Изобретение относится к смазочным материалам на основе минеральных и синтетических масел, содержащих металлоплакирующую, многофункциональную композицию, повышающую антифрикционные, противозадирные, антиокислительные и моюще-диспергирующие свойства и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) грузовых и легковых автомобилей, локомотивов, речного и морского флота, а также в трансмиссионных и индустриальных маслах.
Аналогом заявленного изобретения является металлоплакирующая маслорастворимая присадка (патент РФ №2398010, опубл. 27.08.2010), которая содержит, мас. %:
Наиболее близким аналогом к заявленному изобретению является композиция для масел (заявка РСТ WO 2012107649, опубл. 16.08.2012), которая содержит, мас. %:
Техническая проблема известных аналогов заключается в том, что из-за наличия солей металлов неорганических кислот в процессе работы на поверхностях трения происходит восстановление металлов и образование "сильной" неорганической кислоты, присутствие эпоксидной смолы затрудняет процесс образования металлической защитной пленки на поверхности трения, а наличие абразивных материалов приводит к засорению масляных каналов системы смазки двигателей внутреннего сгорания.
Задачей настоящего изобретения является устранение вышеуказанных недостатков.
Технический результат заключается в исключении повреждения масляных каналов системы смазки двигателей внутреннего сгорания, а также в улучшении противоизносных свойств, обеспечении длительной работоспособности пары трения на скорости скольжения до 2,46 м/сек.
Технический результат достигается тем, что металлоплакирующая маслорастворимая присадка состоит из соли металла органической кислоты, полученной при взаимодействии технической олеиновой кислоты, представляющей собой смесь карбоновых непредельных кислот C15-C18, с окисью одновалентной меди, ароматического амина, производного сукцинимида и маслорастворимой органической кислоты в виде олеиновой кислоты, при следующем соотношении компонентов, мас. %:
В качестве соли металла органической кислоты могут быть использованы соли металлов органических кислот с числом углеродных атомов C15…C18. В качестве ароматических аминов может использоваться дифениламин или его гомологи, полимер сукцинимида - промышленно выпускаемые присадки С-5А или С-1500.
Металлоплакирующую присадку к смазочным композициям получают следующим образом. В непредельную карбоновую кислоту, выбранную из ряда фракций С15-С18, например, техническую олеиновую марки Б-115, представляющую собой смесь карбоновых непредельных кислот C15-C18, вводят окись одновалентной меди, проводят перемешивание, например, пропуская смесь через гидродинамический аппарат при критерии перемешивания Re=10000-60000 и диапазоне температур от 30 до 180°С. Диспергирование и растворение проводят в течение 30-60 мин, при этом образуются соли карбоновых непредельных кислот. После растворения оксидов в кислоте отделяют непрореагировавшие окислы фильтрованием.
В результате реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования) образуются одно- и двухвалентные соли карбоновых непредельных кислот, соотношение между которыми регулируется длительностью процесса и значением критерия Рейнольдса. Затем в очищенный раствор вводят с перемешиванием ароматический амин (дифениламин), непредельную карбоновую кислоту (выбрана из ряда фракций С6-С22) и производное сукцинимида (С-5А или С-1500) при комнатной температуре.
Контроль качества готового продукта осуществляют по процентному содержанию меди, которое определяют, растворяя навеску продукта в ледяной уксусной кислоте с последующим титрованием с использованием иодометрии. Содержание меди Cu+1 и Cu+II в присадке можно определить методом рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (РФЭС).
Использование непредельных карбоновых кислот позволяет получить необходимую молекулярную структуру металлоплакирующей присадки к смазочным композициям, обеспечивающую достижение требуемых физико-химических свойств.
Использование металлоплакирующей присадки к смазочным композициям позволяет значительно снизить коэффициент трения для различных пар трения, в том числе при большой степени нагружения и высоких частотах взаимного перемещения, а также исключить повреждение масляных каналов системы смазки двигателей внутреннего сгорания и улучшить противоизносные и моющие свойства.
Изобретение поясняется следующими примерами осуществления изобретения.
Пример 1
Металлоплакирующая маслорастворимая присадка содержит соль металла органической кислоты, ароматический амин, производное сукцинимида, при этом она дополнительно содержит маслорастворимую органическую кислоту, при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Пример 2
Металлоплакирующая маслорастворимая присадка содержит соль металла органической кислоты, ароматический амин, производное сукцинимида, при этом она дополнительно содержит маслорастворимую органическую кислоту, при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Пример 3
Металлоплакирующая маслорастворимая присадка содержит соль металла органической кислоты, ароматический амин, производное сукцинимида, при этом она дополнительно содержит маслорастворимую органическую кислоту, при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Влияние состава присадки на коэффициент трения при различных значениях температуры в зоне трения и давления для различных пар трения представлено в таблице 1.
Таблица 1
25 кг/см2
50 кг/см2
100 кг/см2
коэф. трения
Температура в зоне трения
коэф. трения
Температура в зоне трения
коэф. трения
Температура в зоне трения
При использовании других соотношений компонентов присадки в пределах заявленных диапазонов также достигается снижение коэффициента трения.
Использование металлоплакирующей присадки к смазочным композициям позволяет значительно снизить коэффициент трения для различных пар трения, в том числе при большой степени нагружения и высоких частотах взаимного перемещения.
Трибологические испытания смазочных материалов производятся на машине трения, имитирующей работу тяжело нагруженного узла трения в условиях проскальзывания.
Для проведения сравнительных испытаний использовались:
- образец 1 - базовое масло 3 группы модифицированное металлоплакирующей присадкой по патенту РФ №2398010
- образец 2 - базовое масло 3 группы модифицированное металлоплакирующей присадкой по примеру №1
- образец 3 - базовое масло 3 группы модифицированное металлоплакирующей присадкой по примеру №2
- образец 4 - базовое масло 3 группы модифицированное металлоплакирующей присадкой по примеру №3
Испытания проводились на машине трения на максимальной нагрузке Gmax,нач = 2600 МПа в течение 1 часа при скорости вращения шайбы 50 - 3500 об/мин.
Главными критериями для сравнения работоспособности смазочных материалов являлись:
- диаметр пятна контакта на шарике,
- приращение температуры шарика за время испытаний,
- изменение коэффициентов трения за время испытаний.
Значения диаметра пятна контакта, коэффициенты трения и температурные характеристики пар трения приведены в Таблице 2.
Трения μ=kM
старт/уст. реж.
Vлин.=0,044 м/сек
Vлин.=0,44 м/сек
Vлин.=0,88 м/сек
Vлин.=1,32 м/сек
Vлин.=1,64 м/сек
Vлин.=2,05 м/сек
Vлин.=2,46 м/сек
Контактную (удельную) нагрузку Рк, кг/мм2, рассчитывают по формуле:
Pк = Робщ/S, кг/мм2 ,где
Робщ. - нагрузка на образец, кг.
S - площадь пятна контакта на шарике, мм2, S=D2/4, где D - диаметр пятна контакта шарика, мм.
По контактной нагрузке оцениваем несущую способность пары трения. Таблица 3.
Мощность трения после испытаний оцениваем по формуле:
W=Рк×10×Vлин, где
Рк×10-контактная (удельная) нагрузка в МПа
V лин. - линейная скорость перемещения образца, м/с,
V лин. = , где
n - обороты шайбы в минуту;
l - длина окружности дорожки износа, l=, где D - диаметр окружности дорожки износа. В условиях испытаний на данной машине трения длина дорожки условно постоянна и составляет 0,053 м.
Расчетная величина мощности трения характеризует работу силы трения при износе контактирующих поверхностей на каждом этапе данного эксперимента, данные приведены в Таблице 4.
Расчет критических нагрузок для данного узла трения при применении смазочного материала Cupper 10W-40 и модифицированного металлоплакирующей присадкой (М.п.) смазочного материала Cupper 10W-40 выполнен на основе полученных экспериментальных данных, а также рассчитанных мощностей трения и допущения прямолинейной зависимости (Рк=Wк/10Vлин) между Рк (критической нагрузкой) и Wк (критической мощностью трения) во всем диапазоне линейных скоростей.
Модификация смазочного материала на основе базового масла 3 группы разработанной металлоплакирующей присадкой позволила обеспечить длительную работоспособность пары трения на скорости скольжения до 2,46 м/сек.
Прогнозный расчет критической нагрузки показывает значительное (многократное) преимущество противоизносных свойств смазочного материала, модифицированного разработанной присадкой во всем диапазоне линейных скоростей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2022 |
|
RU2795787C1 |
МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩАЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ МОТОРНЫХ, ТРАНСМИССИОННЫХ И ИНДУСТРИАЛЬНЫХ МАСЕЛ | 2009 |
|
RU2398010C1 |
МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩАЯ СМАЗКА | 2006 |
|
RU2311447C1 |
МЕТАЛЛСОДЕРЖАЩАЯ МАСЛОРАСТВОРИМАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2005 |
|
RU2277579C1 |
МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К СМАЗОЧНЫМ КОМПОЗИЦИЯМ | 2005 |
|
RU2293758C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ЖИДКОГО ТОПЛИВА | 2013 |
|
RU2526620C1 |
ТИТАНСОДЕРЖАЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ СМАЗОЧНОГО МАСЛА | 2007 |
|
RU2451721C2 |
СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2007 |
|
RU2338777C1 |
КОМПОЗИЦИИ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ, СОДЕРЖАЩИЕ ТИТАН | 2007 |
|
RU2449006C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2014 |
|
RU2559074C1 |
Изобретение относится к смазочным материалам на основе минеральных и синтетических масел, содержащих металлоплакирующую многофункциональную композицию, повышающую антифрикционные, противозадирные, антиокислительные и моюще-диспергирующие свойства, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) грузовых и легковых автомобилей, локомотивов, речного и морского флота, а также в трансмиссионных и индустриальных маслах. Предложена металлоплакирующая маслорастворимая присадка, состоящая из следующих компонентов, мас.%: соль металла органической кислоты, полученная при взаимодействии технической олеиновой кислоты, представляющей собой смесь карбоновых непредельных кислот C15-C18, с окисью одновалентной меди, - 3-10; ароматический амин - 15-35; производное сукцинимида - 45-65; маслорастворимая органическая кислота в виде олеиновой кислоты - 5-15. Технический результат – предложенная композиция позволяет исключить повреждение масляных каналов системы смазки двигателей внутреннего сгорания, а также улучшить противоизносные свойства, обеспечить длительную работоспособность пары трения на скорости скольжения до 2,46 м/с. 5 табл., 3 пр.
Металлоплакирующая маслорастворимая присадка, состоящая из соли металла органической кислоты, полученной при взаимодействии технической олеиновой кислоты, представляющей собой смесь карбоновых непредельных кислот C15-C18, с окисью одновалентной меди, ароматического амина, производного сукцинимида и маслорастворимой органической кислоты в виде олеиновой кислоты, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
WO 2012107649 A1, 16.08.2012 | |||
Металлоплакирующая присадка | 1979 |
|
SU859425A1 |
ПРОТИВОИЗНОСНАЯ ПРИСАДКА К МАСЛЯНЫМ СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩИМ ЖИДКОСТЯМ | 1992 |
|
RU2041248C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ЖИДКОГО ТОПЛИВА | 2013 |
|
RU2526620C1 |
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2487767C2 |
JP 2007009210 A, 18.01.2007 | |||
JP 2004149762 A, 27.05.2004. |
Авторы
Даты
2023-02-15—Публикация
2021-10-04—Подача