Транспортный комплекс с бронированной эвакокапсулой Российский патент 2025 года по МПК F41H7/04 B62D63/02 

Описание патента на изобретение RU2839869C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и военной технике, конкретно - к бронированным наземным транспортным комплексам, предназначенным, главным образом, для ведения военных или контртеррористических операций на, главным образом, застроенной местности, с возможностью самостоятельной механизированной эвакуации экипажа.

Для проведения военных или антитеррористических операций на застроенной местности применяют бронированные машины и транспортные комплексы [1. RU 2 270 111 С1, МПК B60R 1/00, 20.02.2006; 2. RU 2 405 689 С2, МПК B60R 1/00, 20.01.2010; 3. RU 2 176 199 С1, МПК B60R 1/00, H04N 7/18, G08G 1/04]. При их поражении противником или ином выходе из строя оставшиеся в живых и раненые члены экипажей эвакуируются пешим порядком или несамостоятельно, с привлечением других, сторонних технических средств.

В то же время известны транспортные комплексы в составе бронированной машины (например, основного танка) и транспортной машины с прицепом-трейлером для его доставки к месту проведения антитеррористической или боевой операции, в том числе вариант «танк №1 непосредственно на тягаче и танк №2 на трейлере в городских условиях» [4. Ких-тенко А.В. Успехи и провалы «специальной артиллерии» // http://www.waronline.orq/write/riis-maqestv-tankychapter2.html, рис. «Перевозка танков FT-17 на автомобиле FU с трейлером. Польша»].

При этом, однако, транспортная машина №1 (грузовой автомобиль-тягач) и тем более трейлер не имеют даже противопульной броневой защиты, а принципиальная возможность эвакуации экипажа машины №1 в случае ее поражения на транспортируемой машине №2 предполагает пересадку экипажа не «за броней».

В области бронетанковой техники укоренилась концепция бронированной машины (танка) с размещением всего экипажа в капсуле, расположенной либо в центральной [5. RU 2 138 004 С1, МПК F41H 7/02, 20.09.1999], либо в носовой части машины [6. RU 2 274 819 С1, МПК F41H 7/00, 20.04.2006]. В обоих компоновочных вариантах капсула выполнена с возможностью размещения в ней всего экипажа и возможностью управления из нее комплексом (машиной) и возможностью жизнеобеспечения в ней в известных пределах по срокам и внешних воздействий со стороны противника и зараженности окружающей среды.

Такое устройство, тем не менее, не позволяет осуществлять автономную (то есть самостоятельную, без технической помощи извне) эвакуацию экипажа с указанной машины после ее поражения противником или иного выхода из строя. Только «своим ходом» под обстрелом, или на пришедших со стороны бронированных транспортных средствах, или буксировкой машины другим транспортным средством экипаж может быть эвакуирован без его выхода из капсулы. Что далеко не всегда возможно. А ведь при этом не исключена и отбуксировка вражеским транспортным средством!

В области реабилитационной техники известны наземные транспортные комплексы, состоящие из транспортного средства-носителя (автомобиля или мотоносителя) - №1 и инвалидного кресла-коляски - №2 с его бортовым временным размещением на носителе №1 [7. RU 2 179 938 С1, МПК B62D 39/00, 63/00, 27.02.2002].

Очевидно, при этом в принципе не стоит вопрос эвакуации «за броней» в экстремальных условиях.

Концепция самоходный (мобильных, «самобеглых») капсул актуальна для военной и специальной техники и к настоящему времени подкреплена целой серией проектов на уровне изобретений (автор А.Г. Семенов) [8. RU 2 504 728 С1, МПК F41H 7/00, 20.01.2014, «Бронированный наземный транспортный комплекс; 9. RU 2 612 070 С1, МПК F41H 7/00, B62D 63/00, 02.03.2017, «Наземный транспортный комплекс»; 10. RU 2 675 482 С1, МПК F41H 7/00, B62D 63/00, 19.12.2018 «Способ временного повышения проходимости наземного транспортного средства с базовым шасси и самоходной эвакокапсулой» и др.].

Все это - близкие аналоги заявляемого изобретения.

Однако вопросы дифференцированного бронирования комплекса в целом и его эвакокапсулы остались вынесенными за рамки предметов изобретений.

Наиболее полно и в одном месте «эвакокапсульная» концепция в приложении к наземным транспортным средствам и комплексам приведена в книге [11. Семенов А.Г. Наземные транспортные комплексы Концепция мобильных эвакокапсул: монография - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - 393 с. - С. 306-355], где подробно описаны несколько авторских проектов, включая принятый здесь за прототип (о прототипе отдельно см. ниже по тексту со следующего абзаца).

Наиболее близким к заявляемому транспортному комплексу устройством (принято за прототип) по назначению и совокупности существенных конструктивных признаков является транспортный комплекс с бронированной эвакокапсулой, содержащий транспортное средство, включающее свои корпус и оборудование с двигателем, трансмиссией, движителем и источником энергии, установленную на транспортном средстве мобильную эвакокап-сулу, включающую свои корпус и оборудование с двигателем, трансмиссией, движителем и источником энергии, а также обитаемое отделение управления комплексом, расположенное внутри эвакокапсулы, при этом предусмотрена возможность самостоятельного отделения эвакокапсулы от транспортного средства и автономного ее перемещения на местности, и, кроме того, комплекс содержит основное и дополнительные средства защиты от средств поражения, включая основную броню, охватывающую отделение управления, а движитель эвакокапсулы вынесен за основную броню последней [12. RU 2 617 016 О, МПК F41H 7/00, B62D 63/00, «Наземный транспортный комплекс с бортовой эвакокапсулой» / Автор-патентообладатель А.Г. Семенов. Опубл. 19.04.2017].

В устройстве-прототипе упомянутое оборудование эвакокапсулы, обеспечивающее ее мобильность, в составе, по меньшей мере, ее двигателя, трансмиссии и источника энергии, расположено внутри ее основной брони (и ее брони вообще), иначе говоря, оборудование эвакокапсулы, наряду с экипажем, «охвачены ее броней.

Такая компоновка эвакокапсулы, в условиях концепции высокоэффективной броневой защиты экипажа в капсуле, обусловливает завышенные мас-согабаритные показатели бронеконструкции. Это объясняется стереометрически: броневая «оболочка» охватывает суммарный объем и отделения управления с экипажем, и энергосиловой плюс трансмиссионной установок самоходной капсулы как транспортного средства №2 внутри базового транспортного средства №1. Что, в конечном счете, негативно отражается на тактико-технических характеристиках (ТТХ) как комплекса в целом, так и эвакокапсулы в режиме эвакуации.

Задачей (проблемой), на решение которой направлено заявляемое изобретение (а значит и технический результат), является повышение ТТХ транспортного комплекса за счет более рациональной компоновки, обеспечивающей снижение доли основной брони в общей массе ЭК при сохранении уровня защиты экипажа от средств поражения.

Указанная задача (проблема) решается тем, что в транспортном комплексе с бронированной эвакокапсулой, содержащем транспортное средство, включающее свои корпус и оборудование с двигателем, трансмиссией, движителем и источником энергии, установленную на транспортном средстве мобильную эвакокапсулу, включающую свои корпус и оборудование с двигателем, трансмиссией, движителем и источником энергии, а также обитаемое отделение управления комплексом, расположенное внутри эвакокапсулы, при этом предусмотрена возможность самостоятельного отделения эвакокапсулы от транспортного средства и автономного ее перемещения на местности, и, кроме того, основное и дополнительные средства защиты от средств поражения, включая основную броню, охватывающую отделение управления, а движитель эвакокапсулы вынесен за основную броню последней, согласно заявляемому изобретению, упомянутое оборудование эвакокапсулы, обеспечивающее ее мобильность, в составе, по меньшей мере, ее двигателя, трансмиссии и источника энергии, расположено снаружи основной брони.

Указанная выше цель (проблема) решается также за счет предлагаемых дополнительных признаков и совокупностей признаков, а именно:

- корпус эвакокапсулы и основная броня могут быть конструктивно объединены в броневой корпус эвакокапсулы (это может в большей мере адаптировано к принятой на предприятии-изготовителе технологией производства бронеконструкций, в частности, наличию оборудования и опыта литья);

- основная броня может быть выполнена накладной, в виде броневых плит, смонтированных на внешней стороне корпуса эвакокапсулы (это также может, как альтернатива предыдущему, в большей мере адаптировано к принятой на предприятии-изготовителе технологией производства бронеконструкций, в частности, опыта сборки модульных конструкций с бронеплитами, облегчает увязку модульной брони с монтажом агрегатов и узлов энергосилового и трансмиссионного оборудования);

- основная броня может быть выполнена дифференцированной, с меньшей толщиной с тыльной стороны оборудования эвакокапсулы, с учетом защитных свойств этого экранирующего оборудования (это рационально с позиций уравнивания защитных свойств брони по любому пространственному направлению в полярной системе координат, при этом очевидна тенденция к еще большей минимизации массогабаритных показателей эвакокапсулы и транспортного комплекса в целом);

Среди известных устройств и способов не обнаружены такие, совокупность существенных признаков которых совпадала бы с заявляемой. В то же время, именно за счет последней достигается новый технический результат в соответствии с поставленной задачей.

Четкое разграничение ограничительной и отличительной частей приведенных совокупностей существенных признаков, отражающее результаты сравнительного анализа заявляемого устройства с прототипом, соотносятся с мировым уровнем новизны технического решения. Мировой уровень новизны - первый из триады признаков (критериев) изобретения.

Далее, совокупности отличительных существенных признаков заявляемого транспортного комплекса не является простой суммой известных технических результатов применения порознь известных компонентов устройства. Имеет место «эмерджентность», т.е. «сверхэффект» (в патентоведческом значении этого термина), которая(ый) не была(был) очевидным для специалиста из достигнутого уровня техники, разумеется, до рассмотрения заявляемого технического решения. С существенным техническим результатом. Это убедительно демонстрирует изобретательский уровень разработки как второй из триады квалификационных признаков изобретения.

Третий квалификационный признак, - промышленная применимость, -также неоспорим и вытекает, прежде всего, из того же накопленного опыта проектирования, производства и эксплуатации (практического использования) транспортных и комплексов, входящего в их состав оборудования, броневых конструкций.

На фигурах 1-4 схематически (в едином графическом стиле) показана логика перехода от классической компоновочной концепции ТС (фиг. 1) к «кап-сульной» (фиг. 2), от нее - к «эвакокапсульной» компоновочной концепции принятого за прототип транспортного комплекса (фиг. 3), а от нее уже к «усовершенствованной эвакокапсульной» компоновочной концепции заявляемого транспортного комплекса (фиг. 4). Конкретно изображено:

На фиг. 1 - условная обобщенная схема «классической» компоновочной концепции ТС, вид в сверху (в плане).

На фиг. 2 - условная обобщенная схема «капсульной» компоновочной концепции ТС, вид в сверху (в плане).

На фиг. 3 - условная обобщенная схема «эвакокапсульной» компоновочной концепции транспортного комплекса, принятой за прототип, вид в сверху (в плане).

На фиг. 4 - условная обобщенная схема «усовершенствованной эвакокапсульной» компоновочной концепции заявляемого транспортного комплекса, вид в сверху (в плане).

На иллюстрациях используется символ Э - «экипаж», а позициями обозначены следующие элементы устройств (транспортных средств и комплексов):

1 - базовое транспортное средство №1 (ТС№1) в составе транспортного комплекса; 2 - корпус (здесь - с противопульно-осколочным бронированием) ТС№1; 3 - динамическая защита ТС№1; 4 - оборудование с двигателем(ями), трансмиссией и источником энергии ТС№1; 5 л и 5п - соответственно левые и правые элементы движителя ТС№1; 6 - эвакокапсула (ЭК) как транспортное средство №2 (ТС№2) для фиг. 3, 4 и немобильная капсула для фиг. 2; 7 - отделение управления транспортным комплексом (в целом и ЭК), с местом для размещения экипажа транспортного комплекса, и жизненным пространством; 8 - оборудование с двигателем, трансмиссией и источником энергии ЭК; 9л и 9п - соответственно, левый и правый элементы ЭК; 10 - корпус с основной броней (здесь - противоснарядной) ЭК.

Транспортный комплекс с бронированной эвакокапсулой содержит (см. фиг.4) транспортное средство 1 (ТС №1, базовое транспортное средство транспортного комплекса), включающее свои корпус 2 и оборудование 4 с двигателем, трансмиссией, источником энергии и движителем 5 (5 л и 5п), установленную на ТС№1 мобильную (самоходную, «самобеглую») эвакокапсулу (ЭК) 6, образующую отделение 7 управления ТС№1+ТС№2 (ЭК) и включающую свои корпус 10 и оборудование 8 с двигателем, трансмиссией, источником энергии и движителем 9 (9л и 9п), а также обитаемое отделение 7 управления транспортным комплексом, расположенное внутри ЭК 6,

При этом предусмотрена возможность самостоятельного отделения ЭК 6 от базового ТС№11 и автономного ее (6) перемещения на местности,

Кроме того, комплекс содержит основное и дополнительные средства защиты от средств поражения, включая основную броню 10 (противоснарядно-осколочную), охватывающую отделение 7 управления, а движитель 9 ЭК 6 вынесен за основную броню 10.

Оборудование 8 ЭК 6, обеспечивающее ее мобильность, в составе, по меньшей мере, ее двигателя, трансмиссии и источника энергии, расположено снаружи основной брони 10.

В частных случаях (примерах выполнения заявляемого изобретения) предусмотрены следующие технические решения.

Корпус (10) ЭК 6 и основная броня (10) могут быть конструктивно объединены в броневой корпус 10 ЭК 6 (иначе говоря, ЭК 6 выполнена с броне-корпусом 10).

Как альтернативы предыдущему, основная броня 10 может быть выполнена накладной, в виде броневых плит (10), смонтированных на внешней стороне корпуса (10) ЭК 6.

Основная броня 10 может быть выполнена дифференцированной, причем с меньшей толщиной с тыльной стороны оборудования 8 ЭК 6, с учетом защитных свойств экранирующего оборудования 8.

Далее даны прочие технические оговорки.

Под упомянутыми выше дополнительными средствами защиты понимаются, прежде всего, блоки динамической защиты 3, установка которых рекомендуется снаружи корпуса 2 ТС№11 в компенсацию сознательно ослабленной его брони в капсульной концепции бронетанковой техники. В принципе, не исключены и рекомендации применения активной защиты.

В данной заявке принципиально, как видим, отнесение к дополнительным средствам защиты (здесь - экипажа Э и отделения 7 в целом) и оборудования 4, 5, 8, 9, как физических тел, экранирующих эти объекты защиты.

Компоновка устройства и конструкция корпуса 2 ТС№1, разумеется, предусматривает возможность самостоятельного покидания эвакокапсулой 6 ТС№1. При этом возможно множество вариантов, включая уже известные из упомянутых в обзорной части описания в источниках информации [8-11].

Устройство работает следующим образом.

Функционирование транспортного комплекса 1+6 как в штатном режиме нахождения ЭК 6 на ТС№1, так и в аварийном режиме «эвакуация ЭК 6 с покиданием ТС№1 и автономным движением ЭК 6», принципиально не отличается от аналогов и прототипа.

Интерес представляют защитные свойства в обеспечение показателей «защита от средств поражения» и «массогабаритные показатели», входящие в понятие «ТТХ».

При одной и той же эквивалентной толщине основной брони 10 (с учетом дополнительной защиты экранированием посредством оборудования 8, 9 и прочего конструктива), защита отделения 7 с экипажем Э будет практически одинаковой (при прочих равных условиях), но габариты, а значит и масса основного бронирования 10 ЭК 6 существенно минимизируются, поскольку оборудование 8, вслед за движителем 9, вынесено наружу броневого корпуса 10. При этом, понятно, оборудование само становится менее защищенным, но это неизбежная «плата» за сформулированный положительный технический результат, ибо «люди важнее».

Сопутствующим техническим результатов можно считать улучшение взаимосвязи движителя 9 (9а и 96) ЭК 6 с трансмиссией 8.

Таким образом, имеет место повышение ТТХ транспортного комплекса за счет более рациональной компоновки, обеспечивающей снижение доли основной брони в общей массе ЭК при сохранении уровня защиты экипажа от средств поражения.

Похожие патенты RU2839869C1

название год авторы номер документа
Наземный транспортный комплекс с бортовой самоходной эвакокапсулой 2015
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2617016C1
Способ временного повышения проходимости наземного транспортного средства с базовым шасси и самоходной эвакокапсулой 2017
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2675482C1
Мобильный бронированный командно-штабной комплекс "Букашка" 2024
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2840139C1
БРОНИРОВАННЫЙ НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС 2012
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2504728C1
Наземный транспортный комплекс 2016
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2612070C1
Способ защиты экипажа и оборудования наземного бронированного транспортного комплекса с колёсной самоходной обитаемой эвакокапсулой 2019
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2710867C1
Объект бронетехники с капсулой для экипажа, эвакуируемой вертолетом 2019
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2723352C1
БРОНИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ С ДИНАМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ 2013
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2514965C1
Способ использования транспортного комплекса из наземной бронированной машины и вертолета 2018
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2703322C1
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО БРОНИРОВАННОГО ВОЕННОГО ОБЪЕКТА 2015
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2585915C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 839 869 C1

Реферат патента 2025 года Транспортный комплекс с бронированной эвакокапсулой

Изобретение относится к бронированным наземным транспортным комплексам, Транспортный комплекс с бронированной эвакокапсулой содержит транспортное средство, включающее свои корпус и оборудование с двигателем, трансмиссией, источником энергии и движителем, мобильную эвакокапсулу. мобильная эвакокапсула включает свои корпус и оборудование с двигателем, трансмиссией, источником энергии и движителем, обитаемое отделение управления комплексом. При этом предусмотрена возможность самостоятельного отделения эвакокапсулы от транспортного средства и автономного ее перемещения на местности, Комплекс также содержит основное и дополнительные средства защиты от средств поражения, включая основную броню, охватывающую отделение управления, а движитель эвакокапсулы вынесен за основную броню. Оборудование эвакокапсулы, обеспечивающее ее мобильность, в составе, по меньшей мере, ее двигателя, трансмиссии и источника энергии, расположено снаружи основной брони. Достигается повышение тактико-технических характеристик транспортного комплекса. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 839 869 C1

1. Транспортный комплекс с бронированной эвакокапсулой, содержащий

транспортное средство, включающее свои корпус и оборудование с двигателем, трансмиссией, движителем и источником энергии,

установленную на транспортном средстве мобильную эвакокапсулу, включающую свои корпус и оборудование с двигателем, трансмиссией, движителем и источником энергии,

а также обитаемое отделение управления комплексом, расположенное внутри эвакокапсулы,

при этом предусмотрена возможность самостоятельного отделения эвакокапсулы от транспортного средства и автономного ее перемещения на местности,

и, кроме того, комплекс содержит основное и дополнительные средства защиты от средств поражения, включая основную броню, охватывающую отделение управления, а движитель эвакокапсулы вынесен за основную броню последней,

отличающийся тем, что

упомянутое оборудование эвакокапсулы, обеспечивающее ее мобильность, в составе, по меньшей мере, ее двигателя, трансмиссии и источника энергии, расположено снаружи основной брони.

2. Транспортный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что корпус эвакокапсулы и основная броня конструктивно объединены в броневой корпус эвакокапсулы.

3. Транспортный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что основная броня выполнена накладной, в виде броневых плит, смонтированных на внешней стороне корпуса эвакокапсулы.

4. Транспортный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что основная броня выполнена дифференцированной, с меньшей толщиной с тыльной стороны оборудования эвакокапсулы, с учетом защитных свойств этого экранирующего оборудования.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2839869C1

БРОНИРОВАННЫЙ НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС 2012
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2504728C1
ТАНК СТАРОВЕРОВА 2015
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2580379C1
0
  • К. Я. Фреймакис Б. П. Врублевскис
SU187511A1
Наземный транспортный комплекс 2016
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2612070C1
Способ защиты экипажа и оборудования наземного бронированного транспортного комплекса с колёсной самоходной обитаемой эвакокапсулой 2019
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2710867C1
DE 102013101630 A1, 21.08.2014.

RU 2 839 869 C1

Авторы

Семенов Александр Георгиевич

Даты

2025-05-13Публикация

2024-08-13Подача