Соединение цилиндрических деталей Российский патент 2022 года по МПК F16B2/24 

Описание патента на изобретение RU2772564C1

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к элементам для соединения цилиндрических поверхностей.

В инженерной практике, в частности, при разработке глубинного насосного оборудования для механизированной добычи нефти, а именно, гидромеханических редукторов, осуществляющих преобразование вращательного движения вала гидромотора в возвратно-поступательное движение штока привода плунжерного насоса, достаточно часто стоит задача нежесткого соединения торцов 2-х и более цилиндрических деталей друг с другом.

В классической инженерной практике используются следующие торцевые соединения 2-х деталей типа тел вращения:

1. Разъемные резьбовые соединения с помощью элементов крепления (болтов, винтов, шпилек с гайками), зачастую также предусматривающие элементы базирования в виде торцевых направляющих штифтов, торцевых шпонок и пр. Предусматривают жесткое неподвижное соединение без степеней свободы друг относительно друга.

2. Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и пр.), которые предусматривают жесткое крепление деталей и отсутствие степеней свободы. Часто требуют тщательной предварительной подготовки поверхностей соединяемых деталей, разделки кромок и пр.

3. Разъемные резьбовые соединения, предусматривающие навинчивание одной детали на другую, например, некоторые варианты крепления токарного патрона к шпинделю токарного станка. При затяжке характеризуются отсутствием степеней свободы деталей.

Описанные выше типы соединений, наряду с их достоинствами, обладают также рядом характерных недостатков в случае, когда внутренние или наружные поверхности соединяемых деталей базируются по различным видам поверхностям (резьба ходового винта, гладкая поверхность цилиндрической втулки), а также в случае большой длины соединяемых деталей, при которых неизбежно возникают погрешности их взаимного базирования, вызванные несоосностью базовых опорных поверхностей. При этом отсутствие возможности хотя бы незначительного взаимного перемещения деталей увеличивает риск возникновения значительных внутренних напряжений при наличии несоосности ответных деталей, погрешностей их изготовления, а также температурных колебаниях.

Кроме того, иногда присутствует необходимость применения сложных технологических процессов при использовании материалов с плохой свариваемостью, а именно - тугоплавких высоколегированных сталей, титановых, вольфрамовых и др. сплавов - предварительного подогрева свариваемых деталей, применения защитных газов, вакуума, медленного охлаждения сварного соединения и пр. Велика вероятность возникновения внутренних сварных напряжений, вызванных неравномерным нагревом и/или охлаждением сварного узла.

Известно байонетное соединение цилиндрических поверхностей, содержащее обхватывающую деталь с пазами и выемкой на ее внутренней поверхности и обхватываемую деталь с пальцами и выемкой со скосом в сторону пальцев, в которой установлено уплотнительное кольцо, поджатое подшипником и пружиной, установленными в выемке обхватывающей детали. Пальцы обхватываемой детали установлены в выемках охватывающей детали (патент РФ №2370677. опубл. 2009 год).

Известное соединение обладает повышенной герметичностью и обеспечивает достаточную надежность от самопроизвольного рассоединения, однако оно не предусматривает никакой возможности взаимного перемещения соединяемых деталей, которое необходимо для компенсации геометрических погрешностей этих деталей, их несоосности и температурных колебаний, что повышает риск возникновения внутренних напряжений и, как следствие снижает надежность работы соединения.

Известно соединение цилиндрических деталей, содержащих трубчатый корпус и концевую деталь, выполненные с кольцевой проточкой для установки в них стопорного элемента, в качестве которого использовано незамкнутое кольцо с отогнутыми наружу и внутрь концами, установленное в совмещенных кольцевых проточках обеих деталей, при этом в пределах совмещенных кольцевых проточек сформирован сквозной паз в трубчатом корпусе и глухой паз на концевой детали, переходящие друг в друга, при этом в глухом пазу выполнено отверстие для фиксации конца незамкнутого кольца и резьбовые отверстия для позиционирования деталей друг с другом с помощью стопорных винтов (Патент РФ №2447332, публ. 2012 год).

Известное соединение может быть использовано в погружных установках добычи нефти в качестве механического соединения двух деталей и направлено на достижение надежного крепления и позиционирования соединяемых цилиндрических деталей в заданном положении.

Вместе с тем, данное соединение также не предусматривает никакой возможности взаимного перемещения соединяемых деталей, которое необходимо для компенсации геометрических погрешностей и температурных расширений, что снижает надежность работы соединения.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является создание нежесткого соединения 2-х и более цилиндрических деталей, дающего возможность незначительных взаимных перемещений их друг относительно друга для компенсации геометрических погрешностей ответных деталей большой длины, температурных деформаций и погрешностей взаимного базирования.

Технический результат достигается тем, что в соединении цилиндрических деталей, содержащем трубчатые корпуса соединяемых деталей, выполненные с кольцевой проточкой для установки в них стопорного элемента, и сам стопорный элемент, кольцевые проточки выполнены на ответных торцах соединяемых трубчатых корпусов, причем каждая кольцевая проточка выполнена в виде канавки с буртиком, при этом стопорный элемент выполнен из листового материала в виде профилированного упругого кольца с S-образной формой сечения с зубчатыми краями и установлен в кольцевых канавках трубчатых корпусов с возможностью зацепления с соответствующими буртиками торцевых канавок.

Выполнение кольцевых проточек соединяемых трубчатых корпусов на их ответных торцах и выполнение кольцевых проточек в виде канавок с буртиками и установка в этих канавках профилированного упругого кольца с S-образной формой сечения с зубчатыми краями с возможностью зацепления с соответствующими буртиками торцевых канавок позволяет произвести торцевое соединение цилиндрических деталей при сохранении в необходимых пределах всех степеней свободы их взаимного перемещения относительно друг друга, что позволяет компенсировать геометрические погрешности ответных деталей большой длины, погрешности их взаимного базирования, а также возникающие в процессе работы температурные деформации.

Изобретение поясняется графически, где на фиг. 1 показан общий вид предлагаемого соединения, на фиг. 2 показано укрупненно сечение соединения и на фиг. 3 показан его стопорный элемент.

Соединение цилиндрических деталей, содержит трубчатые корпуса 1 и 2, выполненные с канавками 3 и 4 с коническими буртиками 5 и 6, а также стопорный элемент 7, выполненный из листового материала в виде профилированного кольца, имеющего в сечении S - образную сильфонную форму, краевые части которого выполнены с изогнутыми зубьями 8, находящимися в зацеплении с буртиками 5, 6.

Стопорный элемент 7 в данном соединении является торцевой пружиной, которая может быть выполнена из тонкостенных цилиндрических заготовок сталей 55Г, 60Г, 65Г или 55ГС, 60ГС и 65ГС методом вырубки зубьев и последующего деформирования (сжатия) для придания профилю элемента S-образной формы с обязательной термообработкой для обеспечения необходимых пружинных свойств. Толщина стенки стопорного элемента 7 выбирается в зависимости от размеров соединяемых деталей и передаваемых усилий и может составлять от 0,5 до 1,5 мм. При возникновении осевых усилий такая конструкция позволяет стопорному элементу 7 деформироваться в определенных пределах.

Зацепление зубьев 8 стопорного элемента 7 производится за конические буртики 5, 6 канавок 3 и 4. На одном из корпусов 1, 2, например, корпусе 1, буртик 5 в канавке 4 располагается со стороны внешней поверхности корпуса 1, тогда на другом из соединяемых корпусов - корпусе 2 буртик 6 в канавке 4 располагается со стороны внутренней поверхности корпуса 2.

При работе соединения с помощью стопорного элемента 7 передается осевое усилие от цилиндрического корпуса 1 к цилиндрическому корпусу 2 или наоборот, причем зазор между торцами может уменьшаться до 0, при котором осуществляется непосредственный контакт («толкающее» усилие), или увеличиваться до 2-3 мм («тянущее» усилие). При этом пружина работает на разрыв только при «тянущем» усилии, при «толкающем» усилии торцы деталей упираются друг в друга, и пружина не работает.

Похожие патенты RU2772564C1

название год авторы номер документа
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 2008
  • Васильев Сергей Иванович
  • Рыжанов Юрий Васильевич
RU2361078C1
ЗАПОРНЫЙ ЦИЛИНДР, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ 2002
  • Чапка Алеш
  • Голуб Симон
RU2268978C2
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ 1994
  • Зон Борис Абрамович
  • Лихолет Александр Николаевич
  • Ивакин Анатолий Николаевич
RU2112891C1
КЛИНОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ 2015
  • Неповинных Виктор Иванович
  • Хамицаев Анатолий Степанович
  • Атрощенко Виктор Федорович
  • Платонов Виктор Васильевич
RU2592767C1
КЛАПАН ПЕРЕЛИВА ТОПЛИВНОГО БАКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2006
  • Дмитриев Альберт Иванович
  • Закота Анатолий Иванович
  • Кучеренко Юрий Стефанович
  • Ларионов Виталий Александрович
  • Мищенко Анатолий Петрович
RU2334655C1
ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА 2013
  • Блинов Дмитрий Сергеевич
  • Лаптев Иван Александрович
  • Морозов Михаил Игоревич
RU2544033C1
БЫСТРОРАЗЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗЪЕМНОГО СОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 1993
  • Дудин И.В.
RU2076260C1
ШАРОВОЙ ШАРНИР, КОРПУС, ВКЛАДЫШ И ЗАЩИТНЫЙ ЧЕХОЛ ЭТОГО ШАРНИРА 2004
  • Бойченко Олег Валентинович
  • Бойченко Дмитрий Валентинович
RU2267665C2
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603386C1
КРЫШКА С ИНДИКАЦИЕЙ ВСКРЫТИЯ 2012
  • Ван Альфен Ян
  • Пунь Ши Мин
  • Ден Бур Себастиан Вилхелмус, Йосефус
  • Стегеман Геррит Ян
RU2624182C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 772 564 C1

Реферат патента 2022 года Соединение цилиндрических деталей

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к элементам для соединения цилиндрических поверхностей и позволяет создать нежесткое соединение 2-х и более цилиндрических деталей. Соединение цилиндрических деталей содержит трубчатые корпуса соединяемых деталей, выполненные на ответных торцах с кольцевой проточкой в виде канавки с буртиком, и стопорный элемент, выполненный из листового материала в виде профилированного упругого кольца с S-образной формой сечения с зубчатыми краями и установленный в кольцевых канавках трубчатых корпусов с возможностью зацепления с соответствующими буртиками торцевых канавок. Технический результат: возможность компенсировать геометрические погрешности ответных деталей большой длины, погрешности их взаимного базирования, а также возникающие в процессе работы температурные деформации. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 772 564 C1

Соединение цилиндрических деталей, содержащее трубчатые корпуса соединяемых деталей, выполненные с кольцевой проточкой для установки в них стопорного элемента, и сам стопорный элемент, отличающееся тем, что кольцевые проточки выполнены на ответных торцах соединяемых трубчатых корпусов, причем каждая кольцевая проточка выполнена в виде канавки с буртиком, при этом стопорный элемент выполнен из листового материала в виде профилированного упругого кольца с S-образной формой сечения с зубчатыми краями и установлен в кольцевых канавках трубчатых корпусов с возможностью зацепления с соответствующими буртиками торцевых канавок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2772564C1

Гибкое стыковое соединение железобетонных труб 1973
  • Ким Ен Бе
  • Чесноков Альберт Николаевич
  • Богданов Дмитрий Иосифович
SU985536A1
Фланцевое соединение труб 1986
  • Богомольный Валентин Матвеевич
  • Летников Юрий Сергеевич
  • Брижагин Егор Иванович
  • Тарасьев Юрий Иванович
  • Федоров Олег Иванович
  • Шмелев Виктор Алексеевич
  • Шпаков Олег Николаевич
SU1390469A1
Устройство для производства древесно-волокнистого ковра 1985
  • Пашков Никодим Митрофанович
  • Маруфенко Николай Романович
  • Волков Михаил Григорьевич
SU1296650A1
DE 3789758 D1, 09.06.1994.

RU 2 772 564 C1

Авторы

Рысев Константин Николаевич

Даты

2022-05-23Публикация

2021-07-20Подача