ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 2022 года по МПК H02K1/06 H02K3/46 H02K15/00 

Описание патента на изобретение RU2766306C1

Область техники, к которой относится изобретение

Предлагаемое изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в тяговых электродвигателях локомотивов.

Уровень техники

Известна конструкция якоря тягового электродвигателя постоянного тока ЭДУ-133 (Грищенко А.В, Казаченко Е.В. Новые электрические машины локомотивов. Учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта. - М.: ГОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. - С. 64, рисунок 1.35). Якорь электрической машины содержит шихтованный сердечник с зубцами, нажимные шайбы и обмотку, расположенную в пазах сердечника. Под действием электромагнитных сил, возникающих в зубцовой зоне сердечника якоря электрической машины, происходит ничем не ограниченная в осевом направлении вибрация зубцов крайних листов сердечника якоря, так как прижатие нажимными шайбами листов сердечника происходит ниже основания его зубцов. Вследствие этого, в процессе работы электрической машины, происходит повреждение изоляции обмотки якоря вибрирующими зубцами листов сердечника в местах выхода ее из пазов якоря, что приводит к отказу электродвигателя в эксплуатации.

Известен также якорь электрической машины по авторскому свидетельству СССР №1224907, Н02K 3/46, содержащий на валу шихтованный сердечник с зубцами, нажимные шайбы и обмотку якоря, расположенную в пазах сердечника, зубцы крайних листов которого выполнены наклонными к поперечной оси симметрии сердечника и охваченными кольцевым бандажом.

Недостаток данной конструкции состоит в том, что не устраняется вибрация крайних листов сердечника якоря по причине ослабления натяжения кольцевых бандажей из-за усыхания бандажной ленты в процессе работы электрической машины. Это приводит к повреждению изоляции обмотки якоря в местах выхода ее из пазов якоря.

Раскрытие изобретения

Задачей предлагаемого изобретения является разработка такой конструкции якоря электрической машины, которая бы позволяла исключить повреждения изоляции обмотки якоря вибрацией зубцов листов сердечника.

Поставленная задача достигается за счет якоря электрической машины, содержащего шихтованный сердечник с зубцами, нажимные шайбы и обмотку, расположенную в пазах сердечника, зубцы крайних листов которого выполнены наклонными в направлении поперечной оси симметрии сердечника, при этом зубцы крайних листов шихтованного сердечника выполнены тарельчатой формы и жестко соединены с плоскими поверхностями зубцов последующих листов сердечника контактной сваркой.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 показан продольный разрез сердечника якоря электрической машины, на фиг. 2 - вариант выполнения торцевой части сердечника якоря.

Осуществление изобретения

Якорь электрической машины содержит на валу 1 шихтованный сердечник 2, сжатый с обеих сторон нажимными шайбами 3. Обмотка якоря 4 закреплена в пазах клиньями 5, а на нажимных шайбах бандажами 6. У части листов 7 сердечника, удалены зубцы по дну паза, что позволяет выполнить зубцы крайних листов 8 наклонными к поперечной оси симметрии сердечника. Зубцы крайних листов 8 сердечника выполнены тарельчатой формы и жестко соединены по плоскостям с поверхностями зубцов последующих листов 9 контактной сваркой (точка К).

В процессе эксплуатации электрической машины, оснащенной якорем предлагаемой конструкции, электромагнитные силы, действующие на зубцы сердечника якоря в осевом направлении, не будут вызвать вибрации зубцов крайних листов, так как предлагаемая конструкция, вследствие жесткого соединения по плоскости зубцов крайних и последующих листов сердечника, образовывают замкнутый треугольник. Боковыми сторонами треугольника являются зубцы тарельчатой и плоской форм листов сердечника, а основанием - сжатые в осевом направлении нажимными шайбами листы сердечника, со срезанными по дну паза зубцами. По законам теоретической механики, ни одна из сторон треугольника не имеет возможности относительных перемещений.

Таким образом, предложенная конструкция позволяет повысить надежность электрической машины.

Похожие патенты RU2766306C1

название год авторы номер документа
Якорь электрической машины 1984
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Киселев Валентин Иванович
  • Мартьянов Михаил Зиновьевич
  • Фальковский Евгений Абрамович
  • Тарасов Николай Григорьевич
SU1224907A1
Якорь электрической машины 1979
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Федотов Александр Павлович
  • Киселев Валентин Иванович
  • Беленький Александр Давыдович
  • Перельман Юрий Зиновьевич
  • Абдуллаев Адхамжан
  • Размаитый Виктор Петрович
SU851651A1
Якорь электрической машины 1978
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Киселев Валентин Иванович
  • Тульчинская Нина Николаевна
  • Федотов Александр Павлович
SU817865A1
Способ ремонта якоря тягового электродвигателя 1984
  • Смольянинов Владимир Сергеевич
  • Васильев Николай Герасимович
SU1243924A1
РОТОР (ЯКОРЬ) ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Замира Юрий Васильевич
  • Аргунов Юрий Васильевич
RU2485658C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1998
  • Караваев В.Т.
RU2131637C1
Сердечник якоря электрической машины 1988
  • Мандрыка Олег Ростиславович
  • Крупеня Майя Павловна
  • Богуславский Адольф Ильич
  • Козлов Юрий Константинович
  • Морковин Владимир Васильевич
SU1504734A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ВЕТОХИНА "ЭМВ 1992
  • Ветохин В.И.
RU2043691C1
Статор электрической машины переменного тока 1989
  • Титко Алексей Иванович
  • Кушнир Сергей Станиславович
SU1690084A1
СТАТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА 1994
  • Жиляев В.В.
RU2074476C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 766 306 C1

Реферат патента 2022 года ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении надежности электрической машины. Якорь электрической машины состоит из шихтованного сердечника с зубцами, нажимных шайб и обмотки, расположенной в пазах сердечника. Крайние листы сердечника якоря выполнены наклонными в направлении поперечной оси симметрии сердечника. Зубцы крайних листов сердечника выполнены тарельчатой формы. А также жестко соединены по плоскостям с поверхностями зубцов последующих листов сердечника контактной сваркой. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 766 306 C1

Якорь электрической машины, содержащий шихтованный сердечник с зубцами, нажимные шайбы и обмотку, расположенную в пазах сердечника, зубцы крайних листов которого выполнены наклонными в направлении поперечной оси симметрии сердечника, отличающийся тем, что зубцы крайних листов сердечника якоря выполнены тарельчатой формы и жестко соединены по плоскостям с поверхностями зубцов последующих листов сердечника контактной сваркой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2766306C1

Якорь электрической машины 1984
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Киселев Валентин Иванович
  • Мартьянов Михаил Зиновьевич
  • Фальковский Евгений Абрамович
  • Тарасов Николай Григорьевич
SU1224907A1
Якорь электрической машины 1978
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Киселев Валентин Иванович
  • Тульчинская Нина Николаевна
  • Федотов Александр Павлович
SU817865A1
Способ изоляции зубцов крайних листов сердечника якоря электрической машины 1986
  • Киселев Валентин Иванович
  • Фальковский Евгений Абрамович
SU1374352A1
ЯКОРЬ ЛИНЕЙНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Нагамацу Сеиго
  • Камики Ясуаки
  • Кавахара Ацуси
  • Югава Кадзуя
  • Янаги Кеидзи
RU2530536C2
JPS 58198151 A, 18.11.1983.

RU 2 766 306 C1

Авторы

Киселев Валентин Иванович

Сливинский Евгений Васильевич

Федянин Алексей Игоревич

Даты

2022-03-14Публикация

2021-04-05Подача