Способ повышения трещиностойкости дорожного покрытия Российский патент 2023 года по МПК E01C7/18 

Описание патента на изобретение RU2806091C1

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и может быть использовано для усиления слоев основания дорожной одежды.

В процессе эксплуатации на участках автомобильных дорог возникают деформации в виде осадки грунтов земляного полотна под воздействием временных и постоянных нагрузок, что приводит к деформациям дорожной одежды и образованию продольных и поперечных трещин. Появление и развитие деформаций в земляном полотне и дорожной одежде оказывает негативное влияние на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог.

Известен способ устройства асфальтобетонного покрытия на подготовленное дренирующее основание нижнего слоя покрытия с дальнейшей укладкой верхнего слоя на еще не остывший нижний слой с применением гранулированного асфальтовяжущего материала (патент RU 2505639, опубл. 27.01.2014 г. ).

Однако недостатком этого способа является то, что сцепление и сдвигоустойчивость верхнего слоя из гранулированного асфальтовяжущего материала с нижним слоем покрытия не обеспечивается при воздействии нагрузки от большегрузного транспорта, что приводит к развитию в верхнем слое пластических деформаций сдвига.

Также известен способ устройства асфальтобетонного покрытия, содержащий упрочняющую арматуру из фрагментированной сетки из минеральных или полимерных волокон, уложенных со взаимным перекрытием (патент RU 2194113, опубл. 10.12.2002 г. ).

Однако недостатком данного способа является то, что невозможно равномерно распределить сетку по всей площади покрытия. Кроме этого, процесс укладки сетки в верхнем и нижнем поясе покрытия предполагает его послойное устройство, что приводит к удорожанию работ.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому способу является устройство дорожной одежды (патент RU 52405, 27.03.2006), содержащее верхний слой асфальтобетонного покрытия, расположенные под ним георешетку, ячейки которой заполнены слоем дисперсного нерудного материала, прокладку из геотекстиля и слой песка.

Недостатком этого способа является то, что георешетка не может обеспечить должного сцепления между укрепленным и дисперсным материалом.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение трещиностойкости дорожного покрытия.

Поставленная задача достигается тем, что в способ повышения трещиностойкости дорожного покрытия, включающий устройство подготовленного и спланированного дренирующего основания из песчаного или щебеночного материала, укладку верхнего слоя основания и нижнего слоя покрытия, согласно изобретения, на верхнем слое основания устраивают трещинопрерывающий защитный слой толщиной 5 см из песка укрепленного цементом, на который укладывают объемные геосоты, с высотой ячеек до 7 см, при этом ячейки заполняют холодной асфальтобетонной смесью, а верхний слой покрытия устраивают из полимерасфальтобетонной смеси.

Сущность предлагаемого способа поясняется чертежом, где на фиг. 1 представлена схема дорожной одежды, где: 1 - верхний слой покрытия; 2 -нижний слой покрытия из холодной асфальтобетонной смеси; 3 - геосоты из нетканого перфорированного геосинтетического материала; 4 - трещинопрерывающий слой из песка, укрепленного цементом; 5 - верхний слой основания; 6 - дренирующий слой основания; 7 - рабочий слой земляного полотна.

Реализация предлагаемого способа повышения трещиностойкости дорожных одежд осуществляется следующим образом.

Дорожную одежду укладывают послойно, толщину всех слоев конструкции определяют по расчету. На спланированном и подготовленном рабочем слое земляного полотна 7 устраивают дренирующий слой основания 6 из песка средней крупности или фракционированного щебеночного материала. Далее устраивают верхний слой основания 5, при этом материал слоя определяют по расчету. После этого устраивают защитный трещинопрерывающий слой 4 толщиной 5 см из песка, укрепленного цементом, с содержанием цемента не менее 10% по массе песка, после чего защитный слой планируют и прикатывают легкими катками. Затем укладывают объемные геосоты 3 с высотой ячеек до 7 см, которые заполняют холодной асфальтобетонной смесью 2 по принципу «от себя», при этом толщина нижнего слоя покрытия 5 должна быть до уплотнения на 1 см больше высоты ячейки. После этого устраивают верхний слой покрытия из плотной мелкозернистой полимерасфальтобетонной смеси толщиной слоя не менее 4 см. Коэффициент уплотнения всех слоев должен быть не ниже 0,98.

Технологический результат способа по повышению трещиностойкости дорожного покрытия достигается за счет того, что нижний слой покрытия представляет собой ячеистую конечно-элементную структуру, в которой температурные сжимающие и растягивающие напряжения равномерно распределяются по площади слоя, а за счет упруго-пластических свойств геосот и холодной асфальтобетонной смеси микродеформации сжатия и растяжения не оказывают влияния на верхний слой покрытия, что повышает общую сопротивляемость дорожной одежды образованию продольных и поперечных трещин.

Похожие патенты RU2806091C1

название год авторы номер документа
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ 2011
  • Бикбау Марсель Янович
  • Бикбау Ульяна Марсельевна
  • Тимочкина Лариса Юрьевна
RU2473728C1
СПОСОБ УСТРОЙСТВА АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ 2012
  • Готовцев Валерий Михайлович
  • Шатунов Андрей Григорьевич
  • Румянцев Андрей Николаевич
  • Сухов Владимир Дмитриевич
RU2505639C1
ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ 2001
  • Борисенков А.М.
  • Волков Н.А.
  • Гохман Л.М.
  • Телегин В.М.
  • Юмашев В.М.
RU2202023C1
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Арутюнов В.С.
  • Браславский В.Д.
  • Карасева Н.С.
  • Коган Р.А.
  • Новиков А.А.
  • Пешков А.С.
  • Самохвалов А.Ю.
  • Селиванов Н.П.
RU2135672C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЯ АЭРОДРОМНЫХ И ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ИЗ НЕКОНДИЦИОННЫХ ГРУНТОВ 2021
  • Пащенко Федор Александрович
  • Харьков Никита Сергеевич
  • Гарбузов Валерий Викторович
RU2767638C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ЕЕ РЕМОНТОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ 1998
  • Коган Р.А.
  • Селиванов В.Н.
  • Селиванов С.Н.
  • Юмашев В.М.
RU2135671C1
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ 2011
  • Бикбау Марсель Янович
  • Тимочкин Андрей Валентинович
RU2473730C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516408C1
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ 2014
  • Лищук Петр Никифорович
RU2573892C1
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2006
  • Ушаков Виктор Васильевич
  • Агеев Виталий Сергеевич
RU2318947C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 806 091 C1

Реферат патента 2023 года Способ повышения трещиностойкости дорожного покрытия

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и может быть использовано для усиления слоев основания дорожной одежды. Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение трещиностойкости дорожного покрытия. Поставленная задача достигается тем, что в способе повышения трещиностойкости дорожного покрытия, включающем устройство подготовленного и спланированного дренирующего основания из песчаного или щебеночного материала, укладку верхнего слоя основания и нижнего слоя покрытия, согласно изобретению на верхнем слое основания устраивают трещинопрерывающий защитный слой толщиной 5 см из песка, укрепленного цементом, на который укладывают объемные геосоты с высотой ячеек до 7 см, при этом ячейки заполняют холодной асфальтобетонной смесью, а верхний слой покрытия устраивают из полимерасфальтобетонной смеси. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 806 091 C1

Способ повышения трещиностойкости дорожного покрытия, включающий устройство подготовленного и спланированного дренирующего основания из песчаного или щебеночного материала, укладку верхнего слоя основания и нижнего слоя покрытия, отличающийся тем, что на верхнем слое основания устраивают трещинопрерывающий защитный слой толщиной 5 см из песка, укрепленного цементом, на который укладывают объемные геосоты с высотой ячеек до 7 см, при этом ячейки заполняют холодной асфальтобетонной смесью, а верхний слой покрытия устраивают из полимерасфальтобетонной смеси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2806091C1

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ГАЗА ТРАНСПОРТНЫХ ГАЗОГЕНЕРАТОРОВ 1936
  • Мезин И.С.
SU52405A1
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 1999
  • Подольский В.П.
  • Расстегаева Л.Н.
  • Расстегаева Г.А.
  • Говоров В.В.
RU2144106C1
Приспособление для установки пил в рамной лесопилке 1935
  • Новоженов Ф.Н.
SU44329A1
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОРОГИ 2013
  • Горчинский Владимир Эдуардович
  • Стеблецов Владимир Ильич
  • Бидуля Александр Леонидович
RU2529994C1
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2006
  • Ушаков Виктор Васильевич
  • Агеев Виталий Сергеевич
RU2318947C2
Прибор для вспышки магниевой смеси 1933
  • Чеботаев Е.П.
SU34941A1
РЕГИСТР 0
  • С. М. Рожков Л. Н. Кораблев
SU378961A1
WO 2008003902 A2, 10.01.2008.

RU 2 806 091 C1

Авторы

Каменчуков Алексей Викторович

Даты

2023-10-26Публикация

2023-04-11Подача