СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ Российский патент 2023 года по МПК F02B33/22 F02B37/00 F02B41/06 F02B75/02 F02G3/02 F02G5/02 

Описание патента на изобретение RU2792503C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к силовым установкам, работающим совместно с двигателем внутреннего сгорания, которые могут быть использованы в качестве замены электродвигателей для привода различных машин и механизмов.

В настоящее время, конструкция двигателей внутреннего сгорания не претерпевает существенных изменений и достигла пика своего эволюционного развития, однако задачи по повышению мощности, КПД, эффективности работы устройств на их основе, стоят как никогда остро, в связи с постоянным поднятием цен на топливо и его образующемся дефиците во многих районах на планете.

Известна силовая установка, содержащая двигатель внутреннего сгорания с системами впуска наддувочного воздуха и выпуска отработавших газов, турбокомпрессор первой ступени, воздушный теплообменник первой ступени, механический компрессор второй ступени с приводным электродвигателем и систему автоматического регулирования параметров наддува с устройствами регулирования компрессоров, размещенными в байпасах, (см. патент US 7246490, 24.07.2007).

Электрический привод в данном известном решении выполнен со сложной автоматической регулировкой параметров наддува, при этом средства поддержания теплового состояния (температуры) и давления воздуха во второй ступени выполнены только путем поддержания динамики вращения механического компрессора. Кроме того, данная установка имеет низкую эффективность и КПД за счет неполного задействия энергии отработанных газов, имеет сложную конструкцию.

В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) для заявленной системы является решение, по патенту RU 2600842 С2, 27.10.2016, где двигательная установка, содержит:

- двигатель внутреннего сгорания (ДВС), имеющий впускную линию и выпускную линию,

- компрессор низкого давления и компрессор высокого давления, установленные в упомянутой впускной линии по ходу потока воздуха,

- турбину высокого давления и турбину низкого давления, установленные в упомянутой выпускной линии по ходу потока газов,

- первый перепускной механизм для обхода упомянутого компрессора высокого давления, упомянутая турбина высокого давления соединена с валом упомянутого компрессора низкого давления, а упомянутый компрессор высокого давления приводится в действие упомянутой турбиной низкого давления и/или упомянутым двигателем.

Данная установка также имеет сложную конструкцию, низкую эффективность и КПД за счет неполного задействия энергии отработанных газов.

Целью заявленного изобретения является устранение недостатков известных комбинированных силовых систем.

В основу предложенного изобретения поставлена задача доработки конструкции комбинированной силовой установки, устраняющую известные недостатки аналогов.

Техническим результатом является повышение эффективности работы системы, повышение ее КПД с использованием энергии отработанных газов, при простоте конструкции.

Данный результат достигается тем, что система комбинированной силовой установки включает турбокомпрессор и комбинированный двигатель, состоящий из рабочей части, работающей в четырехтактном режиме, пневматической части, работающей в двухтактном режиме, и компрессорной части, работающей в двухтактном режиме, каждая из которых имеет цилиндро-поршневую группу (ЦПГ), а также головку блока цилиндра (ГБЦ) с системой впускного (впуск) и выпускного (выпуск) коллектора с клапанным механизмом,

рабочая часть, пневматическая часть, и компрессорная часть, объединены системой трубопроводов и общим коленчатым валом, при этом на коленчатом валу между рабочей частью и пневматической частью установлен механизм изменения передаточного числа,

при этом выход турбокомпрессора по трубопроводу, нагнетающий воздух, связан с впуском компрессорной части, а его выпуск связан с впуском рабочей части,

выход рабочей части, содержащей выхлопные газы, связан с впуском пневматической части, а выход пневматической части, связан с входом турбокомпрессора.

Механизм изменения передаточного числа выполнен в виде коробки передач.

На конце коленчатого вала расположен выходной вал.

Далее, принцип работы устройства будет описан с учетом прилагаемой схемы по фиг. 1, где изображена предпочтительная система комбинированной силовой установки, где

1 - турбокомпрессор;

2 - комбинированный двигатель;

3 - рабочая часть;

4 - пневматическая часть;

5 - компрессорная часть;

6 - коленчатый вал;

7 - механизм изменения передаточного числа;

8 - система впускного коллектора (впуск);

9 - система выпускного коллектора (выпуск);

10 - выходной вал;

Система комбинированной силовой установки включает турбокомпрессор 1. Турбокомпрессор 1 включает вход и выход (на чертеже не обозначены). Турбокомпрессор служит для забора воздуха и направление его в соответствующий узел комбинированного двигателя 2.

Комбинированный двигатель 2 состоит из рабочей части 3, работающей в четырехтактном режиме, пневматической части 4, работающей в двухтактном режиме, и компрессорной части 5, работающей в двухтактном режиме, каждая из которых имеет цилиндро-поршневую группу (ЦПГ), а также головку блока цилиндра (ГБЦ) с системой впускного (впуск) 8 и выпускного 9 (выпуск) коллектора с клапанным механизмом.

Рабочая часть 3, комбинированного двигателя 2 представляет собой двигатель внутреннего сгорания со всеми его конструктивными составляющими. Рабочая часть 3 в своей основе включает ЦПГ, а также ГБЦ с системой впуска 8 и выпуска 9 с клапанными механизмами. Рабочий объем "V" рабочей части 3 выбирается в соответствии с рабочими объемами компрессорной и пневматической частей. Подробно же раскрывать конструкцию рабочей части 3 нет необходимости, поскольку конструкция рабочей части 3, выполненной как двигатель внутреннего сгорания, как таковой, не является объемом охраны данной заявки.

Пневматическая часть 4, представляет собой блок, работающий в двухтактном режиме и имеющий в своей основе ЦПГ, а также ГБЦ с системой впуска 8 и выпуска 9 воздуха/газов с соответствующими впускными и выпускными клапанными механизмами (клапаны-тарельчатые).

Рабочий объем пневматической части 4 "Vп", предпочтительно, рассчитывается по формуле

Vп=3V, где

V - рабочий объем рабочей части 3;

Компрессорная часть 5 также выполнена в виде блока воздушного компрессора, работающего в двухтактном режиме и имеющего в своей основе ЦПГ, а также ГБЦ с системой впуска 8 и выпуска 9 с соответствующими впускными и выпускными клапанными механизмами. Впускные клапаны - любые, например, тарельчатые, выпускные, например, лепестковые или пластинчатые, предназначенные для работы с воздухом/газом.

Рабочий объем компрессорной части 5 "Vк" предпочтительно рассчитывается по формуле:

Vк=V, где

V - рабочий объем рабочей части 3;

Рабочая часть 3, пневматическая часть 4 и компрессорная часть 5 комбинированного двигателя 2 объединены системой трубопроводов и общим, связанным в единый модуль, коленчатым валом 6. Коленчатый вал 6 проходит через все три части 3, 4, 5 комбинированного двигателя 2. На конце коленчатого вала 6 расположен выходной вал 10. Данный вал 10, на выходе, может быть установлен, например, после КПП, вариатора и других механизмов изменения скорости вращения. На коленчатом валу 6 между рабочей частью 3 и пневматической частью 4 установлен механизм изменения передаточного числа 7. Механизм изменения передаточного числа 7 выполнен, как правило, в виде коробки передач. Передаточное число подбирается исходя из скорости вращения коленчатого вала 6 в об/мин. Например, при передаточном соотношении 3,3, при вращении коленчатого вала 6, например, со скоростью 2800 об/мин, скорость вращения коленчатого вала 6 в пневматической части 4 и компрессорной части 5 будет равна 900 об/мин, что обеспечит наибольшее КПД, работоспособность всей системы в целом, при определенных соотношениях рабочих объемов, описанных ранее, в рабочей части 3, пневматической части 4, и компрессорной части 5 комбинированного двигателя 2.

Система трубопроводов комбинированной силовой установки с двигателем внутреннего сгорания, связана следующим образом.

Выход турбокомпрессора 1 по трубопроводу связан с впуском 8 компрессорной части 5 и нагнетает воздух в компрессорную часть, для осуществления ее работы. При этом выпуск 9 компрессорной части 5 связан с впуском 8 рабочей части 3 и передает на нее нагнетенный воздух под определенным давлением для работы рабочей части 3 комбинированного двигателя 2.

На выходе из рабочей части 3, содержащей выхлопные отработанные газы, трубопровод связан с впуском 8 пневматической части 4, для передачи отработанных газов и осуществления работы пневматической части 4 комбинированного двигателя 2. При этом выход 9 пневматической части 4, связан с входом турбокомпрессора 1 и передает на него воздушную смесь/газы, для раскручивания его крыльчатки и для осуществления (ускорения/упрощения) его работы.

Пример 1

Система комбинированной силовой установки включает турбокомпрессор 1 и комбинированный двигатель 2;

Рабочий объем рабочей части 3 - V=6,0 литров, скорость вращения коленчатого вала п=2750 об/мин;

Рабочий объем пневматической части 4 Vп=18,0 литров, скорость вращения коленчатого вала п=810 об/мин;

Рабочий объем компрессорной части 5 Vк=6,0 литров, скорость вращения коленчатого вала п=810 об/мин;

Рабочая часть 3, пневматическая часть 4 и компрессорная часть 5, объединены системой трубопроводов и общим коленчатым валом 6;

На коленчатом валу 6 между рабочей частью 3 и пневматической частью 4 установлен редуктор 7 с передаточным соотношением i=3.4;

На конце коленчатого вала 6 расположен выходной вал 10.

Система работает в штатном режиме при взаимодействии и функционировании ее узлов, обеспечивая достижение заявленного результата.

Пример 2

Система комбинированной силовой установки включает турбокомпрессор 1 и комбинированный двигатель 2;

Рабочий объем рабочей части 3 - V=6,5 литров, скорость вращения коленчатого вала п=3000 об/мин;

Рабочий объем пневматической части 4 - Vп=19,5 литров, скорость вращения коленчатого вала п=900 об/мин;

Рабочий объем компрессорной части 5 - Vк=6.5 литров, скорость вращения коленчатого вала п=900 об/мин;

Рабочая часть 3, пневматическая часть 4 и компрессорная часть 5, объединены системой трубопроводов и общим коленчатым валом 6;

На коленчатом валу 6 между рабочей частью 3 и пневматической частью 4 установлена коробка передач 7 с передаточным соотношением i=3.3;

На конце коленчатого вала 6 расположена коробка передач с выходным валом 10.

Система работает в штатном режиме при взаимодействии и функционировании ее узлов, обеспечивая достижение заявленного результата.

Таким образом, созданная модернизированная система комбинированной силовой установки за счет конструкции комбинированно двигателя, состоящего из трех взаимосвязанных узлов 3, 4, 5, системы трубопроводов и общим, связанным в единый модуль коленчатым валом 6, которые задействуют энергию выхлопных газов, а также энергию воздуха в компрессорной 5 и пневматической части 4, обеспечивает повышение эффективности работы системы, повышение ее КПД с использованием энергии отработанных газов, при простоте ее конструкции.

Похожие патенты RU2792503C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ С ДВУМЯ КОЛЕНЧАТЫМИ ВАЛАМИ 2022
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2792507C1
СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО ПНЕВМОДВИГАТЕЛЯ С ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПОДАЧЕЙ ВОЗДУХА И ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКОМ ТЕПЛА 2022
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2787615C1
СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ С ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПОДАЧЕЙ ВОЗДУХА ИЗ КОТЛА-ТЕПЛООБМЕННИКА 2023
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2801884C1
СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО ПНЕВМОДВИГАТЕЛЯ ЗАМКНУТОГО КОНТУРА С ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКОМ ТЕПЛА 2022
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2785025C1
СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО ПНЕВМОДВИГАТЕЛЯ ЗАМКНУТОГО КОНТУРА С ПОДВОДОМ ТЕПЛА ПРИРОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ 2022
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2790904C1
СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО ПНЕВМОДВИГАТЕЛЯ ЗАМКНУТОГО КОНТУРА С ПОДВОДОМ ТЕПЛА ПРИРОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ 2022
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2799744C1
СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО ПАРОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ЗАМКНУТОГО КОНТУРА С ПОДВОДОМ ТЕПЛА ОТ ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЯ 2024
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2824060C1
ГИБРИДНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 2021
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2768430C1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ЛЕДОКОЛА 2023
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2815640C1
СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО ПНЕВМОДВИГАТЕЛЯ С ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКОМ ТЕПЛА 2022
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2784137C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 792 503 C1

Реферат патента 2023 года СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к силовым установкам, работающим совместно с двигателем внутреннего сгорания. Технический результат - повышение эффективности работы системы, повышение ее КПД с использованием энергии отработанных газов, при простоте конструкции. Предложенная система комбинированной силовой установки включает турбокомпрессор 1 и комбинированный двигатель 2, состоящий из рабочей части 3, работающей в четырехтактном режиме, пневматической части 4, работающей в двухтактном режиме и компрессорной части 5, работающей в двухтактном режиме, каждая из которых имеет цилиндропоршневую группу, а также головку блока цилиндра с системой впускного и выпускного коллекторов с клапанным механизмом. Рабочая часть 3, пневматическая часть 4 и компрессорная часть 5 объединены системой трубопроводов и общим коленчатым валом 6, при этом на коленчатом валу 6 между рабочей частью 3 и пневматической частью 4 установлен механизм изменения передаточного числа 7. Выход турбокомпрессора 1 по трубопроводу, нагнетающий воздух, связан со впуском компрессорной части 5, выпуск которой связан с впуском рабочей части 3. Выход рабочей части 3, содержащей выхлопные газы, связан с впуском пневматической части 4, а выход пневматической части 4 связан со входом турбокомпрессора 1. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 792 503 C1

1. Система комбинированной силовой установки, характеризующаяся тем, что включает турбокомпрессор и комбинированный двигатель, состоящий из рабочей части, работающей в четырехтактном режиме, пневматической части, работающей в двухтактном режиме, и компрессорной части, работающей в двухтактном режиме, каждая из которых имеет цилиндропоршневую группу (ЦПГ), а также головку блока цилиндра (ГБЦ) с системой впускного и выпускного коллекторов с клапанным механизмом,

рабочая часть, пневматическая часть и компрессорная часть объединены системой трубопроводов и общим коленчатым валом, при этом на коленчатом валу между рабочей частью и пневматической частью установлен механизм изменения передаточного числа,

при этом выход турбокомпрессора нагнетающего воздух по трубопроводу в компрессорную часть связан с впуском компрессорной части, а выпуск компрессорной части связан с впуском рабочей части,

выход рабочей части, содержащей выхлопные газы, связан с впуском пневматической части, а выход пневматической части связан с входом турбокомпрессора,

при этом рабочий объем рабочей части равен рабочему объему компрессорной части и рабочий объем пневматической части в три раза больше рабочего объема рабочей части.

2. Система комбинированной силовой установки по п. 1, характеризующаяся тем, что механизм изменения передаточного числа выполнен в виде коробки передач.

3. Система комбинированной силовой установки по п. 1, характеризующаяся тем, что на конце коленчатого вала расположен выходной вал.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2792503C1

СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Джон Макмастер Хэринг[Us]
RU2082891C1
US 5199262 A1, 06.04.1993
US 20100077987 A1, 01.04.2010
US 5934076 A1, 10.08.1999
US 4157080 A1, 05.06.1979
US 5261238 A1, 16.11.1993
US 20160333776 A1, 17.11.2016
US 4186561 A1, 05.02.1980.

RU 2 792 503 C1

Авторы

Михайлов Владимир Викторович

Даты

2023-03-22Публикация

2022-07-01Подача