Изобретение относится к русским народным струнным щипковым музыкальным инструментам из семейства цитр, представляющее собой резонаторный корпус с натянутыми над ним от 5 до 20 струн, и образующими, как правило, диатонический звукоряд.
Классические гусли имеют родство с крыловидными гуслями, с лирообразными гуслями с игровым окном, с трапециевидными академическими гуслями, со шлемовидными гуслями-псалтирь с большим количеством струн и со стационарными клавироподобными, прямоугольными и столообразными гуслями. И, если число струн в крыловидных и лирообразных гуслях начинается с 5, то число струн в стационарных клавироподобных гуслях может достигать 55-60.
Особенность гуслей такова, что каждый исполнитель настраивает музыкальный инструмент в соответствии со своими предпочтениями и особенностями музыкального произведения. У настройки гуслей нет строгих определенных правил и все зависит от музыки, которую исполнитель будет играть.
Существует множество вариантов настройки гуслей и, например, строй гуслей, имеющих 9 струн, чаще всего составляет: ля, до, ре, ми, фа, соль, ля, си бемоль, до.
Известны хроматические гусли, содержащие цельнометаллический корпус с рычажно-демпферным механизмом, состоящим из четырех педалей с особой для каждой педали системой рычагов, связанных с демпферами и струнами и позволяющими извлекать из хроматических гуслей также мажорные и минорные гаммы, при этом корпус установлен на трех ножках в наклонном положении (SU 78782, G10D 1/2, 1950).
Известны клавиатурные гусли, механика клавиатуры которых, помещена под струнами в вынимающемся ящике (SU 39522, G10D 1/12, 1934).
Известны гусли звончатые с трапециевидным корпусом и декой, снабженной резонаторными отверстиями, с двумя рядами различно настроенных струн, натянутых на расположенных на противоположных сторонах корпуса колках, и с поворотными штырьками для изменения настройки струн, причем применено перекрестное в вертикальной плоскости расположение рядов струн, при этом для каждого ряда струн на деке монтирована отдельная подставка, снабженная сквозными отверстиями для свободного прохода струн противоположного ряда (SU 114779, G10D 1/12, 1958).
Наиболее близкими по технической сути являются гусли концертные с игровым окном, включающие корпус, выполненный в виде удлиненного корпуса с веерообразно установленными по всей длине короба струнами, с выполненным на верхней деке голосовым отверстием, причем на внутренней поверхности верхней деки с созданием напряженного состояния и образованием ее поверхности выпуклой закреплены две продольно расположенные деревянные пружины, при этом между голосовым отверстием и элементами крепления струн на узкой стороне корпуса установлена подставка для передачи звуковых колебаний непосредственно от струн к деке (патент RU143045, G10D 1/00, 2006).
Недостатками известных устройств является отсутствие возможности быстрой перенастройки музыкальных инструментов, которая заключается в во вращении колков каждой струны для получения требуемой ноты или производной ноты, что в условиях концертно-исполнительской деятельности приводит к значительным затратам времени, а также низкие акустические возможности ограниченные плоским полым корпусом и голосовым окном.
Технический результат заключается в обеспечении быстрой перенастройки и увеличении акустических возможностей музыкального инструмента.
Технический результат достигается тем, что гусли содержат полый корпус с нижней декой, верхнюю деку, снабженную резонаторным отверстием и различно настроенными струнами, натянутыми между струнодержателем и колками с поворотными штырьками для изменения настройки струн, причем они снабжены дополнительными сменными верхними деками, в каждой из которых выполнено резонаторное отверстие с установленными различно настроенными струнами, натянутыми между струнодержателем и колками, корпус имеет форму полого цилиндра или полого полуцилиндра, на внутренней поверхности которого выполнены глухие прорези под сменные верхние деки.
Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где на фиг. 1 показаны трапециевидные гусли с корпусом в виде полого цилиндра, вид сверху; на фиг. 2 - корпус гуслей в виде полого цилиндра, с установленной в нем сменной верхней декой, поперечный разрез; на фиг. 3 - прямые гусли с корпусом в виде полого полуцилиндра, вид сверху; на фиг. 4 - корпус гуслей в виде полого полуцилиндра без верхних дек 3, поперечный разрез.
Гусли содержат полый корпус 1, выполненный в виде полого цилиндра (фиг. 1 и фиг. 2) или полого полуцилиндра (фиг. 3 и фиг. 4) с нижней декой 2, образующей с корпусом 1 единую закругленную нижнюю стенку полого цилиндра или полого полуцилиндра с радиусом равным радиусу корпуса 1.
Верхняя дека 3 выполнена как отдельный самостоятельный съемный сменный элемент струнного музыкального инструмента, не имеющий жесткой связи с корпусом 1.
В верхней деке 3 выполнено резонаторное отверстие 4 и установлены различно настроенные струны 5, натянутые между струнодержателем 6 и колками 7 с подставкой 8 под струны 5, передающей вибрации струн 5 на деку 3.
Число верхних дек 3 с различной настройкой струн 5 может соответствовать числу специфических музыкальных композиций, которые демонстрирует исполнитель.
На внутренней поверхности корпуса 1 выполнены парные прорези 9 под верхние деки 3, с возможностью установки верхних дек 3 в прорезях 9. Самые широкие деки 3 с большим числом струн 5 размещаются в прорезях 9 по внутреннему диаметру корпуса 1 или близко к нему.
Возможно размещение нескольких верхних дек 3 во внутренних прорезях 9 полого корпуса 1 одновременно. В этом случае наиболее широкие верхние деки 3 располагаются ближе к внутреннему диаметру корпуса 1, а менее широкие верхние деки 3 размещаются по хорде круглого или полукруглого в разрезе корпуса 1 под широкими верхними деками 3.
Для доступа рук исполнителя к струнам 5 верхних дек 3 в верхней части корпуса 1 выполнено одно большое или два маленьких окна 10 под две руки или отдельно под каждую руку соответственно. Кроме того, доступ к струнам 5 обеспечивается через открытые торцы корпуса 1, выполненные прямыми (фиг. 3) или со скосами (фиг. 1), обеспечивающими дополнительный направленный выход звуковых волн от вибрации струн 5.
Гуслями пользуются следующим образом.
Исполнитель предварительно перед концертом настраивает струны 5 различных верхних дек 3, которые будут использоваться на выступлении в соответствии с особенностями музыкальных произведений, и устанавливает первую верхнюю деку 3 во внутренние прорези 9 полого корпуса 1, преодолевая давление корпуса 1 на сжатие. При этом упругий деревянный корпус 1 несколько деформируется и плотно обжимает деревянную верхнюю деку 3.
Через окно 10 или через торцы корпуса 1 исполнитель играет на струнах 5 какой-либо техникой, например, щипковой, перебором (техника арпеджио) или техникой бряцания, при которой правая рука играет переменным штрихом (поочередно вверх и вниз), а пальцы левой руки глушат струны, которые не входят в аккорд.
В случае выполнения двух окон 10 в корпусе 1, одна рука исполнителя помещается в одно из окон 10, а другая рука - в другое окно 10.
Также возможна игра на гуслях, при которой одна рука исполнителя подходит к струнам 5 через окно 10, а другая рука - через открытые торцы корпуса 1.
После исполнения первого произведения, пользователь заменяет сменную верхнюю деку 3 на другую, с настройкой, соответствующей следующему музыкальному произведению.
Гусли позволяют устанавливать в корпус 1 две и более сменных верх дек 3, осуществляя исполнение музыкальных произведений как через окна 10, так и через открытые торцы корпуса 1 в виде полого цилиндра или полого полуцилиндра, что позволяет иметь музыкальный инструмент с двумя и более настройками струн 5 нескольких верхних дек 3.
При исполнении музыкальных произведений вибрации от струн 6 через подставку 8 передаются верхней деке 3, а от нее корпусу 1 в виде полого цилиндра или полого полуцилиндра. Часть вибраций струн 5 через резонаторное отверстие 4 также поступает во внутреннюю полость корпуса 1.
Звуковые волны отражаются от изогнутой внутренней поверхности корпуса 1, включая нижнюю деку 2, выполненную заодно с корпусом 1, направляя звуковую волну в резонаторное отверстие 4 и в открытые торцы полого корпуса 1. Радиус кривизны внутренней поверхности корпуса 1 с нижней декой 2 направляет сконцентрированные звуковые волны в резонаторное отверстие 4 согласно закону отражения звуковой волны.
Технический результат по обеспечению быстрой перенастройки музыкального инструмента достигается тем, что гусли укомплектованы несколькими верхними деками с различной настройкой, соответствующей исполняемым произведениям, которые заменяют, извлекая из прорезей корпуса, с последующей установкой в прорези корпуса других верхних дек с иными характеристиками настройки струн.
Технический результат по увеличению акустических возможностей достигается тем, что единая внутренняя поверхность корпуса и нижней деки в виде полого цилиндра или полуцилиндра отражает звуковые волны от изогнутой поверхности, направляя их в резонаторное отверстие. Причем часть акустических волн, не вышедших в резонаторное отверстие, выходит наружу через открытые боковые торцы корпуса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2811664C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2810611C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2811318C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2810620C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2810608C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2810616C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2810610C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2811327C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2811337C1 |
ПАРНАЯ АРФА ДЛЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ | 2024 |
|
RU2826800C1 |
Изобретение относится к русским народным струнным щипковым музыкальным инструментам из семейства цитр или лир, представляет собой резонаторный корпус с натянутыми над ним от 5 до 20 струнами, образующими, как правило, диатонический звукоряд. Технический результат заключается в обеспечении быстрой перенастройки и увеличении акустических возможностей музыкального инструмента. Гусли содержат полый корпус с нижней декой, верхнюю деку, снабженную резонаторным отверстием и различно настроенными струнами, натянутыми между струнодержателем и колками с поворотными штырьками для изменения настройки струн, причем они снабжены дополнительными сменными верхними деками, в каждой из которых выполнено резонаторное отверстие с установленными различно настроенными струнами, натянутыми между струнодержателями и колками, корпус имеет форму полого цилиндра или полуцилиндра, на внутренней поверхности которого выполнены глухие прорези под сменные верхние деки. 4 ил.
Гусли, содержащие полый корпус с нижней декой, верхнюю деку, снабженную резонаторным отверстием и различно настроенными струнами, натянутыми между струнодержателем и колками с поворотными штырьками для изменения настройки струн, отличающиеся тем, что они снабжены дополнительными сменными верхними деками, в каждой из которых выполнено резонаторное отверстие с установленными различно настроенными струнами, натянутыми между струнодержателями и колками, корпус имеет форму полого цилиндра или полуцилиндра, на внутренней поверхности которого выполнены глухие прорези под сменные верхние деки.
Гусли звончатые | 2021 |
|
RU2796255C2 |
Устройство для подачи материала в мартеновскую печь | 1932 |
|
SU34576A1 |
ПОРОЖЕК СТРУННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА | 2007 |
|
RU2361287C1 |
Гусли звончатые | 1958 |
|
SU114779A1 |
Поворотный золотниковый кран | 1933 |
|
SU35513A1 |
Авторы
Даты
2023-12-28—Публикация
2023-08-07—Подача