Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам пожаротушения транспортных средств.
Известна система тушения пожара в рабочей кабине (авт. св. СССР N 334985, кл. А 62 С 3/08), включающая заполненные огнегасящим составом тяжелее воздуха, например аргоном, баллоны с пиропатронными затворами, привод которых включен в электрическую цепь, имеющую электромагнитные реле, датчики и двигатель с вентилятором, установленный в верхней части рабочей кабины.
Основным недостатком этой системы является то, что огнегасящий состав хранится в специальных баллонах, занимающих значительный объем в ограниченном техническом пространстве транспортного средства.
Известна система охлаждения двигателя (Милушкин А. А. , Надеждин Б. Н. , Плеханов И. П. и др. Автомобиль. М. : Транспорт, 1966, с. 46), состоящая из радиатора, включающего нижний бачок с наливной горловиной, имеющей контрольную трубку, отводящий патрубок со сливным краном, шланг, водяной насос, рубашку охлаждения цилиндров, водораспределительную трубу, термостат, цилиндр, патрубок головки цилиндров, шланг, патрубок радиатора.
Недостатком этой системы является отсутствие возможности использования находящейся в системе охлаждающей жидкости для пожаротушения.
Известная также система нейтрального газа, состоящая из баллона с углекислым газом, пироголовки баллона, выключателя, фильтра, редуктора высокого давления, редуктора низкого давления, жиклера и бака (Бардин Ю. А. и др. Учебник механики военно-воздушных сил. М. : Военное издательство Министерства обороны СССР, 1967, с. 252-293).
Основным недостатком системы нейтрального газа является неэффективность ее применения в открытом снизу подкапотном пространстве транспортного средства, так как в этом случае происходит большая утечка углекислого газа, поскольку он тяжелее воздуха.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является система пожаротушения (Бардин Ю. А. Учебник механики военно-воздушных сил. М. : Военное издательство Министерства обороны СССР, 1967, 293-295), состоящая из термоизвещателей, реле с нормально разомкнутым контактом, переключателя, реле и кнопки проверки исправности сигнальной лампы, сигнальной лампы-кнопки, микровыключателя электромагнитного крана, кнопки включения второго баллона, баллонов с огнегасящим составом, электромагнитного крана, трубопровода и распылительного коллектора.
Основным недостатком этой системы пожаротушения является то, что в ней используется только огнегасящая жидкость хранящаяся в специальных баллонах, занимающих определенный объем, причем, как правило, огнегасящая жидкость содержит токсичные вещества, что вызывает необходимость специальной обработки подкапотного пространства после ее применения.
Цель изобретения - упрощение устройства за счет использования жидкости из системы охлаждения двигателя в качестве огнегасящей.
Указанная цель достигается тем, что в устройство пожаротушения транспортного средства с жидкостной системой охлаждения двигателя, включающей радиатор с верхним и нижним бачками, которые связаны соответственно патрубком и трубопроводом с рубашкой охлаждения цилиндров, содержащее источник огнегасящей жидкости, выходом связанный трубопроводом через электромагнитный кран с распылителями, термоизвещатели, связанные через замыкающие контакты реле с сигнальным индикатором, соединенным со средством включения устройства, и с электромагнитным краном, электрически связанным с микровыключателем. Дополнительно введен блок подачи углекислого газа, гидравлически связанный через введенный запорный клапан в трубопроводе с горловиной и патрубком верхнего бачка, пиропатроны баллона углекислого газам блока подачи электрически связаны с микровыключателем, подключенным через размыкающие контакты реле к системе зажигания двигателя, выход нижнего бачка является выходом источника огнегасящей жидкости, причем блок подачи углекислого газа содержит последовательно связанные баллон с углекислым газом и установленные в трубопроводе фильтр, редукторы высокого и низкого давления, жиклер.
На фиг. 1 изображено устройство пожаротушения транспортного средства; на фиг. 2 - запорный клапан; на фиг. 3 - реле.
Устройство системы пожаротушения транспортного средства состоит из радиатора 1, содержащего трубчатую сердцевину, к которой сверху крепится верхний бачок 2 с закрепленной к нему горловиной 3, закрывающейся крышкой 4. На горловине 3 закреплены контрольная трубка 5, к которой крепится запорный клапан 6, состоящий из поршня 7 с пружиной 8. К клапану 6 крепится трубопровод 9, соединяющий его с патрубком радиатора 10 и через жиклер 14 редуктор 11 низкого давления, редуктор 12 высокого давления, фильтр 13 с пироголовкой 15 баллона 16, наполненного, например, углекислым газом. Кроме того, к трубчатой сердцевине радиатора 1 крепится снизу нижний бачок 17, к которому прикреплен шланг 18, соединяющий радиатор 1 с рубашкой охлаждения цилиндров 19, на котором закреплен сливной кран 20. Причем нижний бачок 17 соединен посредством трубопровода 21 с электромагнитным краном 22, который сочленен с трубопроводом 23, соединяющим его с закрепленным в подкапотном пространстве транспортного средства по периметру двигателя распылительным коллектором 24.
Система также содержит электросхему, состоящую из термоизвещателей 25, соединенных электропроводкой с обмоткой реле 26, к замыкающим контактам 27 которого подсоединены переключатель 28, подключенный напрямую к клемме аккумулятора, и сигнальный индикатор 29, а также соленоид электромагнитного крана 22, соединенный с имеющим две пары контактов микровыключателем 30, соединенным с пироголовкой 15 баллона 16. Кроме того, реле 26 имеет размыкающие контакты 31, через которые подключены система зажигания 32 (см. фиг. 3). Соленоид электромагнитного крана 22 электрически связан с кнопкой 33.
Устройство работает следующим образом.
При возникновении пожара в подкапотном пространстве, где установлен один или несколько термоизвещателей 25, последние срабатывают и подают электрический сигнал на реле 26, сердечник которого намагничивается и притягивает якорь, размыкая размыкающие контакты 31, через которые ток подается к системе зажигания 32, разъединяя тем самым первичную цепь системы зажигания с целью остановки двигателя и замыкая замыкающие контакты 22, через которые электрический ток поступает на находящийся в салоне транспортного средства сигнальный индикатор 29, предупреждающий водителя о возникновении пожара. Одновременно электрический ток с реле 26 подается на соленоид электромагнитного крана 22. Последний открывается. При этом замыкаются две пары контактов микровыключателя 30: одна пара контактов обеспечивает самоблокировку крана 22 и удерживает его в открытом положении, другая пара контактов, даже если цепь термоизвещателей 25 повреждается при пожаре, подает электрический ток к запалу пироголовки 15 баллона 16 с углекислым газом. В результате открывается затвор баллона 16 и углекислый газ по трубопроводу 9 через фильтр 13, редукторы 11 и 12 высокого и низкого давлений и жиклер 14 поступает в патрубок радиатора 10 и оказывает давление на находящуюся там охлаждающую жидкость. Кроме того, углекислый газ поступает в запорный клапан 6. При этом поршень 7 перемещается влево, преодолевая сопротивление пружины 8, перекрывая контрольную трубку 5 и изолируя систему охлаждения от атмосферы. Охлаждающая жидкость из системы охлаждения под давлением углекислого газа по трубопроводу 21 через электромагнитный кран 22 поступает по трубопроводу 23 к распылительному коллектору 24 и распыляется на очаг пожара. Если пожар обнаружен визуально, а термоизвещатели 25 по какой-либо причине не сработали (не горит световой сигнал на сигнальном индикаторе 29), система пожаротушения может быть введена в действие нажатием кнопки 33, через которую электрический ток поступает на соленоид электромагнитного крана 22.
Чтобы убедиться в ликвидации пожара в подкапотном пространстве, необходимо после загорания сигнала на сигнальном индикаторе 29 выключить и снова включить переключатель 28. При его выключении электромагнитный кран 22 обесточивается и закрывается. В этом случае контакты 31 самоблокировки размыкаются и электрический ток на сигнальный индикатор 29 не поступает. Если пожар ликвидирован, то при включенном переключателе 28 термоизвещатели 25 не срабатывают, не включается реле 26 и световой сигнал на сигнальном индикаторе 29 не загорается. Если пожар продолжается, то термоизвещатели 25 замыкают контакты 27 реле 26 и световой сигнал на сигнальном индикаторе 29 вновь загорается.
Для использования в системе пожаротушения транспортного средства система его охлаждения должна заполняться водой или этиленгликолевой смесью (температура замерзания до -67оС), широко применяемой на автотранспорте. Известно, что на большинстве транспортных средств для тушения пожаров используется только ручной огнетушитель. Основным преимуществом предлагаемой системы является то, что в отличие от ручного огнетушителя она может вступать в действие автоматически, немедленно после возникновения пожара еще до остановки транспортного средства. Кроме того, система срабатывает даже на стоянке без участия водителя, например кратковременная стоянка зимой без выключения двигателей. Особенно важно, что при сталкивании транспортного средства с препятствием, если водитель теряет сознание, в случае возникновения пожара устройство автоматически выключает зажигание и пожар тушится автоматически. Известно, что при столкновении зачастую гибнут не от удара, а от огня. При использовании ручного огнетушителя необходимо открыть капот, что вызывает дополнительный доступ кислорода, который поддерживает горение. При использовании предлагаемой системы подобного явления не происходит. (56) Учебник механики военно-воздушных сил. М. : Военное издательство Министерства обороны СССР, 1967, с. 292-295.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА | 1991 |
|
RU2017989C1 |
УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ НА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ | 2001 |
|
RU2218956C2 |
КЛАПАН ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ | 2022 |
|
RU2794471C1 |
УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 1991 |
|
RU2031672C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО РАЗОГРЕВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВС | 2001 |
|
RU2217608C2 |
ПЛАВАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2001 |
|
RU2201353C2 |
УСТРОЙСТВО для ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ДИЗЕЛЬНЫХ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЛОКОМОТИВАХ | 1963 |
|
SU152665A1 |
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА | 1999 |
|
RU2163496C1 |
СПОСОБ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ТЕПЛОВОЗА (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2525801C1 |
Система пожаротушения колесного транспортного средства | 2020 |
|
RU2745664C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам пожаротушения транспортных средств. Сущность изобретения: устройство содержит радиаторы 1 и 10, верхний бачок 2 с горловиной 3, закрывающейся крышкой 4, контрольную трубку 5, запорный клапан 6, поршень с пружиной, трубопроводы 9, 21 и 23, редуктор 11 низкого давления, редуктор 12 высокого давления, фильтр 13, жиклер 14, пироголовку 15 баллона 16, наполненного углекислым газом, нижний бачок 17, шланг 18, рубашку охлаждения цилиндров 19, сливной кран 20, электромагнитный кран 22, распылительный коллектор 24, термоизвещатели 25, обмотку реле 26, разомкнутый его контакт, переключатель 28, сигнальную лампу 29, кнопку проверки исправности, микровыключатель, нормально замкнутый контакт реле 26, систему зажигания. 25 - 26 - 27 - 29 - 22 - 23 - 24, 27 - 29, 26 - 25, 31 - 15 - 13 - 12 - 11 - 9 - 14 - 6 - 4 - 3 - 2 - 1 - 17 - 18 - 19, 17 - 21 - 22. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Авторы
Даты
1994-02-28—Публикация
1990-12-10—Подача