Силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов Российский патент 2023 года по МПК F04B47/00 

Описание патента на изобретение RU2788355C1

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к агрегатам для гидроразрыва нефтяных и газовых пластов и может использоваться для наиболее полной разработки изолированных полостей при буровых разработках нефтяных и газовых месторождений.

Известны силовые агрегаты насосной установки мобильного комплекса на транспортной колесной базе для глубокопроникающего гидравлического разрыва нефтяных и газовых пластов, содержащие двигатель внутреннего сгорания (ДВС), коробку переключения передач (КПП) и гидронасос, производства Канада и США (КП Cat CX 48-P2300), Германия (КП Cat ZF8TX), в которых используются гидромеханические планетарные КПП типа “Allison”.

Наиболее близким является силовой агрегат установки для гидроразрыва пластов СИН 31.75 (Каталог продукции. Завод нефтегазового машиностроения Синергия стр. 26. URL: https://www.sinergia.ru/upload/files/catalog.pdf - Режим доступа: свободный / дата обращения: 23.06.2022), содержащий дизельный двигатель внутреннего сгорания с номинальной мощностью 2000 л.с., автоматической трансмиссией «Caterpillar», «Allison», «ZF», пятиплунжерный гидронасос установленный на транспортной базе – полуприцепе.

Недостатками известных силовых агрегатов являются недостаточная производительность и надежность в связи с использованием ДВС ограниченной мощности и гидронасосов с низким давлением рабочей жидкости, большие потери мощности двигателя при использовании гидротрансформатора в КПП, низкий коэффициент полезного действия и сложность конструкции.

Задачей изобретения является разработка конструкции силового агрегата насосной установки для глубоко проникающего гидроразрыва нефтяных и газовых пластов, позволяющей максимально использовать рабочий потенциал гидронасоса (давление рабочей жидкости до 105 МПа) и использование двигателей внутреннего сгорания с эффективной мощностью до 3000 л.с.

Техническим результатом изобретения является повышение производительности и надежности работы силового агрегата насосной установки, обеспечивающих его эффективное использование для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов.

Технический результат достигается за счет того, что силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов, содержащий двигатель внутреннего сгорания, коробку переключения передач и гидронасос, при этом содержит двигатель внутреннего сгорания с эффективной мощностью от 2000 до 3000 л.с., двухвальную двухпоточную многоскоростную высокооборотную коробку переключения передач, промежуточный вал которой связан с двигателем внутреннего сгорания через повышающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней, с передаточным числом i1=0,25, а грузовой вал через понижающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней, с передаточным числом i2=4 связан с цилиндро-планетарным понижающим редуктором гидронасоса.

Сущность изобретения заключается в конструкции силового агрегата с высокооборотной многоскоростной двухпоточной механической коробкой переключения передач (КПП), обеспечивающей регулирование оборотов и переключение передач с приблизительно равными ступенями переключения без разрыва потока мощности в процессе работы установки под нагрузкой с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) с эффективной мощностью от 2000 до 3000 л.с. и гидронасосом с максимальным давлением рабочей жидкости до 105 МПа.

Дизельный ДВС с эффективной мощностью до 3000 л.с. через повышающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней и с передаточным числом i1 = 0,25 (выбранным исходя из условия ограничения максимальных оборотов подшипников качения) связан с промежуточным (входным) валом двухвальной двухпоточной многоскоростной высокооборотной с переключением без разрыва потока мощности КПП с суммирующим планетарным рядом. В суммирующем планетарном ряду к эпициклической шестерне, связанной с грузовым валом КПП, подводится основной поток мощности, к солнечной шестерне суммирующего планетарного ряда подводится дополнительный поток мощности от входного вала КПП.

На фиг.1 представлена кинематическая схема силового агрегата насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов.

Силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов содержит дизельный ДВС 1 с эффективной мощностью от 2000 до 3000 л.с., n=1800 мин-1, двухвальную двухпоточную многоскоростную высокооборотную коробку переключения передач 2, промежуточный вал 3 которой связан с двигателем внутреннего сгорания 1 через повышающий обороты планетарный редуктор 4 с неподвижной эпициклической шестерней 5, с передаточным числом i1=0,25, а грузовой вал 6 через понижающий обороты планетарный редуктор 7 с неподвижной эпициклической шестерней 8, с передаточным числом i2=4 связан с цилиндро-планетарным понижающим редуктором (не показан) гидронасоса 9. В двухвальной двухпоточной многоскоростной высокооборотной КПП 2 с суммирующим планетарным рядом 10 к эпициклической шестерне 11 подходит основной поток мощности от промежуточного вала 3 КПП 2. Зубчатые пары с цилиндрическими шестернями 12-15 и фрикционные элементы управления 16-19 – фрикционные муфты, дисковый тормоз 20 КПП 2 низшей передачи для остановки грузового вала 6 КПП 2 связаны с эпициклической шестерней 11 суммирующего планетарного ряда 10. Через пару цилиндрических шестерен 21, 22 и фрикционные муфты 23 к солнечной шестерне планетарного ряда 10 подходит дополнительный поток мощности от промежуточного вала 3 КПП 2. Солнечная шестерня суммирующего планетарного ряда 10 связывается с соединенным с картером дисковым тормозом 20 КПП. Водило 24 суммирующего планетарного ряда 10 связано с остановочным тормозом (ОТ) 25 силового агрегата и с понижающим обороты планетарным редуктором 7 с неподвижной эпициклической шестерней 8, выходное звено которого через шарнирную связь соединено через цилиндро-планетарный понижающий редуктор, с гидронасосом 9 с максимальным давлением рабочей жидкости до 105 МПа. Цилиндро-планетарный редуктор встроен в гидронасос 9, а валы КПП по компоновке узла расположены горизонтально.

В качестве фрикционных элементов управления могут применяться фрикционные элементы с металлокерамическими дисками, например, со спеченным порошковым фрикционным материалом на медной основе типа МК-5 или на железной основе типа «Шадеф».

Силовой агрегат работает следующим образом.

Для включения передачи в КПП включается один фрикционный элемент в основном потоке мощности к эпициклу суммирующего планетарного ряда и один фрикционный элемент в дополнительном потоке мощности к солнечной шестерне суммирующего планетарного ряда – две фрикционные муфты или одна фрикционная муфта в основном потоке мощности и дисковый тормоз 20 КПП в дополнительном потоке мощности при включении замедленной передачи. Переключение всех передач (основных и замедленных) производится без разрыва потока мощности с помощью системы автоматического переключения передач с использованием фрикционных устройств, работающих в масле. Суммарный поток мощности снимается с водила суммирующего планетарного ряда. В силовом приводе при включенной передаче в КПП эпициклическая шестерня, солнечная шестерня и водило суммирующего планетарного ряда вращаются в одном направлении, что исключает паразитную циркулирующую мощность в замкнутом кинематическом контуре. Для выключения и остановки силового привода применяется ОТ (с металлокерамическими накладками сухого трения на железной основе с материалом типа СМК-137).

Передаточное число на первой передаче (I) при остановленном грузовом вале КПП определяется по формуле , для первой замедленной передачи .

Передаточные числа на второй (II) – пятой (V) передачах в КПП определяются по формуле

.

Передаточные числа на второй (II) замедленной – пятой (V) замедленной передачах в КПП определяются по формуле

.

Коэффициент распределения момента между эпициклом и солнечной шестерней суммирующего планетарного ряда КПП на i – ой передаче (доля мощности от ДВС, передаваемая соответственно основным потоком) определяется по формулам

В приведенных формулах используются следующие обозначения:

K – параметр суммирующего планетарного ряда КПП (внутреннее передаточное число); iд, iд зам – передаточные числа привода к солнечной шестерне суммирующего планетарного ряда; – передаточное число цилиндрической пары шестерен основного потока мощности к эпициклической шестерне суммирующего планетарного ряда на i – ой передаче КПП. Здесь передаточное число i – отношение частоты вращения ведущих элементов к частоте вращения ведомых элементов.

При всех выключенных гидроприводом системы управления фрикционных элементах управления силовой поток от ДВС не передается гидронасосу. В этом состоянии можно пользоваться ОТ силового агрегата для его выключения и остановки.

Так как коробка перемены передач высокооборотная (до 8000 мин-1 на ее элементах по условию работы подшипников качения), то она компактна и имеет фрикционные элементы управления с пониженными нагрузочными показателями, что обеспечивает ее надежную работу при использовании ДВС большой мощности. Компактный механический силовой привод конструктивно прост, имеет высокий к.п.д., надежен в работе, обеспечивает работоспособное и эффективное сочетание дизельного ДВС до 3000 л.с. и установку гидронасоса с максимальным давлением до 105 МПа рабочей жидкости, позволяющее осуществлять глубокопроникающие гидравлические разрывы перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов для наиболее полной разработки изолированных полостей при разработке нефтяных и газовых месторождений.

Предлагаемый силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов позволяет повысить объемы добычи нефти и газа и перспективен при дальнейшем повышении мощности ДВС, например, до 5000 л.с.

Похожие патенты RU2788355C1

название год авторы номер документа
Силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов 2023
  • Крыхтин Юрий Иванович
  • Карлов Виталий Иванович
RU2811820C1
Силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов 2023
  • Крыхтин Юрий Иванович
  • Карлов Виталий Иванович
RU2811885C1
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР 2004
  • Ханакин Владимир Васильевич
  • Русанов Александр Иванович
  • Мироненко Вячеслав Петрович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2267432C2
СИЛОВОЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2002
  • Косиченко Д.Ю.
  • Ханакин В.В.
  • Суворов Ф.Н.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Прытков Г.К.
  • Григорьев Ю.П.
RU2261815C2
Гидрообъемно-механическая трансмиссия тяжеловозного транспортного средства 2016
  • Карпухин Сергей Анатольевич
  • Сучугов Борис Николаевич
  • Васильченков Василий Федорович
  • Селюк Дмитрий Владимирович
  • Абрамов Вячеслав Николаевич
  • Кушнарев Андрей Владимирович
  • Иванов Роман Алексеевич
RU2613143C1
Способ увеличения тягового класса трактора или дорожно-строительной машины на его шасси и устройство для его осуществления (варианты) 2020
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2741850C1
Вально-планетарная гибридная трансмиссия 2022
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2805899C1
ГИБРИДНАЯ ТРАНСМИССИЯ С ПРОСТЫМ ПЛАНЕТАРНЫМ МЕХАНИЗМОМ 2016
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Иванкив Михаил Михайлович
  • Горшкова Оксана Олеговна
RU2653106C1
ДВУХПОТОЧНЫЙ ПРИВОД ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАКТОРА 2012
  • Шарипов Валерий Мирхитович
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Алендеев Евгений Михайлович
  • Муратова Светлана Константиновна
  • Шуваев Дмитрий Николаевич
RU2506175C1
ОБЪЕМНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 2010
  • Шарипов Валерий Мирхитович
  • Кожевников Владимир Сергеевич
  • Жебелев Константин Сергеевич
  • Кеменов Алексей Владимирович
  • Печенкин Виктор Алексеевич
  • Платонов Владимир Федорович
  • Сухоруков Александр Калистратович
  • Шарипова Наталья Николаевна
  • Шелест Людмила Анатольевна
  • Зенин Артем Сергеевич
  • Маланин Иван Александрович
RU2444660C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 788 355 C1

Реферат патента 2023 года Силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к агрегатам для гидроразрыва нефтяных и газовых пластов. Технический результат достигается за счет того, что силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов содержит двигатель внутреннего сгорания с эффективной мощностью от 2000 до 3000 л.с., гидронасос и двухвальную двухпоточную многоскоростную высокооборотную коробку переключения передач, промежуточный вал которой связан с двигателем внутреннего сгорания через повышающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней с передаточным числом i1=0,25, а грузовой вал через понижающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней с передаточным числом i2=4 связан с цилиндро-планетарным понижающим редуктором гидронасоса. Технический результат - повышение производительности и надежности работы силового агрегата насосной установки, обеспечивающих его эффективное использование для глубокопроникающего гидроразрыва нефтяных и газовых пластов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 788 355 C1

Силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов, содержащий двигатель внутреннего сгорания, коробку переключения передач и гидронасос, отличающийся тем, что содержит двигатель внутреннего сгорания с эффективной мощностью от 2000 до 3000 л.с., двухвальную двухпоточную многоскоростную высокооборотную коробку переключения передач, промежуточный вал которой связан с двигателем внутреннего сгорания через повышающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней с передаточным числом i1=0,25, а грузовой вал через понижающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней с передаточным числом i2=4 связан с цилиндро-планетарным понижающим редуктором гидронасоса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2788355C1

ПРИВОД ШТАНГОВОГО СКВАЖИННОГО НАСОСА 2013
  • Ан Александр Владимирович
  • Григорьев Сергей Львович
RU2534636C1
ВЕСОВОЙ ДОЗАТОР;'г:;:-;:';;;;1-;;л-г:г j^ 0
  • Д. Л. Вульфсон, В. А. Огиевич, М. М. Бау, Д. Э. Аврех, И. И. Рубинштейн, У. А. Вальцис, В. К. Корчинский, Ф. Г. Подонригора, А. А. Аврамов, Т. Я. Медникова, Л. П. Осипов А. Н. Вигилев
SU162679A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ШТАНГОВОГО НАСОСА 2016
  • Семериков Юрий Владимирович
  • Коньков Тимофей Владимирович
  • Молотков Алексей Матвеевич
  • Демидов Олег Владимирович
RU2646934C1
US 5196770 A1, 23.03.1993.

RU 2 788 355 C1

Авторы

Крыхтин Юрий Иванович

Карлов Виталий Иванович

Даты

2023-01-17Публикация

2022-08-05Подача