Адаптивное крыло с профилем изменяемой кривизны Российский патент 2022 года по МПК B64C3/48 B64C9/08 

Описание патента на изобретение RU2777139C1

Изобретение относится к авиационной и водной технике, где может быть использовано либо как крыло для создания основной подъемной силы, либо как поверхность для создания управляющих усилий на данный аппарат.

Известна схема и принцип действия адаптивной аэродинамической поверхности, содержащей, как минимум, одну панель, включающую сегменты профиля и соединенный с ними механизм преобразования профиля, который состоит из звеньев, соединенных в цепь, причем любые звенья n и n+2 дополнительно связаны механической связью таким образом, что вращение звена n приводит к вращению звена n+2 в обратном направлении (2657062 С1, МПК В64 с3/48, 08/06/18).

Характерной проблемой данной адаптивной аэродинамической поверхности является значительная трудность размещения внутри нее силовых элементов, приводов и топливных баков.

Задачей является усовершенствование механизма адаптивной аэродинамической поверхности таким образом, чтобы внутри нее можно было бы разместить необходимого размера силовые элементы, топливные баки, привода и проводку.

Ожидаемым результатом является крыло с профилем изменяемой кривизны, включающее как силовые элементы, так и оборудование.

Решение задачи и технический результат достигаются тем, что адаптивное крыло с профилем изменяемой кривизны содержит минимум две механические цепи, обшивку, опоры-рычаги, соединяющие механические цепи с обшивкой, при этом каждые соседние из опор-рычагов соединены между собой тягами в районе обшивки, и силовые элементы, крепящиеся к механическим цепям, минимум одну балку-синхронизатор, синхронизирующую изгиб механических цепей и минимум один линейный привод, обеспечивающий изменение и сохранение заданной кривизны профиля крыла.

В качестве силового элемента могут быть лонжероны, кессоны, ферменные конструкции.

Фиг. 1 - Общая схема адаптивного крыла с профилем изменяемой кривизны.

Фиг. 2 - Общая схема механической цепи.

Фиг. 3 - Общая схема хвостовой части адаптивного крыла.

Адаптивное крыло с профилем изменяемой кривизны (фиг. 1) состоит из силового элемента 1, представляющего собой лонжероны, либо кессоны, либо ферменную конструкцию, к которому крепятся механические цепи 2 (фиг. 2). При этом нервюра с профилем переменной кривизны образуется подвижными опорами-рычагами 3, крепящимися к механической цепи 2, каждые соседние из которых соединены друг с другом тягами 4. При этом носовой и два соседних с ней опоры-рычага 5 в носовой части нервюры неподвижно соединены с механической цепью 2.

На фиг. 2 представлена типовая механическая цепь, состоящая из носового звена 11, силовых звеньев 12, хвостового звена 13 и трансмиссии 14.

Обшивка 6 представляет собой гибкое, но не растяжимое листовое тело, крепящееся к нервюрам с профилем переменной кривизны через законцовки опор-рычагов 3. Концы обшивки 6 в хвостовом районе крыла (фиг. 3) могут свободно перемещаться друг относительно друга, но почти плотно прилегают друг к другу. Для этого на хвостовом звене 13 механической цепи 2 имеются направляющие 7, по которым скользят муфты 8, к которым крепятся концы обшивки 6.

Опоры-рычаги 3 крепятся к звеньям механической цепи 11, 12, 13 в любом количестве и в любых местах (Фиг. 2). Но при этом их нельзя крепить к ее трансмиссии 14.

Количество и тип силовых элементов 1 зависит исключительно от характера нагрузок на крыло во всех его вариациях формы, конструктивных особенностей конкретного летательного аппарата и от весовой эффективности.

Топливные баки и крупногабаритное оборудование, расположенное внутри крыла, крепится к силовым элементам посредством шарниров, рычагов и скользящих муфт.

Для синхронного изгиба всех профилей крыла используется минимум одна силовая балка-синхронизатор 9, передающая и уравновешивающая крутящие моменты на всех механических цепях 2. В определенных случаях ее роль может выполнять второй лонжерон.

Приводов 10, осуществляющих изгиб крыла, может быть минимум один на каждую консоль крыла. Они представляют собой линейные актуаторы, которые могут совершать линейные перемещения. Расположены они таким образом, чтобы как можно равномернее распределять свои усилия на все механические цепи 2 и минимизировать крутящие моменты на силовых элементах 1 и балках-синхронизаторах 9. Крепятся приводы 10 с одной стороны к силовому элементу 1, с другой - к балке-синхронизатору 9.

В плане динамики данное крыло работает следующим образом:

аэродинамические силы действуют на обшивку крыла 6. С нее они передаются через опоры-рычаги 3 на звенья механических цепей 11, 12, 13. В механической цепи 2 усилия, передаваясь от звена к звену через ее трансмиссию 14, собираются на тех звеньях, которые крепятся к силовым элементам 1. С них усилия передаются на фюзеляж летательного аппарата.

В плане кинематики данное крыло работает следующим образом:

линейный привод 10 меняет расстояние между концом рычага на звене с силовым элементом 1 и концом рычага на звене с балкой-синхронизатором 9.

При этом он меняет угол между звеном механической цепи 2, которое крепится к силовому элементу 1 и звеном механической цепи 2, которое крепится к балке-синхронизатору 9.

В соответствии с принципом работы механической цепи 2, где поворот звена n-1 в одну сторону приводит к повороту звена n+1 в другую, работа линейного привода приводит к синхронному и кинематически заданному изменению углов между всеми звеньями 11, 12, 13.

Суммарно это приведет к изменению кривизны всей механической цепи 2.

Вслед за звеньями механической цепи 2 на новые положения в пространстве переместятся основания опор-рычагов 3. При этом их угол относительно звеньев механической цепи 11, 12, 13, к которым они присоединены, изменится как и расстояния между их основаниями.

Но при этом расстояниям между законцовками опор-рычагов 3 не будет меняться за счет соединяющих каждые соседние из них тяг 4.

Это не даст обшивке 6 ни натягиваться, ни сморщиваться при изменении кривизны профиля крыла.

Носовая опора-рычаг и две соседние с ней опоры-рычаги 5 остаются неподвижными относительно носового звена механической цепи 11.

Хвостовые края обшивки 6, не поддерживаемые опорами-рычагами 3, и крепящиеся к скользящим муфтам 8 линейно перемещаются друг относительно друга, но почти плотно прилегают друг к другу из-за близости направляющих 7, по которым скользят муфты 8 на хвостовом звене механической цепи 13.

В результате все крыло меняет кривизну своего профиля.

1. Поскольку для опор-рычагов 3 нет геометрических ограничений по длине (см. Фиг. 1), то внутри крыла возможно разместить необходимые силовые элементы, топливные баки, приводы и проводку.

2. Была построена подробная трехмерная модель адаптивного крыла с профилем изменяемой кривизны. В среде программы SolidWorks были проведены ее кинематические исследования, показавшие, что данное крыло геометрически способно в значительной мере менять кривизну своего профиля.

3. Был изготовлен полноразмерный и конструктивно полноценный сегмент крыла с профилем изменяемой кривизны. Его испытания показали, что данное крыло действительно способно значительно менять кривизну своего профиля. Эксперимент показал угол между носовым и хвостовым звеном механической цепи 2 при максимальном изгибе составил 80°.

Похожие патенты RU2777139C1

название год авторы номер документа
Способ изготовления адаптивного крыла с гибкой бесщелевой механизацией 2022
  • Амирьянц Геннадий Ашотович
RU2784223C1
Адаптивное крыло с гибкой бесщелевой механизацией 2022
  • Амирьянц Геннадий Ашотович
RU2784222C1
АДАПТИВНОЕ КРЫЛО 2017
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Саяхов Ильдус Финатович
RU2652536C1
Крупноразмерная аэродинамическая модель 2015
  • Козлов Владимир Алексеевич
  • Евдокимов Юрий Юрьевич
  • Ходунов Сергей Владимирович
  • Усов Александр Викторович
  • Горский Антон Анатольевич
  • Трифонов Иван Владимирович
RU2607675C1
АДАПТИВНОЕ КРЫЛО 1990
  • Амирьянц Г.А.
SU1762488A1
Сверхзвуковой летательный аппарат с изменяемой в полёте кривизной крыла 2016
  • Мищенко Борис Владимирович
RU2623489C1
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ 2005
  • Клюйкин Станислав Анатольевич
  • Бехтер Юрий Анатольевич
  • Бессмертный Владимир Александрович
  • Зинченко Григорий Иванович
RU2336200C2
КРЫЛО САМОЛЕТА 2014
  • Демченко Олег Федорович
  • Попович Константин Федорович
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Подобедов Владимир Александрович
  • Матросов Александр Анатольевич
  • Лавров Павел Анатольевич
  • Нарышкин Виталий Юрьевич
  • Артёмов Михаил Владимирович
  • Кабанов Александр Николаевич
  • Мирохина Ольга Викторовна
RU2557638C1
Комбинированная динамически-подобная аэродинамическая модель для разных видов аэродинамических испытаний 2023
  • Агуреев Павел Андреевич
  • Бондарев Александр Олегович
  • Булатов Альберт Игоревич
  • Вермель Владимир Дмитриевич
  • Евдокимов Юрий Юрьевич
  • Козлов Владимир Алексеевич
  • Козырев Сергей Юрьевич
  • Назаров Александр Александрович
  • Рязанцев Алексей Васильевич
  • Трифонов Иван Владимирович
  • Усов Александр Викторович
  • Ходунов Сергей Владимирович
RU2808290C1
АДАПТИВНАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И КРЫЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЕЕ ОСНОВЕ 2018
  • Тулаев Анатолий Игоревич
  • Ивченко Алексей Васильевич
  • Шаронов Николай Геннадьевич
RU2706678C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 777 139 C1

Реферат патента 2022 года Адаптивное крыло с профилем изменяемой кривизны

Адаптивное крыло с профилем изменяемой кривизны содержит две механические цепи, обшивку и опоры-рычаги, соединяющие механические цепи с обшивкой. Каждые соседние из опор-рычагов соединены между собой тягами в районе обшивки. Имеются силовые элементы, крепящиеся к механическим цепям, балка-синхронизатор, синхронизирующая изгиб механических цепей и линейный привод, обеспечивающий изменение и сохранение заданной кривизны профиля крыла. Изобретение направлено на размещение силовых элементов, топливных баков, привода и проводки. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 777 139 C1

Адаптивное крыло с профилем изменяемой кривизны, содержащее минимум две механические цепи, отличающееся тем, что содержит обшивку, опоры-рычаги, соединяющие механические цепи с обшивкой, при этом каждые соседние из опор-рычагов соединены между собой тягами в районе обшивки, силовые элементы, крепящиеся к механическим цепям, минимум одну балку-синхронизатор, синхронизирующую изгиб механических цепей и минимум один линейный привод, обеспечивающий изменение и сохранение заданной кривизны профиля крыла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2777139C1

Адаптивная аэродинамическая поверхность 2017
  • Дружинин Олег Владимирович
RU2657062C1
US 1868748 A1, 26.07.1932
КРЫЛО ИЗМЕНЯЕМОЙ КРИВИЗНЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Вахрушев Б.А.
  • Емелин Р.Н.
  • Пылаев В.Н.
RU2130858C1
US 6481667 B1, 19.11.2002.

RU 2 777 139 C1

Авторы

Амелюшкин Иван Алексеевич

Дружинин Олег Владимирович

Даты

2022-08-01Публикация

2021-07-06Подача