Изобретение относится к области подъема затонувших судов, в частности к техническим средствам подъема затонувших судов способом осушения отсеков продувкой сжатым воздухом.
Известно устройство для подъема затонувшего судна, содержащее приспособление для закачки в корпус затонувшего судна сжатого воздуха и отжимные трубы [1].
Недостатком данного устройства является выполнение отжимных труб неподвижными, что влечет за собой образование в процессе подъема избыточного давления, которое будет разрушать палубу и сделает дальнейший подъем невозможным. Поэтому данное устройство ограничивает глубину подъема затонувших судов. Кроме того приспособление для закачки в корпус затонувшего судна сжатого воздуха и отжимные трубы расположены отдельно друг от друга, что вызывает необходимость дважды выполнять их герметизацию на крыше продуваемого отсека, тем самым увеличивая объем подготовительных работ и ведет к увеличению продолжительности работ по подъему.
Известно устройство для подъема затонувшего судна, содержащее приспособление для закачки в корпус затонувшего судна сжатого воздуха и отжимные трубы в верхней части каждой из которых установлены невозвратными клапанами, а в нижней части - автоматический затвор [2], принятое за прототип.
Устройство увеличивает глубину, с которой может осуществляться подъем затонувшего судна, так как предохранительные воздушные клапаны при всплытии стравливают лишний воздух и поддерживают давление в продуваемых отсеках в допустимых пределах, что обеспечивает прочность корпуса затонувшего судна при подъеме.
Однако стационарная установка отжимной трубы делает невозможной регулировку величины продуваемого объема, а также определение степени продувки отсека и оценку величину создаваемой подъемной силы. Этот недостаток особенно проявляется, когда по заранее определенному плану воздух нагнетается в отсеки, осушаемые в последнюю очередь, продувка которых ведет к началу всплытия поднимаемого объекта. В связи с тем, что подъемный вес объекта и величина отрывного сопротивления являются неопределенными величинами, значения которых известны приближенно, всплытие поднимаемого объекта всегда происходит неожиданно и при не полностью продутых отсеках, продуваемых в последнюю очередь. В результате отжимные трубы, установленные в них, не могут эффективно выполнить функцию сбрасывания расширяющегося воздуха и предотвратить разрушение продуваемого отсека избыточным давлением из-за наличия в них гидрозатворов, когда между плоскостью разделения сред «вода - воздух» и нижней, открытой частью отжимных труб присутствует значительный столб воды. Эта вода не успевает выйти из продуваемого отсека по отжимной трубе и препятствует выходу расширяющегося воздуха, что ведет к нарастанию избыточного давления в отсеке при падении внешнего гидростатического давления во время всплытия. Выходом из данной ситуации является наращивание количества отжимных труб и их диаметра с целью создания необходимого проходного сечения для выхода воды и стравливания избыточного воздуха. Это является трудоемким технологическим процессом и ведет к ослаблению общей прочности поднимаемого объекта из-за необходимости делать большое количество вырезов под отжимные трубы, так как общая технология подъема затонувшего объекта методом продувки требует локализации отжимных труб в районах его строго определенных поперечных сечений. Кроме того, данное устройство также сохраняет недостаток, присущий предыдущему аналогу, когда приспособление для подачи в корпус затонувшего судна сжатого воздуха и отжимные трубы расположены отдельно друг от друга.
Изобретение направлено на устранение вышеизложенных недостатков.
Задача решается тем, что в известном устройстве для подъема затонувшего судна, содержащем приспособление для подачи в корпус затонувшего судна сжатого воздуха и отжимную трубу, приспособление для подачи в корпус затонувшего судна сжатого воздуха и отжимная труба установлены на основании, герметично закрепленном в вырезе на крыше продуваемого отсека, отжимная труба выполнена с возможностью перемещения в вертикальной плоскости посредством механизма перемещения трубы, цилиндры которого жестко соединены с отжимной трубой, и фиксирующего механизма, выполненного в виде замка-трещетки, взаимодействующего с зубчатыми рейками, установленными на образующей отжимной трубы, не позволяющими трубе перемещаться в обратном направлении под действием избыточного давления в продуваемом отсеке, устройство снабжено жестко соединенной с отжимной трубой контрольной трубкой, позволяющей контролировать величину продутого объема, причем отжимная труба и контрольная трубка помещены в гофрированные кожухи, обеспечивающие их герметичность.
Отличительными признаками заявляемого устройства для подъема затонувшего судна является установка приспособления для подачи в корпус затонувшего судна сжатого воздуха и отжимной трубы на основании, герметично закрепленном в вырезе на крыше продуваемого отсека, выполнение отжимной трубы подвижной в вертикальной плоскости, посредством механизма перемещения трубы, цилиндры которого жестко соединены с отжимной трубой, наличие фиксирующего механизма и контрольной трубки, жестко соединенной с отжимной трубой, помещение отжимной трубы и контрольной трубки в гофрированные кожухи.
Указанные отличительные признаки обеспечивают:
- уменьшение величины гидрозатворов до приемлемого значения и обеспечение беспрепятственного выхода расширяющегося при всплытии воздуха из продуваемых отсеков;
- контроль величины продутых объемов в осушаемых отсеках;
- уменьшение необходимого количества отжимных труб и устранение угрозы ослабления корпуса поднимаемого объекта, что может привести к потере им общей прочности;
- снижение объема подготовительных работ и продолжительности работ по подъему затонувшего объекта.
В целом они обеспечивают снижение трудоемкости за счет уменьшения количества отжимных труб и исключение дополнительных расходов при выполнении судоподъемных работ, связанных с авариями, вызванными разрушением корпусов продуваемых объемов избыточным внутренним давлением при всплытии поднимаемого объекта.
На фиг. 1 показана конструкция отжимной трубы и механизмов, обеспечивающих ее работу.
На фиг. 2 показана отжимная труба и механизмы, обеспечивающие ее работу на виде сверху.
На фиг. 3 показана отжимная труба в ее нижнем положении.
На фиг. 4 показано положение отжимной трубы на различных стадиях осушения отсека затонувшего объекта.
Устройство для подъема затонувшего судна осушением отсеков состоит из приспособления для закачки в корпус затонувшего судна сжатого воздуха, включающего резьбовой штуцер 1, завинченный в основание 2 и крыше 3 отсека поднимаемого объекта. На штуцере закреплен шланг 4 подачи сжатого воздуха в осушаемый отсек. В основании 2 выполнены отверстия для штуцера 1, крепления самого основания с помощью, например, болтов с откидной головкой 5 и барашков 6, контрольной трубки 7, отжимной трубы 8. Между основанием 2 и крышей 3 отсека установлено уплотнение 9 для исключения протечки сжатого воздуха после образования воздушной подушки под крышей 3. В центральное отверстие основания 2 вставлена отжимная труба 8, которая каркасными пластинами 10 присоединена к гидроцилиндрам 11 гидропривода 12 механизма перемещения отжимной трубы 8. Перемещение отжимной трубы 8 осуществляется по штокам 13 гидроцилиндров 11. Внизу основания 2 установлены замки-трещетки 14 фиксирующего механизма, которые при движении отжимной трубы 8 взаимодействуют с зубчатыми рейками 15, установленными на образующей отжимной трубы 8. Отжимная труба 8 и контрольная трубка 7 помещены в гофрированные кожухи 16.
Монтаж устройства для подъема затонувшего судна осушением отсеков выполняется в следующей последовательности:
Перед установкой устройства для подъема затонувшего судна расчетным путем оценивают величину продуваемого объема внутри отсека с учетом возможной ошибки в определении веса поднимаемого объекта в воде и его отрывного сопротивления. Исходя из предположения о минимально возможном подъемном весе и полном отсутствии отрывного сопротивления устанавливают исходное положение отжимной трубы по высоте, которое фиксируют, закрыв проходные отверстия системы гидравлики.
На крыше 3 осушаемого отсека в местах установки устройства размечают с сохранением несущих элементов конструкции - шпангоутов 17 и балок продольного набора, места выполнения отверстий с помощью копира, отверстия и их размещение которые соответствуют отверстиям и их размещениям на основании. После этого устанавливают само устройство с уплотнением 9, которое закрепляют на крыше 3 отсека с помощью болтов 5 и барашков 6. Затем устанавливают резьбовой штуцер 1, к которому подсоединяют шланг 4.
Устройство готово к использованию.
Действие устройства показано на фиг. 4.
В начале продувки линия раздела сред «вода - воздух» отсутствует, как показано на фиг. 4а. Подвижная труба находится в верхнем расчетном положении. Нагнетаемый в отсек сжатый воздух скапливается в его верхней части, как показано на фиг. 4б. Вода отжимается через отжимные трубы. Когда уровень раздела сред «вода - воздух» опустится до нижнего предела контрольных трубок, начнется истечение воздуха из них, которое будет хорошо видно на поверхности воды. Продувку отсека прекращают. Если одновременно продувается группа отсеков, следует продуть каждый из них до момента истечения воздуха через контрольные трубки. По завершении продувки под контролем осмотрового телеуправляемого необитаемого подводного аппарата дистанционно опускают отжимные трубы в отсек на заранее определенную длину, которую вычисляют исходя из площади продуваемого отсека и проходного сечения труб так, чтобы минимизировать возможную величину гидрозатвора. Ориентировочно, каждое последующее заглубление отжимных труб в отсек будет составлять от 0,1 до 0,2 его высоты.
После заглубления отжимных труб на заданную величину продувку отсека возобновляют, убрав предварительно осмотровый телеуправляемый необитаемый подводный аппарат. Процесс заглубления и продувки продолжают до тех пор, пока не произойдет всплытие поднимаемого объекта. При этом расширяющийся воздух давит на поверхность раздела сред «вода -воздух», отжимает воду до нижней части отжимных труб и выходит через них при всплытии поднимаемого объекта, как показано на фиг. 4в, что ведет к падению избыточного давления в продуваемом отсеке и предотвращает его разрушение при всплытии.
Технико-экономическое преимущество заявляемого устройства для подъема затонувшего судна по сравнению с устройством для подъема затонувшего судна осушением отсеков, описанным в Справочнике специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ. М., Воениздат. 1963, ч. 1, стр. 143-146 и принятым за прототип заключается в снижении трудоемкости за счет уменьшения количества труб и исключении дополнительных расходов при выполнении судоподъемных работ, связанных с авариями, вызванными разрушением корпусов продуваемых объемов избыточным внутренним давлением при всплытии поднимаемого объекта.
Данное устройство для подъема затонувшего судна предложено для подъема затонувших плавучих доков ПД-50 и ПД-16.
Используемые источники информации:
1. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ. М., Воениздат. 1963, ч.1, стр. 142.
2. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ. М., Воениздат. 1963, ч.1, стр. 143-146.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2020 |
|
RU2748283C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА МЕТОДОМ ПРОДУВКИ С АВТОСТАБИЛИЗАЦИЕЙ ПО ДИФФЕРЕНТУ И СКОРОСТИ ВСПЛЫТИЯ | 2022 |
|
RU2779337C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2019 |
|
RU2720299C1 |
Способ подъема объекта, затонувшего на глубине | 2023 |
|
RU2809782C1 |
Устройство для продувки внутреннего объема затонувшего корабля | 2023 |
|
RU2810008C1 |
СОСТАВНАЯ ОТЖИМНАЯ ТРУБА | 2023 |
|
RU2806836C1 |
СУДОПОДЪЕМНЫЙ ТРЕНАЖЕР | 2021 |
|
RU2777286C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН РЫЧАЖНОГО ТИПА ДЛЯ СБРОСА ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ ПРОДУВАЕМЫХ ОТСЕКОВ ПОДНИМАЕМОГО ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2022 |
|
RU2780362C1 |
РАЗБОРНЫЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2011 |
|
RU2483969C1 |
Способ подъема затонувшего судна | 1990 |
|
SU1785948A1 |
Изобретение относится к области подъема затонувших судов, в частности к техническим средствам подъема затонувших судов способом осушения отсеков продувкой сжатым воздухом. Устройство для подъема затонувшего судна содержит приспособление для закачки в корпус затонувшего судна сжатого воздуха и отжимную трубу. Приспособление для закачки в корпус затонувшего судна сжатого воздуха и отжимная труба установлены на основании, герметично закрепленном в вырезе на крыше продуваемого отсека. Отжимная труба выполнена с возможностью перемещения в вертикальной плоскости посредством механизма перемещения трубы, цилиндры которого жестко соединены с отжимной трубой, и фиксирующего механизма, выполненного в виде замка-трещетки, взаимодействующего с зубчатыми рейками, установленными на образующей отжимной трубы и не позволяющими трубе перемещаться в обратном направлении под действием избыточного давления в продуваемом отсеке. Устройство для подъема также снабжено жестко соединенной с отжимной трубой контрольной трубкой, позволяющей контролировать величину продутого объема. Отжимная труба и контрольная трубка помещены в гофрированные кожухи, обеспечивающие их герметичность. Достигается снижение трудоемкости за счет уменьшения количества труб и исключение дополнительных расходов при выполнении судоподъемных работ. 4 ил.
Устройство для подъема затонувшего судна, содержащее приспособление для закачки в корпус затонувшего судна сжатого воздуха и отжимную трубу, отличающееся тем, что приспособление для закачки в корпус затонувшего судна сжатого воздуха и отжимная труба установлены на основании, герметично закрепленном в вырезе на крыше продуваемого отсека, отжимная труба выполнена с возможностью перемещения в вертикальной плоскости посредством механизма перемещения трубы, цилиндры которого жестко соединены с отжимной трубой, и фиксирующего механизма, выполненного в виде замка-трещетки, взаимодействующего с зубчатыми рейками, установленными на образующей отжимной трубы и не позволяющими трубе перемещаться в обратном направлении под действием избыточного давления в продуваемом отсеке, устройство снабжено жестко соединенной с отжимной трубой контрольной трубкой, позволяющей контролировать величину продутого объема, причем отжимная труба и контрольная трубка помещены в гофрированные кожухи, обеспечивающие их герметичность.
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2019 |
|
RU2720299C1 |
RU 2058909 C1, 27.04.1996 | |||
Устройство для измерения расхода топлива | 1988 |
|
SU1569559A1 |
KR 1020080022642 A, 12.03.2008. |
Авторы
Даты
2023-08-22—Публикация
2020-11-16—Подача