Изобретение относится к смазкам и может использоваться в качестве металлоплакирующего смазочного материала для снижения износа пар трения колесо-рельс, тяговых редукторов локомотивов и других тяжелонагруженных механизмов, используемых на железнодорожном транспорте.
Несмотря на многолетние и многочисленные исследования по повышению износостойкости сопряженных пар, работающих при высоких нагрузках, эта проблема и по настоящее время остается острой. В последние годы выяснено, что основной причиной износов рабочих поверхностей тяжелонагруженных узлов трения, и особенно подверженных атмосферному воздействию, является водородное изнашивание, образование и разрушающее воздействие которого ранее не учитывалось при разработке смазок. Материалы по водородному изнашиванию в настоящее время достаточно широко освещены в технической литературе, например Пашковский И.Э. «Технологические методы защиты деталей бытовых машин и оборудования сервиса от водородного изнашивания». Московский государственный университет сервиса. 2004 г., 234 с.
Используемые ранее смазки для тяжелонагруженных узлов, в которых в основном применялись соединения, содержащие элементы: серу, фосфор и хлор в качестве противозадирных присадок, проблемы повышения износостойкости деталей не решили.
Известна промышленно выпускаемая пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения ФИОЛ-2М, ТУ 38-10-1233-75, 1975, содержащая в мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты - 11,5; антиокислительную присадку - 0,4; вязкостную присадку П-20-3,5; дисульфид молибдена - 2,0; остальное до 100 - масло. Однако в некоторых узлах трения с особьми условиями эксплуатации она не дала положительных результатов.
Была предложена смазка авт. св-во СССР №1027190, имеющая ту же основу, что и смазка ФИОЛ-2М, содержащая кроме дисульфида молибдена 2-4%, хромовокислый свинец 5-10%. Такая смазка оказалась совершенно непригодной, так как подвергалась сильному окислительному воздействию из-за наличия хромовокислого свинца.
В настоящее время для тяжелонагруженных узлов трения железнодорожного транспорта с линейными контактами (колесо - рельс, зубчатые передачи редукторов) применяется пластичная смазка, описанная в патенте RU №2102442, выбранная в качестве прототипа, содержащая в мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты - 4-20; дисульфид молибдена - 0,1-3, продукт нитрованного масла АКОР-1 - 1,0, дифениламин - 1,0 и нефтяное масло до 100.
Общим ингредиентом в описанных выше смазках является дисульфид молибдена, определяющий в основном нагрузочную способность узлов трения. Снижение концентрации дисульфида молибдена в смазке ведет к потере ее смазочных свойств.
В одном из предпочтительных вариантов состава смазки, описанном в пат. RU №2102442 авторы снизили концентрацию MoS2 до 0,1-0,9%, добавив противозадирную присадку ИХП - 14 М с концентрацией 1-5%, с целью экономической целесообразности из-за высокой стоимости MoS2. Однако такая смазка в эксплуатации проявила низкую эффективность, привела к прогрессирующему износу рабочих поверхностей колесных пар подвижного состава, рельсов и частой смене деталей, сокращению ресурса тяжелонагруженных поверхностей трения.
Технической задачей данного изобретения является создание смазочного материала, используемого в железнодорожном транспорте, способного выдерживать высокие удельные нагрузки; обеспечить длительную работоспособность сопряженных пар от контактных усталостных повреждений, снижая износ пар трения колесо-рельс, тяговых редукторов локомотивов, защищая от водородного износа трущиеся детали и реализуя автокомпенсацию износа и повреждений.
Поставленная задача достигается тем, что смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая литиевое мыло стеариновой кислоты и нефтяное масло, согласно изобретению дополнительно содержит металлоплакирующую присадку «Валена» при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты - 4-10; металлоплакирующая присадка «Валена» - 2-4; нефтяное масло - остальное.
В соответствии с изобретением предлагается смазочный материал на основе минерального масла, например веретенного масла АУ, и литиевого мыла стеариновой кислоты, содержащий в отличие от пластичной смазки-прототипа металлсодержащую маслорастворимую композицию - присадку «Валена» (патент RU №2277579), с заявленным соотношением компонентов, что обеспечивает образование на поверхности трения в местах фактического контакта защитной металлической пленки 1-2 мкм, снижающей износ и проникновение водорода и обладающей низким коэффициентом трения и высокой несущей способностью.
Металлсодержащая маслорастворимая композиция - присадка «Валена» содержит, мас.%: соль металла органической кислоты - 10-90, соль металла неорганической кислоты - 1,5-25, алифатический спирт - 3-55, ароматический амин - 1-8, эпоксидную смолу - 2-10, полимер сукцинимида - 2-8 и 2-иминозамещенное индолина - 0,5-6.
Изобретение включает три варианта опытной смазки для использования их в различных механизмах: гребнесмазывателях - «Пума - МГ»; путевых лубрикаторах - «Пума МЛ»; передвижных рельсосмазывателях «Пума - МР». Состав в масс.% приведен в табл.1.
Опытная смазка обладает большим преимуществом в сравнении со штатной смазкой; в ней отсутствует дорогостоящий компонент дисульфид молибдена, стоимость которого в несколько раз превышает стоимость одной присадки «Валена», содержащейся в опытной смазке.
Высокую эффективность показали опытные смазки при применении их в эксплуатации подвижного состава. При их использовании значительно уменьшается износ рельс и резко снижаются повреждения колес.
Результаты эксплуатационных испытаний опытных смазок за 2006 г. были проанализированы Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» (табл.2).
- тонкому гребню; износ
- кольцевым выработкам; износ
снизился на 34
- выщербины на ободе колеса
- остроконечный накат гребня
- вертикальный подрез гребня
- трещины обода и отколы обода колеса
снизился на 17
снизился на 27
снизились на 34
По технологичности использования опытных смазок отмечается следующее:
- фильтр тонкой очистки смазки не забивается;
- в зимний период смазки не требуют большой температуры нагрева при работе;
- консистенция смазок постоянная, что не требует их частого перемешивания;
- на боковую поверхность колеса смазки ложатся ровным слоем.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗКА | 2013 |
|
RU2524267C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 1993 |
|
RU2102442C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 2013 |
|
RU2547125C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ | 2009 |
|
RU2400535C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2009 |
|
RU2412235C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1996 |
|
RU2103331C1 |
МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩАЯ СМАЗКА | 2006 |
|
RU2311447C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2009 |
|
RU2395563C1 |
СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ | 1994 |
|
RU2065484C1 |
СРЕДНЕТЕМПЕРАТУРНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2202601C2 |
Использование: в различных тяжелонагруженных механизмах, используемых на железнодорожном транспорте. Сущность: смазка содержит в мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты 4-10; металлоплакирующая присадка «Валена» 2-4; нефтяное масло - остальное. Технический результат - повышение удельных нагрузок, увеличение работоспособности пар трения колесо-рельс, тяговых редукторов локомотивов. 2 табл.
Смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая литиевое мыло стеариновой кислоты и нефтяное масло, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит металлоплакирующую присадку «Валена» при следующем соотношении компонентов, мас.%:
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 1993 |
|
RU2102442C1 |
RU 2059693 С1, 10.05.1996 | |||
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2004 |
|
RU2258080C1 |
АНТИФРИКЦИОННАЯ МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩАЯ СМАЗКА | 2002 |
|
RU2219225C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА РАКЕТ | 2004 |
|
RU2275579C1 |
Авторы
Даты
2008-11-20—Публикация
2007-08-01—Подача