Состав смеси для создания подбалластного защитного слоя земляного полотна Российский патент 2023 года по МПК E01B1/00 E01B27/00 

Описание патента на изобретение RU2791626C2

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано при создании подбалластного защитного слоя в ходе обновления и очистки балластного слоя рельсового пути.

Известно, что одним из эффективных методов усиления основной площадки земляного полотна железнодорожного пути при ее деформациях в виде балластных выплесков и балластных углублений, приводящих к расстройствам рельсовой колеи, является отсыпка подбалластных защитных слоев (журнал «Железнодорожный транспорт», №6, 2013 г., с. 55-56). При этом в качестве материала для создания такого подбалластного защитного слоя используется искусственно приготавливаемая на щебеночных заводах смесь из щебня, гравия и песка, строго задаваемого соотношения между фракциями разных частиц (Инструкция по устройству подбалластных защитных слоев при реконструкции (модернизации) железнодорожного пути, утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 12 декабря 2012 г. №2544р). Данная смесь в большом объеме доставляется к месту укладки подбалластного защитного слоя на значительные расстояния железнодорожным транспортом в составах из специализированных вагонов, что вызывает существенные денежные затраты, приводит к большому времени на доставку материала и к необходимости в содержании подвижного состава из специализированных вагонов, что серьезно сокращает эффективность работ.

Известен, принятый в качестве прототипа, патент на изобретение RU №2776165 по кл. Е01В 27/10, опубл. 14.07.2022 г., замысел которого направлен на максимальное использование при отсыпке подбалластного слоя имеющихся в составе железнодорожного пути материалов. В состав смеси для создания подбалластного защитного слоя земляного полотна прототипа входит засоритель, раздробленный щебень из балластной призмы пути и вода. Весь вырезанный верхний слой балласта разделяют на очищенный щебень и засоритель, часть очищенного щебня подают на рециклинг в дробильную установку, а материал для защитного слоя приготавливают путем смешивания засорителя с раздробленным щебнем, который увлажняют и укладывают на поверхность среза земляного полотна.

Таким образом, при таком формировании подбалластного защитного слоя достигается сокращение стоимости работ за счет снижения объемов вывозимого и укладываемого материала. Однако к недостаткам данного состава смеси для создания подбалластного защитного слоя относится то, что требуемые его деформационные параметры зависят от исходного зернового состава очищаемого щебня, наличия в нем мелких частиц и влажности, которые различны для разных участков и поэтому каждый раз требуется определение необходимого соотношения между засорителем, дробленным щебнем и их увлажнением, чтобы получить требуемое качество материала с высоким модулем деформации, и в ряде случаев этого достичь не удается.

Задачей предлагаемого технического решения является обеспечение необходимого качества подбалластного защитного слоя, приготавливаемого на путевой машине в ходе очистки щебня, обладающего высоким модулем деформации, независимо от исходных параметров очищаемого щебня.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в заявляемом составе смеси для создания подбалластного защитного слоя земляного полотна, содержащем засоритель, раздробленный щебень и воду, в отличие от прототипа, дополнительно содержится гидравлическое вяжущее на основе цемента и модификатор цемента на основе полимерно-минеральных добавок при следующем соотношении мас.%:

засоритель балласта - 80-90,

дробленый щебень из балласта - 1-10,

гидравлическое вяжущее на основе цемента - 3-5,

модификатор цемента - 0,3-0,5,

вода - 6-8.

Кроме того, модификатор цемента состоит из минеральной части и полимерной части в мас.%:

минеральная часть на основе продуктов аморфного диоксида кремния, солей кальция и натрия - 90-95,

комплекс редиспергируемых полимеров на основе полисахаридов - остальное.

Содержание засорителя балласта является основой смеси, имеет гранулометрический состав, сложившийся в процессе эксплуатации пути. Если этот состав является оптимальным, то есть в его составе содержится минимальное количество пор, то он принимается за основу. Если в составе засорителя балласта количество пор увеличивается, то для регулирования оптимальности состава применяют дробленый щебень, сокращая тем самым количество пор. Количество дробленого щебня подбирается в количестве от 1% до 10%. При большем количестве дробленого щебня повышается расход вяжущего и модификатора, увеличивая стоимость смеси.

Гидравлическое вяжущее на основе цемента в количестве 3-5% также обусловлено пористостью смеси засорителя балласта и дробленого щебня. Применение гидравлического вяжущего на основе цемента менее 3% приводит к снижению физико-механических характеристик укрепляемой смеси, снижает морозостойкость и противодействие циклическим нагрузкам. Увеличение расхода гидравлического вяжущего выше 5% увеличивает жесткость смеси и создает риски трещинообразования.

Модификатор цемента (полимерно-минеральная добавка) входит в состав смеси в количестве 0,3-0,5% и применяется с целью коррекции свойств цемента, увеличивая его физико-механические характеристики, снижая такие показатели, как хрупкость и трещинообразование, регулируя время начала и конца схватывания смеси. Количество модификатора менее 0,3% не влияет на изменение характеристик цемента и смеси в целом. Количество модификатора более 0,5% останавливает рост показателей и характеристики остаются такими же, как и при количестве модификатора в смеси равном 0,5%.

Модификатор состоит на 90-95% из продуктов на основе аморфного диоксида кремния, солей кальция и натрия, что позволяет снизить количество контрактационных (технологических) пор смеси; а также полимерной части на основе поверхностно-активных веществ и редиспергируемых полимеров, являющихся регуляторами содержания воды, адгезионных свойств и образования гелевых пор, обеспечивающих подвижность и гидрофобность.

Таким образом, обеспечивается рациональное использование материала балласта для укладки подбалластного слоя и одновременно сохраняется его оптимальное качество по ряду показателей.

Состав смеси может быть приготовлен с использованием существующих материалов, что подтверждает его соответствие критерию изобретения промышленная применимость.

Похожие патенты RU2791626C2

название год авторы номер документа
Способ формирования подбалластного защитного слоя и комплекс путевых машин для его осуществления 2022
  • Силкин Александр Викторович
  • Воробьёв Владимир Борисович
  • Белоусов Игорь Дмитриевич
  • Акулинин Сергей Викторович
  • Ульянов Виталий Андреевич
  • Ашпиз Евгений Самуилович
  • Шмаков Андрей Павлович
RU2776165C2
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2010
  • Грицык Валерий Иванович
  • Окост Максим Викторович
RU2448212C2
Способ укрепления основной площадки земляного полотна железнодорожного пути 2021
  • Акимов Сергей Сергеевич
  • Косенко Сергей Алексеевич
  • Юдин Олег Геннадьевич
  • Соколовский Иван Константинович
RU2766844C1
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2013
  • Сватовская Лариса Борисовна
  • Шершнева Мария Владимировна
  • Савельева Маргарита Юрьевна
RU2535378C1
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДБАЛЛАСТНОГО СЛОЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2010
  • Гапеенко Юрий Васильевич
  • Мензулин Энвэр Хамидович
  • Дивин Олег Александрович
RU2422579C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОДБАЛЛАСТНОГО СЛОЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2010
  • Гапеенко Юрий Васильевич
  • Мензулин Энвэр Хамидович
  • Дивин Олег Александрович
RU2422578C1
МАШИНА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 1994
  • Йозеф Немец[Cs]
  • Влад Поханка[Cs]
  • Ярослав Йирак[Cs]
  • Роман Вагнер[Cs]
RU2100512C1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛОТНА 2009
  • Жданова Светлана Мирзахановна
  • Дыдышко Петр Иванович
  • Шильникова Галина Петровна
RU2422577C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАЛЛАСТНОГО СЛОЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Тойрер Йозеф[At]
  • Бруннингер Манфред[At]
RU2086723C1
СПОСОБ УСТРОЙСТВА КОНСТРУКЦИИ ОСНОВАНИЯ И/ИЛИ ПОКРЫТИЯ ТРАНСПОРТНОГО СООРУЖЕНИЯ 2015
  • Кочетков Андрей Викторович
  • Кокодеева Наталия Евсегнеевна
  • Леонтьев Владимир Юрьевич
RU2593506C1

Реферат патента 2023 года Состав смеси для создания подбалластного защитного слоя земляного полотна

Изобретение относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности, к составам смесей для создания подбалластного защитного слоя земляного полотна. Смесь содержит компоненты при следующем соотношении мас.%: засоритель балласта - 80-90, дробленый щебень из балласта - 1-10, гидравлическое вяжущее на основе цемента - 3-5, модификатор цемента - 0,3-0,5, вода - 6-8. Повышается модуль деформации подбалластного защитного слоя. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 791 626 C2

1. Состав смеси для создания подбалластного защитного слоя земляного полотна, содержащий засоритель, раздробленный щебень и воду, отличающийся тем, что дополнительно содержит гидравлическое вяжущее на основе цемента и модификатор цемента на основе полимерно-минеральных добавок при следующем соотношении мас.%:

засоритель балласта - 80-90,

дробленый щебень из балласта - 1-10,

гидравлическое вяжущее на основе цемента - 3-5,

модификатор цемента - 0,3-0,5,

вода - 6-8.

2. Состав смеси по п. 1, отличающийся тем, что модификатор цемента состоит из минеральной части и полимерной части в мас.%:

минеральная часть на основе продуктов аморфного диоксида кремния, солей кальция и натрия - 90-95,

комплекс редиспергируемых полимеров на основе полисахаридов - остальное.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2791626C2

Способ формирования подбалластного защитного слоя и комплекс путевых машин для его осуществления 2022
  • Силкин Александр Викторович
  • Воробьёв Владимир Борисович
  • Белоусов Игорь Дмитриевич
  • Акулинин Сергей Викторович
  • Ульянов Виталий Андреевич
  • Ашпиз Евгений Самуилович
  • Шмаков Андрей Павлович
RU2776165C2
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДБАЛЛАСТНОГО СЛОЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2010
  • Гапеенко Юрий Васильевич
  • Мензулин Энвэр Хамидович
  • Дивин Олег Александрович
RU2422579C1
US 11118315 B2, 14.09.2021
US 4084381 A1, 18.04.1978.

RU 2 791 626 C2

Авторы

Силкин Александр Викторович

Воробьёв Владимир Борисович

Запольский Александр Викторович

Акулинин Сергей Викторович

Лысый Юрий Олегович

Ульянов Виталий Андреевич

Ашпиз Евгений Самуилович

Шмаков Андрей Павлович

Коростелев Вячеслав Александрович

Даты

2023-03-13Публикация

2022-10-17Подача