Изобретение относится к оружию, а именно к бомбам и может использоваться для массового поражения очень больших площадей.
Эффективность боеприпасов объемного взрыва в значительной мере зависит от режимов применения и от возможности использования различных средств их доставки.
Известны боеприпасы объемного взрыва (Авиационная и ракетная техника: ЭИ. -1991, №1661, с. 4):
Авиабомба BLU-73A/B (США), которая содержит корпус с жидким горючим, диспергирующий заряд, взрывательное устройство. В качестве стабилизатора используется кассета CBU-55A/B, которая сбрасывается с самолета, раскрывается на траектории с выбросом в воздушный поток трех BLU-73A/B;
Авиабомба BLU-82 (США), которая содержит корпус с горючим, диспергирующий заряд, взрывательное устройство и парашютную систему. Авиабомба массой 6800 кг сбрасывается с самолета МС-130 "Геркулес" и стабилизируется в полете за счет парашютной системы.
К недостаткам авиабомбы BLU-73A/B следует отнести низкий коэффициент полезной нагрузки за счет дополнительного использования кассеты со стабилизирующим устройством и механизмом ее раскрытия на траектории. Кроме того, авиабомба после выброса ее из кассеты имеет нестабилизированный участок траектории, что приводит к снижению точности прицельного бомбометания.
Известна объемная детонирующая авиабомба по патенту РФ №2232972. МПК Е42В 23/00, опубл. 20.07.2004 г., прототип.
Объемно-детонирующая авиабомба по этому патенту включает корпус с горючим и диспергирующим зарядом, головку с приборами взрывательного устройства и электрически связанное с ним устройство переменной задержки (УПЗ), перистый надкалиберный стабилизатор с Х-образным расположением перьев, в обойме которого расположена парашютная система с инициирующим зарядом.
Недостатки: сброс бомбу с вертолетов или самолетов можно осуществлять на небольшой высоте и при низкой скорости полета носителя. Это очень опасно для носителя. Сброс бомбы выполняется на парашюте, и она может быть уничтожена в воздухе, отсутствует система управления полетом авиабомбы в атмосфере вследствие чего, снижена точность ее попадания в цель.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности применения объемно-детонирующей авиабомбы и эффективное поражение большой площади.
Технический результат состоит в повышение эффективности применения объемно-детонирующей авиабомбы и эффективное поражение большой площади
Решение указанной задачи достигнуто за счет того, что объемно-детонирующая кассетная авиабомба, содержащая несколько объединенных в кассету автономных авиабомб, содержащих корпус с жидким горючим и диспергирующим зарядом в диспергаторе, головку с приборами взрывателя, перистый стабилизатор, тем, что каждая авиабомба выполнена квадратного поперечного сечения, с хвостовым приборным отеком, а перистый стабизизатор выполнен в виде радиально установленных перьев, с возможностью поворота по двум взаимно перпендикулярным направлениям и содержит сферический шарнир между хвостовым приборным отсеком и верхним торцом корпуса, а механизм поворота выполнен в виде двух пар взаимно перпендикулярно установленных гидроцилиндров, между верхним торцом корпуса и перистым стабилизатором, кассета выполнена в виде двух хомутов с пиропатроном в стыке хомутов, в головке с приборами установлено по четыре лазерных дальномера для определения расстояния до земли, соединенных линиями связи с взрывателем.
Хомуты могут быть выполнены из двух частей с пиропатронами в местах их соединения.
Соединение четырех лазерных дальномеров для определения расстояния до земли с взрывателем может быть выполнено через избирательно суммирующую схему, передающую сигнал при срабатывании хотя бы одного лазерного дальномера на взрыватель.
В головке с приборами может быть установлен контактный взрыватель.
Приборный отсек может содержать радиопрозрачную крышку и установленный под ней антенной системы ГЛОНАСС, соединенную с датчиком положения.
Хвостовой приборный отсек может содержать приемную антенну для связи с носителем.
Существенные признаки, используемые в описании:
автономная авиабомба 1,
кассета 2,
стягивающий хомут 3,
пиропатрон 4,
корпус 5,
жидкое горючее 6,
диспергирующий заряд 7,
диспергатор 8,
головка 9,
утяжелитель 10,
лазерный дальномер 11,
интегрально-суммирующий блок 12,
взрыватель 13,
блок питания энергией головки 14,
перистый стабилизатор 15,
радиально расположенные перья 16,
кольцевой зазор 17,
хвостовой приборный отсек 18,
радиопрозрачная крышка 19,
блок питания энергией хвостового отсека 20,
сферический шарнир 21,
верхняя полусфера 22,
нижняя полусфера 23,
болты 24.
внутренняя полусфера 25,
верхняя платформа 26,
нижняя платформа 27,
цилиндрический шарнир 28,
гидроцилиндр 29,
шток 30.
второй цилиндрический шарнир 31,
гидростанция 32,
клапан 33,
маслопровод 34,
силовой провод 35,
приемник ГЛОНАСС 36,
линия связи 37,
приемник управления 38,
бортовой компьютер 39,
антенна ГЛОНАСС 40,
радиоканал 41,
спутник 42,
носитель 43,
приемник-передатчик 44,
антенна управления 45
приемная антенна 46.
ударный взрыватель 47,
часть хомута 48,
акселерометр 49,
магнетометр 50.
оптическое окно 51.
Сущность предложенного технического решения предложена на чертежах (Фиг. 1 - 9), где:
на фиг. 1 приведена автономная бомба,
на фиг. 2 приведены несколько автономных бомб в кассете,
на фиг. 3 приведен разрез А - А, первый вариант кассеты,
на фиг.4 приведен разрез А-А, второй вариант кассеты,
на фиг. 5 приведен хвостовой приборный отсек,
на фиг. 6 приведена схема поражения двадцатью автономными авиабомбами,
на фиг. 7 приведена схема поражения тремя автономными авиабомбами,
на фиг. 8 приведен внешний вид автономной авиабомбы,
на фиг. 9 приведена электронная схема управления объемно-детонирующей авиабомбы.
Объемно-детонирующая кассетная авиабомба (Фиг. 1-9) содержит несколько автономных авиабомб 1, содержащих кассету 2, например в виде двух стягивающих хомутов 3, оборудованных пироболтами 4.
Каждая автономная авиабомба 1 имеет корпус 5 с жидким горючим 6, диспергирующий заряд 7, размещенный в диспергаторе 8, выполненном в виде цилиндрического корпуса, установленного вдоль оси корпуса 5. Корпус 5 предпочтительно выполнить квадратной формы в поперечном сечении. Это обеспечит более полную упаковку автономных авиабомб 1 в кассете 2.
Головка 9 выполнена в виде четырехугольной пирамиды и содержит утяжелитель 10, в угловой вершине, четыре лазерных дальномера 11 и интегрально-суммирующий блок 12, соединенный с взрывателем 13. Там же находится блок питания энергией головки 14.
Автономные авиабомбы 1 имеют перистый стабилизатор 15, который содержит радиально расположенные перья 16 и кольцевой зазор 17 между ним и хвостовым приборным отсеком 18. Хвостовой приборный отсек 18 содержит радиопрозрачную крышку 19 для передачи радиосигнала внутрь хвостового приборного отсека 18.
В хвостовом приборном отсеке 18 установлен блок питания энергией хвостового отсека 20 и сферический шарнир 21. Сферический шарнир 21 содержит (Фиг. 5) верхнюю полусферу 22, нижнюю полусферу 23, болты 24, соединяющие полусферы 22 и 23. Сферический шарнир 21 содержит внутреннюю полусферу 25.
Автономная авиабомба 1 содержит верхнюю платформу 26 и нижнюю платформу 27. Для управления автономными авиабомбами 1 предусмотрен поворот перистого стабилизатора 15 в двух плоскостях. Для этого установлены по два цилиндрических шарнира 28, гидроцилиндра 29 со штоками 30 и по два вторых цилиндрических шарнира 31 на концах штоков 30, Для управления предусмотрена гидростанция 32 и клапаны 33 в маслопроводах 34, связанных с гидроцилиндрами 29 для управления ими в одной плоскости. Для управления во взаимно перпендикулярной плоскости предусмотрено также два гидроцилиндра 29 со штоками 30. Силовые провода 35, предназначены для передачи электроэнергии ко всем потребителя электроэнергии, в том числе к гидростанции 32.
В хвостовом приборном отсеке 18 установлены приемник ГЛОНАСС 36, к входу в который подключена антенна ГЛОНАСС 40, а к выходу из которого при помощи линий связи 37 подключен компьютер управления 39 и блок питания энергией хвостового отсева 20. С другой стороны силовые провода 35 и линии связи соединены с выходом из компьютера управления 39.
Линии связи 37 предназначены для передачи управляющих сигналов. Управление содержат по числу автономных авиабомб 1, бортовой компьютер 39, а на носителе 43 приемник-передатчик 44, к которому присоединена антенна управления 45, которая находится внутри хвостового приборного отсека 18 под радиопрозрачной крышкой 19.
Радиоканалы 41 передают сигналы со спутников 42 для установления точного положения всех автономных авиабомб 1 в пространстве при помощи системы дистанционного позиционирования ГЛОНАСС.
Дополнительно можно осуществляться контроль и управление полетом всех автономных авиабомб 1 с носителя 43, оборудованного приемником -передатчиком 44, который по радиоканалу 41 связан с антенной управления 45 на носителе 43 и далее связан с приемными антеннами 46 всех автономных авиабомб 1.
Для контроля положения автономных авиабомб 1 используют акселерометр 49 и магнетометр 50 который используют при скважинных измерениях в процессе бурения (Технология MWD) которая позволяет производить измерения параметров инклинометрии (угол поворота отклонителя, зенита, азимута)
Акселерометр 49 и магнетометр 50 (фиг.1 и 9) определяют угловое положение конкретной автономной авиабомбы 1 и ориентацию ее в пространстве и при помощи линий связи 37 передают их на входы в бортовые компьютеры 39.
РАБОТА С ОБЪЕМНО-ДЕТОНИРУЮЩЕЙ КАССЕТНОЙ АВИБОМБОЙ
При необходимости произвести значительное разрушение на большой площади и произвести неядерный взрыв, соизмеримый со взрывом средней атомной бомбы, необходимо погрузить в бомболюк носителя 43: бомбардировщика ТУ 95 или сверхзвукового стратегического бомбардировщика ТУ 160, подготовленную заранее кассету 2 автономных авиабомб 1. Предпочтительно использовать второй вариант кассеты 2 с двумя стягивающими хомутами 3 состоящими из двух частей хомута 48 с двумя пироболтами 4 на них. Это повысит вероятность раскрытия кассеты 2 при неполадках в электрической системе (фиг. 9).
Вооружение: в двух подфюзеляжных отсеках размещается различная целевая нагрузка общей массой 22 500 кг, максимальная - до 40 000 кг.
После разделения кассеты 2 производят управление всеми автономными авиабомбами 1 по заранее заданной программе с учетом коррекции данных от акселерометра 49 и магнетометра 50 (фиг. 1 и 9) и сведений, поступающих из системы глобального дистанционного позиционирования (Глонасс) со спутников 42.
Данные из системы глобального позиционирования позволяют получить реальное положение всех автономных авиабомб 1 с учетом скорости носители 43- Vнос и скорости ветра Vветр (фиг. 7) и скорректировать полет автономных авиабомб 1 гидроцилиндрами 29 (фиг. 1), воздействуя на перистые стабилизаторы 16 (фиг. 1).
Управление гидроцилиндрами 29 выполняет гидростанция 32 с клапанами 33, которые включаются в нужное время подачей сигнала по линиям связи 37.
Исходные данные для управления всеми автономными авиабомбами 1 берутся с учетом показаний акселерометров 49 и магнетометров 50 и Глобальной системы дистанционного позиционирования ГЛОНАСС.
Подрыв автономных авиабомб 1 происходит на заранее заданный высоте (оптимальной для разрушения от взрыва) Нвз. Контроль высоты полета осуществляют одновременно четыре лазерных дальномеров 11 по команде с приемника 36 с учетом всех внешних факторов. При несрабатывании хотя бы одного взрывателя 13 по любым причинам на него через несколько сек. проходит сигнал от ударного взрывателя 47 и автономная авиабомба 1 взрывается на поверхности земли с несколько меньшим эффектом, чем предполагалось ранее.
Применение изобретения позволит:
- в несколько раз увеличить площадь поражения при одновременном взрыве нескольких автономных авиабомб на заданной оптимальной с точки зрения поражения высоте и за счет их распределения их в пределах радиуса эффективного поражения.
- упростить обслуживание кассет,
- снизить вес кассет и более плотно упаковать кассету с автономными авиабомбами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, С ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМОЙ НАВЕДЕНИЯ | 2006 |
|
RU2339905C2 |
АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, С ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМОЙ НАВЕДЕНИЯ | 2006 |
|
RU2339904C2 |
УЧЕБНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА С СИСТЕМОЙ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ | 2006 |
|
RU2319102C1 |
КРУГЛОСУТОЧНАЯ ВСЕПОГОДНАЯ ВЫСОКОТОЧНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАБОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, С АВТОМАТОМ ГЛОБАЛЬНОЙ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ | 2006 |
|
RU2317515C1 |
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, С ЛАЗЕРНОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ | 2005 |
|
RU2300075C1 |
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ | 2003 |
|
RU2247314C1 |
УПРАВЛЯЕМЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ СНАРЯД | 2017 |
|
RU2664529C1 |
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ | 2002 |
|
RU2204796C1 |
АВИАЦИОННАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ БОМБА С ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ | 1999 |
|
RU2147724C1 |
ВЫСОКОТОЧНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, КРУГЛОСУТОЧНОГО И ВСЕПОГОДНОГО БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ С АППАРАТУРОЙ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОГО НАВЕДЕНИЯ | 2007 |
|
RU2346232C1 |
Изобретение относится к объемно-детонирующим кассетным авиабомбам. Технический результат заключается в повышении эффективности применения объемно-детонирующей авиабомбы и эффективном поражении большой площади. Объемно-детонирующая кассетная авиабомба содержит несколько объединенных в кассету автономных авиабомб, содержащих корпус с жидким горючим и диспергирующим зарядом в диспергаторе, головку с приборами взрывателя, перистый стабилизатор. Каждая авиабомба выполнена квадратного поперечного сечения с хвостовым приборным отсеком. Перистый стабилизатор выполнен в виде радиально установленных перьев, с возможностью поворота по двум взаимно перпендикулярным направлениям, и содержит сферический шарнир между хвостовым приборным отсеком и верхним торцом корпуса. Механизм поворота выполнен в виде двух пар взаимно перпендикулярно установленных гидроцилиндров, между верхним торцом корпуса и перистым стабилизатором. Кассета выполнена в виде двух хомутов с пиропатроном в стыке хомутов. В головке с приборами установлено по четыре лазерных дальномера для определения расстояния до земли, соединенных линиями связи с взрывателем. 5 з.п. ф-лы, 9 ил.
1. Объемно-детонирующая кассетная авиабомба, содержащая несколько объединенных в кассету автономных авиабомб, содержащих корпус с жидким горючим и диспергирующим зарядом в диспергаторе, головку с приборами взрывателя, перистый стабилизатор, отличающаяся тем, что каждая авиабомба выполнена квадратного поперечного сечения, с хвостовым приборным отсеком, а перистый стабилизатор выполнен в виде радиально установленных перьев, с возможностью поворота по двум взаимно перпендикулярным направлениям, и содержит сферический шарнир между хвостовым приборным отсеком и верхним торцом корпуса, а механизм поворота выполнен в виде двух пар взаимно перпендикулярно установленных гидроцилиндров, между верхним торцом корпуса и перистым стабилизатором, кассета выполнена в виде двух хомутов с пиропатроном в стыке хомутов, в головке с приборами установлено по четыре лазерных дальномера для определения расстояния до земли, соединенных линиями связи с взрывателем.
2. Объемно-детонирующая кассетная авиабомба по п. 1, отличающаяся тем, что хомуты выполнены из двух частей с пиропатронами в местах их соединения.
3. Объемно-детонирующая кассетная авиабомба по п. 1, отличающаяся тем, что соединение четырех лазерных дальномеров для определения расстояния до земли с взрывателем выполнено через интегрально-суммирующий блок, передающий сигнал при срабатывании хотя бы одного лазерного дальномера на взрыватель.
4. Объемно-детонирующая кассетная авиабомба по п. 2, отличающаяся тем, что в головке с приборами установлен ударный взрыватель.
5. Объемно-детонирующая кассетная авиабомба по п. 1, отличающаяся тем, что хвостовой приборный отсек содержит радиопрозрачную крышку и установленную под ней антенну системы ГЛОНАСС, соединенную с датчиком положения.
6. Объемно-детонирующая кассетная авиабомба по п. 1, отличающаяся тем, что хвостовой приборный отсек содержит приемную антенну для связи с носителем.
ОБЪЕМНО-ДЕТОНИРУЮЩАЯ АВИАБОМБА | 2003 |
|
RU2232972C1 |
СПОСОБ ВЗРЫВА БОЕПРИПАСА ПОВЫШЕННОЙ МОЩНОСТИ ВЗРЫВА И БОЕПРИПАС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2399864C2 |
АВИАЦИОННЫЙ БОЕПРИПАС | 2005 |
|
RU2287772C1 |
ОТКЛОНЯЕМАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ РАКЕТЫ | 1992 |
|
RU2015496C1 |
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ С АЭРОСТАТИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1992 |
|
RU2077696C1 |
УПРАВЛЯЕМАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА | 2008 |
|
RU2391624C2 |
РАЗОВАЯ БОМБОВАЯ КАССЕТА | 2004 |
|
RU2270412C1 |
US 3505957 A1, 14.04.1970 | |||
US 4141294 А1, 27.02.1979. |
Авторы
Даты
2024-03-25—Публикация
2023-01-20—Подача