Изобретение относится к маскировке, а конкретно к способам камуфляжного окрашивания, и может быть использовано при создании маскировочной окраски самолета.
Камуфлирующая окраска самолета предназначена для уменьшения дальности визуального обнаружения самолета на фоне подстилающей поверхности и неба, затруднения идентификации и определения пространственного положения самолета относительно наблюдателя во время ближнего маневренного воздушного боя.
Отличительной особенностью малозаметного самолета Су-57 является характерный силуэт его плановой проекции, обусловленный тем, что он сформирован прямыми линиями, параллельными передним и задним кромкам крыла для уменьшения радиолокационной заметности, что, наряду с близко расположенным к крылу горизонтальным оперением, делает самолет не похожим на любой другой и упрощает его визуальную идентификацию даже при кратковременной задержке взгляда на нем.
Известен способ маскировки, включающий нанесение на одну или несколько поверхностей маскируемого объекта камуфляжного рисунка, при этом камуфляжный рисунок последовательно формируют путем нанесения наиболее характерных пятен, полученных непосредственно из двух и более типовых фотоизображений фона (заявка на изобретение №2007148693, опубл. 10.07.2009 г.). Недостатком данного способа является то, что в случае применении подобного способа для окраски самолета невозможно получить типовые фотоизображения фона, так как подстилающий фон вокруг самолета меняется в зависимости от пространственного положения самолета.
Предлагаемый способ камуфлирующей окраски самолета основан на специальной окраске самолета таким образом, чтобы исказить геометрические размеры самолета и затруднить его визуальную идентификацию и прогнозирование положения самолета в следующий момент времени.
Техническим результатом разработанного способа камуфлирующей окраски самолета является уменьшение дальности визуального обнаружения самолета, затруднение идентификации и определения его пространственного положения.
Способ камуфлирующей окраски самолета, заключающийся в нанесении на верхнюю и нижнюю поверхности камуфлирующей окраски, состоящей из основной области светлого фона, темного пятна, занимающего до 60% площади проекции самолета, и переходной зоны между основной областью и темным пятном, образованной смешением геометрических элементов прямоугольной формы, имеющих цвета, аналогичные цвету темного пятна и светлого фона самолета, причем контуры темного пятна выполнены не повторяющими контуры самого самолета и его элементов, за счет суженного контура темного пятна окраски и переходной зоны по отношению к контуру самолета в средней его части, а также за счет только покрытия большей части горизонтального оперения основной областью светлого фона и меньшей части переходной зоной окраски без нанесения темного пятна камуфлирующей окраски на горизонтальное оперение самолета, при этом геометрические размеры элементов переходной зоны подобраны таким образом, чтобы при наблюдении с малого расстояния они идентифицировались как отдельные элементы, а при наблюдении с больших расстояний представлялись наблюдателю в виде сгруппированных элементов.
Цвет темного пятна на нижней поверхности самолета имеет более светлый оттенок по сравнению с цветом темного пятна на верхней поверхности самолета, при этом темное пятно доходит до кабины пилота.
Способ камуфлирующей окраски самолета поясняется фигурами 1-5.
На фиг. 1 показана камуфлирующая окраска плановой проекции самолета.
На фиг. 2 показана камуфлирующая окраска нижней проекции самолета.
На фиг. 3 показана камуфлирующая окраска боковой проекции самолета - левый борт.
На фиг. 4 показана камуфлирующая окраска боковой проекции самолета - правый борт.
На фиг. 5 показана камуфлирующая окраска фронтальной проекции самолета.
Окраска самолета представлена центральным темным пятном 1, расположенном на верхней поверхности самолета, не повторяющим его контуры, окаймленным более светлым основным цветом фона 2 самолета. Цвета и размеры пятна выбраны для скрытия самолета на ожидаемом подстилающем фоне методом уменьшения размеров контрастного пятна. Для уменьшения четкой контрастной границы между цветами камуфлирующей окраски создана зона смешения геометрических элементов 3 прямоугольной формы, имеющих цвета, аналогичные цвету темного пятна и светлого фона самолета. Благодаря этому на расстоянии визуального ближнего боя создается иллюзия плавного цветового перехода от цвета пятна к цвету его обрамления. Форма центрального темного пятна 1 камуфлирующей окраски совместно с идентичной окраской обоих сторон вертикального оперения с определенных ракурсов наблюдения дает возможность маскировать вертикальное оперение и еще сильнее затрудняет быструю идентификацию самолета в ближнем высокоманевренном воздушном бою. Все вышеперечисленные особенности камуфлирующей окраски самолета препятствуют возможности воспринять образ самолета и провести его идентификацию при кратковременном взгляде.
Нижняя поверхность планера самолета окрашена аналогично верхней за исключением цвета центрального темного пятна 4 - оно имеет более светлый оттенок для того, чтобы силуэт самолета не был слишком темным на фоне неба для наблюдателя с земли. Такая «двусторонняя» камуфлирующая окраска обладает дезориентирующим свойством, затрудняющим определение пространственного положения самолета, что препятствует возможности прогнозирования его маневров в ближнем высокоманевренном воздушном бою. Для дополнительного усложнения определения ориентации самолета в пространстве центральные темные пятна 1 и 4 доходят до кабины пилота, маскируя ее при маневрировании самолета.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ С ДЕЗИНФОРМАЦИОННО-ИСКАЖАЮЩЕЙ ОКРАСКОЙ | 2023 |
|
RU2811000C1 |
Маскировочная одежда | 2015 |
|
RU2756185C2 |
МНОГОСЛОЙНЫЙ МАСКИРОВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ | 2013 |
|
RU2558347C2 |
Способ противодействия оптико-электронной разведке | 2016 |
|
RU2632271C2 |
СПОСОБ МАСКИРОВКИ ПОСРЕДСТВОМ РАСТРОВОГО КАМУФЛЯЖА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2150658C1 |
СПОСОБ МАСКИРОВКИ ПОСРЕДСТВОМ ОРИЕНТИРОВАННОГО РАСТРОВОГО КАМУФЛЯЖА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2204789C2 |
Камуфляжный костюм | 2023 |
|
RU2823583C1 |
ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА С КАМУФЛИРОВАННЫМ МЕХОМ | 2001 |
|
RU2199710C2 |
ТЕКСТИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ С МАСКИРУЮЩИМИ СВОЙСТВАМИ | 2023 |
|
RU2808363C1 |
МНОГОСЛОЙНЫЙ КАМУФЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАЩА ИЗ МНОГОСЛОЙНОГО КАМУФЛИРУЮЩЕГО МАТЕРИАЛА, КАМУФЛИРОВАННЫЙ ПЛАЩ, КАМУФЛИРОВАННАЯ БАНДАНА, КАМУФЛИРОВАННЫЕ ПЕРЧАТКИ | 2022 |
|
RU2798354C1 |
Изобретение относится к маскировке, а конкретно к способам камуфляжного окрашивания, и может быть использовано при создании маскировочной окраски самолета. Способ камуфлирующей окраски самолета, заключающийся в нанесении на верхнюю и нижнюю поверхности камуфлирующей окраски, состоящей из основной области светлого фона, темного пятна, занимающего до 60% площади проекции самолета, и переходной зоны между основной областью и темным пятном, образованной смешением геометрических элементов прямоугольной формы, имеющих цвета, аналогичные цвету темного пятна и светлого фона самолета. Причем контуры темного пятна выполнены не повторяющими контуры самого самолета и его элементов, за счет суженного контура темного пятна окраски и переходной зоны по отношению к контуру самолета в средней его части, а также за счет только покрытия большей части горизонтального оперения основной областью светлого фона и меньшей части переходной зоной окраски без нанесения темного пятна камуфлирующей окраски на горизонтальное оперение самолета. При этом геометрические размеры элементов переходной зоны подобраны таким образом, чтобы при наблюдении с малого расстояния они идентифицировались как отдельные элементы, а при наблюдении с больших расстояний представлялись наблюдателю в виде сгруппированных элементов. Достигается уменьшение дальности визуального обнаружения самолета, затруднение идентификации и определения его пространственного положения. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Способ камуфлирующей окраски самолета, заключающийся в нанесении на верхнюю и нижнюю поверхности камуфлирующей окраски, состоящей из основной области светлого фона, темного пятна, занимающего до 60% площади проекции самолета, и переходной зоны между основной областью и темным пятном, образованной смешением геометрических элементов прямоугольной формы, имеющих цвета, аналогичные цвету темного пятна и светлого фона самолета, причем контуры темного пятна выполнены не повторяющими контуры самого самолета и его элементов, за счет суженного контура темного пятна окраски и переходной зоны по отношению к контуру самолета в средней его части, а также за счет только покрытия большей части горизонтального оперения основной областью светлого фона и меньшей части переходной зоной окраски без нанесения темного пятна камуфлирующей окраски на горизонтальное оперение самолета, при этом геометрические размеры элементов переходной зоны подобраны таким образом, чтобы при наблюдении с малого расстояния они идентифицировались как отдельные элементы, а при наблюдении с больших расстояний представлялись наблюдателю в виде сгруппированных элементов.
2. Способ камуфлирующей окраски самолета по п. 1, отличающийся тем, что цвет темного пятна на нижней поверхности самолета имеет более светлый оттенок по сравнению с цветом темного пятна на верхней поверхности самолета.
3. Способ камуфлирующей окраски самолета по п. 1 или 2, отличающийся тем, что темное пятно доходит до кабины пилота.
https://web.archive.org/web/20190523033915/https://iz.ru/881026/2019-05-23/istrebitel-f-16-perekrasili-pod-su-57-dlia-uchebnykh-boev-v-ssha, 23.05.2019 | |||
http://web.archive.org/web/20210127135333/https://topwar.ru/172222-18-dnej-raboty-esche-odin-f-16-jeskadrili-agressorov-perekrasili-pod-su-57.html, 27.01.2021 |
Авторы
Даты
2024-03-14—Публикация
2023-04-19—Подача