Изобретение относится к производству биодизельного топлива для использования в автотракторных двигателях.
Известна система питания дизеля на смесевом топливе (патент РФ 176797 кл. F02D 19/0649, F02M 43/00, F02D 19/0673, F02D 19/0684, F02M 31/10, 2018), содержащая бак биологического топлива, бак минерального топлива, линию забора биологического топлива, линию забора минерального топлива, двухсекционную подкачивающую помпу, смеситель биологического и минерального топлива, имеющий два входных и один выходной каналы, линию слива смесевого топлива, топливный насос высокого давления, форсунки и орган управления топливоподачей дизеля, подогреватель.
Известна система питания дизеля на смесевом биоминеральном топливе (патент РФ 2580965 С2 кл. F02D 19/06, F02M 43/00, 2016), содержащая бак биологического топлива, бак минерального топлива, линию забора биологического топлива, линию забора минерального топлива, смеситель биологического и минерального топлива с дозирующим устройством, имеющий два входных и один выходной каналы, линию слива смесевого биоминерального топлива, топливный насос высокого давления, форсунки и орган управления топливоподачей дизеля. Подача минерального и биологического топлива осуществляется двухсекционной подкачивающей помпой, приводимой в действие от эксцентрика кулачкового вала топливного насоса высокого давления, с установленным на входном патрубке биологического топлива подогревательным устройством. Причем смеситель с дозирующим устройством установлен после двухсекционной подкачивающей помпы. При этом дозирование осуществляется в смесителе либо вручную водителем, либо автоматически, в зависимости от нагрузки.
Недостатком известных систем питания дизеля является невозможность управления подогревателем биологического топлива.
Известна блок схема устройства для реализации способа производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для дизельных автотракторных двигателей (Патент РФ 2735081 РФ: МПК C10L 1/00, C11C 3/04. Способ производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для дизельных автотракторных двигателей / И.Е. Припоров, Е.В. Припоров, Е.С. Блаженко; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». - опубл. 28.10.2020. Бюл. №31 - прототип), включающая сепаратор для отделения выпавшего осадка в рапсовом масле, масляный фильтр тонкой очистки рапсового масла, кавитационный диспергатор для смешивания очищенного рапсового масла с дизельным топливом.
Недостатком известной блок схемы является неполное сгорание дизельного топлива, а следовательно, повышенная коксуемость, нагары, потеря мощности дизельного двигателя.
Техническим результатом изобретения является повышение качества биодизельного топлива.
Технический результат достигается тем, что в системе производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для автотракторных дизельных двигателей, включающей сепаратор для отделения выпавшего осадка в рапсовом масле, масляный фильтр тонкой очистки рапсового масла, кавитационный диспергатор для смешивания очищенного рапсового масла с дизельным топливом, согласно изобретения имеет электронный блок управления, подогреватель рапсового масла, анализатор качества рапсового масла с клапаном-распределителем, дозаторы для рапсового масла и дизельного топлива, мультифункциональный блок управления дозаторами, фильтр дизельного топлива, емкость для хранения биодизельного топлива, при этом выходы электронного блока управления соединены со входами подогревателя рапсового масла и сепаратора для отделения выпавшего осадка в рапсовом масле, масляный фильтр тонкой очистки рапсового масла соединен со входом анализатора качества рапсового масла с клапаном-распределителем, соединенный с выходом электронного блока управления и входом дозатора рапсового масла, выход которого сообщен через кавитационный диспергатор с дозатором дизельного топлива и со входом емкости для хранения биодизельного топлива, фильтр дизельного топлива соединен с входом дозатора дизельного топлива, в свою очередь дозаторы рапсового масла и дизельного топлива соединены с мультифункциональным блоком управления дозаторами.
Сопоставительный анализ заявляемого технического решения с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемая система производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для автотракторных дизельных двигателей отличается от известной блок схемы тем, что повышается качество рапсового масла и дизельного топлива, что невозможно получить известными техническими решениями.
Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию патентоспособности НОВИЗНА.
Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, направлены на достижение технического результата и не выявлены при изучении данной и смежной областей науки и техники и, следовательно, соответствуют критерию ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ УРОВЕНЬ.
Заявляемое техническое решение соответствует критерию патентоспособности ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ, т.к. относится к области двигателестроения и может быть использовано в системе производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для автотракторных дизельных двигателей.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображена система производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для автотракторных дизельных двигателей.
Система производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для автотракторных дизельных двигателей включает сепаратор 1 для отделения выпавшего осадка в рапсовом масле, масляный фильтр 2 тонкой очистки рапсового масла, кавитационный диспергатор 3 для смешивания очищенного рапсового масла с дизельным топливом. Система имеет электронный блок 4 управления, подогреватель 5 рапсового масла, анализатор 6 качества рапсового масла с клапаном-распределителем, дозаторы 7 и 8 для рапсового масла и дизельного топлива, мультифункциональный блок 9 управления дозаторами, фильтр 10 дизельного топлива, емкость 11 для хранения биодизельного топлива. При этом выходы электронного блока 4 управления соединены со входами подогревателя 5 рапсового масла любой известной конструкцией и сепаратора 1 для отделения выпавшего осадка в рапсовом масле. Масляный фильтр 2 тонкой очистки рапсового масла соединен со входом анализатора 6 качества рапсового масла с клапаном-распределителем, который соединен с выходом электронного блока 4 управления и входом дозатора 7 рапсового масла, выход которого сообщен через кавитационный диспергатор 3 с дозатором 8 дизельного топлива и со входом емкости 11 для хранения биодизельного топлива. Фильтр 10 дизельного топлива соединен с входом дозатора 8 дизельного топлива. Дозаторы 7 и 8 рапсового масла и дизельного топлива соединены с мультифункциональным блоком 9 управления дозаторами.
Система производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для автотракторных дизельных двигателей работает следующим образом.
Предварительно подготовленное рапсовое масло подогревают до температуры 70...110°С в локальном подогревателе экранного типа с трубчатыми нагревательными элементами, и осуществляют подачу подогретого рапсового масла в сепаратор 1.
Рапсовое масло подогревают до указанной температуры для повышения его вязкости, до значения равного вязкости дизельного топлива, что приводит к возрастанию дальнобойности топливной струи, попаданию на стенки камеры сгорания большего количества дизельного топлива и уменьшению доли объемного смесеобразования [Курочкин А.А. Подогрев рапсового масла как способ повышения эффективности использования его в качестве топлива / А.А. Курочкин, А.А. Жосан, Ю.Н. Рыжов, С.И. Головин // Вестник Орел ГАУ. - 2013. - №1(40). - С. 209-212].
Для отделения выпавшего осадка в рапсовом масле и смешивание очищенного рапсового масла с дизельным топливом используют кларификацию с помощью сепаратора 1, в который подают рапсовое масло.
В процессе кларификации, через определенные промежутки времени осадок выбрасывается из сепаратора наружу. В начале процесса выброса осадка (автоматическая очистка сепаратора) подачу рапсового масла в сепаратор 1 прекращают, а оставшийся в сепараторе осадок, удаляют впуском промывочной воды. Так как процесс кларификации известен (https://cybeipedia.su/12x430d.html), то авторы приводят работу сепаратора без ссылки на чертеж. Вода заполняет гидравлическую систему, расположенную в нижней части сепаратора, и открывает пружинные клапаны. Затем под воздействием воды движется вниз подвижная нижняя часть сепаратора. В результате этого открываются выпускные окна, расположенные по периферии сепаратора в его средней части. Осадок выталкивается через эти окна центробежной силой. Затем под воздействием воды поднимается подвижная часть сепаратора вверх в исходное положение. В результате этого выпускные окна закрываются. Затем в сепаратор подается вода для восстановления жидкостного уплотнения (водяного затвора), необходимого для процесса сепарации. После этого возобновляют подачу в сепаратор 1 необработанного рапсового топлива, и продолжается процесс сепарации (https://cvberpedia.SLi/12x430d.html). Процесс подогревания и кларификации контролируется электронным блоком 4 управления.
Затем осуществляют тонкую очистку путем фильтрации с помощью масляного фильтра 2 и далее очищенное рапсовое масло, поступает в анализатор 6 качества рапсового масла на наличие мелкодиспергированной примеси в нем. Если качество рапсового масла не удовлетворяет требованиям, то его возвращают на дополнительную очистку в масляном фильтре 2 тонкой очистки. Если качество полученного рапсового масла удовлетворяет требованиям, то электронный блок 4 управления подает сигнал на клапан-распределитель анализатора 6 и масло в дозатор 7.
Содержание в рапсовом масле мелкодиспергированных примесей, таких как фосфолипиды, воски, и другие вещества растительного происхождения [Зимин А.Г. Очистка рапсового масла и улучшение его противоизносных свойств для использования в сельскохозяйственной технике: автореф. канд. техн. наук. - Мичуринск: Мичуринский ГАУ, 2011. - 21 с], а также механических примесей затрудняет проведение технологических операций, например, рафинации и гидрирования. Кроме того, под действием кислорода воздуха фосфолипиды легко окисляются с образованием темноокрашенных соединений, которые ухудшают качество масел.
Воски и воскообразные вещества (сложные эфиры высших жирных кислот и высших жирных спиртов с tпл. до 90°С). Они образуют тонкие взвеси (так называемые "сетки") и вызывают помутнение масел, что портит их товарный вид.
К механическим примесям относятся обрывки клеток растений, органическая и минеральная пыль. Их содержание не превышает 0,1…0,3%. Содержание механических примесей заметно возрастает в масле, которое подается в производство из нижней части емкостей-хранилищ, т.к. при длительном отстое они оседают на дно [Ларин А.Н. Общая технология отрасли: учеб. пособие. - Иваново: ИГХТУ, 2006. - 76 с].
Использование в двигателях неочищенного рапсового масла осложняется их высокой вязкостью и образованием отложений нагара на соплах топливных форсунок и в цилиндрах. Поскольку температура поршня при малой нагрузке (включая холостой ход) снижается, то растительные масла (имеющие высокую температуру кипения), находящиеся на стенках охлажденного поршня, не способны к испарению и воспламенению при смешивании с воздухом: они полностью не сгорают.При перемещении поршневыми кольцами несгоревшего топлива вниз (в такте расширения) растительное масло, проникая в картер, смешивается с моторным маслом, ухудшая его качество, что в конечном итоге приводит к выходу двигателя из строя. Этим вызвана необходимость преждевременной замены моторного масла при работе двигателей на растительных маслах, т.е. уменьшение межсервисного периода (https://studref.com/637063/ekologiya/biodizel_ispolzovanierapsovogo_dmgih_masel_kachestve_topliva).
Очищенное рапсовое масло с помощью дозатора 7 поступает в кавитационный диспергатор 3, куда подается очищенное дизельное топливо от фильтра 10 дозатором 8. Дозаторы 7 и 8 рапсового масла и дизельного топлива соединены с мультифункциональным блоком 9 управления дозаторами.
Кавитационное диспергирование очищенного рапсового масла с дизельным топливом взяты в соотношении 2:1 продолжительностью 30-40 минут при температуре 70°С и контролируют качество перемешивания. Время перемешивания 30-40 минут. Если перемешивание меньше этого времени, то рапсовое масло будет на дне дизельного топлива, так как его плотность составляет 830 кг/м3, а рапсового масла 916 кг/м3 и при горении выделяются смолистые вещества, которые засоряют отверстия форсунок, а если больше - то дизельное топливо растворится в рапсовом масле и процесс самовоспламенения топлива будет отсутствовать. Если перемешивание равномерное, то биодизельное топливо отправляют на хранение, если неравномерное, то его дополнительно перемешивают.
Кавитационное диспергирование очищенного рапсового масла с дизельным топливом проводят в соотношении 2:1 обусловлено тем, что:
- если больше взять соотношение, то дизельное топливо будет вязкое и происходит его перенасыщение рапсовым маслом, а его коксуемость (0,4-0,5%) превышает коксуемость дизельного топлива (0,3%), что приведет ухудшению его самовоспламенению и сгоранию;
- если меньше - то будет не насыщение дизельного топлива, что приведет загрязнению окружающей среды выхлопными газами.
Кавитационное диспергирование очищенного рапсового масла с дизельным топливом осуществляется при температуре 70°С, объясняется тем, что с повышением температуры вязкость рапсового масла снижается до 17,5 мм2/с, а с понижением температуры вязкость увеличивается [Марков В.А., Стремяков А.В., Девянин С.Н. Работа транспортного дизеля на смесях дизельного топлива и рапсового масла // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2010. №1. - с.87-101].
Далее полученное биодизельное топливо подается в емкость 11 для хранения.
Справочные данные по концентрации сернистых соединений и вредных газов в выхлопе согласно Байбарину В.А., Божко А.В. приведены в работе [Байбарин В.Α., Божко А.В. Влияние отработавших газов двигателей МЭС на экологию и их состав // Вестник аграрной науки Дона. 2014. №4 (28). С. 81-86.], которые представлены в таблице 1.
Таким образом, выполнение технологических операций в системе производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для автотракторных дизельных двигателей позволяет повысить качество биодизельного топлива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для дизельных автотракторных двигателей | 2022 |
|
RU2808621C1 |
Система производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для автотракторных дизельных двигателей | 2022 |
|
RU2797502C1 |
Способ производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для дизельных автотракторных двигателей | 2019 |
|
RU2735081C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИОДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2024 |
|
RU2826996C1 |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ АВТОТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ | 2013 |
|
RU2538470C1 |
Система питания автотракторного дизеля | 2016 |
|
RU2623324C1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА БИОТОПЛИВА НА ОСНОВЕ РАПСОВОГО МАСЛА ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2008 |
|
RU2393209C2 |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ АВТОТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ | 2010 |
|
RU2443887C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИОДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2008 |
|
RU2393006C1 |
Способ очистки биотопливных композиций на основе рапсового масла | 2018 |
|
RU2706123C1 |
Изобретение относится к производству биодизельного топлива для использования в автотракторных двигателях. Предложена система производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для автотракторных дизельных двигателей, содержащая сепаратор 1 для отделения выпавшего осадка в рапсовом масле, масляный фильтр 2 тонкой очистки рапсового масла, кавитационный диспергатор 3 для смешивания очищенного рапсового масла с дизельным топливом. Система имеет электронный блок управления 4, подогреватель рапсового масла 5, анализатор 6 качества рапсового масла с клапаном-распределителем, дозаторы 7, 8 для рапсового масла и дизельного топлива, мультифункциональный блок 9 управления дозаторами, фильтр 10 дизельного топлива, емкость 11 для хранения биодизельного топлива. Технический результат – повышение качества биодизельного топлива. 1 ил., 1 табл.
Система производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для автотракторных дизельных двигателей, включающая сепаратор для отделения выпавшего осадка в рапсовом масле, масляный фильтр тонкой очистки рапсового масла, кавитационный диспергатор для смешивания очищенного рапсового масла с дизельным топливом, отличающаяся тем, что имеет электронный блок управления, подогреватель рапсового масла, анализатор качества рапсового масла с клапаном-распределителем, дозаторы для рапсового масла и дизельного топлива, мультифункциональный блок управления дозаторами, фильтр дизельного топлива, емкость для хранения биодизельного топлива, при этом выходы электронного блока управления соединены со входами подогревателя рапсового масла и сепаратора для отделения выпавшего осадка в рапсовом масле, масляный фильтр тонкой очистки рапсового масла соединен со входом анализатора качества рапсового масла с клапаном-распределителем, соединенным с выходом электронного блока управления и входом дозатора рапсового масла, выход которого сообщен через кавитационный диспергатор с дозатором дизельного топлива и со входом емкости для хранения биодизельного топлива, фильтр дизельного топлива соединен с входом дозатора дизельного топлива, в свою очередь дозаторы рапсового масла и дизельного топлива соединены с мультифункциональным блоком управления дозаторами.
RU 2728586 C1, 31.07.2020 | |||
Способ производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для дизельных автотракторных двигателей | 2019 |
|
RU2735081C1 |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2440508C1 |
DE 10154455 A1, 15.05.2003 | |||
DE 102008013163 A1, 10.09.2009 | |||
DE 102007036804 A1, 05.02.2009. |
Авторы
Даты
2023-08-08—Публикация
2022-12-05—Подача