Настоящее изобретение относится к гондоле летательного аппарата, в частности к воздухозаборнику такой гондолы.
Летательный аппарат приводится в движение одним или более двигательных узлов, содержащих двигатель, расположенный в трубчатой гондоле.
Гондола обычно имеет трубчатую конструкцию с продольной осью, включающей воздухозаборник выше по потоку от двигателя, среднюю часть, предназначенную для окружения вентилятора турбореактивного двигателя, нижнюю часть, в которой размещены средства изменения тяги, и которая предназначена для окружения камеры сгорания турбореактивного двигателя, гондола обычно заканчивается эжекционным соплом, выходное отверстие которого расположено ниже по потоку от турбореактивного двигателя.
Термин «ниже по потоку» здесь означает направление, соответствующее направлению потока холодного воздуха, поступающего в турбореактивный двигатель. Термин «выше по потоку» означает обратное направление.
Воздухозаборник содержит, с одной стороны, входную кромку, приспособленную для обеспечения оптимального захвата по направлению к турбореактивному двигателю воздуха, необходимого для питания вентилятора и внутренних компрессоров турбореактивного двигателя, а с другой стороны, расположенную ниже по потоку конструкцию, к которой прикреплена кромка, и которая предназначена для подходящего направления воздуха к лопастям вентилятора. Узел прикреплен выше по потоку от корпуса вентилятора, принадлежащего расположенной выше по потоку части гондолы.
Вентилятор содержит набор лопастей, который включает в себя множество лопастей. Роль части воздухозаборника заключается в захвате воздуха, предназначенного для подачи в турбореактивный двигатель, с обеспечением оптимального потока воздуха к плоскости забора вентилятора. В частности, необходимо замедлить воздушный поток до плоскости забора вентилятора. Для этого часть воздухозаборника включает внутреннюю стенку криволинейной формы, проходящую в продольном направлении к кожуху вентилятора.
Гондола также обычно включает в себя верхнюю часть, предназначенную для установки крепежного кронштейна, позволяющего прикрепить гондолу и турбореактивный двигатель к крылу летательного аппарата или на уровне фюзеляжа. Таким образом, каждый двигательный узел прикреплен к летательному аппарату с помощью мачты, как правило расположенной под крылом или на уровне фюзеляжа.
Современные гондолы предназначены для вмещения двухконтурного турбореактивного двигателя, способного генерировать, с помощью лопасти вращающегося вентилятора, поток горячего воздуха (также называемый «первичный поток»), исходящий из части высокого давления турбореактивного двигателя, и поток холодного воздуха («вторичный поток»), циркулирующий вне турбореактивного двигателя через кольцевой канал, также называемый «путь потока».
Авиационные двигатели с очень высоким разбавлением для гражданской авиации могут быть связаны с относительно коротким воздухозаборником.
Примерами коротких воздухозаборников обычно являются воздухозаборники, у которых отношение L/D их длины L, взятой в продольном направлении, к их внутреннему диаметру D, соответствующему диаметру вентилятора, находится между 0,5 и 0,25. Некоторые известные воздухозаборники имеют отношение L/D от 0,7 до 0,5, в то время как некоторые современные воздухозаборники имеют отношение L/D от 0,35 до 0,30 (см. фиг. 1B).
Затем путь потока, созданный в данном воздухозаборнике, изгибается с целью оптимизации питания двигателя во всех положениях самолета. Действительно, производительность турбореактивного двигателя напрямую зависит от количества и качества захвата воздуха, производимого воздухозаборником.
Путь потока также имеет горловину и, следовательно, увеличение части для дальнейшего улучшения питания двигателя.
Все эти геометрические характеристики означают, что невозможно иметь цилиндрическую геометрию гондолы перед двигателем с длиной, гарантирующей снятие лопастей вентилятора.
Действительно, замена одной или более лопастей вентилятора должна производиться без какой-либо другой разборки, кроме деталей двигателя (конус, затем лопасть). Разборка зависит от осевой кинематики, эквивалентной длине паза, в который входит основание лопасти вентилятора.
На дальнем конце лопасти, а именно на конце, противоположном его основанию, поверхность обращенного к ней пути потока должна быть цилиндрической, чтобы не блокировать данную кинематику. Тем не менее, в случае относительно короткого воздухозаборника кривизна пути потока ближе к вентилятору и может сделать невозможной разборку лопастей.
Задача настоящего изобретения заключается в создании решения, позволяющего использовать аэродинамически оптимизированный вентилятор с гондолой, геометрические формы которой обеспечивают их аэродинамическую функцию, с гарантией при этом упрощенного обслуживания в случае разборки лопастей вентилятора.
С этой целью настоящее изобретение относится к воздухозаборнику для гондолы, предназначенному для оснащения двигательного узла летательного аппарата такого типа, который содержит воздухозаборник выше по потоку от двигателя, ограничивающий путь потока воздухозаборника, среднюю часть, предназначенную для окружения вентилятора двигателя и нижнюю по потоку часть, предназначенную для окружения камеры сгорания двигателя, причем воздухозаборник отличается тем, что содержит механизм разборки, имеющий панель, подвижную между закрытым заподлицо положением, в котором она обеспечивает аэродинамическую непрерывность воздухозаборника на пути потока воздухозаборника, и открытым для обслуживания положением, в котором панель отведена назад радиально наружу по отношению к ее закрытому заподлицо положению, чтобы освободить пространство для снятия лопасти вентилятора на ее дальнем конце.
Благодаря этим характеристикам можно практично удалить лопасть с пути потока без формирования шейки, образованной воздухозаборником и препятствующей выполнению технического обслуживания. Фактически, смещение подвижной панели механизма разборки в направлении ее открытого для обслуживания положения позволяет освободить пространство, обращенное в продольном направлении к дистальному концу соответствующей лопасти вентилятора, и, таким образом, увеличить пространство, требуемое для маневра без препятствий для воздухозаборника.
Термин «подвижная» панель означает, что панель может быть полностью подвижной, будучи соединенной или не соединенной со структурой воздухозаборника, или что по меньшей мере одна часть данной панели может быть подвижной.
Согласно предпочтительному аспекту подвижная панель прикреплена к гондоле с помощью крепежных средств, полностью размещенных в гондоле, в частности, в воздухозаборнике гондолы.
Такой аспект позволяет улучшить конфигурацию воздухозаборника, в частности, с точки зрения аэродинамики и простоты обслуживания.
Согласно другому аспекту, в открытом для технического обслуживания положении подвижная панель размещается в воздухозаборнике гондолы для облегчения операций технического обслуживания.
Предпочтительно, средства для крепления подвижной панели к гондоле конфигурированы для направления подвижной панели по законченной длине хода между закрытым заподлицо положением и открытым для обслуживания положением, причем длина хода ограничена удерживающими средствами, такими как упоры. Другими словами, крепежные средства содержат направляющие средства, позволяющие направлять ход подвижной панели между двумя крайними открытым и закрытым положениями, при этом подвижная панель остается соединенной с гондолой во время данного хода между упорами.
Согласно другому аспекту, крепежные средства конфигурированы так, чтобы гарантировать крепление подвижной панели к гондоле между закрытым заподлицо положением и открытым для обслуживания положением. Другими словами, механизм разборки конфигурирован так, что подвижная панель остается постоянно прикрепленной к воздухозаборнику гондолы независимо от ее положения. В частности, это повышает безопасность устройства. Такая характеристика действительно гарантирует удержание подвижной панели даже в случае плохой сборки.
Согласно предпочтительному аспекту подвижная панель соединена с воздухозаборником с помощью множества крепежных средств. Это дополнительно способствует гарантии удержания подвижной панели даже в случае плохой сборки.
В конкретной технической конфигурации подвижная панель может перемещаться в радиальном направлении.
Согласно данной конфигурации механизм разборки имеет полость, сформированную в толще воздухозаборника и закрываемую подвижной панелью в закрытом заподлицо положении, причем крепежные средства содержат радиальные стержни, конфигурированные для прикрепления к подвижной панели и крепления к воздухозаборнику, предпочтительно с помощью двухпозиционной подвижной поперечины.
Согласно другой конфигурации механизм разборки имеет полость, сформированную в толще воздухозаборника и закрытую подвижной панелью в закрытом заподлицо положении, при этом подвижная панель сформирована по меньшей мере одной гибкой и деформируемой стенкой.
Предпочтительно в этом случае данная панель имеет форму, комплементарную полости, и имеет полую структуру, такую как ячеистая структура.
Согласно аспекту подвижная поперечина может быть двухпозиционным креплением колонны.
Согласно аспекту два положения поперечин, устанавливающих подвижную панель в ее соответствующее открытое для обслуживания и закрытое положение, могут быть заблокированы с помощью блокировочных средств.
Согласно другому аспекту изобретение также относится к гондоле для двигательного узла летательного аппарата, отличающейся тем, что содержит воздухозаборник, имеющий все или часть вышеупомянутых признаков.
Другие признаки и преимущества изобретения станут более понятными при прочтении следующего ниже описания, приведенного исключительно в качестве примера и со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых проиллюстрировано следующее:
- фиг. 1А - частичный схематический вид в разрезе варианта осуществления гондолы;
- фиг. 1B - частичный схематический вид в разрезе воздухозаборника гондолы;
- фиг. 2 - частичный вид лопасти вентилятора из уровня техники во время ее снятия для обслуживания;
- фиг. 3 - частичный вид воздухозаборника, снабженного механизмом разборки, согласно варианту осуществления;
- фиг. 4 - вид в разрезе гондолы согласно данному варианту осуществления;
- фиг. 5A и 5B - виды сверху воздухозаборника, иллюстрирующие механизмы разборки согласно различным вариантам осуществления;
- фиг. 6A и 6B - частичные виды воздухозаборника, снабженного механизмом разборки согласно варианту осуществления, соответственно в закрытом заподлицо и открытом положении для обслуживания;
- фиг. 7A и 7B - виды в разрезе механизма разборки согласно варианту осуществления, соответственно, в закрытом заподлицо и открытом положении для обслуживания;
- фиг. 7C - схема средства для крепления подвижной панели механизма разборки, который может быть реализован в конфигурации с фиг. 7A и 7B;
- фиг. 8A и 8B - виды в разрезе механизма разборки согласно другому варианту осуществления, соответственно, в закрытом заподлицо и открытом положении для обслуживания;
- фиг. 9A и 9B - виды в разрезе механизма разборки согласно другому варианту осуществления, соответственно, в закрытом заподлицо и открытом положении для обслуживания;
- фиг. 10A и 10B - виды в разрезе механизма разборки согласно другому варианту осуществления, соответственно, в закрытом заподлицо и открытом положении для обслуживания;
На всех данных чертежах идентичные или похожие номера позиций обозначают идентичные или похожие элементы или наборы элементов.
Как показано на фиг. 1A, гондола 1 согласно изобретению имеет по существу трубчатую форму вдоль продольной оси Δ (направление, параллельное X).
Гондола 1 включает верхнюю по потоку часть 2 с кромкой 3 воздухозаборника, среднюю часть 4, окружающую вентилятор 5 двигателя 6, такого как двухконтурный турбореактивный двигатель, и нижнюю по потоку часть 7, вмещающую систему реверсирования тяги (не видна), гондола служит для направления воздушного потока, создаваемого двигателем 6.
Воздухозаборник 3 разделен на две части, а именно, с одной стороны, кромка 3a воздухозаборника, приспособленная для обеспечения оптимального захвата в направлении турбореактивного двигателя воздуха, необходимого для питания вентилятора и внутренних компрессоров турбореактивного двигателя, а с другой стороны, нижней по потоку конструкции 3b, к которой прикреплена кромка 3a, которая предназначена для правильного направления воздуха к лопастям вентилятора. Узел прикреплен выше по потоку от кожуха вентилятора, принадлежащего к средней части 4 гондолы 1.
Нижняя по потоку часть 7 содержит, в свою очередь, внутреннюю структуру 8 (также называемую «внутренняя неподвижная конструкция» или «IFS»), окружающую верхнюю по потоку часть турбореактивного двигателя 6, внешнюю структуру (также называемую «внешней фиксированной конструкцией» или «OFS») 9 и подвижный кожух, содержащий средства реверсирования тяги. Внутренняя конструкция или IFS 8, а также внешняя конструкция или OFS 9 закреплены относительно подвижного кожуха.
IFS 8 и OFS 9 ограничивают путь 10 потока, позволяя воздушному потоку 12 проходить через гондолу 1 на уровне кромки 3 воздухозаборника.
Гондола 1 включает верхнюю часть 14, предназначенную для установки крепежного кронштейна 16, позволяющего прикрепить указанную гондолу 1 к крылу летательного аппарата. Для этого верхняя часть 14 включает средства для крепления кронштейна 16.
Гондола турбореактивного двигателя, в частности, подвешена на кронштейне 16 с помощью балки 11 на уровне данной верхней части 14.
Гондола 1 заканчивается эжекторным соплом 21, содержащим внешний модуль 22 и внутренний модуль 24. Внутренний 24 и внешний 22 модули образуют канал потока первичного воздуха 25, называемого горячим воздухом, выходящего из турбореактивного двигателя 6.
Как более конкретно показано на фиг. 2, иллюстрирующей уровень техники, демонтаж лопасти 50 от вентилятора 5 зависит от осевой кинематики, эквивалентной длине паза, в который входит основание лопасти вентилятора. При коротком воздухозаборнике трубопроводы могут повлиять на разборку.
Примерами коротких воздухозаборников обычно являются воздухозаборники, у которых отношение длины L в продольном направлении к их внутреннему диаметру D, соответствующему диаметру пути потока, по которому циркулирует воздух, составляет от 0,5 до 0,25 (см. фиг. 1B).
Точнее, вентилятор 5 турбореактивного двигателя включает в себя вращающийся диск 52, периферия которого включает множество ячеек. Каждая из лопастей 50 вентилятора включает крепление 53, расположенное на первом конце, также называемое ножками, причем данное крепление 53 размещено в одной из ячеек 54 диска 52. Крепление традиционной лопасти 50 обычно прямолинейное, но существуют также лопасти 50 с криволинейным креплением, имеющим кривизну в плоскости, тангенциальной к периферии диска 52.
Для установки лопасти 50 вентилятора 5 традиционным способом конус 51, расположенный выше по потоку от диска 52 вентилятора 5, предварительно разбирают.
Затем клин, расположенный в ячейке 54 диска 52, между креплением 53 лопасти 50 и дном ячейки 54, удаляется.
Затем лопасть 50 перемещается в радиальном направлении на определенную высоту, допускаемую удалением клина, затем лопасть 50 высвобождается из ячейки 54, путем сдвигания крепления 53 в продольном направлении в ячейке 54 из положения P1 в положение P2 (см. фиг. 2). Таким образом, лопасть 50 снимается, проходя через часть 3 воздухозаборника без контакта с последней.
Тем не менее, в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению степени разбавления двухконтурных турбореактивных двигателей, также называемой «коэффициентом байпасного потока» (BPR). Степень разбавления соответствует соотношению между расходом вторичного потока и расходом первичного воздушного потока в турбореактивном двигателе.
Для увеличения степени разбавления диаметр гондолы увеличивают, что влечет за собой недостатки, такие как увеличение массы и лобового сопротивления гондолы. Затем конструкция гондолы модифицируется, чтобы уменьшить влияние данных недостатков. Для этого уменьшается длина воздухозаборника. Тогда это называется «коротким» участком воздухозаборника.
Несмотря на уменьшенную длину, необходимо, чтобы часть 3 воздухозаборника сохраняла те же возможности для обеспечения оптимального потока воздуха к плоскости всасывания пути потока. Для этого внутренняя стенка 30 части 3 воздухозаборника дополнительно проходит под кожух, окружающий вентилятор.
В данной конфигурации внутренняя стенка 30 препятствует снятию лопасти 50 с вентилятора. Действительно, места недостаточно, чтобы полностью освободить крепление 53 лопасти 50 от ячейки 54 диска 52, лопасть 50 входит в контакт с внутренней стенкой 30, в частности, на его дальнем конце 55, противоположном креплению 54, образующему основание, прежде чем ее можно будет полностью снять. Затем необходимо удалить воздухозаборник 3 из гондолы 1, чтобы лопасть 50 можно было высвободить в продольном направлении.
Тем не менее, это решение имеет недостаток, заключающийся в том, что занимается огромное количество времени из-за наличия множества устройств в части 3 воздухозаборника гондолы, например систем размораживания.
На фиг. 3 показан частичный вид воздухозаборника, снабженного механизмом разборки, согласно варианту осуществления изобретения, который позволяет преодолеть недостатки уровня техники.
В данном варианте осуществления воздухозаборник 3 согласно изобретению содержит механизм 100 разборки, снабженный подвижной панелью 110.
Данная панель 110 может перемещаться между:
- закрытым заподлицо положением, в котором обеспечивается аэродинамическая непрерывность воздухозаборника 3 на пути потока воздухозаборника, например, положение в полете; и
- открытым для обслуживания положением, в котором панель 110 отведена назад радиально наружу по отношению к ее закрытому заподлицо положению, чтобы освободить пространство 120, позволяющее снять лопасть 50 вентилятора на ее дальнем конце 55.
Механизм 100 разборки имеет полость 140, сформированную в толще воздухозаборника 3, то есть она проходит радиально в конструкции гондолы 1, ограничивая путь для потока воздуха в воздухозаборнике.
Данная полость 140 в закрытом положении закрыта подвижной панелью 110, позволяя потоку воздуха, циркулирующего в пути потока, беспрепятственно контактировать с внутренней стенкой 30 части 3 воздухозаборника и подвижной панелью 110, которая постоянно находится заподлицо с ней, до вентилятора 5.
Во время технического обслуживания панель 110 смещается, в частности, вдвигается, чтобы войти в конструкцию воздухозаборника 3 самой гондолы. Это позволяет увеличить пространство достаточного объема для манипулирования лопастью 5 вентилятора, расположенной радиально справа от этого пространства. Данное пространство, в частности, образовано полостью 130, которая открыта в направлении пути потока.
На фиг. 3 показано открытое положение полости 140, в котором подвижная панель 110 вдвинута в открытое для обслуживания положение. После этого открытый объем позволяет перемещать лопасть 50 вентилятора 5 (по стрелке, показанной на фиг. 3), без столкновения с препятствием, путем перемещения в направлении передней части гондолы 1.
По конструктивным и практическим причинам такой механизм 100 разборки не предусмотрен вокруг всей периферии гондолы 1.
Гондола может включать в себя только один механизм 100 разборки или даже несколько. Как показано на фиг. 4, и согласно предпочтительному варианту осуществления воздухозаборник 3 гондолы включает в себя два механизма 100 разборки, расположенных диаметрально напротив относительно гондолы по отношению друг к другу, то есть симметрично относительно продольной оси гондолы.
Более предпочтительно, как подробно проиллюстрировано на фиг. 4, эти два механизма 100 расположены в угловых положениях соответственно больше 12 часов и меньше 6 часов.
Тот факт, что данные механизмы диаметрально противоположны, и в этих двух положениях больше 12 часов и меньше 6 часов получается облегчить техническое обслуживание, позволяя более легко извлекать две лопасти 50 одновременно и без препятствий между ними.
Такой механизм 100 разборки может использоваться независимо от типа крепления 54 лопастей 50, будь то прямолинейное (см. фиг. 5A) или криволинейное (см. фиг. 5B), то есть имеющее кривизну в плоскости, тангенциальной к периферии диска 52. На фиг. 5A и 5B показаны частичные виды механизма разборки, расположенного в верхнем угловом положении на 12 часов и видимого сверху во время извлекающего движения лопасти 50.
Подвижная панель 110 прикреплена к гондоле 1 с помощью крепежных средств 130, полностью вмещенных в гондолу 1 (не видно на фиг. 3-7) и, в частности, в воздухозаборник 3 гондолы 1.
Крепежные средства 130 данного варианта осуществления, показанного на фиг. 3, 4, 5A, 6A и 6B, более подробно описаны со ссылкой на фиг. 7A и 7B.
На фиг. 6A и 6B показаны частичные виды воздухозаборника, снабженного механизмом разборки согласно варианту осуществления, соответственно в закрытом и открытом положении для обслуживания. Для улучшения читаемости этих чертежей крепежные средства 130 не показаны.
На фиг. 7A и 7B показаны виды в разрезе механизма 100 разборки согласно данному варианту осуществления, соответственно, в закрытом и открытом положении для обслуживания.
В закрытом положении панель 110 находится заподлицо с внутренней стенкой 30 части 3 воздухозаборника, так что она обеспечивает аэродинамическую непрерывность воздухозаборника (3) в пути потока воздухозаборника.
В открытом для обслуживания положении подвижная панель 110 входит в полость 140 и размещается внутри конструкции воздухозаборника 3 гондолы 1, при этом толщина ее конструкции локально уменьшается для формирования данной полости 140. Такая полость имеет относительно небольшие размеры, что не влияет на прочность конструкции воздухозаборника.
Полезная глубина полости 140 изменяется в зависимости от требуемого объема для обеспечения кинематики разборки. В качестве примера можно выбрать разборку, обеспечиваемую радиальным перемещением панели на 10 мм для воздухозаборника в форме ствола толщиной 40 мм, что также позволяет экономить материал в стволе, обеспечивая прочность конструкции при размещении в ней крепежной системы подвижной панели 110. В варианте осуществления, показанном на фиг. 7A и 7B, крепежные средства 130 содержат радиальные стержни 131, прикрепленные к подвижной панели 110 на стороне, противоположной ее подходящей поверхности, которая будет находиться в контакте с воздушным потоком. Данные стержни также прикреплены к воздухозаборнику 3, в частности, посредством поперечины 132, перемещаемой в два положения.
Стержни 131 проходят через внутреннюю стенку 30 части 3 воздухозаборника и направляются ими поступательно, радиально относительно продольной оси гондолы.
Смещение поперечин 132 из первого во второе положение позволяет перемещать подвижную панель 110 из ее закрытого положения в открытое положение. Радиальное перемещение стержней вызывает скольжение подвижной панели 110 в радиальном направлении. Во время данного движения подвижная панель 1 входит в полость 140 по направлению к ее нижней части и освобождает пространство 120, используемое для обслуживания лопастей 50, освобождая любые препятствия, которые могут помешать манипулированию.
Данные средства для крепления подвижной панели 110 к гондоле 1 конфигурированы для направления подвижной панели 110 по законченной длине хода между закрытым заподлицо положением и открытым для обслуживания положением. В данном варианте осуществления это два положения подвижных поперечин 132, которые ограничены и ограничивают данную длину хода.
Поперечины 132 жестко прикреплены к внутренней стенке 30 части 3 воздухозаборника с одной стороны, и подвижная панель жестко прикреплена к стержням 131 с другой стороны, помимо того, что поперечины являются подвижными, из этого следует, что крепление подвижной панели 110 к гондоле 1 между закрытым заподлицо положением и открытым для обслуживания положением гарантируется независимо от положения подвижной панели 110. Такое крепление может быть обеспечено креплением с помощью двухпозиционных колонн, как показано, например, на фиг. 7C.
Крепежные средства 130 содержат удерживающие средства, ограничивающие длину хода на уровне этих двух крайних положений, а именно закрытого и открытого положений, формирующих упоры (не показаны).
Предпочтительно, два положения поперечин 132, устанавливающих подвижную панель 110 в ее соответствующее открытое для обслуживания и закрытое положения, могут быть заблокированы с помощью блокировочных средств. Данные блокировочные средства могут, например, содержать штифт (не показан), который вставляется в отверстие 1310 подвижной части 131 и в отверстие 1321 или 1322 неподвижной части поперечины 132 относительно внутренней стенки 30 части 3 воздухозаборника, когда эти отверстия выровнены. Как только штифт вставляется в эти отверстия, закрытое или открытое положение блокируется.
Воздухозаборник 3 содержит порог 150 на границе раздела между стенкой подвижной панели 110, перекрываемой потоком воздуха, и внутренней стенкой 30 части 3 воздухозаборника, которая находится заподлицо с ней.
Такой порог 150 в основном участвует в удержании подвижной панели 110 в закрытом положении, обеспечивая при этом ее поддержание и формирование упора, а также участвует в уменьшении потерь давления, которые могут возникнуть между этими двумя частями во время его использования.
Это позволяет избежать, в случае неправильной сборки, риска попадания деталей в двигатель, в отличие от навесного люка, который, если он откроется, будет оторван.
Такой вариант осуществления особенно предпочтителен из-за того, что позволяет входить в конструкцию воздухозаборника 3 в открытом положении. Он не соединен шарнирно с помощью шарнира, который мог бы создавать ограничения в работе, и не закреплен неподвижно, что потребовало бы предварительного удаления части, отсоединенной от воздухозаборника.
В данном варианте осуществления подвижная панель удерживается на конструкции воздухозаборника 3 независимо от ее положения.
Такая подвижная панель 110 предпочтительно имеет размеры, максимально приближенные к разборному объему лопасти, чтобы как можно меньше воздействовать на акустическую поверхность воздухозаборника, который может быть вдвинут (утоплен) для указанной разборки. Он заблокирован за счет двойных удерживающих средств, аэродинамического порога 150, предотвращающего выступание панели в путь потока, и крепежных средств 130, формирующих удерживающую систему, проходящую через конструкцию воздухозаборника 3 по существу в форме цилиндра, что обеспечивает поддержание на месте и в безопасности указанной панели.
На фиг. 8A и 8B показаны виды в разрезе механизма разборки согласно другому варианту осуществления, соответственно, в закрытом заподлицо и открытом положении для обслуживания.
Данный вариант осуществления существенно отличается от показанного на фиг. 7A и 7B тем, что подвижная панель 110 здесь конфигурирована так, чтобы иметь объем, комплементарный к объему, ограниченному полостью 140, соответствующей пространству 120.
Крепежные средства 130 также являются съемными и содержат, в частности, наборы винтов 133, позволяющие прикрепить подвижную панель 110 к внутренней стенке 30 части 3 воздухозаборника.
Эти винты 133 имеют головку на стороне внутренней стенки 30, противоположной пути потока воздухозаборника, образующему удерживающий упор, проходят через внутреннюю стенку 30 и имеют анкерные ножки, которые закреплены во вставках, расположенных в подвижной панели 110. Вставки содержат внутреннюю резьбу, предназначенную для приема резьбы винта. Таким образом, внутренняя стенка 30 части 3 воздухозаборника, локально образующая дно полости 140, зажата между головками 133 винтов, с одной стороны, и подвижной панелью 110, с другой стороны.
В такой конфигурации рабочая подвижная панель должна снимать подвижную панель перед снятием лопастей 50.
На фиг. 9A и 9B показаны виды в разрезе механизма 100 разборки согласно другому варианту осуществления, соответственно, в закрытом заподлицо и открытом положениях для обслуживания.
Данный вариант осуществления существенно отличается от предыдущего варианта осуществления, показанного на фиг. 8A и 8B, тем, что полость 140 меньше по своему объему, последний зависит от размеров воздухозаборника гондолы и конфигурации вентилятора 5.
Кроме того, подвижная панель 110 сформирована обтекателем, закрепленным с помощью крепежных средств 130, содержащих стяжные стержни 134, прикрепленные к внутренней стенке 30 части 3 воздухозаборника и прикрепленные к указанному обтекателю.
На фиг. 9B пунктирной линией схематически показан путь, пройденный дальним концом лопасти 50 вентилятора 5, указывающий ее удаление.
На фиг. 10A и 10B показаны виды в разрезе механизма разборки согласно другому варианту осуществления, соответственно, в закрытом заподлицо и открытом для обслуживания положении.
Данный вариант осуществления существенно отличается от предыдущих тем, что механизм 100 разборки имеет полость, сформированную в толще воздухозаборника 3 и закрываемую подвижной панелью 110 в закрытом заподлицо положении, при этом подвижная панель 110 сформирована из по меньшей мере одной гибкой и деформируемой стенки.
В данной конфигурации подвижная панель 110 имеет объем, дополняющий объем, ограниченный полостью 140. Деформация подвижной панели 110 позволяет затем освободить пространство 120.
Данная подвижная панель 110 в данном случае сделана из эластомерного материала, утоплена и приклеена внутри полости 140.
Для того, чтобы гарантировать достаточную деформацию во время обслуживания, а также жесткость и структурную прочность, соответствующие силам, которым локально подвергается подвижная панель 110, указанная подвижная панель 110 имеет полую структуру, предпочтительно ячеистую структуру, то есть снабженную ячейками 112. Можно рассмотреть возможность акустической обработки подвижной панели.
Деформация по меньшей мере одной нижней стенки подвижной панели, обтекаемой потоком воздуха в закрытом положении, конфигурируется затем так, чтобы деформироваться в направлении внутрь подвижной панели 110, то есть радиально в направлении внешней стороны относительно ее положения заподлицо с внутренней стенкой 30 части 3 воздухозаборника в закрытом положении, чтобы освободить пространство 120, позволяющее снять лопасть 50 вентилятора. Данная деформация может выполняться, например, оператором посредством инструмента.
Таким образом, в данном механизме это часть подвижной панели, которая предназначена для перемещения между открытым и закрытым положениями, при этом панель имеет основание, утопленное и приклеенное внутри полости 140, деформации которой незначительны.
Такой механизм 100 разборки имеет то преимущество, что его не нужно разбирать заранее оператором, как в случае варианта осуществления, показанного на фиг. 8A и 8B.
На фиг. 10B пунктирной линией схематически показан путь, пройденный дальним концом лопасти 50 вентилятора 5, указывающий ее удаление.
В альтернативной или дополнительной конфигурации можно предусмотреть, чтобы панель 110 находилась под давлением во время работы и спускалась во время технического обслуживания, чтобы уменьшить ее объем. Такой вариант позволяет избежать использования инструментов.
В этом случае подвижная панель 110 предпочтительно имеет полую структуру, например ячеистую структуру, и дополнительно имеет вентиляционные отверстия для выравнивания давления.
Данные вентиляционные отверстия выравнивания могут включать, например, по меньшей мере одно отверстие на ячейку либо в перегородках, разделяющих ячейки, либо снаружи, то есть в стене между полой частью и внешней стороной. В любом случае такая конфигурация требует по меньшей мере одного отверстия на стороне пути потока для уравновешивания полостей, то есть по меньшей мере одного отверстия в нижней стенке подвижной панели 110, предназначенного для обтекания воздушным потоком в закрытом положении. Предпочтительная конфигурация в данном случае представляет собой комбинацию двух возможностей (внутреннее просверливание (просверливания) между перегородками и внешнее просверливание (просверливания) за счет минимизации воздействия сопротивления отверстий и оптимизации необходимости дренирования ячеек, открытых для внешней части.
Какой бы ни была конфигурация подвижной панели 110, воздухозаборник 3 может иметь порог 150 на границе раздела между стенкой подвижной панели 110, обтекаемой воздушным потоком, и внутренней стенкой 30 части 3 воздухозаборника, которая находится заподлицо с ней, это аналогично аэродинамическому порогу, описанному со ссылкой на фиг. 7A и 7B (см., например, фиг. 10A и 10B).
Изобретение описано выше в качестве примера. Понятно, что специалист в данной области техники может реализовать различные варианты осуществления изобретения, без выхода при этом за рамки объема правовой охраны настоящего изобретения.
Изобретение относится к воздухозаборнику двигателя летательного аппарата. Воздухозаборник содержит механизм (100) разборки, имеющий панель (110). Подвижная панель (110) конфигурирована для крепления к гондоле с помощью крепежных средств, конфигурированных для вмещения как единое целое в гондолу. Механизм (100) разборки имеет полость, сформированную в толще воздухозаборника и закрытую подвижной панелью в закрытом заподлицо положении. Крепежные средства содержат подвижные радиальные стержни, конфигурированные для присоединения к подвижной панели (110) и крепления к воздухозаборнику посредством двухпозиционной поперечины. Достигается упрощение обслуживания гондолы с сохранением аэродинамической функции. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 18 ил.
1. Воздухозаборник (3) для гондолы (1), предназначенный для оснащения двигательного узла летательного аппарата такого типа, который содержит воздухозаборник (3) выше по потоку от двигателя (6), ограничивающий путь потока воздухозаборника, среднюю часть (4), предназначенную для окружения вентилятора (5) двигателя (6), и нижнюю по потоку часть (7), предназначенную для окружения камеры сгорания двигателя,
воздухозаборник (3) содержит механизм (100) разборки, имеющий панель (110), подвижную между закрытым заподлицо положением, в котором она обеспечивает аэродинамическую непрерывность воздухозаборника (3) на пути потока воздухозаборника, и открытым для обслуживания положением, в котором панель (110) утоплена радиально наружу от ее закрытого заподлицо положения, чтобы освободить пространство (120), с обеспечением возможности снятия лопасти (50) вентилятора на ее дальнем конце (55),
подвижная панель (110) конфигурирована для крепления к гондоле (1) с помощью крепежных средств (130), конфигурированных для вмещения как единое целое в гондолу (1), например в воздухозаборник (3) гондолы (1),
механизм (100) разборки имеет полость (140), сформированную в толще воздухозаборника (3) и закрытую подвижной панелью в закрытом заподлицо положении,
отличающийся тем, что крепежные средства (130) содержат подвижные радиальные стержни, конфигурированные для присоединения к подвижной панели (110) и крепления к воздухозаборнику (3) посредством двухпозиционной поперечины (132).
2. Воздухозаборник (3) по п. 1, отличающийся тем, что в открытом для обслуживания положении подвижная панель (110) размещается в воздухозаборнике (3) гондолы (1).
3. Воздухозаборник (3) по п. 1 или 2, отличающийся тем, что средства для крепления подвижной панели (10) к гондоле (1) конфигурированы для направления подвижной панели (110) по законченной длине хода между закрытым заподлицо положением и открытым для обслуживания положением, при этом длина хода ограничена удерживающими средствами, такими как упоры.
4. Воздухозаборник (3) по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что крепежные средства (130) конфигурированы для обеспечения крепления подвижной панели (110) к гондоле (1) между закрытым заподлицо положением и открытым для обслуживания положением.
5. Воздухозаборник (3) по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что подвижная панель (110) подвижна в радиальном направлении.
6. Воздухозаборник (3) по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что поперечина (132) представляет собой двухпозиционное крепление колонны.
7. Воздухозаборник (3) по любому из пп. 1-6, отличающийся тем, что два положения поперечин (132), устанавливающих подвижную панель (110) в ее соответствующее открытое для обслуживания и закрытое положения, заблокированы блокировочными средствами.
8. Воздухозаборник (3) для гондолы (1), предназначенный для оснащения двигательного узла летательного аппарата такого типа, который содержит воздухозаборник (3) выше по потоку от двигателя (6), ограничивающий путь потока воздухозаборника, среднюю часть (4), предназначенную для окружения вентилятора (5) двигателя (6), и нижнюю по потоку часть (7), предназначенную для окружения камеры сгорания двигателя,
воздухозаборник (3) содержит механизм (100) разборки, имеющий панель (110), подвижную между закрытым заподлицо положением, в котором она обеспечивает аэродинамическую непрерывность воздухозаборника (3) на пути потока воздухозаборника, и открытым для обслуживания положением, в котором панель (110) утоплена радиально наружу от ее закрытого заподлицо положения, чтобы освободить пространство (120), с обеспечением возможности снятия лопасти (50) вентилятора на ее дальнем конце (55),
подвижная панель (110) конфигурирована для крепления к гондоле (1) с помощью крепежных средств (130), конфигурированных для вмещения как единое целое в гондоле (1), например в воздухозаборнике (3) гондолы (1),
механизм (100) разборки имеет полость (140), образованную в толще воздухозаборника (3) и закрытую подвижной панелью (110) в закрытом заподлицо положении,
отличающийся тем, что подвижная панель (110) сформирована из по меньшей мере одной гибкой и деформируемой стенки.
9. Воздухозаборник (3) по п. 8, отличающийся тем, что в открытом для обслуживания положении подвижная панель (110) размещена в воздухозаборнике (3) гондолы (1).
10. Воздухозаборник (3) по п. 8 или 9, отличающийся тем, что средства для крепления подвижной панели (10) к гондоле (1) конфигурированы для направления подвижной панели (110) по законченной длине хода между закрытым заподлицо положением и открытым для обслуживания положением, при этом длина хода ограничена удерживающими средствами, такими как упоры.
11. Воздухозаборник (3) по любому из пп. 8-10, отличающийся тем, что крепежные средства (130) конфигурированы для обеспечения крепления подвижной панели (110) к гондоле (1) между закрытым заподлицо положением и открытым для обслуживания положением.
12. Воздухозаборник (3) по любому из пп. 8-11, отличающийся тем, что подвижная панель (110) подвижна в радиальном направлении.
13. Гондола (1) для двигательного узла летательного аппарата, отличающаяся тем, что содержит воздухозаборник (3) по любому из пп. 1-12.
US 2014294581 A1, 02.10.2014 | |||
FR 3044053 A1, 26.05.2017 | |||
СТВОРКА ГОНДОЛЫ ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1989 |
|
RU1766020C |
SU 1059806 A2, 20.12.2004. |
Авторы
Даты
2023-02-03—Публикация
2019-09-27—Подача