Подкатная тележка для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения Российский патент 2022 года по МПК B62D63/08 B62D53/04 B62D53/08 

Описание патента на изобретение RU2786543C1

Изобретение относится к автомобильным и тракторным транспортным поездам, преимущественно к опорно-сцепным устройствам седельных тягачей, а также опорно-сцепным устройствам подкатных тележек, предназначенных для буксировки автомобильных полуприцепов трактором.

Аналогом по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой подкатной тележке для буксировки полуприцепа является подкатная тележка модели ЧМЗАП-8379 производства ПАО «Уралавтоприцеп», Россия, представляющая собой одноосное шасси, рама которого, опирающаяся через рессорную подвеску на ось ходовых колес, шарнирно соединена с тяговым рычагом, связанным через сцепную петлю с тягачом (трактором). При этом на раме тележки установлено неподвижно седельно-сцепное устройство, предназначенное для подсоединения и агрегатирования тракторами автомобильных полуприцепов.

Данная подкатная тележка позволяет комплектовать тракторно-транспортные агрегаты в составе с автомобильными полуприцепами и буксировать полуприцепы как по дорогам общего пользования, так и в труднопроходимых полевых условиях, например при сборе картофеля и овощей в период уборки урожая. При этом к недостаткам такого агрегата следует отнести недостаточную поперечную горизонтальную устойчивость, проявляющуюся в вилянии полуприцепа на повышенных скоростях, возникающих от внешних силовых воздействий (например от неровностей дороги, разности давления в шинах и др.).

Наиболее близким аналогом к предлагаемой подкатной тележке для буксировки полуприцепа по технической сущности и достигаемому результату является подкатная тележка модели ОЗТП-9927, описанная в книге «Эксплуатация и ремонт тракторных прицепов», авторы В.И. Миркитанов, В.А. Андреев, М: Агропромиздат, 1985 г. Подкатная тележка представляет собой одноосное шасси, рама которого, опирающаяся через рессорную подвеску на ось колес, выполнена заодно с тяговым рычагом, соединенным через сцепную петлю с тягачом (трактором). На верхней части рамы тележки установлено седельно-сцепное устройство, содержащее опорную плиту круглой формы (опорно-поворотный круг) с угловой прорезью в форме сектора с вершиной угла сектора, расположенной в центре опорно-поворотного круга, при этом внутренние боковые стенки сектора служат направляющими для вхождения к механизму сцепки, установленного на опорной поверхности полуприцепа вертикального шкворня, который служит для сцепки полуприцепа с подкатной тележкой, а ось шкворня совпадает с вершиной сектора и является осью складывания автопоезда в повороте, при этом механизм сцепки-фиксации шкворня расположен под опорно-поворотным кругом. Подкатная тележка может быть использована для комплектования автомобильных и тракторных поездов с полуприцепами.

Конструкция такой подкатной тележки и ее назначение в целом подобны вышеописанной и поэтому они имеют общие недостатки, проявляющиеся в неустойчивом ходе при прямолинейном движении транспортного поезда на высоких скоростях. Поэтому технической проблемой предлагаемого изобретения является разработка технического решения подкатной тележки для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения, позволяющей уменьшить виляние прицепов, движущихся в составе автотракторных поездов.

Техническая проблема решается за счет того, что на нижней части рамы полуприцепа между опорно-поворотным кругом и осью ходовых колес полуприцепа установлен соосно продольной оси полуприцепа в вертикальной продольной плоскости, проходящей через середину оси ходовых колес полуприцепа, телескопический механизм, состоящий из двух звеньев - внешнего полого звена, закрепленного неподвижно на раме полуприцепа и внутреннего звена, вставленного внутрь внешнего звена со стороны опорно-поворотного круга, при этом между внутренним и внешним звеньями телескопического механизма установлена пружина сжатия, а на свободном конце внутреннего звена закреплен посредством вертикальной оси, расположенной в вертикальной продольной плоскости телескопического механизма, вращающийся поджимной ролик, поджимаемый пружиной сжатия, при этом поджимной ролик установлен между внутренними стенками сектора опорно-поворотного круга.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

- фиг. 1 - схема тракторно-транспортного поезда с подкатной тележкой для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения - вид сбоку при прямолинейном движении;

- фиг. 2 - то же - вид сверху при прямолинейном движении;

- фиг. 3 - то же - вид сверху при движении на повороте.

Подкатная тележка для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения содержит (фиг. 1) цельносварную раму 1, выполненную заодно с дышлом 2, связанную нижней частью через рессорную подвеску с осью 3 ходовых колес 4, а верхней частью, связанную с рамой 5 полуприцепа посредством сцепного шкворня 6, закрепленного на раме 5 полуприцепа и седельно-сцепного устройства, включающего опорно-поворотный круг 7 (фиг. 2), содержащий угловую прорезь 8, выполненную в форме сектора круга между сцепным шкворнем 6, установленным в центре опорно-поворотного круга 7, и задней осью 9 ходовых колес 10 полуприцепа симметрично относительно продольной оси полуприцепа, расположенной в вертикальной продольной плоскости, проходящей через середины осей колес транспортного поезда. На нижней части рамы 5 полуприцепа между опорно-поворотным кругом 7 и осью 9 ходовых колес 10 полуприцепа установлен соосно продольной оси полуприцепа в вертикальной продольной плоскости, проходящей через середину ходовой оси 9 полуприцепа, телескопический механизм, состоящий из двух звеньев - внешнего полого звена 11, закрепленного неподвижно на раме 5 полуприцепа и внутреннего звена 12, вставленного внутрь внешнего звена 11 со стороны опорно-поворотного круга 7, при этом между внутренним и внешним звеньями 11 и 12 телескопического механизма установлена пружина сжатия 13, а на свободном конце внутреннего звена 12 закреплен посредством вертикальной оси 14, расположенной в вертикальной продольной плоскости телескопического механизма вращающийся поджимной ролик 15, при этом ролик 15, поджимаемый пружиной сжатия 13, установлен между внутренними стенками угловой прорези 8, причем ось ролика смещена назад по ходу полуприцепа относительно образующей цилиндрической боковой поверхности опорно-поворотного круга 7.

Работа подкатной тележки для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения в условиях эксплуатации осуществляется следующим образом.

Тяговый рычаг 2 подкатной тележки передней частью шарнирно присоединяется к тягачу 16 через буксирное устройство 17 (фиг. 1, 2), а полуприцеп соединяется с подкатной тележкой посредством седельно-сцепного устройства и шкворня 6, закрепленного на раме 5 полуприцепа.

При движении транспортного поезда по прямой поджимной ролик 15, поджимаемый пружиной сжатия 13, упирается в стенки прорези 8 опорно-поворотного круга 7, при этом линии контактирования поджимного ролика 15 со стенками прорези 8 симметрично расположены относительно продольной оси телескопического механизма.

При отклонении (вилянии) полуприцепа от прямолинейной траектории движения подкатной тележки, например влево (фиг. 3), вызванном внешними силовыми воздействиями (неровностями дороги, порывами ветра, разностью давления в шинах и др.), поджимной ролик 15, поджимаемый пружиной 13, оказывает силовое воздействие на левую - ближнюю к центру поворота полуприцепа стенку прорези опорно-поворотного круга 7, образуя силовой момент относительно оси шкворня 6, противодействующий отклонению полуприцепа от прямолинейной траектории движения подкатной тележки. Возникновение в данном случае сил сопротивления угловым поворотам рамы 5 полуприцепа относительно поворотного круга ограничивает амплитуду колебаний полуприцепа, что позволяет повысить устойчивость движения последнего.

При повороте транспортного поезда (совершении маневрирования) поджимной ролик 15 выходит за пределы сектора опорно-поворотного круга 7 и контактирует с внешней цилиндрической поверхностью опорно-поворотного круга 7, не вызывая сопротивления повороту подкатной тележки относительно рамы 5 полуприцепа и не ухудшая условий поворота транспртного поезда.

Технический результат заключается в том, что в сравнении с известными подкатными тележками для буксировки полуприцепа, предложенное техническое решение подкатной тележки с устройством стабилизации прямолинейного движения позволяет снизить поперечные боковые колебания полуприцепа при движении на высоких скоростях на прямолинейных траекториях за счет образования силового стабилизирующего момента относительно шкворня 6 полуприцепа, что способствует прямолинейности хода подкатной тележки и полуприцепа и тем самым позволяет повысить безопасность движения автомобильных и тракторных поездов, комплектуемых полуприцепами, буксируемыми с использованием подкатных тележек.

Похожие патенты RU2786543C1

название год авторы номер документа
АВТОПОЕЗД 2008
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Богатиков Денис Валерьевич
  • Перепелицына Ирина Юрьевна
RU2372241C1
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД 2008
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Викарчук Дмитрий Иванович
  • Стародубцев Игорь Владимирович
RU2371344C1
АВТОПОЕЗД 2017
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Миленин Андрей Владимирович
RU2662615C1
АВТОПОЕЗД 2017
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Ляпин Сергей Александрович
  • Клявин Владимир Эрнстович
  • Коновалова Виктория Анатольевна
RU2658969C1
ПРИЦЕП 2017
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
RU2652716C1
Тягово-сцепное устройство одноосного прицепа с регулируемой длиной тягового рычага 2022
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Ляхов Сергей Владимирович
  • Побединский Владимир Викторович
  • Макарова Валерия Викторовна
  • Строганова Оксана Юрьевна
RU2792139C1
АВТОТРАКТОРНЫЙ ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2019
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Исаев Артём Алексеевич
RU2726482C1
СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2006
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Тимофеев Михаил Сергеевич
  • Мирохина Татьяна Евгеньевна
RU2314959C1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Седых Анатолий Станиславович
  • Харламова Александра Андреевна
RU2397905C1
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД 2017
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Ляпин Сергей Александрович
  • Клявин Владимир Эрнстович
  • Коновалова Виктория Анатольевна
RU2659126C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 786 543 C1

Реферат патента 2022 года Подкатная тележка для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения

Изобретение относится к опорно-сцепным устройствам седельных тягачей. Подкатная тележка для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения содержит раму, связанную нижней частью с осью ходовых колес, а верхней частью связанную с рамой полуприцепа посредством сцепного шкворня и седельно-сцепного устройства. Седельно-сцепное устройство включает опорную плиту, выполненную в виде опорного поворотного круга, содержащего угловую прорезь, выполненную в форме сектора. На нижней части рамы полуприцепа установлен телескопический механизм, состоящий из двух звеньев - внешнего полого звена, закрепленного неподвижно на раме полуприцепа, и внутреннего звена, вставленного внутрь внешнего звена со стороны опорно-поворотного круга. Между внутренним и внешним звеньями телескопического механизма установлена пружина сжатия. На свободном конце внутреннего звена закреплен посредством вертикальной оси вращающийся поджимной ролик. Достигается снижение поперечных боковых колебаний полуприцепа при движении на прямолинейных траекториях за счет образования силового стабилизирующего момента относительно шкворня полуприцепа, что способствует прямолинейности хода подкатной тележки и полуприцепа. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 786 543 C1

Подкатная тележка для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения, содержащая цельносварную раму, выполненную заодно с дышлом, связанную нижней частью через рессорную подвеску с осью ходовых колес, а верхней частью связанную с рамой полуприцепа посредством сцепного шкворня, закрепленного на раме полуприцепа, и седельно-сцепного устройства, включающего опорную плиту, выполненную в виде опорного поворотного круга, содержащего угловую прорезь, выполненную в форме сектора, вершина которого совпадает с осью шкворня, а дуга сектора расположена между шкворнем и осью ходовых колес полуприцепа симметрично относительно продольной горизонтальной оси полуприцепа, расположенной в вертикальной продольной плоскости, проходящей через середины колес транспортного поезда, отличающаяся тем, что на нижней части рамы полуприцепа между опорно-поворотным кругом и осью ходовых колес полуприцепа установлен соосно продольной оси полуприцепа в вертикальной продольной плоскости, проходящей через середину оси ходовых колес полуприцепа, телескопический механизм, состоящий из двух звеньев - внешнего полого звена, закрепленного неподвижно на раме полуприцепа, и внутреннего звена, вставленного внутрь внешнего звена со стороны опорно-поворотного круга, при этом между внутренним и внешним звеньями телескопического механизма установлена пружина сжатия, а на свободном конце внутреннего звена закреплен посредством вертикальной оси, расположенной в вертикальной продольной плоскости телескопического механизма, вращающийся поджимной ролик, поджимаемый пружиной сжатия, при этом поджимной ролик установлен между внутренними стенками сектора опорно-поворотного круга.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2786543C1

Гидравлический привод 1955
  • Любимов В.А.
  • Паллон Ю.Н.
  • Шабанов В.М.
SU114932A1
US 5201836 A, 13.04.1993
СПОСОБ ОТБОРА ПЫЛЬЦЫ 0
SU188188A1
ЩИТ УПРАВЛЕНИЯ СТЕНДОМ ДЛЯ ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ 0
SU179048A1
Двухзвенное транспортное средство 1979
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Миркитанов Владимир Ильич
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Трофименко Иван Леонович
  • Яцкевич Владимир Владимирович
SU933528A1

RU 2 786 543 C1

Авторы

Строганов Юрий Николаевич

Михеев Антон Юрьевич

Строганова Оксана Юрьевна

Побединский Владимир Викторович

Ляхов Сергей Владимирович

Даты

2022-12-22Публикация

2022-04-06Подача