Способ комбинированного торможения объекта испытаний Российский патент 2024 года по МПК G01M7/08 G01N3/32 

Описание патента на изобретение RU2815360C2

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности, к испытаниям объектов на воздействие ударных нагрузок, а именно для формирования однополярного двухступенчатого с уменьшенным уровнем второй ступени относительно уровня первой ступени импульса перегрузки при ударных испытаниях.

При испытаниях объектов на воздействие ударных нагрузок объект подвергают воздействию импульса перегрузки заданной формы, который формируют известными способами [Г.С. Батуев, Ю.В. Голубев и др. «Инженерные методы исследования ударных процессов», Москва, 1997 г., разд. 16-20], заключающимися в том, что предварительно разогнанный до необходимой скорости на ударном стенде объект испытаний тормозят специальным тормозным устройством, обладающим соответствующей воспроизводимому импульсу перегрузки силовой характеристикой.

Одной из задач в области испытательной техники является воспроизведение однополярного двухступенчатого с уменьшенным уровнем второй ступени относительно уровня первой ступени импульса перегрузки (далее - двухступенчатый импульс перегрузки), форма которого показана на фиг. 1.

Для решения этой задачи на ударных стендах посредством известных способов необходимо тормозное устройство с соответствующей воспроизводимому двухступенчатому импульсу перегрузки двухступенчатой с уменьшенным уровнем второй ступени относительно уровня первой ступени силовой характеристикой (далее - двухступенчатая силовая характеристика), показанной на фиг. 2 формы.

Из известных тормозных устройств приближающуюся к требуемой двухступенчатую силовую характеристику может обеспечить тормозное устройство ударного стенда [Авторское свидетельство СССР №412512, кл. G01m 7/00, «Тормозное устройство ударного испытательного стенда» заявка 28.06.71 опубл. 25.01.1974 Бюллетень №3. Дата опубликования описания 28.10.1974], содержащее кольцевой резец с внутренней круговой режущей кромкой и вставленный в резец цилиндр с расположенными на цилиндрической поверхности продольными выступами. Тормозное усилие создается в результате срезания резцом продольных выступов с поверхности цилиндра, происходящего при столкновении движущегося объекта испытаний с торцом цилиндра и смещении цилиндра в полость кольцевого резца. Величина силы резания определяется толщиной и шириной срезаемых выступов, изменяя которые можно получить различные уровни нагрузок при смещении цилиндра, то есть можно обеспечить двухступенчатую силовую характеристику. Однако, переход с одного уровня нагрузки на другой, осуществляемый в результате изменения размеров срезаемых выступов цилиндра, из-за специфики процесса резания осуществляется на некотором пути, что искажает получаемую силовую характеристику на границе двух ступеней и соответственно искажает формируемый на объекте испытаний двухступенчатый импульс перегрузки, растягивая во времени процесс перехода с уровня первой ступени на уровень второй ступени. Кроме того, тормозное усилие формируется в узкой кольцевой зоне контакта продольных выступов цилиндра с режущей кромкой резца на сравнительно небольшой (по отношению к поперечному сечению цилиндра) площади, что не позволяет эффективно использовать материал цилиндра для формирования создаваемой силы торможения и ограничивает ее величину. Таким образом, указанные недостатки тормозного устройства при формировании двухступенчатого импульса перегрузки снижают точность воспроизведения формы импульса и ограничивают реализуемые уровни перегрузок.

Известен способ торможения объекта испытаний, используемый в горизонтальном стенде для ударных испытаний [Патент RU №2650099 С1 «Стенд для ударных испытаний высокоскоростных объектов», заявка №2017103039 опубл. 2017.01.30, дата опубликования описания 2018.04.06], содержащим основание с установленными на нем разгонным устройством, выполненным в виде натурного артиллерийского орудия, с испытуемым изделием и тормозным устройством. Тормозное устройство оснащено направляющими, из рельсов, закрепленных на регулируемых опорах с переставными элементами, не менее трех, установленными равномерно относительно оси стенда, внутри которых размещена емкость с инерционной массой, расположенной по траектории движения испытуемого изделия. Инерционная масса состоит из отдельных тормозных элементов, размером, равным калибру испытуемого изделия, располагаемых по закону увеличения плотности, рассчитанному из условия поддержания допустимого значения обратных перегрузок. Стенд снабжен скользящим переходником, расположенным между разгонным и тормозным устройствами, и противооткатным устройством в виде массивного упора.

При использовании указанного способа в качестве тормозного устройства может быть применено вышеописанное тормозное устройство по АС СССР №412512 с сформированной приближающейся к требуемой двухступенчатой силовой характеристикой и соответственно получен двухступенчатый импульс перегрузки приближающейся к требуемой формы, что позволяет рассматривать этот способ в такой комбинации как наиболее близкий к заявляемому изобретению и принять его в качестве прототипа.

В результате того, что в прототипе применено тормозное устройство по АС СССР №412512 с двухступенчатой силовой характеристикой, прототипу присущи имеющиеся у этого тормозного устройства вышеописанные недостатки - искажение двухступенчатой силовой характеристики на границе двух ступеней, сопровождаемое соответствующим искажением формируемого двухуровневого импульса перегрузки, и ограничение уровней тормозных усилий, сопровождаемое соответствующим ограничением уровней ступеней формируемого двухступенчатого импульса перегрузки, что сужает область применения прототипа.

Технической задачей, решаемой изобретением, является разработка способа комбинированного торможения при испытаниях на ударных стендах, позволяющего воспроизводить на объекте испытаний однополярный двухступенчатый импульс перегрузки.

Техническая задача решается за счет того, что формирование каждой ступени двухступенчатого импульса перегрузки осуществляют отдельным тормозным устройством с постоянным уровнем тормозного усилия, соответствующим уровню воспроизводимой ступени перегрузки, следующим образом.

Предварительно разогнанную на ударном стенде до необходимой скорости платформу с объектом испытаний тормозят тормозным устройством, закрепленным на обращенном к платформе торце имеющей возможность перемещения в направлении удара наковальни, при этом в отличие от прототипа тормозное устройство обладает постоянным уровнем тормозного усилия, соответствующим уровню первой ступени воспроизводимого двухступенчатого импульса перегрузки, возникающего в процессе торможения платформы с объектом испытаний, движение наковальни в направлении удара тормозят на всем пути движения наковальни до ее остановки в момент окончания процесса торможения платформы с объектом испытаний, закрепленным на неподвижном основании, вторым тормозным устройством, имеющем постоянный уровень тормозного усилия, величина которого меньше соответствующего показания первого тормозного устройства и соответствует уровню перегрузки второй ступени воспроизводимого двухступенчатого импульса перегрузки.

Новая совокупность существенных признаков в заявляемом способе позволяет воспроизводить при ударных испытаниях однополярный двухступенчатый импульс перегрузки.

Схема реализации предлагаемого способа показана на фиг. 3.

Предлагаемая схема содержит два тормозных устройства с постоянными уровнями тормозных усилий - тормозное устройство 1 (ТУ1), закрепленное на наковальне 3, имеющей возможность перемещения в осевом направлении, и имеющее более низкий по сравнению с ТУ1 уровень тормозного усилия тормозное устройство 2 (ТУ2), закрепленное на неподвижном основании 4. Названные узлы устанавливаются на ударном стенде в указанной на фиг. 3 последовательности без зазоров. Платформа с объектом испытаний 5 разгоняется на ударном стенде до необходимой скорости и ударяется по ТУ1, в результате чего в ТУ1 и ТУ2 возбуждаются присущие им уровни тормозных усилий, ТУ1 обжимается и воздействует на движущуюся платформу с объектом испытаний 5, которая тормозится с постоянным ускорением, в результате чего на объекте испытаний формируется первая ступень двухступенчатого импульса перегрузки с уровнем n1, определяемым уровнем тормозного усилия ТУ1 и массой платформы с объектом испытаний 5. Одновременно с начавшимся процессом нагружения объекта испытаний наковальня 3 под воздействием равнодействующей двух действующих на нее с противоположных сторон усилий от ТУ1 и ТУ2, направленной в сторону давящего с меньшим усилием ТУ2, приходит в, сопровождаемое обжатием ТУ2, движение происходящее с постоянным ускорением - наковальня 3 разгоняется в направлении, совпадающим с направлением замедляющегося движения нагружаемой платформы с объектом испытаний 5. С течением времени скорости платформы с объектом испытаний 5 и наковальни 3 выравниваются, в результате чего в момент достижения равенства скоростей прекращаются обжатие ТУ1 и формирование первой ступени двухступенчатого импульса перегрузки (при этом обжатие ТУ2 продолжается) происходит частичное восстановление полученной ТУ1 упругой деформации, сопровождаемое понижением уровня действовавшего на платформу с объектом испытаний 5 и наковальню 3 тормозного усилия ТУ1 и соответствующим понижением формируемого на объекте испытаний уровня перегрузки с n1 до n2. В результате уменьшения величины усилия, действующего со стороны ТУ1 на наковальню 3, самостоятельный режим ее равноускоренного движения изменяется на режим, синхронизированный с режимом равномерно замедленного движения платформы с объектом испытаний 5, при котором платформа с объектом испытаний 5 и наковальня 3 движутся как единое целое и на объекте испытаний теперь уже под воздействием тормозного усилия ТУ2 формируется вторая ступень двухступенчатого импульса перегрузки с уровнем П2, определяемым уровнем тормозного усилия ТУ2 и суммарной массой платформы с объектом испытаний 5 и наковальни 3 в сборе с ТУ1. Сместившись синхронно на определенное расстояние с соответствующим обжатием ТУ2 платформа с объектом испытаний 5 и наковальня 3 останавливаются, обжатие ТУ2 прекращается, происходит восстановление упругих деформаций ТУ1 и ТУ2, сопровождаемое исчезновением действовавших при нагружении объекта испытаний тормозных усилий и перегрузок, означающим завершение формирования второй ступени двухступенчатого импульса перегрузки и окончание процесса нагружения объекта испытаний.

Для реализации заданных параметров воспроизводимого импульса перегрузки (см. фиг. 1) параметры схемы испытаний:

- масса наковальни в сборе с ТУ1 - mн,

- скорость разгона платформы с объектом испытаний - V0,

- уровни усилий обжатий ТУ1, ТУ2 - PT1, PT2 соответственно,

- величины тормозных путей ТУ1, ТУ2 - ST1, ST2 соответственно должны назначаться в соответствии с нижеприведенными формулами:

где m0 - масса платформы с объектом испытаний, k - безразмерный коэффициент, включающий в себя длительности и уровни первой и второй ступеней двухступенчатого импульса перегрузок.

где а01, а02 - ускорение платформы с объектом испытаний при формировании первой и второй ступеней двухступенчатого импульса перегрузок,

где g=9.81 м/с2 - ускорение свободного падения;

где ан1 - ускорение наковальни при формировании первой ступени двухступенчатого импульса перегрузок,

где ан2 - ускорение наковальни при формировании второй ступени двухступенчатого импульса перегрузок,

Похожие патенты RU2815360C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИМПУЛЬСА ПЕРЕГРУЗКИ ПРИ УДАРНЫХ ИСПЫТАНИЯХ 1980
  • Брусков В.П.
  • Байбаков Л.Р.
RU2110051C1
ДАТЧИК УСКОРЕНИЙ 2017
  • Богданов Александр Владимирович
  • Гинятуллин Дамир Салихзянович
  • Рыжов Денис Александрович
RU2650801C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ КОНСТРУКЦИЙ НА ПРОЧНОСТЬ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ И НАСТРОЙКИ 2003
  • Европейцев А.А.
  • Мажирин В.Ф.
  • Подзоров В.Н.
  • Качкин А.А.
  • Иванов Н.Н.
RU2249803C1
Стенд для испытания средств инициирования, взрывных и пиротехнических устройств в условиях действия импульсов ударного ускорения 2016
  • Игнатов Олег Леонидович
  • Шестаков Александр Николаевич
  • Михайлов Александр Федорович
  • Половников Евгений Александрович
  • Ткач Евгений Олегович
  • Зимин Антон Леонидович
RU2617728C1
Устройство и способ снижения ударной нагрузки на объект испытаний 2019
  • Еремин Владислав Борисович
  • Пятаков Юрий Анатольевич
RU2731031C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАРНЫХ ИСПЫТАНИЙ МАТЕРИАЛОВ С БОЛЬШИМ ВНУТРЕННИМ ТРЕНИЕМ ПРИ ЗНАКОПЕРЕМЕННЫХ СКОРОСТЯХ ДЕФОРМИРОВАНИЯ 2000
  • Иванов А.И.
  • Кияткин А.Е.
  • Гинятуллин Д.С.
RU2187790C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИМПУЛЬСА ПЕРЕГРУЗКИ ПРИ УДАРНЫХ ИСПЫТАНИЯХ 2000
  • Байбаков Л.Р.
  • Кривоносова Л.В.
RU2173449C1
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ 2005
  • Болденкова Надежда Васильевна
  • Бугаев Александр Васильевич
  • Калмыков Петр Николаевич
  • Мартюшов Дмитрий Евгеньевич
  • Шляпников Георгий Петрович
RU2280849C1
СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИХ ЭЛЕКТРОДЕТОНАТОРОВ 2014
  • Игнатов Олег Леонидович
  • Шестаков Александр Николаевич
  • Половников Евгений Александрович
RU2582204C1
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ (ВАРИАНТЫ) 2020
  • Сакадынец Илья Анатольевич
  • Кривоносова Людмила Васильевна
RU2749646C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 815 360 C2

Реферат патента 2024 года Способ комбинированного торможения объекта испытаний

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к испытаниям объектов на воздействие ударных нагрузок, а именно для формирования однополярного двухступенчатого с уменьшенным уровнем второй ступени относительно уровня первой ступени импульса перегрузки при ударных испытаниях. Сущность: предварительно разогнанную на ударном стенде платформу с объектом испытаний тормозят тормозным устройством, закрепленным на обращенном к платформе торце имеющей возможность перемещения в направлении удара наковальни. Тормозное устройство обладает постоянным уровнем тормозного усилия, соответствующим уровню первой ступени воспроизводимого двухступенчатого импульса перегрузки, возникающего в процессе торможения платформы с объектом испытаний. Движение наковальни в направлении удара тормозят на всем пути движения наковальни до ее остановки в момент окончания процесса торможения платформы с объектом испытаний, закрепленным на неподвижном основании, вторым тормозным устройством, имеющим постоянный уровень тормозного усилия, величина которого меньше соответствующего показателя первого тормозного устройства и соответствует уровню второй ступени воспроизводимого двухступенчатого импульса перегрузки. Технический результат: возможность воспроизводить на объекте испытаний однополярный двухступенчатый импульс перегрузки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 815 360 C2

1. Способ комбинированного торможения объекта испытаний для формирования однополярного двухступенчатого с уменьшенным уровнем второй ступени относительно уровня первой ступени импульса перегрузки при ударных испытаниях, заключающийся в том, что предварительно разогнанную на ударном стенде платформу с объектом испытаний тормозят тормозным устройством, закрепленным на обращенном к платформе торце имеющей возможность перемещения в направлении удара наковальни, отличающийся тем, что тормозное устройство обладает постоянным уровнем тормозного усилия, соответствующим уровню первой ступени воспроизводимого двухступенчатого импульса перегрузки, возникающее в процессе торможения платформы с объектом испытаний движение наковальни в направлении удара тормозят на всем пути движения наковальни до ее остановки в момент окончания процесса торможения платформы с объектом испытаний, закрепленным на неподвижном основании вторым тормозным устройством, имеющим постоянный уровень тормозного усилия, величина которого меньше соответствующего показателя первого тормозного устройства и соответствует уровню второй ступени воспроизводимого двухступенчатого импульса перегрузки.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что величину массы наковальни с закрепленным на ней тормозным устройством устанавливают из соотношения:

mн=km0

где mн - масса наковальни с закрепленным на ней тормозным устройством, m0 - масса платформы с объектом испытаний, k - безразмерный коэффициент, включающий в себя длительности и уровни первой и второй ступеней двухступенчатого импульса перегрузок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2815360C2

Способ формирования трапецеидального ударного импульса на ударном испытательном стенде 1989
  • Добровольский Евгений Григорьевич
SU1778600A1
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО УДАРНОГО ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СТЕНДА 1971
SU412512A1
Тормозное устройство к ударному испытательному стенду 1975
  • Долинский Леопольд Михайлович
SU530216A1
US 9970844 B2, 15.05.2018.

RU 2 815 360 C2

Авторы

Гинятуллин Дамир Салихзянович

Даты

2024-03-13Публикация

2022-07-28Подача