Изобретение относится к области спасения экипажа подводной лодки.
В случае аварии подводной лодки, при затоплении отсека, смежного с отсеком-убежищем, и наличии в нем воздушной подушки, давление в которой возрастает по мере затопления, воздух из аварийного затопленного отсека постепенно через неплотности переборки поступает в отсек-убежище, где в результате так же неизбежно повышается давление, так как руководящими документами [1, 2] допускаются протечки воздуха через неплотности межотсечных переборок. Увеличение давления в отсеке-убежище негативно сказывается на безопасности выхода подводников через спасательные устройства на поверхность.
Известен способ предотвращения повышения давления в отсеке-убежище подводной лодки, в котором воду из затопленного аварийного отсека откачивают за борт [3], тем самым исключают повышение давления в воздушной подушке затопленного аварийного отсека и как следствие исключают повышение в соседним с ним отсеке-убежище, вызванное поступлением воздуха через неплотности переборки.
Недостатком данного способа является его зависимость от сети электропитания, которая может выйти из строя во время аварии, необходимость согласования действий в разных отсеках подводной лодки для обеспечения работы используемой в нем системы осушения, а так же неэффективность откачки воды из аварийного отсека в случае, когда количество поступаемой в отсек воды превышает возможности насосов.
Известен способ предотвращения повышения давления в отсеке-убежище подводной лодки, в котором образовавшуюся в затопленном аварийном отсеке воздушную подушку, являющуюся причиной повышения давления в соседнем отсеке-убежище за счет газопроницаемости межотсечной переборки, удаляют, откачивая из нее воздух при помощи компрессора в воздушные баллоны системы воздуха высокого давления подводной лодки [4].
Данный способ взят за прототип так как является наиболее близким по технической сущности.
Недостатком данного способа является, присущая аналогу, зависимость от сети электропитания. Кроме того компрессоры имеют не большую производительность, что обуславливает необходимость их длительной работы для откачки воздуха из воздушной подушки и как следствие приводит к повышению давления в соседнем отсеке-убежище за счет газопроницаемости межотсечной переборки.
Задачей изобретения является предотвращение повышения давления в отсеке-убежище смежном с затапливаемым аварийным отсеком подводной лодки.
Задача решается тем, что аналогично известному способу предотвращения повышения давления в отсеке-убежище подводной лодки, заключающемся в удалении воздушной подушки из затопленного аварийного отсека, смежном с отсеком-убежищем, воздух из воздушной подушки стравливают напрямую за борт через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами. В результате, затопленный аварийный отсек полностью заполняется водой, протечки которой через межотсечную переборку не допускаются [1,2], тем самым исключается повышение давления в смежном отсеке убежище.
Новыми признаками предлагаемого способа предотвращения повышения давления в отсеке-убежище аварийной подводной лодки являются:
- воздух из воздушной подушки затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем, стравливают напрямую за борт;
- воздух из воздушной подушки затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем, стравливают через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами.
Преимущество новых признаков, обеспечивающих стравливание воздуха из воздушной подушки напрямую за борт через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами заключается в том, что это обеспечивает простоту использования данного способа предотвращения повышения давления в отсеке-убежище подводной лодки и значительно сокращает время удаления воздушной подушки из затопленного аварийного отсека, смежном с отсеком-убежищем.
Сущность заявленной способа предотвращения повышения давления в отсеке-убежище аварийной подводной лодки заключается в том, что для предотвращения постепенного перетекания воздушной подушки, образовавшейся в процессе затопления соседнего аварийного отсека в отсек-убежище, влекущего за собой повышение в нем давления, эту воздушную подушку удаляют, путем стравливания воздуха из нее напрямую за борт через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами.
Схема дополнительно установленного в отсеке-убежище трубопровода с двумя запорами представлена на фигуре 1.
Схематичное изображение аварийной ситуации, при которой происходит поступление воздуха через неплотности межотсечной переборки из воздушной подушки затопленного аварийного отсека в отек-убежище, которое способствует повышению давления в нем представлено на фигуре 2.
Схематичное изображение процесса стравливания воздуха из воздушной подушки затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем, напрямую за борт через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами представлено на фигуре 3.
Схематичное изображение ситуации, возникшей в результате использования заявленного способа предотвращения повышения давления в отсеке-убежище аварийной подводной лодки, когда воздух из воздушной подушки затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем полностью стравлен и затопленный аварийный отсек полностью заполнен водой, представлено на фигуре 4.
Заявленный способ предотвращения повышения давления в отсеке-убежище аварийной подводной лодки при условии наличия дополнительно установленного в отсеке-убежище трубопровода с двумя запорами выполняется следующим образом:
1. При возникновении аварийной ситуации, когда происходит затопление аварийного отсека 1, смежного с отсеком-убежищем 2, воздух из аварийного затопленного отсека постепенно через неплотности межотсечной переборки 3 поступает в отсек-убежище, где в результате так же неизбежно повышается давление (фиг. 2).
2. Для предотвращения повышения давления в отсеке-убежище экипаж, находящийся в отсеке-убежище, открывают запорный клапан 4 и кингстон 5 на дополнительно установленном трубопроводе 6, в результате чего воздушная подушка из затопленного аварийного отсека стравливается за борт (фиг 3).
3. После стравливания воздушной подушки за борт из затопленного аварийного отсека, он полностью затапливается за счет поступления забортной воды в результате аварии. Экипаж, находящийся в отсеке-убежище закрывают запорный клапан 4 и кингстон 5. Так как поступление воды через межотсечную переборку не допускается [1, 2], давление в отсеке-убежище, смежном с затопленным аварийным отсеком, не повышается (фиг. 4).
Преимущества от использования заявленного способа по сравнению с приведенными аналогами заключается в следующем:
- исключается необходимость наличия электропитания;
- исключается необходимость согласованных действий личного состава в разных отсеках подводной лодки;
- стравливание воздушной подушки происходит за короткое время.
Использование предлагаемого способа позволит предотвратить повышение давления в отсеке-убежище аварийной подводной лодки, чем существенно повысит безопасность спасания подводников при выходе из аварийной подводной лодки известными способами.
Литература
1. Руководство по эксплуатации корпусов, устройств и систем. РЭКУС-ПЛ-90.
2. ОСТВ5Р.1023-72. Непроницаемость и герметичность металлических корпусов подводной лодки. Методы, нормы и правила испытаний.
3. Устройство подводных лодок. Прасолов С.Н., Амитин М.Б.
4. Корабельные системы и устройство корабля. Часть 2. Подводные лодки. Киселев Е.Н., Иванов Б.Г., Горбунов Д.В., Кашин В.А.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТСЕК ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2022 |
|
RU2787696C1 |
Спасательный люк подводного технического средства | 2017 |
|
RU2680538C2 |
МЕЖОТСЕЧНАЯ ПЕРЕБОРКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2015 |
|
RU2585438C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2021 |
|
RU2779404C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ С АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2002 |
|
RU2214344C1 |
Комплекс спасения экипажа корабля | 2019 |
|
RU2731933C1 |
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА ИЗ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2013 |
|
RU2541027C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 1999 |
|
RU2170191C2 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ, ЛЕЖАЩЕЙ НА ГРУНТЕ | 2002 |
|
RU2274583C2 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ПОДВОДНИКА | 1996 |
|
RU2110438C1 |
Изобретение относится к области спасения экипажа подводной лодки. Для предотвращения повышения давления в отсеке аварийной подводной лодки удаляют воздушную подушку из затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем. Воздух из воздушной подушки, образующейся в результате затопления соседнего с отсеком-убежищем аварийного отсека, стравливают напрямую за борт через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами. Достигается простота конструкции и повышение безопасности спасания подводников при выходе из аварийной подводной лодки. 4 ил.
Способ предотвращения повышения давления в отсеке аварийной подводной лодки, при котором удаляют воздушную подушку из затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем, отличающийся тем, что воздух из воздушной подушки, образующейся в результате затопления соседнего с отсеком-убежищем аварийного отсека, стравливают напрямую за борт через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами.
Способ получения изделий из керамического порошка | 1990 |
|
SU1814642A3 |
ТРЕНИРОВОЧНАЯ БАШНЯ | 2006 |
|
RU2330780C2 |
ТРЕНИРОВОЧНАЯ БАШНЯ | 2002 |
|
RU2238878C2 |
RU 2056322 C1, 20.03.1996. |
Авторы
Даты
2020-10-28—Публикация
2019-02-26—Подача