ПОВОРОТНАЯ ЧАСТЬ ХВОСТОВОЙ БАЛКИ САМОЛЕТА Российский патент 2023 года по МПК B64C9/36 H01Q1/42 

Описание патента на изобретение RU2806135C1

Область техники

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к поверхностям управления (рулям), и может быть использовано для управления самолетом.

С целью обеспечения конкурентоспособности современные летательные аппараты должны соответствовать требованиям к высоким летно-техническим характеристикам, малой радиолокационной заметности и обладать развитым комплексом бортового оборудования. Данные требования достигаются в том числе за счет формообразования планера, снижения площади омываемой поверхности, плотности компоновки и массы летательного аппарата, а также придания отдельным агрегатам свойств многофункциональных систем.

Традиционное горизонтальное оперение приводит к увеличению уровня радиолокационной заметности, омываемой поверхности планера, аэродинамического сопротивления, а также вызывает появление паразитного крутящего момента на хвостовой части фюзеляжа. При этом отсутствие горизонтального оперения ухудшает взлетно-посадочных и маневренных характеристики летательных аппаратов из-за снижения характеристик устойчивости и управляемости. Поэтому существует необходимость в применении развитых управляющих поверхностей, выполненных в виде продолжения хвостовой части фюзеляжа.

Уровень техники

Из патента RU №2749175, опублик. 07.06.2021, Кл. В64С 1/36, H01Q 1/28, H01Q 3/00, известен летательный аппарат Су-57, содержащий фюзеляж, снабженный наплывами, которые расположены над воздухозаборниками двигателей и включают управляемые поворотные части, при этом поворотная часть наплыва фюзеляжа выполнена в виде съемной антенной системы, включающей силовой каркас с обшивкой и состоящей из антенной и приборной секций. Применение указанной реализации управляющих поверхностей позволяет создавать пикирующий момент тангажа при отклонении вниз, однако практически не создает кабрирующий момент при отклонении вверх. Известные поворотные части наплыва фюзеляжа могут влиять на характеристики воздухозаборника двигателя при отклонении, что требует внедрения дополнительных конструктивных решений для обеспечения безопасности при отказе привода органа. В известном самолете антенны расположены вдоль кромки органа.

Известен летательный аппарат МиГ «1-44» (««Миг»: полет сквозь время» Е.В. Арсеньев и др., с. 380), консоли которого оборудованы развитыми задними наплывами с дополнительными многофункциональными управляющими поверхностями. Непосредственное применение такой реализации управляющих поверхностей не позволяет обеспечить пониженный уровень радиолокационной заметности из-за особенностей формообразования и наличия выраженных обтекателей приводов на нижней и верхней поверхностях.

В отличие от дополнительного заднего наплыва МиГ «1-44», поворотные хвостовые части боковой балки являются основным балансировочным органом и полностью обеспечивают взлетно-посадочные и маневренные характеристики самолета, малую радиолокационную заметность самолета в целом за счет формообразования и экранирования отдельных элементов.

Раскрытие изобретения

Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в разработке конструкции поворотной части хвостовой балки для управления самолетом и обеспечении его малой радиолокационной заметности, без снижения аэродинамических характеристик.

Изобретение обеспечивает получение технического результата, заключающегося в повышении взлетно-посадочных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости самолета, уменьшение площади омываемой поверхности самолета, уменьшение аэродинамического сопротивления, снижение нагрузок на хвостовую часть фюзеляжа, снижение массы самолета в целом, снижение радиолокационной заметности.

Технический результат достигается поворотной частью хвостовой балки, представляющей собой управляющую поверхность, предназначенную для управления самолетом имеющим крыло с элевоном и законцовкой крыла, и выполненной в виде продолжения хвостовой балки самолета с возможностью отклонения, включающей лобовик, верхнюю и нижнюю панели, заднюю кромку и внутренние отсеки для размещения комплекса бортового оборудования и антенных постов, при этом упомянутая задняя кромка поворотной части хвостовой балки и задние кромки упомянутых законцовки крыла и элевона выполнены так, что они могут быть расположены параллельно. Поворотная часть хвостовой балки имеет большие строительные высоты от 130 мм до 350 мм. Поворотная часть хвостовой балки в одном из вариантов выполнения содержит во внутреннем отсеке привод поворота, в альтернативном варианте привод поворота поворотной хвостовой части размещен вне ее объема.

Краткое описание чертежей

Изобретение поясняется следующими изображениями:

фиг. 1 - общий вид поворотной части хвостовой балки;

фиг. 2 - поворотная часть хвостовая балки в составе самолета,

фиг. 3 - вид сзади-сверху на поворотную часть хвостовой балки в различных ее положениях в составе самолета.

На фигурах используются следующие обозначения:

1 - лобовик, образованный поверхностью вращения,

2 - верхняя и нижняя панели большого радиуса кривизны,

3 - задняя кромка,

4 - внутренние отсеки,

5 - поворотная часть хвостовой балки,

6 - хвостовая балка (хвостовая часть фюзеляжа),

7 - консоль крыла,

8 - законцовка крыла,

9 - элевон.

Осуществление изобретения

Поворотная часть хвостовой балки выполнена в виде продолжения хвостовой балки, т.е. хвостовой части фюзеляжа самолета, выполненного по схеме «бесхвостка с V-образным оперением» и не имеющего горизонтального оперения. Поворотная часть хвостовой балки представляет собой развитую управляющую поверхность, т.е. дополнительный орган управления самолетом, и служит для управления и балансировки самолета, выполненного по схеме «бесхвостка с V-образным оперением», в продольном канале.

Поворотная часть 5 хвостовой балки 6 содержит лобовик 1,, верхнюю и нижнюю панели 2, заднюю кромку 3. Задняя кромка 3 поворотной части 6 хвостовой балки параллельна кромкам законцовки 8 крыла и элевона 9 самолета. Внутренний свободный объем 4 поворотной части 6 хвостовой балки используется для размещения блоков комплекса бортового оборудования и антенных постов.

Поворотная часть хвостовой балки выполнена с возможностью отклонения относительно поперечной оси самолета. Отклонение поворотной части хвостовой балки обеспечивается приводом.

Возможность отклонения хвостовой балки, выполненной в виде поворотной части хвостовой балки, обеспечивает повышение взлетно-посадочных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости самолета с V-образным оперением. Поворотная часть хвостовая балки не оказывает влияния на характеристики воздухозаборника двигателя при отклонении, и, соответственно, не требует внедрения дополнительных конструктивных решений для обеспечения безопасности при отказе привода органа.

Выполнение задней кромки 3 поворотной части 5 хвостовой балки параллельной кромкам законцовки 8 крыла самолета и элевона 9 самолета позволяет сократить номенклатуру стреловидностей кромок, за счет чего сокращается количество пиков на диаграмме рассеяния, уменьшая общий уровень радиолокационной заметности самолета.

Поворотная хвостовая часть балки имеет большие строительные высоты в диапазоне от 100 мм, предпочтительно от 130 мм до 350 мм. Форма поворотной части хвостовой балки и большие строительные высоты позволяют разместить во внутренних объемах поворотной части хвостовой балки отсеки комплекса бортового оборудования, антенные посты. Кроме того, во внутреннем объеме поворотной части хвостовой балки может быть размещен привод ее поворота. Размещение агрегатов и систем элементов внутри поворотной части хвостовой балки позволяет повысить плотность компоновки самолета. Кроме того, размещение привода внутри поворотной части хвостовой балки позволяет исключить обтекатели и наплывы на внешней поверхности самолета. Таким образом, обеспечивается снижение площади омываемой поверхности самолета и, как следствие снижение аэродинамического сопротивления самолета. При этом привод поворота поворотной части хвостовой балки может быть размещен вне объема поворотной хвостовой балки.

Поворотная часть хвостовой балки является многофункциональной системой, которая представляет из себя развитую управляющую поверхность, выполненную в виде продолжения хвостовой части фюзеляжа, в которую интегрирована широкая номенклатура антенных постов и размещены отсеки комплекса бортового оборудования.

Поворотная часть хвостовой балки может быть использована для управления самолета различных типов самолетов, в частности самолетов с пониженной радиолокационной заметностью и/или самолета не имеющего горизонтального оперения, и не ограничивается приведенными в описании формами осуществления изобретения.

Изобретение может быть использовано для управления самолетом в различных каналах управления.

Таким образом, поворотная часть хвостовой балки выполняет функции аэродинамической управляющей поверхности, т.е. дополнительного органа управления самолетом, обеспечивает повышение взлетно-посадочных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости самолета, сокращение площади омываемой поверхности самолета, минимизацию аэродинамического сопротивления, снижение нагрузок на хвостовую часть фюзеляжа, уменьшение массы самолета в целом, повышение плотности компоновки самолета и снижение радиолокационной заметности.

Похожие патенты RU2806135C1

название год авторы номер документа
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ 2023
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Иванов Алексей Ильич
  • Ерофеев Василий Сергеевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Полякова Наталья Борисовна
  • Рой Роман Игоревич
  • Минков Михаил Сергеевич
  • Лучинкина Лейла Валерьевна
  • Ниженко Артем Алексеевич
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Ардеев Денис Юрьевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Корпусов Кирилл Александрович
  • Джобернадзе Ираклий Семенович
RU2807624C1
ЛЕГКИЙ ТАКТИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ 2021
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Ниженко Артем Алексеевич
  • Полякова Наталья Борисовна
  • Шокуров Алексей Кириллович
  • Минков Михаил Сергеевич
  • Тарасов Алексей Захарович
RU2768101C1
Самолет интегральной аэродинамической компоновки 2020
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Бибиков Сергей Юрьевич
  • Васильев Михаил Борисович
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Казеннов Сергей Константинович
  • Кепанов Юрий Николаевич
  • Кузнецов Вадим Николаевич
  • Дульченко Алексей Владимирович
RU2749175C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ ОДНОДВИГАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ 2021
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Никитушкин Михаил Викторович
  • Степанов Владимир Дмитриевич
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Крылов Леонид Евгеньевич
  • Барабанов Александр Владимирович
RU2770885C1
МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2705416C2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
САМОЛЕТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ 2010
  • Погосян Михаил Асланович
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Тарасов Алексей Захарович
  • Шокуров Алексей Кириллович
  • Бибиков Сергей Юрьевич
  • Крылов Леонид Евгеньевич
  • Москалев Павел Борисович
RU2440916C1
КРИОГЕННЫЙ ТУРБОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2013
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2534676C1
ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ 2017
  • Пивень Павел Владиславович
RU2682700C2
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки 2019
  • Папиашвили Шота Георгиевич
  • Клочков Дмитрий Вячеславович
  • Ратников Кирилл Владимирович
RU2714176C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 806 135 C1

Реферат патента 2023 года ПОВОРОТНАЯ ЧАСТЬ ХВОСТОВОЙ БАЛКИ САМОЛЕТА

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к поверхностям управления (рулям), и может быть использовано для управления самолетом. Поворотная часть хвостовой балки самолета представляет собой управляющую поверхность, предназначенную для управления самолетом, имеющим крыло с элевоном и законцовкой крыла, и выполненная в виде продолжения хвостовой балки самолета с возможностью отклонения. При этом указанная часть включает лобовик, верхнюю и нижнюю панели, заднюю кромку и внутренние отсеки для размещения комплекса бортового оборудования и антенных постов. При этом упомянутая задняя кромка поворотной части хвостовой балки и задние кромки упомянутых законцовки крыла и элевона выполнены так, что они могут быть расположены параллельно. Изобретение обеспечивает повышение взлетно-посадочных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости самолета, уменьшение площади омываемой поверхности самолета, уменьшение аэродинамического сопротивления, снижение нагрузок на хвостовую часть фюзеляжа, снижение массы самолета и снижение радиолокационной заметности. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 806 135 C1

1. Поворотная часть хвостовой балки самолета, представляющая собой управляющую поверхность, предназначенную для управления самолетом, имеющим крыло с элевоном и законцовкой крыла, и выполненная в виде продолжения хвостовой балки самолета с возможностью отклонения, включающая лобовик, верхнюю и нижнюю панели, заднюю кромку и внутренние отсеки для размещения комплекса бортового оборудования и антенных постов, при этом упомянутая задняя кромка поворотной части хвостовой балки и задние кромки упомянутых законцовки крыла и элевона выполнены так, что они могут быть расположены параллельно.

2. Поворотная часть хвостовой балки по п. 1, имеющая большие строительные высоты от 130 мм до 350 мм.

3. Поворотная часть хвостовой балки по п. 1, во внутреннем отсеке которой размещен привод поворота.

4. Поворотная часть хвостовой балки по п. 1, привод поворота которой размещен вне ее объема.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2806135C1

ЛЕГКИЙ ТАКТИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ 2021
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Ниженко Артем Алексеевич
  • Полякова Наталья Борисовна
  • Шокуров Алексей Кириллович
  • Минков Михаил Сергеевич
  • Тарасов Алексей Захарович
RU2768101C1
US 4749997 A1, 07.06.1988
МАЛОЗАМЕТНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2006
  • Барковский Владимир Иванович
  • Безверхний Валерий Борисович
  • Дмитриев Владимир Григорьевич
  • Колдаев Александр Васильевич
  • Коржуев Михаил Вадимович
  • Кострубский Эдуард Карлович
  • Малов Юрий Иванович
  • Моржин Александр Михайлович
  • Федоров Алексей Иннокентьевич
  • Цивилев Сергей Викторович
RU2353547C2
Самолет интегральной аэродинамической компоновки 2020
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Бибиков Сергей Юрьевич
  • Васильев Михаил Борисович
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Казеннов Сергей Константинович
  • Кепанов Юрий Николаевич
  • Кузнецов Вадим Николаевич
  • Дульченко Алексей Владимирович
RU2749175C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ ОДНОДВИГАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ 2021
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Никитушкин Михаил Викторович
  • Степанов Владимир Дмитриевич
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Крылов Леонид Евгеньевич
  • Барабанов Александр Владимирович
RU2770885C1
US 5405107 A1, 11.04.1995
САМОЛЕТ С АДАПТИВНЫМ ЦЕЛЬНОПОВОРОТНЫМ СТАБИЛИЗАТОРОМ 2015
  • Андреев Юрий Васильевич
  • Курьянский Михаил Кириллович
  • Нилов Виктор Александрович
  • Строев Павел Константинович
  • Агеев Никита Дмитриевич
  • Павленко Александр Алексеевич
  • Федоренко Геннадий Андреевич
RU2615605C1
Способ производства крупяных и бобовых концентратов 1957
  • Клейман М.С.
  • Спиридонов Д.И.
  • Чеботарев А.А.
SU113238A1
Аэродинамическая система управления гиперзвукового летательного аппарата 2016
  • Лавринович Борис Альбертович
  • Ганиев Юрий Худыевич
  • Волкова Ольга Викторовна
  • Березина Елена Викторовна
RU2654236C1

RU 2 806 135 C1

Авторы

Стрелец Михаил Юрьевич

Тарасов Алексей Захарович

Булатов Алексей Сергеевич

Ниженко Артем Алексеевич

Ардеев Денис Юрьевич

Гордеева Елена Евгеньевна

Соколова Алла Николаевна

Останко Денис Андреевич

Даты

2023-10-26Публикация

2022-12-28Подача