Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства (варианты) Российский патент 2023 года по МПК F41H5/04 

Описание патента на изобретение RU2794373C1

Группа изобретений относится к области дополнительной (навесной) броневой защиты лобовой и кормовой проекций корпуса бронированного транспортного средства (далее - ТС), может быть использована в конструкциях танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, инженерных машин и различных боевых бронированных машин для защиты от кумулятивных и кинетических бронебойных средств поражения, конкретно - к гибкой быстросъемной экранной модульной защите, позволяющей при движении ТС через препятствия (например, лесной массив, разрушения в городской застройке, завалы, организованные баррикады) передним или задним ходом соответственно, уменьшить или исключить повреждение экранов и их креплений при наезде ТС на препятствие, сохранив защищенность корпуса ТС, а также улучшить бронезащиту (в сравнении с резинотканевыми, решетчатыми, сетчатыми или цепными экранами в части повышения эффективности противодействия средствам поражения).

В условиях боевых действий невозможно полностью снять с вооружения устаревшие ТС, не отвечающие современным требованиям по защищенности, и быстро заменить их новыми. При этом усиление бронезащиты ТС, еще находящихся в эксплуатации, не растративших весь свой ресурс, производится постоянно.

Совершенствование бронезащиты ТС также связано и с поиском новых способов ее установки.

С учетом реалий современных военных конфликтов вопросы совершенствования дополнительных (навесных) защитных экранов в части повышения эффективности противодействия средствам поражения, обеспечения их живучести, зависящей также от конструкций экранов и их крепления на объекте, максимально быстрого монтажа и демонтажа, становятся все актуальнее.

В последних военных конфликтах возникла необходимость в разработке новой дополнительной (навесной) защиты лобовой и кормовой проекций корпуса ТС.

На лобовой и кормовой проекции корпуса ТС дополнительная зашита особенно подвержена внешним воздействиям при наезде ТС на препятствия и должна разрабатываться с учетом обеспечения:

- гибкости (податливости) до упора в прочные элементы корпуса;

- прочности и жесткости ее элементов, в том числе креплений;

- упругости (для восстановления исходной формы);

- быстросъемности (для замены экранов и доступа к элементам корпуса и шасси ТС).

Для повышения защищенности ТС широко использовались ранее и используются до сих пор различные экраны: решетчатые, сетчатые, цепные, навесные листы металла или резины.

Задачей экранов всех типов является инициация срабатывания боеприпаса на значительном расстоянии от брони, результатом чего является сокращение пробивной способности, либо деформация противотанкового средства с приведением его в негодность [Защита бронетехники: угрозы и решения, URL: https://topwar.ru/92302-zaschita-bronetehniki-ugrozy-i-resheniya.html, опубл.: 15.03.2016 (дата обращения: 10.01.2023)].

В реальных боевых условиях наиболее эффективными иногда оказываются более простые и доступные средства, поэтому защита первых поколений применяется до сих пор и будет применяться, при этом важно, чтобы эти средства задействовались грамотно и наиболее эффективно [Е. Чистяков, Д. Купрюнин, М. Алексеев, А. Кимаев. Эффективность дополнительной защиты военной техники // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. - 2017. - №2. - С. 2-12].

Из патентных документов известны различные виды дополнительной экранной защиты ТС:

- гибкие шторы из различных свисающих вдоль бортов ТС элементов (грузов типа шаров, цилиндров и др.) [US 2625859 А от 20.01.1953; WO 2013043108 А1 от 28.03.2013, US 20140224108 А1 от 14.08.2014];

- резинотканевые экраны [DE2050492 А1 от 20.04.1972; GB 1328626 А от 30.08.1973; DE 4331079 A1 от 26.05.1994; RU 67246 U1 от 10.10.2007];

- решетчатые экраны [GB 2448477 А от 22.10.2008; DE 102007002577 А1 от 17.07.2008; DE 102007036393 А1 от 05.02.2009; RU2 655590 С1 от 28.05.2018];

- складные поворачивающиеся на шарнирах экраны [DE 2459633 А1 от 01.07.1976; DE 3638841 А1 от 19.05.1988; DE 3706775 А1 от 15.09.1988; US 5576508 А от 19.11.1996; US 20060162538 А1 от 27.07.2006; RU 2488066 С2 от 20.07.2013; US 2017097211 А1 от 06.04.2017; DE 102016101302 А1 от 27.07.2017; US 2019331462 А1 от 31.10.2019; US 10670375 В1 от 02.06.2020];

- упруго-установленные экраны, образованные из отдельных модулей [WO 2009126053 А1 от 15.10.2009; US20130092017 А1 от 18.04.2013; US 20180010891 А1 от 11.01.2018];

- саморазвертывающиеся экраны [RU 2648651 С1 от 27.03.2018];

- комбинированные экраны [ЕА 200000104 А1 от 23.04.2001; RU 2125224 С1 от 20.01.1999; RU 2238508 С1, 20.10.2004].

Из источника [DE 3638841 С2; Track cover for combat vehicles, МПК: B62D 55/088; F41H 5/013; F41H 7/04 / заявитель: KRAUSS MAFFEI AG (DE)-DE3638841 А; заявл.: 13.11.1986; опубл.: 19.05.1988] известна складная защита гусениц, содержащая опорную плиту, установленную по нижнему краю корпуса ТС и шарнирно закрепленную к верхнему краю кожуха гусеницы, обеспечивая тем самым, дополнительную баллистическую защиту; прикрепленные к опорной плите - верхний бронепакет, шарнирно соединенный с верхним краем кожуха; нижний бронепакет, шарнирно соединенный с нижним краем опорной плиты, который может крепиться в сложенном состоянии снаружи к опорной плите, а также в сложенном состоянии поворачиваться в свободное пространство шасси с его последующей фиксацией.

Благодаря возможности складывания опорной плиты обеспечивается удобный доступ к ходовой части для проведения работ по техническому обслуживанию.

Когда не требуется усиления баллистической зашиты бронепакетами, используется только опорная плита.

Опорная плита может состоять из однослойной или многослойной армирующей плиты, при этом последняя также может быть усилена на отдельных, не закрытых бронепакетом, участках.

Данная защита относится к защите бортов ТС. Применение такой конструкции для защиты лобовой или кормовой проекции корпуса ТС, без фиксации ее положения приведет к раскачке бронепакета на шарнире и ударам бронепакета по корпусу, а фиксированное положение бронепакета при наезде ТС на препятствие приведет к его поломке.

Возможность наклонного положения защитных модулей в заявляемом изобретении обеспечивает их более эффективную работу (в виде динамической защиты с элементами динамической защиты, далее - ЭДЗ, или в виде неразрывной защиты, далее - НРЗ) по сравнению с вертикальным положением бронепакетов известной защиты.

Из источника [DE 102007002577 A1; Schutzgitter, МПК: F41H 5/02; F41H 5/06; F41H 7/04 / заявитель: RHEINMETALL LANDSYSTEME GMBH (DE) - DE102007002577 А; заявл.: 11.10.2007; опубл.: 17.07.2008] известна гибкая решетка для защиты, в частности, от кумулятивных снарядов.

Известная защита, по мнению заявителя, даже в экстремальных ситуациях обеспечивает простой и удобный доступ в нужные зоны объекта; ее можно прикрепить на определенных участках, например, только в задней части объекта, когда достаточно защищаться только от приближающихся снарядов с определенных направлений, что может уменьшить дополнительный вес. Возможна комбинация защитной решетки с другими известными средствами зашиты от кумулятивных снарядов.

В развитии данного изобретения предусмотрено, что защитная решетка выполнена съемной (разобрана на отдельные секции), при этом она складывается или поворачивается для дальнейшей транспортировки на объекте.

Проблемы жестких или полужестких защитных каркасов типа решеток, применяемых для защиты корпуса и башни со всех сторон, были ранее обозначены в описании изобретения "Экранированная броня" [RU 2655590 С1, МПК: F41H 5/06 (2006.01) / патентообладатель: Акционерное общество "Уральское конструкторское транспортного машиностроения" (RU) - RU 2017114086 А; заявл.: 21.04.2017; опубл.: 28.05.2018], а именно:

- ограничение доступа экипажа в объект или к частям объекта для оперативного технического обслуживания без трудоемкого демонтажа экрана;

- низкая приспособленность к условиям эксплуатации;

- низкая габаритная проходимость.

При преодолении препятствий больших габаритов или узких негабаритных проходов любое силовое воздействие (касание жестким каркасом препятствия) в отсутствие податливости каркаса экрана может привести к его деформации или поломке.

После прекращения взаимодействия препятствия с известной экранированной броней возможность принятия элементами экрана исходной формы обеспечивается сокращаемыми по длине прочными на разрыв гибкими связями (стальные тросы, цепи) или растяжимыми связями из резины, полиуретана и т.п. - под собственным весом экрана, а в заявляемом изобретении - за счет упругости прочной гибкой связи.

При этом, в отличие от заявляемого изобретения, где защитные модули выполнены в виде прочных плоских сплошных пакетов без вырезов, не исключено крепкое зацепление элементов решетчатого экрана (гибкая решетка, экранированная броня) за препятствие в виде арматуры и т.п.с последующим его обрывом или деформацией при любой конструкции связей (прочных гибких в виде цепей, тросов или растяжимых из резины, полиуретана и т.п.).

Из источника [US 20140224108 A1, PROTECTION MEMBER FOR А PROTECTION DEVICE AND A VEHICLE WITH SUCH A DEVICE; МПК: F41H 7/04 (2006.01); F41H 5/02 (2006.01); F41H 5/013 (2006.01) / заявители: -US2014345885 А; конвенционный приоритет: 21.09.2011, SE1150861; заявл.: 18.09.2012; опубл.: 14.08.2014] известна защита в виде штор, содержащая расположенные на расстоянии друг от друга вдоль соответствующей стороны боевой машины свисающие близко к земле, без раскачивания, проволочные элементы.

В сравнении с заявляемым изобретением, такая конструкция, как и решетчатые экраны, защищает ТС с меньшей эффективностью [Защита бронетехники: угрозы и решения, URL: https://topwar.ru/92302-zaschita-bronetehniki-ugrozy-i-resheniya.html, опубл.: 15.03.2016, (дата обращения: 10.01.2023)] и не обеспечивает защиту от кинетических боеприпасов.

Из источника [SHIELD FOR A LAND VEHICLE MOUNTED ON WHEELS OR TRACKS; МПК: F41H 5/02 (2006.01); F41H 5/04 (2006.01); F41H 5/06 (2006.01) / заявитель: CLOUTH GUMMIWERKE AG - GB4023471 А; конвенционный приоритет: 01.10.1970, DE2048205 А; заявл.: 27.08.1971; опубл.: 30.08.1973] известен экран, содержащий пластину из эластичного материала, несколько смежных металлических пластин с отверстиями, каждая из которых индивидуально заключена в пластину из эластичного материала (негорючей резины), и по меньшей мере, лист тканевого материала, полностью встроенный в пластину, при этом каждый лист тканевого материала расположен рядом с соответствующей стороной металлических пластин.

Промежутки между металлическими пластинами позволяют экрану гнуться, а встроенный тканевый материал обеспечивает устойчивость его формы и увеличивает сопротивление экрана разрыву.

Преимущественно на каждой боковой кромке каждой части экрана предусмотрено, по меньшей мере, одно отверстие под болт, с помощью которого к каждой паре соседних частей экрана прикрепляется соединительное звено. Соединение между двумя соседними частями экрана обычно выполняется с помощью соединительного звена, которое соединяется с каждым экраном с помощью соответствующего болта.

В местах промежутков между смежными металлическими пластинами и в области отверстий листы тканевого материала проходят внутрь к центральной плоскости металлических пластин.

Недостаток: низкая живучесть крепления экрана при передвижении ТС через препятствия, т.к. экран закреплен жестко.

Известны бортовые экраны с интегрированными в них ЭДЗ, устанавливаемые вдоль бортов по всей длине корпуса объекта. Такие экраны устанавливают на танках Т-72БЗ, Т-90МС, Т-90М, Т-80БВМ и других боевых машинах, в частности на БМПТ [см. RU 2238508 С1 от 20.10.2004; RU 207792U1 от 16.11.2021].

Для удобства обслуживания ходовой части бронированного ТС, экраны устанавливают на шарнирах. При этом, для перевода экранов в положение для обслуживания ходовой части предварительно требуется вывернуть болты, вынуть оси, соединяющие экраны между собой, из петель, поднять экран и зафиксировать в новом положении, что усложняет доступ к элементам шасси ТС.

Применение такого крепления экрана для защиты лобовых и кормовых проекций корпуса не обеспечит живучесть экрана при передвижении ТС через препятствия, т.к. экран жестко закреплен болтами.

Для обеспечения доступа к частям оборудования ТС и проведения работ по техническому обслуживанию, экраны, как правило, выполняют складными.

Все конструкции решетчатых, сетчатых, цепных экранов применяются только для защиты от РПГ с присущей им недостаточной эффективностью. Резинотканевые экраны (и др. экраны без ЭДЗ) взводят гранаты РПГ, при этом кумулятивная струя незначительно ослабляется за счет пролета расстояния до корпуса. Решетчатые и цепные экраны при попадании взрывателя гранаты РПГ в элементы экранов работают так же, как и резинотканевые, а при непопадании взрывателя в элементы экранов для некоторых гранат с некоторой вероятностью исключают их штатный подрыв [Повышение защиты бронетехники от противотанковых средств ближнего боя, URL: http://www.btvt.narod.ru/4/defence.htm, (дата обращения: 10.01.2023)].

Кроме того, решетчатые экраны имеют низкую живучесть при передвижении ТС через препятствия (мелколесье, стесненные условия, и т.п.). Их деформация уменьшает защитные свойства и затрудняет доступ к элементам изделия для обслуживания.

Резинотканевые, решетчатые, сетчатые, цепные экраны и т.п. (экраны без ЭДЗ, рассмотренные в качестве аналогов) не обеспечивают эффективной защиты от кумулятивных средств поражения и не обладают защитными свойствами от кинетических боеприпасов (бронебойных подкалиберных снарядов).

Исходя из этого лобовую и кормовую проекции корпуса ТС требуется защитить с устранением указанных недостатков известных экранов.

Актуальность заявляемой группы изобретений определяется необходимостью создания новой, отличающейся от всех известных аналогов, дополнительной защиты корпуса ТС, устанавливаемой на его лобовой и/или кормовой проекции, которая просто и надежно монтируется, позволяет при маневрировании ТС и внешних воздействиях (при наезде на препятствия - деревья, завалы, баррикады и т.п.) обеспечить живучесть экранов.

Предлагаемая защита не требует трудоемкого дооборудования ТС (т.к. для ее установки используются штатные элементы корпуса, и в отличие от известных навесных бортовых экранов, для крепления которых применяются болты, в заявленном техническом решении для закрепления экранов в них нет необходимости).

В качестве аналогов изобретения рассмотрены следующие технические решения, сходные по назначению с заявляемой дополнительной защитой:

1) Известна дополнительная броня для боевых машин [DE3 706775 А1, Additional armour which can be repositioned locally; МПК: F41H 7/04 / заявитель: INDUSTPJEANLAGEN BETPJEBSGES (DE) - DE3706775 A; заявл.: 03.03.1987; опубл.: 15.09.1988], позволяющая, по мнению заявителя, обеспечить более высокий общий уровень защиты боевых машин за счет того, что элементы брони могут быть установлены в положение, наиболее важное для повышения защиты (в котором они обеспечивают максимальную защищенность для конкретной ситуации) с учетом изменения направления угрозы с помощью соответствующих направляющих и поворотных устройств.

Дополнительная броня может быть выполнена со смещением элементов в направляющих и/или складыванием вокруг неподвижных точек поворота.

Элементы могут состоять из нескольких соединенных между собой подэлементов.

Элементы могут устанавливаться с возможностью перемещения вручную или с использованием электрических, гидравлических приводов.

Недостатки: наличие приводов (электрических, гидравлических, ручных) усложняет конструкцию защиты, делает ее менее живучей при эксплуатационных повреждениях. Поломка привода или направляющих при положении элементов брони, обеспечивающем защиту от угроз сверху, делает невозможным поворот башни и использование вооружения; в отличие от заявляемого изобретения, где повышение живучести защиты обеспечивается в рабочем положении (без ограничений на применение вооружения ТС).

2) Известно защитное устройство [US 5625160 A, Protection arrangement for affording protection from an approaching projectile; МПК: F41H 5/007; F41H 11/00 / заявитель: DIEHL GMBH & CO (DE) - US 60233496 A; приоритет: 18.02.1995, DE 19505629 A; заявл.: 16.02.1996; опубл.: 16.02.1996], предназначенное для защиты корпуса боевого танка в направлении его движения вперед от воздействия бронебойных снарядов с помощью защитных пластин, которые могут быть отброшены, без передачи нагрузки на несущую конструкцию и без ограничения эксплуатационных функций.

Защитное устройство содержит:

- переднюю прочную опору (например, в виде трубчатой рамной конструкции, усиленной решетчатым каркасом, имеющей амортизирующую заднюю облицовку), клиновидной формы в продольном сечении, выступающую за переднюю часть танка; выполненную с возможностью отталкивать препятствия или валить деревья без серьезных повреждений;

- по меньшей мере, один модуль, установленный на передней опоре в наклонном положении, представляющий собой многослойную конструкцию, состоящую из двух пластин из броневой стали, расположенных параллельно друг над другом, между которыми расположен, предпочтительно слой высокоэнергетического взрывчатого вещества.

Недостатки: защитное устройство в стесненных условиях усложняет маневрирование танка (за счет выступания устройства за переднюю часть танка), ухудшает проходимость (за счет ограничения возможности преодоления препятствий, типа «стенка» из-за перекрытия защитным устройством ветвей гусениц), ограничивает доступ к элементам шасси для обслуживания, ввиду тяжелой прочной (для валки деревьев) передней опоры (с трубчатой рамной конструкцией, усиленной решетчатым каркасом), увеличивает габарит ТС при транспортировании.

3) Известно устройство для защиты бронетехники от кумулятивных снарядов [US 20060162538 A1, Protective device for armored vechicles, particularly for protecting against hollow-charge projectiles; МПК: F41H 7/02 (2006.01) / заявители: Pfenning Michael (DE); Kellner Gerd (DE) - US54891805 А; приоритет: 11.03.2003, DE 10310952 А; дата международной подачи: 28.02.2004, DE2004000373W; публикация заявки РСТ: 23.09.2004; опубл.: 27.07.2006], содержащее, по меньшей мере, один защитный модуль, устанавливаемый перед внешней стороной защищаемой поверхности, выполненный с возможностью перемещения из нерабочего положения, в котором он расположен в заданном фиксированном положении (как можно ближе к защищаемой стене), в рабочее положение (при угрозе), при котором, он хотя бы частично находится на значительно большем расстоянии от защищаемой стены, чем в нерабочем положении.

Защитные модули могут быть выполнены, как активными, так и пассивными; в виде пакета из нескольких многослойных пластин; в виде жалюзи с множеством наклонных слоев.

В одном из вариантов защитный модуль выполнен из двух параллельных пластин, разнесенных друг от друга, с возможностью поворота на оси, параллельной защищаемой поверхности.

В результате наклонного положения пластин (в рабочем положении защитных модулей) достигается оптимальная защита от кумулятивных снарядов.

Недостатки: для защиты от вероятной угрозы защитный модуль необходимо переводить из нерабочего положения в рабочее, затрачивая на это время, что неудобно при эксплуатации, в отличие от заявляемой защиты, в которой защитные модули всегда находится в рабочем положении, при этом нерабочее положение гибкий экран занимает только тогда, когда он упирается в препятствие. В заявляемом изобретении после прекращения воздействия препятствия на модули, экран принимает (без участия человека и приводов) рабочее положение за счет упругости гибкой связи. Кроме того, для уменьшения габарита при транспортировке заявляемая защита, в отличие от указанной, выполнена быстросъемной.

4) Известен подвижный съемный решетчатый экран [ЕР 2020585 В1, Mobile and preferably removable SLAT-protection for vehicles; F41H 5/02 (2006.01); F41H 7/04 (2006.01) / патентообладатель: RHEINMETALL LANDSYSTEME GMBH (DE) - EP 08013510 А; приоритет: 31.07.2007, DE 102007036393 А; заявл.: 26.07.2008; опубл.: 04.02.2009, EP 2020585 A2], предназначенный для защиты участков ТС, которые не должны быть повреждены, особенно при движении по бездорожью (в частности, передней и задней части транспортного средства).

Конструкция предшествующих решетчатых экранов отличается минимальным возможным расстоянием от земли до нижнего края экрана.

Известный экран содержит решетчатые панели, соединенные друг с другом подвижными соединительными элементами (типа металлических пружин, петель, цепей, шарниров, резиновых элементов и т.п.), таким образом, что панели могут отклоняться при ударе о землю (при наезде ТС на препятствие, например, неровность или насыпь). При съезде ТС с препятствия панели также отклоняются за счет подвижных соединительных элементов.

Экран крепиться к корпусу ТС с помощью кронштейнов с проушинами, таким образом, что кронштейны экрана воспринимают нагрузки от экрана в движении и взаимодействии с препятствиями. При этом степень подвижности или жесткости экрана регулируется изменением конструкции и количества соединительных элементов. Демонтированный экран может быть прикреплен к подходящим элементам на ТС с помощью соединительных элементов.

Недостатки: решетчатый экран не защищает от кинетических средств поражения, применяется для вероятностной защиты от противотанковых кумулятивных гранат; в отличие от заявляемого изобретения, решетчатый экран имеет низкую живучесть в эксплуатации при преодолении ТС препятствий в виде баррикад, завалов, руин (не исключено зацепление экрана за арматуру) или в лесу (не исключено зацепление экрана за пни и поваленные деревья). Зацепившийся за такие препятствия экран деформируется, и не может должным образом выполнять свою защитную функцию.

5) Известна система крепления брони [GB 2481510 В, Armour mounting system for a vehicle; МПК: F41H 5/013 (2006.01) / патентообладатель: The Secretary of State for Defence (Incorporated in the United Kingdom) (GB) - GB 2481510 А; приоритет: 22.06.2010, GB 201010419 А; дата международной подачи: 20.06.2011, GB 2011000914 W; публикация заявки РСТ: 29.12.2011, WO 2011161399 А1; заявл.: 16.06.2011, GB 201110175 А; опубл.: 28.12.2011], предназначенная для уменьшения повреждений установленных на ТС элементов брони, во время его маневра (за счет упругой поддержки элементов брони, обеспечивающей возврат элемента брони в исходное положение после отклонения элемента брони в результате маневров ТС).

Для крепления брони к ТС в известной системе используется закрепляемый между ТС и элементом брони гибкий кронштейн с удлиненным упругим элементом для поддержания и возврата элементов брони в исходное положение после отклонения.

Недостатки:

- элементы брони на таких упругих элементах ТС, передвигающегося по пересеченной местности, могут непредсказуемо перемещаться относительно исходного положения, что может вызывать нежелательные соударения с элементами ТС (в отличие от заявляемой защиты, в которой гибкий экран удерживается растяжками, а его положение четко определено осью и прокачкой до жесткого упора в элементы корпуса);

- элементы брони не связаны друг с другом, поэтому их непредсказуемые перемещения относительно друг друга могут привести к их взаимному смещению от исходного положения и "закусыванию" в нежелательном положении (в отличие от заявляемой защиты, в которой защитные модули связаны гибкой упругой связью);

- элементы брони большой массы не могут удерживаться на упругом элементе (в отличие от заявляемой защиты, в которой защитные модули удерживаются на прочных жестко закрепленных осях);

- крепление элементов брони болтами трудоемкое, небыстросъемное (в отличие от заявляемой защиты, которая быстро монтируется и демонтируется).

6) Известно "Устройство защиты от противотанковых кумулятивных гранат" [RU 2534485 С1; МПК: F41H 5/00 (2006.01); F41H 5/007 (2006.01) / патентообладатель: ОАО "НИИстали" (RU) - RU 2013129740 А; заявл.: 28.06.2013; опубл.: 27.11.2014], представляющее собой экран в виде основы (например, сплошной детали толщиной 40 мм из пенополиуретана ППУ-355) с металлическими объемными защитными элементами, установленный перед защищаемым объектом на расстоянии, например, при помощи растяжек в виде ремешков, пришитых по периметру основы.

Недостатки: устройство защиты в виде сетчатого экрана не защищает от кинетических средств поражения, применяется для вероятностной защиты от противотанковых кумулятивных гранат; в отличие от заявляемого изобретения сетчатый экран имеет низкую живучесть в эксплуатации при преодолении ТС препятствий (не исключено зацепление экрана за арматуру в развалинах, сучки деревьев и его последующий обрыв, вследствие низкой прочности его основы). Зацепившийся за такие препятствия и порванный экран, не может должным образом выполнять свою защитную функцию.

7) Известен танк Т-72Б с защитой нижней лобовой детали (далее - НЛД) навесным комплексом динамической защиты (далее - НКДЗ) «Контакт-1» [Основной боевой танк Т-72Б. Динамическая защита. НКДЗ «Контакт-1». URL: http://www.btvt.narod.ru/4/t-72B.htm, (дата обращения: 10.01.2023)].

Недостатки такой защиты: контейнеры НКДЗ «Контакт-1» на НЛД при наезде на препятствия могут сминаться, ухудшая защищенность ТС. Крепление каждого контейнера трудоемко. Контейнеры на НЛД перекрывают ее незначительную площадь из-за расположения ниже встроенного оборудования. Существующее крепление контейнеров не позволяет улучшить защиту НЛД за счет расположения контейнеров перед встроенным оборудованием без значительного ухудшения доступа к нему.

8) Из источника [Форум. Одетые в броню. Динамическая защита (ДЗ). URL: https://odetievbrony.ru/viewtopic. php?id=24, опубл.: 22.02.2017, (дата обращения: 10.01.2023)] известна конструкция (БМПТ "Терминатор"), принятая за прототип.Экран содержит лицевую бронеплиту, закрывающую элементы динамической защиты (ЭДЗ) от осколков и пуль; резинотканевые экраны с вырезами под установку ЭДЗ, образующие внутренний слой набора; тыльную пластину с проушинами, элементы крепления (болты) для стягивания набора пластин по периметру.

Такие экраны крепятся с помощью болтов с пружинными шайбами к планкам, которые в свою очередь прикреплены к фальшбортам болтами с пружинными шайбами. Между собой экраны соединены осями с петлями.

Целью группы изобретений является создание простой и удобной в эксплуатации конструкции дополнительной защиты корпуса бронированного ТС, устанавливаемой на его лобовой и/или кормовой проекции, которая будет являться альтернативой приведенным аналогам, свободной от их недостатков и повысит защищенность ТС в целом.

Технический результат группы изобретений выражается:

- в реализации дополнительной эффективной защиты лобовой и кормовой проекций корпуса ТС от кумулятивных и кинетических бронебойных средств поражения;

- в повышении защищенности лобовой и кормовой проекций корпуса ТС по сравнению с ранее применяемыми средствами защиты (решетчатыми, цепными, сетчатыми и резинотканевыми экранами) за счет:

для кормовой проекции - эффективной защиты (ДЗ и/или НРЗ), ранее не применяемой для модернизируемых ТС именно на их корме (экраны ДЗ и НРЗ выполняют свою функцию с более высокой вероятностью и большей эффективностью, чем экраны, приведенные для сравнения);

для лобовой проекции - возможности усиления имеющейся защиты ТС (например, имеющейся ДЗ) и/или усиления зон, насыщенных оборудованием, в которых сложно или невозможно установить известную защиту (НКДЗ «Контакт-1»);

- в повышении надежности защиты за счет повышения живучести экранов при наезде ТС на препятствие (уменьшаются или исключаются механические повреждения модулей, влияющие на их защитные свойства), что обеспечивается прочностью лицевой бронеплиты модулей;

- в расширении функциональных возможностей за счет:

защиты элементов шасси ТС прочными модулями (отклонившимися до упора в элементы корпуса и препятствующими деформации имеющегося оборудования, т.е. менее прочных элементов, находящихся за защитными модулями, например, фонарей, проводов, трубопроводов, телекамер и т.п.). Гибкие экраны с защитными модулями работают при наезде ТС на препятствие как таран или бампер, защищая указанное оборудование, в отличие от сминаемых решетчатых экранов и податливых сетчатых и цепных экранов;

повышения подвижности (проходимости) ТС с навесной защитой в виде экранов, обеспечиваемой снятием ограничений по движению передним/задним ходом через препятствие, например, лесной массив (за счет живучести экранов (прочности и гибкости) и прочности их креплений);

- в улучшении эксплуатационных характеристик - обеспечении простого монтажа экранов без сложных доработок корпуса ТС (за счет установки гибких экранов, как вариант, через переходные кронштейны на имеющиеся кронштейны корпуса); обеспечении быстрого монтажа/демонтажа экранов силами одного-двух членов экипажа ТС без использования какого-либо инструмента, что немаловажно в условиях эксплуатации при дефиците времени (за счет проушин с открытыми пазами под соответствующие лыски на осях и растяжек, удерживающих экраны), обеспечивающих, в том числе, удобный доступ к оборудованию шасси ТС.

Для достижения технического результата:

дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства, по первому варианту выполнена в виде, по меньшей мере, одного гибкого экрана, установленного снаружи транспортного средства с возможностью его поворота на жестко закрепленной оси или жестко закрепленных соосных осях, образованного из, не менее двух, связанных, по меньшей мере, одной прочной гибкой упругой связью, защитных модулей, каждый из которых содержит, по меньшей мере, одну лицевую бронеплиту, и, по меньшей мере, одну тыльную пластину с расположенным, между ними, по меньшей мере, одним внутренним слоем, при этом один из модулей выполнен поворотным на оси(ях), согласно изобретению каждый экран установлен с перекрытием защищаемой зоны соответствующей проекции корпуса в направлении движения транспортного средства и выполнен с возможностью изгиба до упора модулем(ями) в элементы корпуса в результате внешнего воздействия, при этом экран удерживается, по меньшей мере, двумя, сокращаемыми по длине, растяжками, выдерживающими растягивающие нагрузки при указанном изгибе, находящимися в расправленном состоянии и закрепленными по разные стороны в поперечном направлении от оси поворота поворотного модуля и его связи со смежным с ним модулем;

дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по второму варианту, выполнена в виде, по меньшей мере, одного гибкого экрана, установленного снаружи транспортного средства с возможностью его поворота на жестко закрепленной оси или жестко закрепленных соосных осях, образованного из, не менее двух, связанных, по меньшей мере, одной прочной гибкой упругой связью, защитных модулей, каждый из которых содержит, по меньшей мере, одну лицевую бронеплиту, и, по меньшей мере, одну тыльную пластину, с расположенным, между ними, по меньшей мере, одним внутренним слоем, при этом один из модулей выполнен поворотным на оси(ях), согласно изобретению каждый экран установлен с перекрытием защищаемой зоны соответствующей проекции корпуса в направлении движения транспортного средства и выполнен с возможностью изгиба до упора модулем(ями) в элементы корпуса в результате внешнего воздействия, при этом экран удерживается, по меньшей мере, одним прижимом, ограничивающим поворот поворотного модуля на оси(ях) и сокращаемой по длине, по меньшей мере, одной растяжкой, выдерживающей растягивающие нагрузки при указанном изгибе, находящейся в расправленном состоянии и закрепленной по другую сторону в поперечном направлении от оси поворота поворотного модуля и его связи со смежным с ним модулем;

дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по третьему варианту, выполнена в виде, по меньшей мере, одного гибкого экрана, установленного снаружи транспортного средства с возможностью его поворота на жестко закрепленной оси или жестко закрепленных соосных осях, образованного из, не менее двух, связанных, по меньшей мере, одной прочной гибкой упругой связью, защитных модулей, каждый из которых содержит, по меньшей мере, одну лицевую бронеплиту, и, по меньшей мере, одну тыльную пластину с расположенным, между ними, по меньшей мере, одним внутренним слоем, при этом один из модулей выполнен поворотным на оси(осях), согласно изобретению каждый экран установлен с перекрытием защищаемой зоны соответствующей проекции корпуса в направлении движения транспортного средства и выполнен с возможностью изгиба до упора непосредственно несвязанным(и) с корпусом модулем(ями) в элементы корпуса в результате внешнего воздействия, при этом экран удерживается, по меньшей мере, одним прижимом, исключающим поворот, по меньшей мере, одного поворотного модуля на оси(ях), при этом связь(и) выполнена(ы) с возможностью удержания в рабочем положении непосредственно несвязанного(ых) с корпусом модуля(ей).

Кроме того, по каждому варианту ось/оси может/могут быть жестко закреплена/закреплены на корпусе, а на поворотном модуле выполнены проушины для оси/осей.

Кроме того, по каждому варианту ось/оси может/могут быть жестко закреплена/закреплены на поворотном модуле, а на корпусе жестко закреплены проушины.

Кроме того, по каждому варианту, каждая проушина может быть выполнена с открытым пазом, ширина которого меньше диаметра соответствующей оси, а на оси выполнены лыски, обеспечивающие установку поворотного модуля под углом, отличным от его угла в рабочем положении относительно корпуса.

Кроме того, по каждому варианту экран может дополнительно содержать во внутреннем слое элементы динамической защиты.

Кроме того, по каждому варианту гибкая связь может являться внутренним слоем и проходить через все модули.

Кроме того, по каждому варианту, по меньшей мере, один модуль может быть дополнительно снабжен трехслойным пакетом с внешними металлическими слоями и средним неметаллическим слоем, расположенным с образованием зазора между соответствующим модулем и указанным пакетом.

Кроме того, по каждому варианту закрепление экрана к корпусу может осуществляться через, по меньшей мере, один переходный кронштейн, на котором расположена(ы) ось(и).

Кроме того, по первому варианту экран может быть дополнительно поджат к корпусу прижимом.

Кроме того, по первому варианту, по меньшей мере, часть растяжек может быть закреплена на переходном кронштейне.

Кроме того, по второму варианту, растяжка/растяжки может/могут быть закреплена/закреплены на переходном кронштейне.

Кроме того, по первому и второму вариантам растяжки могут быть выполнены в виде цепей, зацепляемых звеньями на крючках, жестко связанных с корпусом.

Под элементами корпуса понимаются его части, например, составляющий его кормовой лист или жестко закрепленные прочные элементы или оборудование.

Оси смежных экранов могут быть не соосны, т.к. у каждого экрана может быть своя ось поворота.

Сущность вариантов изобретения поясняется чертежами:

- на фиг. 1 в изометрии изображена дополнительная защита корпуса бронированного ТС по первому варианту, в котором удерживаемые цепями гибкие экраны с защитными модулями, закреплены к корпусу через переходные кронштейны и установлены на жестко закрепленных на корпусе соосных осях, размещенных в проушинах поворотных модулей;

- на фиг. 2 изображен вид А фиг. 1;

- на фиг. 3 изображена дополнительная защита корпуса бронированного ТС по первому варианту, отличающейся от варианта на фиг. 1 закреплением проушин на корпусе, а осей - на поворотных модулях;

- на фиг. 4 в изометрии изображена дополнительная защита корпуса бронированного ТС по второму варианту, в котором гибкие экраны с защитными модулями закреплены к корпусу через переходные кронштейны и удерживаются цепями и прижимами, ограничивающими поворот поворотных модулей на жестко закрепленных на корпусе соосных осях;

- на фиг. 5 изображен вид Б фиг. 4;

- на фиг. 6 в изометрии изображена дополнительная защита корпуса бронированного ТС по третьему варианту, в котором гибкие экраны с защитными модулями удерживаются прижимами, исключающими поворот поворотных модулей на жестко закрепленных на корпусе соосных осях, закрепленных на переходных кронштейнах, и выполнены с проходящей через все модули упругой связью, удерживающей в рабочем положении модули, непосредственно не связанные с корпусом;

- на фиг. 7 изображен вид В фиг. 6;

на фиг. 8 изображена дополнительная защита корпуса бронированного ТС с гибким экраном, дополнительно снабженным на одном из модулей трехслойным пакетом;

- на фиг. 9 изображены конструкции проушины с открытым пазом и оси для установки поворотного модуля под углом, отличным от его угла установки в рабочем положении;

- на фиг. 10 изображено в рабочем положении разъемное шарнирное соединение проушины и оси, представленных на фиг. 9;

- на фиг. 11 изображена работа дополнительной защиты корпуса бронированного ТС при упоре верхним защитным модулем в элементы корпуса;

- на фиг. 12 изображена работа дополнительной защиты корпуса бронированного ТС при упоре нижним защитным модулем в элементы корпуса.

Дополнительная защита корпуса 1 бронированного ТС по каждому из вариантов выполнена в виде установленного снаружи ТС, по меньшей мере, одного гибкого экрана; в конкретном примере защита выполнена из трех экранов 2, 3, 4.

Каждый экран установлен с перекрытием защищаемой зоны соответствующей проекции корпуса 1 в направлении движения ТС, т.е. для частичной или полной защиты лобовой/комовой проекций корпуса ТС.

При этом под направлением движения понимается, что у вектора скорости корпуса (вперед или назад) может быть и боковая составляющая, и частичная защита проекции корпуса может быть обеспечена экранами, расположенными со смещением от их проекции на корпус по нормали к его поперечному сечению.

Каждый экран образован из не менее двух защитных модулей; в конкретном примере - из двух модулей 5 и 6, каждый из которых содержит наружные - лицевую металлическую бронеплиту 7, тыльную металлическую пластину 8, с расположенным между ними внутренним слоем, в частности резинотканевой пластиной 9, проходящей через оба модуля 5, 6.

Бронеплита (толщиной предпочтительно не менее 8 мм) может представлять собой как монолитную толстостенную прочную пластину из броневой стали, так и несколько пластин из разных материалов, скрепленных между собой и образующих цельную прочную конструкцию.

Тыльная пластина преимущественно выполнена из металла толщиной 2…5 мм.

Внутренний слой между бронеплитой и пластиной может быть из резины, полиуретана, оргстекла и других материалов, применяемых для НРЗ, при этом связь между модулями должна быть выполнена прочной, гибкой и упругой.

Экраны 2, 3, 4 установлен с возможностью поворота на осях 10, жестко закрепленных (например, с помощью сварки), на корпусе 1 (фиг. 1, 2, 4-12) или, как вариант, на поворотном модуле 5 (фиг. 3).

Модули 5, 6 связаны прочной гибкой упругой связью. В конкретном примере гибкая связь является внутренним слоем 9.

Возможно выполнение прочной гибкой упругой связи 9 из тонкого листа пружинной стали, закрепленного к лицевой 7 или тыльной 8 пластинам смежных модулей снаружи или между ними.

Для возможности поворота каждого экрана 2, 3, 4 (при монтаже и демонтаже, изгибе до упора в прочные элементы корпуса, например, кормовой лист, прочные кронштейны оборудования ТС) на оси 10, на тыльной пластине 8 поворотного модуля 5 выполнены проушины 11 (фиг. 2).

Проушины 11 могут быть закреплены и на лицевой бронеплите 7, как наиболее прочной, за счет вырезов под проушины в тыльной пластине 8 и среднем слое 9. В случае расположения осей 10 на поворотном модуле 5 проушины 11 могут быть закреплены на корпусе 1 (фиг. 3).

Гибкость каждого экрана обеспечивается за счет гибкой упругой связи 9 между смежными модулями 5 и 6, расположенными на расстоянии друг от друга, таким образом, что возможен изгиб экрана в пределах его рабочего диапазона без соприкосновения наружными слоями 7 и 8 соответствующих слоев смежных модулей.

Для упрощения монтажа/демонтажа поворотного модуля 5 (и экрана) каждая проушина 11 выполнена с открытым пазом шириной f, а на оси(ях) 10 диаметром d, большим, чем ширина f (фиг. 9), выполнены ответные лыски Г с размером е, меньшим, чем ширина пазов f, обеспечивающие установку (взаимным расположением лыски оси и проушины) поворотного модуля 5 под углом α, отличным от его угла β в рабочем положении относительно корпуса (фиг. 10).

Для упрощения монтажа/демонтажа поворотного модуля по второму и третьему вариантам прижим 16 (как вариант, с нажимной поверхностью, как у задрайки), может переводиться в рабочее положение поворотом на своей оси без применения какого-либо инструмента.

Каждый экран 2, 3, 4 выполнен с возможностью в результате внешнего воздействия F изгиба до упора модулем (при наезде на препятствие, расположенное на уровне соответствующего модуля (дерево, пенек) или модулями (при наезде на препятствие в виде завала) в элементы корпуса (фиг. 11, 12). При этом элементы корпуса ТС, защитные модули экранов, экраны в сборе обеспечивают необходимую прочность при наезде ТС на препятствие.

Каждый экран 2, 3, 4 удерживается в рабочем положении (в котором модули расположены, преимущественно под углами 40…60° к направлению подлета средства поражения) двумя сокращаемыми по длине растяжками 12 и 13 (в конкретном примере - в виде металлических цепей), находящимися в расправленном состоянии, закрепленными по разные стороны в поперечном направлении от оси поворота поворотного модуля 5 и связи 9 со смежным с ним модулем 6 (т.е. участка связи между модулями).

В конкретном примере крепление экранов 2, 3, 4 к корпусу 1 осуществляется через переходные кронштейны 14 и 15, на которых закреплены соосные оси 10. При этом средний экран 3 установлен на тех же осях 10, на которых установлены крайние экраны 2 и 4. Такая конструкция позволяет уменьшить количество осей 10 для крепления нескольких экранов и, соответственно, количество мест их крепления; упростить размещение кронштейнов 14, 15 на оснащаемом дополнительной защитой ТС с уже имеющимся на нем оборудованием; удешевить конструкцию.

Для исключения осевого перемещения экранов на осях 10 могут быть выполнены буртики; показаны пунктирной линией - на фиг. 2, 5, 7, 8, 10, 11, 12, сплошной линией - на фиг. 9.

Растяжки 12, 13 также могут быть выполнены в виде металлического троса, каната из кевлара и т.п., и должны удовлетворять условию прочности на разрыв для конкретных вариантов конструкции экранов при их максимально возможном изгибе.

В конкретном примере (фиг. 8) снаружи на одном модуле 5 может быть закреплен трехслойный пакет 17 с внешними металлическими слоями и средним неметаллическим слоем, расположенным с образованием зазора х между соответствующим модулем и указанным пакетом. Трехслойный пакет представляет собой неразрывную защиту (НРЗ), в сочетании с ДЗ (предусмотренной вариантом исполнения модулей) дает дополнительные преимущества, известные из уровня техники.

Связи обеспечивают необходимый изгиб экрана за счет: свойств материала (прочности, гибкости, упругости) и расположения смежных модулей экрана на необходимом расстоянии друг от друга.

Связи также могут быть выполнены в виде коротких элементов между модулями.

По второму варианту (фиг. 4, 5), экраны 2, 3, 4 также, как и в первом варианте, установлены с обеспечением в результате внешнего воздействия их изгиба до упора защитными модулями в элементы корпуса 1, но при этом удерживаются в рабочем положении, каждый - прижимом 16, ограничивающим поворот поворотного модуля 5 на своей оси (или осях) и одной растяжкой 12, выдерживающей растягивающие нагрузки при указанном изгибе (в конкретном примере, при воздействии на нижний модуль 6 и отклонении его к корпусу 1 на расстояние z, до упора в корпус 1), находящейся в расправленном состоянии и закрепленной по другую сторону в поперечном направлении от оси поворота поворотного модуля 5 и его связи 9 со смежным с ним модулем 6.

В конкретном случае, когда прижим 16 взаимодействует с модулем, не имеющим оси поворота (фиг. 4, 5), ограничение поворота поворотного модуля на оси(ях) может быть опосредованное через связь 9 за счет ее упругости (жесткости).

По третьему варианту (фиг. 6, 7), применимом, преимущественно, для защиты корпуса в тех случаях, когда сложно или невозможно разместить крепления модуля/модулей, экраны 2, 3, 4 также, как и в первом варианте, установлены с возможностью изгиба в результате внешнего воздействия до упора непосредственно несвязанного с корпусом модуля 6 в элементы корпуса 1, при этом каждый экран удерживается одним прижимом 16, исключающим поворот поворотного модуля 5 на оси 10 (в данном варианте поворотный модуль 5 поворачивается только для монтажа и демонтажа экрана), а связь 9 выполнена с возможностью удержания (за счет упругости/жесткости) в рабочем положении защитного модуля 6. В указанном варианте жесткость упругой связи 9 выбирается от конкретных характеристик удерживаемого ей защитного модуля (массы, длины, угла наклона), а также от специфики ТС (скорости, назначения).

Работа

По первому варианту при встрече экрана с препятствием, оно воздействует на модули 5 или 6 с усилием F (фиг. 11, 12), вследствие чего поворотный модуль поворачивается на оси 10 до упора соответствующим модулем 5 или 6 в элементы корпуса 1. При этом гибкая упругая связь 9 между модулями изгибается, создавая повышенное напряжение на растяжке 13 или 12 соответственно (в зависимости от воздействия на соответствующий модуль 5 или 6), закрепленной по другую сторону от оси поворота поворотного модуля 5 и гибкой упругой связи 9, а растяжка, закрепленная на модуле, на который воздействует препятствие, сгибается, сокращается по длине.

По второму варианту возможны две конструкции, в одной из которых между модулем 6 и элементом корпуса имеется зазор Z (фиг. 4, 5), а в другой - зазор отсутствует (Z=0) (не показана).

В первом случае, где Z>0 при встрече с препятствием верхнего модуля 5, он поворачивается на оси 10 до упора в элементы корпуса 1. При этом гибкая упругая связь 9 изгибается, создавая повышенное напряжение на прижиме 16, который удерживает нижний модуль 6. При этом длина прижима 16 такова, что обеспечивает удержание модуля 6 при упоре модуля 5 в элементы корпуса 1. Вариант, когда поворотный модуль расположен внизу, не показан.

При встрече с препятствием нижнего модуля 6 экрана, оно воздействует на модуль, вследствие чего он отгибается до упора в элементы корпуса 1, выбирая зазор Z. При этом гибкая упругая связь 9 между модулями изгибается, создавая повышенное напряжение на растяжке 12, закрепленной по другую сторону от оси поворота поворотного модуля 5 и гибкой упругой связи 9.

Во втором случае, где Z=0, при встрече с препятствием верхнего модуля 5, экран работает, как описано выше (для верхнего модуля). При встрече с препятствием нижнего модуля 6, экран непосредственно передает усилие на элементы корпуса 1.

По третьему варианту (фиг. 6, 7), при встрече с препятствием верхнего модуля 6, непосредственно несвязанного с корпусом 1 (нижний поворотный модуль 5 зафиксирован между прижимом и элементами корпуса), верхний модуль 6 за счет гибкой упругой связи 9 отклоняется и упирается в элементы корпуса 1.

По любому из вариантов лицевая бронеплита обеспечивает прочность модуля экрана от силового воздействия F.

По любому из вариантов крепление экрана и связь между модулями обеспечивают необходимую прочность.

По любому из вариантов после прекращения воздействия препятствия на модули экран принимает рабочее (штатное, исходное) положение за счет упругости гибкой связи 9.

Возможны варианты выполнения экрана с большим (превышающем два) количеством защитных модулей. При этом возможны различные комбинации креплений экранов на корпусе растяжками и прижимами с обеспечением их рабочего положения после преодоления препятствия.

Расположение осей поворотных модулей может быть не только горизонтальным.

В заявляемой защите по первому и второму вариантам возможность расцепления поворотного модуля экрана даже при совмещении лысок Г оси 10 и паза проушины 11 исключена за счет взаимного расположения лысок и направления внешнего воздействия F (для варианта, показанного на рисунках), а по третьему варианту (в конкретном случае при расположении поворотного модуля в нижней части экрана) поворотный модуль зафиксирован от поворота прижимом, исключающим поворот поворотного модуля в сторону корпуса на угол, при котором производится расцепление оси и проушины, поэтому расцепление невозможно. По третьему варианту при расположении поворотного модуля в верхней части экрана (вариант не показан) поворот поворотного модуля в сторону корпуса на угол, при котором производится расцепление оси и проушины, соответствует прижимающему усилию внешнего воздействия F со стороны проушины поворотного модуля на ось, исключающему расцепление соединения.

Для всех вариантов не исключено иное положение поворотного модуля для демонтажа/монтажа экрана. Например, такое, при котором поворот модуля на угол, при котором производится расцепление оси и проушины, исключается растяжкой, закрепленной на нем.

Использование известных технических решений:

а) шарниров, соединяющих экран с корпусом, выполненных с возможностью быстрого сцепления-расцепления (за счет выполнения на оси шарнира лысок, совмещаемых при повороте оси с соответствующими пазами в проушинах, через которые проходит указанная ось) [RU 2190176 С1; Устройство закрепления выстрелов; МПК: F41A 9/01 (2000.01) / патентообладатель: Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (RU) - RU 4540228/02; заявл.: 13.03.1991; опубл.: 27.09.2002];

б) бортовых экранов БМПТ

в совокупности с оригинальными техническими решениями:

- закрепление экранов на оси(осях) с удержанием их в рабочем положении растяжками и/или прижимом (прижимами) без крепежа, требующего применения какого-либо инструмента;

- возврат экранов в рабочее (исходное) положение после изгиба от внешних воздействий;

- защита навесными экранами с ЭДЗ лобовой и кормовой проекций корпуса

в контексте заявляемого изобретения, обеспечивает достижение указанных технических результатов, что позволяет сделать вывод о том, что изобретение обладает новизной и не следует явным образом из существующего уровня техники, то есть соответствует критериям патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень».

Таким образом, использование изобретения в его различных вариантах позволит:

- обеспечить защиту лобовой и кормовой проекций корпуса ТС от кумулятивных и кинетических бронебойных средств поражения;

- при наезде ТС на препятствие уменьшить или исключить повреждение дополнительной защиты за счет прочности лицевых бронеплит защитных модулей, прочности креплений, прочных связей, а также возможности отклонения поворотного модуля экрана на оси, сокращаемых по длине растяжек и/или изгиба каждого экрана;

- восстанавливать экранам рабочее (исходное) положение за счет гибких упругих связей между модулями;

- облегчить монтажные и демонтажные работы при эксплуатации ТС, когда требуется быстрое (без применения каких-либо инструментов) снятие экранов силами одного-двух членов экипажа для доступа к оборудованию или их замены после боевого повреждения;

- адаптировать дополнительную защиту к геометрии корпуса конкретного ТС с имеющимся оборудованием для обеспечения углов въезда/съезда;

- адаптировать дополнительную защиту к любому ТС с минимальными доработками (для конкретного ТС, закрепляя оси жестко, при необходимости, на корпусе или на поворотном модуле; устанавливая экраны на переходные кронштейны; закрепляя экраны растяжками на переходных кронштейнах);

- применить необходимый уровень защиты или нарастить его (применением в экранах ДЗ, НРЗ или их комбинации);

- сочетать проверенные и доступные технические решения (гибкая связь экранов БМПТ, растяжка в виде цепи).

Натурные испытания предложенной защиты показали возможность преодоления препятствий в виде лесного массива с деревьями диаметром до 200 мм без повреждений экранов и их быстрый демонтаж/монтаж без какого-либо инструмента силами одного человека.

Для повышения защищенности ТС усовершенствованная защита будет уверенно конкурировать с существующими средствами дополнительной защиты, и может быть использована при модернизации ТС.

Похожие патенты RU2794373C1

название год авторы номер документа
Дополнительная защита борта бронированного транспортного средства 2023
  • Зудов Сергей Павлович
  • Терликов Андрей Леонидович
  • Япаров Гильфан Рифанович
RU2812505C1
Сборный боек противокумулятивного экрана 2021
  • Зудов Сергей Павлович
  • Терликов Андрей Леонидович
RU2763064C1
Способ защиты погона башни и устройство для его осуществления 2023
  • Авраменко Дмитрий Николаевич
  • Зудов Сергей Павлович
  • Молодняков Николай Александрович
  • Терликов Андрей Леонидович
RU2810813C1
МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ С ТРАНСФОРМИРУЕМЫМ ЗАЩИТНЫМ ЭКРАНОМ 2010
  • Краснов Александр Александрович
  • Сахабудинов Роман Владиславович
  • Никитин Сергей Алексеевич
  • Чукарин Андрей Витальевич
RU2447393C1
Способ крепления модуля динамической защиты военной гусеничной машины 2022
  • Комаров Максим Владимирович
  • Макеев Илья Андреевич
  • Панченко Станислав Федорович
  • Терликов Андрей Леонидович
RU2790734C1
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И БРОНЕПАНЕЛЬ ДЛЯ НЕГО 2015
  • Максимов Евгений Юрьевич
  • Проскуряков Андрей Дмитриевич
  • Телегин Антон Павлович
  • Тихонов Сергей Валерьевич
  • Насибуллин Айдар Дамирович
  • Ханнанов Ильнур Ильдарович
RU2595242C1
Противорикошетная противоосколочная защита транспортного модуля 2022
RU2790892C1
БРОНЕТРАНСПОРТЕР С ТРАНСФОРМИРУЕМЫМ ЗАЩИТНЫМ ЭКРАНОМ 2009
  • Краснов Александр Александрович
  • Сахабудинов Роман Владиславович
  • Федоренко Сергей Владимирович
RU2399857C1
Унифицированный боевой модуль танка 2021
  • Авраменко Дмитрий Николаевич
  • Бундин Виктор Иванович
  • Демченко Илья Александрович
  • Князев Андрей Александрович
  • Макеев Андрей Георгиевич
  • Молодняков Николай Александрович
  • Терликов Андрей Леонидович
  • Васев Владимир Валерьевич
RU2767813C1
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН 2015
  • Матвеев Олег Анатольевич
  • Бараненков Максим Николаевич
  • Трофимов Анатолий Петрович
  • Шибаев Геннадий Иванович
RU2584362C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 794 373 C1

Реферат патента 2023 года Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства (варианты)

Группа изобретений относится к вариантам выполнения дополнительной защиты корпуса бронированного транспортного средства выполнена в виде, по крайней мере, одного гибкого экрана, установленного с перекрытием защищаемой зоны лобовой/кормовой проекции корпуса. Гибкий экран образован из, не менее двух защитных модулей, расположенных в рабочем положении преимущественно наклонно, связанных, по меньшей мере, одной прочной гибкой упругой связью, выполнен с возможностью изгиба до упора модулем/ями в элементы корпуса при наезде транспортного средства на препятствие. Один из модулей выполнен с элементом, обеспечивающим его поворот на оси или соосных осях, жестко закрепленной/ых на корпусе или нем самом. Каждый модуль содержит, по меньшей мере, одну лицевую бронеплиту, и, по меньшей мере, одну тыльную пластину с расположенным, между ними, по меньшей мере, одним внутренним слоем. Согласно первому варианту гибкий экран удерживается, по меньшей мере, двумя сокращаемыми по длине, находящимися в расправленном состоянии растяжками, выдерживающими растягивающие нагрузки при изгибе экрана до упора модулями в элементы корпуса и закрепленными по разные стороны в поперечном направлении от оси поворота поворотного модуля и его связи со смежным с ним модулем. Согласно второму варианту экран удерживается, по меньшей мере, одним прижимом, ограничивающим поворот поворотного модуля на оси/ях, сокращаемой по длине, находящейся в расправленном состоянии растяжкой, закрепленной по другую сторону в поперечном направлении от оси поворота поворотного модуля и его связи со смежным с ним модулем. Согласно третьему варианту экран выполнен с возможностью изгиба до упора непосредственно несвязанным/ми с корпусом модулем/ями в элементы корпуса в результате внешнего воздействия и удерживается, по меньшей мере, одним прижимом, исключающим поворот, по меньшей мере, одного поворотного модуля на оси/ях, при этом связь/и выполнена/ы с возможностью удержания в рабочем положении непосредственно несвязанного/ых с корпусом модуля/ей. Обеспечивается эффективная защита лобовой и кормовой проекций корпуса от кинетических и кумулятивных бронебойных средств поражения. 3 н. и 26 з.п. ф-лы, 12 ил.

Формула изобретения RU 2 794 373 C1

1. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства, выполненная в виде, по меньшей мере, одного гибкого экрана, установленного снаружи транспортного средства с возможностью его поворота на жёстко закреплённой оси или жёстко закреплённых соосных осях, образованного из, не менее двух связанных, по меньшей мере, одной прочной гибкой упругой связью, защитных модулей, каждый из которых содержит, по меньшей мере, одну лицевую бронеплиту, и, по меньшей мере, одну тыльную пластину с расположенным, между ними, по меньшей мере, одним внутренним слоем, при этом один из защитных модулей выполнен поворотным на оси/осях, отличающаяся тем, что каждый гибкий экран установлен с перекрытием защищаемой зоны соответствующей проекции корпуса в направлении движения транспортного средства и выполнен с возможностью изгиба до упора защитным модулем/модулями в элементы корпуса в результате внешнего воздействия, при этом гибкий экран удерживается, по меньшей мере, двумя, сокращаемыми по длине, растяжками, выдерживающими растягивающие нагрузки при указанном изгибе, находящимися в расправленном состоянии и закреплёнными по разные стороны в поперечном направлении от оси поворота защитного модуля и его связи со смежным с ним защитным модулем.

2. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что ось/оси жёстко закреплена/закреплены на корпусе, а на поворотном защитном модуле выполнены проушины для оси/осей.

3. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что ось/оси жёстко закреплена/закреплены на поворотном защитном модуле, а на корпусе жёстко закреплены проушины.

4. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.2, 3, отличающаяся тем, что каждая проушина выполнена с открытым пазом, ширина которого меньше диаметра соответствующей оси, а на оси выполнены лыски, обеспечивающие установку поворотного защитного модуля под углом, отличным от его угла в рабочем положении относительно корпуса.

5. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что гибкий экран дополнительно содержит во внутреннем слое элементы динамической защиты.

6. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.1-3, 5, отличающаяся тем, что растяжки выполнены в виде цепей, зацепляемых звеньями на крючках, жёстко связанных с корпусом.

7. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.1-3, 5, 6, отличающаяся тем, что гибкий экран дополнительно поджат к корпусу прижимом.

8. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.1-3, 5-7, отличающаяся тем, что гибкая связь является внутренним слоем и проходит через все защитные модули.

9. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.1-3, 5-8, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, один защитный модуль дополнительно снабжён трёхслойным пакетом с внешними металлическими слоями и средним неметаллическим слоем, расположенным с образованием зазора между соответствующим защитным модулем и указанным пакетом.

10. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.1, 2, 5-9, отличающаяся тем, что крепление гибкого экрана к корпусу осуществляется через, по меньшей мере, один переходной кронштейн, на котором расположена/расположены ось/оси.

11. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по п.10, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, часть растяжек закреплена на переходном кронштейне.

12. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства, выполненная в виде, по меньшей мере, одного гибкого экрана, установленного снаружи транспортного средства с возможностью его поворота на жёстко закреплённой оси или жёстко закреплённых соосных осях, образованного из, не менее двух связанных, по меньшей мере, одной прочной гибкой упругой связью, защитных модулей, каждый из которых содержит, по меньшей мере, одну лицевую бронеплиту, и, по меньшей мере, одну тыльную пластину, с расположенным, между ними, по меньшей мере, одним внутренним слоем, при этом один из модулей выполнен поворотным на оси/осях, отличающаяся тем, что каждый гибкий экран установлен с перекрытием защищаемой зоны соответствующей проекции корпуса в направлении движения транспортного средства и выполнен с возможностью изгиба до упора защитным модулем/модулями в элементы корпуса в результате внешнего воздействия, при этом гибкий экран удерживается, по меньшей мере, одним прижимом, ограничивающим поворот поворотного защитного модуля на оси/осях и сокращаемой по длине, по меньшей мере, одной растяжкой, выдерживающей растягивающие нагрузки при указанном изгибе, находящейся в расправленном состоянии и закреплённой по другую сторону в поперечном направлении от оси поворота поворотного защитного модуля и его связи со смежным с ним защитным модулем.

13. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по п.12, отличающаяся тем, что ось/оси жёстко закреплена/закреплены на корпусе, а на поворотном защитном модуле выполнены проушины для оси/осей.

14. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по п.12, отличающаяся тем, что ось/оси жёстко закреплена/закреплены на поворотном защитном модуле, а на корпусе жёстко закреплены проушины.

15. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.13, 14, отличающаяся тем, что каждая проушина выполнена с открытым пазом, ширина которого меньше диаметра соответствующей оси, а на оси выполнены лыски, обеспечивающие установку поворотного модуля под углом, отличным от его угла в рабочем положении относительно корпуса.

16. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.12-14, отличающаяся тем, что гибкий экран дополнительно содержит во внутреннем слое элементы динамической защиты.

17. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.12-14, 16, отличающаяся тем, что растяжка/растяжки выполнена/выполнены в виде цепи/цепей, зацепляемой/зацепляемых на крючке/крючках, жёстко связанном/связанных с корпусом.

18. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.12-14, 16, 17, отличающаяся тем, что гибкая связь является внутренним слоем и проходит через все защитные модули.

19. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.12-14, 16-18, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, один защитный модуль дополнительно снабжён трёхслойным пакетом с внешними металлическими слоями и средним неметаллическим слоем, расположенным с образованием зазора между соответствующим защитным модулем и указанным пакетом.

20. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.12, 13, 16-19, отличающаяся тем, что крепление гибкого экрана к корпусу осуществляется через, по меньшей мере, один переходный кронштейн, на котором расположена/расположены ось/оси.

21. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по п.20, отличающаяся тем, что растяжка/растяжки закреплена/закреплены на переходном кронштейне.

22. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства, выполненная в виде, по меньшей мере, одного гибкого экрана, установленного снаружи транспортного средства с возможностью его поворота на жёстко закреплённой оси или жёстко закреплённых соосных осях, образованного из, не менее двух связанных, по меньшей мере, одной прочной гибкой упругой связью, защитных модулей, каждый из которых содержит, по меньшей мере, одну лицевую бронеплиту, и, по меньшей мере, одну тыльную пластину с расположенным, между ними, по меньшей мере, одним внутренним слоем, при этом один из защитных модулей выполнен поворотным на оси/осях, отличающаяся тем, что каждый гибкий экран установлен с перекрытием защищаемой зоны соответствующей проекции корпуса в направлении движения транспортного средства и выполнен с возможностью изгиба до упора непосредственно несвязанным/несвязанными с корпусом защитным модулем/модулями в элементы корпуса в результате внешнего воздействия, при этом гибкий экран удерживается, по меньшей мере, одним прижимом, исключающим поворот, по меньшей мере, одного поворотного защитного модуля на оси/осях, при этом связь/связи выполнена/выполнены с возможностью удержания в рабочем положении непосредственно несвязанного/несвязанных с корпусом защитным модулем/модулями.

23. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по п.22, отличающаяся тем, что ось/оси жёстко закреплена/закреплены на корпусе, а на поворотном защитном модуле выполнены проушины для оси/осей.

24. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по п.22, отличающаяся тем, что ось/оси жёстко закреплена/закреплены на поворотном защитном модуле, а на корпусе жёстко закреплены проушины.

25. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.23, 24, отличающаяся тем, что каждая проушина выполнена с открытым пазом, ширина которого меньше диаметра соответствующей оси, а на оси выполнены лыски, обеспечивающие установку поворотного защитного модуля под углом, отличным от его угла в рабочем положении относительно корпуса.

26. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.22-24, отличающаяся тем, что экран дополнительно содержит во внутреннем слое элементы динамической защиты.

27. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.22-24, 26, отличающаяся тем, что гибкая связь является внутренним слоем и проходит через все модули.

28. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.22-24, 26, 27, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, один защитный модуль дополнительно снабжён трёхслойным пакетом с внешними металлическими слоями и средним неметаллическим слоем, расположенным с образованием зазора между соответствующим защитным модулем и указанным пакетом.

29. Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства по любому из пп.22, 23, 26-28, отличающаяся тем, что крепление гибкого экрана к корпусу осуществляется через, по меньшей мере, один переходный кронштейн, на котором расположена/расположены ось/оси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2794373C1

US 4524674 A, 25.06.1985
DE 10028753 A1, 04.01.2001
TW 200305707 A, 01.11.2003
CN 11092268 A, 27.03.2020
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПРОТИВОТАНКОВЫХ КУМУЛЯТИВНЫХ ГРАНАТ 2013
  • Алексеев Михаил Олегович
  • Кимаев Алексей Михайлович
  • Купрюнин Дмитрий Геннадиевич
  • Хохлов Михаил Вячеславович
RU2534485C1

RU 2 794 373 C1

Авторы

Зудов Сергей Павлович

Коротин Андрей Александрович

Макеев Илья Андреевич

Терликов Андрей Леонидович

Япаров Гильфан Рифанович

Даты

2023-04-17Публикация

2023-01-24Подача