Изобретение относится к электротехнике, в частности, к поддерживающим зажимам для подвески проводов воздушных линий электропередачи.
Известен поддерживающий вибростойкий зажим, содержащий амортизатор, выполненный из двух частей, надеваемых на поддерживаемый провод, проволочный протектор, навитый на амортизатор, силовой корпус, выполненный из двух корпусов-половин, установленных вокруг протектора и соединяемых между собой при помощи резьбового соединения, а также подвес, шарнирно соединенный с силовым корпусом (см. RU2064723 C1, опубл., 27.07.1996).
Недостатками известного зажима являются недостаточное удобство монтажа вследствие большого количества отдельных деталей, соединяемых непосредственно на проводе, при обеспечении лучшей прочности, а также вибростойкости за счет расположения оси шарнира связи подвеса с корпусом в зоне пересечения указанной оси с поддерживаемым проводом.
Технической проблемой является создание вибростойкого зажима, обладающего повышенной прочностью, надежностью, вибростойкостью и имеющего конструкцию, позволяющую облегчить монтаж зажима за счет уменьшения номенклатуры деталей, присоединяемых непосредственно в процессе монтажа на проводе.
Техническим результатом является облегчение монтажа зажима, повышение надежности подвеса провода при повышенной прочности конструкции и вибростойкости.
Проблема решается, и технический результат достигается тем, что поддерживающий вибростойкий зажим содержит амортизатор, выполненный из двух частей, надеваемых на поддерживаемый провод, проволочный протектор, навитый на амортизатор, силовой корпус, выполненный из двух корпусов-половин, установленных вокруг протектора и соединяемых между собой при помощи резьбового соединения, а также подвес, шарнирно соединенный с силовым корпусом, при этом, согласно изобретению, подвес выполнен в виде скобы, имеющей гнездо шарнирно-сферического соединения с пестиком стержня изолятора, при этом на незамкнутых концах скобы расположены соосные цапфы с наружными цилиндрическими поверхностями, при этом каждый корпус-половина снабжен выступом, расположенным на его наружной поверхности, в выступах выполнены глухие пазы с образованием на поверхности выступа незамкнутых соосных внутренних цилиндрических поверхностей, имеющих силовые участки, цапфы расположены с возможностью контакта своими наружными цилиндрическими поверхностями с силовыми участками выступов и выполнены с возможностью введения их в контакт с силовыми участками выступов путем перемещения скобы с цапфами относительно корпусов-половин и введения цапф в пазы выступов, при этом геометрическая ось соосных цапф пересекает поддерживаемый провод, а зажим снабжен замком-ограничителем, препятствующим выходу цапф из пазов выступов после сборки зажима.
Технический результат достигается также тем, что корпуса-половины могут быть дополнительно связаны между собой при помощи цилиндрического шарнира, расположенного вдоль поддерживаемого провода и смещенного относительно него в направлении гнезда скобы, а геометрические оси резьбовых элементов соединения корпусов-половин скрещиваются с поддерживаемым проводом и установлены со стороны провода, противоположной расположению цилиндрического шарнира.
Технический результат достигается также тем, что замок-ограничитель может быть выполнен в виде расположенного между корпусами-половинами элемента, ограничивающего перемещение скобы в направлении, противоположном силовым участкам выступов.
Технический результат достигается также тем, что замок-ограничитель снабжен ограничителями, расположенными с возможностью контакта с поверхностями цапф, противоположными их поверхностям, контактирующим с силовыми участками выступов, а также фиксаторами, свободно расположенными в углублениях корпусов-половин.
Изобретение поясняется при помощи чертежей.
На фиг. 1 показан вид сбоку на зажим в сборе, смонтированный на поддерживаемом проводе;
На фиг. 2 - то же вид сверху на фиг. 1;
На фиг. 3 - то же, поперечный разрез А-А на фиг. 1;
На фиг. 4 показан изометрический вид на корпус-половину;
На фиг. 5 - то же, вид на корпус-половину с расположенным в его углублении замком-ограничителем.
Описываемый поддерживающий вибростойкий зажим содержит амортизатор 1, выполненный из двух частей, надеваемых на поддерживаемый провод 2, проволочный протектор 3, навитый на амортизатор 1, силовой корпус, выполненный из двух корпусов-половин 4, установленных вокруг протектора 3 и соединяемых между собой при помощи резьбовых элементов5, а также подвес, выполненный в виде скобы 6, являющейся единой деталью, которая снабжена соосными цапфами 7 с наружными цилиндрическими поверхностями, расположенными на незамкнутых концах скобы 6. Цапфы 7 обращены внутрь скобы 6 навстречу одна другой. Скоба 6 снабжена также гнездом 8 шарнирно-сферического соединения с пестиком стержня изолятора (на чертежах не показаны). Каждый корпус-половина 4снабжен выступом 9, расположенным на его наружной поверхности. В выступах 9 выполнены глухие пазы 10 с образованием на поверхности выступа 9 незамкнутых соосных внутренних цилиндрических поверхностей 11, имеющих силовые участки 12. Цапфы 7 расположены с возможностью контакта своими наружными цилиндрическими поверхностями с силовыми участками 12выступов 9, и выполнены с возможностью введения в контакт с силовыми участками 12 выступов 9 путем перемещения скобы 6 с цапфами 7 относительно корпусов-половин 4 и введения цапф 7 в пазы 10 выступов 9. Силовой участок 12 может быть выполнен в виде вкладыша, установленного в цилиндрическую поверхность 11 или сделанного заодно с ним, например, путем модифицирования поверхности 11 на ограниченном участке с целью достижения повышенной износостойкости и снижения трения в месте контакта взаимодействующих цилиндрических поверхностей. Таким образом при помощи цапф 7 и выступов 10 образуют цилиндрическое шарнирное соединение скобы 6 с корпусами-половинами 4. При этом цилиндрические поверхности 11 выступов 9 выполнены таким образом, что геометрическая ось 13 соосных цапф 7 пересекает поддерживаемый провод 2. Зажим снабжен замком-ограничителем 14, препятствующим выходу цапф 7 из пазов10 выступов 9 после сборки зажима.
Корпуса-половины 4могут быть дополнительно связаны между собой при помощи цилиндрического шарнира 15, расположенного вдоль поддерживаемого провода 2 и смещенного относительно него в направлении гнезда 8 скобы 6. Например, продольная ось шарнира 15 расположена параллельно проводу 2 после установки на него зажима. Указанный шарнир 15 может быть выполнен в виде резьбового элемента, стянутого гайкой 16. При этом продольные геометрические оси резьбовых элементов 5 соединения корпусов-половин 4 скрещиваются с поддерживаемым проводом 2 и установлены со стороны провода 2, противоположной расположению цилиндрического шарнира 15.
Замок-ограничитель 14 может быть выполнен в виде расположенного между корпусами-половинами элемента, ограничивающего перемещение скобы 6 в направлении, противоположном соосным пазам 10 выступов 9.
При этом замок-ограничитель 14 снабжен ограничителями 17, расположенными с возможностью контакта с цилиндрическими поверхностями цапф 7, противоположными их поверхностям, контактирующим с силовыми участками 12 поверхностей 11, а также фиксаторами 18, свободно расположенными в углублениях 19 паза 20, выполненного в корпусах-половинах 4. Паз 20 выполнен на внутренних поверхностях корпусов-половин 4, контактирующих между собой после их стяжки резьбовыми соединениями 5. Такой замок-ограничитель 14 может быть выполнен в форме полукольца, концы которого являются ограничителями 17. При этом торцевые поверхности 21 полукольца контактируют с открытыми цилиндрическими поверхностями цапф 7, расположенными с противоположной стороны таких цилиндрических поверхностей цапф 7, контактирующих с силовыми участками 12 поверхностей 11 и предотвращают за счет этого выход цапф 7 из шарнирного соединения скобы 6 с корпусами-половинами 4. Фиксаторы 18 при этом выполнены в форме плоского выступа, расположенного в поперечной плоскости полукольца, в средней его части.
Зажим используется для закрепления провода на воздушных линиях связи или электропередачи. Описываемый зажим монтируется следующим образом. В месте монтажа зажима на проводе 2 устанавливают симметрично две половины амортизатора 1, закрепив их с помощью изоленты. Прикладывают спираль проволочного протектора 3 к закрепленным половинам амортизатора 1, закрепленным на проводе 2 и навивают последовательно каждую спираль протектора 3 на собранный амортизатор 1. Корпуса-половины 4, предварительно соединенные цилиндрическим шарниром 15, пальцем или соответствующим болтом с гайкой, устанавливают поверх амортизатора 1 с установленным протектором 3, путем предварительного разведения в стороны корпусов-половин 4 вокруг оси поворота шарнира 15.
Устанавливают резьбовые элементы 5, например, болты, в соответствующие отверстия корпусов-половин 4 и наворачивают на их концы гайки, оставив зазор между корпусами-половинами 4 в нижней части, равный 10-12 мм.
С торца корпусов-половин 4 до их середины подвигают вдоль провода 2 скобу 6 таким образом, чтобы цапфы 7 проходили вдоль корпусов-половин 4 до пазов 10 выступов 9. Затем поднимают скобу 6 вверх и вводят цапфы 7 в пазы 10 с двух сторон до контакта цилиндрических поверхностей цапф 7 с силовыми участками 12 цилиндрических поверхностей 11 выступов 9. В оставленный предварительно зазор между корпусами-половинами 4 заводят замок-ограничитель 14, укладывая его фиксатор 18 в углубление 19 корпусов-половин 4. При такой укладке замок-ограничитель 14 располагается так, что его ограничители 17 своими торцевыми поверхностями 21 могли контактировать с открытыми снизу цилиндрическими поверхностями цапф 7. Затем собранный узел соединяют с элементами изолирующей подвески (на чертежах не показана) путем соединения гнезда 8 с пестиком подвески, после чего указанный узел переводят в запирающее положение.
Использование описываемого зажима позволяет уменьшить нагрузки на провод 2, возникающие в ходе эксплуатации, а именно, от пляски и вибрации провода, качания под влиянием ветровых и гололедных нагрузок. Контакт между проводом 2 и поддерживающим зажимом происходит через резиновый амортизатор 1, который не изнашивает провод (не происходит его истирание и износ). Проволочный протектор 3 скрепляет половинки амортизатора 1 на проводе 2 и дополнительно снижает вибрационные нагрузки на него. Кроме того, ось 13 шарнирного крепления подвеса к корпусам-половинам 4 примерно перпендикулярно пересекает продольную ось провода 2 по срединной поперечной плоскости корпусов-половин 4 зажима, что положительно сказывается на распределении нагрузок на зажим и провод.
Выполнение подвеса из одной детали в виде скобы 8 повышает прочность и надежность крепления. При этом исключаются «лишние» операции соединения частей подвеса на высоте с использованием мелких деталей, что упрощает монтаж узла, заведомо имеющего повышенную номенклатуру деталей за счет использования необходимых элементов виброзащиты.
Однако использование цельного подвеса требует нестандартных методов его сборки. При такой сборке цапфы 7 заводят в пазы 10 с открытой их стороны до контакта с силовыми участками 12 выступов 9. То есть со стороны введения цапф 7 в пазы 10 отсутствует запирающая поверхность, препятствующая выходу цапф 7 из паза 10. Функцию такого запирания выполняют ограничители 17 замка-ограничителя 14, который просто укладывается в углубление 19 паза 20, выполненных в одном или обоих корпусах-половинах 4. Причем в момент укладки гайки уже навернуты на концы резьбовых элементов 5, что гарантирует сохранение целостности подсобранного узла в процессе включения в него мелкой детали. То есть для выполнения операции запирания цапф 7 не требуется специальный инструмент и дополнительный крепеж, что значительно упрощает монтаж узла на высоте. После укладки замка-ограничителя 14 через зазор, оставленный между корпусами-половинами 4, последние стягиваются резьбовыми элементами 5. При этом корпуса-половины 4 предварительно подсобраны путем их соединения при помощи цилиндрического шарнира 15, вокруг которого корпуса-половины 4 могут вращаться. За счет этой предварительной сборки также упрощается монтаж узла на высоте.
Таким образом, конструкция описываемого вибростойкого зажима является относительно простой, прочной и надежной, несмотря на использование в узле необходимых элементов виброзащиты. Кроме того, при его установке не требуются помощники или специалисты повышенной квалификации из-за значительного упрощения монтажа на высоте.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ЗАЖИМ | 2012 |
|
RU2508583C1 |
АНКЕРНЫЙ ЗАЖИМ | 2020 |
|
RU2739581C1 |
НАТЯЖНОЙ ЗАЖИМ | 2020 |
|
RU2743137C1 |
АНКЕРНЫЙ КРОНШТЕЙН (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2389115C1 |
НАТЯЖНОЙ КЛИНОВОЙ ЗАЖИМ | 2010 |
|
RU2435265C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЗАЩИЩЕННЫХ ИЗОЛЯЦИЕЙ ПРОВОДОВ НА ОПОРАХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2644402C1 |
КРОНШТЕЙН ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО ЗАЖИМА ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ПРОВОДОВ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1кВ | 2017 |
|
RU2661342C1 |
УСТРОЙСТВО ОГРАНИЧЕНИЯ ПЛЯСКИ ПРОВОДОВ, МОЛНИЕЗАЩИТНЫХ ТРОСОВ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИХ КАБЕЛЕЙ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ СВЯЗИ, А ТАКЖЕ ПРОЛЕТ, СНАБЖЕННЫЙ ТАКИМИ УСТРОЙСТВАМИ (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2549204C2 |
НАТЯЖНОЙ КЛИНОВОЙ ЗАЖИМ | 2011 |
|
RU2442255C1 |
СПИРАЛЬНЫЙ ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ЗАЖИМ | 2010 |
|
RU2431226C1 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности, к поддерживающим зажимам для подвески проводов воздушных линий электропередачи. Техническим результатом является облегчение монтажа зажима, повышение надежности подвеса провода при повышенной прочности конструкции и вибростойкости. Сущность изобретения заключается в том, что поддерживающий вибростойкий зажим содержит амортизатор, выполненный из двух частей, надеваемых на поддерживаемый провод, проволочный протектор, навитый на амортизатор, силовой корпус, выполненный из двух корпусов-половин, установленных вокруг протектора и соединяемых между собой при помощи резьбового соединения, а также подвес, шарнирно соединенный с силовым корпусом. Согласно изобретению, подвес выполнен в виде скобы, имеющей гнездо шарнирно-сферического соединения с пестиком стержня изолятора, при этом на незамкнутых концах скобы расположены соосные цапфы с наружными цилиндрическими поверхностями. Каждый корпус-половина снабжен выступом, расположенным на его наружной поверхности. В выступах выполнены глухие пазы с образованием на поверхности выступа незамкнутых соосных внутренних цилиндрических поверхностей, имеющих силовые участки. Цапфы расположены с возможностью контакта своими наружными цилиндрическими поверхностями с силовыми участками выступов и выполнены с возможностью введения их в контакт с силовыми участками выступов путем перемещения скобы с цапфами относительно корпусов-половин и введения цапф в пазы выступов. При этом геометрическая ось соосных цапф пересекает поддерживаемый провод, а зажим снабжен замком-ограничителем, препятствующим выходу цапф из пазов выступов после сборки зажима. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Поддерживающий вибростойкий зажим, содержащий амортизатор, выполненный из двух частей, надеваемых на поддерживаемый провод, проволочный протектор, навитый на амортизатор, силовой корпус, выполненный из двух корпусов-половин, установленных вокруг протектора и соединяемых между собой при помощи резьбового соединения, а также подвес, шарнирно соединенный с силовым корпусом, отличающийся тем, что подвес выполнен в виде скобы, имеющей гнездо шарнирно-сферического соединения с пестиком стержня изолятора, при этом на незамкнутых концах скобы расположены соосные цапфы с наружными цилиндрическими поверхностями, при этом каждый корпус-половина снабжен выступом, расположенным на его наружной поверхности, в выступах выполнены глухие пазы с образованием на поверхности выступа незамкнутых соосных внутренних цилиндрических поверхностей, имеющих силовые участки, цапфы расположены с возможностью контакта своими наружными цилиндрическими поверхностями с силовыми участками выступов и выполнены с возможностью введения их в контакт с силовыми участками выступов путем перемещения скобы с цапфами относительно корпусов-половин и введения цапф в пазы выступов, при этом геометрическая ось соосных цапф пересекает поддерживаемый провод, а зажим снабжен замком-ограничителем, препятствующим выходу цапф из пазов выступов после сборки зажима.
2. Зажим по п. 1, отличающийся тем, что корпуса-половины дополнительно связаны между собой при помощи цилиндрического шарнира, расположенного вдоль поддерживаемого провода и смещенного относительно него в направлении гнезда скобы, а геометрические оси резьбовых элементов соединения корпусов-половин скрещиваются с поддерживаемым проводом и установлены со стороны провода, противоположной расположению цилиндрического шарнира.
3. Зажим по п. 1, отличающийся тем, что замок-ограничитель выполнен в виде расположенного между корпусами-половинами элемента, ограничивающего перемещение скобы в направлении, противоположном силовым участкам выступов.
4. Зажим по п. 3, отличающийся тем, что замок ограничитель снабжен ограничителями, расположенными с возможностью контакта с поверхностями цапф, противоположными их поверхностям, контактирующим с силовыми участками выступов корпусов-половин, а также фиксаторами, свободно расположенными в углублениях паза корпусов-половин.
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ЗАЖИМ СПИРАЛЬНОГО ТИПА | 1994 |
|
RU2064723C1 |
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ЗАЖИМ | 2003 |
|
RU2249283C1 |
RU 2058641 C1, 20.04.1996 | |||
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ЗАЖИМ | 2001 |
|
RU2231188C2 |
Поддерживающий зажим спирального типа с силовыми прядями ступенчатой конструкции и укороченным протектором | 2019 |
|
RU2730249C1 |
US 4791237 A1, 13.12.1988. |
Авторы
Даты
2023-09-13—Публикация
2023-03-02—Подача