Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно - к стабилизирующим добавкам, которые используются при приготовлении щебеночно-мастичного асфальтобетона и могут найти применение при изготовлении дорожных покрытий.
Щебёночно-мастичный асфальтобетон - разновидность асфальтобетона каркасного типа для устройства дорожного покрытия, разработанный в 1960-х годах в ФРГ. Отличается высокой деформативностью при растяжении и прочностью при сдвиге, пригоден для сильно загруженных магистралей [https://ru.wikipedia.org/wiki/Щебёночно-мастичный_асфальтобетон].
Специфика состава и структуры щебеночно-мастичного асфальтобетона предусматривает обязательное присутствие стабилизирующей добавки. Стабилизирующие добавки предназначены для введения в щебеночно-мастичный асфальтобетон на стадии приготовления с целью обеспечения устойчивости к расслаиванию смеси в пределах нормы стекания вяжущего во время предварительного хранения в накопительных бункерах и во время транспортировки к месту укладки в покрытие.
Из исследованного уровня техники заявителем выявлено изобретение по патенту РФ №2458950 «Стабилизирующая добавка для щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси и способ ее получения». Сущностью является стабилизирующая добавка для щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси в виде гранул, включающая органическое вяжущее и структурообразователь, отличающаяся тем, что в качестве органического вяжущего добавка содержит отход масложирового производства, выбранный из группы: жировая композиция, или госсиполовая смола, или флотогудрон, или техническая олеиновая кислота марки В, в качестве структурообразователя целлюлозное волокно и дополнительно гидроксид натрия и воду при следующем соотношении компонентов, мас. %: Целлюлозное волокно - 80-85; Указанный отход масложирового производства - 10-15; гидроксид натрия - 0,4-0,8; вода - остальное.
К основным недостаткам известной стабилизирующей добавки относится то, что при низком показателе стекания органического вяжущего (битума) снижается водостойкость, а также в результате дороговизны товарного целлюлозного волокна повышается себестоимость конечного продукта.
Из исследованного уровня техники заявителем выявлено изобретение по патенту РФ №2542010 «Стабилизирующая добавка для щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси». Сущностью является стабилизирующая добавка для щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, включающая органическое вяжущее, структурообразователь и воду, отличающаяся тем, что в качестве органического вяжущего содержит парафин, структурообразователя - целлюлозно-бумажные отходы и дополнительно включает известняковый минеральный порошок при следующем соотношении компонентов, мас. %: Целлюлозно-бумажные отходы - 70-80; известниковый минеральный порошок - 8-14; парафин - 8-12; вода - остальное.
К основным недостаткам известной стабилизирующей добавки относятся высокий показатель стекания, а также низкие показатели стойкости к колеобразованию, что характеризует показатель сдвигоустойчивости.
Техническим результатом заявленного технического решения является расширение арсенала известных средств указанного назначения путем разработки стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичного асфальтобетона, позволяющий достигнуть:
- увеличения коэффициента водостойкости при низком показателе стекания органического вяжущего,
- повышения стойкости к колеобразованию, то есть уменьшения показателя средней глубины колеи,
- снижения себестоимости в результате использование нефтяного кокса в качестве одной из главных составляющих, который, в отличие от целлюлозных волокон, стоит существенно дешевле.
Сущностью заявленного технического решения является стабилизирующая добавка для щебеночно-мастичного асфальтобетона, включающая органическое вяжущее, структурообразователь, характеризующаяся тем, что в качестве органического вяжущего содержит битум нефтяной дорожный БНД 70/100, в качестве структурообразователя - целлюлозное волокно, и дополнительно содержит механоактивированный нефтяной кокс при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Заявленное техническое решение иллюстрируется Фиг. 1 - Фиг. 3.
На Фиг. 1 представлена Таблица 1, в которой приведены физико-химические показатели использованного битума нефтяного дорожного БНД 70/100.
На Фиг. 2 представлена Таблица 2, в которой приведены физико-химические показатели использованного целлюлозного волокна.
На Фиг. 3 представлена Таблица 3, в которой приведены физические и эксплуатационные показатели щебеночно-мастичного асфальтобетона с использованием заявленной стабилизирующей добавки.
Далее заявителем приведено описание заявленного технического решения.
Далее заявителем приведена характеристика исходных материалов и оборудования.
Битум нефтяной дорожный БНД 70/100, соответствующий по своим показателям битумам дорожного назначения. Физико-химические показатели битума нефтяного дорожного БНД 70/100 по ГОСТ 33133-2014, использованного в заявленном техническом решении, представлены в Таблице 1 на Фиг. 1.
Целлюлозное волокно представляет собой волокнистый материал растительного происхождения и является основой всех натуральных и искусственных целлюлозных волокон. Натуральные целлюлозные волокна включают хлопок, лен, пеньку, джут и рами. Целлюлоза представляет собой полимерный сахарный полисахарид, состоящий из повторяющихся 1,4-8-гидроглюкозных единиц, связанных друг с другом 8-эфирными связями. Сильные межмолекулярные силы между цепями в сочетании с высокой линейностью молекулы целлюлозы объясняют кристаллическую природу целлюлозных волокон [https://textiletrend.ru/terminyi/naturalnyie-tsellyuloznyie-volokna.html]. Физико-химические показатели целлюлозного волокна по ТУ 2231-003-93647711-2009, использованного в заявленном техническом решении, представлены в Таблице 2 на Фиг. 2.
Механоактивированный нефтяной кокс - измельченный способом, приведенном в патенте заявителя RU №2754902, до 10 мкм нефтяной кокс (углерод нефтяного происхождения), который представляет собой пористую твердую неплавкую массу от темно-серого до черного цвета. Он состоит из высоко-конденсированных и высоко-ароматизированных полициклических углеводородов с небольшим содержанием водорода, а также других органических соединений. Элементный состав сырого (не прокаленного) нефтяного кокса, мас.%: C: 91-99,5; H: 0,035-4; S: 0,5-8; (N+O): 1,3-3,8; редкоземельные металлы - остальное.
В качестве нагревателя используют, например, нагреватель промышленный электрический марки БН-10001 с максимальной температурой нагрева 350°С.
В качестве химического реактора используют, например, химический реактор типа СЭрн 4,0-03-12 с электрической мешалкой.
В качестве гранулятора используют, например, гранулятор асфальтобетона ГР-1.
Получение заявленной стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичного асфальтобетона осуществляют в целом следующим способом:
1. Битум нефтяной дорожный БНД 70/100 в количестве 10-15 мас.% подают в нагреватель, где подогревают при перемешивании до температуры 130-150°С.
2. Далее подогретый битум нефтяной дорожный БНД 70/100 подают в химический реактор с мешалкой.
3. Далее в химический реактор засыпают при перемешивании целлюлозное волокно в количестве 50-60 мас.% и механоактивированный нефтяной кокс в количестве 30-40%.
4. Далее осуществляют перемешивание полученной смеси в течение 2 часов при температуре 150°С и интенсивном перемешивании со скоростью вращения мешалки около 60 об/мин. Смесь доводят до полной однородности состава.
5. Далее полученную смесь направляют на гранулирование. Получают заявленную стабилизирующую добавку для щебеночно-мастичного асфальтобетона в гранулированном виде.
Далее приводятся примеры конкретного выполнения заявленного технического решения.
Для экспериментальной проверки заявленной стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичного асфальтобетона были приготовлены 3 варианта состава с различным содержанием компонентов в заявленных интервалах.
Пример 1. Получение стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичного асфальтобетона со следующим содержанием компонентов: битум нефтяной дорожный БНД 70/100 - 10%, целлюлозное волокно - 60%, механоактивированный нефтяной кокс - 30%.
Битум нефтяной дорожный БНД 70/100 в количестве, например, 10 кг подают в нагреватель, где предварительно подогревают при перемешивании до температуры, например, 130°С.
Далее подогретый до температуры 130°С битум нефтяной дорожный подают в химический реактор при перемешивании.
Далее в химический реактор засыпают при перемешивании целлюлозное волокно в количестве, например, 60 кг и механоактивированный нефтяной кокс в количестве, например, 30 кг.
Далее осуществляют перемешивание полученной смеси в течение 2 часов при температуре 150°С и интенсивном перемешивании со скоростью вращения мешалки около 60 об/мин. Смесь доводят до полной однородности состава.
Далее полученную смесь направляют на гранулирование в гранулятор.
Получают заявленную стабилизирующую добавку для щебеночно-мастичного асфальтобетона в гранулированном виде.
Пример 2. Получение стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичного асфальтобетона со следующим содержанием компонентов: битум нефтяной дорожный БНД 70/100 - 15%, целлюлозное волокно - 45%, механоактивированный нефтяной кокс - 40%.
Битум нефтяной дорожный БНД 70/100 в количестве, например, 15 кг подают в нагреватель, где предварительно подогревают при перемешивании до температуры, например, 140°С.
Далее подогретый до температуры 140°С битум нефтяной дорожный подают в химический реактор при перемешивании.
Далее в химический реактор засыпают при перемешивании целлюлозное волокно в количестве, например, 45 кг и механоактивированный нефтяной кокс в количестве, например, 40 кг.
Далее осуществляют перемешивание полученной смеси в течение 2 часов при температуре 150°С и интенсивном перемешивании со скоростью вращения мешалки около 60 об/мин. Смесь доводят до полной однородности состава.
Далее полученную смесь направляют на гранулирование в гранулятор.
Получают заявленную стабилизирующую добавку для щебеночно-мастичного асфальтобетона в гранулированном виде.
Пример 3. Получение стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичного асфальтобетона со следующим содержанием компонентов: битум нефтяной дорожный БНД 70/100 - 13%, целлюлозное волокно - 50%, механоактивированный нефтяной кокс - 37%.
Битум нефтяной дорожный БНД 70/100 в количестве, например, 13 кг подают в нагреватель, где предварительно подогревают при перемешивании до температуры, например, 150°С.
Далее подогретый до температуры 150°С битум нефтяной дорожный подают в химический реактор при перемешивании.
Далее в химический реактор засыпают при перемешивании целлюлозное волокно в количестве, например, 50 кг и механоактивированный нефтяной кокс в количестве, например, 37 кг.
Далее осуществляют перемешивание полученной смеси в течение 2 часов при температуре 150°С и интенсивном перемешивании со скоростью вращения мешалки около 60 об/мин. Смесь доводят до полной однородности состава.
Далее полученную смесь направляют на гранулирование в гранулятор.
Получают заявленную стабилизирующую добавку для щебеночно-мастичного асфальтобетона в гранулированном виде.
Заявленная стабилизирующая добавка для щебеночно-мастичного асфальтобетона была испытана в составе щебеночно-мастичного асфальтобетона в соответствии с ГОСТ Р 58406.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон» в аккредитованной испытательной лаборатории дорожной организации.
Результаты физико-механических показателей представлены в Таблице 3 на Фиг. 3.
Как видно из Таблицы 3, все показатели полученного щебеночно-мастичного асфальтобетона с использованием заявленной стабилизирующей добавки с заявленными компонентами и в заявленных интервалах соотношений компонентов удовлетворяют требованиям ГОСТ Р 58406.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон», что подтверждает достижение заявленного технического результата.
Основываясь на описанном выше, можно сделать вывод, что заявителем достигнут заявленный технический результат, а именно - расширен арсенал известных средств указанного назначения путем получения стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичного асфальтобетона с высокими эксплуатационными показателями на основе механоактивированного нефтяного кокса, битума нефтяного дорожного и целлюлозного волокна, которая обеспечивает (Таблица 3 на Фиг. 3):
- значительное снижение показателя стекания вяжущего с 0,18 у аналога (патент РФ №2458950) до 0,13 при требовании ГОСТ не более 0,20,
- повышение коэффициента водостойкости с 0,88 у традиционных щебеночно-мастичных асфальтобетонов (по данным испытательной лаборатории) до 0,98 при требовании ГОСТ не менее 0,85°С,
- снижение колеобразования, то есть средней глубины колеи с 4,0 мм у традиционных щебеночно-мастичных асфальтобетонов (по данным испытательной лаборатории) до 3,72 мм при требовании ГОСТ не более 4,0,
- снижение себестоимости в результате дешевизны нефтяного кокса (например, 6,0 тыс. руб./тн [https://promportal.su/goods/15369627/koks-neftyanoy.htm]) по сравнению с целлюлозным волокном (например, 99,25-235 тыс. руб./тн [https://www.mineral-nsk.ru/goods/173190794-volokno_tsellyuloznoye_abrocel]), что позволяет осуществлять значительную экономию дорогостоящего материала и значительно удешевлять производство щебеночно-мастичного асфальтобетона.
По полученным результатам показателя стекания можно судить о том, что стабилизирующая добавка легко и быстро распределяется в смеси щебеночно-мастичного асфальтобетона, предотвращая стекание органического вяжущего с поверхности каменного материала, что способствует лучшему хранению и транспортировке щебеночно-мастичного асфальтобетона, предотвращая его расслаивание.
Механоактивированный нефтяной кокс обладает высоким структурирующим действием в составе битумного вяжущего, поэтому содержания нефтяного кокса способствует снижению стекания вяжущего в смеси (от 0,18 до 0,13) по сравнению с известным аналогом.
Из Таблицы 3 видно, что использование заявленной стабилизирующей добавки позволяет получить на их основе щебеночно-мастичный асфальтобетон с оптимальным сочетанием физических и эксплуатационных характеристик.
Заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна», предъявляемому к изобретениям, так как при определении уровня техники не выявлено техническое решение, которому присущи признаки, идентичные (то есть совпадающие по исполняемой ими функции и форме выполнения этих признаков) совокупности признаков, перечисленных в формуле изобретения, включая характеристику назначения.
Заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень», предъявляемому к изобретениям, поскольку не выявлены технические решения, имеющие признаки, совпадающие с отличительными признаками заявленного изобретения, и не установлена известность влияния отличительных признаков на указанный технический результат.
Заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость», предъявляемому к изобретениям, так как может быть изготовлено с использованием известных материалов, комплектующих изделий, стандартных технических устройств и оборудования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Битумная мастика | 2021 |
|
RU2762558C1 |
Способ получения битума нефтяного дорожного (варианты) | 2023 |
|
RU2805921C1 |
Модификатор асфальтобетонной смеси и способ его получения | 2020 |
|
RU2748791C1 |
Способ определения содержания воздушных пустот в щебеночно-мастичном асфальтобетоне | 2023 |
|
RU2803697C1 |
Нефтяной кокс для асфальтобетонной смеси | 2020 |
|
RU2754902C1 |
ПОЛИМЕРНЫЙ МОДИФИКАТОР БИТУМА | 2007 |
|
RU2346965C1 |
Адгезионная присадка для битума нефтяного дорожного и способ ее получения | 2024 |
|
RU2826658C1 |
Полимерно-битумное вяжущее и способ его получения | 2021 |
|
RU2786861C1 |
СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 2014 |
|
RU2542010C1 |
СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА | 2016 |
|
RU2620825C1 |
Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к стабилизирующим добавкам, которые используются при приготовлении щебеночно-мастичного асфальтобетона и могут найти применение при изготовлении дорожных покрытий. Технический результат заключается в повышении физико-механических и эксплуатационных характеристик, расширении арсенала средств. Стабилизирующая добавка для щебеночно-мастичного асфальтобетона включает, мас.%: битум нефтяной дорожный БНД 70/100 10-15, целлюлозное волокно 50-60, механоактивированный нефтяной кокс 30-40. 3 ил.
Стабилизирующая добавка для щебеночно-мастичного асфальтобетона, включающая органическое вяжущее, структурообразователь, отличающаяся тем, что в качестве органического вяжущего содержит битум нефтяной дорожный БНД 70/100, в качестве структурообразователя – целлюлозное волокно, и дополнительно включает механоактивированный нефтяной кокс при следующем соотношении компонентов, мас.%:
СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА | 2004 |
|
RU2273615C2 |
СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2006 |
|
RU2312116C1 |
Аппарат для электротерапии | 1928 |
|
SU12332A1 |
Нефтяной кокс для асфальтобетонной смеси | 2020 |
|
RU2754902C1 |
US 5028266 A1, 02.07.1991 | |||
FR 2945297 A1, 12.11.2010. |
Авторы
Даты
2023-05-05—Публикация
2022-12-05—Подача