СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С РАСПРЕДЕЛЕННЫМ ПИТАНИЕМ Российский патент 2023 года по МПК B60M3/02 B60L1/10 H02J3/00 

Описание патента на изобретение RU2795966C1

Изобретение относится к области электротехники и предназначено для использования в системах электроснабжения транспортных комплексов, в частности, в системе тягового электроснабжения переменного тока с распределенным питанием железнодорожного транспорта, для решения задач по повышению пропускной и провозной способности и энергетической эффективности.

Целью изобретения является повышение пропускной способности и энергетической эффективности участка железной дороги за счет стабилизации напряжения в контактной сети, выравнивания графика тяговой нагрузки, повышения эффективности процессов применения рекуперативного торможения электроподвижного состава в системе тягового электроснабжения с распределенным питанием.

Предлагаемая система позволяет стабилизировать напряжение в контактной сети в нормальном и вынужденном режимах работы и выравнивать график тяговой нагрузки за счет оснащения линейных устройств в границах межподстанционной зоны системами накопления электроэнергии.

Известны системы тягового электроснабжения железных дорог, предназначенные для электроснабжения электроподвижного состава номинальным напряжением 25 кВ. К указанным системам относятся системы тягового электроснабжения переменного тока 25 или 2×25 кВ, а также системы с распределенным питанием и активными линейными устройствами.

Известно устройство - система тягового электроснабжения железных дорог, содержащее тяговые подстанции с питающими фидерами, соединенными с контактной сетью, блоки силовой коммутации для узлового соединения контактной сети, датчики тока и напряжения, систему управления выключателями [1]. Недостатком данной системы тягового электроснабжения является отсутствие возможности стабилизации напряжения на шинах линейных устройств контактной сети на основе распределенного питания и выравнивания графика тяговой нагрузки.

Известно устройство - система электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока, содержащая тяговые подстанции, выполненные в виде силовых трансформаторов с регулированием напряжения и распределительных устройств, линии электропередачи, рельсовые цепи, секции контактной подвески, устройства компенсации реактивной мощности [2]. Недостатком данной системы тягового электроснабжения является отсутствие возможности стабилизации напряжения на шинах линейных устройств контактной сети на основе распределенного питания и выравнивания графика тяговой нагрузки.

Известно устройство - система электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока, содержащая тяговые подстанции, распределительные устройства, секции контактной сети, пост секционирования, рельсовые цепи, где шины поста секционирования разделены на две секции и снабжены дополнительным сопротивлением, а шинный выключатель выполнен трехполюсным [3]. Недостатком данной системы тягового электроснабжения является отсутствие возможности стабилизации напряжения на шинах линейных устройств контактной сети на основе распределенного питания и выравнивания графика тяговой нагрузки.

Известно устройство - система электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока 25 кВ, содержащая систему внешнего и районного электроснабжения, тяговые подстанции, распределительные устройства, каналы связи, контактную и рельсовую сеть, пост секционирования, датчики времени, тока и напряжения [4]. Недостатком данной системы тягового электроснабжения является отсутствие возможности стабилизации напряжения на шинах линейных устройств контактной сети на основе распределенного питания и выравнивания графика тяговой нагрузки.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство - система распределенного электроснабжения переменного тока железной дороги с трехфазными симметрирующими и однофазными трансформаторами, содержащая тяговые опорные и дополнительные подстанции, дополнительную линию питания [5]. Недостатком данной системы тягового электроснабжения является отсутствие возможности стабилизации напряжения на шинах линейных устройств контактной сети и выравнивания графика тяговой нагрузки за счет подключения к дополнительным подстанциям и линейным устройствам контактной сети систем накопления электроэнергии.

Предлагаемая система тягового электроснабжения переменного тока с распределенным питанием позволяет выполнить стабилизацию напряжения не только на шинах дополнительных тяговых подстанций, но и других линейных устройствах контактной сети или в произвольной точке контактной сети в границах межподстанционной зоны.

Технический результат обеспечивается за счет присоединения систем накопления электроэнергии к шинам переменного тока дополнительных тяговых подстанций и линейных устройств или к контактной сети напряжением 25 кВ в границах межподстанционной зоны и управления режимами их работы.

Заявленное устройство (фиг. 1) содержит тяговые подстанции 1, соединенными с контактной 4 и рельсовой 5 сетью. Между тяговыми подстанциями 1 подключена дополнительная линия электропередач 2, от которой подключены однофазные трансформаторы 3 дополнительных тяговых подстанций 6 с шинами 7, подключенными к контактной сети 4. Кроме дополнительных тяговых подстанций питание и секционирование контактной сети обеспечивается с помощью линейных устройств 6, шины которых также подключены к контактной сети 4.

Для стабилизации напряжения и выравнивания графика тяговой нагрузки к шинам переменного тока 7 дополнительных тяговых подстанций и линейных устройств подключаются накопители электроэнергии 11. Подключение накопителей электроэнергии выполняется с помощью двунаправленных преобразователей постоянно-переменного напряжения 10, подключенных со стороны переменного тока к дополнительному однофазному силовому трансформатору 9, который с одной стороны подключен к рельсовой сети 5, а с другой - через высоковольтный выключатель 8 - подключен к шинам переменного тока 7 дополнительных тяговых подстанций или линейных устройств.

Образованная накопителем электроэнергии 11, двунаправленным преобразователем 10, однофазным трансформатором 9 и высоковольтным выключателем 8 система выполняется в модульном исполнении, что позволяет за счет использования блоков заводской готовности снизить затраты, связанные с монтажом и присоединением системы к контактной сети в границах межподстанционной зоны.

Использование указанной системы тягового электроснабжения переменного тока с распределенным питанием позволяет повысить эффект стабилизации напряжения в контактной сети, выполнить выравнивание графика тяговой нагрузки, снизить мощность однофазных трансформаторов дополнительных подстанций, снизить требуемую площадь территории, занимаемую системами накопления, за счет применения модульной конструкции.

Библиографический список

1. Пат. RU (19) 2425764 (11) С1 (13). Система тягового электроснабжения железных дорог / Розенберг Е.Н., Розенберг И.Н., Кузнецов А.В. и др. Заявка 2010128138/11,08.07.2010; опубл. 10.08.2011.

2. Пат. RU (19) 2427484 (11) С1 (13). Система электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока / Григорьев Н.П., Крикун А.А. Заявка 2010119621/11, 17.05.2010; опубл. 27.08.2011. Бюл. №24.

3. Пат. RU (19) 2464183 (11) С1 (13). Система электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока / Григорьев Н.П., Крикун А.А. Заявка 2011108199/11, 02.03.2011; опубл. 20.10.2012. Бюл. №29.

4. Пат. RU (19) 2659671 (11) С2 (13). Система тягового электроснабжения переменного тока 25 кВ / Григорьев Н.П., Парфианович А.П., Игнатенко И.В. и др. Заявка 2016150010, 19.12.2016; опубл. 03.07.2018. Бюл. №19.

5. Пат. RU (19) 2258994 (11) С2 (13). Система распределенного электроснабжения переменного тока железной дороги с трехфазными симметрирующими и однофазными трансформаторами / Мамошин P.P., Василянский А.М. Заявка 2001134229/09, 20.12.2001; опубл. 20.08.2005. Бюл. №23.

Похожие патенты RU2795966C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 25 КВ 2014
  • Григорьев Николай Потапович
  • Воприков Антон Владимирович
RU2552572C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2010
  • Григорьев Николай Потапович
  • Крикун Артем Андреевич
RU2427484C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 25КВ 2015
  • Григорьев Николай Потапович
  • Парфианович Арсений Петрович
  • Воприков Антон Владимирович
  • Клыков Михаил Степанович
RU2595088C1
СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ С ТРЕХФАЗНЫМИ СИММЕТРИРУЮЩИМИ И ОДНОФАЗНЫМИ ТРАНСФОРМАТОРАМИ 2001
  • Мамошин Р.Р.
  • Василянский А.М.
RU2258994C2
Система электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока 25 кВ 2016
  • Григорьев Николай Потапович
  • Парфианович Арсений Петрович
  • Игнатенко Иван Владимирович
  • Власенко Сергей Анатольевич
RU2659671C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВОМ РАЗДЕЛА ПИТАНИЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2004
  • Кващук Валентин Андреевич
  • Кондратьев Юрий Владимирович
  • Лапенко Николай Михайлович
  • Черемисин Василий Титович
RU2291069C2
Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока 1990
  • Асанов Тюкфять Касымович
  • Фролов Александр Владимирович
  • Мамсуров Владимир Александрович
SU1728056A1
СПОСОБ ПЕРЕВОДА УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ НА ПОСТОЯННОМ ТОКЕ 3,3 кВ, НА ПЕРЕМЕННЫЙ ОДНОФАЗНЫЙ ТОК 25,5 кВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Пупынин Владимир Николаевич
  • Телюков Александр Сергеевич
RU2351487C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2011
  • Григорьев Николай Потапович
  • Крикун Артем Андреевич
RU2464183C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ НЕЙТРАЛЬНЫХ ВСТАВОК КОНТАКТНЫХ СЕТЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2000
  • Фигурнов Е.П.
  • Быкадоров А.Л.
  • Жуков А.В.
RU2241295C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 795 966 C1

Реферат патента 2023 года СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С РАСПРЕДЕЛЕННЫМ ПИТАНИЕМ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к тяговому электроснабжению переменного тока с распределенным питанием железнодорожного транспорта. Технический результат заключается в стабилизации напряжения в контактной сети. Достигается тем, что система тягового электроснабжения переменного тока снабжена линейными устройствами в границах межподстанционной зоны системами накопления электроэнергии. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 795 966 C1

Система тягового электроснабжения переменного тока с распределенным питанием, содержащая тяговые подстанции, соединенные с контактной и рельсовой сетью, линию питания для дополнительных тяговых подстанций, отличающаяся тем, что дополнена накопителями электроэнергии, подключенными к двунаправленным преобразователям постоянно-переменного напряжения, которые подключены к дополнительным однофазным силовым трансформаторам, один ввод которых с помощью высоковольтного выключателя подключен к шинам переменного тока дополнительных тяговых подстанций, линейных устройств контактной сети, а другой непосредственно к рельсовой сети.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2795966C1

УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2009
  • Кузнецов Александр Владимирович
  • Уманский Владимир Ильич
  • Кузнецов Герман Владимирович
  • Кузнецов Дмитрий Германович
RU2404500C1
СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ С ТРЕХФАЗНЫМИ СИММЕТРИРУЮЩИМИ И ОДНОФАЗНЫМИ ТРАНСФОРМАТОРАМИ 2001
  • Мамошин Р.Р.
  • Василянский А.М.
RU2258994C2
CN 209389545 U, 13.09.2019
US 20160159250 A1, 09.06.2016
CN 111016742 A, 17.04.2020.

RU 2 795 966 C1

Авторы

Незевак Владислав Леонидович

Дмитриев Александр Дмитриевич

Сидоров Олег Алексеевич

Даты

2023-05-15Публикация

2022-04-12Подача