СПОСОБ РЕМОНТА МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА И ПЕРЕДВИЖНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2022 года по МПК F16L55/18 F26B7/00 F17D3/12 

Описание патента на изобретение RU2785882C2

Изобретение относится к транспорту газа и может быть использовано при ремонте магистрального газопровода.

Известен способ ремонта магистрального газопровода, при котором выполняют резку, сварку, а также проводят огневые работы, для чего участок газопровода, содержащий дефекты, освобождают от газа и конденсата (СТО Газпром 2-2.3-231-2008 «Правила производства работ при капитальном ремонте линейной части магистральных газопроводов ОАО «ГАЗПРОМ»). Очистку участка газопровода, содержащего дефекты, от конденсата осуществляют пропуском поршней, а освобождение от природного газа - путем продувки полости трубы воздухом с применением напорного вентилятора (СТО ГАЗПРОМ 14-2005 «Типовая инструкция по безопасному проведению огневых работ на газовых объектах ОАО «ГАЗПРОМ»).

Известен способ ремонта аварийного участка газопровода (патент RU 2638895, опубл. 18.12.2017). Для ремонта аварийного участка газопровода собирают в стационарных условиях временное обводное устройство, включающее последовательное соединение эластичного резинового с нитяным усилением рукава, на концах которого герметично укрепляются фланцы и два комплексных запорно-регулирующих устройства. Аварийный участок отключают с присоединением временного обводного устройства к действующему газопроводу и подают газ потребителю. Затем на отключенном аварийном участке выполняют намеченные ремонтные работы, по окончании которых производят отключение подачи газа с продувкой через сбросные свечи на соответствующих газораспределительных пунктах, снимают обводную линию. После присоединения отремонтированного участка газопровода взамен аварийного путем проведения огневых работ с испытанием швов на прочность и герметичность возобновляют подачу природного газа потребителю.

Известен также способ ремонта магистрального газопровода и передвижная установка для его осуществления (патент RU 2567413. опубл. 10.11.2015), выбранные в качестве прототипа. Способ заключается в том, что дефектный участок отключают от магистрального газопровода путем перекрытия линейных кранов с обоих его концов. Параллельно линейным кранам к магистральному газопроводу подсоединяют байпас и байпасный узел. Газ из дефектного участка откачивают жидкоструйным эжектором посредством жидкостного насоса до создания в дефектном участке давления не менее 1 атм. Затем газ стравливают в окружающую среду до создания давления в дефектном участке, близкого к атмосферному, и вентилируют его воздухом из окружающей среды через байпас посредством эжектора до образования в дефектном участке взрывобезопасной концентрации газа. После ремонта откачивают эжектором воздух из отремонтированного участка до образования вакуума и заполняют отремонтированный участок через байпас газом из газопровода, откачивают эжектором газовоздушную смесь из отремонтированного участка в атмосферу и одновременно заполняют отремонтированный участок газом из магистрального газопровода через байпас, а после заполнения отремонтированного участка газом открывают линейные краны магистрального трубопровода, эжектором вентилируют байпасный узел и отсоединяют его от магистрального газопровода.

Передвижная установка для осуществления указанного способа содержит байпас и байпасный узел, выполненные с возможностью присоединения параллельно магистральному трубопроводу фланцами к запорным кранам, расположенным по обе стороны от линейных кранов, отключающих дефектный участок от газопровода, причем байпасный узел одного линейного крана содержит эжектор, соединенный посредством фланца всасывающего трубопровода с запорным краном дефектного участка. Байпас, параллельный другому линейному крану, снабжен подводным патрубком, сообщающимся с окружающей средой и запорным краном, байпасный узел содержит жидкоструйный эжектор, канал подвода жидкости к соплу которого соединен напорным трубопроводом с жидкостным насосом, встроенным в систему циркуляции жидкости, а камера смешения эжектора соединена с газожидкостным сепаратором, содержащим резервуар для жидкости и газовую полость, предназначенную для соединения с магистральным газопроводом посредством перепускного трубопровода, снабженного газоанализатором и отводным патрубком с запорным краном, причем резервуар газожидкостного сепаратора соединен циркуляционными трубопроводами с жидкостным насосом.

К общим недостатком известных технических решений относится следующее.

После стравливания газа из дефектного участка магистрального трубопровода его вентилируют воздухом из окружающей среды и затем выполняют резку, сварку, а также проводят огневые работы. Однако, в состав воздуха входит водяной пар, который при этом оседает на внутренней поверхности магистрального трубопровода. Так, при продувке участка газопровода длиной 60 км атмосферным воздухом, температура которого при этом достигает 30°С, а относительная влажность 90-95 процентов - в полости трубопровода конденсируется до 1000 л воды. Затем, согласно патенту RU 2567413, для удаления влаги осуществляют:

- откачку воздуха из отремонтированного участка газопровода,

- заполнение его газом и дальнейшую откачку газовоздушной смеси и сброс ее в атмосферу,

- продувку отремонтированного участка газопровода газом.

Следует учесть, что продувку трубопровода необходимо осуществлять до достижения нормативного значения температуры точки росы по воде -10°С при абсолютном давлении 3,92 МПа, установленного в Требованиях к газу горючему природному, подготовленному к транспортированию по магистральным газопроводам, Приложение №1 к Техническому регламенту Евразийского экономического союза «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию» (TP ЕАЭС 046/2018), для чего необходимо значительное количество природного газа. При превышении указанного нормативного значения в природном газе, проходящем по отремонтированному трубопроводу во время его эксплуатации, повышается содержание влаги.

Таким образом, выполнение ремонта магистрального газопровода с применением известных технических решений приводит к существенному расходу природного газа для продувки отключенного участка газопровода до нормативного значения температуры точки росы по воде -10°С при абсолютном давлении 3,92 МПа и как следствие к удорожанию ремонтных работ. Кроме того, необходимость продувки природным газом отключенного участка газопровода до нормативного значения температуры точки росы по воде оказывает негативное влияние на окружающую среду за счет выбросов метана при стравливании газа и газовоздушной смеси в атмосферу.

Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание способа ремонта магистрального газопровода и устройства для его осуществления, позволяющих устранить указанные выше недостатки, обеспечивая при этом снижение расхода газа с одновременным снижением стоимости ремонтных работ и снижением негативного воздействия на окружающую среду.

Техническим результатом является снижение расхода газа, затрачиваемого на ремонт, и соответственно снижение стоимости ремонтных работ и снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Поставленная техническая задача решается, а технический результат достигается способом ремонта магистрального газопровода, при котором отключают трубопровод с дефектным участком от магистрального газопровода перед его ремонтом путем перекрытия линейных кранов с обоих его концов, освобождают отключенный участок от газа, стравливают его в атмосферу через продувочную свечу. Согласно техническому решению перед дефектным участком и после него вырезают из отключенного участка катушки трубопровода, герметизируют свободные торцы отключенного участка силовыми заглушками, устанавливая их в сторону линейных кранов, затем у одного из торцов трубопровода с дефектным участком последовательно устанавливают на опорах цилиндрический корпус и вентилятор передвижной установки, на упомянутом торце через манжету закрепляют переходной воздуховод, который при помощи стяжного хомута соединяют с выходным воздуховодом корпуса передвижной установки, соединяют выход вентилятора посредством соединительной манжеты и расширяющегося воздуховода с входом корпуса, причем предварительно открывают корпус, устанавливают в опорных направляющих нижней части корпуса цилиндрический каркас с наружной входной и внутренней выходной ячеистыми стенками и с коническим рассекателем, расположенным на его торце со стороны вентилятора, причем каркас размещают соосно корпусу с образованием зазора между наружной входной стенкой каркаса и внутренней поверхностью корпуса и с образованием зазора между коническим рассекателем и расширяющимся воздуховодом, пространство между упомянутыми стенками каркаса заполняют сорбентом, закрывают и фиксируют верхнюю часть корпуса.

Запускают напорный вентилятор и нагнетают воздух из окружающей среды по расширяющемуся воздуховоду в корпус передвижного устройства, при этом поддерживают постоянный расход и давление воздуха в корпусе, поток воздуха по коническому рассекателю направляют в пространство между наружной входной стенкой каркаса и внутренней поверхностью корпуса, осушают воздух, для чего далее пропускают его через наружную входную стенку каркаса, сорбент и внутреннюю стенку каркаса, затем поток осушенного воздуха направляют через внутреннюю полость каркаса к выходу корпуса и по воздуховодам - в полость дефектного участка, который освобождают под воздействием воздуха от газа до нулевой концентрации и при этом препятствуют проникновению влаги, далее отключают вентилятор, герметизируют свободный торец трубопровода с дефектным участком, отсоединяют переходной воздуховод от трубопровода с дефектным участком и герметизируют освободившийся торец. При этом после ремонта дефектного участка разгерметизируют торцы трубопровода с отремонтированным участком, на одном из торцов закрепляют переходной воздуховод, который при помощи стяжного хомута соединяют с выходным воздуховодом корпуса передвижной установки, запускают вентилятор, нагнетают воздух из окружающей среды по расширяющемуся воздуховоду в корпус передвижного устройства, в котором поток воздуха пропускают через стенки каркаса с размещенным в нем сорбентом, через внутреннюю полость каркаса и выход корпуса направляют поток воздуха по воздуховодам в полость отремонтированного участка и продувают его потоком осушенного воздуха, препятствуя проникновению влаги и образованию конденсата на внутренних стенках трубопровода отремонтированного участка. Отсоединяют торец отремонтированного участка от переходного воздуховода. Освобождают свободные торцы отключенного участка от силовых заглушек и подключают к нему трубопровод с отремонтированным участком.

На решение поставленной задачи и достижение технического результата также направлена передвижная установка для ремонта магистрального газопровода, содержащая устройство нагнетания, трубопроводы и запорную арматуру, при этом согласно изобретению устройство нагнетания выполнено в виде вентилятора, соединенного посредством соединительной манжеты и расширяющегося воздуховода с входом дополнительно установленного и горизонтально расположенного цилиндрического корпуса, выход которого снабжен выходным воздуховодом, выполненным с возможностью присоединения к магистральному газопроводу, при этом корпус выполнен из верхней и нижней частей, причем верхняя часть установлена с возможностью опрокидывания и фиксации к нижней части, в которой установлены опорные направляющие с расположенным в них соосно корпусу цилиндрическим каркасом с наружной входной и внутренней выходной ячеистыми стенками с размещенным между ними сорбентом, причем на торце каркаса, обращенного к вентилятору, установлен конический рассекатель, каркас расположен в корпусе с образованием зазора между своей наружной входной стенкой и боковой стенкой корпуса и с образованием зазора между коническим рассекателем и расширяющимся воздуховодом, а нижняя часть корпуса со стороны его выхода снабжена отводом с запорным краном.

Конический рассекатель выполнен наружным диаметром, равным диаметру наружной входной ячеистой стенки цилиндрического каркаса.

Наружная входная ячеистая стенка каркаса выполнена с загрузочным бункером.

Вентилятор и нижняя часть корпуса закреплены на опорах.

Корпус и вентилятор снабжены строповочными устройствами.

Совокупность указанных выше существенных признаков является необходимой и достаточной для осуществления изобретения с достижением технического результата и решением поставленной задачи.

Заявленные способ ремонта магистрального газопровода и передвижная установка для его осуществления предназначены для проведения ремонтных работ магистрального газопровода, решают одну и ту же упомянутую выше задачу, что подтверждает соблюдение требования единства изобретений.

Изобретение поясняется фигурами:

- на фигуре 1 изображена передвижная установка для ремонта магистрального газопровода;

- на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 передвижной установки для ремонта магистрального газопровода;

- на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2 передвижной установки для ремонта магистрального газопровода;

- на фиг. 4 - вид сбоку передвижной установки для ремонта магистрального газопровода с открытым корпусом;

- на фиг. 5 - каркас с ячеистыми стенками передвижной установки для ремонта магистрального газопровода;

- на фиг. 6 - схема выполнения ремонта магистрального газопровода;

- на фиг. 7 - схема выполнения ремонта магистрального газопровода с присоединенной передвижной установкой для ремонта магистрального газопровода.

Передвижная установка для ремонта магистрального газопровода содержит устройство нагнетания, трубопроводы и запорную арматуру.

Устройство нагнетания выполнено в виде вентилятора 1, например местного проветривания типа ВМГП-5, соединенного посредством соединительной манжеты 2 и расширяющегося воздуховода 3 с входом 4 горизонтально расположенного цилиндрического корпуса 5, выход 6 которого снабжен выходным воздуховодом 7, выполненным с возможностью присоединения к магистральному газопроводу.

Корпус 5 состоит из верхней 8 и нижней 9 частей. Верхняя часть 8 установлена с возможностью опрокидывания и фиксации к нижней части 9, для чего с одной стороны корпуса 5 установлены завесы 10, а с другой - замки 11. В нижней части 9 корпуса 5 установлены опорные направляющие 12, в которых соосно корпусу 5 расположен цилиндрический каркас 13. Цилиндрический каркас 13 выполнен из металлического профиля и закрепленными на нем наружной входной ячеистой стенки 14 и внутренней выходной ячеистой стенки 15, между которыми размещен сорбент 16, закрытый со стороны торцов стенками 17 из листового металла. Наружная и внутренняя ячеистые стенки 14 и 15 выполнены, например, из стальной сетки. В корпусе 5 со стороны входа 4 у торца цилиндрического каркаса 13 установлен конический рассекатель 18, наружный диаметр которого равен диаметру наружной входной ячеистой стенки 14. Цилиндрический каркас 13 расположен в корпусе 5 с образованием зазора между наружной входной ячеистой стенкой 14 и внутренней боковой поверхностью 19 корпуса 5 и с образованием зазора между коническим рассекателем 18 и расширяющимся воздуховодом 3. Нижняя часть 9 корпуса 5 со стороны его выхода 6 снабжена отводом с запорным краном 20. Вентилятор 1 и нижняя часть 9 корпуса 5 установлены на опорах 21. Корпус 5 и вентилятор 1 снабжены строповочными устройствами 22 с серьгами. Наружная входная ячеистая стенка 14 цилиндрического каркаса 13 выполнена с загрузочным бункером.

Осуществление способа ремонта магистрального газопровода показано на работе передвижной установки.

При ремонте магистрального газопровода 23 отключают от него трубопровод 24 с дефектным участком 25 путем перекрытия линейных кранов 26 с обоих его концов, освобождают отключенный участок трубопровода 24 от газа, стравливая его в атмосферу, например через продувочную свечу 27. Перед дефектным участком 25 и после него вырезают из отключенного участка трубопровода 24 катушки 28, герметизируют свободные торцы 29 отключенного участка трубопровода 24 силовыми заглушками 30, устанавливая их в сторону линейных кранов 26. У одного торца 31 трубопровода с дефектным участком 25 последовательно устанавливают на опорах 21 цилиндрический корпус 5 и вентилятор 1 передвижной установки. На упомянутом торце 31 через манжету 32 закрепляют переходной воздуховод 33, который при помощи стяжного хомута 34 соединяют с выходным воздуховодом 7 корпуса 5 передвижной установки. Затем выход вентилятора 1 с помощью соединительной манжеты 2 и расширяющегося воздуховода 3 соединяют с входом 4 корпуса 5. Предварительно в корпусе 5 размещают цилиндрический каркас 13 с сорбентом 16: открывают корпус 5, для чего отмыкают замки 11 и опрокидывают верхнюю часть 8 корпуса 5, устанавливают в опорных направляющих 12 нижней части 9 корпуса 5 цилиндрический каркас 13 с наружной входной 14 и внутренней выходной 15 ячеистыми стенками, между которыми предварительно через загрузочный бункер 35 разместили сорбент 16, закрытый со стороны торцов стенками 17; а со стороны входа 4 в корпусе 5 у торца цилиндрического каркаса 13 устанавливают конический рассекатель 18. Причем цилиндрический каркас 13 размещают соосно корпусу 5 с образованием зазора между наружной входной ячеистой стенкой 14 и внутренней боковой поверхностью 19 корпуса 5 и с образованием зазора между коническим рассекателем 18 и расширяющимся воздуховодом 3, закрывают и фиксируют верхнюю часть 8 корпуса 5 замками 11.

Запускают напорный вентилятор 1 и нагнетают атмосферный воздух из окружающей среды, который по расширяющемуся воздуховоду 3 подают в корпус 5 передвижного устройства, в котором поток воздуха распределяют по поверхности конического рассекателя 18 и направляют в полость 36, образованную зазором между наружной входной ячеистой стенкой 14 каркаса 13 и внутренней боковой поверхностью 19 корпуса 5, поддерживая постоянный расход и давление воздуха посредством вентилятора 1. При этом влага, содержащаяся в атмосферном воздухе, оседает в виде конденсата в полости 36. При необходимости конденсат, который образуется в полости 36 и скапливается в нижней части 9 корпуса 5, удаляют через отвод путем открытия запорного крана 20. Далее воздух пропускают через наружную входную ячеистую стенку 14 каркаса 13, сорбент 16 и внутреннюю ячеистую стенку 15 каркаса 13 и подают во внутреннюю полость 37 каркаса 13. При этом оставшуюся в воздухе влагу поглощают сорбентом 16. Таким образом, атмосферный воздух освобождают от влаги, которая вначале в виде конденсата оседает в полости 36 корпуса 5, а затем поглощается сорбентом 16.

Затем поток воздуха направляют из внутренней полости 37 цилиндрического каркаса 13 к выходу 6 корпуса 5 и через переходной воздуховод 33 и выходной воздуховод 7 - в полость дефектного участка 25, который продувают и освобождают под воздействием осушенного воздуха от природного газа до нулевой концентрации и при этом одновременно препятствуют проникновению в него влаги. Контроль содержания природного газа проводят при помощи переносного газоанализатора на конце трубопровода с дефектным участком 25.

В начале трубопровода с дефектным участком 25 определяют температуру точки росы по воде, которая должна составлять не ниже минус 10° при абсолютном давлении 3,92 МПа (TP ЕАЭС 046/2018), с применением универсального анализатора влагосодержания газа (типа Elcometer 319).

При достижении нулевой концентрации природного газа и температуры точки росы значения минус 10°С при абсолютном давлении 3,92 МПа отключают и вентилятор 1, герметизируют свободный торец трубопровода с дефектным участком 25, затем от его торца 31 отсоединяют переходной воздуховод 33. Герметизируют освободившийся торец 31 и осуществляют ремонт дефектного участка 25.

Герметизацию торцев трубопровода (при которой трубопровод остается сухим и чистым) осуществляют с применением временных герметизирующих устройств, например, ЗНГ-1200-Т.

На дефектном участке, свободном от влаги, проводят необходимые резку, сварку, огневые работы в соответствии с СТО.

При этом после ремонта дефектного участка 25 разгерметизируют торцы трубопровода с отремонтированным участком, затем на одном его торце закрепляют через манжету 32 переходной воздуховод 33, который при помощи стяжного хомута 34 соединяют с выходным воздуховодом 7 корпуса 5 передвижной установки. Запускают вентилятор 1, нагнетают воздух из окружающей среды по расширяющемуся воздуховоду 3 в корпус 5 передвижного устройства, в котором поток воздуха пропускают через полость 36, каркас 13 с размещенным в нем сорбентом 16 и через внутреннюю полость 37 каркаса 13 и выход 6 корпуса 5 направляют поток воздуха по переходному воздуховод у 33 и выходному воздуховоду 7 в полость отремонтированного участка и продувают его потоком осушенного воздуха, препятствуя проникновению влаги и образованию конденсата на внутренних стенках трубопровода отремонтированного участка. Таким образом, отремонтированный участок продувают воздухом, освобожденным от влаги, которая вначале в виде конденсата оседает в полости 36 корпуса 5, а затем поглощается сорбентом 16.

В начале трубопровода с отремонтированным участком универсальным анализатором влагосодержания газа (типа Elcometer 319) определяют температуру точки росы по воде. При достижении требуемого значения температуры точки росы по воде минус 10°С при абсолютном давлении 3,92 МПа (TP ЕАЭС 046/2018) отсоединяют торец 31 отремонтированного участка от переходного воздуховода 33. Освобождают свободные торцы 29 отключенного участка трубопровода 24 от силовых заглушек 30 и подключают к нему отремонтированный участок.

Также, способ ремонта можно осуществлять не с герметизацией торцов, а закрытием свечного крана (9) продувочной свечи (10) трубопровода, при их наличии вблизи ремонтируемого участка.

Выполнение ремонта магистрального газопровода осуществляли в соответствии со следующим.

Диаметр газопровода (dn), подлежащего ремонту, составлял 1,2 м, диаметр наружной входной ячеистой стенки 14 цилиндрического каркаса 13 (D) составлял 1,2 м, а диаметр внутренней ячеистой стенки 15 каркаса 13 (d) - 1 м, при этом длина цилиндрического каркаса 13 (L) - 4,5 м. Номинальная подача (Q) вентилятора ВМГП 5 составляет 3,65 м3/с, номинальное полное давление -200 мм вд.ст. Сорбент - мелкозернистый силикагель с плотностью (ρ)=700 кг/м3). Температура атмосферного воздуха 25°С, относительная влажность 70% (содержание влаги(с) при данных параметрах составит 16 г/м3).

Высота слоя силикагеля h составила: h=(D-d)/2=(1,2-1)/2=0,1 м (100 мм).

Площадь поверхности (s) слоя силикагеля, через который проходит нагнетаемый вентилятором атмосферный воздух:

s=π*d*L=3,14*1 м*4,5 м=14,14 м2

Объем(У) засыпаемого силикагеля:

V=π*L*(D2/4-d2/4)=0,2 м*14,14 м2=1,56 м3

Скорость входа(со) воздуха в слой силикагеля:

ω=(Q/s)*z=3,65 м3/с / 14,14 м2*1,1=0,284 м/с,

где z - коэффициент, учитывающий площадь ячеистой стенки.

Сопротивление слоя силикагеля, находящегося между наружной входной ячеистой стенкой 14 и внутренней ячеистой стенкой 15 каркаса 13:

Δp=4*h*ω2=4*100 мм*(0,284 м/с)2=32,3 мм вд.ст (формула (230), Промышленная адсорбция газов и паров, Е.Н. Серпионова, издательство «Высшая школа», Москва 1969 г.)

32,3 мм вд.ст < 200 мм вд.ст (номинальное полное давление вентилятора ВМГП 5) - условие выполнилось.

Таким образом, масса (m) силикагеля между наружной входной ячеистой стенкой 14 и внутренней ячеистой стенкой 15 каркаса 13:

m=ρ*V=700 кг/м3*1,56 м3=1092 кг

Адсорбционная емкость силикагеля составляет 18% (от веса) (таблица 30, Промышленная адсорбция газов и паров, Е.Н. Серпионова, издательство «Высшая школа», Москва 1969 г.)

Масса поглощенной влаги (mв) до проскока влаги через слой сорбента составила:

mв=m*0,18=196,56 кг=196560 г

Максимальный объем осушенного атмосферного воздуха (Vmax) до влагонасыщения сорбента и появления проскока влаги через его слой составил:

Vmax=mв/c=196560/16=12285 м3

Максимальная протяженность (Lmax) ремонтируемого участка, который можно продуть без смены сорбента составил:

Lmax=Vmax/(π*dn2/4)=12285 м3/((3,14*(1,2)2)/4)=10862 м

Время продувки (t):

t=Lmax/Q=12285 м3/3,65 м3/с=56 мин.

Для продувки более протяженных участков по истечении 1 часа процесс приостанавливают и производят замену цилиндрического каркаса с сорбентом на новый.

Применение заявленных способа и устройства позволяет сократить расход газа, используемого при выполнении ремонта, а также за счет этого снизить негативное воздействие на окружающую среду и стоимость ремонта, за счет предотвращения попадания влаги в трубопровод с дефектным участком при его продувке воздухом, для чего воздух пропускают через передвижную установку для ремонта магистрального газопровода, конструктивное исполнение которой позволяет качественно снизить при этом содержание влаги в воздухе и трубопроводе; а также за счет того, что трубопровод с отремонтированным участком продувают воздухом, который также пропускают через передвижную установку для ремонта магистрального газопровода, качественно снижая при этом содержание влаги в воздухе и в трубопроводе. При дальнейшем заполнении газопровода природным газом и вытеснении газовоздушной смеси в атмосферу указанный факт также позволяет значительно снизить расход природного газа, необходимого для достижения нормативного значения температуры точки росы по воде (ТР ЕАЭС 046/2018).

Похожие патенты RU2785882C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕМОНТА МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА И ПЕРЕДВИЖНАЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Глебов Геннадий Александрович
  • Хабибуллин Мидхат Губайдуллович
  • Хабибуллин Искандер Мидхатович
  • Цегельский Валерий Григорьевич
RU2567413C2
Способ выполнения ремонтных работ на объектах газотранспортной системы без прекращения газоснабжения потребителя 2023
  • Гречишников Михаил Николаевич
  • Ведяков Дмитрий Федорович
  • Садртдинов Руслан Рифович
  • Бакулин Евгений Анатольевич
  • Ешакин Николай Александрович
  • Косарева Любовь Александровна
RU2805111C1
СПОСОБ ПРОДУВКИ УЧАСТКА ГАЗОПРОВОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2018
  • Ткаченко Игорь Григорьевич
  • Шабля Сергей Геннадьевич
  • Твардиевич Сергей Вячеславович
  • Шатохин Александр Анатольевич
  • Иващенко Сергей Викторович
  • Колесниченко Сергей Иванович
  • Кислун Алексей Андреевич
  • Воробьев Сергей Николаевич
  • Завалинская Илона Сергеевна
RU2741178C2
СПОСОБ РЕМОНТА АВАРИЙНОГО УЧАСТКА ГАЗОПРОВОДА 2016
  • Насенков Игорь Витальевич
  • Шорстов Алексей Анатольевич
  • Найда Сергей Александрович
  • Кобелев Андрей Николаевич
RU2638895C2
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОТЯЖЕННОГО ЛИНЕЙНОГО УЧАСТКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТРУБОПРОВОДА 2007
  • Бут Виктор Степанович
  • Лохман Игорь Викторович
  • Дрогомирецкий Михаил Николаевич
  • Рудко Василий Петрович
  • Ковалив Евстахий Йосипович
  • Степюк Михаил Дмитриевич
  • Сидор Михаил Дмитриевич
  • Лукита Федор Васильевич
  • Подолян Александр Петрович
  • Пудрий Сергей Владимирович
  • Томашук Александр Иванович
RU2352855C1
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОТЯЖЕННЫХ УЧАСТКОВ ДЕЙСТВУЮЩИХ ТРУБОПРОВОДОВ 2007
  • Шимко Роман Ярославович
  • Беккер Михаил Викторович
  • Лохман Игорь Викторович
  • Мандра Анатолий Степанович
  • Налесный Николай Борисович
  • Дрогомирецкий Михаил Николаевич
  • Бут Виктор Степанович
  • Максимов Сергей Юрьевич
  • Николаев Виктор Александрович
  • Подолян Александр Петрович
  • Пудрий Сергей Владимирович
  • Томашук Александр Иванович
RU2352856C1
СПОСОБ РЕМОНТА ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТРУБОПРОВОДА 2006
  • Бут Виктор Степанович
  • Беккер Михаил Викторович
  • Дрогомирецкий Михаил Николаевич
  • Коломеев Валентин Николаевич
  • Максимов Сергей Юрьевич
  • Мандра Анатолий Степанович
  • Налисный Николай Борисович
  • Николаев Виктор Александрович
  • Подолян Александр Петрович
  • Пудрий Сергей Владимирович
RU2314453C1
ДОЖИМНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ ГАЗОПРОВОДА 2004
  • Селиванов Николай Павлович
RU2279012C2
СПОСОБ РЕМОНТА ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТРУБОПРОВОДА 2007
  • Андриишин Михаил Петрович
  • Бут Виктор Степанович
  • Горностаев Геннадий Петрович
  • Дрогомирецкий Михаил Николаевич
  • Карвасарский Рафаил Давыдович
  • Коломеев Валентин Николаевич
  • Максимов Сергей Юрьевич
  • Марчук Ярослав Семенович
  • Подолян Александр Петрович
  • Пудрий Сергей Владимирович
  • Слесар Петр Федорович
RU2354522C2
ЛИНЕЙНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ 2004
  • Селиванов Николай Павлович
RU2279011C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 785 882 C2

Реферат патента 2022 года СПОСОБ РЕМОНТА МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА И ПЕРЕДВИЖНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Группа изобретений относится к транспорту газа и может быть использована при ремонте магистрального газопровода. В способе ремонта магистрального газопровода подлежащий ремонту участок трубопровода отключают, перед дефектным участком и после него вырезают катушки, герметизируют свободные торцы отключенного участка силовыми заглушками. Один из торцов трубопровода с дефектным участком подключают к передвижной установке, продувают воздухом внутреннюю полость трубопровода с дефектным участком, одновременно осушая ее и удаляя влагу из воздуха. Передвижную установку отключают от трубопровода с дефектным участком, герметизируют освободившиеся торцы. После ремонта дефектного участка разгеметизируют упомянутые торцы и подключают к одному из них передвижную установку, продувают воздухом внутреннюю полость отремонтированного трубопровода, одновременно осушая ее и удаляя влагу из воздуха. Отсоединяют торец отремонтированного участка от переходного воздуховода, освобождают свободные торцы отключенного участка от силовых заглушек и подключают к нему трубопровод с отремонтированным участком. Расширяются технологические возможности, обеспечивается снижение расхода природного газа с одновременным снижением стоимости ремонта и снижением негативного воздействия на окружающую среду. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 785 882 C2

1. Способ ремонта магистрального газопровода, при котором отключают трубопровод с дефектным участком от магистрального газопровода перед его ремонтом путем перекрытия линейных кранов с обоих его концов, освобождают отключенный участок от газа, стравливают его в атмосферу через продувочную свечу, отличающийся тем, что перед дефектным участком и после него вырезают из отключенного участка катушки трубопровода, герметизируют свободные торцы отключенного участка силовыми заглушками, устанавливая их в сторону линейных кранов, затем у одного из торцов трубопровода с дефектным участком последовательно устанавливают на опорах цилиндрический корпус и вентилятор передвижной установки, на упомянутом торце через манжету закрепляют переходной воздуховод, который при помощи стяжного хомута соединяют с выходным воздуховодом корпуса передвижной установки, соединяют выход вентилятора посредством соединительной манжеты и расширяющегося воздуховода с входом корпуса, причем предварительно открывают корпус, устанавливают в опорных направляющих нижней части корпуса цилиндрический каркас с наружной входной и внутренней выходной ячеистыми стенками и с коническим рассекателем, расположенным на его торце со стороны вентилятора, причем каркас размещают соосно корпусу с образованием зазора между наружной входной стенкой каркаса и внутренней поверхностью корпуса и с образованием зазора между коническим рассекателем и расширяющимся воздуховодом, пространство между упомянутыми стенками каркаса заполняют сорбентом, закрывают и фиксируют верхнюю часть корпуса, затем запускают напорный вентилятор и нагнетают воздух из окружающей среды по расширяющемуся воздуховоду в корпус передвижного устройства, при этом поддерживают постоянный расход и давление воздуха в корпусе, поток воздуха по коническому рассекателю направляют в пространство между наружной входной стенкой каркаса и внутренней поверхностью корпуса, осушают воздух, для чего далее пропускают его через наружную входную стенку каркаса, сорбент и внутреннюю стенку каркаса, затем поток осушенного воздуха направляют через внутреннюю полость каркаса к выходу корпуса и по воздуховодам - в полость дефектного участка, который освобождают под воздействием воздуха от газа до нулевой концентрации и при этом препятствуют проникновению влаги, далее отключают вентилятор, герметизируют свободный торец трубопровода с дефектным участком, отсоединяют переходной воздуховод от трубопровода с дефектным участком и герметизируют освободившийся торец, при этом после ремонта дефектного участка разгерметизируют торцы трубопровода с отремонтированным участком, на одном из торцов закрепляют переходной воздуховод, который при помощи стяжного хомута соединяют с выходным воздуховодом корпуса передвижной установки, запускают вентилятор, нагнетают воздух из окружающей среды по расширяющемуся воздуховоду в корпус передвижного устройства, в котором поток воздуха пропускают через стенки каркаса с размещенным в нем сорбентом, через внутреннюю полость каркаса и выход корпуса направляют поток воздуха по воздуховодам в полость отремонтированного участка и продувают его потоком осушенного воздуха, препятствуя проникновению влаги и образованию конденсата на внутренних стенках трубопровода отремонтированного участка, после чего отсоединяют торец отремонтированного участка от переходного воздуховода, освобождают свободные торцы отключенного участка от силовых заглушек и подключают к нему трубопровод с отремонтированным участком.

2. Передвижная установка для ремонта магистрального газопровода, содержащая устройство нагнетания, трубопроводы и запорную арматуру, отличающаяся тем, что устройство нагнетания выполнено в виде вентилятора, соединенного посредством соединительной манжеты и расширяющегося воздуховода с входом дополнительно установленного и горизонтально расположенного цилиндрического корпуса, выход которого снабжен выходным воздуховодом, выполненным с возможностью присоединения к магистральному газопроводу, при этом корпус выполнен из верхней и нижней частей, причем верхняя часть установлена с возможностью опрокидывания и фиксации к нижней части, в которой установлены опорные направляющие с расположенным в них соосно корпусу цилиндрическим каркасом с наружной входной и внутренней выходной ячеистыми стенками с размещенным между ними сорбентом, причем на торце каркаса, обращенного к вентилятору, установлен конический рассекатель, каркас расположен в корпусе с образованием зазора между своей наружной входной стенкой и боковой стенкой корпуса и с образованием зазора между коническим рассекателем и расширяющимся воздуховодом, а нижняя часть корпуса со стороны его выхода снабжена отводом с запорным краном.

3. Передвижная установка по п. 2, отличающаяся тем, что конический рассекатель выполнен наружным диаметром, равным диаметру наружной входной ячеистой стенки цилиндрического каркаса.

4. Передвижная установка по п. 2, отличающаяся тем, что наружная входная ячеистая стенка каркаса выполнена с загрузочным бункером.

5. Передвижная установка по п. 2, отличающаяся тем, что вентилятор и нижняя часть корпуса закреплены на опорах.

6. Передвижная установка по п. 2, отличающаяся тем, что корпус и вентилятор снабжены строповочными устройствами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2785882C2

СПОСОБ ОСУШКИ ПОЛОСТИ ТРУБОПРОВОДОВ 2014
  • Ширяпов Дмитрий Игоревич
  • Карпов Сергей Всеволодович
  • Алихашкин Алексей Сергеевич
  • Елфимов Александр Васильевич
RU2562873C1
СПОСОБ РЕМОНТА МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА И ПЕРЕДВИЖНАЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Глебов Геннадий Александрович
  • Хабибуллин Мидхат Губайдуллович
  • Хабибуллин Искандер Мидхатович
  • Цегельский Валерий Григорьевич
RU2567413C2
СПОСОБ ОСУШКИ ПОЛОСТИ ТРУБОПРОВОДОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Губанок Иван Иванович
  • Дубинский Виктор Григорьевич
  • Егоров Иван Федорович
  • Усошин Владимир Аполлонович
  • Усенко Михаил Илларионович
  • Эндека Юрий Сергеевич
RU2272974C2
СПОСОБ РЕМОНТА АВАРИЙНОГО УЧАСТКА ГАЗОПРОВОДА 2016
  • Насенков Игорь Витальевич
  • Шорстов Алексей Анатольевич
  • Найда Сергей Александрович
  • Кобелев Андрей Николаевич
RU2638895C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОСУШКИ ГАЗОПРОВОДОВ 2005
  • Наумейко Анатолий Васильевич
  • Наумейко Сергей Анатолиевич
  • Наумейко Анастасия Анатолиевна
RU2300062C2

RU 2 785 882 C2

Авторы

Русь Алексей Михайлович

Мажуга Егор Геннадьевич

Гедранович Дмитрий Иосифович

Похоменко Алексей Александрович

Петрова Елена Константиновна

Даты

2022-12-14Публикация

2020-12-30Подача