Изоляция якорной обмотки локомотивного тягового электродвигателя постоянного тока Российский патент 2023 года по МПК H02K3/34 H02K23/26 B61C9/38 

Описание патента на изобретение RU2797354C1

Область техники, к которой относится изобретение

Предлагаемое изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в изоляции якорной обмотки локомотивного тягового электродвигателя постоянного тока.

Уровень техники

Известна конструкция якорной обмотки локомотивного тягового электродвигателя постоянного тока (Грищенко А.В, Казаченко Е.В. Новые электрические машины локомотивов. Учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта. - М.: ГОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. - С.64, рисунок 1.35), которая состоит из пазовой части якоря, токопроводящей обмотки якоря, охватывающих ее витковой, корпусной, покровной изоляции. Наиболее повреждаемой частью изоляции является витковая, жестко соединенная с токоведущей частью обмотки якоря, из-за разности их коэффициентов линейного теплового расширения (например, коэффициент для слюдосодержащей витковой изоляции - 3⋅10-6 °С-1, коэффициент для медной токопроводящей обмотки - 16,6⋅10-6 °С-1), то есть их значения отличаются более чем в 5 раз. Повреждение витковой изоляции приводит к возникновению в ней токопроводящих мостиков, по которым происходит пробой электрической изоляции, что ведет к отказам тягового электродвигателя в эксплуатации.

Раскрытие изобретения

Задачей предлагаемого изобретения является разработка конструкции, позволяющей устранить возникновение пробоев изоляции, повысить долговечность и снизить стоимость изготовления якорной обмотки, что позволит увеличить надежность тягового электродвигателя постоянного тока локомотива в эксплуатации

Поставленная задача достигается тем, что токопроводящая часть якорной обмотки охвачена соосными полимерными термоусаживающимися оболочками. После чего выполняется последовательная термообработка конструкции потоком горячего воздуха, в результате чего достигается надежное соединение полученной изоляции с секцией обмотки якоря. При этом материал таких полимерных оболочек должен выбираться из условия адекватности коэффициента линейного теплового расширения внутренней оболочки коэффициенту линейного теплового расширения проводников якорной обмотки, а внешней оболочки - материалу пазовой части якоря.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 показана пазовая часть якорной обмотки.

На фиг. 1:

1 - пазовая часть якорной обмотки с токоведущей частью;

2 - витковой изоляцией;

3, 4 - внутренняя и наружная оболочки в сердечнике якоря;

5 - якорь;

6 - клин.

Осуществление изобретения

Работает конструкция следующим образом. При прохождении тока по токоведущей части обмотки якоря происходит ее нагрев и температурное удлинение (согласно закона Джоуля-Ленца). Вследствие того, что коэффициент линейного теплового расширения внутренней полимерной оболочки адекватен коэффициенту линейного расширения проводников токопроводящей части якорной обмотки, а внешней оболочки - материалу пазовой части якоря. При этом удлинения составляющих изоляционной конструкции будут адекватны по соответствующим контактирующим частям якоря.

Технико-экономическое преимущество описываемого решения в сравнении с известными состоит в том, что предлагаемая конструкция позволяет устранить возникновение пробоев изоляции, повысить долговечность и снизить стоимость изготовления якорной обмотки, что позволит увеличить надежность тягового электродвигателя постоянного тока локомотива в эксплуатации.

Похожие патенты RU2797354C1

название год авторы номер документа
ИЗОЛЯЦИЯ ЯКОРНОЙ ОБМОТКИ ЛОКОМОТИВНОГО ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2021
  • Киселев Валентин Иванович
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Федянин Алексей Игоревич
RU2759660C1
Коммутирующее устройство 2019
  • Балабин Валентин Николаевич
  • Калугин Сергей Павлович
RU2735853C2
БАНДАЖ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2020
  • Логинова Елена Юрьевна
  • Нефедов Роман Александрович
  • Гордеенков Александр Михайлович
RU2747567C1
ИМПУЛЬСНЫЙ ДЕТОНАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2017
  • Трифанов Иван Васильевич
  • Казьмин Богдан Николаевич
  • Оборина Людмила Ивановна
  • Трифанов Владимир Иванович
RU2649494C1
Якорь электрической машины 1979
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Федотов Александр Павлович
  • Киселев Валентин Иванович
SU888336A1
ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Андреев Н.М.
  • Горчинский Ю.Н.
  • Кузнецов В.И.
  • Куклинов В.И.
  • Сосков В.А.
RU2076427C1
СПОСОБ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА 2017
  • Неустроев Павел Петрович
  • Шатравин Константин Михайлович
  • Ушаков Вячеслав Анатольевич
RU2661333C1
ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2021
  • Киселев Валентин Иванович
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Федянин Алексей Игоревич
RU2766306C1
Устройство защиты якорной обмотки машин переменного тока от коротких замыканий 2021
  • Ганджа Сергей Анатольевич
  • Гулов Диловар Юсуфович
RU2766958C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ ЛОКОМОТИВА 2007
  • Багров Геннадий Викторович
  • Мицкович Владимир Степанович
  • Ивахин Александр Иванович
  • Никитин Сергей Викторович
  • Травиничев Валерий Иванович
  • Хохлов Дмитрий Анатольевич
RU2344952C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 797 354 C1

Реферат патента 2023 года Изоляция якорной обмотки локомотивного тягового электродвигателя постоянного тока

Изобретение относится к конструкции изоляции якорной обмотки тяговых электродвигателей постоянного тока. Якорь локомотивного тягового электродвигателя постоянного тока содержит пазовую часть якоря, токопроводящую часть якорной обмотки и охватывающую ее витковую изоляцию. При этом токопроводящая часть якорной обмотки охвачена соосными цилиндрическими термоусаживающимися полимерными оболочками. Причем коэффициент линейного теплового расширения внутренней оболочки равен коэффициенту линейного расширения проводников токопроводящей части якорной обмотки, а внешней оболочки – материалу пазовой части якоря. Технический результат заключается в повышении долговечности изоляции якорной обмотки локомотивного тягового электродвигателя постоянного тока. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 797 354 C1

Якорь локомотивного тягового электродвигателя постоянного тока, включающий пазовую часть якоря, токопроводящую часть якорной обмотки и охватывающую ее витковую изоляцию, отличающийся тем, что токопроводящая часть якорной обмотки охвачена соосными цилиндрическими термоусаживающимися полимерными оболочками, причем коэффициент линейного теплового расширения внутренней оболочки равен коэффициенту линейного расширения проводников токопроводящей части якорной обмотки, а внешней оболочки – материалу пазовой части якоря.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2797354C1

ИЗОЛЯЦИЯ ЯКОРНОЙ ОБМОТКИ ЛОКОМОТИВНОГО ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2021
  • Киселев Валентин Иванович
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Федянин Алексей Игоревич
RU2759660C1
WO 9929017 A1, 10.06.1999
JP 2010074908 A, 02.04.2010
JP 2017060320 A, 23.03.2017
Электрическое устройство для решения системы уравнений 1944
  • Гутенмахер Л.И.
SU83881A1

RU 2 797 354 C1

Авторы

Киселев Валентин Иванович

Федянин Алексей Игоревич

Калугин Сергей Павлович

Вахромеева Татьяна Олеговна

Даты

2023-06-02Публикация

2022-04-08Подача