Изобретение относится к воздухозаборнику, выполненному с возможностью установки выше по потоку от среднего элемента гондолы двигателя летательного аппарата.
Летательный аппарат приводится в движение с помощью одной или нескольких силовых установок, каждая из которых включает в себя турбореактивный двигатель, помещенный в трубчатую гондолу. Силовые установки крепятся к летательному аппарату с помощью стоек, находящихся, как правило, под крылом или на фюзеляже.
Гондола, как правило, включает в себя воздухозаборник, расположенный выше по потоку от двигателя, среднюю секцию, охватывающую вентилятор турбореактивного двигателя, и заднюю секцию, охватывающую камеру сгорания турбореактивного двигателя и вмещающую средства реверсирования тяги. В задней по потоку части гондолы обычно находится выходное сопло, выходное отверстие которого располагается за турбореактивным двигателем.
Воздухозаборник содержит, во-первых, кромку, выполненную таким образом, чтобы обеспечить оптимальное всасывание в сторону турбореактивного двигателя воздуха, необходимого для работы вентилятора и внутренних компрессоров, а во-вторых, задний конструктивный элемент, на котором установлена кромка и который обеспечивает надлежащее направление воздуха в сторону лопастей вентилятора. Весь этот узел расположен перед кожухом вентилятора и представляет собой переднюю секцию гондолы.
При определенных температурно-влажностных условиях, складывающихся во время полета, на наружной поверхности кромки воздухозаборника образуется наледь. Наличие льда или инея может повлечь за собой изменение аэродинамических характеристик воздухозаборника и нарушение поступления воздуха в вентилятор.
Одно из технических решений, направленных на удаление инея или льда с наружной поверхности, состоит в предотвращении обледенения этой поверхности путем отбора горячего воздуха в зоне расположения компрессора турбореактивного двигателя с его последующей подачей к кромке воздухозаборника для нагрева его стенок.
В документе US 4688745 предложена гондола 10, содержащая воздухозаборник 12 с противообледенительным отсеком 13. Указанный воздухозаборник 12 может устанавливаться перед средним конструктивным элементом 14.
Для обеспечения удаления наледи с воздухозаборника 12 предусмотрено специальное устройство подачи горячего воздуха, выполненное в виде подводящей трубы 15, по которой горячий воздух, отбираемый из среднего конструктивного элемента 14, направляется в противообледенительный отсек 13.
Указанный отсек 13 ограничен следующими элементами:
- наружной стенкой 16 с кромкой, установленной с возможностью перемещения относительно указанного среднего конструктивного элемента 14 из рабочего положения в положение техобслуживания (под «рабочим положением» понимается такая конфигурация воздухозаборника, при которой летательный аппарат может совершать полет, а под «положением техобслуживания» - конфигурация воздухозаборника, при которой возможно проведение его техобслуживания);
- передней перегородкой 18.
Для того чтобы сформировать изогнутую подводящую трубу, сначала через отверстие, выполненное в передней перегородке 18 и имеющее диаметр, равный диаметру указанной трубы, вставляют прямую трубу. Затем изгибают свободный конец 19 трубы, находящийся в противообледенительном отсеке 13, до получения угла 90° относительно главной оси 20 прямой трубы.
Герметичность между изогнутой подводящей трубой 15 и передней перегородкой 18 обеспечивается посредством круглой контактной пластины 21.
Однако следует отметить, что помимо того, что подобное устройство подачи горячего воздуха сложно изготовить, оно не обеспечивает достаточно надежную герметичность в зоне соединения передней перегородки 18 с изогнутой подводящей трубой 15, что влечет за собой утечку горячего воздуха из противообледенительного отсека 13 и, как следствие, повреждение некоторых чувствительных к высоким температурам узлов, находящихся в зоне расположения среднего конструктивного элемента 14.
В патентной заявке FR 07/07049 предложено устройство для подачи горячего воздуха, в котором горячий воздух подают с помощью подводящей трубы, присоединенной к коллектору (типа «пикколо»). Этот коллектор выполнен за одно целое с перегородкой.
Однако бóльшая часть нагрузок, обусловленных давлением горячего воздуха, транспортируемого по подводящей трубе, приходится на коллектор, а следовательно, на перегородку и на воздухозаборник, что приводит к ослаблению их механической прочности.
Необходимо также иметь в виду, что рассмотренные выше известные устройства совершенно непригодны в случае использования так называемых систем с ламинарным передним обтекателем ЛПО (LFC), описанных, например, в патентной заявке FR 0608599 настоящего заявителя, где возникают проблемы герметичности между, с одной стороны, подвижными узлами воздухозаборника (кромка воздухозаборника, объединенная с его наружной панелью) и его неподвижными узлами (устройство подачи горячего воздуха с дополнительным оборудованием).
Исходя из вышеизложенного, одной из задач настоящего изобретения является создание воздухозаборника, содержащего эффективное, простое в эксплуатации, достаточно герметичное и прочное противообледенительное средство.
Для решения поставленной задачи, в соответствии с первым аспектом изобретения, предлагается воздухозаборник, выполненный с возможностью установки перед средним конструктивным элементом гондолы двигателя летательного аппарата и содержащий:
- наружную стенку с кромкой,
- переднюю перегородку, которая вместе с наружной стенкой ограничивает противообледенительный отсек в указанной кромке, причем в указанной перегородке выполнено отверстие,
- подводящее устройство, обеспечивающее подачу горячего воздуха в противообледенительный отсек и содержащее подводящую трубу для подачи горячего воздуха и периферийный уплотнительный элемент, охватывающий указанную подводящую трубу,
отличающийся тем, что подводящая труба для подачи горячего воздуха имеет изогнутый свободный конец, причем отверстие в передней перегородке выполнено с возможностью прохождения через него свободного конца вдоль главной оси подводящей трубы, и тем, что уплотнительный элемент содержит контактную пластину, охватывающую указанную трубу с обеспечением герметичности в зоне передней перегородки.
В настоящей заявке «изогнутой трубой» называется такая труба, главная ось которой не является коллинеарной (то есть не лежит на одной прямой) с вспомогательной осью свободного конца. Между вспомогательной и главной осями образован некоторый ненулевой угол, предпочтительно составляющий порядка 90°.
Благодаря герметичности передней перегородки удается предотвратить даже малейшую утечку горячего воздуха в средний конструктивный элемент, обеспечивая тем самым термоизоляцию воздухозаборника от остальных узлов гондолы.
Преимущества предлагаемого настоящим изобретением воздухозаборника наиболее очевидны в тех случаях, когда он установлен с возможностью поступательного перемещения относительно среднего конструктивного элемента из рабочего положения в положение техобслуживания, и обратно. Такая конфигурация известна под названием ламинарный передний обтекатель ЛПО (LFC) и описана, в частности, в цитированной выше патентной заявке FR 0608599. В рассматриваемой системе подводящее устройство неподвижно смонтировано на среднем конструктивном элементе с возможностью его извлечения из противообледенительного отсека, который может поступательно перемещаться относительно среднего конструктивного элемента. Предлагаемая в соответствии с настоящим изобретением конструкция позволяет добиться надежной герметичности каждый раз, когда подводящее устройство снова вставляют в отверстие передней перегородки для перевода воздухозаборника в рабочее положение.
С помощью предлагаемого воздухозаборника удается обеспечить эффективное удаление наледи с одновременным достижением надежной герметичности в зоне передней перегородки. Таким образом, практически весь горячий воздух, транспортируемый по подводящей трубе, попадает в противообледенительный отсек, не вызывая повреждения воздухозаборника. Это объясняется тем, что вследствие изогнутой формы подводящей трубы горячий воздух проникает в противообледенительный отсек под углом к главной оси подводящей трубы. В случае, когда главная и вспомогательная оси расположены под углом, равным, по существу, 90°, направление потока горячего воздуха по существу перпендикулярно главной оси. В результате создается круговая циркуляция горячего воздуха без перегрева горячим воздухом наружной стенки воздухозаборника.
В то же время конструкция согласно изобретению позволяет ограничить давление на наружную стенку и на кромку, а следовательно, и возможные деформации воздухозаборника. Иначе говоря, благодаря изогнутой форме подводящей трубы в противообледенительном отсеке удается предотвратить прямое воздействие на кромку воздуха, поступающего из двигателя под давлением. Дело в том, что усилия, создаваемые горячим воздухом, направлены, главным образом, вдоль главной оси подводящей трубы и, по существу, перпендикулярно к передней перегородке, а горячий воздух поступает в противообледенительный отсек вдоль вспомогательной оси, которая не расположена на одной прямой с главной осью, и, таким образом, давление, обусловленное поступающим в противообледенительный отсек горячим воздухом, не направлено в сторону наружной стенки воздухозаборника.
Кроме того, конструкция согласно изобретению позволяет упростить изготовление подводящего устройства. Это связано с тем, что уже изогнутая подводящая труба входит в противообледенительный отсек через отверстие в передней перегородке, выполненное с возможностью прохождения через него изогнутого свободного конца вдоль главной оси подводящей трубы. Иначе говоря, в процессе установки подводящего устройства механику не приходится изгибать свободный конец в противообледенительном отсеке.
В соответствии с другими вариантами изобретения предлагаемый воздухозаборник характеризуется одним или несколькими из следующих опциональных признаков, которые могут присутствовать по отдельности или в самых разнообразных сочетаниях:
- наружная стенка установлена с возможностью перемещения относительно наружного среднего элемента из рабочего положения, в котором обеспечена герметичность между подводящим устройством и отверстием, выполненным в передней перегородке, в положение техобслуживания, достигаемое перемещением воздухозаборника в сторону передней части гондолы, в котором перегородка и подводящее устройство отстоят друг от друга, и обратно из положения техобслуживания в рабочее положение;
- указанное отверстие выполнено с возможностью прохождения через него контактной пластины и свободного конца, что позволяет добиться беспрепятственного прохождения подводящей трубы через переднюю перегородку;
- предусмотрена концентрическая наружная труба, по меньшей мере частично охватывающая подводящую трубу, что позволяет усилить термоизоляцию подводящей трубы относительно остальных находящихся в гондоле элементов и обеспечить их защиту в случае разрыва подводящей трубы;
- подводящая труба, концентрическая наружная труба и контактная пластина выполнены за одно целое, что позволяет обойтись без использования каких-либо добавочных деталей типа прокладок для обеспечения герметичности между указанными отдельными элементами;
- контактная пластина выполнена, по существу, удлиненной вдоль вспомогательной оси свободного конца подводящей трубы, причем наибольшая длина вдоль вспомогательной оси свободного конца трубы превышает длину изогнутого свободного конца, что позволяет еще более усилить герметичность;
- внутри противообледенительного отсека имеется патрубок, с которым, по существу, соединен свободный конец подводящей трубы, для сбора горячего воздуха, поступающего из подводящей трубы, что позволяет добиться более равномерного сбора горячего воздуха и его направленного перемещения в противообледенительный отсек;
- на конце патрубка, находящемся напротив подводящей трубы, выполнен частичный вырез, в который входит изогнутый свободный конец подводящей трубы, благодаря чему обеспечивается перекрытие подводящей трубы с патрубком, позволяющее добиться более эффективного сбора горячего воздуха;
- патрубок имеет, по существу, расширяющийся участок, что позволяет предотвратить нарушение циркуляции воздуха, выходящего из подводящей трубы в сторону патрубка;
- на свободном конце подводящей трубы и на патрубке предусмотрено по одной пластине, которые расположены напротив друг друга, что позволяет добиться надежного сбора горячего воздуха;
- пластина патрубка выполнена за одно целое со стенкой патрубка, что позволяет устранить необходимость в принятии дополнительных мер для создания герметичности между пластиной патрубка и патрубком;
- угол между двумя пластинами и вспомогательной осью изогнутого свободного конца равен, по существу, 45°, что позволяет улучшить кинематические характеристики, надежность деформации уплотнения;
- указанный патрубок проходит по обе стороны указанного изогнутого свободного конца, и в нем выполнен вырез, взаимодействующий с имеющим ответную форму фланцем, предусмотренным на указанном конце;
- указанный вырез выполнен в утолщении указанного патрубка;
- между контактной пластиной и передней перегородкой или опорным элементом, установленным на передней перегородке, помещено по меньшей мере одно центрирующее средство, что позволяет ограничить относительные перемещения подвижных и неподвижных узлов гондолы;
- в передней перегородке или в опорном элементе выполнено гнездо, в которое входит центрирующее средство, когда подводящее устройство для подачи горячего воздуха смещается вдоль вспомогательной оси свободного конца подводящей трубы, что позволяет компенсировать малейшие отклонения или создавать промежуточные положения в случаях, когда подводящее устройство приводится в движение;
- уплотнительный элемент содержит по меньшей мере одну уплотнительную прокладку, отделяющую контактную пластину от передней перегородки или от опорного элемента, закрепленного на передней перегородке;
- контактная пластина и опорный элемент имеют комплементарные формы, причем предусмотрены по меньшей мере две прокладки, обеспечивающие герметичность между указанным опорным элементом и указанной пластиной.
В соответствии с другим аспектом изобретения предложена гондола двигателя летательного аппарата, отличающаяся тем, что она содержит воздухозаборник вышеописанного типа.
Ниже сущность изобретения описана более подробно и со ссылкой на приложенные чертежи, на которых:
- на фиг.1 показан частичный вид сбоку, иллюстрирующий гондолу с воздухозаборником, известным из уровня техники;
- на фиг.2 в аксонометрии показан частичный вид воздухозаборника по фиг.1;
- на фиг.3 показан продольный разрез подводящего устройства предлагаемого воздухозаборника в соответствии с первым вариантом осуществления;
- на фиг.4 показан вид сбоку предлагаемого устройства в соответствии с вариантом осуществления, показанным на фиг.3;
- на фиг.5 показан продольный разрез подводящего устройства предлагаемого воздухозаборника в соответствии со вторым вариантом осуществления;
- на фиг.6 показан продольный разрез подводящего устройства предлагаемого воздухозаборника в соответствии с третьим вариантом осуществления;
- на фиг.7 показан продольный разрез подводящего устройства предлагаемого воздухозаборника в соответствии с четвертым вариантом осуществления;
- на фиг.8 показан продольный разрез подводящего устройства предлагаемого воздухозаборника в соответствии с пятым вариантом осуществления;
- на фиг.9 показан продольный разрез подводящего устройства предлагаемого воздухозаборника в соответствии с шестым вариантом осуществления;
- на фиг.10а и 10b показаны продольные разрезы, соответствующие варианту осуществления, показанному на фиг.9, соответственно в рабочем положении воздухозаборника и в положении техобслуживания.
В соответствии с вариантом осуществления, представленным на фиг.3 и 4, предлагаемый воздухозаборник устанавливается перед средним конструктивным элементом гондолы двигателя летательного аппарата (не показан).
Воздухозаборник имеет наружную стенку (не показана), которая выполнена за одно целое с кромкой входного воздухозаборного отверстия.
Предлагаемая конструкция включает в себя также переднюю перегородку 108, которая вместе с наружной стенкой ограничивает противообледенительный отсек 103 в кромке и в которой выполнено отверстие 113.
В соответствии с предпочтительным вариантом осуществления наружная стенка установлена с возможностью перемещения относительно среднего наружного конструктивного элемента из рабочего положения, в котором обеспечена герметичность между подводящим устройством 105 и отверстием 113 в передней перегородке, в положение техобслуживания, в котором перегородка 108 и подводящее устройство 105 отстоят друг от друга, вследствие скольжения воздухозаборника в направлении передней части гондолы, - в данном случае мы имеем дело с упомянутой выше системой типа ЛПО (LFC).
Таким образом, в ходе проведения каждой операции техобслуживания предлагаемый воздухозаборник перемещают по направлению к передней части гондолы, а подводящее устройство 105 остается при этом неподвижно закрепленным на среднем конструктивном элементе. Для того чтобы возвратить воздухозаборник в рабочее положение, оператору необходимо сместить его в направлении задней части гондолы. В этом положении можно снова подавать горячий воздух в противообледенительный отсек 103 с помощью подводящего устройства 105, а герметичность будет обеспечена в тот момент, когда воздухозаборник вернется в рабочее положение.
В соответствии с одним из вариантов осуществления на передней перегородке 108 с помощью известных специалистам средств закреплен опорный элемент 106. Этот элемент может иметь любую известную специалистам форму, позволяющую обеспечить надежную герметичность в зоне передней перегородки 108.
Предлагаемый воздухозаборник содержит также подводящее устройство 105 для подачи горячего воздуха, с помощью которого этот воздух вводится в противообледенительный отсек 103.
Указанное подводящее устройство 105 содержит подводящую трубу 107 для подачи горячего воздуха и периферийный уплотнительный элемент 109, охватывающий указанную трубу 107.
Подводящая труба 107 имеет изогнутый свободный конец 111. Форма отверстия 113 выбрана такой, чтобы обеспечить возможность прохождения свободного конца 111 вдоль главной оси 115 указанной трубы. Размеры отверстия 113 должны быть такими, чтобы через него мог пройти, по меньшей мере, свободный конец 111 и, кроме того, часть уплотнительного элемента 109.
Главная ось 115 подводящей трубы образует со вспомогательной осью 117 некоторый ненулевой угол, который предпочтительно составляет по существу 90°.
Изогнутый свободный конец 111 может быть разделен на несколько изогнутых свободных участков, которые могут иметь разнообразную известную специалистам форму. На цилиндрическом участке изогнутого свободного конца может быть также выполнена перфорация.
На подводящее устройство 105 воздействует смещающее усилие, обусловленное давлением, вызванным циркуляцией горячего воздуха. Для ограничения этого смещающего усилия можно установить (с помощью любого из известных специалистам средств) подводящее устройство на опоре, закрепленной на неподвижном элементе гондолы.
В соответствии с одним из предпочтительных вариантов осуществления предусмотрена концентрическая наружная труба 119, которая, по меньшей мере, частично либо полностью охватывает подводящую трубу 107. Благодаря наличию этой наружной трубы удается усилить термоизоляцию подводящей трубы 107 относительно остальных компонентов, находящихся в среднем конструктивном элементе гондолы. Подводящая труба 107, по которой подается горячий воздух, проходит через зоны размещения узлов оборудования, в частности, электрического и электронного, которые не рассчитаны на работу в условиях высоких температур.
Кроме того, наружная труба 119 обеспечивает защиту оборудования в случае разрыва подводящей трубы 107. В случае такого разрыва горячий воздух не будет поступать в средний конструктивный элемент, а продолжит движение в сторону противообледенительного отсека 103 по указанной наружной трубе 119.
В соответствии с одним из вариантов осуществления часть наружной трубы 119 заходит в противообледенительный отсек 103, благодаря чему удается вводить горячий воздух в указанный отсек без опасности его утечки в случае разрыва подводящей трубы 107.
Роль уплотнительного элемента 109 сводится, главным образом, к обеспечению надежной герметичности в месте соединения с передней перегородкой 108 или с закрепленным на этой перегородке опорным элементом 106.
Для этой цели уплотнительный элемент 109 снабжен контактной пластиной 121, которая охватывает подводящую трубу 107 так, что обеспечивается герметичность в зоне передней перегородки 108. Форму отверстия 113 предпочтительно выбирают таким образом, чтобы обеспечить возможность прохождения через него контактной пластины 121 и свободного конца 111, в результате чего станет возможным и беспрепятственный проход подводящей трубы 107 через переднюю перегородку 108.
Форма контактной пластины 121 выбирается, как правило, с учетом конфигурации выходного участка подводящей трубы 107. Предпочтительно, эта пластина выполнена по существу удлиненной вдоль вспомогательной оси 117 свободного конца подводящей трубы. Наибольшая длина L контактной пластины 121 вдоль вспомогательной оси 117 должна превышать или быть равной длине I изогнутого свободного конца 111. При такой удлиненной форме удастся еще более усилить герметичность, поскольку отверстие 113 имеет такие же размеры, как у контактной пластины 121, или даже меньшие. Таким образом, подводящая труба 107 и даже контактная пластина 121, проходящие через указанное отверстие 113, будут вводиться в противообледенительный отсек 103 без каких бы то ни было повреждений или изменений формы.
Контактная пластина, как правило, имеет продолговатую форму, но может быть также эллиптической или прямоугольной формы.
В соответствии с одним из предпочтительных вариантов осуществления подводящая труба 107, концентрическая наружная труба 119 и контактная пластина 121 выполняются за одно целое. В качестве материала используют, как правило, титан или инконель. Благодаря этому удается обойтись без использования каких-либо дополнительных деталей типа прокладок для обеспечения герметичности между отдельными элементами подводящего устройства 105.
В соответствии с одним из предпочтительных вариантов осуществления уплотнительный элемент 109 включает в себя, по меньшей мере, один уплотнительный элемент типа прокладки 123, которая отделяет контактную пластину 121 от передней перегородки 108 или от закрепленного на этой перегородке опорного элемента 106. Целесообразно, чтобы такие уплотнительные элементы сохраняли устойчивость при скольжении предлагаемого воздухозаборника и в то же время обеспечивали достаточно надежную герметичность. В рассматриваемом случае герметичность достигается благодаря деформации прокладки (прокладок) 123. Сила этой деформации определяется величиной относительных перемещений подвижных и неподвижных узлов гондолы во время функционирования системы и, в частности, в полете.
Под термином «уплотнительные элементы», который мы используем в данном описании, подразумевается любая уплотнительная система, способная выдерживать воздействие высоких температур горячего воздуха в подводящей трубе 107 (как правило, порядка 500°С) и сохраняющая устойчивость при скольжении. Подобный уплотнительный элемент может быть выполнен, в частности, из подходящего уплотнительного материала.
В соответствии с одним из вариантов осуществления одна уплотнительная прокладка 123 проходит по всей окружности контактной пластины 121. В соответствии с другим вариантом предусмотрены несколько раздельных уплотнительных прокладок 123, располагающихся по всей окружности контактной пластины 121.
В случае, когда размеры отверстия 113 меньше, чем у контактной пластины 121, как это показано на фиг.5, эта пластина упирается в переднюю перегородку 108. Как правило, между контактной пластиной 121 и передней перегородкой 108 помещают одну или несколько уплотнительных прокладок 124. Как сказано выше, между соприкасающимися поверхностями передней перегородки 108 и контактной пластины 121 помещают одну сплошную уплотнительную прокладку или же, в соответствии с одним из альтернативных вариантов, между указанными соприкасающимися поверхностями помещают несколько раздельных прокладок.
В соответствии с другим вариантом осуществления, показанным на фиг.6, контактная пластина 121 и опорный элемент 106 имеют комплементарные формы. При этом имеются, по меньшей мере, две прокладки 125, которые обеспечивают герметичное уплотнение между указанным опорным элементом 106 и указанной контактной пластиной 121. Эти прокладки 125 расположены либо непрерывно, либо разнесены по боковому периметру элементов контактной пластины 121, имеющей форму, комплементарную по отношению к форме опорного элемента 106.
Можно также предусмотреть несколько линий уплотнения, образованных прокладками или любыми иными известными специалистам средствами, используемыми для обеспечения герметичности. Такое увеличение числа линий уплотнения позволит еще более повысить надежность термоизоляции среднего конструктивного элемента.
В соответствии с еще одним вариантом осуществления, показанным на фиг.7, между передней перегородкой 108 (или опорным элементом, расположенным на этой перегородке) и контактной пластиной 121 помещено, по меньшей мере, одно центрирующее средство 130. Благодаря этому удается ограничить относительные перемещения подвижных и неподвижных узлов. Предпочтительно, чтобы в передней перегородке 108 или в опорном элементе было выполнено специальное гнездо 131, в которое входит центрирующее средство 130, когда устройство 105 для подачи горячего воздуха смещается вдоль вспомогательной оси 117 свободного конца подводящей трубы. В результате удается компенсировать любые отклонения или создавать промежуточные положения в случаях, когда подводящее устройство 105 приводится в движение относительно его установочного положения.
Центрирующее средство (или средства) располагается, например, на боковой поверхности контактной пластины 121 или на опорном элементе, установленном на передней перегородке. Кроме того, между соприкасающимися поверхностями передней перегородки 108 и контактной пластины 121 помещают одно сплошное центрирующее средство или же, в соответствии с одним из альтернативных вариантов, помещают несколько отдельных центрирующих средств.
Центрирующее средство 130 может быть связано с уплотнительным элементом типа прокладки 135, что позволяет ограничить величины деформации для обеспечения целостности уплотнения.
Свободный конец 111 подводящей трубы, по существу, соединен с патрубком внутри противообледенительного отсека 103 с целью сбора горячего воздуха, поступающего из подводящей трубы 107, что позволяет добиться более равномерного сбора горячего воздуха и его направленного перемещения в указанный противообледенительный отсек 103.
В соответствии с вариантом осуществления, показанным на фиг.8, на конце 143 патрубка 141, находящемся напротив подводящей трубы 107, выполнен частичный вырез 145, в который входит изогнутый свободный конец 111 этой трубы, что позволяет получить перекрытие подводящей трубы 107 с патрубком 141 с целью добиться более эффективного сбора горячего воздуха.
Патрубок 141 крепится на передней перегородке 108 или на опорном элементе 106.
Предпочтительно, чтобы патрубок 141 имел, по существу, расширяющийся участок 147, что позволит предотвратить нарушение циркуляции воздуха, выходящего из подводящей трубы в сторону этого патрубка.
Благодаря наличию расширяющегося участка 147 удается добиться рециркуляции горячего воздуха в противообледенительном отсеке 103, что обеспечит более эффективное удаление льда.
В соответствии с другим вариантом осуществления, проиллюстрированным на фиг.9, на свободном конце 111 подводящей трубы и на патрубке 151 предусмотрено по одной пластине 153 и 155, которые расположены напротив друг друга, что позволяет добиться надежной герметичности между патрубком 151 и подводящей трубой 107.
В соответствии с одним из предпочтительных вариантов пластина 153 патрубка выполнена за одно целое со стенкой патрубка 151, что позволяет устранить проблемы с герметичностью между этой пластиной и самим патрубком 151.
Согласно другому предпочтительному варианту угол между двумя пластинами 153, 155 и вспомогательной осью 117 изогнутого свободного конца равен, по существу, 45°, что позволяет улучшить кинематические характеристики надежность деформации герметичного уплотнения.
На одной из пластин 153, 155 может быть закреплено уплотнительное средство 160 типа прокладки. Благодаря тому, что величина угла выбрана равной 45°, удается добиться более надежной деформации уплотнительного средства 160.
Размер отверстия 113 должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить возможность прохождения через него узла, состоящего из трубы 107, пластины 121, пластины 155 и прокладки 160, без взаимодействия их с опорным элементом 106 и с прокладкой 123.
Очевидно, что изобретение не ограничивается только рассмотренными выше вариантами его осуществления.
Так, например, можно предусмотреть модификацию варианта, представленного на фиг.9, как это показано на фиг.10а и 10b.
В соответствии с этой модификацией патрубок 161, неподвижно установленный внутри противообледенительного отсека 103, проходит по обе стороны от изогнутого свободного конца 111.
Этот патрубок имеет утолщение 163, в котором выполнен вырез 165 с возможностью его взаимодействия с ответным фланцем 167, предусмотренным на изогнутом свободном конце 111.
В указанном вырезе или на указанном фланце предусмотрена уплотнительная прокладка 169.
Как видно на фиг.10b, когда устройство находится в рабочем положении, прокладка 169 оказывается деформированной между вырезом 165 и фланцем 167, а изогнутый свободный конец 111 целиком располагается внутри патрубка 161.
В результате предотвращается утечка горячего воздуха за пределы патрубка 161.
Следует также отметить, что благодаря выполненному в патрубке 161 утолщению 163 достигается равномерная, то есть без сужения сечения, циркуляция горячего воздуха внутри патрубка 161.
Воздухозаборник, устанавливаемый выше по потоку от среднего элемента гондолы двигателя летательного аппарата, содержит: наружную стенку с кромкой, переднюю перегородку (108), подводящее устройство (105), подводящую трубу (107). Передняя перегородка (108) вместе с наружной стенкой ограничивает противообледенительный отсек (103) в кромке. В перегородке выполнено отверстие. Подводящее устройство (105) обеспечивает подачу горячего воздуха в противообледенительный отсек (103). Устройство (105) содержит подводящую трубу (107) для подачи горячего воздуха и периферийный уплотнительный элемент (109), охватывающий указанную подводящую трубу (107). Подводящая труба (107) имеет изогнутый свободный конец (111). Отверстие (113) в передней перегородке выполнено с возможностью прохождения через него свободного конца (111) вдоль главной оси (115) подводящей трубы. Уплотнительный элемент (109) содержит контактную пластину (121), охватывающую указанную трубу (107) с обеспечением герметичности в зоне передней перегородки (108). Достигается эффективное удаление наледи при надежной термоизоляции воздухозаборника от остальных элементов гондолы и упрощении изготовления. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 11 ил.
1. Воздухозаборник, устанавливаемый выше но потоку от среднего элемента гондолы двигателя летательного аппарата и содержащий:
- наружную стенку с кромкой,
- переднюю перегородку (108), которая вместе с наружной стенкой ограничивает противообледенительный отсек (103) в указанной кромке, причем в указанной перегородке выполнено отверстие,
- подводящее устройство (105), обеспечивающее подачу горячего воздуха в противообледенительный отсек (103), причем указанное устройство (105) содержит подводящую трубу (107) для подачи горячего воздуха и периферийный уплотнительный элемент (109), охватывающий указанную подводящую трубу (107), отличающийся тем, что подводящая труба (107) имеет изогнутый свободный конец (111), причем отверстие (113) в передней перегородке выполнено с возможностью прохождения через него свободного конца (111) вдоль главной оси (115) подводящей трубы, и тем, что
уплотнительный элемент (109) содержит контактную пластину (121), охватывающую указанную трубу (107) с обеспечением герметичности в зоне передней перегородки (108).
2. Воздухозаборник по п.1, отличающийся тем, что его наружная стенка установлена с возможностью перемещения относительно наружного среднего элемента из рабочего положения, в котором обеспечена герметичность между подводящим устройством (105) и отверстием (113), выполненным в передней перегородке, в положение техобслуживания, достигаемое перемещением воздухозаборника в сторону передней части гондолы, в котором передняя перегородка (108) и подводящее устройство (105) отстоят друг от друга, и обратно из положения техобслуживания в рабочее положение.
3. Воздухозаборник по п.1 или 2, отличающийся тем, что отверстие (113) выполнено с возможностью прохождения через него контактной пластины (121) и свободного конца (111) подводящей трубы.
4. Воздухозаборник по п.1 или 2, отличающийся тем, что содержит концентрическую наружную трубу (119), по меньшей мере, частично охватывающую подводящую трубу (107).
5. Воздухозаборник по п.4, отличающийся тем, что подводящая труба (107), концентрическая наружная труба (119) и контактная пластина (121) выполнены за одно целое.
6. Воздухозаборник по п.5, отличающийся тем, что контактная пластина (121) выполнена, по существу, удлиненной вдоль вспомогательной оси (117) свободного конца подводящей трубы, причем наибольшая длина (L) вдоль вспомогательной оси (117) свободного конца трубы превышает длину (I) изогнутого свободного конца (111).
7. Воздухозаборник по любому из пп.1, 2, 6, отличающийся тем, что свободный конец (111) подводящей трубы, по существу, соединен с патрубком (141; 151; 161), имеющимся внутри противообледенительного отсека (103) для сбора горячего воздуха, поступающего из подводящей трубы (107).
8. Воздухозаборник по п.7, отличающийся тем, что на конце патрубка (141), находящемся напротив подводящей трубы (107), выполнен частичный вырез (145), в который входит изогнутый свободный конец (111) подводящей трубы.
9. Воздухозаборник по п.7, отличающийся тем, что патрубок (141) имеет, по существу, расширяющийся участок (147).
10. Воздухозаборник по п.7, отличающийся тем, что на свободном конце (111) подводящей трубы и на патрубке (151; 161) предусмотрено по одной пластине (153, 155; 165, 167), которые расположены напротив друг друга.
11. Воздухозаборник по п.10, отличающийся тем, что пластина (153; 165) патрубка выполнена за одно целое со стенкой патрубка (151; 161).
12. Воздухозаборник по п.10 или 11, отличающийся тем, что угол между двумя пластинами (153; 155) и вспомогательной осью (117) изогнутого свободного конца равен, по существу, 45°.
13. Воздухозаборник по п.10 или 11, отличающийся тем, что указанный патрубок (161) проходит по обе стороны указанного изогнутого свободного конца (111), и тем, что в нем выполнен вырез (165), взаимодействующий с имеющим ответную форму фланцем (167), предусмотренным на указанном конце (111).
14. Воздухозаборник по п.13, отличающийся тем, что указанный вырез (165) выполнен в утолщении (163) указанного патрубка (161).
15. Воздухозаборник по любому из пп.1, 2, 6, 8-11, 14, отличающийся тем, что между контактной пластиной (121) и передней перегородкой (108) или опорным элементом (106), установленным на передней перегородке (108), помещено, по меньшей мере, одно центрирующее средство (106).
16. Воздухозаборник по п.15, отличающийся тем, что в передней перегородке (108) или в опорном элементе (106) выполнено гнездо (131), в которое входит центрирующее средство (130), когда подводящее устройство (105) для подачи горячего воздуха смещается вдоль вспомогательной оси (117) свободного конца подводящей трубы.
17. Воздухозаборник по пп.1, 2, 6, 8-11, 14, 16, отличающийся тем, что уплотнительный элемент (109) содержит, по меньшей мере, одну уплотнительную прокладку (123; 124; 125), отделяющую контактную пластину (121) от передней перегородки (108) или от опорного элемента (106), установленного на передней перегородке (108).
18. Воздухозаборник по п.17, отличающийся тем, что контактная пластина (121) и опорный элемент (106) имеют комплементарные формы и тем, что предусмотрены, по меньшей мере, две прокладки (125), обеспечивающие герметичность между указанным опорным элементом (106) и указанной пластиной (121).
19. Гондола двигателя летательного аппарата, отличающаяся тем, что она содержит воздухозаборник по любому из предшествующих пунктов.
US 4688745 А, 25.08.1987 | |||
ПРИБОР ДЛЯ НЕФТЯНОГО ОТОПЛЕНИЯ ПЕЧЕЙ | 1923 |
|
SU648A1 |
Подвеска триангеля тормозной рычажной передачи | 1979 |
|
SU918150A1 |
WO 2006136680 А1, 28.12.2006 | |||
WO 2007110499 А1, 04.10.2007 | |||
SU 1475257 А1, 24.07.1999 | |||
ВОЗДУХОЗАБОРНИК ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2002 |
|
RU2279998C2 |
Авторы
Даты
2013-04-27—Публикация
2009-01-28—Подача