Предлагаемое изобретение относится к авиации, а конкретней к способам устройства аэродрома в условиях высокой орнитологической опасности.
Известен способ устройства аэродрома, включающего устройство отдельной взлетной и отдельной посадочной полосы [1]. Аэродром не обеспечивает безопасность полетов в условиях высокой орнитологической опасности.
Известен способ устройства аэродрома, включающий выделение участков приаэродромной территории, на которых реализуют природоохранные мероприятия [2]. Аэродром не обеспечивает безопасность полетов в условиях повышенной орнитологической опасности.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому техническому решению является способ устройства аэродрома, включающий выделение участков приаэродромной территории с объектами, которые представляют опасность для полетов самолетов, устройство взлетно-посадочной полосы с учетом этих объектов [3]. В результате изучения и анализа существующего уровня техники выявлено, что технической проблемой является устройство аэродромов, обеспечивающих при высокой орнитологической опасности безопасность полетов самолетов.
Цель предложенного изобретения - повышение безопасности полетов самолетов при высокой орнитологической опасности. Технический результат изобретения состоит в повышении безопасности полетов самолетов при высокой орнитологической опасности за счет устранения условий формирования условного рефлекса птенцов на пролетающие самолеты как на птиц родителей.
Для достижения указанного результата выделяют участки приаэродромной территории под траекторией взлета и посадки самолетов, с местами гнездования колоний птиц и устраивают взлетно-посадочную полосу аэродрома, обеспечивающую превышение высоты полета самолетов над участками гнездования, определяемой по формуле Hs=S⋅h/s, где Hs - высота полета самолета, когда размер самолета в глазах птенца при кормлении совпадает с размером птицы родителя, м; S - длинна фюзеляжа самолета, м; s - длинна туловища птицы, м; h - высота узнавания птицы родителя при кормлении птенца.
Для реализации предложенного способа выделяют участки приаэродромной территории под траекторией взлета и посадки самолетов, с местами гнездования колоний птиц. Затем устраивают взлетно-посадочную полосу аэродрома, которая обеспечивает превышение высоты взлета и посадки самолетов над участками гнездования, определяемой по формуле Hs=S⋅h/s, где Hs - высота полета самолета, когда размер самолета в глазах птенца при кормлении совпадает с размером птицы родителя, м; S - длина фюзеляжа самолета, м; s - длина туловища птицы, м; h - высота узнавания птицы родителя при кормлении птенца.
Условный рефлекс восприятия самолетов как птиц родителей формируется у птенцов при кормлении. Птенец на высоте полета птицы h узнает птицу родителя. Одновременно он видит пролетающий самолет, по размерам совпадающий с размерами птицы родителя, который он также воспринимает как птицу, которая его кормит. Многократные повторения этих событий формирует у птенцов устойчивый условный рефлекс восприятия самолета как птицы родителя. Молодые птицы, выкормленные в таких условиях, направляются к взлетающим и приземляющимся самолетам, что создает высокую орнитологическую опасность и снижает безопасность полетов самолетов. Для повышения безопасности полетов самолетов необходимо при устройстве аэродрома устранить условия формирования у птенцов условного рефлекса восприятия самолета как птицы родителя.
Высота Hs определяется по правилам прямой линейной перспективы. Высота h зависит от вида птиц, которые гнездятся на выделенных участках приаэродромной территории. Для озерных чаек она изменяется в пределах 2…3 м, для серых ворон 2.5…3.5 м, для крякв 2.7…3.8 м. Длина туловища птиц s изменяется от 0.4 м для озерных чаек до 0.6 м для крякв. Длина фюзеляжа самолета S определяется маркой воздушного судна, которое преимущественно эксплуатирует аэродром. Она изменяется от 29.9 м (SuperJet 100) до 73.0 м (Airbus A380).
Пример реализации способа. Выделяют на приаэродромной территории под траекторией взлета и посадки самолетов SuperJet 100 участок гнездования колонии озерных чаек. Длина фюзеляжа самолета S=30 м. Длина туловища озерной чайки s=0.42 м, высота узнавания озерной чайки родителя при кормлении птенца h=2.5 м. Высота взлета и посадки самолетов SuperJet 100 над участком гнездования Hs=S⋅h/s=30⋅2.5/0.42=178.6 м. Устраивают аэродром с взлетно-посадочной полосой, обеспечивающий высоту взлета и посадки самолетов SuperJet 100 над участком гнездования на уровне 210…230 м. При угле наклона траектории к горизонтальной поверхности взлета посадки самолетов SuperJet 100 в 2.4% или 1.37°, конец взлетно-посадочной полосы размещают от участка гнездования на расстоянии L не менее L=210/tg(1.37°)=8780 м. Если высоты точек конца взлетно-посадочной полосы и участка гнездования отличаются более чем на 20 м, то в формулу расчета L вводят поправку на уклон местности.
Пример реализации способа. Выделяют на приаэродромной территории под траекторией взлета и посадки самолетов Airbus A380 участок гнездования колонии крякв. Длина фюзеляжа самолета S=73.0 м. Длина туловища кряквы s=0.56 м, высота узнавания кряквы родителя при кормлении птенца h=2.8 м. Высота взлета и посадки самолетов Airbus A380 над участком гнездования Hs=S⋅h/s=73.0⋅2.8/0.56=365 м. Устраиваем аэродром с взлетно-посадочной полосой, обеспечивающий высоту взлета и посадки самолетов Airbus A380 над участком гнездования на уровне 380…400 м. При угле наклона траектории к горизонтальной поверхности взлета посадки самолетов Airbus A380 в 3.0% или 1.73°, конец взлетно-посадочной полосы размещают от участка гнездования на расстоянии L не менее L=365/tg(1.73°)=12084 м. Если высоты точек конца взлетно-посадочной полосы и участка гнездования отличаются более чем на 20 м, то в формулу расчета L вводят поправку на уклон местности.
Предлагаемое техническое решение повышает безопасность полетов самолетов, за счет снижения орнитологической опасности аэродрома, путем устранения формирования у птенцов условного рефлекса восприятия летящего самолета, как птицы-родителя.
Использованные источники
1. Патент на изобретение РФ №2336204, кл. B64F 5/00 // Житников Э.Д.; 2007108028/11, заяв.: 02.03.2007; опубл.: 20.10.2008 в Бюл. №29.
2. СНиП 32-03-96. Аэродромы, разделы 9.1-9.4.
3. Бажов Л.Б. Аэропорты и их эксплуатация. - Ульяновск: УВАУ ГА, 2008, стр. 40-41.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТА | 2010 |
|
RU2426310C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2019 |
|
RU2736425C1 |
Защитный блок двигателя самолета от попадания посторонних предметов и птиц | 2017 |
|
RU2666081C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ РУЛЕНИЯ, СТАРТА И ПОСАДКИ НА РЕАЛЬНОМ ЛЕТНОМ ПОЛЕ | 2011 |
|
RU2493606C2 |
СТВОРЧАТО-ПОВОРОТНЫЙ ПОЛИПЛАН "СППАГ" | 2009 |
|
RU2407677C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ СКОРОСТНОГО СУДНА НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ | 2022 |
|
RU2819424C2 |
КОНФИГУРАЦИЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС | 2015 |
|
RU2683710C2 |
СПОСОБ ОТПУГИВАНИЯ ПТИЦ | 1998 |
|
RU2140151C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ САМОЛЕТА | 2005 |
|
RU2306446C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИВНЫМ УСТРОЙСТВОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2019 |
|
RU2726491C1 |
Изобретение относится к авиации, а конкретней к способам устройства аэродрома в условиях высокой орнитологической опасности. Способ устройства аэродрома включает выделение участков приаэродромной территории под траекторией взлета и посадки самолетов с местами гнездования колоний птиц. Далее устраивают взлетно-посадочную полосу аэродрома таким образом, что обеспечивается превышение высоты полета самолетов над участками гнездования, определяемой по формуле Hs=S⋅h/s, где Hs - высота полета самолета, когда размер самолета в глазах птенца при кормлении совпадает с размером птицы-родителя, м; S - длина фюзеляжа самолета, м; s - длина туловища птицы, м; h - высота узнавания птицы-родителя при кормлении птенца. Изобретение повышает безопасность полетов самолетов за счет снижения орнитологической опасности аэродрома.
Способ устройства аэродрома, включающий выделение участков в приаэродромной территории с объектами, которые представляют опасность для полетов самолетов, устройство взлетно-посадочной полосы с учетом этих объектов, отличающийся тем, что выделяют участки приаэродромной территории под траекторией взлета и посадки самолетов с местами гнездования колоний птиц и устраивают взлетно-посадочные полосы аэродрома, обеспечивающие превышение высоты взлета и посадки самолетов над участками гнездования, определяемой по формуле Hs=S⋅h/s, где Hs - высота полета самолета, когда размер самолета в глазах птенца при кормлении совпадает с размером птицы-родителя, м; S - длина фюзеляжа самолета, м; s - длина туловища птицы, м; h - высота узнавания птицы-родителя при кормлении птенца.
Бажов Л.Б | |||
"Аэропорты и их эксплуатация" - Ульяновск: УВАУГА, 2008, стр | |||
Приспособление с иглой для прочистки кухонь типа "Примус" | 1923 |
|
SU40A1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТА | 2010 |
|
RU2426310C1 |
СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЖИВОТНЫХ | 2012 |
|
RU2615470C2 |
СПОСОБ ОТПУГИВАНИЯ ПТИЦ | 2002 |
|
RU2250611C2 |
AU 2014250633 C1, 28.04.2016 | |||
CN 0201451154 U, 12.05.2010. |
Авторы
Даты
2022-08-29—Публикация
2021-04-09—Подача