Изобретение относится к устройствам демонтажа узлов, элементы которых связаны между собой прессовой посадкой, и может быть использована для демонтажа подшипников, а именно для снятия упорно-опорных подшипников с валов консольных нефтяных насосов типа НК560.
Известен съемник для удаления подшипника, выполненный в виде диска с отверстиями для связи с подшипником и отверстиями для установки винтов для упора в корпус или вал. При демонтаже подшипника съемником диск крепят к подшипнику и вворачивают винты для упора в корпус или вал. Съемник для демонтажа содержит диск с гладкими отверстиями и для крепления диска к внутреннему или наружному кольцам подшипника и с резьбовыми отверстиями, в которых установлены винты. Диск имеет размер больше подшипника. В центре диска устанавливают винт с рукояткой для повышения усилия съема (патент РФ №2006709 на изобретение «Подшипник качения, подшипниковый узел, способ монтажа и демонтажа подшипника качения в подшипниковом узле, съемник для демонтажа», МПК F16C 35/06, опубл. RU С1 30.01.1994. Недостатком известного съемника является то, что его нельзя использовать для демонтажа упорно-опорных подшипников с валов консольных нефтяных насосов типа НК560 из-за большого расстояния от торца вала до подшипников.
Известно устройство для монтажа и демонтажа подшипников, содержащее силовой винт, установленные на нем последовательно гайку, шайбу, кольцо и втулку, которая выполнена ступенчатой по длине с наружной резьбой на ступени меньшего диаметра для установки гайки, предназначенной для закрепления втулки в отверстии вала. Устройство снабжено установленными коаксиально втулке двумя втулками, предназначенными для передачи усилия на внутреннее или наружное кольцо подшипника, стаканом с осевым резьбовым отверстием под силовой винт, установленным на силовом винте за втулкой, кольцом, контактирующим с торцами втулок, установленными на кольце параллельно силовом винту штифтами для упора в подшипник. Силовой винт выполнен с буртиком, через кольцо передающим усилие запрессовки на втулки, а через них - на внутреннее и наружное кольца подшипника (авторское свидетельство СССР №1357214 на изобретение «Устройство для монтажа и демонтажа подшипников», МПК В25В 27/06, опубл. 1987.12.07). Известное устройство также нельзя использовать для демонтажа упорно-опорных подшипников с валов консольных нефтяных насосов типа НК560 из-за большого расстояния от торца вала до подшипников.
Известен наиболее близкий по совокупности существенных признаков и выбранный в качестве прототипа съемник подшипников, содержащий несколько колец, состоящий из полуколец, и тягу («Съемник подшипников универсальный AV Steel AV - 921080» https://spb.satom.ru/p/597967533-semnik-podshipnikov-universalnyy-av-steel-av-921080-dvuhlapyy/). Однако его также нельзя использовать для демонтажа подшипников со ступенчатых валов, например, упорно-опорных подшипников с валов консольных нефтяных насосов типа НК560 из-за большого расстояния от торца вала до подшипников.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является создание эффективного устройства для демонтажа подшипников, в том числе со ступенчатых валов, например, с валов консольных нефтяных насосов типа НК560.
Технический результат, достигаемый в результате решения указанной задачи, заключается в упрощении эксплуатационного обслуживания и в обеспечении снятия подшипников без повреждения с возможностью их повторного использования, в том числе, со ступенчатых валов, в том числе упорно-опорных подшипников с валов консольных нефтяных насосов типа НК560.
Указанный технический результат достигается тем, что съемник подшипника содержит два кольца и две длинные шпильки с наружной резьбой на концах. Каждое кольцо состоит из двух разъемно соединенных посредством болтового соединения полуколец, каждое полукольцо содержит сквозное резьбовое отверстие под шпильку. Резьбовая нарезка на концах каждой шпильки и в сквозных отверстиях каждой пары колец выполнена разносторонней. Внутренний диаметр одного кольца соответствует наружному диаметру ступени вала, размер которого больше внутреннего диаметра посадочного места подшипника, а внутренний диаметр второго кольца соответствует наружному диаметру ступени вала, размер которого меньше внутреннего диаметра посадочного места подшипника. Каждая шпилька имеет длину, достаточную для установки колец съемника на разные ступени вала - со стороны подшипника, где ступень вала больше внутреннего диаметра посадочного места подшипника и в торце ступени вала, диаметр которой меньше внутреннего диаметра посадочного места подшипника.
Предпочтительно, чтобы каждая шпилька содержала шестигранное утолщение в середине.
Сопоставительный анализ заявляемого изобретения с прототипом показал, что во всех случаях исполнения оно отличается от известного, наиболее близкого технического решения:
- наличием двух колец;
- наличием двух длинных шпилек с наружной резьбой на концах;
- выполнением колец, состоящими из двух разъемно соединенных посредством болтового соединения полуколец;
- наличием в каждом полукольце сквозного резьбового отверстия под шпильку;
- разносторонней резьбовой нарезкой на концах каждой шпильки и в сквозных отверстиях каждой пары колец;
- выполнением внутреннего диаметра одного кольца, соответствующего наружному диаметру ступени вала, размер которого больше внутреннего диаметра посадочного места подшипника;
- выполнением внутреннего диаметра второго кольца, соответствующим наружному диаметру ступени вала, размер которого меньше внутреннего диаметра посадочного места подшипника;
выполнением длины шпилек, достаточной для установки колец съемника на разные ступени вала - со стороны подшипника, где ступень вала больше внутреннего диаметра посадочного места подшипника и в торце ступени вала, диаметр которой меньше внутреннего диаметра посадочного места подшипника.
Сопоставительный анализ заявляемого изобретения с прототипом показал, что в отдельных случаях исполнения оно отличается от известного, наиболее близкого технического решения выполнением шпилек, содержащими шестигранное утолщение в середине.
Наличие двух колец, состоящих из разъемно соединенных посредством болтового соединения полуколец, выполнение внутреннего диаметра одного кольца, соответствующего наружному диаметру ступени вала, размер которого больше внутреннего диаметра посадочного места подшипника, а внутреннего диаметра второго кольца, соответствующим наружному диаметру ступени вала, размер которого меньше внутреннего диаметра посадочного места подшипника, позволяет установить их на разные ступени вала. Наличие двух шпилек с наружной резьбой на концах, и с длиной, достаточной для установки колец съемника на разные ступени вала - со стороны подшипника, где ступень вала больше внутреннего диаметра посадочного места подшипника, и в торце ступени вала, диаметр которой меньше внутреннего диаметра посадочного места подшипника, а также наличие сквозных резьбовых отверстий под шпильку в полукольцах позволяет соединить кольца между собой после установки на разных ступенях вала. Разностороння резьбовая нарезка на концах каждой шпильки и в сквозных отверстиях в каждой паре колец позволяет стягивать кольца между собой путем вращения шпилек, обеспечивая тем самым съем подшипника без его повреждения.
Предлагаемое изобретение иллюстрируется рисунками, представленными на фиг. 1-13
На фиг. 1 представлен схемный чертеж съемника, установленного на ступени валов, вид сбоку.
На фиг. 2 представлен схемный чертеж первого полукольца кольца с внутренним диаметром, соответствующим наружному диаметру ступени вала большего, чем внутренний диаметр посадочного места подшипника, вид в плане.
На фиг. 3 представлен схемный чертеж, вид А на фиг. 2.
На фиг. 4 представлен схемный чертеж, вид Б на фиг. 2.
На фиг. 5 представлен схемный чертеж второго полукольца кольца с внутренним диаметром, соответствующим наружному диаметру ступени вала, большего, чем внутренний диаметр посадочного места подшипника, вид в плане.
На фиг. 6 представлен схемный чертеж, вид В на фиг. 5.
На фиг. 7 представлен схемный чертеж первого полукольца кольца с внутренним диаметром, соответствующим наружному диаметру ступени вала меньшего, чем внутренний диаметр посадочного места подшипника, вид в плане.
На фиг. 8 представлен схемный чертеж, вид Г на фиг. 7.
На фиг. 9 представлен схемный чертеж, вид Д на фиг. 7.
На фиг. 10 представлен схемный чертеж второго полукольца кольца с внутренним диаметром, соответствующим наружному диаметру ступени вала меньшего, чем внутренний диаметр посадочного места подшипника, вид в плане.
На фиг. 11 представлен схемный чертеж, вид Е на фиг. 10.
На фиг. 12 представлен схемный чертеж шпильки, вид сбоку.
На фиг. 13 представлен схемный чертеж шпильки, сечение С-С на фиг. 12.
Съемник подшипника содержит два кольца 1, 2 и две длинные шпильки 3, 4. Кольцо 1 содержит полукольца 5, 6, а кольцо 2 содержит полукольца 7, 8. Внутренний диаметр кольца 1 соответствует наружному диаметру ступени вала 9, диаметр которого больше, чем внутренний диаметр посадочного места подшипника 10. Внутренний диаметр кольца 2 соответствует наружному диаметру ступени вала 11, диаметр которого меньше, чем внутренний диаметр посадочного места подшипника 10. Шпильки 3, 4 имеют разностороннюю наружную резьбу на своих концах - на одном конце каждой из шпилек выполнена правосторонняя резьба, на противоположном конце - левосторонняя резьба. Полукольца 5, 6 и полукольца 7, 8 разъемно соединены между собой в кольца 1, 2 посредством болтового соединения, например, с помощью болтов с внутренним шестигранником (на чертеже не показаны). Полукольцо 5 содержит сквозное резьбовое отверстие 12 под шпильку 3. Полукольцо 6 содержит сквозное резьбовое отверстие 13 под шпильку 4. Полукольцо 7 содержит сквозное резьбовое отверстие 14 под шпильку 3. Полукольцо 8 содержит сквозное резьбовое отверстие 15 под шпильку 4. Резьбовая нарезка в отверстиях 12, 13 выполнена левосторонней, резьбовая нарезка в отверстиях 14, 15 выполнена правосторонней. Каждая из шпилек имеет длину L, достаточную для установки колец съемника на разные ступени вала - за подшипником 10 на ступени большего вала 9, и в торце ступени меньшего вала 11. В середине каждой из шпилек 3, 4 выполнено шестигранное утолщение 16.
Изобретение работает следующим образом.
Кольцо 1, собранное из полуколец 5, 6, надевается на ступень вала 9, диаметром больше посадочного места подшипника 10. Кольцо 2, собранное из полуколец 7, 8, надевается на ступень вала 11, диаметром меньше посадочного места подшипника. Полукольца 5, 6 и 7, 8, собранные в кольца 1, 2, разъемно соединяются с помощью болтов с внутренним шестигранником (на чертеже не показан). У собранных колец 2, 3 резьба в отверстиях под шпильки отличается на правую и левую: в отверстиях 12, 13 (кольцо 1) резьбовая нарезка выполнена правосторонней, в отверстиях 14, 15 (кольцо 2) резьбовая нарезка выполнена левосторонней. Шпильки 3, 4, имеющие правую и левую резьбу на их разных концах, закручиваются в отверстия 12, 13 на кольце 1 и отверстия 14, 15 на кольце 2, тем самым соединяя кольца 1, 2 между собой. Производится стягивание колец 1, 2 путем вращения соединительных шпилек 3, 4, до тех пор, пока кольцо 2 с меньшим диаметром не упрется в следующую ступень вала 11. Далее кольца 1, 2 продолжают стягивать между собой, путем вращения соединительных шпилек 3, 4, до тех пор, пока подшипник 10 не начнет свободно перемещаться по поверхности вала. Шестигранное утолщение 16 предназначено под гаечный ключ для ускорения процесса съема.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ МЕЖКОЛОННОГО ПРОСТРАНСТВА УСТЬЯ СКВАЖИНЫ МЕЖДУ КОНДУКТОРОМ И ТЕХНИЧЕСКОЙ КОЛОННОЙ | 2022 |
|
RU2775209C1 |
ГЕРМЕТИЗАТОР УСТЬЯ СКВАЖИНЫ РАЗЪЕМНЫЙ | 2013 |
|
RU2531667C1 |
КОЛОННАЯ ГОЛОВКА ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ УСТЬЯ СКВАЖИНЫ | 2003 |
|
RU2254440C1 |
ЗАТВОР РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ КАМЕРЫ ДЛЯ ТЕПЛООБМЕННИКА | 2013 |
|
RU2552210C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКРЫТИЯ ТРУБОПРОВОДА | 2019 |
|
RU2716938C2 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ, ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ, СПОСОБ МОНТАЖА И ДЕМОНТАЖА ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ В ПОДШИПНИКОВОМ УЗЛЕ, СЪЕМНИК ДЛЯ ДЕМОНТАЖА | 1990 |
|
RU2006709C1 |
Фланцевое соединение устьевого оборудования | 2020 |
|
RU2738559C1 |
СЪЕМНИК КОЛЬЦЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ | 1992 |
|
RU2028933C1 |
ХОМУТ КРОНШТЕЙНА КРЕПЛЕНИЯ АГРЕГАТА К ТРУБОПРОВОДУ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2020 |
|
RU2742592C1 |
ГАЗОСТАТ | 2011 |
|
RU2479381C1 |
Изобретение относится к устройствам демонтажа узлов, элементы которых связаны между собой прессовой посадкой, и может быть использовано для демонтажа подшипников, а именно для снятия упорно-опорных подшипников с валов консольных нефтяных насосов типа НК560. Съемник подшипника содержит кольцо, состоящее из двух разъемно соединенных посредством болтового соединения полуколец, и снабжен вторым кольцом, состоящим из двух разъемно соединенных посредством болтового соединения полуколец и двумя шпильками с наружной резьбой на концах. Каждое полукольцо содержит сквозное резьбовое отверстие под шпильку, резьбовая нарезка на концах каждой шпильки и в сквозных отверстиях каждой пары колец выполнена разносторонней, при этом внутренний диаметр одного кольца соответствует наружному диаметру ступени вала, размер которой больше внутреннего диаметра посадочного места подшипника, а внутренний диаметр второго кольца соответствует наружному диаметру ступени вала, размер которой меньше внутреннего диаметра посадочного места подшипника, каждая шпилька выполнена длиной, обеспечивающей установку колец съемника на разные ступени вала, а именно со стороны подшипника, где ступень вала больше внутреннего диаметра посадочного места подшипника, и в торце ступени вала, диаметр которой меньше внутреннего диаметра посадочного места подшипника. Технический результат заключается в упрощении эксплуатационного обслуживания и в обеспечении снятия подшипников без повреждения, с возможностью их повторного использования, в том числе со ступенчатых валов, в том числе упорно-опорных подшипников с валов консольных нефтяных насосов типа НК560. 1 з.п. ф-лы, 13 ил.
1. Съемник подшипника, содержащий кольцо, состоящее из двух разъемно соединенных посредством болтового соединения полуколец, отличающийся тем, что снабжен вторым кольцом, состоящим из двух разъемно соединенных посредством болтового соединения полуколец и двумя шпильками с наружной резьбой на концах, каждое полукольцо содержит сквозное резьбовое отверстие под шпильку, резьбовая нарезка на концах каждой шпильки и в сквозных отверстиях каждой пары колец выполнена разносторонней, при этом внутренний диаметр одного кольца соответствует наружному диаметру ступени вала, размер которой больше внутреннего диаметра посадочного места подшипника, а внутренний диаметр второго кольца соответствует наружному диаметру ступени вала, размер которой меньше внутреннего диаметра посадочного места подшипника, каждая шпилька выполнена длиной, обеспечивающей установку колец съемника на разные ступени вала, а именно со стороны подшипника, где ступень вала больше внутреннего диаметра посадочного места подшипника, и в торце ступени вала, диаметр которой меньше внутреннего диаметра посадочного места подшипника.
2. Съемник подшипника по п.1, отличающийся тем, что каждая шпилька содержит шестигранное утолщение в середине.
CN 211388591 U, 01.09.2020 | |||
US 3041713 A, 03.07.1962 | |||
CN 211137012 U, 31.07.2020 | |||
US 6266860 B1, 31.07.2001 | |||
US 3174218 A, 23.03.1965 | |||
US 20040006858 A1, 15.01.2004 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АЗОТНО-КИСЛОТНОЙ ВЫТЯЖКИ ИЗ ВЯТСКО-КАМСКОГО ФОСФОРИТА | 2005 |
|
RU2288906C1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ, ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ, СПОСОБ МОНТАЖА И ДЕМОНТАЖА ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ В ПОДШИПНИКОВОМ УЗЛЕ, СЪЕМНИК ДЛЯ ДЕМОНТАЖА | 1990 |
|
RU2006709C1 |
Авторы
Даты
2023-06-13—Публикация
2022-03-25—Подача