Настоящее изобретение относится к авиационной технике, а именно к клапанам выработки топлива, регулирующим выработку топлива из баков летательных аппаратов (ЛА).
На существующих ЛА порядок выработки топлива из баков осуществляется, как правило, при помощи струйных датчиков уровня топлива вместо применявшихся ранее поплавковых клапанов. Поскольку струйные датчики уровня при выработке топлива давление за собой повышают, а поплавковые клапаны понижают, появилась необходимость создания клапана, который управляется командным давлением, поступающим со струйного датчика, и регулирует очередность выработки топлива из баков ЛА.
Задачей настоящего изобретения является создание клапана выработки топлива, обеспечивающего выработку топлива из баков ЛА при отсутствии командного давления от струйного датчика, то есть являющегося нормально открытым. Техническим результатом предлагаемого клапана выработки топлива является повышение надежности топливной системы ЛА.
Заявленный технический результат достигается клапаном выработки топлива нормально открытым, содержащим корпус, рассекатель потока конусообразной формы, штуцер входного командного давления, выходной дренажный штуцер, подпружиненный полый цилиндрический поршень, полую цилиндрическую крышку, соосно установленный внутри корпуса полый шток, при этом рассекатель потока конусообразной формы расположен вершиной конуса навстречу основному потоку и соединен с корпусом по меньшей мере тремя перемычками, образуя с корпусом единое целое, подпружиненный полый цилиндрический поршень установлен на наружной части основания рассекателя потока с возможностью продольного перемещения, полая цилиндрическая крышка установлена на наружной части полого цилиндрического поршня и зафиксирована на верхнем конце полого штока, нижний конец полого штока установлен в основании рассекателя потока, между полым цилиндрическим поршнем и основанием рассекателя потока установлена пружина, при этом на нижнем торце полого цилиндрического поршня выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен уплотнительный элемент, на наружной части корпуса в месте примыкания к нему нижнего торца полого цилиндрического поршня выполнена острая кромка, между полым цилиндрическим поршнем и проходящим сквозь него штоком установлен уплотнительный элемент с манжетой, образующей пару трения со штоком, в верхней части полого цилиндрического поршня установлен кольцевой уплотнительный элемент с манжетой, образующий пару трения с полой цилиндрической крышкой, на наружной части рассекателя потока со стороны его основания выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен уплотнительный элемент с манжетой, образующей пару трения с полым цилиндрическим поршнем.
Для уменьшения трения манжеты могут быть выполнены, в частности, из фторопласта.
Установка уплотнительных элементов с манжетами, выполненными например из фторопласта, образует пары трения металл-фторопласт, что позволяет предотвратить возможное заклинивание клапана выработки топлива и повышает надежность топливной системы.
Сущность изобретения поясняется фигурой 1, содержащей общий вид с разрезом корпуса клапана выработки топлива нормально открытого.
Клапан выработки топлива состоит из корпуса 1, выполненного в форме кольца. Над корпусом 1 расположен рассекатель потока 2 конусообразной формы, при этом вершина конуса расположена навстречу основному потоку топлива. Рассекатель потока 2 соединен с корпусом 1 по меньшей мере тремя перегородками 3, выполненными зацело с корпусом 1 и рассекателем потока 2. На наружной части основания рассекателя потока 2 установлен подпружиненный полый цилиндрический поршень 4 с возможностью продольного перемещения. Между основанием рассекателя потока 2 и верхней стенкой полого цилиндрического поршня 4 образована дренажная полость 5, соединенная каналом с выполненным на корпусе 1 выходным дренажным штуцером 6, а пространство между перегородками 3 рассекателя потока 2 образует проходные каналы 7. На корпусе 1 со стороны одной из перегородок 3 выполнен штуцер 8 командного топлива, соединенный рабочим каналом 9, выполненным внутри одной из перегородок 3, с полостью 10 полого штока 11, нижний конец которого установлен в основании рассекателя потока 2. На верхней наружной части подпружиненного полого цилиндрического поршня 4 установлена полая цилиндрическая крышка 12 и зафиксирована на верхнем конце полого штока 11 прижимной гайкой 13. Между полой цилиндрической крышкой 12 и полым цилиндрическим поршнем 4 образована рабочая полость 14, соединенная с полостью 10 полого цилиндрического штока 11 рабочими каналами 15.
На нижнем торце полого цилиндрического поршня 4 выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен уплотнительный элемент 16, выполненный например из резины. На наружной части корпуса 1 в месте примыкания к нему уплотнительного элемента 16 нижнего торца полого цилиндрического поршня 4 выполнена острая кромка 17. На наружной боковой поверхности основания рассекателя потока 2 выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен уплотнительный элемент 18 с манжетой, образующей пару трения со стенкой полого цилиндрического поршня 4. Для уменьшения трения манжета может быть выполнена, например, из фторопласта.
Между корпусом полого цилиндрического поршня 4 и рассекателем потока 2 установлена пружина 19. Между корпусом полого цилиндрического поршня 4 и проходящим через него полым штоком 11 установлен уплотнительный элемент 20 с манжетой, образующей пару трения с полым штоком 11. Для уменьшения трения манжета может быть выполнена, например, из фторопласта.
Для уменьшения трения в паре полый цилиндрический поршень 4 -полая цилиндрическая крышка 12 установлено уплотнительное кольцо 21, выполненное например из фторопласта, прижимаемое к цилиндрической поверхности полой цилиндрической крышки 12 разрезной пружинной шайбой 22.
Клапан выработки топлива является нормально открытым, то есть при отсутствии давления командного топлива полый цилиндрический поршень 4 не прижат пружиной 19 к корпусу 1 и топливо через проходные каналы 7 поступает в топливную систему. При подаче от струйного датчика командного топлива на штуцер командного топлива 8, оно по рабочему каналу 9 попадает в полость 10 полого штока 11 и далее через рабочие каналы 15 попадает в рабочую полость 14. При достижении в рабочей полости 14 заданного давления, полый цилиндрический поршень 4 совершает продольное перемещение по полому штоку 11, сжимая пружину 19. Нижний торец с уплотнительным элементом 16 полого цилиндрического поршня 4 прижимается к острой кромке 17 корпуса 1, перекрывая проходные каналы 7 и прекращая таким образом подачу основного топливо в трубопровод топливной системы. Воздух из дренажной полости 5 дренируется через дренажный штуцер 6.
При падении давления командного топлива, под действием пружины 19 полый цилиндрический поршень 4 возвращается в поднятое (открытое) положение, открывая проходные каналы 7, вследствие чего возобновляется подача топлива через клапан в трубопровод топливной системы.
Заявляемое изобретение позволяет обеспечить выработку топлива из баков ЛА при отсутствии командного давления от струйного датчика, минимизировать риск заклинивания клапана выработки топлива и повысить надежность топливной системы в целом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КЛАПАН ВЫРАБОТКИ ТОПЛИВА | 2021 |
|
RU2781031C1 |
ОТСЕЧНОЙ КЛАПАН | 2021 |
|
RU2781030C1 |
ОТСЕЧНОЙ КЛАПАН | 2019 |
|
RU2727112C1 |
ДРЕНАЖНЫЙ КЛАПАН | 2022 |
|
RU2781024C1 |
Пилот-регулятор | 2015 |
|
RU2610768C1 |
Регулятор давления газа | 2016 |
|
RU2616220C1 |
АМОРТИЗАТОР "ХАРГЕНС"(ВАРИАНТЫ) И ЭЛЕКТРО-ПНЕВМОСИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА" | 2003 |
|
RU2241154C1 |
СМЕСИТЕЛЬ И КРАН-ДОЗАТОР | 2004 |
|
RU2273783C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИЗАБОЙНУЮ ЗОНУ СКВАЖИН | 1999 |
|
RU2175719C2 |
РЕДУКЦИОННЫЙ КЛАПАН | 1999 |
|
RU2171412C2 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к клапанам выработки топлива, регулирующим выработку топлива из баков летательных аппаратов. Клапан выработки топлива нормально открытый содержит корпус, рассекатель потока конусообразной формы, штуцер входного командного давления, выходной дренажный штуцер, подпружиненный полый цилиндрический поршень, полую цилиндрическую крышку, соосно установленный внутри корпуса полый шток. Рассекатель потока расположен вершиной конуса навстречу основному потоку и соединен с корпусом по меньшей мере тремя перемычками, образуя с корпусом единое целое, подпружиненный полый цилиндрический поршень установлен на наружной части основания рассекателя потока с возможностью продольного перемещения, полая цилиндрическая крышка установлена на наружной части полого цилиндрического поршня, между полым цилиндрическим поршнем и основанием рассекателя потока установлена пружина. На нижнем торце полого цилиндрического поршня выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен уплотнительный элемент, на наружной части корпуса в месте примыкания к нему нижнего торца полого цилиндрического поршня выполнена острая кромка, между полым цилиндрическим поршнем и проходящим сквозь него штоком установлен уплотнительный элемент с манжетой, в верхней части полого цилиндрического поршня установлен кольцевой уплотнительный элемент с манжетой. На наружной части рассекателя потока со стороны его основания выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен уплотнительный элемент с манжетой. Изобретение позволяет обеспечить выработку топлива из баков ЛА при отсутствии командного давления от струйного датчика, минимизировать риск заклинивания клапана выработки топлива и повысить надежность топливной системы в целом. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Клапан выработки топлива нормально открытый, характеризующийся тем, что содержит корпус, рассекатель потока конусообразной формы, штуцер входного командного давления, выходной дренажный штуцер, подпружиненный полый цилиндрический поршень, полую цилиндрическую крышку, соосно установленный внутри корпуса полый шток, при этом рассекатель потока конусообразной формы расположен вершиной конуса навстречу основному потоку и соединен с корпусом по меньшей мере тремя перемычками, образуя с корпусом единое целое, подпружиненный полый цилиндрический поршень установлен на наружной части основания рассекателя потока с возможностью продольного перемещения, полая цилиндрическая крышка установлена на наружной части полого цилиндрического поршня и зафиксирована на верхнем конце полого штока, нижний конец полого штока установлен в основании рассекателя потока, между полым цилиндрическим поршнем и основанием рассекателя потока установлена пружина, при этом на нижнем торце полого цилиндрического поршня выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен уплотнительный элемент, на наружной части корпуса в месте примыкания к нему нижнего торца полого цилиндрического поршня выполнена острая кромка, между полым цилиндрическим поршнем и проходящим сквозь него штоком установлен уплотнительный элемент с манжетой, образующей пару трения со штоком, в верхней части полого цилиндрического поршня установлен кольцевой уплотнительный элемент с манжетой, образующий пару трения с полой цилиндрической крышкой, на наружной части рассекателя потока со стороны его основания выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен уплотнительный элемент с манжетой, образующей пару трения с полым цилиндрическим поршнем.
2. Клапан выработки топлива по п. 1, отличающийся тем, что манжеты выполнены, в частности, из фторопласта.
КЛАПАН ОБРАТНЫЙ | 2020 |
|
RU2749887C1 |
КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ | 2005 |
|
RU2282772C1 |
КЛАПАН ПРОТОЧНЫЙ | 2012 |
|
RU2486393C1 |
EP 2960560 B1, 29.03.2017 | |||
CN 113969997 A, 25.01.2022 | |||
JP 2002295699 A, 09.10.2002. |
Авторы
Даты
2024-02-28—Публикация
2022-07-15—Подача