Изобретение относится к устройствам для перемещения по меньшей мере одной створки двери транспортного средства, обеспечивающей посадку и высадку пассажиров, а именно, к дверям рельсового, колесного транспорта. В частности, изобретение может быть использовано в боковых наружных дверях прислонно-сдвижного типа вагона трамвая или электропоезда.
Транспортное средство, такое как трамвай, содержит вагон, относительно которого (каждая) створка может перемещаться между открытым и закрытым положениями.
Наиболее близким аналогом к предложенному изобретению является Устройство для перемещения по меньшей мере одной створки двери транспортного средства (RU 2633279 С2, опубл. 11.10.2017), характеризующееся тем, что содержит: закрепленную на кузове неподвижную балку, имеющую продольную ось; соединенную со створкой подвижную балку, продольная ось которой по существу параллельна продольной оси неподвижной балки, установленную с возможностью скольжения вдоль подвижной балки и соединенную с неподвижной балкой посредством отклоняющих направляющих, закрепленных на неподвижной балке и поддерживающих указанную подвижную балку, обеспечивая поперечное перемещение подвижной балки относительно продольных осей неподвижной и подвижной балок; закрепленный на подвижной балке двигатель, выполненный с возможностью приведения в движение створки параллельно продольной оси подвижной балки и ведущего кулачка во время отклонения створки, причем ведущий кулачок имеет паз, в который входит штифт, закрепленный на неподвижной балке; и центральный ролик, соединенный с закрепленной на створке подвижной балкой и выполненный с возможностью перемещения в канавке, выполненной в неподвижной балке, во время перемещения створки.
Недостатком известного технического решения является то, что синхронизация ведущего и ведомого кулачков осуществляется с помощью ременной передачи, при этом регулировка если и возможна, то дискретно на величину шага ремня. Кроме этого угловую регулировку подвижной балки относительно неподвижной не позволяет выполнить боковую направляющую, фиксирующую подвижную балку как в горизонтальной плоскости, так и вдоль оси вагона. Обычно одна из боковых направляющих имеет V-образные пазы, в которых работают два или несколько роликов с ответным профилем. Вторая направляющая имеет гладкие рабочие поверхности для устранения статической неопределенности, в них работают цилиндрические ролики. Таким образом, известное техническое решение для исключения погрешностей предполагает высокую точность изготовления кузова вагона, створок и кареток их крепления.
Изобретение направлено на устранение по меньшей мере части указанных недостатков.
Техническим результатом является повышение надежности с одновременным увеличением безопасности пассажиров и обслуживающего персонала, упрощение конструкции за счет совмещения для части деталей функций блокировки привода двери и синхронизации перемещения его подвижной части, применения для блокировки привода принципа неразрывности кинематических связей за счет геометрического зацепления ведущего кулачка и ролика синхронизирующего рычага, применения для блокировки привода подвижности корпуса мотор-редуктора с закрепленным на нем ведущим кулачком, позволяющим исключить дополнительный механизм перемещения блокирующих деталей и рационального использования принципа инверсии при перемещении шатуна передающего движение от подвижной части привода к поворотной стойке, уменьшая при этом в заблокированном положении нагрузку, передаваемую от нижней части двери в механизм блокировки привода за счет выбранной кинематической схемы.
Для достижения указанного технического результата разработано устройство для перемещения по меньшей мере одной створки двери транспортного средства, содержащего кузов, относительно которого створка имеет возможность перемещения между открытым и закрытым положениями для обеспечения посадки и высадки пассажиров, содержит неподвижную балку (8) с копиром (17), закрепленную на кузове, подвижную балку (5) с закрепленным на ней двигателем (3), выполненным с возможностью приведения в движение ведущего кулачка (1), и створки, причем ведущий кулачок (1) имеет паз, в который входит ролик (2), профиль паза ведущего кулачка (1) имеет блокирующий участок (18), переходный участок (19) и рабочий участок (20), на подвижной балке (5) размещены синхронизирующие двуплечие рычаги (6 и 9), соединенные между собой тягой (4), при этом на коротком плече одного из синхронизирующих рычагов (9) установлен ролик (2), а длинное плечо каждого из синхронизирующих рычагов (6 и 9) имеет овальное отверстие или паз, в каждое из которых входит соответствующий ролик или палец (7) закрепленный на неподвижной балке (8).
На торце неподвижной балки (8) закреплена подшипниковая опора (13) поворотного рычага (12), соединенного с помощью шатуна (11) с поворотной стойкой (10), при этом на нижней стороне торца подвижной балки (5) установлен ролик (21), входящий в паз или отверстие рычага (12).
Рабочий участок (20) ведущего кулачка (1) имеет спиральную форму с осью, параллельной продольным осям неподвижной (8) и подвижной (5) балок.
Устройство содержит боковые направляющие (16), обеспечивающие фиксацию подвижной балки (5) к кузову транспортного средства в горизонтальной плоскости.
На подвижной балке (5) установлена каретка (14) со створкой, содержащая ролик (15) выполненный с возможностью перемещения в копире (17) П-образной формы.
Двигатель (3) является мотор-редуктором, при этом ось вращения выходного вала и корпуса мотор-редуктора параллельна продольным осям подвижной (5) и неподвижной (8) балок.
На фиг. 1 представлен общий вид устройства для перемещения;
на фиг. 2 представлен вид мотор-редуктора с ведущим кулачком и рычагом синхронизации;
на фиг. 3 представлен вид ведущего кулачка с блокирующим, переходным и рабочим участками;
на фиг. 4 представлен вид ведущего кулачка с пазом и роликом;
на фиг. 5 представлен вид каретки в заблокированном положении;
на фиг. 6 представлен вид сверху каретки в заблокированном положении;
На фиг. 1 показано устройство для перемещения по меньшей мере одной створки двери транспортного средства, содержащего кузов, относительно которого створка имеет возможность перемещения между открытым и закрытым положениями для обеспечения посадки и высадки пассажиров, содержит неподвижную балку (8) с копиром (17), закрепленную на кузове, подвижную балку (5) с закрепленным на ней двигателем (3), выполненным с возможностью приведения в движение ведущего кулачка (1) и створки, причем ведущий кулачок (1) имеет паз, в который входит ролик (2). На фиг.3 показан профиль паза ведущего кулачка (1), имеющего блокирующий участок (18), переходный участок (19) и рабочий участок (20), на подвижной балке (5) размещены синхронизирующие двуплечие рычаги (6 и 9), соединенные между собой тягой (4), при этом на коротком плече одного из синхронизирующих рычагов (9) установлен ролик (2), а длинное плечо каждого из синхронизирующих рычагов (6 и 9) имеет овальное отверстие или паз, в каждое из которых входит соответствующий ролик или палец (7) закрепленный на неподвижной балке (8), на торце неподвижной балки (8) закреплена подшипниковая опора (13) поворотного рычага (12), соединенного с помощью шатуна (11) с поворотной стойкой (10), при этом на нижней стороне торца подвижной балки (5) установлен ролик (21), входящий в паз или отверстие рычага (12). Рабочий участок (20) ведущего кулачка (1) имеет спиральную форму с осью, параллельной продольным осям неподвижной (8) и подвижной (5) балок. Устройство содержит боковые направляющие (16), обеспечивающие фиксацию подвижной балки (5) к кузову транспортного средства в горизонтальной плоскости. На подвижной балке (5) установлена каретка (14) со створкой, содержащая ролик (15), выполненный с возможностью перемещения в копире (17) П-образной формы. Двигатель (3) является мотор-редуктором, при этом ось вращения выходного вала и корпуса мотор-редуктора параллельна продольным осям подвижной (5) и неподвижной (8) балок.
Работа устройства для перемещения по меньшей мере одной створки двери транспортного средства, содержащего кузов, относительно которого створка имеет возможность перемещения между открытым и закрытым положениями для обеспечения посадки и высадки пассажиров, осуществляется следующим образом.
В заблокированном положении двери ролик (2) располагается на блокирующем участке профильного паза ведущего кулачка (1) (фиг. 2). Синхронизирующий рычаг с роликом 9 (фиг. 1) не может повернуться вокруг оси и передать движение на второй синхронизирующий рычаг (6) через тягу (4) (фиг. 1). Таким образом невозможно перемещение подвижной балки (5). На подвижной балке (5) (фиг. 1) установлена каретка(-ки) (14), имеющая подвижность только в горизонтальной плоскости вдоль подвижной балки. Каретка (14) имеет ролик (15), взаимодействующий с копиром (17) неподвижной балки (8), таким образом, что в заблокированном положении двери ее перемещение вдоль подвижной балки (5) невозможно. Невозможностью перемещения подвижной балки (5) и принадлежащей ей каретки (14) в двух перпендикулярных направлениях обеспечивается заблокированное положение двери. Подвижная балка (5) при помощи ролика (21) на торцевой части удерживает поворотный рычаг (12), который через шатун (11) связан с поворотной стойкой (10), что обеспечивает неподвижность нижней части двери в заблокированном положении привода. Надежность заблокированного положения привода обеспечивается эксцентриситетом центра массы ведущего кулачка (1) относительно оси мотор-редуктора (3) двери, значимыми силами трения, которые с учетом передаточного отношения мотор-редуктора (3) удерживают ведущий кулачок (1) в неподвижном положении при воздействии определенного уровня вибрации, заданного ГОСТ 30631 для рельсового или безрельсового транспортного средства. Для разблокирования привода двери корпус мотор-редуктора (3) поворачивается на заданный угол после подачи электропитания и поворачивает ведущий кулачок (1). Ролик (2) выходит на рабочий участок профильной канавки и поворачивает рычаг (9) вокруг оси (фиг. 2). Поворот рычага (9) передается через тягу (4) на рычаг (6), чем обеспечивается синхронное перемещение сторон подвижной балки (5) в направлении, перпендикулярном борту транспортного средства. Перемещение подвижной балки (5) вызывает поворот рычага (12) в подшипниковой опоре (13). Рычаг (12) через шатун (11) поворачивает стойку (10), которая в свою очередь перемещает нижнюю часть двери в направлении перпендикулярном борту транспортного средства. При этом направления движения в горизонтальной плоскости шатуна (11) и подвижной балки (5) противоположны. Разблокировка устройства в аварийной ситуации осуществляется поворотом ведущего кулачка (1) при помощи механизма, не функционирующего в штатном режиме работы двери.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ОДНОЙ СТВОРКИ ДВЕРИ, ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ТАКИМ УСТРОЙСТВОМ И СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СПОСОБ | 2014 |
|
RU2633279C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ СТВОРКИ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2553539C1 |
Устройство привода двухстворчатой двери | 2021 |
|
RU2784881C2 |
Прислонно-сдвижная дверь с электровинтовым приводом | 2022 |
|
RU2780555C1 |
Сдвижная передняя дверь легкового автомобиля | 2022 |
|
RU2778951C1 |
ПРИСЛОННО-СДВИЖНАЯ ДВЕРЬ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2023 |
|
RU2800745C1 |
СИЛОВОЙ ПРИВОД ДВЕРИ И ПОДВЕСКА ДВЕРИ С ЗАПОРНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ, ПРИВОДИМЫМИ В ДЕЙСТВИЕ ОТ ДВИГАТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2114976C1 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПРИСЛОННО-СДВИЖНОЙ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2022 |
|
RU2792906C1 |
ДВУХЭТАЖНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2017 |
|
RU2719498C1 |
ПОВОРОТНО-СДВИЖНАЯ ДВЕРЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2003 |
|
RU2330766C2 |
Изобретение относится к устройствам для перемещения по меньшей мере одной створки двери транспортного средства, обеспечивающей посадку и высадку пассажиров, а именно, к дверям рельсового, колесного транспорта. В частности, изобретение может быть использовано в боковых наружных дверях прислонно-сдвижного типа вагона трамвая или электропоезда. Технический результат - повышение надежности с одновременным увеличением безопасности пассажиров и обслуживающего персонала и упрощение конструкции. Устройство для перемещения по меньшей мере одной створки двери транспортного средства содержит кузов, относительно которого створка имеет возможность перемещения между открытым и закрытым положениями для обеспечения посадки и высадки пассажиров, неподвижную балку (8) с копиром (17), закрепленную на кузове, подвижную балку (5) с закрепленным на ней двигателем (3), выполненным с возможностью приведения в движение ведущего кулачка (1) и створки. Ведущий кулачок имеет паз, в который входит ролик (2). Профиль паза ведущего кулачка (1) имеет блокирующий участок (18), переходный участок (19) и рабочий участок (20). На подвижной балке (5) размещены синхронизирующие двуплечие рычаги (6 и 9), соединенные между собой тягой (4). На коротком плече одного из синхронизирующих рычагов (9) установлен ролик (2). Длинное плечо каждого из синхронизирующих рычагов (6 и 9) имеет овальное отверстие или паз, в каждое из которых входит соответствующий ролик или палец (7), закрепленный на неподвижной балке (8). 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Устройство для перемещения по меньшей мере одной створки двери транспортного средства, содержащего кузов, относительно которого створка имеет возможность перемещения между открытым и закрытым положениями для обеспечения посадки и высадки пассажиров, содержит неподвижную балку (8) с копиром (17), закрепленную на кузове, подвижную балку (5) с закрепленным на ней двигателем (3), выполненным с возможностью приведения в движение ведущего кулачка (1) и створки, причем ведущий кулачок имеет паз, в который входит ролик (2), отличающееся тем, что профиль паза ведущего кулачка (1) имеет блокирующий участок (18), переходный участок (19) и рабочий участок (20), на подвижной балке (5) размещены синхронизирующие двуплечие рычаги (6 и 9), соединенные между собой тягой (4), при этом на коротком плече одного из синхронизирующих рычагов (9) установлен ролик (2), а длинное плечо каждого из синхронизирующих рычагов (6 и 9) имеет овальное отверстие или паз, в каждое из которых входит соответствующий ролик или палец (7), закрепленный на неподвижной балке (8).
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на торце неподвижной балки (8) закреплена подшипниковая опора (13) поворотного рычага (12), соединенного с помощью шатуна (11) с поворотной стойкой (10), при этом на нижней стороне торца подвижной балки (5) установлен ролик (21), входящий в паз или отверстие рычага (12).
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что рабочий участок (20) ведущего кулачка (1) имеет спиральную форму с осью, параллельной продольным осям неподвижной (8) и подвижной (5) балок.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что содержит боковые направляющие (16), обеспечивающие фиксацию подвижной балки (5) к кузову транспортного средства в горизонтальной плоскости.
5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на подвижной балке (5) установлена каретка (14) со створкой, содержащая ролик (15), выполненный с возможностью перемещения в копире (17) П-образной формы.
6. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что двигатель (3) является мотор-редуктором, при этом ось вращения выходного вала и корпуса мотор-редуктора параллельна продольным осям подвижной (5) и неподвижной (8) балок.
УСТРОЙСТВО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ОДНОЙ СТВОРКИ ДВЕРИ, ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ТАКИМ УСТРОЙСТВОМ И СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СПОСОБ | 2014 |
|
RU2633279C2 |
DE 10158094 A1, 24.07.2003 | |||
DE 20316763 U1, 17.03.2005 | |||
US 6134838 A1, 24.10.2000 | |||
US 3745705 A1, 17.07.1973. |
Авторы
Даты
2022-12-15—Публикация
2022-09-02—Подача