Система поддержки принятия решений для оперативно-диспетчерского и эксплуатационного персонала на железнодорожном транспорте Российский патент 2022 года по МПК B61L17/00 

Описание патента на изобретение RU2780240C1

Изобретение относится к вычислительной технике на железнодорожном транспорте, в частности, к системам автоматики и телемеханики, обеспечивающим мониторинг, статистический и интеллектуальный анализ работы железнодорожного транспорта.

Известна аналитическая система, включающая в себя подсистемы отбора информации, анализа и контроля полученной информации, связанные между собой каналами связи, подсистему выработки решения, связанную каналами связи с подсистемой отбора информации, причем подсистема отбора информации выполнена таким образом, что способна обеспечить сбор данных о средней продолжительности жизни людей в анализируемой общественной структуре за заданный интервал времени, а подсистема анализа информации выполнена таким образом, что способна проводить анализ информации с учетом индекса Баржановой (RU 21463, G06F 5/00, 20.01.2002).

Недостаток известной системы заключается в невозможности получения аналитической информации в удобном для пользователей виде, с накоплением в системе знаний по оптимальным способам выполнения работ в период эксплуатации оборудования при возникновении нештатных или типовых событий.

В качестве прототипа принята система поддержки принятия решений для оперативно-диспетчерского и эксплуатационного персонала, содержащая блок источников данных автоматизированной системы управления технологическим процессом, первый информационный выход которого соединен с первым информационным входом блока обработки и очистки данных, выполненного с возможностью анализа и переработки данных, первый информационный выход которого соединен с первым информационным входом блока базы данных телеметрии, выполненного с возможностью накопления оперативной информации по функционированию контролируемого оборудования, первый информационный выход которого соединен с первым информационным входом блока многомерной базы данных, выполненного с возможностью накопления и хранения долгосрочной информации, второй информационный выход соединен с первым информационным входом блока базы знаний, выполненного с возможностью накопления опыта и знаний, третий информационный выход соединен с первым информационным входом блока контроля параметров устройств, выполненного с возможностью настройки и контроля пороговых значений параметров функционирования оборудования и персонала, четвертый информационный выход соединен с первым информационным входом блока формирования отчетов, выполненного с возможностью отображения текущей информации о состоянии контролируемого оборудования и о работе персонала, пятый информационный выход соединен с первым информационным входом блока интеллектуального анализа параметров устройств, выполненного с возможностью оптимизации планирования и проведения технического обслуживания устройств, при этом блок базы знаний первым информационным выходом соединен со вторым информационным входом блока автоматизированного рабочего места оператора, блок многомерной базы данных первым информационным выходом соединен со вторым информационным входом блока формирования отчетов, блок контроля параметров устройств первым информационным выходом соединен с четвертым информационным входом блока формирования отчетов, вторым информационным выходом соединен с блоком трансляции данных в систему СТДМ, первый информационный выход которого соединен с системой СТДМ, а блок интеллектуального анализа параметров устройств первым информационным выходом соединен с третьим информационным входом блока формирования отчетов, первый информационный выход которого соединен с первым информационным входом блока автоматизированного рабочего места оператора (RU 98387, B61L17/00, 20.10.2010).

В известной системе вся информация о функционировании контролируемого оборудования, поступающая от источников данных АСУТП, последовательно обрабатывается в ее блоках. В связи с этим система обладает недостаточной производительностью, а также недостаточной надежностью, обусловленной возможными сбоями при обработке большого объема различной информации.

Технический результат заключается в повышении достоверности оценки работы устройств на железнодорожном транспорте при высокой производительности и надежности обработки информации.

Технический результат достигается тем, что система поддержки принятия решений для оперативно-диспетчерского и эксплуатационного персонала на железнодорожном транспорте содержит два канала обработки информации, один из которых состоит из последовательно соединенных блока учета отказов технических средств, блока анализа отказов технических средств и блока формирования данных для отчетных и аналитических справок, вторые входы которых подключены к соответствующим выходам информационного блока автоматизированной системы управления хозяйств железнодорожного транспорта, второй канал обработки информации состоит из последовательно соединенных блока учета нарушений персоналом норм технологической дисциплины, блока анализа нарушений персоналом норм технологической дисциплины и блока формирования данных для отчетных и аналитических справок, вторые входы которых подключены к соответствующим выходам информационного блока автоматизированной системы управления хозяйств железнодорожного транспорта, блок анализа графика исполненного движения своим выходом соединенный с входом блока учета нарушений персоналом норм технологической дисциплины и с входом блока учета отказов технических средств, к третьему входу которого подключен выход блока контроля состояния подвижного состава, второй выход блока анализа графика исполненного движения соединен с третьими входами блока анализа отказов технических средств и блока анализа нарушений персоналом норм технологической дисциплины, выходы блока формирования данных для отчетных и аналитических справок каждого канала обработки информации соединены с портом персонального компьютера автоматизированного рабочего места оператора.

На чертеже приведена блок-схема системаы поддержки принятия решений для оперативно-диспетчерского и эксплуатационного персонала на железнодорожном транспорте.

Система поддержки принятия решений для оперативно-диспетчерского и эксплуатационного персонала на железнодорожном транспорте содержит два канала обработки информации, один из которых состоит из последовательно соединенных блока 1 учета отказов технических средств, блока 2 анализа отказов технических средств и блока 3 формирования данных для отчетных и аналитических справок, вторые входы которых подключены к соответствующим выходам информационного блока 4 автоматизированной системы управления (АСУ) хозяйств железнодорожного транспорта, второй канал обработки информации состоит из последовательно соединенных блока 5 учета нарушений персоналом норм технологической дисциплины, блока 6 анализа нарушений персоналом норм технологической дисциплины и блока 7 формирования данных для отчетных и аналитических справок, вторые входы которых подключены к соответствующим выходам информационного блока 4 автоматизированной системы управления хозяйств железнодорожного транспорта, блок 8 анализа графика исполненного движения своим выходом соединенный с входом блока 5 учета нарушений персоналом норм технологической дисциплины и с входом блока 1 учета отказов технических средств, к третьему входу которого подключен выход блока 9 контроля состояния подвижного состава, второй выход блока 8 анализа графика исполненного движения соединен с третьими входами блока 2 анализа отказов технических средств и блока 6 анализа нарушений персоналом норм технологической дисциплины, выходы блока 3 (7) формирования данных для отчетных и аналитических справок каждого канала обработки информации соединены с портом персонального компьютера (ПК) 10 автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора.

Система поддержки принятия решений для оперативно-диспетчерского и эксплуатационного персонала на железнодорожном транспорте функционирует следующим образом.

Блок 4 АСУ хозяйств железнодорожного транспорта на основе введенных диспетчерами причастных хозяйств данных по случаям нарушения технологической дисциплины и блок 8 анализа графика исполненного движения, на основе данных поездного диспетчера (ДНЦ) о нарушениях исполненного графика движения поездов, производят формирование первичной информации по нарушениям технологической дисциплины и отказам технических средств, влияющим на выполнение графика движения поездов.

При этом первичные данные, вводимые диспетчерами причастных хозяйств, из блока 4 АСУ хозяйств железнодорожного транспорта поступают на второй информационный вход блока 1 учета отказов технических средств и блока 5 учета нарушений персоналом норм технологической дисциплины, а первичные данные поездного диспетчера поступают на первые информационные входы блока 1 учета отказов технических средств и блока 5 учета нарушений персоналом норм технологической дисциплины. В блоках 1 и 5 при загрузке данных осуществляется интеграция разнородных, ранее разъединенных детализированных данных, преобразование их к согласованному формату, агрегирование данных, проверка их логической корректности, исключение дублирования данных и привязка данных ко времени и погодным условиям.

Из блока 1 учета отказов технических средств и блока 5 учета нарушений персоналом норм технологической дисциплины обработанные первичные данные поступают, соответственно, в блок 2 анализа отказов технических средств и блок 6 анализа нарушений персоналом норм технологической дисциплины.

Анализ отказов технических средств и анализ нарушений персоналом норм технологической дисциплины в блоках 2 и 6 базируется, во-первых, на данных описания отказов и нарушений, месте и времени их возникновения и описании их формы проявления. Эти данные поступают, соответственно, от блоков 1 и 5 на входы блоков 2 и 6. Во-вторых, при анализе используются данные о последствиях в части задержек поездов от блока 8 анализа графика исполненного движения. В-третьих, используются данные из баз данных информационного блока 4 АСУ хозяйств железнодорожного транспорта о результатах ранее выполненных проверок технических средств и технологических процессов и паспортных данных оборудования. Полнота и корректность анализа контролируется автоматическими средствами для обеспечения объективности и достоверности. Данные из блока 2 анализа отказов технических средств и блока 6 анализа нарушений персоналом норм технологической дисциплины поступают, соответственно, в блок 3 формирования данных для отчетных и аналитических справок и в блок 7 формирования данных для отчетных и аналитических справок. В блоках 3 и 7 осуществляется формирование отчетных и аналитических справок по отказам технических средств и нарушениям технологической дисциплины за выбранный пользователем период. Кроме того, в формируемых данных содержится информация предыстории для уточнения возможно ли было прогнозирование наступления отказа или нарушения технологической дисциплины.

Данные анализа рассылаются в виде наглядных отчетов или ответов на запросы всем службам и подразделениям железной дороги для указания негативных ситуаций, определения их причин, определения виновных и планирования профилактических и упреждающих мероприятий.

Система позволяет повысить достоверность оценки работы устройств на железнодорожном транспорте и результате чего повышается эффективность поддержки принятия решений для оперативно-диспетчерского и эксплуатационного персонала на железнодорожном транспорте, в том числе в режиме реального времени, и обеспечивается повышение безопасности движения и соблюдение графика движения поездов.

Похожие патенты RU2780240C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ (СКТД) 2005
  • Шаров Виктор Александрович
  • Шабалин Николай Григорьевич
  • Лакин Игорь Капитонович
  • Зайцев Андрей Викторович
  • Захаров Роман Георгиевич
  • Невоструев Николай Виссарионович
  • Прибылов Сергей Михайлович
  • Шмаков Александр Викторович
RU2307041C1
Станционное устройство системы маневровой автоматической локомотивной сигнализации, интегрированной с микропроцессорной централизацией железнодорожной станции 2022
  • Долгий Александр Игоревич
  • Кудюкин Владимир Валерьевич
  • Розенберг Ефим Наумович
RU2780257C1
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС РУКОВОДИТЕЛЯ 2013
  • Есинкин Александр Викторович
  • Лубэ Роман Владимирович
RU2557649C2
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ПАССАЖИРОВ 2012
  • Ананьев Дмитрий Викторович
  • Андриенко Вадим Сергеевич
  • Баландин Владимир Иванович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Иванов Михаил Тимофеевич
  • Корпусенко Евгений Геннадьевич
  • Михеев Лев Григорьевич
  • Слюняев Александр Николаевич
RU2513876C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ, РИСКАМИ, НАДЕЖНОСТЬЮ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2015
  • Гапанович Валентин Александрович
  • Ермаков Александр Олегович
  • Замышляев Алексей Михайлович
  • Зубчевский Виталий Валентинович
  • Калинин Сергей Владимирович
  • Мирошниченко Нина Александровна
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Шубинский Игорь Борисович
RU2579981C1
Автоматизированная система для оперативного нормирования парка локомотивов 2017
  • Капустин Николай Иванович
  • Матюхин Владимир Георгиевич
  • Типцова Анастасия Васильевна
  • Фрольцов Вячеслав Дмитриевич
  • Шабунин Александр Борисович
RU2658748C1
Система для контроля и диагностики инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта 2018
  • Левшунов Виталий Петрович
  • Русаков Алексей Борисович
RU2681779C1
ЕДИНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА С УДАЛЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ДАННЫХ 2014
  • Иванова Екатерина Александровна
  • Климова Юлия Геннадьевна
  • Лакин Игорь Игоревич
  • Аболмасов Алексей Александрович
RU2595817C2
СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ НАПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ 2012
  • Иванов Михаил Тимофеевич
  • Лизунов Александр Иванович
  • Малышев Игорь Викторович
  • Малышев Виктор Иванович
  • Морозов Владимир Александрович
  • Шевцов Борис Васильевич
RU2500558C1
Способ управления обслуживанием и ремонтом сложных технических объектов и система для его осуществления 2020
  • Семенов Александр Павлович
  • Казарин Денис Викторович
  • Мехедов Владимир Константинович
RU2755373C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 780 240 C1

Реферат патента 2022 года Система поддержки принятия решений для оперативно-диспетчерского и эксплуатационного персонала на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к средствам поддержки принятия решений для оперативно-диспетчерского и эксплуатационного персонала. Система содержит АРМ оператора, блок анализа графика исполненного движения, блок контроля состояния подвижного состава и два канала обработки информации. Первый канал состоит из последовательно соединенных блока учета отказов технических средств, блока анализа отказов технических средств и блока формирования данных для отчетных и аналитических справок, вторые входы которых подключены к соответствующим выходам информационного блока автоматизированной системы управления хозяйств железнодорожного транспорта. Второй канал состоит из последовательно соединенных блока учета нарушений персоналом норм технологической дисциплины, блока анализа нарушений персоналом норм технологической дисциплины и блока формирования данных для отчетных и аналитических справок, вторые входы которых подключены к соответствующим выходам информационного блока автоматизированной системы управления хозяйств железнодорожного транспорта. Достигается повышение достоверности оценки работы устройст, задействованных оперативно-диспетчерским и эксплуатационным персоналом. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 780 240 C1

Система поддержки принятия решений для оперативно-диспетчерского и эксплуатационного персонала на железнодорожном транспорте, содержащая два канала обработки информации, один из которых состоит из последовательно соединенных блока учета отказов технических средств, блока анализа отказов технических средств и блока формирования данных для отчетных и аналитических справок, вторые входы которых подключены к соответствующим выходам информационного блока автоматизированной системы управления хозяйств железнодорожного транспорта, второй канал обработки информации состоит из последовательно соединенных блока учета нарушений персоналом норм технологической дисциплины, блока анализа нарушений персоналом норм технологической дисциплины и блока формирования данных для отчетных и аналитических справок, вторые входы которых подключены к соответствующим выходам информационного блока автоматизированной системы управления хозяйств железнодорожного транспорта, блок анализа графика исполненного движения, своим выходом соединенный с входом блока учета нарушений персоналом норм технологической дисциплины и с входом блока учета отказов технических средств, к третьему входу которого подключен выход блока контроля состояния подвижного состава, второй выход блока анализа графика исполненного движения соединен с третьими входами блока анализа отказов технических средств и блока анализа нарушений персоналом норм технологической дисциплины, выходы блока формирования данных для отчетных и аналитических справок каждого канала обработки информации соединены с портом персонального компьютера автоматизированного рабочего места оператора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2780240C1

Автоматический очиститель от нагара щелей горелок сажекоптильных аппаратов 1933
  • Мельников И.Н.
SU98387A1
Способ определения амплитуды колебаний лопаток турбин, вентиляторов и т.п. во время работы 1940
  • Прокофьев К.А.
SU65666A1
Выключатель с выдержкой времени 1948
  • Голанд М.И.
SU76621A1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ (СКТД) 2005
  • Шаров Виктор Александрович
  • Шабалин Николай Григорьевич
  • Лакин Игорь Капитонович
  • Зайцев Андрей Викторович
  • Захаров Роман Георгиевич
  • Невоструев Николай Виссарионович
  • Прибылов Сергей Михайлович
  • Шмаков Александр Викторович
RU2307041C1
Трансформатор для питания точечной контактной электросварочной машины 1956
  • Бачелис И.А.
  • Браткова О.Н.
  • Нитусов Ю.Е.
SU106207A1
Система для гибридного управления работой сортировочных станций с функцией поддержки принятия решений о порядке роспуска составов 2020
  • Довгерд Глеб Александрович
  • Лысиков Михаил Григорьевич
  • Ольшанский Алексей Михайлович
  • Розенберг Ефим Наумович
RU2737817C1
A
D Ariano, M
Pranzo, and A
Hansen, "Conflict resolution and train speed coordination for solving real-time timetable perturbations," IEEE Trans
Intell
Transp
Syst., том 8, вып
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Стр

RU 2 780 240 C1

Авторы

Васекин Александр Иванович

Вуколов Александр Владимирович

Гургенидзе Инна Романовна

Кудюкин Владимир Валерьевич

Миронов Владимир Сергеевич

Розенберг Ефим Наумович

Сиркин Алексей Витальевич

Хакиев Зелимхан Багауддинович

Хатламаджиян Агоп Ервандович

Цуцков Денис Викторович

Шабалин Николай Григорьевич

Даты

2022-09-21Публикация

2022-03-23Подача