УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНТАЖА СЪЁМНОГО АГРЕГАТА САМОЛЁТА Российский патент 2023 года по МПК B64F5/10 B66F7/28 

Описание патента на изобретение RU2809535C1

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к устройствам для монтажа и демонтажа съемных агрегатов самолета.

Устройство для монтажа съемного агрегата самолета предназначено для монтажа или демонтажа на самолет съемного агрегата при послеполетном обслуживании самолета или ремонте.

Установка или снятие съемных агрегатов с самолета происходит на значительной высоте с использованием подъемника для вертикального подъема, на площадке которого находится монтажник и агрегат, зафиксированный на устройстве для монтажа, и автомобиля или электрокары, для перемещения подъемника в горизонтальной плоскости.

Подъем подъемником производится медленно и под непрерывным контролем монтажника, производящего установку съемного агрегата.

Перемещение по горизонтали, которое производится автомобилем или электрокарой, в отличие от подъема, сложно контролировать монтажнику, находящемуся на подъемнике, поэтому, как правило, после приближения к самолету на минимально допустимое расстояние, дальнейшее перемещение агрегата производится вручную.

При значительном весе съемного агрегата эта операция становится очень сложной и возникает опасность повреждения самого съемного агрегата и ответных узлов крепления на самолете. Операция осложняется тем, что длина и ширина устройства должна быть меньше габаритов площадки подъемника, размеры которой ограничены размерами отсеков в самолете. При малых габаритах устройства появляется опасность его опрокидывания при перемещении. Для предотвращения опрокидывания устройства необходимо обеспечить его сцепление с площадкой, что противоречит необходимости обеспечения его подвижности.

Из области техники, связанной с обслуживанием самолетов, известно устройство в виде каретки для демонтажа или монтажа на самолет закрепляемой двери.

Устройство содержит ложемент для размещения агрегата с элементами для временной фиксации, выполненный с возможностью качания относительно горизонтальной оси, размещаемый на подвижной ферме, выполненной в виде тележки.

При монтаже ферма перемещается к месту установки и, качанием ложемента, совмещают фиксируемые элементы двери с ответными элементами на корпусе планера, после чего устанавливают крепежную фурнитуру (Патентный документ US 2021130011 (А1); МПК: В64С 1/14, B64F 5/50, B66F 3/22; опубликовано 06.05.2021)

Устройство не позволяет производить ориентацию устанавливаемого агрегата в горизонтальной плоскости после подвода подвижной фермы, кроме того, высота места допустимого монтажа ограничена размерами устройства.

Известны система и способы для перемещения агрегата транспортного средства относительно транспортного средства

Известен агрегат с возможностью его перемещения, где поддерживающий элемент, допускающий перемещение, состоит из двух рычагов, один из которых закреплен одним концом на раме и имеет возможность вращения в горизонтальной плоскости относительно рамы, второй рычаг одним концом закреплен на противоположном конце первого рычага и имеет возможность вращения в горизонтальной плоскости относительно первого рычага, а на другом конце второго рычага имеется шарнир, обеспечивающий поворот второго рычага в горизонтальной плоскости относительно агрегата, на котором закрепляется агрегат.(RU 2464199).

Недостатком такого устройства является наличие двух рычагов и трех шарнирных узлов, содержащих большое количество деталей сложных в изготовлении.

Из области техники, связанной с обслуживанием самолетов, известно устройство для монтажа-демонтажа и транспортировки агрегатов летательного аппарата (патент 2175300), содержащее тележку с опорным узлом, каретку и грузозахватную раму, где опорный узел выполнен с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и фиксации в любом из рабочих положений. Поворот опорного узла вокруг своей вертикальной оси и его фиксация обеспечивается самотормозящим механизмом (патент RU №2175300, B64F 5/00 от 24.08.1999).

Недостатком этого устройства является раздельное исполнение опорного узла, обеспечивающего поворот агрегата и передвижной каретки с грузозахватной рамой, удерживающей агрегат, вызывающее значительное увеличение габаритов устройства.

Наиболее близким к заявляемому устройству является устройство для монтажа съемного агрегата самолета, содержащее ферму подвижную, оборудованную стойками с жестко закрепленным на ним ложементом, снабженным элементами для фиксации монтируемого агрегата (Патент US 7296787 (В2); МПК: A47F 5/00, B66F 7/18, B66F 7/28: опубликовано 20.11.2007).

Недостатком данного устройства является снижение устойчивости устройства и возникновение вероятности его опрокидывания вместе с агрегатом при монтаже агрегата с помощью данного устройства на большой высоте, когда возникает необходимость размещения данного устройства и монтажника на площадке подъемника, что, в свою очередь, требует уменьшения габаритов крестовины с опорными колесами.

Другим недостатком данного устройства является невозможность размещения агрегата самолета, имеющего, как правило, сложную форму, не позволяющую поддержание элементами, не повторяющими точно форму агрегата, на универсальных опорах, что препятствует надежной фиксации устанавливаемого агрегата.

Из области техники, связанной с обслуживанием самолетов, известно устройство для монтажа-демонтажа и транспортировки агрегатов летательного аппарата (патент 2175300), содержащее тележку с опорным узлом, каретку и грузозахватную раму, где опорный узел выполнен с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и фиксации в любом из рабочих положений. Поворот опорного узла вокруг своей вертикальной оси и его фиксация обеспечивается самотормозящим механизмом (патент RU №2175300, B64F 5/00 от 24.08.1999).

Недостатком этого устройства является раздельное исполнение опорного узла, обеспечивающего поворот агрегата и передвижной каретки с грузозахватной рамой, удерживающей агрегат, вызывающее значительное увеличение габаритов устройства.

Задачей изобретения является обеспечение необходимой ориентации агрегата в пространстве и снижение трудоемкости при монтаже съемного агрегата самолета.

Решение поставленных задач в устройстве для монтажа съемного агрегата самолета достигается тем, что:

Устройство для монтажа съемного агрегата самолета, содержащее ферму подвижную, оборудованную стойками с жестко закрепленным на них ложементом, снабженным элементами для фиксации монтируемого агрегата, содержит неподвижную ферму, оборудованную поворотными опорными узлами с выполненными в них горизонтальными направляющими, при этом опора подвижная снабжена башмаками, установленными в направляющих поворотных опорных узлов, выполненных с возможностью вращения и обеспечивающих перемещение башмаков опоры подвижной в направляющих поворотных опорных узлов. В частном случае исполнения, для простоты изготовления конструкции, повышения долговечности и ремонтопригодности, башмаки подвижной опоры имеют форму диска, закрепленного на концах стоек подвижной опоры, а направляющие поворотных опорных узлов выполнены в виде швеллеров, снабженных ограничительными скобами, для предотвращения выхода башмаков из направляющих.

Для улучшения перемещения башмаков опоры подвижной в направляющих поворотных опорных узлов, в швеллеры направляющих опорных узлов вложены пластины с бортиками, выполненные из нержавеющей стали, а башмак подвижной опоры выполнен из фторопласта, при этом поверхности пластин, соприкасающихся с башмаками, отполированы. Между башмаками, пластинами, вложенными в швеллеры и ограничительными скобами выполнены зазоры, обеспечивающие подвижность башмаков в направляющих.

Техническим результатом, достигаемым при реализации изобретения, является обеспечение необходимой ориентации агрегата в пространстве, в результате чего происходит снижение трудоемкости при монтаже съемного агрегата самолета.

Для пояснения сущности изобретения используются следующие графические материалы:

Фиг. 1 - Устройство со съемным агрегатом.

Фиг. 2 - Ферма подвижная.

Фиг. 3 - Ферма неподвижная.

Фиг. 4 - Поворотный опорный узел.

Фиг. 5 - Кинематическая схема опорного узла.

Фиг. 5 - Кинематическая схема опорного узла.

Фиг. 6 - Исходное положение устройства относительно самолета в начале монтажа.

Фиг. 7 - Поворот подвижной опоры с агрегатом.

Фиг. 8 - Совмещение агрегата с самолетом.

Фиг. 9 – Ложемент.

Описание позиций:

1 Опора подвижная

2 Каркас опоры подвижной

3 Стойка опоры подвижной

4 Ферма неподвижная

5 Каркас фермы неподвижной

6 Стойка фермы неподвижной

7 Поворотный опорный узел

8 Направляющая горизонтальная

9 Кронштейн фермы неподвижной

10 Башмак

11 Съемный агрегат

12 Шайба

13 Скоба

14 Пластина

15 Кронштейн опорного узла

16 Корпус опорного узла

17 Полиамидная втулка

18 Шкворень

19 Ложемент съемный

20 Рама

21 Ножка

22 Стакан

23 Шпилька с поворотным упором

24 Борт самолета.

Устройство для монтажа съемного агрегата самолета, (фиг. 1, 2, 3) содержит опору подвижную 1, представляющую собой каркас 2 со стойками 3, снабженную элементами для удержания агрегата во время монтажа, и неподвижную ферму 4, имеющую каркас 5 со стойками 6, на которых установлены опорные узлы 7 с выполненными в них горизонтальными направляющими 8. Для фиксации неподвижной фермы 4 на площадке подъемника неподвижная ферма 4 снабжена кронштейнами 9. На опоре подвижной 1 закреплены башмаки 10, имеющие возможность перемещения в направляющих 8 и обеспечивающие перемещение подвижной опоры 1 со съемным агрегатом 11, закрепленным на ней, относительно неподвижной фермы 4.

Для обеспечения возможности перемещения опоры подвижной 1 относительно неподвижной фермы 4 по двум осям и по углу в горизонтальной плоскости, башмаки 10, закреплены на стальных шайбах 12, установленных на нижних концах стоек 3 подвижной опоры 1, и имеют форму диска.

Поворотные опорные узлы 7 (фиг. 4) состоят из направляющей 8 имеющей форму швеллера, с обоих концов и сверху закрытого скобами 13, в который вложена пластина из нержавеющей стали 14 с продольными бортиками, а башмак 10 подвижной опоры выполнен из фторопласта, при этом поверхности пластины 14, соприкасающиеся с башмаком, отполированы.

Шарнир поворотного опорного узла представляет собой закрепленный к направляющей 8 с помощью двух кронштейнов 15 корпус 16, в который вставлена полиамидная втулка 17. На неподвижной ферме 4 на верхних концах стоек 6 закреплены шкворни 18, на которые одеваются втулки 17 поворотных опорных узлов 7. Поворотные опорные узлы 7 выполнены таким образом, что вертикальные оси поворота опорных узлов 7 совпадают со средними точками продольной оси горизонтальных направляющих 8. Втулка 17 поворотного опорного узла 7 обеспечивает поворот опорного узла на 360° в горизонтальной плоскости относительно неподвижной фермы 4, а башмаки 10 подвижной опоры скользят по пластинам 14 из нержавеющей стали вдоль направляющих 8 и перемещение башмаков 10 может выполняться одновременно с поворотом опорных узлов 7 (Фиг. 5). Боковое перемещение башмаков 10 в направляющих 8 ограничивается бортиками пластин 14, а от выпадения из направляющих 8 башмаки, а с ними и стойки 3 подвижной опоры удерживают скобы 13, препятствующие вертикальному перемещению закрепленных на стойках шайб 12. Скобы 13, ограничивают также перемещение башмаков 10 вдоль направляющей 8.

Для обеспечения возможности использования устройства для монтажа различных съемных агрегатов самолета оно содержит съемный ложемент 19 (Фиг. 9), состоящей из рамы 20 с четырьмя ножками 21, на которой размещены элементы для удержания агрегата во время монтажа. На верхних концах стоек 3 подвижной опоры (Фиг. 2) установлены стаканы 22, в которые устанавливаются ножки 21 ложемента 19, которые фиксируются с помощью шпилек с поворотным упором 23.

Устройство работает следующим образом:

Агрегат 11 закрепляется на ложементе 19, затем ложемент закрепляется на опоре подвижной 1. Все устройство с агрегатом, закрепленным на опоре подвижной, с помощью аэродромного транспорта (автомашины или погрузчика) доставляется на аэродром. На аэродроме устройство с агрегатом устанавливается на площадку подъемника и фиксируется на ней с помощью кронштейнов 9 неподвижной фермы 4. Подъемник вместе с устройством и агрегатом, закрепленном на нем, устанавливается непосредственно под местом установки агрегата на самолет с помощью аэродромного транспорта (автомашины или погрузчика). Монтажник размещается на подъемнике, и подъемником установка с агрегатом и монтажником поднимаются на необходимую высоту. С помощью аэродромного транспорта (автомашины или погрузчика) агрегат с подъемником пододвигается к узлам крепления агрегата на самолете 24 на минимальное расстояние, не допускающее их повреждение (Фиг. 6). Дальнейшее перемещение агрегата 11 вместе с опорой подвижной 1 до положения, позволяющего произвести окончательное закрепление агрегата 11 на самолете 24, производится вручную монтажником (Фиг. 7, 8) Перемещение подвижной опоры 1 производится относительно неподвижной фермы 4, закрепленной на площадке подъемника, и обеспечивается скольжением ее башмаков 10 вдоль направляющих 8 опорных узлов 7, которые, при необходимости, одновременно поворачиваются на шкворнях 18 неподвижной фермы 4. Возможность передвижения башмаков 10 одновременно с их поворотом обеспечивается дисковой формой башмаков. Удержание подвижной опоры 1 при ее перемещении обеспечивается фиксацией неподвижной фермы 4 на подъемнике и направляющими 8 и скобами 13, не допускающими вертикального перемещения башмаков 10 стоек 3 подвижной опоры 1. Скобы 13 на направляющих 8 ограничивают также перемещение башмаков 10 вдоль направляющей 8. После закрепления агрегата 11 на самолете 24 ложемент 19 открепляется от агрегата 11 и опора подвижная 1 вместе с ложементом 19 вручную отводится от агрегата 11. Подъемником устройство опускается, и, вместе с подъемником, отводится от места монтажа. Демонтаж агрегата производится в обратной последовательности.

Очевидно, что реализация изобретения позволит обеспечить необходимую ориентацию присоединяемого агрегата в пространстве, в результате чего произойдет снижение трудоемкости при монтаже съемного агрегата самолета.

Похожие патенты RU2809535C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПАРКОВКИ АВТОМОБИЛЕЙ В МНОГОЯРУСНОЙ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ АВТОСТОЯНКЕ, МНОГОЯРУСНАЯ МЕХАНИЗИРОВАННАЯ АВТОСТОЯНКА С ХРАНЕНИЕМ АВТОМОБИЛЕЙ НА ПОДДОНАХ, ПРИЁМНО-ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ МНОГОЯРУСНОЙ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ АВТОСТОЯНКИ С ПОДЪЁМНОЙ КЛЕТЬЮ, КЛЕТЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПОДДОНА ВНУТРИ МНОГОЯРУСНОЙ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ АВТОСТОЯНКИ, МЕХАНИЗМ СИНХРОННОГО ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОНЕСУЩИХ КАРЕТОК КЛЕТИ, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОДДОН 2002
  • Матвейкин Ю.В.
  • Голишев О.А.
RU2208113C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНТАЖА-ДЕМОНТАЖА И ТРАНСПОРТИРОВКИ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Шелудько А.И.
  • Васильченко П.Н.
  • Переулочный В.А.
  • Гаврилов И.И.
RU2175300C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШВАРТОВКИ ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА В ТРАНСПОРТНОМ ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ 1996
  • Румянцев Геннадий Анатольевич
  • Долганов Сергей Ефимович
  • Воробьев Владимир Семенович
RU2105700C1
КРАНОМАНИПУЛЯТОРНАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Апальков В.Д.
  • Богданов В.О.
  • Мошкин В.С.
  • Оконьский А.Б.
  • Подрубаев А.Э.
  • Пырьев А.А.
  • Пяткин В.А.
  • Халиулин А.Г.
  • Шабриков А.В.
RU2167803C2
ТРАНСПОРТАБЕЛЬНЫЙ БОРТОВОЙ ПОДЪЁМНИК 2015
  • Локай Леонид Викторович
  • Карась Леонтий Вениаминович
  • Муштаков Георгий Глебович
  • Белай Иван Сергеевич
  • Кириченков Владимир Антонович
  • Ахмадеев Эмиль Эдгарович
RU2602269C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И КАНТОВАНИЯ ГРУЗА 1996
  • Долганов С.Е.
  • Румянцев Г.А.
  • Воробьев В.С.
RU2100258C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ ОТСЕКОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2007
  • Лазарев Виталий Александрович
  • Гришин Владимир Иванович
  • Попов Владимир Ильич
RU2341416C2
^ИьЛИОТЕНЛ 1973
  • А. П. Королев, М. Г. Туров, А. А. Цинман, А. Л. Цытлекок, Я. А. Ароне В. Я. Дзюба
SU370156A1
СТАПЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2012
  • Годер Соломон Липович
  • Глинкин Михаил Владимирович
  • Былинкин Владимир Николаевич
  • Арефьев Владимир Александрович
RU2509038C1
Переносная складная установка для катапультирования малогабаритного беспилотного летательного аппарата 2024
  • Вручтель Вильям Маркисович
  • Онуприенко Александр Витальевич
RU2822927C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 809 535 C1

Реферат патента 2023 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНТАЖА СЪЁМНОГО АГРЕГАТА САМОЛЁТА

Изобретение относится к устройствам для монтажа съемных агрегатов самолетов. Устройство для монтажа съемного агрегата самолета содержит опору подвижную (1) и неподвижную ферму. Опора подвижная (1) снабжена элементами для удержания агрегата во время монтажа и на ней закреплены башмаки. Неподвижная ферма (4) имеет каркас, оборудованный опорными узлами (7) с выполненными в них горизонтальными направляющими. Башмаки имеют возможность перемещения в направляющих, выполненных в опорных узлах и обеспечивают перемещение подвижной опоры (1) с агрегатом (11), закрепленным на ней, относительно неподвижной фермы (4). Достигается легкое перемещение вручную во время монтажа различных съемных агрегатов, исключающее возможность повреждения агрегата и самолета, позволяющее придать агрегату необходимое положение в пространстве. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения RU 2 809 535 C1

1. Устройство для монтажа съемного агрегата самолета, содержащее ферму подвижную, оборудованную стойками с жестко закрепленным на них ложементом, снабженным элементами для фиксации монтируемого агрегата, отличающееся тем, что содержит неподвижную ферму, оборудованную поворотными опорными узлами с выполненными в них горизонтальными направляющими, при этом опора подвижная снабжена башмаками, установленными в направляющих поворотных опорных узлов, выполненных с возможностью вращения и обеспечивающих перемещение башмаков опоры подвижной в направляющих поворотных опорных узлов.

2. Устройство по п. 1, в котором башмаки подвижной опоры имеют форму диска, закрепленного на концах стоек подвижной опоры, а направляющие поворотных опорных узлов выполнены в виде швеллеров, снабженных ограничительными скобами, для предотвращения выхода башмаков из направляющих.

3. Устройство по п. 2, в котором для улучшения перемещения башмаков опоры подвижной в направляющих поворотных опорных узлов в швеллеры направляющих опорных узлов вложены пластины с бортиками, выполненные из нержавеющей стали, а башмак подвижной опоры выполнен из фторопласта, при этом поверхности пластин, соприкасающихся с башмаками, отполированы, причем между башмаками, пластинами, вложенными в швеллеры, и ограничительными скобами выполнены зазоры, обеспечивающие подвижность башмаков в направляющих.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2809535C1

US 7296787 B2, 20.11.2007
RU 2753418 C1, 16.08.2021
CN 207192688 U, 06.04.2018
SU 1824831 A1, 20.05.1996.

RU 2 809 535 C1

Авторы

Данилов Валерий Петрович

Даты

2023-12-12Публикация

2023-05-31Подача