Узел крепления лопастей крыльчатки вентилятора Российский патент 2023 года по МПК F04D29/38 

Описание патента на изобретение RU2787424C1

Изобретение относится к вентиляторостроению, а именно к конструктивным элементам крыльчаток осевых вентиляторов.

Известно рабочее колесо турбомашины, содержащее диск с пазами и установленные на нем лопатки с цилиндрическими хвостовиками, закрепленными в пазах посредством крепежных элементов в виде винтов (RU 2018037, кл. E04D 29/32, опубликовано 15.08.1994).

Недостаток аналога состоит в том, что детали этого устройства должны обладать высокой точностью, поэтому они сложны в изготовлении, а, следовательно, дорогостоящи. К тому же в устройстве не предусмотрена возможность изменения угла поворота лопатки.

Также известна выбранная в качестве прототипа крыльчатка осевого вентилятора, содержащая несущий диск, несколько лопастей, имеющих рабочую сторону и снабженных ножками, и пару зажимных колодок для фиксации ножки каждой лопасти. Каждая пара зажимных колодок расположена с обеих сторон несущего диска и закреплена на нем (RU 2426012, кл. E04D 29/38, опубликовано 10.08.2011).

Недостаток известного устройства состоит в большом количестве сложных деталей: зажимные колодки, фартуки, дистанцирующие элементы.

Также прототип характеризует сложность при установке угла поворота лопасти, которую придется производить по шаблону или в ложементе, при этом необходимо изготавливать комплект ложементов или шаблонов под каждый требуемый угол поворота лопасти. Также существует опасность смещения угла поворота лопасти при протяжке болтов на несущем диске.

Кроме того, в штампованных деталях при пластической деформации металла появляются внутренние напряжения и меняется толщина металла, что плохо сказывается на прочности и надежности готового изделия.

Техническая проблема, решаемая изобретением, заключается в улучшении эксплуатационных свойств крыльчаток вентиляторов.

Технический результат, направленный на решение указанной проблемы, состоит в обеспечении возможности регулирования угла поворота лопастей крыльчатки и надежного удерживания их в таком положении.

Названный технический результат достигнут в изобретении с помощью следующей совокупности признаков.

Также как в прототипе узел крепления лопастей крыльчатки вентилятора содержит хвостовики лопастей с ножками и фиксирующее устройство в виде разъемного диска, состоящего из двух частей со средствами крепления хвостовиков лопастей.

В отличие от прототипа с одной стороны ножки каждого хвостовика лопасти образован конический фланец, а с другой стороны - выступ в виде усеченного конуса с пазами, расположенными вдоль образующей. Средство крепления хвостовиков лопастей выполнено в виде посадочных гнезд, образованных по краям обеих частей диска. Каждое посадочное гнездо имеет поверхность в виде усеченного конуса с пазами, аналогичными пазам выступа, а в полости, образованной одним из пазов выступа в виде усеченного конуса и одним из пазов посадочного гнезда расположен стопорящий элемент, выполненный в виде тела вращения.

С торца выступа в виде усеченного конуса возле каждого паза нанесено соответствующее обозначение угла поворота лопасти.

Посадочные гнезда равномерно расположены по краю обеих частей диска.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 - изображен хвостовик лопасти крыльчатки (вид сбоку).

На фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг.1.

На фиг. 3 - одна часть фиксирующего диска с половинами посадочных гнезд для хвостовиков лопастей крыльчатки.

На фиг.4 - лопасти крыльчатки в сборе с фиксирующим диском.

На фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.4.

Узел крепления лопастей крыльчатки включает лопасти 1 (фиг.4), каждая из которых состоит из рабочей изогнутой части и хвостовика 2, показанного на фиг.1, 2. Хвостовик 2 лопасти состоит из цилиндрической ножки 3, с одной стороны которой, прилежащей к рабочей части лопасти 1, образован конический фланец 4, а с другой стороны ножки 3, образующей свободный конец хвостовика 2, выполнен выступ 5 в виде усеченного конуса, вдоль боковой поверхности которого (образующей усеченного конуса) выполнены пазы 6.

Фиксирующий хвостовики 2 лопастей 1 диск состоит из двух направленных навстречу друг другу частей (дисков) 7.1 и 7.2 (фиг. 3) имеющих небольшую толщину. По краю обеих частей 7.1 и 7.2 фиксирующего диска при их наложении друг на друга образованы равномерно расположенные по диску посадочные гнезда 8, имеющие внутреннюю поверхность, ответную по форме поверхности хвостовика 2 каждой лопасти 1. Половина каждого посадочного гнезда 8 одной части 7.1 диска имеет с открытого края участок 9 с конической поверхностью, ответной по форме фланцу 4 хвостовика 2; участок 10 с цилиндрической поверхностью, ответный по форме ножке 3 хвостовика 2 и участок 11 с конической поверхностью, ответный по форме боковой поверхности выступа 5 хвостовика 2. На участке 11 посадочного гнезда 8 образованы пазы 12, аналогичные пазам 6 выступа 5 хвостовика 2. В центральной части обеих частей 7.1 и 7.2 фиксирующего диска выполнено сквозное отверстие 13 для присоединения к ступице крыльчатки.

На фиг. 5 показан осевой разрез узла крепления хвостовика 2 лопасти 1 в посадочном гнезде 8, образованном наложенными друг на друга двумя частями 7.1 и 7.2 фиксирующего диска. При монтаже крыльчатки выбирается нужный угол поворота лопасти 1, обозначенный с торца выступа 5 возле каждого паза 6 (фиг.2). В паз 12 половины посадочного гнезда 8 на одной части 7.1 диска закладывают стопорящий элемент 14, выполненный в виде тела вращения, например, небольшого металлического цилиндра или шарика, по размеру точно подходящего под размер полости, образованной между пазом 6 выступа 5 хвостовика 2 и пазом 12 посадочного гнезда 8 (фиг.5). Затем в указанную половину посадочного гнезда 8 вкладывают хвостовик 2 лопасти 1 таким образом, чтобы выбранный паз 6 на хвостовике 2 лопасти 1 совпал со стопорящим элементом 14, тем самым зафиксировав угол поворота лопасти 1. Следом устанавливают вторую часть 7.2 диска. Обе части диска прочно соединяют между собой, например, болтовым соединением 15.

Благодаря конусной форме частей хвостовика 2 лопасти 1 и посадочного гнезда 8 на фиксирующем диске создается небольшое растяжение в теле цилиндрической ножки 3 хвостовика 2, что обеспечивает плотное и беззазорное прилегание хвостовика 2 к посадочному гнезду 3 фиксирующего диска.

Похожие патенты RU2787424C1

название год авторы номер документа
КРЫЛЬЧАТКА ВЕНТИЛЯТОРА 2007
  • Броновски Хельмут
RU2426012C2
КОНСТРУКТИВНАЯ ГРУППА С МИНИМУМ ДВУМЯ ЗАФИКСИРОВАННЫМИ ДРУГ С ДРУГОМ КОНСТРУКТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ 2012
  • Карл Йоахим
  • Хампель Клаус
  • Герстлауэр Ральф
RU2549229C1
Универсальная кухонная машина 1990
  • Рождествин Павел Павлович
SU1699342A3
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС 1999
  • Андреев А.В.
  • Голубов А.Н.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Семенов В.Г.
  • Чепкин В.М.
RU2168655C1
Установка для испытания образцов на термостойкость (ее варианты) 1981
  • Алексюк Михаил Миронович
  • Музыка Николай Романович
  • Волощенко Анатолий Павлович
SU957058A1
Вентилятор, в частности, для турбинного двигателя 2014
  • Пердрижон Кристоф
  • Яблонски Лорен
  • Жоли Филипп Жерар Эдмон
RU2677769C1
МОДУЛЬНЫЙ ЭНДОПРОТЕЗ КОЛЕННОГО СУСТАВА 2010
  • Ильин Александр Анатольевич
  • Надежин Александр Матвеевич
  • Балберкин Александр Викторович
  • Карпов Василий Николаевич
  • Поляков Олег Алексеевич
  • Шавырин Дмитрий Александрович
RU2433803C1
РОТОР ВЕНТИЛЯТОРА И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Пердрижон Кристоф
  • Яблонски Лоран
  • Жоли Филипп Жерар Эдмон
RU2594037C2
ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР 2010
  • Спаджьяри Алессандро
  • Де Филиппис Пьетро
RU2546894C2
ВЕНТИЛЯТОР 1994
  • Блохин В.Т.
  • Юсупов А.К.
  • Баширов Я.К.
  • Филаретов Н.С.
  • Сунгатуллин Н.С.
  • Нетфуллов Ф.Х.
  • Антонов В.М.
  • Павлов Л.Н.
  • Салахов И.Ш.
RU2113626C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 787 424 C1

Реферат патента 2023 года Узел крепления лопастей крыльчатки вентилятора

Изобретение относится к вентиляторостроению, а именно к конструктивным элементам крыльчаток осевых вентиляторов. Узел крепления лопастей крыльчатки вентилятора содержит хвостовики 2 лопастей с ножками 3 и фиксирующее устройство в виде разъемного диска, состоящего из двух частей со средствами крепления указанных хвостовиков. С одной стороны ножки 3 каждого хвостовика образован конический фланец 4, а с другой стороны - выступ 5 в виде усеченного конуса с пазами 6, расположенными вдоль образующей. Средство крепления хвостовиков выполнено в виде посадочных гнезд, образованных по краям обеих частей диска. Каждое посадочное гнездо имеет поверхность в виде усеченного конуса с пазами, аналогичными пазам 6 выступа, а в полости, образованной одним из пазов выступа в виде усеченного конуса и одним из пазов посадочного гнезда, расположен стопорящий элемент, выполненный в виде тела вращения. Технический результат изобретения состоит в обеспечении возможности регулирования угла поворота лопастей крыльчатки и надежного удерживания их в таком положении. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 787 424 C1

1. Узел крепления лопастей крыльчатки вентилятора, содержащий хвостовики лопастей с ножками и фиксирующее устройство в виде разъемного диска, состоящего из двух частей со средствами крепления хвостовиков лопастей, отличающийся тем, что с одной стороны ножки каждого хвостовика лопасти образован конический фланец, а с другой стороны – выступ в виде усеченного конуса с пазами, расположенными вдоль образующей, а средство крепления хвостовиков лопастей выполнено в виде посадочных гнезд, образованных по краям обеих частей диска, каждое из которых имеет поверхность в виде усеченного конуса с пазами, аналогичными пазам выступа, при этом в полости, образованной одним из пазов выступа в виде усеченного конуса и одним из пазов посадочного гнезда, расположен стопорящий элемент, выполненный в виде тела вращения.

2. Узел крепления по п.1, отличающийся тем, что с торца выступа в виде усеченного конуса возле каждого паза нанесено соответствующее обозначение угла поворота лопасти.

3. Узел крепления по п.1, отличающийся тем, что посадочные гнезда равномерно расположены по краю обеих частей диска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2787424C1

КРЫЛЬЧАТКА ВЕНТИЛЯТОРА 2007
  • Броновски Хельмут
RU2426012C2
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2018037C1
EP 1367250 A1, 03.12.2003
0
SU158311A1

RU 2 787 424 C1

Авторы

Мостовщиков Павел Владимирович

Даты

2023-01-09Публикация

2022-09-28Подача