ПРИЦЕП Российский патент 2018 года по МПК B62D63/06 B60D1/00 B60T11/04 

Описание патента на изобретение RU2652716C1

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях двухосных автотракторных прицепов.

Известен тракторный прицеп 2ПТС-4М (СМЗ-785А), описанный и показанный в пособии «Прицеп двухосный тракторный 2ПТС-4М модели 785. Руководство по уходу и эксплуатации. Приволжский информцентр, Саратов, 1969 г.», где на стр. 5 и рис. 1 и 2 показан его общий вид. Такой прицеп состоит из шасси с подкатной тележкой с дышлом и установленной на нем самосвальной платформой. В средней части шасси размещен (рис. 12, стр. 26) рычаг двуплечего тормоза, который с помощью тяг связан с разжимными кулаками тормозных колодок задних колес прицепа. Несмотря на свою эффективность использования, такой прицеп обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что в процессе движения его в составе тракторного поезда он подвержен колебаниям виляния, что в итоге приводит к аварийным ситуациям на дорогах с обгоняющим или навстречу движущимся транспортом. Следует отметить, что амплитуды таких колебаний достигают порядка 300 мм и более.

Известен также самосвальный прицеп 2ПТС-4-793-01, описанный и показанный в брошюре «Прицеп тракторный 2ПТС-4-793-01. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. ПО Ташкентский тракторный завод им. 50-летия СССР. Ташкент, 1983 г.». Такой прицеп (см. стр. 8, рис. 1) состоит из кузова, расположенного на раме, снабженной задней осью с колесами и подкатной тележкой с передней осью колес. На подкатной тележке шарнирно закреплено дышло, предназначенное для сцепа прицепа с трактором. Прицеп также снабжен стояночным тормозом (рис. 20, стр. 32), который состоит из рычага, связанного с тросом, приводящим в движение приводной рычаг, шарнирно соединенный с вилками штоков тормозной камеры пневматического тормоза прицепа (см. рис. 16, стр. 27). При анализе такой конструкции прицепа видно, что она в целом аналогична вышеописанной для аналога, и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является разработка такой конструкции прицепа, которая была бы снабжена простым устройством, исключающим виляние прицепа при его движении в составе тракторного поезда.

Поставленная цель достигается тем, что на подкатной тележке в ее средней части и в горизонтальной ее плоскости жестко установлен сектор, снабженный по своей криволинейной образующей канавкой полукруглой формы, в которой жестко закреплен стальной канат, другой конец которого также жестко присоединен к стальному канату управления рычагами поворота тормозных колодок задних колес прицепа.

На чертежах на фиг. 1 показан общий вид прицепа и на фиг. 2 - принципиальная схема тормозного его устройства.

Прицеп состоит из рамы 1, к которой с помощью поворотного круга 2 закреплена подкатная тележка 3. На подкатной тележке 3 установлен сектор 4 с пазом полукруглого сечения 5 с расположенным в нем стальным канатом 6, жестко присоединенным к другому стальному канату 7, перекинутому через направляющие блоки 8 и присоединенному к приводным рычагам 9 тормозных колодок 10 задних колес 11 прицепа. На раме 1 шарнирно установлен рычаг управления 12 тормозными колодками 10. Подкатная тележка 3 снабжена дышлом 13, а на раме 1 установлен кузов 14.

Работает прицеп следующим образом. При прямолинейном поступательном движении прицепа в составе, например, двухзвенного тракторного поезда (трактор на чертежах не показан), перемещающегося по стрелке А, все его детали и узлы находятся в таком состоянии, как это показано на фиг. 1 и фиг. 2. Известно, что при движении такого двухзвенного тракторного поезда из-за наличия микро- и макронеровностей дорожного полотна происходит виляние прицепа (угловые повороты подкатной тележки 3 по стрелкам В), что, во-первых, повышает возможность возникновения аварийных ситуаций, связанных со встречно движущимся или обгоняющим транспортом, и, во-вторых, снижает надежность ходовых частей прицепа и его плавность хода. В нашем же случае виляние прицепа исключается, и вот почему. Как только при начальной стадии виляния прицепа, например, по стрелке В относительно его движения по стрелке А происходит угловой поворот подкатной тележки 3, одновременно такой угловой поворот получает и сектор 4 по этой же стрелке В, так как он жестко закреплен на ней. А так как к нему жестко присоединен стальной канат 6, то и он получит подобное перемещение по стрелке С, увлекая за собой по стрелкам F стальной канат 7. При этом за счет того, что стальной канат 7 связан с приводными рычагами 9 тормозных колодок 10, то последние создадут силы сопротивления вращению на задних колесах 11 прицепа, и поэтому прицеп будет «отходить» от трактора по стрелке М, что возвратит его в первоначальное положение, то есть расположит подкатную тележку 3 так, как это показано на фиг. 2. В итоге стальные канаты 6 и 7 получат слабину, и под действием механизма возврата тормозных колодок 10 (это винтовые пружины растяжения, широко используемые в конструкциях тормозных устройств) и они также займут положение, показанное на фиг. 2. Поворот двухзвенного поезда в противоположную сторону, например в левую, происходит подобным образом, как это было описано выше. В тех случаях, когда производят процесс расцепа двухзвенного тракторного поезда и прицеп находится в отстое, то для предупреждения возможного самодвижения его рычаг управления 12 перемещают по стрелке К, и тогда устройство выполняет роль стояночного тормоза. В дальнейшем описанные процессы могут повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно позволяет демпфировать колебания виляния прицепных звеньев автотракторных поездов.

Похожие патенты RU2652716C1

название год авторы номер документа
ПРИЦЕП 2004
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Рощупкин Павел Владимирович
  • Пивоваров Олег Андреевич
RU2276643C1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселёв Борис Владимирович
RU2341401C1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД ТОРМОЗОВ ПРИЦЕПА 2002
  • Сливинский Е.В.
  • Курносов А.В.
RU2219392C1
АВТОТРАКТОРНЫЙ ПРИЦЕП 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселёв Борис Владимирович
  • Дагиров Артур Ибрагимович
RU2341400C1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Татаринцев Павел Викторович
  • Юрчук Анатолий Викторович
  • Ярлыкова Елена Иванович
RU2284942C1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Курганов Артём Валерьевич
  • Черных Наталья Юрьевна
RU2397906C1
АВТОТРАКТОРНЫЙ ПОЕЗД 2011
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Лукин Александр Александрович
  • Александров Алексей Евгеньевич
  • Григорьев Андрей Юрьевич
RU2464197C1
АВТОТРАКТОРНЫЙ ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2019
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Исаев Артём Алексеевич
RU2726482C1
ПРИЦЕПНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Маранчак Сергей Петрович
  • Лыков Александр Александрович
RU2340505C1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Седых Анатолий Станиславович
  • Харламова Александра Андреевна
RU2397905C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 652 716 C1

Реферат патента 2018 года ПРИЦЕП

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Прицеп состоит из рамы, кузова, подкатной тележки с дышлом и стояночного тормоза, выполненного в виде рычага управления, связанного при помощи стального каната с рычагами поворота тормозных колодок задних колес прицепа. На подкатной тележке в ее средней части и в горизонтальной ее плоскости жестко установлен сектор, снабженный по своей криволинейной образующей канавкой полукруглой формы, в которой жестко закреплен стальной канат. Другой конец каната жестко присоединен к стальному канату управления рычагами поворота тормозных колодок задних колес прицепа. Достигается снижение колебаний виляния прицепов, входящих в состав автотракторных поездов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 652 716 C1

Прицеп, содержащий кузов и шасси с подкатной тележкой, а также стояночный тормоз, выполненный в виде рычага управления, связанного при помощи стального каната с рычагами поворота тормозных колодок задних колес прицепа, отличающийся тем, что на подкатной тележке в ее средней части и в горизонтальной ее плоскости жестко установлен сектор, снабженный по своей криволинейной образующей канавкой полукруглой формы, в которой жестко закреплен стальной канат, другой конец которого также жестко присоединен к стальному канату управления рычагами поворота тормозных колодок задних колес прицепа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2652716C1

Устройство для стопорения поворотной тележки прицепа 1990
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Аблялимов Олег Сергеевич
SU1712237A1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселёв Борис Владимирович
RU2341401C1
Полунавесной прицеп 1987
  • Таяновский Георгий Александрович
  • Миркитанов Владимир Ильич
  • Сидоренко Владимир Юрьевич
  • Андреев Владимир Александрович
  • Щурин Константин Владимирович
  • Скуртул Анатолий Иванович
SU1491764A1
Транспортное средство 1987
  • Кривописк Лейзер Гершович
  • Фарбер Валерий Соломонович
  • Брутер Илья Маркович
SU1435498A1
US 20080093829 A1, 24.04.2008.

RU 2 652 716 C1

Авторы

Сливинский Евгений Васильевич

Корчагин Виктор Алексеевич

Даты

2018-04-28Публикация

2017-05-31Подача