметим, что в качестве вышеуказанных идентификационных средств можно использовать идентификационную бирку, описанную в патенте США №6646554. Системный блок 67 имеет один или несколько АОД 46, каждый из которых работает в стандарте USB и имеет соответствующий разъем. Важным качеством стандарта USB является возможность подключения омнилайнера к СБ 67 без его перезагрузки. Подключение системного блока 67 к омнилайнеру осуществляется посредством USB-кабеля 72.

На фиг. 9 представлен блок управления, предназначенный для беспроводного управления двумя (v=2) ОМН 8 и выполненный в виде смартфона 73, например, типа Apple iPhone 8, выпускаемого компанией Apple Computers. Его сенсорный дисплей (СД) 74 выполняет как функции дисплея 45, так и функции УВ 41. Выполнение последних достигается за счет формирования на СД 74 виртуальной клавиатуры, взаимодействие с которой участника 6 осуществляется посредством его пальца. Отличительной особенностью данного блока управления является необходимость регистрации в смартфоне 73 всех тех ОМН 8, которые предполагается подключить к нему по беспроводной технологии, например Bluetooth, использующей потоки 75 электромагнитного излучения. Указанная регистрация позволяет исключить влияние смартфона 73 на те омнилайнеры, которые находятся рядом с участником 6 и работают в том же стандарте беспроводной связи. Можно отметить, что в случае подключения к микропроцессору 50 сенсорного дисплея 74 омнилайнер может быть выполнен и в виде самостоятельного устройства, например, в виде смартфона 73 или планшетного компьютера. В этом случае УВ 41, АОД 46, сетевой адаптер 43 и ПКС 44 будут входить в состав УВВ 48. При этом ПУ может храниться в памяти 51, а функции ВМП 39 должен дополнительно выполнять МП 50. Выполнение омнилайнера в виде смартфона (или другого самостоятельного устройства) возможно в случае его использование в таких интерактивных мероприятиях, в которых не требуется высокая защита омнилайнера от возможности несанкционированного изменения информации, хранящейся в его памяти. Другой особенностью функционирования блоков управления на базе компьютеров, а также других вышеперечисленных устройств является то, что в основе ПУ, хранящейся в их УП 42, лежит операционная система, которая состоит из такого комплекса системных и служебных программных средств, который опирается на базовое программное обеспечение компьютера, входящее в его систему ввода-вывода. Основной функцией операционной системы является обеспечение нескольких видов интерфейса. К его основным видам следует отнести, прежде всего, пользовательский интерфейс, аппаратно-программный интерфейс и программный интерфейс. Пользовательский интерфейс является интерфейсом между участником 6 и программно-аппаратными средствами компьютера, а также подключенных к нему ОМН 8. Аппаратно-программный интерфейс является интерфейсом между программным и аппаратным обеспечением самого компьютера и подключенных к нему ОМН 8. Программный интерфейс является интерфейсом между программным обеспечением компьютера и омнилайнером 8.

На фиг. 10 представлен пользовательский интерфейс, формируемый программно-аппаратными средствами самого компьютера (без подключенных к нему омнилайнеров), программа управления которого состоит из специализированного программного обеспечения и операционной системы "Windows 10", созданной в корпорации Microsoft. Основным элементом пользовательского интерфейса является стартовый экран 76, имеющий панель задач (ПЗ) 77. На ней располагаются графическая кнопка 78 "Пуск" и часы 79. Остальная часть ПЗ 77 используется для формирования графических кнопок (в дальнейшем описании просто кнопок), относящихся к программному обеспечению устройств, подключенных к компьютеру. Стартовый экран является основным графическим элементом практически всех современных операционных систем. При этом каждая прикладная программа отображается на стартовом экране 76 в виде соответствующего значка 80, под которым находится название (на фиг. 10 не показано) прикладной программы. Если в качестве БУ 7 используется настольный персональный компьютер, то вызов вышеуказанного пользовательского интерфейса осуществляется с помощью мыши 70 и ее активного элемента управления - указателя 81, перемещение которого на дисплее синхронизировано с перемещением мыши 70. Непосредственно сам вызов производится путем наведения указателя 81 на соответствующий значок 80 и нажатия на соответствующую кнопку мыши 70. В дальнейшем описании будем считать, что словосочетание "нажатие на кнопку" означает наведение на соответствующую графическую кнопку указателя 81 мыши 70 и однократное нажатие и отпускание одной из ее кнопок. Кнопка 82, расположенная на ПЗ 77, относится к прикладной программе ОМН 8 после ее вышеуказанного вызова. Эта кнопка появляется на ПЗ 77 после вызова окна 83, являющегося составной частью пользовательского интерфейса, предназначенного для формирования информации I(М, k) и ее передаче по ОК 13 в ОЦ 10. Вызов окна 83 осуществляется посредством нажатия на значок 80, под которым находится обозначение "Омнилайнер" (на рисунке это обозначение не показано). Как было отмечено, в основе пользовательского интерфейса лежит окно 83, вверху которого находится строка 84 заголовка с размещенными на ней стандартными кнопками 85, 86 управления его размерами, а также кнопка 87 закрытия окна и панель 88 для размещения командных кнопок. Кроме того, окно 83 включает в себя рабочее пространство (РП) 89, кнопку 90 записи информации Ii(М, k), кнопку 91 выбора шифруемых данных, список которых раскрывается посредством нажатия на кнопку 92, а также поля 93, 94, предназначенные для индикации серийных номеров подключенных омнилайнеров. Если тип шифруемых данных определен заранее для всех ОЦ 10, то кнопки 91, 92 могут отсутствовать. Если поля 93, 94 выполнены в виде кнопок, то их можно использовать для выбора ОМН 8, в котором необходимо произвести запись информации Ii(М, k). Этот выбор может быть осуществлен, например, путем наведения указателя 81 на одно из полей 93, 94 и однократного нажатия на левую кнопку мыши 70. Индикацией подключения ОМН 8 в этом случае может быть смена цвета соответствующего серийного номера, индицируемого в этом поле. Можно отметить, что на фиг. 10 показаны только основные элементы пользовательского интерфейса. Из его других возможных элементов можно отметить поля для индикации кода М игры, а также сервисные кнопки, повышающие удобство ввода информации I(М, k).

На фиг. 11 представлен пользовательский интерфейс, отображаемый на видеомониторе 68 и формируемый программно-аппаратными средствами не только самого компьютера, но также и подключенных к нему двух ОМН 8 с серийными номерами k=24734709, k=89035701. Видно, что на полях 93, 94 индицируются серийные номера подключенных омнилайнеров, а на РП 89 индицируются Q (Q=1, 2, …) универсальных окон ввода (УОВ) 95, предназначенных для формирования информации I(M, k)=I1(M, k), …, Ii(М, k), …, Ir(М, k). Можно отметить, что число r записей Ii(М, k), относящихся к М игре, как правило, должно совпадать с числом УОВ 95, т.е. r=Q. Каждое из УОВ 95 имеет знакоместо 96 для отображения номера Q и поле редактирования (ПР) 97. Кроме того, для выбора в ПР 97 формата записи информации в УОВ 95 находится строка 98 списка форматов. Последний раскрывается при выделении этой строки мышью. После этого раскрытия появляется окно списка форматов, из которого может быть выбран один из следующих форматов (в скобках указаны виды спорта, а также тип событий или мероприятий, для которых может быть использован данный формат): счет (футбол, хоккей, теннис, бадминтон, бокс, борьба, баскетбол, волейбол, водное поло), время (легкая атлетика), баллы (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду), длина (тройной прыжок, толкание ядра, метание копья, прыжки в высоту), запись слова, запись цифр, запись цифр в виде таблицы (лотерея), взаимозависимое переключение слов "Да", "Нет" (штрафные удары в футболе, штрафные броски в футболе, прыжки в высоту). Последний формат, реализуемый посредством радиокнопок, находящихся под словами "Да", "Нет", показан на фиг. 11. О включенном участником 6 посредством мыши 70 слове "Да" или "Нет" сигнализирует черная точка в центре включенной радиокнопки, выполненной в виде кружка. Черная точка формируется путем наведения указателя 81 внутрь соответствующей радиокнопки и нажатия на соответствующую кнопку мыши 70. Если в процессе М игры возникает несколько УОВ 95, то по правой границы появляется полоса 99 прокрутки. Полоса 99 прокрутки УОВ 95 состоит из следующих частей. По краям находятся кнопки 100, 101 с изображением стрелок, которые служат для небольшого перемещения УОВ 95. Если нажать на такую кнопку, то УОВ 95 переместится в направлении, указанном стрелкой. Между стрелками расположена клавиша 102, которая может быть больше или меньше. По размеру высоты клавиши 102 можно оценить число УОВ 95. Расположение клавиши 102 по длине полосы 99 прокрутки показывает относительное положение УОВ 95 внутри РП 89. Так, если клавиша 102 расположена вплотную к верхней границе полосы 99 прокрутки, то это означает, что участник 6 просматривает УОВ 95 с номером Q=1. Теперь рассмотрим графические элементы пользовательского интерфейса, которые посредством ПУ формируются на панели 88 после подключения ОМН 8 к компьютеру. Эти графические элементы являются командными кнопками, которые посредством ПУ связаны с ПКС 44 и предназначенными для передачи данных в ЦК 17 и в ОЦ 10. При этом командная кнопка 103 предназначена для передачи в ЦК 17, главным образом, текущих временных данных, а также других данных, которые могут быть выбраны участником 6 с целью оптимизации обработки информации I(М, k) в СВТ 9. Командная кнопка 104 предназначена, главным образом, для передачи в ОЦ 10 связанную с интерактивной игрой информации I(М, k), а при необходимости и временных данных N(i, k). Все эти передачи могут сопровождаться также и пересылкой различных вспомогательных данных, таких как k, М и др. Кнопка 105 предназначена для выбора адреса центральнго компьютера 17, по которому должна осуществляться указанная передача, а кнопка 106 - для выбора адреса КОИ 15. Выбор адреса осуществляется посредством мыши 70 и указателя 81 из нескольких адресов, которые открываются в поле списка адресов после нажатия на кнопку 105 или кнопку 106. Если КС 12, ОК 13 и КПД 14 входят в состав сети Интернет, то в качестве адресов ЦК 17 и КОИ 15 должны использоваться их IP-адреса. Последние могут выражаться в виде 32-бит-ного числа, используемого для идентификации центральнго компьютера и КОИ 15 в сети Интернет. В заключение описания пользовательского интерфейса можно отметить, что в других вариантах его исполнения каждый омнилайнер может иметь собственное окно 83, имеющее только одно поле, например поле 93, предназначенное для индицирования его серийного номера. При подключении нескольких омнилайнеров 8 (V>1) расположение V несвернутых окон 83 может быть осуществлено по диагональной схеме (каскадное расположение окон), которая позволяет увидеть строку 84 заголовка каждого окна 83. В этом случае выбор ОМН 8, в который необходимо произвести запись информации Ii(М, k) может быть осуществлен, например, путем наведения указателя 81 на любую видимую область соответствующего неактивного окна и нажатия кнопки мыши 70.

Работа системы для проведения интерактивных игр осуществляется в соответствии со схемами алгоритмов, представленных на фиг. 12, фиг. 13, фиг. 14, фиг. 15, фиг. 16 и фиг. 17. Их практическая реализация производится посредством специального и стандартного программного обеспечения, под управлением которого работают СВТ 9, а также БУ 7 и ОМН 8. Стандартное программное обеспечение должно включать в себя, в частности, протокол обмена между БУ 7 и ОМН 8, т.е. включать набор формализованных правил, процедур и спецификаций, определяющих формат и способ обмена данными между БУ 7 и ОМН 8. В процессе реализации представленных алгоритмов ВМП 39 и МП 50 должны формировать микрокоманды, управляющие в частности такими элементами как УВ 41, УП 42, дисплей 45, АОД 46, УВВ 48, память 51 и БСШ 54. На фиг. 12 показан алгоритм создания значений параметров, необходимых для расчета времени i-ой записи Ii(М, k). К основным из этих параметров можно отнести текущие временные данные Nt(j, k), присутствующие на выходе таймера 52, и текущее время Tt(j, k), присутствующее на выходе ДТВ 18 в момент появления текущих временных данных Nt(j, k). В описываемой системе эти параметры формируются в центральном компьютере 17 и могут создаваться, как отмечено в патенте США №7037193, в произвольный момент времени, т.е. перед проведением интерактивного мероприятия, после проведением интерактивного мероприятия или во время проведения интерактивного мероприятия. Выполнение действия 107 включает в себя подключение v-го ОМН 8 к q-му БУ 7, а также запуск программы управления, один из результатов реализации которой является появление на дисплее 45 графических кнопок 103, 105. После выбора адреса центрального компьютера и нажатия на кнопку 103 (действие 108) на управляющие входы ПКС 44 поступает команда из ВМП 39 на подключение сетевого адаптера 43 к КПД 14. Факт этого подключения подтверждается микрокомандой, формируемой в демультиплексоре 60, вследствие чего из ВМП 39 на управляющие входы БВШД 53 поступает команда на подключение информационной шины 66 к выходу таймера 52. После этого в БСШ 54 выполняется симметричное шифрование текущих временных данных Nt(j, k) и их поступление (через МП 50) в зашифрованном виде на вход УВВ 48. Далее эти данные Nt(j, k) в зашифрованном виде передают (j-ая передача) через КПД 14 в ЦИО 11. Одновременно с этим производится передача, как правило, в незашифрованном виде, серийного номера k. После приема в ЦИО 11 текущих временных данных Nt(j, k) выполняется действие 109 по их симметричному дешифрованию в БСД 32 и передачи в ЦК 17 расшифрованного значения. При наличии других зашифрованных данных их симметричное дешифрование и передача в ЦК 17 также описывается действием 109. Симметричное дешифрование производится после вызова из БХК 34 ключа, соответствующего тому номеру омнилайнера, из которого были получены данные. Действие 110 обозначает фиксацию в ЦК 17 текущего времени Tt(j, k), присутствующего на выходе ДТВ 18 в момент появления на входе БСД 32 или на входе ЦК 17 (если БСД 32 входит в состав ЦК 17) текущих временных данных Nt(j, k). С целью дальнейшего использования полученной информации осуществляют ее структуризацию, связанную с выполнением действия 111 по формированию и запоминанию в ЦК 17 множества W(j, k) данных, включающих, по меньшей мере, такие данные как Tt(j, k), Nt(j, k), k. Для обозначения этого факта будем использовать следующее обозначение W(j, k)={Tt(j, k), Nt(j, k), k}, где фигурные скобки обозначают множество данных, состоящее из трех элементов. При наличии нескольких омнилайнеров действия 107, 108, 109, 110, 111 осуществляются с каждым из них в отдельности. Если осуществляется ("Да" в условии 112) повторная (j+1) передача (действие 113), то после выполнения действия 111 производится формирование и запоминание в ЦК 17 нового множества W(j+1, k) данных. Если в дальнейшем участник 6 предполагает использовать в интерактивной игре другой БУ 7 ("Нет" в условии 112), то осуществляется действие 114 по отключению v-го ОМН 8 от q-го блока управления 7. В этом случае дальнейшая работа системы осуществляется после выполнения действия 115 (фиг. 13), связанного с подключением "v" омнилайнеров к (q+d)-му БУ и запуском ПУ. Действие 116 описывает формирование посредством ПУ для v-го омнилайнера i-ой записи Ii(М, k). Формирование последней производится в УОВ 95, причем после нажатия на кнопку 90 записи (действие 117), связанной с созданием в блоке управления команды осуществления i-ой записи, вначале производится пересылка в омнилайнер из блока управления через АОД 46 и УВВ 48 записи Ii(М, k), а затем ее запоминание в памяти 51 (действие 118). Одновременно с запоминанием записи Ii(М, k) осуществляется действие 119 по запоминанию временных данных N(i, k). Дальнейшее функционирование ОМН 8 зависит от желания участника 6 продолжить свое участие в М интерактивной игре. Ее продолжение ("Да" в условии 120) может заключаться или в формировании новой (i+1)-ой записи информации (действие 121), или в записи информации ("Да" в условии 122) в другой (v+1)-ый омнилайнер (действие 123). Если после i-ой записи интерактивная игра прекращается, a (q+d)-ый блок управления не имеет средств для передачи в СВТ 9 из соответствующего омнилайнера информации, то осуществляется действие 124 по отключению этого омнилайнера от (q+d)-го БУ. В этом случае дальнейшая работа системы осуществляется после выполнения действия 125 (фиг. 14), связанного с подключением соответствующего омнилайнера к (q+s)-му БУ и выполнением программы управления. Вследствие этого производится формирование на дисплее графических элементов, связанных, в частности, с установкой соединения блока управления с ОЦ 10 и с передачей в него записанной в омнилайнер информации. К таким графическим элементам, в частности, относятся кнопки 104, 106. Как уже было отмечено, кнопка 106 предназначена для выбора адреса КОИ 15 (действие 126), входящего в ОЦ 10, а кнопка 104 для формирования команды передачи незашифрованных и зашифрованных данных. Список последних фиксируется кнопкой 91 выбора шифруемых данных из списка, раскрываемого посредством нажатия на кнопку 92. Список данных, которые могут быть зашифрованы включает в себя следующие данные: I(М, k), Ii(М, k); Nt(j, k); N(i, k), k. Выбор шифруемых данных зависит от таких факторов как число ОЦ 10, степень секретности передаваемых данных, вычислительная мощность КОИ 15, число участников 6, частота подключения БУ 7 к ОК 13 и некоторых других. В качестве примера приведем два возможных варианта исходных требований к проведению интерактивных игр. В первом варианте требуется максимальная защита передаваемой в ОЦ 10 информации I(М, k), а во втором - минимальная загрузка КС 12 и ЦК 17. Можно отметить, что первый вариант может быть связан с высокими финансовыми потерями от подделки передаваемой I(М, k), а второй - с большим числом ОЦ 10, например, достигающим более Е=500000. Естественно, что каждый ОЦ 10 должен в зависимости от проводимой им М-игры выбрать свой вариант списка данных, подлежащих шифрованию. Очевидно, что исходя из указанных требований в первом варианте требуется шифровать или всю информацию I(М, k), или только ее часть Ii(М, k), а во втором варианте это шифрование (как будет показано ниже) является ненужным. После выбора адреса КОИ 15 и нажатия на кнопку 104 на управляющие входы ПКС 44 поступает команда из ВМП 39 на подключение к ОК 13 сетевого адаптера 43, соединяющего последний с соответствующим КОИ 15. Вследствие этого из ВМП 39 на управляющие входы БВШД 53 поступает команда на подключение информационной шины 65 к выходу памяти 51, сохраняющей данные I(M, k), Nt(j, k); k под индексами, необходимыми для их считывания, в частности, БВШД 53. После этого в БСШ 54 выполняется симметричное шифрование тех данных, которые были заранее выбраны или в самом ОМН 8, или участником 6, или в ОЦ 10, или в ЦИО 11. В последних двух случаях выбор данных, подлежащих симметричному шифрованию может осуществляться автоматически, например, путем использования специальной программы, высылаемой из СВТ 9 и выполняемой в МП 50. Далее выбранные (шифрованные и нешифрованные) данные, считанные из памяти 51, передают в соответствии с действием 127 через ОК 13 в выбранный ОЦ 10. Дальнейшее функционирование алгоритма ("Да" в условии 128) связано с передачей в ЦИО 11 выбранных шифрованных и нешифрованных данных (действие 129). Выбор данных, предназначенных для передачи в ЦИО 11 зависит от места их окончательной обработки. Если последняя производится в ОЦ 10, то записанная информация I(M, k), Ii(М, k) не передается, а пересылаются только данные Nt(j, k), N(i, k), k, необходимые для расчета времени ее записи. Для этого они подвергаются асимметричному шифрованию в КУ 21, передачи в ЦИО 11 по КС 12, а также асимметричному и симметричному дешифрованию в ЦИО 11. Здесь можно отметить, что при отсутствии терминалов 16, 19 передача необходимых данных из ОЦ 10 в ЦИО 11 может происходить без асимметричного шифрования. После асимметричного и симметричного дешифрования действие 129 описывает также и выбор множества W(j, k) данных необходимых для расчета времени Т(i, k) записи информации. Указанный выбор достигается в ЦИО 11 по серийному номеру k омнилайнера. А критерием выбора множества из нескольких может быть, например, поиск множества с элементом Nt(j, k), дающим минимальное значение абсолютной величины разности N(i, k)-Nt(j, k). В этом случае кроме текущих временных данных Nt(j, k) в ЦИО 11 необходимо из операторского центра 10 передавать и временные данные N(i, k). Работа ЦК 17 с расшифрованными данными может осуществляться или с их предварительной обработкой, или без нее. Если указанная обработка не предусматривается ("Нет" в условии 130), то в ЦК 17 происходит выполнение действия 131 по формированию расшифрованных данных, предназначенных для передачи в ОЦ 10. В другом случае ("Да" в условии 130) в ЦК 17 выполняется действие 132 по обработке расшифрованных в ДУ 23 данных, связанное, прежде всего, с расчетом времени записи информации Ii(М, k) по нижеприведенной формуле. Другая цель обработки расшифрованных данных может быть связана, в частности, с обработкой информации I(М, k) с учетом времени ее записи и правил проведения игры. При этом расчет времени T(i, k) записи Ii(М, k) должен быть реализован в ЦК 17, а выполнение действия 131 осуществляется с уже обработанными данными. Процесс подготовки данных, предназначенных для передачи в ОЦ 10, а также их дальнейшая обработка, представлен на фиг. 15. Прежде всего, этот процесс связан с асимметричным шифрованием в КУ 22 передаваемых данных (действие 133), с передачей зашифрованных данных в ОЦ 10 по КС 12 (действие 134), а также с их асимметричным дешифрованием (после приема ОЦ 10 зашифрованных данных) в первом терминале 16, а точнее во входящем в него ДУ 20 (действие 135). Выполнение действия 135 описывает также расчет времени записи информации Ii(М, k), если последний не был осуществлен ранее в центральный компьютер 17. Расчет времени T(i, k) записи информации Ii(М, k) осуществляется в КОИ 15 по известной из патентов US №7037193 и ЕР №1112765 формуле: Т(i, k)=Tt(j, k)+[1/f(k)]×[N(i, k)-Nt(j, k)]. Выполнение действия 136, связанного с обработкой в ОЦ 10 информации I(М, k) с учетом времени ее записи и правил проведения игры производится после поступления в ОЦ 10 истинной информации I(М), а также времени Т[I(М)] ее появления. Передача в ОЦ 10 истинной информации I(М) осуществляется из ИИИ 1 по КПИ 35. При этом значение Т[I(М)] может быть зафиксировано как в ИИИ 1, так и непосредственно в ОЦ 10. Результат М интерактивной игры после выполнения действия 137, связанного, например, с определением выигрышных серийных номеров k омнилайнеров, может быть размещен на web-странице, хранящейся на web-сервере, который может быть связан с ОЦ 10 посредством глобальной сети Интернет. В простейшем случае указанная обработка информации I(М, k) сводится к ее сравнению с заранее заданной степенью совпадения только с той истинной информацией I(М), которая была зафиксирована в ИИИ 1 после записи информации в омнилайнер, т.е. T(i, k)<Т[Ig(M)], где Т[Ig(M)] - время фиксации g-го действия, входящего в истинную информацию, состоящую из G действий. Здесь номер i записи относится к записываемой в ОМН 8 информации, прогнозирующей g действие. Дальнейшая работа системы связана с идентификацией омнилайнера, а также с идентификацией записанной в него информации I(М, k), осуществляемой с целью подтверждения участником 6 своего выигрыша в М игре. Такая идентификация может потребоваться ("Да" в условии 138) в случае, например, крупного выигрыша. Отметим, что идентификацией называется распознавание некоторого объекта, в частности омнилайнера, по его характерным признакам или идентификационным данным (ИД). К последним относятся, прежде всего, серийный номер k омнилайнера и данные, хранящиеся в его памяти: I(М, k); N(i, k). После формирования в операторском центре идентификационных данных производится их передача по КБП 37 в пункт ПИ 36 (действие 139). Естественно, что для процедуры идентификации, связанной со сравнением в КИ 38 полученных ИД, необходимо представить в ПИ 36 непосредственно сам ОМН 8. Теперь рассмотрим некоторые возможности изобретения, связанные с дополнительной защитой передаваемых из ОМН данных.

Один из возможных алгоритмов такой защиты представлен на фиг. 16. Основная идея, положенная в его основу, заключается в вычислении (действие 140) в микропроцессоре 50 контрольного хэш-значения (хэш-функции) Н=h[I(М, k)], соответствующего хранящейся в памяти 51 информации I(М, k), и его передаче в ОЦ 10 через ЦОИ 11. Это затрудняет фальсификацию как информации I(М, k), так и самого хэш-значения, так как последнее передается из ОМН 8 в зашифрованном виде. Само хэш-значение h[I(М, k)] есть сжатое двоичное представление основного сообщения, в нашем случае информации I(М, k), произвольной длины. В этом качестве хэш-значение используется для контроля целостности сообщения, а также в целях аутентификации сообщения, т.е. самого омнилайнера. Это объясняется тем, что вероятность того, что значения хэш-функций двух различных документов совпадут, должна быть ничтожно мала. Из известных стандартов расчета хэш-значений можно отметить алгоритмы хэширования MD 5 и SHA. Последний широко распространен в мире и используется во многих сетевых протоколах защиты информации Выполнение действия 141 по симметричному шифрованию контрольного хэш-значения h[I(М, k)] и его передачи в зашифрованном виде в ЦИО 11 осуществляется посредством БВШД 53, БСШ 54, ПКС 44 и сетевого адаптера 43. Выполнение действия 142 по симметричному дешифрованию контрольного хэш-значения h[I(М, k)] и его передачи в расшифрованном виде в ОЦ 10 осуществляется посредством БСД 32. При этом передача через КС 12 в ОЦ 10 контрольного хэш-значения может осуществляться или непосредственно, или после асимметричного шифрования в КУ 22 и асимметричного дешифрования в ДУ 20. Далее в ОЦ 10 производится вычисление (действие 143) хэш-значения h*[I(М, k)], соответствующего полученной по ОК 13 из ОМН 8 записанной информации I(М, k), а также выполняется действие 144 по его сравнению с контрольным значением h[I(М, k)]. При их равенстве ("Да" в условии 145), т.е. при h*[I(М, k)]=h[I(М, k)] в ОЦ 10 формируется сообщение о подтверждении выигрыша (действие 146). В противном случае ("Нет" в условии 145) в ОЦ 10 формируется сообщение о неподтверждении выигрыша (действие 147). Размещение этих сообщений (действие 148) может быть осуществлено на сайте организатора М игры.

На фиг. 17 представлен другой алгоритм защиты информации, отличающийся от первого тем, что в нем не требуется получение отдельного контрольного хэш-значения записанной информации I(М, k), что в некоторых случаях облегчает требования к вычислительной мощности МП 50, а также увеличивает надежность авторизации ОМН 8. В этом варианте алгоритма в МП 50 выполняется действие 149 по вычислению контрольного хэш-значения h[I(M, k); Nt(j, k)], соответствующего не только хранящейся в памяти 51 информации I(М, k), но также и текущим временным данным Nt(j, k) таймера 52. Это усложняет фальсификацию информации I(М, k), так как последняя не связана непосредственно со своим контрольным хэш-значением. При этом из-за симметричного шифрования текущих временных данных Nt(j, k) невозможно определить точное значение контрольного хэш-значения h[I(М, k)]. Выполнение действия 150 по передаче из ОМН 8 в ОЦ 10 контрольного хэш-значения h[I(M, k); Nt(j, k)] осуществляется посредством ПКС 44 и сетевого адаптера 43. К недостатку данного алгоритма следует отнести необходимость выполнения действия 151 по передаче текущих временных данных Nt(j, k) из ЦК 17 в ОЦ 10. Эта передача может быть осуществлена как непосредственно, так и после асимметричного шифрования в КУ 22 и последующего дешифрования в ДУ 20. Далее в ОЦ 10 производится выполнение действия 152 по вычислению хэш-значения h*[I(M, k); Nt(j, k)], соответствующего полученным из ЦК 17 текущим временным данным Nt(j, k) и полученной из ОМН 8 записанной информации I(М, k), а также выполняется действие 153 по его сравнению с контрольным значением. При их равенстве ("Да" в условии 154), т.е. при h*[I(M, k); Nt(j, k)]=h[I(М, k); Nt(j, k)] в операторском центре 10 формируется сообщение о подтверждении выигрыша (действие 155). В противном случае ("Нет" в условии 154) в операторском центре 10 формируется сообщение о неподтверждении выигрыша (действие 156). Размещение одного из этих сообщений (действие 157), также как и в предыдущем случае, может быть осуществлено на сайте организатора М игры.

Теперь приведем пример, иллюстрирующий работу описанной системы. При описании примера будем использовать один ОМН 8 (v=1, k=2847), подключенный к единственному (q=1, s=0, d=0) БУ 7, выполненному в виде изображенного на фиг. 8 персонального компьютера, подключенного к глобальной сети Интернет и работающего под управлением ПУ, пользовательский интерфейс которой представлен на фиг. 10 и фиг. 11. Причем перед использованием омнилайнера в списке шифруемых данных была выбрана информация I(М, 2847). Отметим, что шифрование ТВД производится независимо от действия 126, связанного с выбором данных подлежащих шифрованию. База данных ЦИО 11 содержит серийные номера всех зарегистрированных омнилайнеров, частоты f(k) их таймеров 52, которые составляют в нашем случае 10 Гц, т.е. f(k)=f(2847)=10 Гц, а также ключи симметричного дешифрования. Перед началом игры участник 6 посредством нажатия на кнопку 103 подключил персональный компьютер к центральному компьютеру и передал (j=1) в ЦИО 11 (действие 108) через КПД 14 зашифрованное значение текущих временных данных Nt(k)=Nt(2847)=86400040. Перед нажатием на кнопку 103 был выбран IP-адрес центрального компьютера 182.17.212.98. После симметричного дешифрования в БСД 32 значения Nt(2847) в памяти ЦК 17 было зафиксировано и сохранено (с точностью одна секунда) текущее время Tt(k)=Tt(2847)=6 марта 11 час 22 мин 44 сек (действие 110), присутствующее на выходе ДТВ 18 в момент появления Nt(2847). Кроме того, в этой же памяти было сформировано (действие 111) множество W(j, 2847) данных, т.е. W(1, 2847)={Tt(21, 2847), Nt(21, 2847), 2847}={6 марта 11 час 22 мин 44 сек, 86400040, 2847}. Пусть участник 6 участвует в интерактивной игре (М=47), состоящей из одного действия (g=1), связанного с реализацией штрафного удара в футбольном матче, транслируемого по телевизору 2. Истинная информация в виде результата I1(47) штрафного удара (штрафной удар закончился взятием ворот), а также момент времени Т[I1(47)]=6 марта 12 час 23 мин 49 сек начала его исполнения, был занесен оператором игры в память КОИ 15. Причем для получения выигрыша в виде книги по футбольной тематике необходимо угадать результат штрафного удара, после чего представить соответствующий омнилайнер в ПИ 36. Пусть участник 6 перед штрафным ударом сформировал посредством радиокнопок, находящихся в ПР 97, информацию I1(47, 2847) в виде "Да", после чего произвел первую запись (i=1), нажав на кнопку 90. В результате чего в память омнилайнера с серийным номером k=2847 записалась информация I1(47, 2847) в виде двоичного числа, соответствующего записи "Да" (действие 118). Одновременно с записью информации I1(47, 2847) в память омнилайнера были записаны (действие 119) данные N(i, k)=N(1, 2847)=86436630. После окончания игры участник 6 посредством нажатия на кнопку 106 (действие 126) выбрал IP-адрес 213.87.83.112 компьютера 15 обработки информации и передал на его вход следующие данные (действие 127): k=2847, N(1, 2847)=86436630, зашифрованное в БСШ 54 значение I1(47, 2847). При этом последнее содержит признак, по которому можно определить факт его зашифрованности. Дальнейшая работа системы связана с расчетом времени записи информации I1(47, 2847), а также с ее расшифровкой. Для этого из КОИ 15 в ЦК 17 было передано (действие 129) через КУ 21, КС 12 и ДУ 23 значение k=2847 и зашифрованное значение информации I1(47, 2847), после чего из базы данных ЦК 17 и из множества W(1, 2847) были получены следующие данные: Tt(2847)=6 марта 11 час 22 мин 44 сек, Nt(k)=Nt(2847)=86400040, f(k)=f(2847)=10 Гц (действие 129), а также расшифрованное в БСД 32 значение информации I1(47, 2847). Последние были переданы через КУ 22, КС 12 и ДУ 20 обратно в ОЦ 10. Это дало возможность расчета в КОИ 15 времени записи информации I1(47, 2847) по формуле: Т(i, k)=Т(1, 2847)=Tt(j, k)+[1/f(k)]×[N(i, k)-Nt(j, k)]=Tt(2847)+[1/f(2847)]×[N(1, 2847)-Nt(2847)]=6 марта 11 час 22 мин 44 сек+(1/10)×(86436630-86400040)=6 марта 12 час 23 мин 43 сек. Обработка информации (действие 136) с учетом времени ее записи свелась к сравнению в КОИ 15 истинной информации I1(47) с записанной в омнилайнер и с проверкой условия, при котором хранящаяся в ОМН 8 информация должна быть записана до начала исполнения штрафного удара. Поскольку в нашем случае I1(47)=I1(47, 2847) и T(1, 2847)<Т[I1(47)], т.е. условия для получения выигрыша были выполнены, в КОИ 15 был определен номер k=2847 выигранного омнилайнера (действие 137), а его идентификационные данные N(1, 2847), k=2847, I1(47, 2847), необходимые для получения книги были высланы по КБП 37 в ПИ 36.

Изобретение может быть применено для организаций интерактивных игр и мероприятий, связанных с проведением всевозможных конкурсов, лотерей и спортивных тотализаторов, а также с дистанционным и очным обучением. Широкое использование омнилайнеров в системе образования позволит организовывать такие этапы в образовательном процессе, как единый государственный экзамен и единовременное и честное тестирование большого числа студентов. Использование омнилайнера при сдаче государственных экзаменов обусловлено наличием в нем идентификационного номера, который посредством его записи в зачетную книжку может быть закреплен за каждым студентом или учащимся. Используя омнилайнер, болельщик, выступающий в качестве, например, спортивного эксперта Олимпийского вида спорта, получает такие преимущества, как: абсолютная независимость во время спортивного прогноза от качества работы Интернета или других видов коммуникаций; комфортность игры и ее низкая стоимость (отсутствует плата, например, за SMS или за постоянное поддержание соединения в режиме on-line); исключительная простота и комфортность формирования прогнозов сразу в нескольких Олимпийских спортивных дисциплинах; исключение потерь записанной информации, которые нередко случаются в онлайновых системах; высокая точность времени записи прогноза Олимпийского спортивного мероприятия или события; абсолютная конфиденциальность и однозначный приоритет пользователя; возможность прогноза даже в таких местах, в которых отсутствует Интернет; независимость точности времени записи прогноза от числа участников (нет временных задержек при большом числе зрителей); возможность прогноза Олимпийских спортивных мероприятий в режиме их накопления (без необходимости немедленной передачи прогноза на сервер организатора, что резко снижает стоимость системы для обработки прогнозов); возможность прогнозировать короткие спортивные эпизоды, например, судейскую оценку программ фигуристов и гимнастов непосредственно после их выступления. Важным преимуществом данного изобретения является исключение различных злоупотреблений, связанных с пересылкой в средства вычислительной техники недостоверной информации, сформированной не посредством омнилайнеров, а, например, с помощью эмулирующих их работу различных вычислительных средств.

Похожие патенты RU2770655C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР 2010
  • Иванов Валерий Филиппович
  • Фетисов Вячеслав Александрович
RU2417812C1
Игровое устройство и система для проведения интерактивных игр 2020
  • Иванов Алексей Валерьевич
RU2796788C1
Устройство для игры в дистанционные шахматы 2021
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2761770C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИГРЫ 2004
  • Тарпищев Шамиль Анвярович
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2268766C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОТЕРЕЙ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1996
  • Каспаров Гарри Кимович
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2080138C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИГРЫ В БИЛЬЯРД И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2007
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2344865C1
Устройство для игры в продвинутые шахматы 2021
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2765456C1
Устройство для проведения игр в гибридных видах спорта 2022
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2796332C1
Устройство для игры в продвинутый гольф 2022
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2799667C1
Устройство для игры в парные шахматы 2021
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2770697C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 770 655 C1

Реферат патента 2022 года Система для проведения интерактивных игр

Изобретение относится к устройствам для проведения интерактивных игровых мероприятий, в частности к устройствам и системам, предназначенным для проведения интерактивных игр, лотерей и спортивных тотализаторов. Система для проведения интерактивных игр содержит центр идентификации омнилайнеров, включающий подключенный к каналу передачи данных и к датчику точного времени центральный компьютер, связанный через канал связи с подключенным к обратному каналу операторским центром, и омнилайнеры, каждый из которых предназначен для запоминания сформированной участником интерактивной игры связанной с ней информации. Кроме того, каждый омнилайнер содержит подключенное к устройству ввода-вывода средство симметричного шифрования и связанный с ним блок выбора шифруемых данных. Преимуществом изобретения является исключение различных злоупотреблений, связанных с пересылкой в средства вычислительной техники недостоверной информации, сформированной не посредством омнилайнеров, а, например, с помощью эмулирующих их работу различных вычислительных средств. 9 з.п. ф-лы, 17 ил.

Формула изобретения RU 2 770 655 C1

1. Система для проведения интерактивных игр, содержащая центр идентификации омнилайнеров, включающий подключенный к каналу передачи данных и к датчику точного времени центральный компьютер, связанный через канал связи с подключенным к обратному каналу операторским центром, и омнилайнеры, каждый из которых предназначен для запоминания сформированной участником интерактивной игры связанной с ней информации, и включает связанные между собой микропроцессор, память, таймер и устройство ввода-вывода, согласованное с адаптером обмена данными блока управления, имеющего вспомогательный микропроцессор и связанный с ним сетевой адаптер, согласованный с каналом передачи данных и с обратным каналом, отличающаяся тем, что каждый омнилайнер содержит подключенное к устройству ввода-вывода средство симметричного шифрования и связанный с ним блок выбора шифруемых данных, причем блок управления имеет переключатель каналов связи, связанный с сетевым адаптером и со вспомогательным микропроцессором блока управления, а также с блоком выбора шифруемых данных, при этом центр идентификации омнилайнеров содержит средство симметричного дешифрования, согласованное со средством симметричного шифрования омнилайнера и связанное с центральным компьютером и с каналом передачи данных.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что центр идентификации омнилайнеров и операторский центр содержат согласованные и связанные через канал связи терминалы асимметричной криптосистемы шифрования.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что вход и выход блока симметричного шифрования связаны соответственно с выходом блока выбора шифруемых данных и с устройством ввода-вывода, при этом первый вход блока выбора шифруемых данных подключен к памяти, а второй вход - к таймеру.

4. Система по п. 1, отличающаяся тем, что омнилайнер содержит подключенный к микропроцессору сенсорный дисплей и выполнен в виде нетбука.

5. Система по п. 1, отличающаяся тем, что омнилайнер содержит подключенный к микропроцессору сенсорный дисплей и выполнен в виде ноутбука.

6. Система по п. 1, отличающаяся тем, что омнилайнер содержит связанный с микропроцессором сенсорный дисплей и осуществлен в виде планшетного компьютера.

7. Система по п. 1, отличающаяся тем, что омнилайнер содержит подключенный к микропроцессору сенсорный дисплей и выполнен в виде смартфона.

8. Система по п. 1, отличающаяся тем, что блок управления и омнилайнер входят в состав смартфона.

9. Система по одному из пп. 1-8, отличающаяся тем, что блок симметричного шифрования входит в состав микропроцессора омнилайнера.

10. Система по одному из пп. 1-8, отличающаяся тем, что блок выбора шифруемых данных входит в состав микропроцессора омнилайнера.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2770655C1

СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР 2010
  • Иванов Валерий Филиппович
  • Фетисов Вячеслав Александрович
RU2417812C1
РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПОДАЧИ ВОДЫ ПРИ ЗАМОЧКЕ ЗЕРНА (В СВЯЗИ С ВЛАЖНОСТЬЮ ПОСЛЕДНЕГО) 1932
  • Лидин Е.Н.
SU36373A1
US 7037193 B1, 02.05.2006
WO 2000013757 A1, 16.03.2000
US 5073931 A1, 17.12.1991.

RU 2 770 655 C1

Авторы

Иванов Валерий Филиппович

Даты

2022-04-20Публикация

2021-06-30Подача