Способ борьбы с пожарной опасностью и модуль адресный для осуществления способа относятся к способам и устройствам многофакторного самонастраивающего мониторинга за пожарной опасностью защищаемых объектов (помещений, сооружений, автономных обитаемых закрытых сред), а в случае возникновения пожара обеспечивает автоматическое тушение.
Известен извещатель пожарный аспирационный ИПА ЗАО «ПО «Спецавтоматика», г. Бийск, Алтайский край.
Известны патенты RU 2344859, 2639050, рассматриваемые как аналоги, использование которых позволяет осуществлять защиту от пожаров, создавать разные варианты защиты от пожарной опасности людей и материальных ценностей.
В основу работы известных устройств положено:
- транспортирование с помощью воздуховодных труб с заборными отверстиями из защищаемого объекта газовоздушной смеси до герметизированного корпуса извещателя пожарного аспирационного (ИПА), состоящего из: отсека разряжения, отсека нагнетания, фильтров грубой и тонкой очистки, камеры измерений, блока внешних электрических соединений, выхлопной части;
- измерение факторов контролируемого процесса, а именно: изменения температуры контролируемой среды, и изменения оптической плотности газовоздушной среды, и изменения концентраций опасных газов, и изменения скорости газовоздушного потока;
- реагирование на опасные изменения факторов контролируемого процесса с формированием извещений и ранжированием по степеням пожарной опасности.
Недостатком известного способа, осуществляемого одним ИПА, является отсутствие возможности определять одновременно появление пожара и координат места его возникновения.
Отсутствие информации о координатах места возникновения пожара, особенно при защите больших объектов, затрудняет оперативную работу по тушению, не позволяет быстро, экономично и с малым расходом огнетушащего вещества ОТВ осуществлять автоматическую подачу вещества на место возгорания.
Известны способ обнаружения пожара и интеллектуальная станция управления для осуществления способа, описанные в патенте на изобретение RU 2344859, который взят за прототип.
В известном прототипе описан способ обнаружения пожара, определение момента возникновения пожара в защищаемом объекте, оценка степени пожарной опасности; указана на возможность осуществления выбора вида, массы ОТВ и направление его в защищаемый объект.
Однако, в прототипе нет возможности определения точного места (координат) возникающего пожара в защищаемом объекте. Отсутствие информации о координатах возникающего пожара не позволяют эффективно (быстро, малозатратно и с минимальным ущербом) бороться с пожаром.
Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение эффективного многофакторного контроля защищаемого объекта на предмет пожарной опасности, определение координат места возникновения пожара, информирование о координатах места и более точное (адресное) направление ОТВ в очаг возгорания на ранней стадии его развития.
Технический результат должен заключаться в разработке более эффективного способа борьбы с пожарной опасностью и в разработке для осуществления способа устройства с расширенным функционалом по сравнению интеллектуальной станцей прототипа.
Способ борьбы с пожарной опасностью характеризуется выполнением следующих этапов:
- выполняют модуль адресный для осуществления способа, в основе работы которого заложена работа извещателя пожарного аспирационного (ИПА) с контроллером модуля адресного;
- выполняют в защищаемом объекте три рядом расположенные трубопровода, при этом первые два - рядом расположенные трубопровода, которые подключают через электроприводные воздушные краны ко входу ИПА, выполнив предварительно в каждом из них по одинаковому ряду заборных воздушных отверстий;
- выполняют в третьем трубопроводе ряд выпускных отверстий для огнетушащего вещества (ОТВ), устанавливают на выпускных отверстиях по электроприводному крану с насадком распыла ОТВ на каждом из них, краны электропроводно соединяют с контроллером модуля адресного, выполненного в его составе;
- выполняют прокладку трех трубопроводов по заданным трехмерным координатам с последующей фиксацией в памяти контроллера значения координат отверстий (заборных воздушных и выпускных с насадками распыла);
- дооснащают третий трубопровод на выходе из него последовательно устанавливаемыми сигнализатором наличия ОТВ, электроприводным краном, эксгаустером, при этом сигнализатор наличия ОТВ и электроприводный кран соединяют электропроводно с контроллером модуля адресного, вход трубопровода соединяют гидравлически с источником ОТВ посредством последовательно устанавливаемыми: нагнетающим насосом, электроприводным краном, электропроводно связанным с контроллером модуля адресного;
- закрывают в исходном состоянии все электроприводные краны, как расположенный на входе в третий трубопровод, так и те, что установлены на выпускных отверстиях с насадками распыла;
- включают в состав модуля адресного, предназначенного для осуществления способа, следующее оборудование: ИПА, подключенные симультанно ко входу ИПА управляемые им два электроприводных воздушных крана, подключенный к ИПА контроллер модуля адресного, который посредством цифрового интерфейса выполнен с возможностью его соединения с объектовым пожарным прибором управления и соединенный с релейным модулем, который выполняют с «сухими» контактами, с возможностью соединения их в адресной системе установки пожаротушения, причем ИПА, контроллер модуля адресного, цифровой интерфейс и релейный модуль запитывают от общего блока питания;
- настраивают предварительно посредством регулирования скорости вращения вентилятора аспиратора ИПА в каждом из первых двух трубопроводов свою скорость транспортирования газовоздушной среды;
- измеряют во время настройки модуля адресного скорость транспортирования стартовой пробы газовоздушной смеси (Vстарт), определяемую программно контроллером модуля адресного как функцию по времени доставки пробы газовоздушной смеси с пожароопасным уровнем факторов пожара от заборного воздушного отверстия до ИПА, вызывающую первое срабатывание извещателя, в первом трубопроводе при наличии закрытого состояния электроприводного крана во втором трубопроводе, причем скорость измеряют по срабатыванию ИПА с учетом подачи проб поочередно через все заборные воздушные отверстия, фиксируя каждое значение скорости в памяти контроллера модуля адресного;
- измеряют во время настройки модуля адресного скорость транспортирования контрольной пробы газовоздушной смеси (Vконтр), определяемую программно контроллером модуля адресного как функцию по времени доставки пробы газовоздудшной смеси с пожароопасным уровнем факторов пожара от заборного воздушного отверстия до ИПА, вызывающую повторное срабатывание извещателя во втором трубопроводе при наличии закрытого состояния электроприводного воздушного крана в первом трубопроводе, причем скорость измеряют по срабатыванию ИПА с учетом подач проб поочередно через все заборные воздушные отверстия, фиксируя каждое значение скорости в памяти модуля адресного;
- открывают при постановке модуля адресного в дежурный режим работы электроприводный воздушный кран первого трубопровода, закрывают электроприводный воздушный кран второго трубопровода;
- фиксируют во время дежурного режима работы ИПА возникновение пожара, в результате поступления в извещатель стартовой пробы газовоздушной смеси с факторами пожарной опасности, превышающими уровень пожарной опасности нормального состояния контролируемого процесса, при срабатывании ИПА формируют сигнал «Пожар 1»;
- закрывают электроприводный кран первого трубопровода по сигналу «Пожар 1», одновременно открывают электроприводный кран второго трубопровода и запускают работу таймера контроллера модуля адресного, одновременно транслируя посредством цифрового интерфейса сигнал «Пожар 1» в объектовый пожарный прибор управления и в релейный модуль с «сухими» контактами;
- останавливают работу таймера во время поступления в ИПА контрольный пробы воздушной смеси с факторами пожарной опасности, превышающими уровень пожарной опасности нормального состояния контролируемого процесса, приведшей к повторному срабатыванию ИПА, формируя сигнал «Пожар 2»;
- останавливают работу таймера при формировании сигнала «Пожар 2», одновременно посредством цифрового интерфейса транслируют сигнал «Пожар 2» в объектовый пожарный прибор управления и в релейный модуль с «сухими» контактами;
- определяют посредством таймера временной интервал между сигналами «Пожар 1» и «Пожар 2»;
- рассчитывают посредством программного обеспечения контроллера модуля адресного расстояние от ИПА до заборного воздушного отверстия, наиболее близко расположенного к месту возгорания, определяют координаты пожара, используя формулу:
L(м)=Vконтр (м/с)*t(с),
где L(м) - расстояние от ИПА до заборного воздушного отверстия, наиболее близко расположенного к месту возгорания,
Vконтр (м/с) - значение скорости наиболее близкое к значению скорости транспортирования контрольной пробы газовоздушной смеси, измеренной на этапе настройки и записанную в память контроллера;
t(c) - временной интервал между сигналами «Пожар 1» и «Пожар 2»;
- закрывают посредством ИПА первый и второй электроприводные воздушные краны;
- открывают посредством контроллера модуля адресного один электроприводный кран выпускного отверстия с насадкой распыла, расположенного наиболее близко к месту обнаруженного пожара;
- запускают в работу нагнетающий насос посредством модуля адресного;
- открывают одновременно посредством контроллера модуля адресного, согласно определяемой программной тактике тушения, кран электроприводный регулирования подачи ОТВ и кран электроприводный управления эксгаустером, причем кран управления эксгаустером остается открытым до тех пор, пока сигнализатор наличия ОТВ не сработает, сигнализируя о появлении ОТВ на входе в эксгаустер;
- осуществляют тушение через электроприводный кран с насадком распыла ОТВ, который наиболее близко расположен к месту обнаруженного пожара, направляя ОТВ из источника ОТВ при помощи электроприводного крана регулирования ОТВ и нагнетающего насоса в третий трубопровод, при этом продолжительность тушения определяют программно посредством контроллера модуля адресного, в зависимости от степени пожарной опасности, определяемой посредством ИПА.
В наилучшем варианте выполнения изобретения в процессе предварительной настройки модуля адресного, а также для тестирования, контроля и испытаний на срабатывание ИПА предусматривают использование дистанционно управляемого диспенсера («электронную сигарету») - устройства для кратковременной подачи тестового аэрозоля).
Модуль адресный для осуществления способа борьбы с пожарной опасностью, содержащий в своей основе извещатель пожарный аспирационный (ИПА), характеризуется подключением к аспирационному входу ИПА симультанно выполненных двух электроприводных воздушных кранов, управляемых ИПА, которые выполнены с возможностью регулирования воздушных потоков в симультанно подключенных к кранам и близко расположенных друг к другу трубопроводах с рядом заборных воздушных отверстий, выполненных в каждом из них, и подключением ИПА к контроллеру, выполненного в модуле адресном вместе с таймером и с программным обеспечением по определению координат пожара, и с возможностью: управления в третьем трубопроводе и электроприводными кранами с насадками распыла ОТВ, установленных на выпускных отверстиях, регулирования электроприводным краном подачи ОТВ на входе трубопровода электроприводным краном управления эксгаустером, посредством подключения контроллера электропроводно: к электроприводным кранам с насадками распыла ОТВ, к электроприводному крану регулирования подачи ОТВ, к электроприводному крану управления эксгаустером, к сигнализатору наличия ОТВ и через цифровой интерфейс к релейному модулю, который выполнен с возможностью посредством «сухих» контактов передавать информацию в адресную систему установки пожаротушения, при этом посредством цифрового интерфейса обеспечена возможность передавать информацию в объектовый пожарный прибор управления, причем выполнен штатный блок питания, от которого запитаны: ИПА, контроллер, цифровой интерфейс, релейный модуль.
Для работы с модулем адресным оснащают каждое отверстие с насадкой распыла третьего трубопровода электроприводным краном, имеющим на выходе из крана насадок распыла ОТВ, что позволяет распылять во время тушения ОТВ при управляемой подаче через него ОТВ под давлением в место обнаруженного очага пожара.
Посредством первого и второго трубопроводов, близко расположенных друг от друга, имеющих заборные воздушные отверстия, которые в трубопроводах выполнены в непосредственной близости друг от друга, обеспечивают посредством модуля адресного определение и фиксацию трехмерных координат отверстий в памяти контроллера модуля адресного, как заборных воздушных отверстий, так и выпускных.
В модуль адресный кроме контроллера включают ИПА, на входе которого установлены управляемые им два электроприводные крана, причем к первому электроприводному крану подключен первый трубопровод, ко второму электропроводному крану - второй трубопровод.
В модуль адресный включают цифровой интерфейс, связывающий между собой контроллер, релейный модуль (входящий в состав модуля адресного) или объектовый пожарный прибор управления выполненный за пределами модуля адресного, при этом обеспечивают электропитание модуля адресного от блока питания, выполненого в самом модуле адресном.
На выходе из источника ОТВ устанавливают нагнетающий насос, электроприводный кран регулирования подачи ОТВ, управляемый контроллером модуля адресного.
Для ускоренного заполнения третьего трубопровода ОТВ в начальный момент тушения выполняют интенсивный выпуск газовоздушной массы из трубопровода посредством эксгаустера, который подключен в конце трубопровода через электропроводный кран управления эксгаустером, при этом между эксгаустером и краном управления установлен сигнализатор наличия ОТВ, который предназначен сигнализировать о полном вытеснении из трубопровода газовоздушной смеси. Кран управления эксгаустером и сигнализатором наличия ОТВ соединены с контроллером модуля адресного, который реагирует на сигналы сигнализатора и управляет краном управления в зависимости от наличия в конце трубопровода ОТВ. В исходном состоянии кран управления закрыт.
В качестве ОТВ могут применяться:
- вода;
- вода с смачивателем;
- раствор с пенообразователем.
Для осуществления способа проводят предварительную настройку модуля адресного:
- настраивают посредством регулирования скорости вращения вентилятора аспиратора ИПА в каждом воздушном трубопроводе свою скорость транспортирования газовоздушной среды;
- измеряют во время настройки модуля адресного скорость транспортирования стартовой пробы газовоздушной смеси (Vстарт), определяемую программно контроллером модуля адресного как функцию по времени доставки пробы газовоздушной смеси с пожароопасным уровнем факторов пожара от заборного воздушного отверстия до ИПА, вызывающую первое срабатывание извещателя в первом трубопроводе при наличии закрытого состояния электроприводного крана во втором трубопроводе, причем скорость измеряют по срабатыванию ИПА с учетом подач проб поочередно через все заборные воздушные отверстия, фиксируя каждое значение скорости в памяти контроллера модуля адресного;
- измеряют во время настройки модуля адресного скорость транспортирования контрольной пробы газовоздушной смеси (Vконтр), определяемую программно контроллером модуля адресного как функцию по времени доставки пробы газовоздушной смеси с пожароопасным уровнем факторов пожара от заборного воздушного отверстия до ИПА, вызывающую повторное срабатывание извещателя во втором трубопроводе при наличии закрытого состояния электроприводного воздушного крана в первом трубопроводе, причем скорость измеряют по срабатыванию ИПА с учетом подачи проб поочередно через все заборные воздушные отверстия, фиксируя каждое значение скорости в памяти модуля адресного.
После предварительной настройки модуля адресного осуществляют постановку его в дежурный режим работы и контролируют процесс в защищаемом объекте следующим образом:
- открывают при постановке модуля адресного в дежурный режим работы электроприводный воздушный кран первого трубопровода, закрывают второй электроприводный воздушный кран второго трубопровода;
- фиксируют во время дежурного режима работы ИПА возникновение пожара, в результате поступления по первому трубопроводу в ИПА стартовой пробы газовоздушной смеси с факторами пожарной опасности, превышающими уровень пожарной опасности нормального состояния контролируемого процесса, срабатыванием ИПА, формируют сигнал «Пожар 1»;
- закрывают электроприводный кран первого трубопровода по сигналу «Пожар 1», одновременно открывают электроприводный кран второго трубопровода и запускают работу таймера контроллера модуля адресного, одновременно транслируя посредством цифрового интерфейса сигнал «Пожар 1» в объектовый пожарный прибор управления и в релейный модуль с «сухими» контактами, транслируя в адресную систему установки пожаротушения;
- останавливают работу таймера во время поступления по второму трубопроводу в ИПА контрольный пробы воздушной смеси с факторами пожарной опасности, превышающими уровень пожарной опасности нормального состояния контролируемого процесса, приведшей к повторному срабатыванию ИПА, формируя сигнал «Пожар 2»;
- останавливают работу таймера при формировании сигнала «Пожар 2», одновременно посредством цифрового интерфейса транслируют сигнал «Пожар 2» в объектовый пожарный прибор управления и в релейный модуль с «сухими» контактами, транслируя в адресную систему установки пожаротушения;
- определяют посредством таймера временной интервал между сигналами «Пожар 1» и «Пожар 2»;
- рассчитывают посредством программного обеспечения контроллера модуля адресного расстояние от ИПА до заборного воздушного отверстия, наиболее близко расположенного к месту возгорания, определяют координаты пожара, используя формулу:
L(м)=Vконтр (M/c)*t(c),
где L(м) - расстояние от ИПА до заборного воздушного отверстия, наиболее близко расположенного к месту возгорания,
Vконтр (м/с) - значение скорости наиболее близкое к значению скорости транспортирования контрольной пробы газовоздушной смеси, измеренной на этапе настройки и записанную в память контроллера;
t(c) - временной интервал между сигналами «Пожар 1» и «Пожар 2».
После определения координат места пожара:
- закрывают посредством ИПА электроприводные воздушные краны на первом и втором трубопроводе;
- держат закрытыми посредством контроллера модуля адресного все электроприводные краны ряда отверстий третьего трубопровода, выполненных с насадками распыла ОТВ, кроме одного электроприводного крана этого ряда, расположенного наиболее близко к месту обнаруженного пожара;
- запускают в работу нагнетающий насос посредством контроллера модуля адресного;
- открывают одновременно посредством контроллера модуля адресного кран электроприводный регулирования подачи ОТВ и кран электроприводный кран управления эксгаустером, причем кран управления эксгаустером остается открытым до тех пор, пока сигнализатор наличия ОТВ не сработает, сигнализируя о появлении ОТВ на входе в эксгаустер;
- осуществляют тушение через электроприводный кран с насадком распыла ОТВ, который наиболее близко расположен к месту обнаруженного пожара, направляя ОТВ из источника с ОТВ при помощи электроприводного крана регулирования ОТВ в третий трубопровод, при этом продолжительность тушения определяют программно посредством контроллера модуля адресного.
Более подробно модуль адресный для осуществления заявленного способа поясняется при помощи комбинированной схемы модуля адресного, показанной на фиг. 1.
Фиг. 1 - схема комбинированная модуля адресного для осуществления способа борьбы с пожарной опасностью, определения координат тушения.
Модуль адресный 1 состоит из ИПА 2 с аспирационным входом 3, первого электроприводного воздушного крана 4, второго электроприводного воздушного крана 5, которые симультанно подключены ко входу извещателя и управляемы им, при этом первый трубопровод 6 с рядом заборных воздушных отверстий 7, подключен к первому электроприводному воздушному крану, второй трубопровод 8 с рядом заборных воздушных отверстий 9 подключен к второму электроприводному воздушному крану, причем каждое заборное воздушное отверстие ряда отверстий первого трубопровода расположено напротив соответствующего заборного воздушного отверстия ряда отверстий второго трубопровода, координаты отверстии записаны в памяти контроллера 10 модуля адресного, ИПА связан с контроллером, который через цифровой интерфейс 11 связан с релейным модулем 12, выполненном с «сухими» контактами реле; электропитание ИПА, контроллера, цифрового интерфейса, релейного модуля осуществлено посредством блока питания 13, дополнительно цифровой интерфейс соединен с объектовым пожарным прибором управления 14, релейный модуль посредством «сухих» контактов реле имеет возможность транслировать информационные данные в адресную систему установки пожаротушения 15, кроме того контроллер модуля адресного электропроводно связан: с электроприводными кранами 16, выполненными с насадками распыла ОТВ 17, которые установлены на выпускных отверстиях третьего трубопровода 18, осуществляющего подачу ОТВ во время тушения, с электроприводным краном регулирования подачи ОТВ 19, с электроприводным краном управления эксгаустером 20, с сигнализатором наличия ОТВ 21, установленным перед эксгаустером 22, и выполнен с возможностью: управления в третьем трубопроводе кранами с насадками распыла ОТВ, регулирования подачи ОТВ посредством крана 19 и насоса 23, соединенного с емкостью источника ОТВ 24.
Работает модуль адресный 1 следующим образом.
Предварительно настраивают поочередно в каждом трубопроводе 6, 8 свою скорость транспортирования газовоздушной смеси посредством регулирования скорости вентилятора ИПА 2 и посредством открытого сначала первого электроприводного воздушного крана 4 при наличии закрытого второго электрического воздушного крана 5 и далее посредством открытого второго электроприводного воздушного крана при наличии закрытого первого электроприводного воздушного крана. Таким образом, поочередно настраивают сначала в первом трубопроводе 6, а затем во втором трубопроводе 8 соответственно: скорости транспортирования от каждого заборного отверстия для стартовой пробы газовоздушной смеси (V старт) в первом трубопроводе, для контрольной пробы газовоздушной (Vконтр) во втором трубопроводе, причем при настройке используют технологическое устройство (дистанционно управляемый диспенсер) для кратковременной подачи тестового аэрозоля, не включенного в состав модуля адресного 1. Значения скоростей Vстарт и Vконтр заносят в память контроллера 10 модуля адресного. Для постановки модуля адресного в дежурный режим работы первый электроприводный воздушный кран должен быть открыт, второй электроприводный воздушный кран - закрыт, краны 16 третьего трубопровода - закрыты. Во время дежурного режима работы по первому трубопроводу выполняется непрерывная аспирация до момента поступления пробы газовоздушной смеси, вызывающей срабатывание ИПА, который сработав, формирует сигнал «Пожар 1». По сигналу «Пожар 1» выполняется запуск таймера контроллера модуля адресного, затем выполняют посредством ИПА закрытие первого электроприводного воздушного крана и открытие второго электроприводного воздушного электропроводного воздушного крана, при этом через цифровой интерфейс 11 сигнал «Пожар 1» транслируют в объектовый пожарный прибор управления 14 и в релейный модуль 12 и далее - в адресную систему установки пожаротушения 15. После открытия второго электроприводного воздушного крана по второму трубопроводу выполняют аспирацию, при этом скорость транспортирования газовоздушной смеси соответствует скорости Vконтр. При поступлении смеси, вызывающей повторное срабатывание ИПА, формируют сигнал «Пожар 2», останавливают работу таймера и одновременно сигнал «Пожар 2» транслируется в объектовый пожарный прибор управления и в релейный модуль и далее - в систему установки пожаротушения.
Контроллер модуля адресного по показаниям таймера определяет временной интервал t(c) между сигналами «Пожар 1» и «Пожар 2», определяет скорость транспортирования контрольной пробы газовоздушный смеси (Vконтр), которая контроллером выбирается наиболее близкой к значению скорости транспортирования контрольной пробы, измеренной на этапе настройки и записанной в памяти контроллера, и посредством программного обеспечения, используя формулу L(м)=Vконтр(м/с)*t(с), рассчитывают расстояние от ИПА до заборного воздушного отверстия, наиболее близкого к месту возгорания, определяют координаты пожара,
где L(м) - расстояние от ИПА до заборного воздушного отверстия, наиболее близко расположенного к месту возгорания, координаты которого программно определяются контроллером модуля адресного, далее эти данные о координатах передают через цифровой интерфейс в объектовый пожарный прибор управления и в адресную систему установки пожаротушения;
t(c) - временной интервал между сигналами «Пожар 1» и «Пожар 2».
Процесс тушения выполнен следующим образом: перед началом тушения закрывают посредством ИПА первый и второй электроприводные воздушные краны 4, 5, посредством контроллера 10 модуля адресного 1 открывают электроприводный кран 16, наиболее близко расположенный к месту пожара, остальные краны этого ряда держат закрытыми.
Открывают посредством контроллера модуля адресного одновременно кран 19 для ускоренного выпуска из третьего трубопровода газовоздушной смеси посредством эксгаустера 22. При поступлении ОТВ к крану управления эксгаустером, срабатывает сигнализатор наличия ОТВ 21 и кран управления эксгаустером закрывают посредством контроллера модуля адресного.
ОТВ через открытый кран 16, распыляясь, тушит обнаруженный очаг возгорания, одновременно посредством цифрового интерфейса 11 транслируют извещения о состоянии средств пожаротушения в объектовый пожарный прибор управления 14 и через релейный модуль 12 - в адресную систему управления установки пожаротушения 15.
Перед началом закрывают посредством ИПА первый и второй электропроводные воздушные краны 4, 5; посредством котроллера 10 модуля адресного 1 открывают электропроводный кран 16, наиболее близко расположенный к месту пожара, остальные краны этого ряда держат закрытыми.
Открывают посредством контроллера модуля адресного одновременно кран 19 для регулирования подачи ОТВ и кран 20 для ускоренного выпуска из третьего трубопровода газовоздушной смеси посредством эксгаустера 22. При поступлении ОТВ к крану управления эксгаустером, срабатывает сигнализатор наличия ОТВ 21 и кран управления эксгаустером закрывают посредством контроллера модуля адресного.
ОТВ через открытый кран 16, распыляясь, тушит обнаруженный очаг возгорания, одновременно посредством цифрового интерфейса 11 извещения о состоянии средств пожаротушения в объектовый пожарный прибор управления 14 и через релейный модуль 12 - в адресную систему управления установки пожаротушения 15.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ БОРЬБЫ С ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТЬЮ И МОДУЛЬ АДРЕСНЫЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2021 |
|
RU2777212C1 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО КООРДИНАТ И МОДУЛЬ АДРЕСНЫЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2021 |
|
RU2775498C1 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО КООРДИНАТ | 2021 |
|
RU2775497C1 |
СИСТЕМА И СПОСОБЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2019 |
|
RU2730962C1 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА И МЕСТА ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СИСТЕМА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СПОСОБА | 2020 |
|
RU2759480C1 |
СПОСОБ МНОГОФАКТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2018 |
|
RU2692926C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2023 |
|
RU2824471C1 |
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ОБИТАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ И КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2020 |
|
RU2751424C1 |
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ОБИТАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2020 |
|
RU2748633C1 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИЕЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2015 |
|
RU2589617C1 |
Группа изобретений относится к средствам многофакторного самонастраивающего мониторинга за пожарной опасностью защищаемых объектов: помещений, сооружений, автономных обитаемых закрытых сред, а в случае возникновения пожара обеспечивает автоматическое тушение. Способ борьбы с пожарной опасностью характеризуется выполнением следующих этапов: выполняют модуль адресный для осуществления способа, в основе работы которого заложена работа (ИПА) с контроллером модуля адресного; выполняют в защищаемом объекте три рядом расположенные трубопровода, при этом первые два рядом расположенные трубопровода подключают через электроприводные воздушные краны к входу ИПА, выполнив предварительно в каждом из них по одинаковому ряду заборных воздушных отверстий; выполняют в третьем трубопроводе ряд выпускных отверстий для огнетушащего вещества (ОТВ), устанавливают на выпускных отверстиях по электроприводному крану с насадком распыла ОТВ на каждом из них, краны электропроводно соединяют с контроллером модуля адресного, выполненного в его составе; выполняют прокладку трех трубопроводов по заданным трехмерным координатам с последующей фиксацией в памяти контроллера значения координат отверстий (заборных воздушных и выпускных); дооснащают третий трубопровод на выходе из него последовательно устанавливаемыми сигнализатором наличия ОТВ, электроприводным краном, эксгаустером, при этом сигнализатор наличия ОТВ и электроприводный кран соединяют электропроводно с контроллером модуля адресного, вход трубопровода соединяют гидравлически с источником ОТВ посредством последовательно устанавливаемыми: нагнетающим насосом, электроприводным краном, электропроводно связанного с контроллером модуля адресного; закрывают в исходном состоянии все электроприводные краны, как расположенный на входе в третий трубопровод, так и те, что установлены на выпускных отверстиях; включают в состав модуля адресного, предназначенного для осуществления способа, следующее оборудование: ИПА, подключенные симультанно к входу ИПА управляемые им два электроприводных воздушных крана, подключенный к ИПА контроллер модуля адресного, который посредством цифрового интерфейса выполнен с возможностью его соединения с объектовым пожарным прибором управления и соединенный с релейным модулем, который выполняют с «сухими» контактами с возможностью соединения их в адресной системе установки пожаротушения, причем ИПА, контроллер модуля адресного, цифровой интерфейс и релейный модуль запитывают от общего блока питания. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ борьбы с пожарной опасностью, характеризующийся выполнением следующих этапов:
- выполняют модуль адресный для осуществления способа, в основе работы которого заложена работа извещателя пожарного аспирационного (ИПА) с контроллером модуля адресного;
- выполняют в защищаемом объекте три рядом расположенные трубопровода, при этом первые два рядом расположенные трубопровода подключают через электроприводные воздушные краны к входу ИПА, выполнив предварительно в каждом из них по одинаковому ряду заборных воздушных отверстий;
- выполняют в третьем трубопроводе ряд выпускных отверстий для огнетушащего вещества (ОТВ), устанавливают на выпускных отверстиях по электроприводному крану с насадком распыла ОТВ на каждом из них, краны электропроводно соединяют с контроллером модуля адресного, выполненного в его составе;
- выполняют прокладку трех трубопроводов по заданным трехмерным координатам с последующей фиксацией в памяти контроллера значения координат отверстий: заборных воздушных и выпускных с насадками распыла;
- дооснащают третий трубопровод на выходе из него последовательно устанавливаемыми сигнализатором наличия ОТВ, электроприводным краном, эксгаустером, при этом сигнализатор наличия ОТВ и электроприводный кран соединяют электропроводно с контроллером модуля адресного, вход трубопровода соединяют гидравлически с источником ОТВ последовательно устанавливаемыми: нагнетающим насосом и электроприводным краном, электропроводно связанным с контроллером модуля адресного;
- закрывают в исходном состоянии все электроприводные краны, как расположенный на входе в третий трубопровод, так и те, что установлены на выпускных отверстиях с насадками распыла;
- включают в состав модуля адресного, предназначенного для осуществления способа, следующее оборудование: ИПА, подключенные симультанно к входу ИПА управляемые им два электроприводных воздушных крана, подключенный к ИПА контроллер модуля адресного, который посредством цифрового интерфейса выполнен с возможностью его соединения с объектовым пожарным прибором управления и соединенный с релейным модулем, который выполняют с «сухими» контактами, с возможностью соединения их в адресной системе установки пожаротушения, причем ИПА, контроллер модуля адресного, цифровой интерфейс и релейный модуль запитывают от общего блока питания;
- настраивают предварительно посредством регулирования скорости вращения вентилятора аспиратора ИПА в каждом из первых двух трубопроводов на свою скорость транспортирования газовоздушной среды;
- измеряют во время настройки модуля адресного скорость транспортирования стартовой пробы газовоздушной смеси Vстарт, определяемую программно контроллером модуля адресного как функцию по времени доставки пробы газовоздушной смеси с пожароопасным уровнем факторов пожара от заборного воздушного отверстия до ИПА, вызывающую первое срабатывание извещателя, в первом трубопроводе при наличии закрытого состояния электроприводного крана во втором трубопроводе, причем скорость измеряют по срабатыванию ИПА с учетом подач и проб поочередно через все заборные воздушные отверстия, фиксируя каждое значение скорости в памяти контроллера модуля адресного;
- измеряют во время настройки модуля адресного скорость транспортирования контрольной пробы газовоздушной смеси Vконтр, определяемую программно контроллером модуля адресного как функцию по времени доставки пробы газовоздушной смеси с пожароопасным уровнем факторов пожара от заборного воздушного отверстия до ИПА, вызывающую повторное срабатывание извещателя, во втором трубопроводе при наличии закрытого состояния электроприводного воздушного крана в первом трубопроводе, причем скорость измеряют по срабатыванию ИПА с учетом подач проб поочередно через все заборные воздушные отверстия, фиксируя каждое значение скорости в памяти модуля адресного;
- открывают при постановке модуля адресного в дежурный режим работы электроприводный воздушный кран первого трубопровода, закрывают электроприводный воздушный кран второго трубопровода;
- фиксируют во время дежурного режима работы ИПА возникновение пожара, в результате поступления в извещатель стартовой пробы газовоздушной смеси с факторами пожарной опасности, превышающими уровень пожарной опасности нормального состояния контролируемого процесса, при срабатывании ИПА формируют сигнал «Пожар 1»;
- закрывают электроприводный кран первого трубопровода по сигналу «Пожар 1», одновременно открывают электроприводный кран второго трубопровода и запускают работу таймера контроллера модуля адресного, одновременно транслируя посредством цифрового интерфейса сигнал «Пожар 1» в объектовый пожарный прибор управления и в релейный модуль с «сухими» контактами;
- останавливают работу таймера во время поступления в ИПА контрольной пробы воздушной смеси с факторами пожарной опасности, превышающими уровень пожарной опасности нормального состояния контролируемого процесса, приведшей к повторному срабатыванию ИПА, формируя сигнал «Пожар 2»;
- останавливают работу таймера при формировании сигнала «Пожар 2», одновременно посредством цифрового интерфейса транслируют сигнал «Пожар 2» в объектовый пожарный прибор управления и в релейный модуль с «сухими» контактами;
- определяют посредством таймера временной интервал между сигналами «Пожар 1» и «Пожар 2»;
- рассчитывают посредством программного обеспечения контроллера модуля адресного расстояние от ИПА до заборного воздушного отверстия, наиболее близко расположенного к месту возгорания, определяют координаты пожара, используя формулу:
L=Vконтр*t,
где L(м) - расстояние от ИПА до заборного воздушного отверстия, наиболее близко расположенного к месту возгорания,
Vконтр (м/с) - значение скорости, наиболее близкое к значению скорости транспортирования контрольной пробы газовоздушной смеси, измеренной на этапе настройки и записанной в память контроллера;
t(c) - временной интервал между сигналами «Пожар 1» и «Пожар 2»;
- закрывают посредством ИПА первый и второй электроприводные воздушные краны;
- открывают посредством контроллера модуля адресного один электроприводный кран выпускного отверстия с насадкой распыла, расположенного наиболее близко к месту обнаруженного пожара;
- запускают в работу нагнетающий насос посредством модуля адресного;
- открывают одновременно посредством контроллера модуля адресного, согласно определяемой программной тактике тушения, кран электроприводный регулирования подачи ОТВ и кран электроприводный управления эксгаустером, причем кран управления эксгаустером остается открытым до тех пор, пока сигнализатор наличия ОТВ не сработает, сигнализируя о появлении ОТВ на входе в эксгаустер;
- осуществляют тушение через электроприводный кран с насадком распыла ОТВ, который наиболее близко расположен к месту обнаруженного пожара, направляя ОТВ из источника ОТВ при помощи электроприводного крана регулирования ОТВ и нагнетающего насоса в третий трубопровод, при этом продолжительность тушения определяют программно посредством контроллера модуля адресного в зависимости от степени пожарной опасности, определяемой посредством ИПА.
2. Модуль адресный для осуществления способа борьбы с пожарной опасностью по п. 1, содержащий в своей основе ИПА, характеризующийся подключением к входу ИПА симультанно выполненных двух электроприводных воздушных кранов, управляемых ИПА, которые выполнены с возможностью регулирования воздушных потоков в симультанно подключенных к кранам и близко расположенных друг к другу двух трубопроводах с рядом заборных воздушных отверстий, выполненных в каждом из них, и подключения ИПА к контроллеру, выполненному в модуле адресном вместе с таймером и с программным обеспечением по определению координат пожара, и с возможностью: управления в третьем трубопроводе электроприводными кранами с насадками распыла ОТВ, установленными на выпускных отверстиях, регулирования подачи ОТВ на входе трубопровода электропроводным краном, управления эксгаустером посредством подключения контроллера электропроводно: к электроприводным кранам с насадками распыла ОТВ, к электроприводному крану регулирования подачи ОТВ, к электроприводному крану управления эксгаустером, к сигнализатору наличия ОТВ и через цифровой интерфейс к релейному модулю, который выполнен с возможностью посредством «сухих» контактов передавать информацию в адресную систему установки пожаротушения, при этом посредством цифрового интерфейса обеспечена возможность передавать информацию в объектовый пожарный прибор управления, причем выполнен штатный блок питания, от которого запитаны: ИПА, контроллер, цифровой интерфейс, релейный модуль.
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2006 |
|
RU2344859C2 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ ПОЖАРНЫЙ АСПИРАЦИОННЫЙ | 2016 |
|
RU2639050C1 |
US 10545041 B2, 28.01.2020 | |||
JP 4012764 A, 17.01.1992. |
Авторы
Даты
2022-08-01—Публикация
2021-10-18—Подача