Изобретение относится к области контроля твэлов ядерных установок при их производстве, а именно, цилиндрических твэлов с навивкой дистанционирующей проволоки или ленты.
В настоящее время, при контроле сплошности топливного столба твэла широко используется гамма-абсорбционный метод, однако наличие дистанционирующей проволоки или ленты при ее произвольном положении вносит существенный вклад в рост погрешности контроля.
Известно устройство для радиационного контроля плотности стержневых твэлов со спиралью, содержащее источник излучения, детектор, средство перемещения с держателем твэла, блок управления, электрически связанный с детектором и средством перемещения, при этом оно дополнительно содержит датчик положения спирали твэла и двигатель поворота держателя твэла, подключенные к блоку управления, а средство ориентации твэла выполнено в виде двух соосных втулок, установленных с противоположных сторон от оси источник-детектор, причем ось втулок перпендикулярна оси источник-детектор» (А.с. СССР №SU 1163747 А1-Заявка №3712842 от 22.03.1984, МПК: G21C 17/06-прототип).
Твэл закрепляется в поворотном держателе за торцевую часть и, при помощи устройства линейного перемещения, вводится в зазор между источником гамма-излучения и детектором. Перед каждым измерением ориентации при помощи датчика определяется положение проволоки и поворотным держателем твэл доворачивается.
Недостатком данного устройства является сложность встраивания в существующую транспортную систему горизонтального типа с ведущими и прижимными роликами, а также прерывистый «покадровый» режим работы.
Задачей изобретения является создание устройства контроля топливного столба тепловыделяющего элемента с навивкой дистанционирующей проволоки или ленты, применение которого позволит исключить указанные недостатки и обеспечит повышение производительности контроля твэлов с навивкой дистанционирующей проволоки или ленты; позволит исключить возможность повреждения спиральной навивки и обеспечит совместимость с существующими транспортными системами горизонтального типа.
Решение указанной задачи достигается тем, что в предложенном устройстве контроля топливного столба тепловыделяющего элемента с навивкой дистанционирующей проволоки или ленты, содержащем горизонтальную транспортную систему с ведущими и открывающимися прижимными роликами, блоки контроля топливного столба гамма-абсорбционным методом, устройство ориентации углового положения твэла фильерного типа, с датчиком навивочной проволоки оптоэлектронного типа, согласно изобретению, устройство ориентации фильерного типа выполнено многозаходовым с малой базой и приводом вращения вокруг продольной оси на основе шагового двигателя с возможностью как движения в любую сторону, так и останова в заданном положении, при этом устройство ориентации оснащено датчиком наличия тепловыделяющего элемента и двумя бесконтактными датчиками индукционного типа отклонения дистанционирующей проволоки от заданного значения влево и вправо, транспортная система дополнительно оснащена приводом линейного перемещения с замыкаемым приводным люнетом, управление шаговым двигателем, приводом линейного перемещения и приводным люнетом осуществляется от блока управления, при этом выход датчика наличия твэла соединен с первым входом блока управления, выход оптоэлектронного датчика ориентации дистанционирующей проволоки соединен со вторым входом блока управления, выход первого бесконтактного датчика отклонения влево соединен с третьим входом блока управления, выход второго бесконтактного датчика соединен с четвертым входом блока управления, первый выход блока управления соединен со входом драйвера шагового двигателя, второй выход блока управления соединен с приводом замыкания управляемого люнета и открытия прижимных роликов транспортной системы, четвертый выход блока управления соединен с приводом вращения тепловыделяющего элемента, причем скорость линейного перемещения и вращения твэла синхронизированы и определяются шагом навивки дистанционирующей проволоки или ленты, при этом блоки контроля топливного столба работают гамма-абсорбционным методом и размещены таким образом, что при данной угловой ориентации тепловыделяющего элемента дистанционирующая проволока или лента размещена вне поля коллиматоров датчиков гамма-излучения.
В предложенном решении устройство ориентации фильерного типа выполнено многозаходным, что исключает необходимость угловой ориентации твэла при вводе в фильеру. Также база устройства выполняется чрезвычайно малой, что существенно уменьшает трение при перемещении твэла с навивкой по устройству.
Для установления необходимой начальной угловой ориентации твэла, указанное устройство ориентации оснащается датчиком наличия твэла, оптоэлектронным датчиком дистанционирующей проволоки, установленным однозначно относительно базы устройства и двумя бесконтактными индукционными датчиками отклонения дистанционирующей проволоки, один из которых определяет отклонение влево, другой - вправо. Само устройство ориентации выполнено с возможностью управляемого поворота вокруг оси, при помощи привода на основе шагового двигателя.
Применение шагового двигателя в данном техническом решении обусловлено возможностью реализации управляемой фиксации выбранного углового положения устройства ориентации.
Для управляемого перемещения твэла, в устройство введены привод линейного перемещения и приводной управляемый люнет, в совокупности обеспечивающее линейное перемещение твэла с синхронным вращением, с шагом навивки дистанционирующей проволоки или ленты. Управление устройством осуществляемое по специальному алгоритму.
Указанная совокупность признаков является новой и обладает изобретательским уровнем.
Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 показана схема устройства контроля топливного столба твэла с навивкой дистанционирующей проволоки, на фиг. 2 показана 3-D модель многозаходного фильерного направляющего устройства, на фигуре 3 показана схема ориентации дистанционирующей проволоки в исходном положении - А и положении при контроле - В, поворотом направляющего устройства на углы ϕ1 и ϕ2 через срабатывание датчика 9 и 8 и через срабатывание датчика 10 и 8 соответственно.
Устройство работает следующим образом:
Контролируемый твэл 1, при помощи штатной транспортной системы, состоящей из ведущих роликов 2 и прижимных роликов 3, вводится верхней заглушкой в многозаходную фильеру направляющего устройства 4.
При этом срабатывает датчик наличия твэла 5. Блок управления выдает команду на драйвер 7 шагового двигателя 6 на поворот направляющего устройства 4 до срабатывания оптоэлектронного датчика 8 при отсутствии сигналов с датчиков отклонения 9 и 10, после чего выдается команда на перевод шагового двигателя в режим фиксации углового положения и одновременно подается команда на закрытие приводного люнета 13. Привод линейного перемещения 11 из крайнего левого положения начинает перемещение с одновременным синхронизированным вращением твэла приводным люнетом 13.
Твэл 1 перемещается через блоки контроля 14 с такой ориентацией дистанционирующей проволоки 16, показанной на фиг. 4, что она не попадает в зону щелевых коллиматоров 17 датчиков гамма-излучения 18 и источников гамма-излучения 19. При достижении кареткой механизма линейного перемещения 11 крайнего правого положения, люнет размыкается, каретка перемещается в крайнюю левую точку, люнет закрывается и процесс повторяется.
Использование предложенного технического решения позволит уменьшить усилие при перемещении твэла через устройство ориентации, повысить скорость протяжки твэла, увеличить производительность контроля, исключить возможность повреждения спиральной навивки и обеспечит совместимость с существующими транспортными системами горизонтального типа.
Источники информации
1. Патент СССР №SU 1163747 А1, МПК: G21C17/06, опубл. 30.03.1991 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ автоматического контроля наличия комплектующих в твэлах и сплошности топливного столба и устройство для его реализации | 2022 |
|
RU2792704C1 |
ЛИНИЯ КОНТРОЛЯ И РАЗБРАКОВКИ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ | 2003 |
|
RU2256248C2 |
СМЕННОЕ ЦЕНТРИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТВЭЛОВ С НАВИВКОЙ ДИСТАНЦИОНИРУЮЩЕЙ ПРОВОЛОКИ ИЛИ ЛЕНТЫ | 2023 |
|
RU2805300C1 |
Способ контроля длин составных частей топливного столба тепловыделяющих элементов и установка для его осуществления | 2022 |
|
RU2787013C1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СНИМАЕМОЙ АЛЬФА-ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ТВЭЛОВ С НАВИТОЙ ПРОВОЛОКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2020 |
|
RU2787837C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ЛИНИЯ СБОРКИ ТВЭЛ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЯДЕРНЫХ РЕАКТОРОВ ТИПА БН | 1994 |
|
RU2094866C1 |
Способ измерения концентрации гелия в тепловыделяющем элементе | 2021 |
|
RU2772652C1 |
Устройство для радиационного контроля плотности стержневых твэлов со спиралью | 1984 |
|
SU1163747A1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ ТОПЛИВНОГО СТОЛБА, КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЕТАЛЕЙ В ТВЭЛЕ ГАММА-АБСОРБЦИОННЫМ И РЕНТГЕНОСКОПИЧЕСКИМ МЕТОДАМИ | 2023 |
|
RU2805167C1 |
УСТРОЙСТВО ОТМЕРА ДЛИНЫ СТОЛБА СТЕРЖНЕВЫХ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ПОДАЧИ ТОПЛИВНЫХ ТАБЛЕТОК В ОБОЛОЧКУ | 2010 |
|
RU2448379C1 |
Изобретение относится к области контроля твэлов ядерных установок при их производстве, а именно, цилиндрических твэлов с навивкой дистанционирующей проволоки или ленты. Устройство ориентации фильерного типа выполнено многозаходным с малой базой и приводом вращения вокруг продольной оси на основе шагового двигателя с возможностью как движения в любую сторону, так и останова в заданном положении. Устройство ориентации оснащено датчиком наличия тепловыделяющего элемента и двумя бесконтактными датчиками индукционного типа отклонения дистанционирующей проволоки от заданного значения влево и вправо. Транспортная система дополнительно оснащена приводом линейного перемещения с замыкаемым приводным люнетом. Управление шаговым двигателем, приводом линейного перемещения и приводным люнетом осуществляется от блока управления. Выход датчика наличия твэла соединен с первым входом блока управления. Выход оптоэлектронного датчика ориентации дистанционирующей проволоки соединен со вторым входом блока управления. Выход первого бесконтактного датчика отклонения влево соединен с третьим входом блока управления. Выход второго бесконтактного датчика соединен с четвертым входом блока управления. Первый выход блока управления соединен со входом драйвера шагового двигателя. Второй выход блока управления соединен с приводом замыкания управляемого люнета и открытия прижимных роликов транспортной системы. Четвертый выход блока управления соединен с приводом вращения тепловыделяющего элемента. Скорость линейного перемещения и вращения твэла синхронизированы и определяются шагом навивки дистанционирующей проволоки или ленты. Работа блоков контроля топливного столба основана на гамма-абсорбционном методе. Блоки размещены таким образом, что при данной угловой ориентации тепловыделяющего элемента дистанционирующая проволока или лента размещена вне поля коллиматоров датчиков гамма-излучения. Техническим результатом при реализации заявленного решения является возможность исключить указанные недостатки и обеспечит повышения производительности контроля твэлов с навивкой дистанционирующей проволоки или ленты, а также исключение возможность повреждения спиральной навивки и обеспечит совместимость с существующими транспортными системами горизонтального типа. 4 ил.
Устройство контроля топливного столба тепловыделяющего элемента с навивкой дистанционирующей проволоки или ленты, содержащее горизонтальную транспортную систему с ведущими и открывающимися прижимными роликами, блоки контроля топливного столба гамма-абсорбционным методом, устройство ориентации углового положения твэла фильерного типа, с датчиком навивочной проволоки оптоэлектронного типа, отличающееся тем, что устройство ориентации фильерного типа выполнено многозаходовым с малой базой и приводом вращения вокруг продольной оси на основе шагового двигателя с возможностью как движения в любую сторону, так и остановки в заданном положении, при этом устройство ориентации оснащено датчиком наличия тепловыделяющего элемента и двумя бесконтактными датчиками индукционного типа отклонения дистанционирующей проволоки от заданного значения влево и вправо, транспортная система дополнительно оснащена приводом линейного перемещения с замыкаемым приводным люнетом, управление шаговым двигателем, приводом линейного перемещения и приводным люнетом осуществляется от блока управления, при этом выход датчика наличия твэла соединен с первым входом блока управления, выход оптоэлектронного датчика ориентации дистанционирующей проволоки соединен со вторым входом блока управления, выход первого бесконтактного датчика отклонения влево соединен с третьим входом блока управления, выход второго бесконтактного датчика соединен с четвертым входом блока управления, первый выход блока управления соединен со входом драйвера шагового двигателя, второй выход блока управления соединен с приводом линейного перемещения, третий выход блока управления соединен с приводом замыкания управляемого люнета и открытия прижимных роликов транспортной системы, четвертый выход блока управления соединен с приводом вращения тепловыделяющего элемента, причем скорость линейного перемещения и вращения твэла синхронизированы и определяются шагом навивки дистанционирующей проволоки или ленты, при этом блоки контроля топливного столба работают гамма-абсорбционным методом и размещены таким образом, что при данной угловой ориентации тепловыделяющего элемента дистанционирующая проволока или лента размещена вне поля коллиматоров датчиков гамма-излучения и не вносит погрешность в скорости счета.
Устройство для радиационного контроля плотности стержневых твэлов со спиралью | 1984 |
|
SU1163747A1 |
Установка для контроля характеристик виброуплотненных тепловыделяющих элементов | 2017 |
|
RU2671819C1 |
Книга: "Тепловыделяющие элементы ядерных реакторов", 1996 | |||
Устройство для калибровки овощей | 1980 |
|
SU1011106A1 |
УСТРОЙСТВО СНАРЯЖЕНИЯ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА | 2019 |
|
RU2713220C1 |
US 6697450 B2, 24.02.2004. |
Авторы
Даты
2023-05-02—Публикация
2022-01-21—Подача