Способ получения битума нефтяного дорожного (варианты) Российский патент 2023 года по МПК C10C3/02 

Описание патента на изобретение RU2805921C1

Изобретение относится к способам получения битумов нефтяных дорожных из тяжелых нефтяных остатков и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности и дорожном строительстве в условиях Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Из исследованного уровня техники заявителем выявлено изобретение по патенту РФ №2133259 «Способ получения нефтепродукта, нефтепродукт». Сущностью является способ получения нефтепродукта, включающий непрерывное компаундирование жидких потоков углеводородных компонентов различного происхождения в проточном смесителе с выводом целевого продукта в виде общего потока, отличающийся тем, что образующееся в смесителе множество потоков подвергают угловому знакопеременному закручиванию и каждый из потоков дополнительно делят на концентрические потоки, которые подвергают возмущению в радиальном направлении.

Недостатком известного способа является то, что при получении битума использование асфальта без модифицирующих добавок практически невозможно, так как асфальт вызывает увеличение твердости, т.е. снижение глубины проникания иглы при 25°С и повышение температуры хрупкости, а данные характеристики влияют на образование трещин и трудности наложения покровного слоя. Введение полиэтилена улучшает свойства асфальта, однако использование дорогостоящего модификатора значительно увеличивает стоимость получаемого битума при сравнении его с другими марками битумов по известному способу.

Из исследованного уровня техники заявителем выявлено изобретение по патенту РФ №2186078 «Способ получения компаундированного битума». Сущностью является способ получения компаудированного битума путем смешения битума с нефтяными остаточными неокисленными нефтепродуктами при повышенной температуре, отличающийся тем, что в качестве битума используют окисленный битум, а в качестве остаточных неокисленных нефтепродуктов используют гудрон фракции 500°С - конец кипения и дополнительно отбираемую дистиллятную фракцию 480-610°С - слоп при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Гудрон 0,5-16 Слоп 1-18 Окисленный битум Остальное до 100

Недостатком известного способа является то, что получаемый компаундированный битум имеет повышенную температуру хрупкости, неоптимальное соотношение температуры размягчения и глубины проникания иглы при 25°С, недостаточное сцепление с мрамором или песком, небольшой ассортимент получаемых товарных битумов, процесс его приготовления требует повышенной температуры компаундирования.

Техническим результатом заявленного технического решения является расширение арсенала способов указанного назначения путем разработки более технологически упрощенного и рентабельного способа получения битума нефтяного дорожного (варианты) с улучшенными качественными характеристиками для использования в условиях Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера:

- пониженной температурой хрупкости;

- большей глубиной проникания иглы при 25°С;

- повышенным сцеплением с мрамором или песком.

Битум нефтяной дорожный, полученный указанным способом, имеет меньшие вязкостные показатели, которые определяются условным показателем - глубиной проникания иглы при 25°С, что характеризует сохранение рабочих свойств, в том числе вязкости, при отрицательных температурах, как в условиях Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Сущностью заявленного технического решения является способ получения битума нефтяного дорожного, заключающийся в том, что нагревают нефтяной гудрон до температуры 130-160°С, добавляют перманганат калия в количестве 2% от массы нефтяного гудрона, полученную смесь перемешивают при температуре 200-250°С со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин в течение 2 часов; далее добавляют в полученную смесь дистиллированное талловое масло и пентаэритрит в соотношении 10:1 в общем количестве 1% от массы нефтяного гудрона и продолжают перемешивание при температуре 250°С; через 4 часа перемешивания смесь охлаждают при комнатной температуре, получают готовый битум нефтяной дорожный марки БНД 130/200. Способ получения битума нефтяного дорожного, заключающийся в том, что нагревают нефтяной гудрон до температуры 130-160°С, добавляют перманганат калия в количестве 2% от массы нефтяного гудрона, полученную смесь перемешивают при температуре 200-250°С со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин в течение 2 часов; далее добавляют в полученную смесь дистиллированное талловое масло и пентаэритрит в соотношении 10:1 в общем количестве 1% от массы нефтяного гудрона и продолжают перемешивание при температуре 250°С; через 5 часов перемешивания смесь охлаждают при комнатной температуре, получают готовый битум нефтяной дорожный марки БНД 100/130. Способ получения битума нефтяного дорожного, заключающийся в том, что нагревают нефтяной гудрон до температуры 130-160°С, добавляют перманганат калия в количестве 2% от массы нефтяного гудрона, полученную смесь перемешивают при температуре 200-250°С со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин в течение 2 часов; далее добавляют в полученную смесь дистиллированное талловое масло и пентаэритрит в соотношении 10:1 в общем количестве 1% от массы нефтяного гудрона и продолжают перемешивание при температуре 250°С; через 6 часов перемешивания смесь охлаждают при комнатной температуре, получают готовый битум нефтяной дорожный марки БНД 70/100. Способ получения битума нефтяного дорожного, заключающийся в том, что нагревают нефтяной гудрон до температуры 130-160°С, добавляют перманганат калия в количестве 2% от массы нефтяного гудрона, полученную смесь перемешивают при температуре 200-250°С со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин в течение 2 часов; далее добавляют в полученную смесь дистиллированное талловое масло и пентаэритрит в соотношении 10:1 в общем количестве 1% от массы нефтяного гудрона и продолжают перемешивание при температуре 250°С; через 7 часов перемешивания смесь охлаждают при комнатной температуре, получают готовый битум нефтяной дорожный марки БНД 50/70.

Заявленное техническое решение иллюстрируется Фиг. 1 - Фиг. 4.

На Фиг. 1 представлена Таблица 1, в которой приведены физико-химические характеристики полученного битума нефтяного дорожного БНД 130/200.

На Фиг. 2 представлена Таблица 2, в которой приведены физико-химические характеристики полученного битума нефтяного дорожного БНД 100/130.

На Фиг. 3 представлена Таблица 3, в которой приведены физико-химические характеристики полученного битума нефтяного дорожного БНД 70/100.

На Фиг. 4 представлена Таблица 4, в которой приведены физико-химические характеристики полученного битума нефтяного дорожного БНД 50/70.

Далее заявителем приведено описание заявленного технического решения.

Далее заявителем приведена характеристика исходных материалов.

1. Нефтяной гудрон - (франц. Goudron), вязкий черный смолистый остаток после отгонки из нефти бензиновых, керосиновых и основной массы масляных фракций, сырье для получения битумов. // С.Н. Колокольцев - Природные энергоносители и углеродные материалы: Состав и строение. Современная классификация. Технология производства и добычи. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. - 215 с.

2. Перманганат калия (KMnO4) - марганцовокислый калий, калиевая соль марганцовой кислоты. Представляет собой темно-фиолетовые, почти черные кристаллы, при растворении в воде образующие ярко окрашенный раствор цвета фуксии. При нагревании разлагается с выделением кислорода (этим способом пользуются в лаборатории для получения чистого кислорода). Схему реакции упрощенно можно представить уравнением:

2KMnO4=K2MnO4+MnO2+O2

[https://ru.wikipedia.org/wiki/Перманганат_калия].

3. Дистиллированное талловое масло (ДТМ) - продукт лесохимического сырья с большим содержанием смоляных кислот. Его извлекают из древесного сырья в процессе длительного температурного воздействия. ДТМ находит широкое применение при производстве лакокрасочных материалов, продуктов нефтехимии, в строительстве [http://www.vedantait.com/distillirovannoe-tallovoe-maslo].

4. Пентаэритрит (C(CH2OH)4) - четырехатомный спирт с углеродным скелетом неопентана. Пентаэритрит проявляет свойства спиртов: алкилируется, ацилируется, реагирует с азотной кислотой с образованием моно-, ди-, три- и тетрапроизводных; образует алкоголяты и комплексы с металлами. Отличительной чертой пентаэритрита является способность образовывать циклические производные [https://ru.wikipedia.org/wiki/Пентаэритрит].

Заявленный технический результат достигается за счет того, что заявленный способ получения битума нефтяного дорожного (варианты) проходит без окисления кислородом воздуха исходного сырья при высоких температурах, в отличие от традиционных методов производства битумов в окислительных колоннах нефтеперерабатывающего завода. По заявленному способу получения битума нефтяного дорожного, в качестве источника кислорода применяют перманганата калия, это связано с тем, что при нагревании перманганат калия разлагается на кислород и пиролюзит, где полученный пиролюзит используется в каталитическом комплексе с дистиллированным талловым маслом и пентаэритритом, как добавки-инициаторы, которые ускоряют процесс окисления и положительно влияют на свойства целевого продукта.

Заявленный способ получения битума нефтяного дорожного (варианты) состоит в целом из трех основных стадий:

1. Нагревают исходный нефтяной гудрон до 130-160°С, добавляют перманганат калия в количестве 2% от массы нефтяного гудрона. Полученную смесь перемешивают при температуре 200-250°С со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин в течение 2 часов.

2. Добавляют в смесь дистиллированное талловое масло и пентаэритрит в соотношении 10:1 в общем количестве 1% от массы нефтяного гудрона и продолжают перемешивание при температуре 250°С.

3. Через 4, или 5, или 6, или 7 часов перемешивания смесь охлаждают при комнатной температуре, получают готовые битумы нефтяные дорожные марок БНД 130/200, БНД 100/130, БНД 70/100, БНД 50/70 соответственно, которые соответствуют требованиям ГОСТ 33133-2014.

Далее приведено более подробное описание заявленного способа получения битума нефтяного дорожного (варианты):

1. Нефтяной гудрон подают в нагреватель, где подогревают при перемешивании до температуры 130-160°С, в качестве нагревателя используют, например, известный электрический промышленный нагреватель, например, марки БН-10001 с максимальной температурой нагрева 350°С.

Далее подогретый нефтяной гудрон подают в химический реактор с мешалкой, например, химический реактор с электрической мешалкой типа СЭрн 4,0-03-12, засыпают в него при перемешивании перманганат калия в количестве 2% от массы нефтяного гудрона и перемешивают полученную смесь в течение 2 часов при температуре 200-250°С со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин. В ходе перемешивания смеси происходит реакция разложения перманганата калия с выделением кислорода и пиролюзита, где кислород необходим для термоокислительных превращений компонентов углеводородов, таких как части масел в смолы и части смол в асфальтены. Пиролюзит используется в каталитическом комплексе как добавка-инициатор, который ускоряет процесс окисления и положительно влияет на свойства целевого продукта.

2KMnO4=K2MnO4+MnO2+O2

2. Далее в реактор добавляют дистиллированное талловое масло (ДТМ) и пентаэритрит в соотношении 10:1 соответственно, в общем количестве 1% от массы нефтяного гудрона, и продолжают перемешивание при температуре 250°С. В ходе перемешивания данной смеси происходит реакция крекинга парафинов, которые содержатся в нефтяном гудроне с последующим их окислением до синтетических жирных кислот (СЖК). СЖК взаимодействуют с пентаэритритом, вызывая реакцию этерификации, выходным продуктом которого являются полиэфиры.

3. Через 4, или 5, или 6, или 7 часов перемешивания смесь охлаждают при комнатной температуре, получают готовые битумы нефтяные дорожные марок БНД 130/200, БНД 100/130, БНД 70/100, БНД 50/70 соответственно, которые соответствуют требованиям ГОСТ 33133-2014.

Далее приводятся примеры конкретного выполнения заявленного технического решения.

Для экспериментальной проверки заявленного способа получения битума нефтяного дорожного (варианты) были проведены 4 варианта испытаний с различным временем протекания реакции и различными температурами в заявленных интервалах.

Пример 1. Получение битума нефтяного дорожного марки БНД 130/200 при нагревании нефтяного гудрона до 130°С и перемешивания при температуре 200°С

Нефтяной гудрон в количестве, например, 100 кг подают в нагреватель, где нагревают при перемешивании до температуры, например, 130°С, и далее подают его в химический реактор.

Далее в химический реактор засыпают при перемешивании перманганат калия в количестве, например, 2 кг, и продолжают перемешивать в течение 2 часов при температуре, например, 200°С, со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин.

Далее в химический реактор добавляют дистиллированное талловое масло (ДТМ) и пентаэритрит в соотношении 10:1 соответственно, в общем количестве 1 кг, и продолжают перемешивание при температуре 250°С.

Через 4 часа перемешивания полученную смесь охлаждают при комнатной температуре.

Получили 103 кг заявленного битума нефтяного дорожного марки БНД 130/200 соответствующий ГОСТ 33133-2014.

Пример 2. Получение битума нефтяного дорожного марки БНД 130/200 при нагревании нефтяного гудрона до 160°С и перемешивания при температуре 250°С

Нефтяной гудрон в количестве, например, 100 кг подают в нагреватель, где нагревают при перемешивании до температуры, например, 160°С, и далее подают его в химический реактор.

Далее в химический реактор засыпают при перемешивании перманганат калия в количестве, например, 2 кг, и продолжают перемешивать в течение 2 часов при температуре, например, 250°С, со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин.

Далее в химический реактор добавляют дистиллированное талловое масло (ДТМ) и пентаэритрит в соотношении 10:1 соответственно, в общем количестве 1 кг, и продолжают перемешивание при температуре 250°С.

Через 4 часа перемешивания полученную смесь охлаждают при комнатной температуре.

Получили 103 кг заявленного битума нефтяного дорожного марки БНД 130/200 соответствующий ГОСТ 33133-2014.

Пример 3. Получение битума нефтяного дорожного марки БНД 100/130 при нагревании нефтяного гудрона до 130°С и перемешивания при температуре 200°С

Нефтяной гудрон в количестве, например, 100 кг подают в нагреватель, где нагревают при перемешивании до температуры, например, 130°С, и далее подают его в химический реактор.

Далее в химический реактор засыпают при перемешивании перманганат калия в количестве, например, 2 кг, и продолжают перемешивать в течение 2 часов при температуре, например, 200°С, со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин.

Далее в химический реактор добавляют дистиллированное талловое масло (ДТМ) и пентаэритрит в соотношении 10:1 соответственно, в общем количестве 1 кг, и продолжают перемешивание при температуре 250°С.

Через 5 часов перемешивания полученную смесь охлаждают при комнатной температуре.

Получили 103 кг заявленного битума нефтяного дорожного марки БНД 100/130 соответствующий ГОСТ 33133-2014.

Пример 4. Получение битума нефтяного дорожного марки БНД 100/130 при нагревании нефтяного гудрона до 160°С и перемешивания при температуре 250°С

Нефтяной гудрон в количестве, например, 100 кг подают в нагреватель, где нагревают при перемешивании до температуры, например, 160°С, и далее подают его в химический реактор.

Далее в химический реактор засыпают при перемешивании перманганат калия в количестве, например, 2 кг, и продолжают перемешивать в течение 2 часов при температуре, например, 250°С, со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин.

Далее в химический реактор добавляют дистиллированное талловое масло (ДТМ) и пентаэритрит в соотношении 10:1 соответственно, в общем количестве 1 кг, и продолжают перемешивание при температуре 250°С.

Через 6 часов перемешивания полученную смесь охлаждают при комнатной температуре.

Получили 103 кг заявленного битума нефтяного дорожного марки БНД 100/130 соответствующий ГОСТ 33133-2014.

Пример 5. Получение битума нефтяного дорожного марки БНД 70/100 при нагревании нефтяного гудрона до 130°С и перемешивания при температуре 200°С

Нефтяной гудрон в количестве, например, 100 кг подают в нагреватель, где нагревают при перемешивании до температуры, например, 130°С, и далее подают его в химический реактор.

Далее в химический реактор засыпают при перемешивании перманганат калия в количестве, например, 2 кг, и продолжают перемешивать в течение 2 часов при температуре, например, 200°С, со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин.

Далее в химический реактор добавляют дистиллированное талловое масло (ДТМ) и пентаэритрит в соотношении 10:1 соответственно, в общем количестве 1 кг, и продолжают перемешивание при температуре 250°С.

Через 7 часов перемешивания полученную смесь охлаждают при комнатной температуре.

Получили 103 кг заявленного битума нефтяного дорожного марки БНД 70/100 соответствующий ГОСТ 33133-2014.

Пример 6. Получение битума нефтяного дорожного марки БНД 70/100 при нагревании нефтяного гудрона до 160°С и перемешивания при температуре 250°С

Нефтяной гудрон в количестве, например, 100 кг подают в нагреватель, где нагревают при перемешивании до температуры, например, 160°С, и далее подают его в химический реактор.

Далее в химический реактор засыпают при перемешивании перманганат калия в количестве, например, 2 кг, и продолжают перемешивать в течение 2 часов при температуре, например, 250°С, со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин.

Далее в химический реактор добавляют дистиллированное талловое масло (ДТМ) и пентаэритрит в соотношении 10:1 соответственно, в общем количестве 1 кг, и продолжают перемешивание при температуре 250°С.

Через 7 часов перемешивания полученную смесь охлаждают при комнатной температуре.

Получили 103 кг заявленного битума нефтяного дорожного марки БНД 70/100 соответствующий ГОСТ 33133-2014.

Пример 7. Получение битума нефтяного дорожного марки БНД 50/70 при нагревании нефтяного гудрона до 130°С и перемешивания при температуре 200°С

Нефтяной гудрон в количестве, например, 100 кг подают в нагреватель, где нагревают при перемешивании до температуры, например, 130°С, и далее подают его в химический реактор.

Далее в химический реактор засыпают при перемешивании перманганат калия в количестве, например, 2 кг, и продолжают перемешивать в течение 2 часов при температуре, например, 200°С, со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин.

Далее в химический реактор добавляют дистиллированное талловое масло (ДТМ) и пентаэритрит в соотношении 10:1 соответственно, в общем количестве 1 кг, и продолжают перемешивание при температуре 250°С.

Через 7 часов перемешивания полученную смесь охлаждают при комнатной температуре.

Получили 103 кг заявленного битума нефтяного дорожного марки БНД 50/70 соответствующий ГОСТ 33133-2014.

Пример 8. Получение битума нефтяного дорожного марки БНД 50/70 при нагревании нефтяного гудрона до 160°С и перемешивания при температуре 250°С

Нефтяной гудрон в количестве, например, 100 кг подают в нагреватель, где нагревают при перемешивании до температуры, например, 160°С, и далее подают его в химический реактор.

Далее в химический реактор засыпают при перемешивании перманганат калия в количестве, например, 2 кг, и продолжают перемешивать в течение 2 часов при температуре, например, 250°С, со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин.

Далее в химический реактор добавляют дистиллированное талловое масло (ДТМ) и пентаэритрит в соотношении 10:1 соответственно, в общем количестве 1 кг, и продолжают перемешивание при температуре 250°С.

Через 7 часов перемешивания полученную смесь охлаждают при комнатной температуре.

Получили 103 кг заявленного битума нефтяного дорожного марки БНД 50/70 соответствующий ГОСТ 33133-2014.

Битум нефтяной дорожный (варианты), полученный заявленным способом, был испытан в соответствии с ГОСТ Р 33133-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон» в аккредитованной испытательной лаборатории дорожной организации.

Результаты физико-механических показателей представлены в Таблице 1 на Фиг. 1, Таблице 2 на Фиг. 2, Таблице 3 на Фиг. 3, Таблице 4 на Фиг. 4.

Из экспериментальных данных, приведенных в Таблицах 1-4, видно, что все показатели битума нефтяного дорожного, полученного заявленным способом, соответствуют требованиям ГОСТ Р 33133-2014.

Таким образом, из описанного выше можно сделать вывод, что заявителем достигнут заявленный технический результат, а именно - разработан более технологически упрощенный и рентабельный способ получения битума нефтяного дорожного (варианты) с повышенными качествами по сравнению с известным аналогом по патенту РФ №2186078 (см. Таблицы 1-4):

- пониженной температурой хрупкости;

- большей глубиной проникания иглы при 25°С;

- повышенным сцеплением с мрамором или песком.

При этом заявленное техническое решение обеспечивает:

- упрощенную технологию получения битума нефтяного дорожного (варианты) в результате применения перманганата калия в качестве источника кислорода, а также ввода каталитического комплекса как добавок-инициаторов, которые ускоряют процесс окисления и положительно влияют на свойства целевого продукта, в отличие от аналогов, которые проводят окисление исходного сырья кислородом воздуха при высоких температурах в окислительных колоннах нефтеперерабатывающего завода;

- более низкую себестоимость битума нефтяного дорожного (варианты) ввиду того, что нет капитальных затрат на строительство окислительных колонн.

Заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна», предъявляемому к изобретениям, так как при определении уровня техники не выявлено техническое решение, которому присущи признаки, идентичные (то есть совпадающие по исполняемой ими функции и форме выполнения этих признаков) совокупности признаков, перечисленных в формуле изобретения, включая характеристику назначения.

Заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень», предъявляемому к изобретениям, поскольку не выявлены технические решения, имеющие признаки, совпадающие с отличительными признаками заявленного изобретения, и не установлена известность влияния отличительных признаков на указанный технический результат.

Заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость», предъявляемому к изобретениям, так как может быть изготовлено с использованием известных материалов, комплектующих изделий, стандартных технических устройств и оборудования.

Похожие патенты RU2805921C1

название год авторы номер документа
Стабилизирующая добавка для щебеночно-мастичного асфальтобетона 2022
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Брызгалов Николай Иннокентьевич
  • Кемалов Руслан Алимович
RU2795652C1
Битумная мастика 2021
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Брызгалов Николай Иннокентьевич
  • Кемалов Руслан Алимович
  • Ахметзянов Рустам Русланович
  • Мансуров Олим Пардабоевич
RU2762558C1
ПОЛИМЕРНЫЙ МОДИФИКАТОР БИТУМА 2007
  • Кемалов Руслан Алимович
  • Борисов Сергей Владимирович
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Шапошников Дмитрий Анатольевич
  • Кемалова Гульсина Ханафовна
  • Петров Сергей Михайлович
  • Гладий Евгений Александрович
RU2346965C1
Полимерно-битумное вяжущее и способ его получения 2021
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Брызгалов Николай Иннокентьевич
  • Кемалов Руслан Алимович
  • Валиев Динар Зиннурович
  • Риффель Данил Владимирович
  • Ахметзянов Рустам Русланович
RU2786861C1
КАТИОНАКТИВНАЯ АДГЕЗИОННАЯ ПРИСАДКА К БИТУМАМ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2007
  • Ганиева Тамилла Фатхиевна
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Фахрутдинов Рево Зиганшинович
  • Кемалов Руслан Алимович
  • Дияров Ирик Нурмухаметович
  • Надыршин Раис Гумерович
  • Ахметова Альфия Нуруловна
RU2374280C2
КРАСКА И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА ДЛЯ КРАСКИ 2001
  • Кемалов Р.А.
  • Степин С.Н.
  • Кемалов А.Ф.
  • Фахрутдинов Р.З.
  • Ганиева Т.Ф.
  • Сороков В.Ф.
  • Сороков А.В.
  • Дияров И.Н.
RU2206589C2
БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ 2008
  • Кемалов Руслан Алимович
  • Гладий Евгений Александрович
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Ганиева Тамилла Фахтиевна
  • Саяхов Марат Дамирович
  • Кемалова Гульсина Ханафовна
  • Петрова Татьяна Николаевна
  • Фаттахов Дамир Фаридович
RU2407764C2
Модификатор асфальтобетонной смеси и способ его получения 2020
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Брызгалов Николай Иннокентьевич
  • Кемалов Руслан Алимович
  • Яруллин Рафинат Саматович
  • Доронин Виктор Михайлович
  • Суворов Алексей Анатольевич
  • Хабиров Спартак Галимзянович
  • Бурганова Лилия Фирдинановна
RU2748791C1
БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ 2007
  • Кемалов Руслан Алимович
  • Гладий Евгений Александрович
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Ганиева Тамилла Фатхиевна
  • Петров Сергей Михайлович
  • Борисов Сергей Владимирович
RU2361894C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Ганиева Тамилла Фатхиевна
  • Кемалов Руслан Алимович
  • Шляхтин Николай Геннадьевич
  • Дияров Ирик Нурмухаметович
  • Муллахметов Наиль Рафилевич
  • Файзрахманов Айдар Тальгатович
RU2399647C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 805 921 C1

Реферат патента 2023 года Способ получения битума нефтяного дорожного (варианты)

Группа изобретений относится к способам получения битумов нефтяных дорожных из тяжелых нефтяных остатков (варианты) и может быть использована в нефтеперерабатывающей промышленности и дорожном строительстве. Одним из вариантов является способ, в котором нагревают нефтяной гудрон до температуры 130-160°С, добавляют перманганат калия в количестве 2% от массы нефтяного гудрона, полученную смесь перемешивают при температуре 200-250°С со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин в течение 2 часов. Далее добавляют в полученную смесь дистиллированное талловое масло и пентаэритрит в соотношении 10:1 в общем количестве 1% от массы нефтяного гудрона и продолжают перемешивание при температуре 250°С. Затем через 4 часа перемешивания смесь охлаждают при комнатной температуре, получают готовый битум нефтяной дорожный марки БНД 130/200. Техническим результатом заявленной группы изобретений является расширение арсенала способов указанного назначения путем разработки более технологически упрощенного и рентабельного способа получения битума нефтяного дорожного (варианты) с улучшенными качественными характеристиками для использования в условиях Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера: пониженной температурой хрупкости, большей глубиной проникания иглы при 25°С и повышенным сцеплением с мрамором или песком. 4 н.п. ф-лы, 4 ил., 8 пр.

Формула изобретения RU 2 805 921 C1

1. Способ получения битума нефтяного дорожного, заключающийся в том, что нагревают нефтяной гудрон до температуры 130-160°С, добавляют перманганат калия в количестве 2% от массы нефтяного гудрона, полученную смесь перемешивают при температуре 200-250°С со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин в течение 2 часов; далее добавляют в полученную смесь дистиллированное талловое масло и пентаэритрит в соотношении 10:1 в общем количестве 1% от массы нефтяного гудрона и продолжают перемешивание при температуре 250°С; через 4 часа перемешивания смесь охлаждают при комнатной температуре, получают готовый битум нефтяной дорожный марки БНД 130/200.

2. Способ получения битума нефтяного дорожного, заключающийся в том, что нагревают нефтяной гудрон до температуры 130-160°С, добавляют перманганат калия в количестве 2% от массы нефтяного гудрона, полученную смесь перемешивают при температуре 200-250°С со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин в течение 2 часов; далее добавляют в полученную смесь дистиллированное талловое масло и пентаэритрит в соотношении 10:1 в общем количестве 1% от массы нефтяного гудрона и продолжают перемешивание при температуре 250°С; через 5 часов перемешивания смесь охлаждают при комнатной температуре, получают готовый битум нефтяной дорожный марки БНД 100/130.

3. Способ получения битума нефтяного дорожного, заключающийся в том, что нагревают нефтяной гудрон до температуры 130-160°С, добавляют перманганат калия в количестве 2% от массы нефтяного гудрона, полученную смесь перемешивают при температуре 200-250°С со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин в течение 2 часов; далее добавляют в полученную смесь дистиллированное талловое масло и пентаэритрит в соотношении 10:1 в общем количестве 1% от массы нефтяного гудрона и продолжают перемешивание при температуре 250°С; через 6 часов перемешивания смесь охлаждают при комнатной температуре, получают готовый битум нефтяной дорожный марки БНД 70/100.

4. Способ получения битума нефтяного дорожного, заключающийся в том, что нагревают нефтяной гудрон до температуры 130-160°С, добавляют перманганат калия в количестве 2% от массы нефтяного гудрона, полученную смесь перемешивают при температуре 200-250°С со скоростью вращения мешалки около 600 об/мин в течение 2 часов; далее добавляют в полученную смесь дистиллированное талловое масло и пентаэритрит в соотношении 10:1 в общем количестве 1% от массы нефтяного гудрона и продолжают перемешивание при температуре 250°С; через 7 часов перемешивания смесь охлаждают при комнатной температуре, получают готовый битум нефтяной дорожный марки БНД 50/70.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2805921C1

CN 107474865 A, 15.12.2017
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПАУНДИРОВАННОГО БИТУМА 2001
  • Баженов В.П.
  • Шуверов В.М.
  • Нечаев А.Н.
  • Рябов В.Г.
  • Кузьмин И.Г.
  • Пустынников А.Ю.
  • Жуков В.Ю.
  • Калимуллин Д.Т.
  • Гордеев Ю.Н.
  • Теренин А.Н.
  • Меньшаков А.Л.
RU2186078C1
CN 109694718 A, 30.04.2019
CN 106433730 A, 22.07.2017
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2011
  • Дезорцев Сергей Владиславович
  • Доломатов Михаил Юрьевич
  • Курбанова Эльмира Дидаровна
  • Ионов Виктор Иванович
RU2468050C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО ИЗ КИСЛОГО ГУДРОНА 2005
  • Филиппова Ольга Павловна
  • Макаров Владимир Михайлович
  • Белороссов Евгений Львович
RU2289604C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА ИЗ КИСЛОГО ГУДРОНА 2007
  • Филиппова Ольга Павловна
  • Макаров Владимир Михайлович
  • Сыроварова Анна Михайловна
  • Яманина Нина Сергеевна
  • Ефимова Галина Александровна
RU2330057C1

RU 2 805 921 C1

Авторы

Кемалов Алим Фейзрахманович

Кемалов Руслан Алимович

Алмохамад Алфанди Мохамад

Брызгалов Николай Иннокентьевич

Даты

2023-10-24Публикация

2023-02-07Подача