Способ подавления и снижения интенсивности пожара в изолированной системе отсеков Российский патент 2024 года по МПК A62C2/00 A62C3/07 

Описание патента на изобретение RU2814523C1

Изобретение относится к технике противопожарной защиты в системе помещений (отсеков), изолированных от окружающей среды, преимущественно кораблей, подводных лодок, космических аппаратов и т.п. Оно может быть использовано для снижения интенсивности и подавления возгорания или пожара в герметизируемом помещении (отсеке), например, в отсеке подводной лодки (ПЛ) или космического аппарата (КА). Применение изобретения будет способствовать повышению эффективности организации и проведения мероприятий по борьбе с возгораниями или пожарами на объектах, имеющих изолированную (от окружающей среды) систему смежных отсеков с возможностью герметизации каждого от смежных.

Известен способ подавления и снижения интенсивности пожара, заключающийся в изоляции очага горения (горящего аварийного отсека) от воздуха (газовоздушной среды смежных помещений или окружающей атмосферы) [1, 2]. Недостатком этого способа является то, что не оговаривается, поэтому и не совсем ясно, как конкретно, в какой момент, в какой степени и при каких условиях должна выполняться герметизация горящего аварийного отсека от смежных отсеков или окружающей атмосферы.

Наиболее близким техническим решением является способ подавления и снижения интенсивности пожара, заключающийся в герметизации аварийного (горящего) отсека от других отсеков или окружающей среды [3]. Предлагаемая герметизация аварийного (горящего) отсека приводит к тому, что по мере горения (развития пожара) концентрация кислорода в этом отсеке снижается. В результате такого снижения интенсивность горения (пожара) уменьшается, а при достижении этой концентрации критических значений (12-13%) происходит самопотухание (самотушение) пожара в аварийном отсеке (АО).

Однако, применение данного способа, то есть немедленная и полная герметизация аварийного отсека после возникновения пожара, приводит к тому, что по мере развития горения и роста температуры газовоздушной среды (ГВС) в аварийном отсеке начинает расти и давление. Повышенное давление ГВС, во-первых, приводит к повышению скорости выгорания горючих материалов и соответственно увеличению интенсивности и продолжительности процесса горения в АО, а во-вторых, за счет возникшего избыточного давления в АО растет вероятность разгерметизации и распространения дыма, а также газообразных и токсичных продуктов горения в смежные отсеки.

Цель изобретения - снижение интенсивности возникшего возгорания (пожара), уменьшение продолжительности его свободного развития, а также снижение вероятности распространения токсичных газов (продуктов горения) в смежные отсеки.

Поставленная цель достигается тем, что

измеряют и контролируют давление газовоздушной среды (ГВС) в каждом из отсеков, используя соответствующие датчики и приборы измерения и контроля давления;

после возникновения и обнаружения возгорания в аварийном отсеке (АО) выполняют его частичную и дозированную герметизацию от смежных отсеков;

после снижения давления ГВС в аварийном отсеке до уровня давления в смежных отсеках производят полную герметизацию аварийного отсека;

при этом, частичную и полную герметизацию осуществляют посредством перепускных клапанов, размещенных в нижних частях переборок между отсеками и выполненных с возможностью их открытия и закрытия;

максимальную площадь проходного сечения каждого перепускного клапана Smax между смежным отсеками определяют по формуле:

где K=2,98⋅10-4 - параметр, имеющий размерность 1/м;

Smax - максимальная площадь проходного сечения перепускного клапана между смежным отсеками, м2;

Vi, Vi+1 - объемы смежных отсеков, м3.

i - номер отсека;

n - общее количество смежных отсеков.

Технический результат изобретения достигается тем, что дополнительно во всех отсеках измеряют и контролируют давление газовоздушной среды (ГВС), а после возникновения и обнаружения возгорания (пожара) в одном из отсеков вначале выполняют его частичную и дозированную герметизацию путем закрытия межотсечных дверей и других открытий, и открытием перепускных устройств (клапанов), размещенных в нижних частях межотсечных переборок, тем самым обеспечивая стравливание (перетекание) части свежего воздуха из аварийного (горящего) отсека и снижения растущего давления в нем, а затем, после выравнивания давления между аварийным и смежным отсеком (или отсеками), осуществляют закрытие перепускного устройства (клапана), тем самым выполняя полную герметизацию аварийного отсека и способствуя тем самым достижению поставленной цели изобретения - снижению интенсивности возникшего возгорания (пожара), уменьшению продолжительности его свободного развития, а также снижению вероятности распространения токсичных газов из аварийного в смежные отсеки.

Некоторые дополнительные пояснения к заявляемому изобретению и формуле (1). Максимальная (критическая) площадь сечения пропускного клапана Smax между отсеками должна быть определена таким образом, чтобы, с одной стороны, не допустить большого перепада давления между отсеками (так как это приведет к снижению эффективности предлагаемого способа подавления пожара в АО), а с другой - предотвратить обратный переток воздуха (из неаварийного в горящий отсек) за счет меньшего давления в АО, иными словами, поддерживать минимальное избыточное давления воздуха в АО в сравнение с смежными отсеками в течение всего периода развития пожара.

Для расчета такой площади Smax нами проведено исследование процесса перетекания воздуха (ГВС) через отверстие в изолированной (от окружающей атмосферы) системе двух отсеков при перепаде давления между ними. Пусть имеется замкнутая (изолированная от окружающей среды) система двух отсеков: аварийного (АО) объемом Va и смежного с ним (СО) объемом Vc, заполненных газом (воздухом). Первоначально между отсеками существует перепад давления, равный Δр0а0с0. Поскольку между отсеками имеется отверстие площадью S, то начинается процесс перетекания воздуха из аварийного отсека (АО) с начальным давлением ра0 в смежный отсек (СО) с начальным давлением рс0. Процесс перетекания будет происходить до тех пор, пока давления в обоих отсеках не выровняется. Необходимо найти время выравнивания давления между отсеками τ.

При решении данной задачи примем следующие основные допущения:

• газовоздушная среда (ГВС) в отсеках - это идеальный газ, перетекание которого происходит без фазовых переходов, и его термодинамические параметры могут быть описаны уравнениями Клапейрона-Менделеева;

• изменение основных термодинамических параметров в отсеках при перетекании ГВС соответствует адиабатическому процессу, а потери энергии потока через отверстие площадью S могут быть учтены коэффициентом расхода отверстия ζ;

• основной причиной, вызывающей процесс перетекания газа является разность давлений в отсеках. При этом, плотность ГВС, так же, как и температура в обоих отсеках в течение всего процесса перетекания газа остается одинаковой.

При адиабатическом истечении газа из сосуда большого размера с начальным давлением р0 и плотностью ρ0 через отверстие малого сечения скорость такого истечения можно рассчитать следующим образом [5]:

где p1, ρ1 - давление и плотность газа в окружающей среде, Па, кг/м3;

k - показатель адиабаты.

Уравнение (2) получено на основе преобразования уравнения Бернулли для двух сечений: в большом резервуаре и в отверстии при условии, что потенциальной энергией газа «положения» gz можно пренебречь в виду его малости в сравнение с другими членами уравнения Бернулли [5]. По нашему мнению, оно может быть использовано и для оценки скорости перетекания газа между отсеками в нашей задаче, поскольку объемы отсеков могут рассматриваться как большие в сравнение с площадью отверстия перетекания. Иными словами, скорости передвижения газа в объемах отсеков значительно меньше скорости перетекания в отверстии. С учетом сказанного для нашего случая скорость перетекания может быть записана так:

где ρа, ρс - плотности воздуха в отсеках, кг/м3.

При пожарах в герметичном (замкнутом) объеме увеличение избыточного давления в нем (в сравнение с атмосферным) обычно не превышает (0,1-0,5)⋅105 Па [6]. Это означает, что и возможный перепад давления Δр=рас между аварийным (АО) и смежным отсеком (СО) в нашей задаче так же не будет превышать этих значений. Кроме того, учитывая, что причиной нарастания давления в АО отсеке при пожаре является нагревание (повышение температуры) ГВС вследствие горения и увеличения средней скорости движения молекул газа, то можно положить, что плотность ГВС в АО практически не изменяется и примерно равна начальной плотности в обоих отсеках ρ0. То есть можно положить следующее:

С учетом вышеизложенного скорость перетекания газа между отсеками через отверстие будет равна:

Пусть за бесконечно малый промежуток времени dt из отсека Va в Vc перетечет газ массой dm. При этом давление в объеме Va понизится на dpa, а в объеме Vc. - повысится на dpc. Тогда, зная скорость перетекания u, можно вычислить мгновенный массовый расход газа через отверстие площадью S:

Если далее принять, что для перетекшей массы газа dm в обоих объемах выполняются уравнения состояния Клапейрона, то можно записать следующее:

где μ - молярная масса газа, кг/Моль;

R - универсальная газовая постоянная, Дж/(К×Моль);

Т - температура в отсеках, К.

Из уравнения (6) вычтем (7), в результате получим:

Разделив обе части уравнения (9) на dt, можно записать:

С учетом (6) последнее уравнение (10) можно представить в следующем виде:

или:

Как и ранее, текущий перепад давления между отсеками обозначим как Δр=(рас). Тогда (11) примет вид:

Пусть в начальный момент времени (t=0) перепад давления между отсеками был равен Δр0. В момент выравнивания давления между отсеками (t=τ) этот перепад будет равен нулю: Δр=0. Если проинтегрировать обе части уравнения (12) в указанных пределах, то получим:

После вычисления обоих интегралов уравнения (13) можно получить следующее выражение:

Из последнего выражения получим:

При выводе уравнения (14) нами не были учтены потери при перетекании газа. С учетом этих потерь, скорость перетекания (определяемая по формуле 5) так же как и расход dm/dt (определяемый из выражения 6) будут на самом деле несколько меньше. Чтобы учесть это обстоятельство, так же как и в случае перетекания жидкости [7], введем понятие коэффициента расхода отверстия ζ. Тогда уравнения (6) и (14) соответственно примут вид:

Если между отсеками перетекает воздух при нормальной температуре (T=293 К; k=1,4; R=8,3145 Дж/(К×Моль); μ=0,029 кг/моль; ρ0=1,205 кг/м3), то выражение (16) для расчета времени выравнивания давления между отсеками примет вид:

где - коэффициент, зависящий от термодинамических и физических свойств ГВС, имеющий размерность

Если, кроме того, задаться минимальными временем выравнивания давления между отсеками (τ5 сек) и перепадом давления между отсеками (Δр00,1 кгс/см2≈104 Па), а также принять, что ζ≈0,55, то из выражения (17) можно получить формулу (1) для оценки максимальной площади пропускного отверстия Smax, а именно:

где - параметр, зависящий от начального перепада и времени выравнивания давления между отсеками, а также физических и термодинамических свойств ГВС. Имеет размерность [K]=1/м.

Если общее количество отсеков в изолированной системе более двух (например, оно равно n) то, используя выражение (18), можно получить формулу (1) для расчета максимальной площади проходного сечения перепускного клапана Smax между двумя смежными отсеками с номерами i и i+1 (где i=1, 2, 3…n-1), а именно:

где K=2,98⋅10-4 - параметр, 1/м.

Smax - максимальная площадь проходного сечения перепускного клапана между смежным отсеками, м2;

Vi, Vi+1 - объемы двух смежных (i-го и i+1-го) отсеков, м3;

i - номер отсека (i=1, 2, 3…n-1);

n - общее количество смежных отсеков.

На фиг. представлен пример реализации предложенного способа подавления и снижения интенсивности пожара в изолированной системе отсеков. На примере подводной лодки показан ее легкий корпус 1 и прочный корпус 2. Последний представляет собой систему шести отсеков 3-8 (n=6), каждый из которых может быть загерметизирован относительно других с помощью переборочных дверей 9-13, расположенных на межотсечных переборках 14. В каждом из отсеков 1-6 установлены датчики давления 15, от которых проложены линии связи 16, соединяющие их с коммутирующим, измерительным и преобразующим устройством 17 (интерфейсом), который подключен к бортовому компьютеру 18. В нижних частях на каждой из межотсечных переборок 14 установлены перепускные клапаны 19-23. При этом, максимальная площадь проходного сечения каждого перепускного клапана зависит от объема смежных отсеков (например, i-ого и (i+1)-ого), между которыми он устанавливается, и определяется по формуле (1), а именно:

где K=2,98⋅10-4 - параметр, 1/м.

Vi, Vi+1 - объемы двух смежных (i-го и i+1-го) отсеков, м3;

i - номер отсека (i=1, 2, 3…5).

В исходном состоянии (в условиях отсутствия возгорания или пожара) межотсечные (переборочные) двери 9-13 могут быть закрыты или открыты, а перепускные клапана 19-23 - закрыты. Описанная выше система измерения (контроля) давления 15-18 в каждом из отсеков 3-8 постоянно находится в работе.

В случае возникновения пожара в одном из отсеков (например, в отсеке 4) переборочные двери 10-11 герметично закрываются, а один из перепускных клапанов, установленных на межотсечных переборках отсека 4 (например, клапан 19) открывается. В результате возникновения пожара и повышения температуры в аварийном отсеке 4 происходит нарастание давление ГВС. Вследствие разницы давлений часть ГВС (практически свежий воздух) из аварийного отсека 4 начинает перетекать через клапан 19 в смежный отсек 3. Поэтому рост давления в аварийном отсеке замедляется, способствуя подавлению пожара и снижению его интенсивности, а в смежном отсеке 3 давление несколько возрастает.

По мере развития пожара и снижения концентрации кислорода воздуха в аварийном отсеке 4 температура, а значит и давление в нем снижаются. (При этом давление снижается в том числе и благодаря перетеканию воздуха в смежный отсек 3). По мере снижения давления в аварийном отсеке 4 до давления, равного давлению в смежном отсеке 3, клапан 19 закрывается, тем самым обеспечивая полную герметизацию аварийного отсека 4, что способствует дальнейшему процессу снижения интенсивности пожара или его самопотуханию.

Литература

1. Информационный портал - охрана труда и БЖД. Способы подавления процесса горения. Общие сведения о средствах пожаротушения.

2. Тактика борьбы с судовыми пожарами. https://mirmarine.net/component/content/article/1006-taktika-borby-s-sudovymi-pozharami=138.

3. Действия личного состава по борьбе с пожарами в отсеках подводной лодки, п. 90. https://Cyberpedia.su/25xdc5f.html

4. Схемы подводных лодок в разрезе. Как работают атомные подводные лодки. Погружение и всплытие. И http://ozerki-pharm.ru/shemy-podvodnyh-lodok-v-razreze-kak-rabotayut-atomnye-podvodnye/

5. Зезин В.Г. Гидрогазодинамика. Уч. Пос. ЮУрГУ, Челябинск, 2010, 130 с.

6. Радзиевский С.И., Хнычкин В.М. Пожаробезопасность кораблей. М.: Судостроение, 1987 - 200 с.

7. Жуков Н.П. Гидрогазодинамика. Уч. пос., ТГТУ, Тамбов, 2011, 82 с.

Похожие патенты RU2814523C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОЖАРОВ ВНУТРИ ГЕРМЕТИЧНЫХ ОБИТАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Петров Василий Александрович
  • Бударин Сергей Николаевич
  • Михайленко Вадим Сергеевич
  • Ильин Александр Геннадьевич
  • Иванов Андрей Олегович
  • Беляев Виктор Федорович
  • Арсентьев Александр Сергеевич
  • Михеев Владимир Алексеевич
RU2549055C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВНУТРИ ГЕРМЕТИЧНЫХ ОБИТАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 2017
  • Петров Василий Александрович
  • Иванов Андрей Олегович
  • Михайленко Вадим Сергеевич
  • Мотасов Григорий Петрович
RU2677712C2
АВАРИЙНАЯ СИСТЕМА ВНУТРИКОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОСВЯЗИ 2010
  • Попов Игорь Владимирович
  • Черноусов Василий Васильевич
RU2446569C1
СПОСОБ ПРЕДАВАРИЙНОГО, АВАРИЙНОГО И ПОСТАВАРИЙНОГО КОНТРОЛЯ ИСТОЧНИКОВ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В ГЕРМЕТИЧНЫХ ОБИТАЕМЫХ ОБЪЕКТАХ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ, И КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Петров Василий Александрович
  • Абакумов Валентин Павлович
  • Жабрунов Валентин Иванович
  • Михайленко Вадим Сергеевич
  • Капустин Игорь Владимирович
  • Кротов Игорь Викторович
  • Прасолин Алексей Прокопович
  • Семенов Дмитрий Олегович
  • Бударин Сергей Николаевич
RU2596063C1
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ГАЗОВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ГЕРМЕТИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОБИТАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ ПОСЛЕ ПОЖАРА И ПОЖАРОТУШЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Петров Василий Александрович
  • Михайленко Вадим Сергеевич
  • Кича Максим Александрович
  • Михеев Владимир Алексеевич
  • Пальков Роман Вячеславович
  • Малеко Оксана Николаевна
RU2636381C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРОЗАЩИЩЕННОСТИ МАЛЫХ ГЛУБОКОВОДНЫХ ОБИТАЕМЫХ АППАРАТОВ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ОСВОЕНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА, А ТАКЖЕ АВТОНОМНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 2016
  • Петров Василий Александрович
  • Иванов Андрей Олегович
  • Михайленко Вадим Сергеевич
  • Михеев Владимир Алексеевич
  • Ханкевич Юрий Ришардович
RU2636558C1
СПОСОБ ВЫПУСКА ГАЗОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ ИЗ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА, ТРАНСПОРТИРУЮЩЕГО ЖИДКИЙ ПРОДУКТ 2010
  • Хасанов Ильмер Юсупович
RU2432524C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРОЗАЩИЩЕННОСТИ ГЕРМЕТИЧНЫХ ОБИТАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, В АВТОНОМНОМ РЕЖИМЕ 2015
  • Петров Василий Александрович
  • Иванов Андрей Олегович
  • Яненко Юрий Борисович
  • Бочарников Михаил Сергеевич
  • Логунов Алексей Тимофеевич
  • Гришин Виктор Иванович
RU2616546C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ В ОТСЕКЕ-УБЕЖИЩЕ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2019
  • Михалюк Александр Сергеевич
  • Бардадим Денис Анатольевич
  • Саломатов Артур Юрьевич
RU2735198C2
ПОДВОДНОЕ СУДНО 2002
  • Григорьев Б.В.
  • Устинов В.А.
  • Виноградов В.П.
  • Климов А.Н.
RU2210520C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 814 523 C1

Реферат патента 2024 года Способ подавления и снижения интенсивности пожара в изолированной системе отсеков

Изобретение относится к технике противопожарной защиты, а именно к способу подавления и снижения интенсивности пожара в изолированной системе отсеков путем герметизации аварийного отсека от смежных отсеков. Способ характеризуется тем, что измеряют и контролируют давление газовоздушной среды (ГВС) в каждом из отсеков, используя соответствующие датчики и приборы измерения и контроля давления; после возникновения и обнаружения возгорания в аварийном отсеке выполняют его частичную и дозированную герметизацию от смежных отсеков; после снижения давления ГВС в аварийном отсеке до уровня давления в смежных отсеках производят полную герметизацию аварийного отсека; при этом частичную и полную герметизацию осуществляют посредством перепускных клапанов, размещенных в нижних частях переборок между отсеками и выполненных с возможностью их открытия и закрытия; максимальную площадь проходного сечения каждого перепускного клапана Smax между смежными отсеками определяют по формуле

где K=2,98⋅10-4 - параметр, 1/м. Smax - максимальная площадь проходного сечения перепускного клапана между смежным отсеками, м2; Vi, Vi+1 - объемы смежных (i-го и i+1-го) отсеков, м3; i - номер отсека (i=1, 2, 3…n-1); n - общее количество смежных отсеков. Изобретение может быть использовано для снижения интенсивности и подавления возгорания или пожара в герметизируемом помещении (отсеке), например в отсеке подводной лодки (ПЛ) или космического аппарата (КА). Применение изобретения будет способствовать повышению эффективности организации и проведения мероприятий по борьбе с возгораниями или пожарами на объектах, имеющих изолированную систему герметизируемых помещений или отсеков. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 814 523 C1

Способ подавления и снижения интенсивности пожара в изолированной системе отсеков путем герметизации аварийного отсека от смежных, отличающийся тем, что измеряют и контролируют давление газовоздушной среды (ГВС) в каждом из отсеков, используя соответствующие датчики и приборы измерения и контроля давления;

после возникновения и обнаружения возгорания в аварийном отсеке выполняют его частичную и дозированную герметизацию от смежных отсеков;

после снижения давления ГВС в аварийном отсеке до уровня давления в смежных отсеках производят полную герметизацию аварийного отсека;

при этом частичную и полную герметизацию осуществляют посредством перепускных клапанов, размещенных в нижних частях переборок между отсеками и выполненных с возможностью их открытия и закрытия;

максимальную площадь проходного сечения каждого перепускного клапана Smax между смежным отсеками определяют по формуле:

где K=2,98⋅10-4 - параметр, 1/м.

Smax - максимальная площадь проходного сечения перепускного клапана между смежным отсеками, м2;

Vi, Vi+1 - объемы смежных (i-го и i+1-го) отсеков, м3;

i - номер отсека (i=1, 2, 3…n-1);

n - общее количество смежных отсеков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2814523C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПИЩЕВОГО КРАСИТЕЛЯ 0
SU206780A1
Спасательный люк подводного технического средства 2017
  • Лычев Валерий Викторович
  • Савина Людмила Николаевна
  • Щукин Павел Иванович
RU2680538C2
ПРЕДОТВРАЩАЮЩИЕ ПОЖАР И ЛИКВИДИРУЮЩИЕ ПОЖАР СИСТЕМЫ И ПРИГОДНЫЕ ДЛЯ ДЫХАНИЯ ОГНЕГАСЯЩИЕ СОСТАВЫ С ПОНИЖЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КИСЛОРОДА ДЛЯ ЗАНИМАЕМЫХ ЛЮДЬМИ ПОМЕЩЕНИЙ 2001
  • Котляр Игорь К.
RU2301095C2
CN 208756832 U, 19.04.2019
KR 2013053355 A, 23.05.2013.

RU 2 814 523 C1

Авторы

Никитин Евгений Васильевич

Кириченко Алексей Викторович

Сошкин Павел Александрович

Даты

2024-02-29Публикация

2022-11-11Подача