Изобретение относится к области инженерной психологии и эргономики и может применяться в системе психофизиологической подготовки летного состава.
Из уровня техники известен способ контроля и управления функциональным состоянием оператора (патент на изобретение RU № 2417053), заключающийся в регистрации текущих значений параметров состояния, сравнение уровня функционального состояния с эталонным и сигнализацию о нем, отличающийся тем, что в нем регистрируют траекторию точки давления тела оператора на опорную поверхность, а в качестве критерия уровня функционального состояния используют соответствующее уровню значение скорости перемещения точки давления тела оператора на опорную поверхность.
Недостатком этого технического решения является невозможность применения для реализации прогностического управления функциональной надежностью летчика вертолета при применении очков ночного видения.
Технической задачей изобретения является расширение арсенала способов управления психофизиологической подготовкой летного состава.
Решение технической задачи достигается тем, что способ прогностического управления функциональной надежностью летчика вертолета при применении очков ночного видения заключается в том, что в течение одного дня тренажерной подготовки одно и то же упражнение выполняют с применением очков ночного видения и без применения очков ночного видения, при этом не позднее, чем за одну минуту до начала выполнения упражнения и не позднее, чем через одну минуту после завершения его выполнения у летчика регистрируют величины: частоты пульса до начала выполнения упражнения с применением очков ночного видения (А01) и без применения очков ночного видения (А02), частоты дыхания до начала выполнения упражнения с применением очков ночного видения (В01) и без применения очков ночного видения (В02), частоты пульса после завершения выполнения упражнения с применением очков ночного видения (А11) и без применения очков ночного видения (А12), частоты дыхания после завершения выполнения упражнения с применением очков ночного видения (В11) и без применения очков ночного видения (В12), по полученным величинам рассчитывают величины С1 = А11/А01 + В11/В01; С2 = А12/А02 + В12/В02, и по величине их отношения С = С1/С2 принимают управленческое решение: если величина С меньше 1, то функциональная надежность летчика при выполнении упражнения с применением очков ночного видения удовлетворительная, иначе – функциональная надежность летчика при выполнении упражнения с применением очков ночного видения неудовлетворительная, требуются тренировки выполнения упражнения.
Технический результат, достигаемый заявленной совокупностью признаков, заключается в обеспечении возможности прогностического управления функциональной надежностью летчика вертолета при применении очков ночного видения.
Заявленный способ прогностического управления функциональной надежностью летчика вертолета при применении очков ночного видения предполагает выполнение этапов:
1) В течение одного дня тренажерной подготовки одно и то же упражнение (выполнение фигур пилотажа, решение задач применения вертолета) выполняют с применением очков ночного видения и без применения очков ночного видения.
2) При этом не позднее, чем за одну минуту до начала выполнения упражнения и не позднее, чем через одну минуту после завершения его выполнения у летчика с помощью биорадиолокации или датчиков, встроенных в экипировку, или фитнесс-браслетов или любым другим способом регистрируют величины:
частоты пульса до начала выполнения упражнения с применением очков ночного видения (А01) и без применения очков ночного видения (А02),
частоты дыхания до начала выполнения упражнения с применением очков ночного видения (В01) и без применения очков ночного видения (В02),
частоты пульса после завершения выполнения упражнения с применением очков ночного видения (А11) и без применения очков ночного видения (А12),
частоты дыхания после завершения выполнения упражнения с применением очков ночного видения (В11) и без применения очков ночного видения (В12).
3) По полученным величинам рассчитывают величины
С1 = А11/А01 + В11/В01;
С2 = А12/А02 + В12/В02,
и величину их отношения С = С1/С2.
4) По величине С принимают управленческое решение:
если величина С меньше 1, то функциональная надежность летчика при выполнении упражнения с применением очков ночного видения прогнозируется как удовлетворительная,
иначе (если величина С больше или равна 1), то функциональная надежность летчика при выполнении упражнения с применением очков ночного видения прогнозируется как неудовлетворительная, для ее повышения требуются дополнительные тренировки выполнения упражнения.
Пример реализации способа:
При выполнении Упражнения 1 величина С больше 1, поэтому функциональная надежность летчика при выполнении упражнения с применением очков ночного видения неудовлетворительная, требуются дополнительные тренировки выполнения упражнения.
При выполнении Упражнения 2 величина С меньше 1, поэтому функциональная надежность летчика при выполнении этого упражнения с применением очков ночного видения считается удовлетворительной, дополнительные тренировки выполнения упражнения не требуются.
Отклонение величины С от единицы определяет потребность в совершенствовании выполнения упражнения конкретного упражнения, в том числе, психофизиологической подготовленности летчика к его выполнению.
Динамика изменения величины С во времени позволяет судить о динамике функциональной надежности и при выявлении тенденций ее негативного изменения реализовывать мероприятий, направленных на повышение психофизиологической подготовленности летчика вертолета к выполнению упражнений с применением очков ночного видения.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00306.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КВАЛИМЕТРИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕТЧИКА ВЕРТОЛЕТА К ПИЛОТИРОВАНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОЧКОВ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ | 2021 |
|
RU2771700C1 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЛЕР ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛЕТЧИКА ВЕРТОЛЕТА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ОЧКОВ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ | 2021 |
|
RU2782669C1 |
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ФОРСИРОВАННЫЙ ВИРАЖ" | 2021 |
|
RU2765532C1 |
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ВИРАЖ" | 2021 |
|
RU2764053C1 |
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ГОРКА" | 2021 |
|
RU2765534C1 |
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ПИКИРОВАНИЕ" | 2021 |
|
RU2765533C1 |
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ПОСАДКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОКОМПЛЕКСА" | 2021 |
|
RU2765537C1 |
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ГАШЕНИЕ СКОРОСТИ" | 2021 |
|
RU2765531C1 |
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "РАЗГОН СКОРОСТИ" | 2021 |
|
RU2765535C1 |
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ПОСАДКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУРСО-ГЛИССАДНЫХ СИСТЕМ" | 2021 |
|
RU2765536C1 |
Изобретение относится к области инженерной психологии и эргономики. В течение одного дня тренажерной подготовки одно и то же упражнение выполняют с применением очков ночного видения и без применения очков ночного видения. При этом не позднее, чем за одну минуту до начала выполнения упражнения, и не позднее, чем через одну минуту после завершения его выполнения, у летчика регистрируют величины: частоты пульса до начала выполнения упражнения с применением очков ночного видения (А01) и без применения очков ночного видения (А02), частоты дыхания до начала выполнения упражнения с применением очков ночного видения (В01) и без применения очков ночного видения (В02), частоты пульса после завершения выполнения упражнения с применением очков ночного видения (А11) и без применения очков ночного видения (А12), частоты дыхания после завершения выполнения упражнения с применением очков ночного видения (В11) и без применения очков ночного видения (В12), по полученным величинам рассчитывают величины С1 = А11/А01 + В11/В01; С2 = А12/А02 + В12/В02. Далее по величине их отношения С = С1/С2 оценивают функциональную надежность летчика. Если величина С меньше 1, то функциональная надежность летчика при выполнении упражнения с применением очков ночного видения удовлетворительная. Иначе – функциональная надежность летчика при выполнении упражнения с применением очков ночного видения неудовлетворительная, требуются тренировки выполнения упражнения. Способ обеспечивает возможность прогностического управления функциональной надежностью летчика вертолета при применении очков ночного видения.
Способ прогностического управления функциональной надежностью летчика вертолета при применении очков ночного видения, характеризующийся тем, что:
в течение одного дня тренажерной подготовки одно и то же упражнение выполняют с применением очков ночного видения и без применения очков ночного видения, при этом не позднее, чем за одну минуту до начала выполнения упражнения, и не позднее, чем через одну минуту после завершения его выполнения у летчика регистрируют величины:
частоты пульса до начала выполнения упражнения с применением очков ночного видения (А01) и без применения очков ночного видения (А02),
частоты дыхания до начала выполнения упражнения с применением очков ночного видения (В01) и без применения очков ночного видения (В02),
частоты пульса после завершения выполнения упражнения с применением очков ночного видения (А11) и без применения очков ночного видения (А12),
частоты дыхания после завершения выполнения упражнения с применением очков ночного видения (В11) и без применения очков ночного видения (В12),
по полученным величинам рассчитывают величины:
С1 = А11/А01 + В11/В01;
С2 = А12/А02 + В12/В02,
и по величине их отношения
С = С1/С2
принимают управленческое решение:
если величина С меньше 1, то функциональная надежность летчика при выполнении упражнения с применением очков ночного видения удовлетворительная,
иначе – функциональная надежность летчика при выполнении упражнения с применением очков ночного видения неудовлетворительная, требуются тренировки выполнения упражнения.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР ВЕРТОЛЕТА | 1998 |
|
RU2149462C1 |
СИСТЕМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПОЛЕТА И КОГНИТИВНЫЙ ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЕТА | 2012 |
|
RU2497175C1 |
ЗЕЛЕНОВА М | |||
Е | |||
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ ЛЕТЧИКОВ // Сборник научных трудов SWorld | |||
Способ защиты переносных электрических установок от опасностей, связанных с заземлением одной из фаз | 1924 |
|
SU2014A1 |
Т | |||
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
С | |||
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
ИВАНОВ А | |||
И | |||
и др | |||
Повышение зрительной работоспособности летчиков армейской авиации при использовании очков ночного видения // Военно-медицинский |
Авторы
Даты
2022-11-08—Публикация
2021-12-29—Подача