Изобретение относится к бронетанковой технике, к военным гусеничным машинам (ВГМ), в частности к танку, а именно к броневой защите упомянутого танка, позволяющей повысить защищенность погона башни от средств поражения.
Заявляемое техническое решение заключается в установке накладной броневой плиты с профилем переменного сечения в передней верхней части корпуса танка в зоне стыка «корпус-башня».
Техническим результатом является эффективное рикошетное отражение броневой плитой бронебойных средств поражения, летящих в переднем секторе в проекцию погона башни, повышение защиты от средств поражения за счёт дифференцирования толщины брони.
Известен прием снижения уязвимости боевой гусеничной машины оптимизацией конструктивных характеристик элементов и частей упомянутого транспортного средства, а именно: установкой динамической защиты [1], [8], усилением брони, химическим составом брони [2], ее структурой [5], [7], мотивированным наклоном стен, листов крыши, наружных поверхностей башни [3], наклоном оси поворота башни [4], изменением геометрии броневых пластин [2] и [5], осуществляющих броневую защиту танка [6]. Но ни одно из технических решений не затрагивает тему защиты стыка между корпусом и башней, кроме [4].
Группа патентов [1], [5], [7], [8], описывающих динамическую бронезащиту в виде деформируемых энергопоглощающих амортизаторов включает в себя упомянутые элементы – деформируемые (читай: сминаемые) амортизаторы из тонколистового профиля или в виде выпуклых тел и заглушек, размещенных снаружи и/или внутри листов, дополнительно устанавливаемых на корпус и башню танка. Достигается снижение динамических нагрузок на корпус и башню танка при воздействии атакующего средства. На взгляд заявителя, таковое переоборудование весьма трудозатратно и, судя по тому, что патенты не действуют (кроме [7]), не были осуществлены.
Заявленное техническое решение за счет установки наклонного броневого листа, обеспечивающего, по [4], защиту башни и погона от средств поражения, потребует значительного переоборудования транспортного средства (наклон оси башни, замещающий наклонный броневой лист) и по сути отличается от существующей наклонной компоновки броневого листа только его размерами.
Техническое решение в основе заявляемой защиты погона башни военной гусеничной машины, в частности, танка – установка накладной броневой плиты дифференцированного сечения в передней верхней части корпуса танка в зоне стыка «корпус-башня», показано на фиг. 1, фиг. 2, фиг. 3, фиг. 4 позициями на которых обозначено:
1 – корпус танка;
2 – башня;
3 – погон башни;
4 – броневая плита переменного сечения;
5 – средство поражения;
6 – слой энергопоглощающего материала.
α – угол встречи средства поражения с броневой плитой, град.
Фиг. 1. Общий вид.
Фиг. 2. Броневая плита.
Фиг. 3. Схема воздействия средства поражения на броневой лист.
Фиг. 4. Вариант броневого листа с энергопоглощающим материалом, продольное сечение [11].
Пример осуществления «Способа…»
На крышу передней части корпуса 1 жестко закрепляют броневую плиту 4, перекрывающую погон 3 башни, например, танка, располагая броневую плиту стороной с меньшей толщиной ближе к носовой части корпуса. При этом броневая плита 4 имеет переменную толщину 10...90 мм и в приведённом на фигурах 1-4 конкретном случае угол наклона к горизонту 5…11 град., для рикошета бронебойного подкалиберного снаряда, имеющего наименьшие углы рикошета по сравнению с другими типами средств поражения. В случае выполнения поверхности броневого листа криволинейной или образованной несколькими плоскостями упомянутая величина угла образована касательной к поверхности броневой плиты в точке встречи со средством поражения и горизонтом (траекторией средства поражения). Заявленная величина угла наклона обеспечивает рикошет средства поражения.
Как следует из многочисленных публикаций, в частности, источника [9], эффект рикошета от бронированной поверхности подтвержден при угле встречи средства поражения с броневой плитой 70 град., т.е. при угле с горизонтом 20°.
Величина угла наклона верхней плоскости броневой плиты 5…11° (конструктивный угол) зависит от фактического размера броневой плиты в направлении средства поражения и определяется с учётом конструкции конкретного транспортного средства. Нижний предел угла 5° обусловлен тенденциями развития современных БПС. Так источником [9] рекомендована величина конструктивного угла до 20° (угол встречи 70°), а в более современном источнике [10] рекомендован интервал угла до 8-11°.
Установленный броневой лист перекрывает погон башни и от кумулятивной струи кумулятивного средства поражения (фиг. 3), чем обеспечивает повышение его защиты. Для уменьшения ударного воздействия на крышу и повышения противокумулятивной стойкости бронеплиты броневая плита может быть двуслойной (фиг. 4), при этом внутренний слой выполнен из энергопоглощающего материала, например, вспененного алюминия [11] с включениями, например, керамических элементов. Энергопоглощающий материал уменьшает ударное воздействие на крышу при подрывах на лобовой части башни осколочно-фугасных и кумулятивных средств поражения, а также при срабатывании динамической защиты башни.
Технический результат и формула заявленного «Способа..» содержат указание на повышение прочности и жесткости крыши корпуса транспортного средства. Броневой лист в виде жестко закрепленной накладки имеет ширину от борта до борта корпуса и дополнительно выполняет функцию балки, тем самым повышает жёсткость и прочность крыши от ударных воздействий.
Таким образом, заявлено техническое решение в виде способа защиты погона башни транспортного средства от воздействия средства поражения и конструкция броневой плиты, обеспечивающей рикошет средства поражения, неизвестное ранее в заявленном сочетании признаков и соответствующее критериям изобретательского уровня и промышленной применимости.
Литература:
1. Коровин С.Д. и др. Динамическая бронезащита танка (варианты). Патент № 2496082, приоритет от 08.11.2011г. МПК F41H 7/04, F41H 5/013 Опубл. 20.10.2013., бюл.№ 29. Патентообладатель Тарасов В.Н., г. Омск. Патент не действует.
2. Гладышев С.А и др. Броневая сталь и стальная бронедеталь. Патент № 2353697, приоритет от 04.09.2007г. МПК C22C 38/48, F41H 5/02, F41H 1/02. Опубл. 27.04.2009, бюл. № 12. Патентообладатель ОАО «НИИ стали», г. Москва. Патент прекратил действие.
3. Беляков В.Ф. и др. Башня танка. Патент № 2169336, приоритет от 13.05.1998г. МПК F41H 5/20. Опубл. 20.06.2001г., бюл. № 17. Патентообладатель – Конструкторское бюро транспортного машиностроения, г. Омск. Патент перешел в общественное достояние.
4. Таранцев А.А. Танк. Патент № 2011142, приоритет от 15.04.1994г. МПК F41H 7/02. Опубл. 15.04.1994г. Патентообладатель - автор. Патент перешел в общественное достояние.
5. Равид М., Яакобович А., (IL). Броневая пластина. Патент на полезную модель № 138202, приоритет от 13.05.2013г. МПК F41H 5/02. Опубл. 10.03.2014г., бюл. № 7. Патентообладатель – Пласан Саса Лтд, Plasan Sasa Ltd. (IL), Израиль. Патент не действует.
6. Сальников В.А. и др. Броневая защита танка. Патент № 2397429, приоритет от 05.11.2008г. МПК F41H 5/02. Опубл. 20.08.2010г., бюл. № 23. Патентообладатель «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия», г. Омск. Патент не действует.
7. Алексеев М.О и др. Ударозащитный амортизатор. Патент № 2550060, приоритет от 07.05.2013г. МПК F16F 7/12. Опубл. 20.11.2014г., бюл. № 32. Патентообладатель – ОАО «УКБТМ», г. Нижний Тагил. Патент действует.
8. Сальников В.А. и др. Способ динамической бронезащиты корпуса и башни танка и устройство для его осуществления. Патент № 2405643, приоритет от 10.03.2009г. МПК В21С 37/00, F41H 5/013. Опубл. 10.12.2010г., бюл. № 34. Патентообладатель – Сибирская гос. автомобильно-дорожная академия, г. Омск. Патент не действует.
9. Теория и конструкция танка. В 10 томах. Т.10, кн.2. Комплексная защита. М., Машиностроение, 1990г. С.83.
10. Частные вопросы конечной баллистики. Под ред. В.А. Григоряна. М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006г. С.166, 505.
Новые технологии брони от «RHEINMETALL». [Электронный ресурс]. URL: https://andrei-bt.livejournal.com/?utm_medium=endless_ scroll/ (Обращение 20.06.2023г.).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Унифицированный боевой модуль танка | 2021 |
|
RU2767813C1 |
БАШНЯ ТАНКА | 2008 |
|
RU2366887C1 |
УНИФИЦИРОВАННАЯ БАШНЯ ТАНКА | 2001 |
|
RU2233418C2 |
Способ крепления модуля динамической защиты военной гусеничной машины | 2022 |
|
RU2790734C1 |
Модернизированный танк с комплексом активной защиты | 2022 |
|
RU2797958C1 |
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТАНК | 2001 |
|
RU2202756C2 |
Дополнительная защита корпуса бронированного транспортного средства (варианты) | 2023 |
|
RU2794373C1 |
БАШНЯ ТАНКА | 1998 |
|
RU2169336C2 |
Броневая защита | 2017 |
|
RU2651413C1 |
Дополнительная защита борта бронированного транспортного средства | 2023 |
|
RU2812505C1 |
Изобретение относится к защите погона танка от попадания в зоне стыка «корпус-башня». Защита погона танка выполнена путем установки броневой плиты переменного сечения, стороной с меньшей толщиной ближе к носовой части корпуса. Броневая конструкция для защиты погона выполнена с переменным сечением минимальной толщиной не менее 10 мм. Её наружная поверхность выполнена криволинейной, таким образом, что угол наклона между касательной к её наружной поверхности в любой точке её контакта со средством поражения и горизонтальным направлением средства поражения составляет от 5 до 11°. Достигается повышение защищенности погона башни в случае попадания средства поражения. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Способ защиты погона, соединяющего башню с корпусом транспортного средства, характеризующийся установкой на передней части крыши корпуса, в месте/местах, свободном/свободных от оборудования транспортного средства, перед погоном, по крайней мере, одной броневой конструкции переменного сечения, стороной с меньшей толщиной ближе к носовой части корпуса, обеспечивающей, по крайней мере, частичное перекрытие незащищенной части погона в переднем секторе.
2. Броневая конструкция для защиты погона, соединяющего башню с корпусом транспортного средства, устанавливаемая на передней части крыши корпуса, в месте/местах, свободном/свободных от оборудования транспортного средства, перед погоном, с, по крайней мере, частичным перекрытием незащищенной части погона в переднем секторе, выполненная с переменным сечением минимальной толщиной не менее 10 мм, при этом её наружная поверхность выполнена криволинейной, таким образом, что угол наклона между касательной к её наружной поверхности в любой точке её контакта со средством поражения и горизонтальным направлением средства поражения составляет от 5 до 11°.
3. Броневая конструкция для защиты погона, соединяющего башню с корпусом транспортного средства по п. 2, отличающаяся тем, что выполнена двуслойной, при этом нижний слой выполнен из энергопоглощающего материала.
4. Броневая конструкция для защиты погона, соединяющего башню с корпусом транспортного средства по любому из пп. 2-3, отличающаяся тем, что сечение имеет форму клина.
ТАНК | 1992 |
|
RU2011142C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТИ ПРИ ЭВИСЦЕРАЦИИ | 2007 |
|
RU2333738C1 |
ЗАЩИТНЫЙ ШЛЕМ | 1992 |
|
RU2019110C1 |
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ СТЫКА КОРПУСА И БАШНИ | |||
Инж | |||
О | |||
И | |||
АЛЕКСЕЕВ, канд | |||
техн | |||
наук И | |||
И | |||
ТЕРЕХИН | |||
Вестник бронетанковой техники | |||
Приспособление для контроля движения | 1921 |
|
SU1968A1 |
БОЕВОЙ ТАНК | 2017 |
|
RU2690746C1 |
УСТРОЙСТВО БРОНЕВОЙ ЗАЩИТЫ ТАНКОВ, БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ | 2011 |
|
RU2469256C1 |
Износостойкий композиционный материал | 1974 |
|
SU492583A1 |
Авторы
Даты
2023-12-28—Публикация
2023-06-28—Подача