Устройство распределения электропитания Российский патент 2024 года по МПК H02J1/00 

Описание патента на изобретение RU2814592C1

Изобретение относится к области силовой электроники и может быть использовано в составе бортового радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов и наземной техники в качестве управляемого устройства распределения электропитания бортовых потребителей.

Современные тенденции развития авиационной и наземной техники направленны на повышение безопасности эксплуатации транспортных средств, что ведет к расширению и усложнению поставленных перед ними задач. Так как рост числа и мощности бортовых потребителей электроэнергии, повышает требования к надежности и качеству их электропитания, контроль и своевременное выявление отклонений показателей работы системы электропитания является одним из основополагающих факторов безопасности эксплуатации транспортных средств.

Известно изобретение - система распределения электропитания, описанная в патенте №RU 2334335, от 16.05.2006 г., МПК H02J 1/00? которая содержит блок питания, подключенные к его выходным шинам коммутаторы цепей питания приборов и блок управления коммутаторами, дополнительные коммутаторы, подключенные к выходным шинам блока питания, которые через первый и второй резисторы с одинаковыми номиналами соединены с первым входом контрольно-измерительного прибора и корпусом («землей») изделия, а через третий и четвертый резисторы с одинаковыми номиналами - со вторым входом контрольно-измерительного прибора, имитатор сопротивления изоляции входами подключен к выходам дополнительных коммутаторов, а общей точкой подключен к корпусу («земле») изделия, при этом имитатор выполнен в виде дополнительных резисторов, первые выводы которых соединены с его входами, а вторые выводы соединены с его общей точкой.

Недостатками представленного аналога является низкая эффективность защиты потребителей от короткого замыкания в нагрузке и отсутствие возможности детектирования явления электрической дуги.

Наиболее близким аналогом, принятым за прототип, является устройство, описанное в патенте № CN 112564076, от 03.01.2020 г., МПК B64D 47/00 - «Схема распределения питания и коммутации сигналов, предназначенная для вертолета». Устройство содержит схему защиты и схему включения и распределения питания, а также источник питания, электрически соединенный с цепью включения и распределения питания системы через цепь защиты. Схема защиты содержит фильтр источника питания, ограничитель перенапряжения, схему защиты от перегрузки по току и схему защиты от реверса, которые соединены последовательно.

Недостатком прототипа является ограниченная способность контроля технического состояния потребителей при распределении электропитания.

Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является повышение возможностей выявления перегрузки по току потребителей электроэнергии.

Технический результат заключается в повышении безопасности эксплуатации транспортных средств, за счет повышения контролепригодности и обеспечения контроля тока нагрузки.

Указанный технический результат достигается за счет того, что устройство распределения электропитания содержит два независимых канала коммутации, выполненных на базе объединительной платы, каждая из которых соединена со своим входным и выходным модулем защиты и фильтрации и содержащая узел питания модулей коммутации, соединенный с процессорным модулем и модулями коммутации и дискриминации, узел питания модуля процессора, соединенный с процессорным модулем и модулем приема дискретных сигналов, модуль приема дискретных сигналов, а также соединенные каналами последовательного интерфейса модуль процессора и N модулей коммутации и дискриминации, причем каждый модуль коммутации и дискриминации содержит вычислительный узел и электронный ключ, содержащий два термопредохранителя, для контроля тока нагрузки и управляемого разрыва коммутационной цепи.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства распределения электропитания, где:

1 - устройство распределения электропитания;

2 - входной модуль защиты и фильтрации;

3 - объединительная плата;

4 - узел питания модулей коммутации;

5 - узел питания модуля процессора;

6 - модуль приема дискретных сигналов;

7 - модуль процессора;

8 - модуль коммутации и дискриминации;

9 - выходной модуль защиты и фильтрации;

10 - источники электропитания;

11 - бортовое оборудование потребителей.

Устройство распределения электропитания выполнено в виде моноблока и имеет два идентичных рабочих канала коммутации, при этом каждый канал коммутации содержит объединительную плату 3, каждая из которых соединена со своим входным модулем защиты и фильтрации 2 и выходным модулем защиты и фильтрации 9.

На объединительной плате 3 расположены узел питания модулей коммутации 4, соединенный с процессорным модулем 7, посредством двунаправленного последовательного интерфейса передачи данных, и модулями коммутации и дискриминации 8, узел питания модуля процессора 5, соединенный с процессорным модулем 7, модулем приема дискретных сигналов 6, а также с узлом питания модуля процессора 5 второго канала, модуль приема дискретных сигналов 6, а также соединенные двумя каналами последовательного интерфейса модуль процессора 7 и N модулей коммутации и дискриминации 8.

Устройство распределения электропитания работает следующим образом.

Перед началом работы все коммутируемые каналы разомкнуты, входные шины электропитания от источников 10 в устройстве 1 подключены к узлу питания модулей коммутации 4 и узлу питания модуля процессора 5. После подачи напряжения на шинах электропитания от источников 10 на устройство 1, средствами встроенного контроля узла питания модулей коммутации 4 и узла питания модуля процессора 5 каждого канала коммутации проводится самодиагностика и в случае обнаружения неисправности, питающие напряжения для модулей коммутации 8 и модуля процессора 7 не выдаются. При этом, в случае исправности узла питания модуля процессора 5 соседнего канала, питание модуля процессора 7 осуществляется от узла питания модуля процессора 5 соседнего канала. Для контроля исправности второго канала модули процессора 7 каждого канала связаны между собой по последовательному интерфейсу.

При получении устройством распределения электропитания 1 команды от внешнего оборудования 11 на выдачу сигнала, входной модуль защиты и фильтрации 2, схемотехнически выполняет предварительную фильтрацию команды и защиту входов модуля процессора 7 от воздействия переходных процессов, вызванных молнией и HIRF, и транслирует ее в модуль процессора 7 или, при поступлении прямых команд управления, в модуль приема дискретных сигналов 6. Модулем процессора 7 проверяется возможность выдачи данной команды по отсутствию признака блокировки и в случае установления возможности выдачи посылает управляющую команду в модуль коммутации и дискриминации 8 на замыкание электронного ключа 14. При поступлении прямых команд управления модуль приема дискретных сигналов 6 посылает управляющую команду в модуль коммутации и дискриминации 8 на замыкание электронного ключа и по последовательному интерфейсу цифрового кода в модуль процессора 7. При замкнутом состоянии электронного ключа 14 модуля коммутации и дискриминации 8 электропитание через выходной модуль защиты и фильтрации 9 подается для запитки подключенных потребителей из состава бортового оборудования 11.

После открытия электронного ключа 14, модуль коммутации и дискриминации 8 осуществляет контроль текущего значения тока в нагрузке и времени его действия и при их превышении осуществляет разрыв цепи.

На фиг. 2 представлена блок-схема модуля коммутации и дискриминации 8, где:

8 - модуль коммутации и дискриминации

12 - узел вычислительный;

13 - узел измерения и дискриминации;

14 - электронный ключ;

15 - узел управления коммутацией;

16 - узел управления теомопредохранителями.

Модуль коммутации и дискриминации 8 содержит узел вычислительный 12, выполненный на базе микроконтроллера и узел управления коммутацией 15, соединенный вместе с электронным ключом 14 и узлом измерения и дискриминации 13 с узлом управления термопредохранителями 16. Узел вычислительный 12 также соединен с узлом управления термопредохранителями 16.

Для разрыва силовой цепи в случае отказа электронного ключа 14 в замкнутом состоянии, в его составе предусмотрены два последовательно включенных термопредохранителя.

Контроль текущего значения тока в нагрузке и времени его действия модулем коммутации и дискриминации 8 осуществляется следующим образом.

После получения управляющей команды от модуля процессора 7 или команды прямого управления от модуля приема дискретных сигналов 6 на замыкание электронного ключа 14, узел вычислительный 12 формирует и передает в узел управления коммутацией 15 команду на замыкание электронного ключа 14, при этом значение показателя тока фиксируется двумя независимыми трактами измерения в узле измерения и дискриминации 13 и путем подачи напряжения, пропорционального значению тока в коммутируемой цепи, передаются на входы узла вычислительного 12. В случае отсутствия/невозможности контроля тока нагрузки, команда на включение электронного ключа 14 модулем процессора 7 не выдается.

В случае превышения током в нагрузке допустимой области значений, обозначенной на фиг. 3, узел вычислительный 12 формирует команды для узла управления коммутацией 15 на размыкание электронного ключа 14 и снимает запрет на нагрев термопредохранителя.

В схеме коммутации электронного ключа 14 предусмотрены два термопредохранителя, которые разрушаются в случае отказа электронного ключа 14 в замкнутом состоянии. Для управления нагревом термопредохранителей в узле управления термопредохранителями 16 реализовано две схемы управления нагревом. При снятии исправности узла вычислительного 12 или отсутствии подтверждения команды на включение электронного ключа от узла вычислительного 12 включается нагрев первого термопредохранителя. При снятии команды на запрет разрушения от узла вычислительного 12 включается нагрев второго термопредохранителя. Разрушение термопредохранителей необратимо.

При размыкании электронного ключа 14 по наличию перегрузки по току или короткому замыканию, повторная выдача команды управления возможна только после устранения причины перегрузки по току или короткого замыкания подачей модулем процессора 7 команды разблокировки.

Таким образом, осуществляя контроль тока нагрузки с помощью модулей коммутации и дискриминации, а также наличием узла питания модулей коммутации и узла питания модулей процессора, обеспечивающих самоконтроль работоспособности, обеспечивается возможность коммутации электропитания потребителей с функцией защиты от перегрузки по току и короткого замыкания в нагрузке, тем самым повышая безопасность эксплуатации транспортных средств.

Похожие патенты RU2814592C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОСЕТЯМИ 2019
  • Ким Валентин Львович
RU2710048C1
Системный интерфейс программируемого логического контроллера 2018
  • Глухов Антон Викторович
  • Прилипко Виктор Александрович
  • Крохоткин Сергей Александрович
  • Каневский Виктор Георгиевич
RU2709169C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОСЕТЯМИ 2019
  • Ким Валентин Львович
RU2719456C1
Высокопроизводительная вычислительная платформа на базе процессоров с разнородной архитектурой 2016
  • Лобанов Василий Николаевич
  • Чельдиев Марк Игоревич
RU2635896C1
Централизованное интеллектуальное электронное устройство системы автоматизированной электрической подстанции 2019
  • Ревель-Муроз Павел Александрович
  • Копысов Андрей Федорович
  • Немцев Александр Александрович
  • Фридлянд Яков Михайлович
  • Воронов Владимир Иванович
  • Воронов Сергей Владимирович
  • Кукунин Евгений Михайлович
  • Симонов Игорь Леонидович
  • Куимов Сергей Анатольевич
  • Зайцев Сергей Сергеевич
  • Наумов Владимир Александрович
  • Бурмистров Александр Михайлович
  • Егоров Дмитрий Александрович
  • Ксенофонтова Екатерина Владимировна
RU2720318C1
Электросетевой компьютер 2019
  • Ким Валентин Львович
RU2699580C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ ПОЛЕВЫХ УСТРОЙСТВ С УДАЛЕННЫМ ТЕРМИНАЛЬНЫМ БЛОКОМ 2017
  • Вандерах, Ричард, Дж.
  • Финдли, Роберт, Джон
RU2743506C2
Система управления общесамолетным оборудованием с распределенным вычислительным ресурсом 2016
  • Деревянкин Валерий Петрович
  • Юков Андрей Валерьевич
  • Лагутин Сергей Владимирович
  • Демченко Олег Федорович
  • Попович Константин Федорович
  • Школин Владимир Петрович
RU2631092C1
Сервер локального участка периметра интегрированного комплекса безопасности 2020
  • Троицкий Алексей Георгиевич
  • Лобов Дмитрий Сергеевич
RU2743908C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ НРЛС С УВЕЛИЧЕННЫМ НЕОБСЛУЖИВАЕМЫМ ПЕРИОДОМ АВТОНОМНОЙ РАБОТЫ 2012
  • Бурка Сергей Васильевич
  • Яковлев Александр Владимирович
  • Дьяков Александр Иванович
  • Деремян Михаил Олегович
  • Славянинов Владимир Васильевич
  • Макаренко Дмитрий Александрович
  • Тутов Алексей Владимирович
  • Чигвинцев Сергей Павлович
RU2522910C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 814 592 C1

Реферат патента 2024 года Устройство распределения электропитания

Изобретение относится к области силовой электроники. Техническим результатом является повышение безопасности эксплуатации транспортных средств за счет повышения контролепригодности и обеспечения контроля тока нагрузки. Устройство распределения электропитания содержит два независимых канала коммутации, выполненных на базе объединительной платы, каждая из которых соединена со своим входным и выходным модулем защиты и фильтрации и содержит узел питания модулей коммутации, соединенный с процессорным модулем и модулями коммутации и дискриминации, узел питания модуля процессора, соединенный с процессорным модулем и модулем приема дискретных сигналов, модуль приема дискретных сигналов, а также соединенные каналами последовательного интерфейса модуль процессора и N модулей коммутации и дискриминации, причем каждый модуль коммутации и дискриминации содержит вычислительный узел и электронный ключ, содержащий два термопредохранителя, для контроля тока нагрузки и управляемого разрыва коммутационной цепи. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 814 592 C1

Устройство распределения электропитания, характеризующееся тем, что содержит два независимых канала коммутации, выполненных на базе объединительной платы, каждая из которых соединена со своим входным и выходным модулем защиты и фильтрации и содержит узел питания модулей коммутации, соединенный с процессорным модулем и модулями коммутации и дискриминации, узел питания модуля процессора, соединенный с процессорным модулем и модулем приема дискретных сигналов, модуль приема дискретных сигналов, а также соединенные каналами последовательного интерфейса модуль процессора и N модулей коммутации и дискриминации, причем каждый модуль коммутации и дискриминации содержит вычислительный узел и электронный ключ, содержащий два термопредохранителя, для контроля тока нагрузки и управляемого разрыва коммутационной цепи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2814592C1

CN 112564076 A, 26.03.2021
CN 201369560 Y, 23.12.2009
CN 205131686 U, 06.04.2016
JP 2017070189 A, 06.04.2017
СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 2006
  • Федосов Алексей Александрович
RU2334335C2

RU 2 814 592 C1

Авторы

Воронин Борис Алексеевич

Комаров Денис Аркадьевич

Кузнецов Олег Игоревич

Разумов Игорь Анатольевич

Рысин Александр Иванович

Рябов Павел Федорович

Даты

2024-03-01Публикация

2023-06-07Подача