СОСТАВНАЯ ОТЖИМНАЯ ТРУБА Российский патент 2023 года по МПК B63C7/10 

Описание патента на изобретение RU2806836C1

Изобретение относится к техническим устройствам, применяемым при подъеме затонувших объектов способом восстановления собственной плавучести за счет вытеснения воды сжатым воздухом из их внутренних объемов.

Известны отжимные трубы, устанавливаемые внутри продуваемого внутреннего объема затонувшего объекта (корабля), имеющего герметичный водонепроницаемый контур (отсеки, балластные цистерны, грузовые трюма и пр.). В верхней поверхности контура объема делают отверстие, в которое вертикально вставляют полую трубу того же диаметра и обваривают ее по наружному обводу. Нижний конец трубы при этом опущен в отсек на расстояние, определяющее необходимую высоту создаваемого продутого объема (водоизмещающей воздушной подушки, создающей подъемную силу), верхний конец отжимной трубы незначительно возвышается над несущей поверхностью [1]. Упрощение монтажа труб достигается созданием в несущей поверхности выреза, по размерам превышающего диаметр отжимной трубы, или использованием уже существующего проема подходящей величины. Отжимная труба на поверхности закрепляется сваркой в вырез на крышке, после чего крышка вместе с отжимной трубой устанавливается над вырезом (проемом) в несущей поверхности и герметично закрепляется с помощью прижимных болтов через уплотняющую резину. При подъеме затонувшего объекта в несколько этапов возникает необходимость продувки внутреннего объема на каждом из них на различную высоту. Для этого в одном и том же внутреннем объеме одновременно устанавливают отжимные трубы разной длины (Фиг. 1а). На первом этапе подъема внутренний объем продувают по нижний уровень коротких труб, затем на них устанавливают заглушки и продувают внутренний объем по нижний уровень более длинных труб. Сдвоенные отжимные трубы, устанавливаемые в проемы горловин на стапель-палубе, применялись при подъеме затонувшего плавучего дока ПД-16 в Севастополе. Согласно техническому проекту подъема [2] на первом этапе плавучий док поднимался комбинированным способом - продувкой одних отсеков и откачкой других, а на заключительном этапе - исключительно за счет продувки. Поэтому балластные отсеки, расположенные под стапель-палубой, продувались сначала на первом этапе наполовину.

Сдвоенная отжимная труба, два колена которой одновременно смонтированы в вырезах на крышке горловины (Фиг. 1б), взята за прототип.

Недостатком устройства-прототипа является необходимость при ограниченной площади горловины устанавливать две трубы меньшего проходного сечения вместо одной трубы большого сечения, что снижает скорость отжатая воды и возможность выхода из трубы расширяющегося из-за падения внешнего гидростатического давления сжатого воздуха при всплытии затонувшего объекта, следствием чего дополнительно требуется устанавливать предохранительные клапаны во избежание разрушения продуваемого внутреннего объема.

Задачей изобретения (Фиг. 1в) является устранение указанного выше недостатка.

Задача (Фиг. 2) решается изготовлением составной отжимной трубы, состоящей из короткого (основного) и длинного (вкладываемого) колен, соединяемых между собой фланцевым соединением. Короткое колено отжимной трубы 5 с максимально возможным диаметром, обусловленным размерами проема или выреза в несущей верхней поверхности 6 продуваемого внутреннего объема затонувшего объекта 1, лежащего на грунте 17 под слоем воды 15. Верхняя часть короткого колена 5 сверху оборудована фланцем 10. Короткое колено герметично вставлено в крышку 9, зафиксировано в ней кницами 14, установлено в вырез и герметично с уплотнением 7 закреплено в нем крепежными элементами 8. По завершении продувки внутреннего объема сжатым воздухом на предыдущем этапе подъема затонувшего объекта (Фиг. 3а) в короткое колено отжимной трубы вкладывают второе, длинное колено 16 меньшего диаметра, также имеющее соединительный фланец 12 на верхнем конце (Фиг. 3б и 3в), который через герметизирующую прокладку 11 соединительными элементами 10 закрепляют на верхнем фланце короткой трубы. Продувку внутреннего объема затонувшего объекта сжатым воздухом 4 продолжают. Уровень воды 2 внутри продуваемого объема 1 понижается до тех пор, пока ее поверхность 3 не достигнет нижнего края вложенной трубы 16 (Фиг. 3г). При необходимости еще большего увеличения высоты столба сжатого воздуха внутри продутого объема на следующем этапе всплытия существует возможность дополнительного наращивания длины отжимной трубы, если предыдущую вложенную отжимную трубу сделать с двумя фланцами.

Новыми отличительными признаками устройства являются изготовление отжимной трубы из колен разного диаметра, которые можно вложить одно в другое, с фланцами, соединение которых сохраняет замкнутый контур продуваемого внутреннего объема.

Указанные отличительные признаки обеспечивают:

- максимально возможное проходное сечение отжимной трубы, предназначенной для продувки внутреннего объема затонувшего объема в два этапа и более, при наличии проема или выреза определенного размера в верхней несущей поверхности герметичного контура продуваемого внутреннего объема;

- уменьшение в два и более раз количества вырезов или задействованных проемов, которые необходимо сделать (вскрыть) в верхней несущей поверхности герметичного контура продуваемого внутреннего объема при необходимости установки отжимных труб разной длины, которые последовательно используют на различных этапах подъема;

- сокращение объема, упрощение технологии изготовления и монтажа отжимных труб, а также предохранительных клапанов.

Экономический эффект от внедрения составной отжимной трубы заключается в сокращении объема водолазных и подводно-технических работ при подъеме затонувшего объекта способом восстановления собственной плавучести за счет вытеснения воды сжатым воздухом из его внутренних объемов, повышения безопасности подъема за счет возможности применения при тех же условиях отжимных труб большего диаметра, что снижает опасность повреждения продуваемых внутренних объемов перепадом давления при всплытии и, как следствие, исключает необходимость установки большого количества предохранительных клапанов, а также затраты на восстановительный ремонт продуваемых внутренних объемов или полное изменение технологии подъема, делающее предыдущие затраты непроизводительными.

Литература

1. Справочная книга по аварийно-спасательному, судоподъемному и водолазному делу под общей редакцией вице-адмирала А.А. Фролова. Часть I. Судоподъемное и аварийно-спасательное дело. М.: Управление военно-морского издательства НКВМФ Союза ССР, 1945. - С. 26-29.

2. Технический проект подъема плавучего дока ПД-16. № BP. 1391.00. - СПб. - Ломоносов: НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2020. - 218 с.

Похожие патенты RU2806836C1

название год авторы номер документа
Способ подъема объекта, затонувшего на глубине 2023
  • Воронин Константин Павлович
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Фадеев Дмитрий Евгеньевич
  • Салихов Дамир Фаильевич
  • Вязьмин Кирилл Николаевич
RU2809782C1
Устройство для продувки внутреннего объема затонувшего корабля 2023
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Воронин Константин Павлович
  • Салихов Дамир Фаильевич
  • Фадеев Дмитрий Евгеньевич
RU2810008C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА ОСУШЕНИЕМ ОТСЕКОВ 2020
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Асминин Виталий Викторович
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Фадеев Дмитрий Евгеньевич
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2801982C2
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА МЕТОДОМ ПРОДУВКИ С АВТОСТАБИЛИЗАЦИЕЙ ПО ДИФФЕРЕНТУ И СКОРОСТИ ВСПЛЫТИЯ 2022
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Соловьев Леонид Андреевич
  • Асминин Виталий Викторович
  • Фадеев Дмитрий Евгеньевич
  • Салихов Дамир Фаильевич
RU2779337C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 2020
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Асминин Виталий Викторович
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Салихов Дамир Фаильевич
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2748283C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 2019
  • Фадеев Дмитрий Евгеньевич
  • Асминин Виталий Викторович
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Чумаров Рудольф Иванович
  • Плишкин Игорь Валентинович
RU2720299C1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН РЫЧАЖНОГО ТИПА ДЛЯ СБРОСА ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ ПРОДУВАЕМЫХ ОТСЕКОВ ПОДНИМАЕМОГО ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 2022
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Асминин Виталий Викторович
  • Салихов Дамир Фаильевич
  • Фадеев Дмитрий Евгеньевич
  • Вязьмин Кирилл Николаевич
RU2780362C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 2001
  • Седых Н.А.
RU2210519C2
РАЗБОРНЫЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН 2011
  • Ерохин Алексей Геннадьевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Краморенко Михаил Вячеславович
  • Шпигель Андрей Игоревич
  • Чумаров Рудольф Иванович
  • Яковлев Владимир Сергеевич
RU2483969C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 2002
  • Седых Н.А.
RU2229418C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 806 836 C1

Реферат патента 2023 года СОСТАВНАЯ ОТЖИМНАЯ ТРУБА

Изобретение относится к техническим устройствам, применяемым при подъеме затонувших объектов способом восстановления собственной плавучести за счет вытеснения воды сжатым воздухом из их внутренних объемов. Устройство в виде отжимной трубы, применяемое при подъеме затонувших объектов в два этапа и более способом восстановления собственной плавучести за счет вытеснения воды сжатым воздухом из их внутренних объемов, взамен двух и более отжимных труб разной длины, расположенных в разных местах или рядом. Отжимная труба состоит из двух и более колен - основного, короткого колена большего диаметра, закрепляемого в верхней поверхности герметичного контура продуваемого внутреннего объема поднимаемого затонувшего объекта, и одного или нескольких более длинных колен меньшего диаметра, вкладываемых в основное короткое колено или друг в друга и объединяемых фланцевыми соединениями для сохранения герметичного контура и увеличения длины устройства на каждом последующем этапе подъема, требующем наращивание высоты столба сжатого воздуха внутри продуваемого объема. Достигается повышение безопасности подъема, упрощение технологии изготовления и монтажа отжимных труб. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 806 836 C1

Устройство в виде отжимной трубы, применяемое при подъеме затонувших объектов в два этапа и более способом восстановления собственной плавучести за счет вытеснения воды сжатым воздухом из их внутренних объемов, взамен двух и более отжимных труб разной длины, расположенных в разных местах или рядом, отличающееся тем, что состоит из двух и более колен - основного, короткого колена большего диаметра, закрепляемого в верхней поверхности герметичного контура продуваемого внутреннего объема поднимаемого затонувшего объекта, и одного или нескольких более длинных колен меньшего диаметра, вкладываемых в основное короткое колено или друг в друга и объединяемых фланцевыми соединениями для сохранения герметичного контура и увеличения длины устройства на каждом последующем этапе подъема, требующем наращивание высоты столба сжатого воздуха внутри продуваемого объема.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2806836C1

СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА МЕТОДОМ ПРОДУВКИ С АВТОСТАБИЛИЗАЦИЕЙ ПО ДИФФЕРЕНТУ И СКОРОСТИ ВСПЛЫТИЯ 2022
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Соловьев Леонид Андреевич
  • Асминин Виталий Викторович
  • Фадеев Дмитрий Евгеньевич
  • Салихов Дамир Фаильевич
RU2779337C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 2019
  • Фадеев Дмитрий Евгеньевич
  • Асминин Виталий Викторович
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Чумаров Рудольф Иванович
  • Плишкин Игорь Валентинович
RU2720299C1
Устройство для измерения расхода топлива 1988
  • Кочетков Юрий Алексеевич
  • Харьков Виталий Петрович
  • Баныкин Иван Федорович
  • Чуканова Наталья Владимировна
SU1569559A1
KR 1020080022642 A, 12.03.2008.

RU 2 806 836 C1

Авторы

Воронин Константин Павлович

Краморенко Андрей Вячеславович

Асминин Виталий Викторович

Фадеев Дмитрий Евгеньевич

Салихов Дамир Фаильевич

Даты

2023-11-08Публикация

2023-03-27Подача