Шариковый подшипник Российский патент 2022 года по МПК F16C19/18 

Описание патента на изобретение RU2778579C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к радиальным шариковым подшипникам качения.

Известен шариковый подшипник, состоящий из колец, на дорожках качения которых выполнены канавки, и расположенных между ними шариков. Канавки расположены вдоль окружности контакта шариков и дорожек качения, имеют круговой профиль с радиусом, равным радиусу шариков, а ширина канавок равна b = (0,1…0,4)ds, где ds - диаметр шариков [1] (патент на изобретение RU №2571484 С1, МПК F16C 19/18, 33/58. Шариковый подшипник / А.В. Королев, А.А. Королев. 20.12.2015. Бюл. №35).

В данном подшипнике радиус канавок равен радиусу шариков, а ширина канавок меньше их диаметра. Поэтому в местах сопряжения канавок с дорожками качения, где образуются острые кромки или участки с малыми радиусами закругления, будет иметь место концентрация нагрузки. В этих местах, из-за деформации шариков под нагрузкой, возникают высокие контактные напряжения. Высокие контактные напряжения снижают работоспособность известного подшипника.

Другим недостатком известного подшипника является сложность его сборки ввиду того, что необходимо подбирать кольца подшипников не только по диаметрам дорожек качения, но и по размерам канавок, радиус которых должен быть равен радиусу шариков. Это значительно усложняет организацию сборочного процесса.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является шарикоподшипник, содержащий кольцо с дорожкой качения, поверхность которой образована двумя периферийными участками с радиусом переменной кривизны и центральным, имеющим радиус равный 0,502…0,505 диаметра шарика [2] (авторское свидетельство СССР №385101 МПК F16C 33/30. Шарикоподшипник / А.В. Орлов, С.В. Пинегин, В.М. Матвеев и др. 29.05.1973. Бюл. №25).

В известном подшипнике размеры центрального участка дорожки качения недостаточны для его нормальной работы с учетом допуска на изготовление шариков, а также обеспечения достаточно плотного прилегания шариков в дорожке качения для снижения контактных напряжений. Недостаточна также ширина центрального участка дорожки качения. Это приводит к уменьшению площади контакта шариков с дорожкой качения, концентрации нагрузки в местах сопряжения центрального участка дорожки качения с периферийными и, как следствие, к повышению контактных напряжений. Высокие контактные напряжения снижают работоспособность известного подшипника.

Кроме того, усложняется процесс сборки известного подшипника. Ввиду отсутствия методики расчета минимально необходимого радиуса центрального участка, а также его ширины, возникает необходимость в подборе колец подшипников не только по диаметрам дорожек качения, но и по размерам их центрального участка. Это значительно усложняет организацию сборочного процесса.

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение работоспособности подшипника за счет обеспечение рациональной геометрии контакта в подшипнике, а также упрощение процесса его сборки.

Технический результат достигается тем, что в шариковом подшипнике, содержащем наружное и внутреннее кольца, на дорожках качения которых, образованных двумя периферийными участками, очерченными дугообразными линиями, и центральным, размещены шарики, причем минимальный радиус центрального участка дорожки качения равен

где - минимальный радиус центрального участка дорожки качения;

- номинальный диаметр шариков;

- верхнее предельное отклонение поля допуска диаметра шариков;

- диаметр внутреннего кольца подшипника по дну центрального участка дорожки качения,

при этом ширина центрального участка дорожки качения не меньше ширины контакта с ним шариков

где - ширина контакта шариков с центральным участком дорожки качения;

- коэффициент, учитывающий упругие характеристики контактирующих тел (шариков и колец подшипников);

- максимальная нагрузка на шарики.

В заявляемом подшипнике радиус центрального участка дорожки качения выполнен достаточным для размещения шариков учетом допуска на их изготовление, а также для обеспечения достаточно плотного прилегания шариков в дорожке качения. Это позволяет увеличить площадь контакта шариков с дорожкой качения. Для максимального снижения контактных напряжений радиус центрального участка дорожки качения выполнен минимально возможным. Ширина центрального участка дорожки качения в заявляемом подшипнике не меньше ширины контакта с ним шариков, что устраняет концентрацию нагрузки в местах сопряжения центрального участка с периферийными. Все это повышает работоспособность заявляемого подшипника.

Кроме того, упрощается процесс сборки подшипника ввиду отсутствия необходимости в многопараметрическом комплектовании колец подшипника по диаметрам дорожек качения и по размерам их центрального участка.

Изобретение поясняется чертежом, где изображен шариковый подшипник.

Шариковый подшипник состоит из наружного кольца 1, внутреннего кольца 2 и тел качения-шариков 3, размещенных между ними в дорожках качения. Дорожка качения каждого из колец образована двумя периферийными участками 4, очерченными дугообразными линиями, и центральным участком 5, минимальный радиус которого равен

Dw - номинальный диаметр шариков, - верхнее предельное отклонение поля допуска диаметра шариков, d - диаметр внутреннего кольца подшипника по дну центрального участка дорожки качения. При этом ширина центрального участка дорожки качения 5 выполнена не меньше ширины b контакта с ним шариков, равной

где

η - коэффициент, учитывающий упругие характеристики контактирующих тел (шариков и колец подшипников), Pmax - максимальная нагрузка на шарики.

В качестве примера определим размеры центрального участка дорожки качения радиального однорядного шарикоподшипника №216 по ГОСТ 8338-75. Внутреннюю конструкцию подшипников стандарт не регламентирует [3] (Подшипниковые узлы современных машин и приборов: Энциклопедический справочник/ В.Б. Носов, И.М. Карпухин, Н.Н. Федотов и др.; под общ. Ред. В.Б. Носова. М. Машиностроение, 1997, 640 с. С.36).

Внутренний диаметр подшипника dв=80 мм, наружный диаметр dн=140 мм, диаметр шариков Dw=19,05±0,15 мм [3] (С. 23).

Для указанного подшипника диаметр его внутреннего кольца по дну центрального участка дорожки качения

Наибольший диаметр шариков

Минимальный радиус центрального участка дорожки качения

Минимальный диаметр центрального участка дорожки качения

Он больше максимального диаметра шариков Поэтому все шарики данного номинального диаметра с учетом поля допуска на их изготовление способны разместиться в центральном участке дорожки качения. При этом не требуется дополнительная сортировка колец по его размерам. Минимальный диаметр центрального участка дорожки качения несколько больше максимального диаметра шариков:

мм, что позволяет шарикам деформироваться внутри дорожки качения.

Отношение минимального радиуса центрального участка дорожки качения к номинальному диаметру шариков Это значение не входит в диапазон, указанный в прототипе. Оно несколько больше.

При одинаковых упругих характеристиках шарика и колец подшипника (для стальных деталей при нормальной температуре) η=8,7⋅10-6 мм2/Н [3] (С.200).

Минимальная ширина канавок

При Pmax = 1000 Н, b = 8,1 мм. Когда Pmax = 125 Н, b = 4,05 мм.

Отношение минимальной ширины центрального участка дорожки качения к его минимальному диаметру в первом случае 0,419, во втором - 0,209. При этом центральный участок дорожки качения подшипника может быть свободно размещен внутри периферийных, поскольку ширина всей дорожки качения в данном случае

Изобретение позволяет повысить работоспособность и упростить процесс сборки шарикового подшипника.

Похожие патенты RU2778579C1

название год авторы номер документа
ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 2014
  • Королев Альберт Викторович
  • Королев Андрей Альбертович
RU2571484C1
Способ комплектования шарикоподшипников 2016
  • Мухина Елена Вячеславовна
  • Королев Альберт Викторович
  • Королев Андрей Альбертович
RU2626800C1
ШАРИКОВЫЙ УПОРНО-РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК 2011
  • Королев Альберт Викторович
  • Харев Геннадий Андреевич
RU2481501C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ ШАРИКОПОДШИПНИКА 2016
  • Королев Альберт Викторович
RU2628741C1
СПОСОБ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПРИ СЕЛЕКТИВНОЙ СБОРКЕ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1998
  • Черневский С.Л.
RU2141582C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАННОГО ДОПУСКА УГЛА КОНТАКТА В ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКАХ 2001
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Матросов П.В.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2244857C2
Шариковый радиальный многоконтактный подшипник качения 1989
  • Айтжанов Булат Айдарбекович
SU1831599A3
Способ комплектования трехточечного шарикоподшипника 1988
  • Черневский Леонид Викторович
  • Степанов Александр Иванович
  • Мигачев Александр Гаврилович
SU1590732A1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ШАРИКОПОДШИПНИКА 2014
  • Королев Альберт Викторович
  • Королев Андрей Альбертович
RU2581414C1
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 2006
  • Королёв Альберт Викторович
  • Сычев Александр Иванович
RU2346191C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 778 579 C1

Реферат патента 2022 года Шариковый подшипник

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шариковым подшипникам. Шариковый подшипник содержит наружное и внутреннее кольца. На дорожках качения наружного и внутреннего колец размещены шарики. Дорожки качения образованы двумя периферийными участками, очерченными дугообразными линиями, и центральным. Минимальный радиус центрального участка дорожки качения, а также его ширину, выполненную не меньше ширины контакта с ним шариков, определяют в соотношении от номинального диаметра шариков, верхнего предельного отклонение поля допуска диаметра шариков, диаметра дорожки качения внутреннего кольца подшипника по дну центрального участка дорожки качения, коэффициента, учитывающего упругие характеристики контактирующих тел и максимальной нагрузки на шарики. Достигается повышение работоспособности подшипника. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 778 579 C1

Шариковый подшипник, содержащий наружное и внутреннее кольца, на дорожках качения которых, образованных двумя периферийными участками, очерченными дугообразными линиями, и центральным, размещены шарики, отличающийся тем, что минимальный радиус центрального участка дорожки качения равен

где - минимальный радиус центрального участка дорожки качения;

- номинальный диаметр шариков;

- верхнее предельное отклонение поля допуска диаметра шариков;

- диаметр внутреннего кольца подшипника по дну центрального участка дорожки качения,

причем ширина центрального участка дорожки качения не меньше ширины контакта с ним шариков

где - ширина контакта шариков с центральным участком дорожки качения;

- коэффициент, учитывающий упругие характеристики контактирующих тел (шариков и колец подшипников);

- максимальная нагрузка на шарики.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2778579C1

ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 2014
  • Королев Альберт Викторович
  • Королев Андрей Альбертович
RU2571484C1
ШАРИКОПОДШИПНИК^^озндя-''^^-гтмщ 0
  • А. В. Орлов, С. В. Пинегин, В. М. Матвеев, Н. А. Спицын Л. И. Вершин
SU385101A1
US 4916751 A1, 10.04.1990.

RU 2 778 579 C1

Авторы

Белоусов Юрий Вениаминович

Кириловский Валерий Владимирович

Мамиева Ираида Ахсарбеговна

Даты

2022-08-22Публикация

2022-04-22Подача