Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и может быть использовано для усиления слоев основания дорожной одежды.
В процессе эксплуатации на участках автомобильных дорог возникают деформации в виде осадки грунтов земляного полотна под воздействием временных и постоянных нагрузок, что приводит к деформациям дорожной одежды и образованию продольных и поперечных трещин. Появление и развитие деформаций в земляном полотне и дорожной одежде оказывает негативное влияние на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог.
Известен способ устройства асфальтобетонного покрытия на подготовленное дренирующее основание нижнего слоя покрытия с дальнейшей укладкой верхнего слоя на еще не остывший нижний слой с применением гранулированного асфальтовяжущего материала (патент RU 2505639, опубл. 27.01.2014 г. ).
Однако недостатком этого способа является то, что сцепление и сдвигоустойчивость верхнего слоя из гранулированного асфальтовяжущего материала с нижним слоем покрытия не обеспечивается при воздействии нагрузки от большегрузного транспорта, что приводит к развитию в верхнем слое пластических деформаций сдвига.
Также известен способ устройства асфальтобетонного покрытия, содержащий упрочняющую арматуру из фрагментированной сетки из минеральных или полимерных волокон, уложенных со взаимным перекрытием (патент RU 2194113, опубл. 10.12.2002 г. ).
Однако недостатком данного способа является то, что невозможно равномерно распределить сетку по всей площади покрытия. Кроме этого, процесс укладки сетки в верхнем и нижнем поясе покрытия предполагает его послойное устройство, что приводит к удорожанию работ.
Наиболее близким аналогом к предлагаемому способу является устройство дорожной одежды (патент RU 52405, 27.03.2006), содержащее верхний слой асфальтобетонного покрытия, расположенные под ним георешетку, ячейки которой заполнены слоем дисперсного нерудного материала, прокладку из геотекстиля и слой песка.
Недостатком этого способа является то, что георешетка не может обеспечить должного сцепления между укрепленным и дисперсным материалом.
Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение трещиностойкости дорожного покрытия.
Поставленная задача достигается тем, что в способ повышения трещиностойкости дорожного покрытия, включающий устройство подготовленного и спланированного дренирующего основания из песчаного или щебеночного материала, укладку верхнего слоя основания и нижнего слоя покрытия, согласно изобретения, на верхнем слое основания устраивают трещинопрерывающий защитный слой толщиной 5 см из песка укрепленного цементом, на который укладывают объемные геосоты, с высотой ячеек до 7 см, при этом ячейки заполняют холодной асфальтобетонной смесью, а верхний слой покрытия устраивают из полимерасфальтобетонной смеси.
Сущность предлагаемого способа поясняется чертежом, где на фиг. 1 представлена схема дорожной одежды, где: 1 - верхний слой покрытия; 2 -нижний слой покрытия из холодной асфальтобетонной смеси; 3 - геосоты из нетканого перфорированного геосинтетического материала; 4 - трещинопрерывающий слой из песка, укрепленного цементом; 5 - верхний слой основания; 6 - дренирующий слой основания; 7 - рабочий слой земляного полотна.
Реализация предлагаемого способа повышения трещиностойкости дорожных одежд осуществляется следующим образом.
Дорожную одежду укладывают послойно, толщину всех слоев конструкции определяют по расчету. На спланированном и подготовленном рабочем слое земляного полотна 7 устраивают дренирующий слой основания 6 из песка средней крупности или фракционированного щебеночного материала. Далее устраивают верхний слой основания 5, при этом материал слоя определяют по расчету. После этого устраивают защитный трещинопрерывающий слой 4 толщиной 5 см из песка, укрепленного цементом, с содержанием цемента не менее 10% по массе песка, после чего защитный слой планируют и прикатывают легкими катками. Затем укладывают объемные геосоты 3 с высотой ячеек до 7 см, которые заполняют холодной асфальтобетонной смесью 2 по принципу «от себя», при этом толщина нижнего слоя покрытия 5 должна быть до уплотнения на 1 см больше высоты ячейки. После этого устраивают верхний слой покрытия из плотной мелкозернистой полимерасфальтобетонной смеси толщиной слоя не менее 4 см. Коэффициент уплотнения всех слоев должен быть не ниже 0,98.
Технологический результат способа по повышению трещиностойкости дорожного покрытия достигается за счет того, что нижний слой покрытия представляет собой ячеистую конечно-элементную структуру, в которой температурные сжимающие и растягивающие напряжения равномерно распределяются по площади слоя, а за счет упруго-пластических свойств геосот и холодной асфальтобетонной смеси микродеформации сжатия и растяжения не оказывают влияния на верхний слой покрытия, что повышает общую сопротивляемость дорожной одежды образованию продольных и поперечных трещин.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2011 |
|
RU2473728C1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ | 2012 |
|
RU2505639C1 |
ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ | 2001 |
|
RU2202023C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2135672C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЯ АЭРОДРОМНЫХ И ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ИЗ НЕКОНДИЦИОННЫХ ГРУНТОВ | 2021 |
|
RU2767638C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ЕЕ РЕМОНТОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ | 1998 |
|
RU2135671C1 |
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2011 |
|
RU2473730C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516408C1 |
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ | 2014 |
|
RU2573892C1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2006 |
|
RU2318947C2 |
Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и может быть использовано для усиления слоев основания дорожной одежды. Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение трещиностойкости дорожного покрытия. Поставленная задача достигается тем, что в способе повышения трещиностойкости дорожного покрытия, включающем устройство подготовленного и спланированного дренирующего основания из песчаного или щебеночного материала, укладку верхнего слоя основания и нижнего слоя покрытия, согласно изобретению на верхнем слое основания устраивают трещинопрерывающий защитный слой толщиной 5 см из песка, укрепленного цементом, на который укладывают объемные геосоты с высотой ячеек до 7 см, при этом ячейки заполняют холодной асфальтобетонной смесью, а верхний слой покрытия устраивают из полимерасфальтобетонной смеси. 1 ил.
Способ повышения трещиностойкости дорожного покрытия, включающий устройство подготовленного и спланированного дренирующего основания из песчаного или щебеночного материала, укладку верхнего слоя основания и нижнего слоя покрытия, отличающийся тем, что на верхнем слое основания устраивают трещинопрерывающий защитный слой толщиной 5 см из песка, укрепленного цементом, на который укладывают объемные геосоты с высотой ячеек до 7 см, при этом ячейки заполняют холодной асфальтобетонной смесью, а верхний слой покрытия устраивают из полимерасфальтобетонной смеси.
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ГАЗА ТРАНСПОРТНЫХ ГАЗОГЕНЕРАТОРОВ | 1936 |
|
SU52405A1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 1999 |
|
RU2144106C1 |
Приспособление для установки пил в рамной лесопилке | 1935 |
|
SU44329A1 |
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОРОГИ | 2013 |
|
RU2529994C1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2006 |
|
RU2318947C2 |
Прибор для вспышки магниевой смеси | 1933 |
|
SU34941A1 |
РЕГИСТР | 0 |
|
SU378961A1 |
WO 2008003902 A2, 10.01.2008. |
Авторы
Даты
2023-10-26—Публикация
2023-04-11—Подача