Изобретение относится к техническим устройствам, применяемым при подъеме затонувших объектов способом восстановления собственной плавучести за счет вытеснения воды сжатым воздухом из их внутренних объемов.
Известны отжимные трубы, устанавливаемые внутри продуваемого внутреннего объема затонувшего объекта (корабля), имеющего герметичный водонепроницаемый контур (отсеки, балластные цистерны, грузовые трюма и пр.). В верхней поверхности контура объема делают отверстие, в которое вертикально вставляют полую трубу того же диаметра и обваривают ее по наружному обводу. Нижний конец трубы при этом опущен в отсек на расстояние, определяющее необходимую высоту создаваемого продутого объема (водоизмещающей воздушной подушки, создающей подъемную силу), верхний конец отжимной трубы незначительно возвышается над несущей поверхностью [1]. Упрощение монтажа труб достигается созданием в несущей поверхности выреза, по размерам превышающего диаметр отжимной трубы, или использованием уже существующего проема подходящей величины. Отжимная труба на поверхности закрепляется сваркой в вырез на крышке, после чего крышка вместе с отжимной трубой устанавливается над вырезом (проемом) в несущей поверхности и герметично закрепляется с помощью прижимных болтов через уплотняющую резину. При подъеме затонувшего объекта в несколько этапов возникает необходимость продувки внутреннего объема на каждом из них на различную высоту. Для этого в одном и том же внутреннем объеме одновременно устанавливают отжимные трубы разной длины (Фиг. 1а). На первом этапе подъема внутренний объем продувают по нижний уровень коротких труб, затем на них устанавливают заглушки и продувают внутренний объем по нижний уровень более длинных труб. Сдвоенные отжимные трубы, устанавливаемые в проемы горловин на стапель-палубе, применялись при подъеме затонувшего плавучего дока ПД-16 в Севастополе. Согласно техническому проекту подъема [2] на первом этапе плавучий док поднимался комбинированным способом - продувкой одних отсеков и откачкой других, а на заключительном этапе - исключительно за счет продувки. Поэтому балластные отсеки, расположенные под стапель-палубой, продувались сначала на первом этапе наполовину.
Сдвоенная отжимная труба, два колена которой одновременно смонтированы в вырезах на крышке горловины (Фиг. 1б), взята за прототип.
Недостатком устройства-прототипа является необходимость при ограниченной площади горловины устанавливать две трубы меньшего проходного сечения вместо одной трубы большого сечения, что снижает скорость отжатая воды и возможность выхода из трубы расширяющегося из-за падения внешнего гидростатического давления сжатого воздуха при всплытии затонувшего объекта, следствием чего дополнительно требуется устанавливать предохранительные клапаны во избежание разрушения продуваемого внутреннего объема.
Задачей изобретения (Фиг. 1в) является устранение указанного выше недостатка.
Задача (Фиг. 2) решается изготовлением составной отжимной трубы, состоящей из короткого (основного) и длинного (вкладываемого) колен, соединяемых между собой фланцевым соединением. Короткое колено отжимной трубы 5 с максимально возможным диаметром, обусловленным размерами проема или выреза в несущей верхней поверхности 6 продуваемого внутреннего объема затонувшего объекта 1, лежащего на грунте 17 под слоем воды 15. Верхняя часть короткого колена 5 сверху оборудована фланцем 10. Короткое колено герметично вставлено в крышку 9, зафиксировано в ней кницами 14, установлено в вырез и герметично с уплотнением 7 закреплено в нем крепежными элементами 8. По завершении продувки внутреннего объема сжатым воздухом на предыдущем этапе подъема затонувшего объекта (Фиг. 3а) в короткое колено отжимной трубы вкладывают второе, длинное колено 16 меньшего диаметра, также имеющее соединительный фланец 12 на верхнем конце (Фиг. 3б и 3в), который через герметизирующую прокладку 11 соединительными элементами 10 закрепляют на верхнем фланце короткой трубы. Продувку внутреннего объема затонувшего объекта сжатым воздухом 4 продолжают. Уровень воды 2 внутри продуваемого объема 1 понижается до тех пор, пока ее поверхность 3 не достигнет нижнего края вложенной трубы 16 (Фиг. 3г). При необходимости еще большего увеличения высоты столба сжатого воздуха внутри продутого объема на следующем этапе всплытия существует возможность дополнительного наращивания длины отжимной трубы, если предыдущую вложенную отжимную трубу сделать с двумя фланцами.
Новыми отличительными признаками устройства являются изготовление отжимной трубы из колен разного диаметра, которые можно вложить одно в другое, с фланцами, соединение которых сохраняет замкнутый контур продуваемого внутреннего объема.
Указанные отличительные признаки обеспечивают:
- максимально возможное проходное сечение отжимной трубы, предназначенной для продувки внутреннего объема затонувшего объема в два этапа и более, при наличии проема или выреза определенного размера в верхней несущей поверхности герметичного контура продуваемого внутреннего объема;
- уменьшение в два и более раз количества вырезов или задействованных проемов, которые необходимо сделать (вскрыть) в верхней несущей поверхности герметичного контура продуваемого внутреннего объема при необходимости установки отжимных труб разной длины, которые последовательно используют на различных этапах подъема;
- сокращение объема, упрощение технологии изготовления и монтажа отжимных труб, а также предохранительных клапанов.
Экономический эффект от внедрения составной отжимной трубы заключается в сокращении объема водолазных и подводно-технических работ при подъеме затонувшего объекта способом восстановления собственной плавучести за счет вытеснения воды сжатым воздухом из его внутренних объемов, повышения безопасности подъема за счет возможности применения при тех же условиях отжимных труб большего диаметра, что снижает опасность повреждения продуваемых внутренних объемов перепадом давления при всплытии и, как следствие, исключает необходимость установки большого количества предохранительных клапанов, а также затраты на восстановительный ремонт продуваемых внутренних объемов или полное изменение технологии подъема, делающее предыдущие затраты непроизводительными.
Литература
1. Справочная книга по аварийно-спасательному, судоподъемному и водолазному делу под общей редакцией вице-адмирала А.А. Фролова. Часть I. Судоподъемное и аварийно-спасательное дело. М.: Управление военно-морского издательства НКВМФ Союза ССР, 1945. - С. 26-29.
2. Технический проект подъема плавучего дока ПД-16. № BP. 1391.00. - СПб. - Ломоносов: НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2020. - 218 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ подъема объекта, затонувшего на глубине | 2023 |
|
RU2809782C1 |
Устройство для продувки внутреннего объема затонувшего корабля | 2023 |
|
RU2810008C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА ОСУШЕНИЕМ ОТСЕКОВ | 2020 |
|
RU2801982C2 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА МЕТОДОМ ПРОДУВКИ С АВТОСТАБИЛИЗАЦИЕЙ ПО ДИФФЕРЕНТУ И СКОРОСТИ ВСПЛЫТИЯ | 2022 |
|
RU2779337C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2020 |
|
RU2748283C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2019 |
|
RU2720299C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН РЫЧАЖНОГО ТИПА ДЛЯ СБРОСА ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ ПРОДУВАЕМЫХ ОТСЕКОВ ПОДНИМАЕМОГО ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2022 |
|
RU2780362C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2001 |
|
RU2210519C2 |
РАЗБОРНЫЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2011 |
|
RU2483969C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2002 |
|
RU2229418C2 |
Изобретение относится к техническим устройствам, применяемым при подъеме затонувших объектов способом восстановления собственной плавучести за счет вытеснения воды сжатым воздухом из их внутренних объемов. Устройство в виде отжимной трубы, применяемое при подъеме затонувших объектов в два этапа и более способом восстановления собственной плавучести за счет вытеснения воды сжатым воздухом из их внутренних объемов, взамен двух и более отжимных труб разной длины, расположенных в разных местах или рядом. Отжимная труба состоит из двух и более колен - основного, короткого колена большего диаметра, закрепляемого в верхней поверхности герметичного контура продуваемого внутреннего объема поднимаемого затонувшего объекта, и одного или нескольких более длинных колен меньшего диаметра, вкладываемых в основное короткое колено или друг в друга и объединяемых фланцевыми соединениями для сохранения герметичного контура и увеличения длины устройства на каждом последующем этапе подъема, требующем наращивание высоты столба сжатого воздуха внутри продуваемого объема. Достигается повышение безопасности подъема, упрощение технологии изготовления и монтажа отжимных труб. 3 ил.
Устройство в виде отжимной трубы, применяемое при подъеме затонувших объектов в два этапа и более способом восстановления собственной плавучести за счет вытеснения воды сжатым воздухом из их внутренних объемов, взамен двух и более отжимных труб разной длины, расположенных в разных местах или рядом, отличающееся тем, что состоит из двух и более колен - основного, короткого колена большего диаметра, закрепляемого в верхней поверхности герметичного контура продуваемого внутреннего объема поднимаемого затонувшего объекта, и одного или нескольких более длинных колен меньшего диаметра, вкладываемых в основное короткое колено или друг в друга и объединяемых фланцевыми соединениями для сохранения герметичного контура и увеличения длины устройства на каждом последующем этапе подъема, требующем наращивание высоты столба сжатого воздуха внутри продуваемого объема.
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА МЕТОДОМ ПРОДУВКИ С АВТОСТАБИЛИЗАЦИЕЙ ПО ДИФФЕРЕНТУ И СКОРОСТИ ВСПЛЫТИЯ | 2022 |
|
RU2779337C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2019 |
|
RU2720299C1 |
Устройство для измерения расхода топлива | 1988 |
|
SU1569559A1 |
KR 1020080022642 A, 12.03.2008. |
Авторы
Даты
2023-11-08—Публикация
2023-03-27—Подача